Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Медицинское страхованиеМедицина и здравоохранение
Введение
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа «продаю-покупаю»; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Страховой рынок представляет собой систему дающую возможность осуществлять куплю продажу услуг по различным видам страхования.
Согласно статьи 2-й Федерального Закона от 27. 11. 1992г. № 4015-1 «О страховании», страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий).
Как и всякий рынок, страховой рынок имеют свою сложную и разветвленную инфраструктуру, состоящую из различных отраслей и видов страхования, страховых организаций, объектов страхования и т. д.
В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов. Таким образом, социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
Медицинское страхование является формой социального страхования населения в случае потери здоровья от любой причины. До недавних пор медицинское страхование являлось составной частью государственного обязательного социального страхования, проводимого за счет средств предприятий и учреждений. При потере здоровья застрахованные рабочие, служащие или колхозники имеют право на денежное пособие по месту работы в размере до полного заработка в зависимости от своего трудового стажа на весь период нетрудоспособности в пределах четырех месяцев. Если нетрудоспособность застрахованных продолжается свыше четырех месяц», то они переводятся на пенсию по инвалидности. Указанные пособия и пенсии позволяют застрахованным полностью или частично возмещать потери в своих семейных доходах, связанные с временней, длительной или постоянной нетрудоспособностью.
С учетом сказанного выше, можно рассматривать отрасль медицинского страхования как один их важных компонентов инфраструктуры страхового рынка.
Назначение и основные функции медицинского страхования
Медицинское страхование#S - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.
Обязательное медицинское страхование является новым для российской системы видом социального страхования населения. Оно должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия.
Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство Здравоохранения РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой. Гарантированный перечень видов медицинской помощи, то есть базовая программа, включает: скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляется независимо от места проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.
Законом Российской Федерации от 28. 06. 91 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений) определено, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Государственная структура - это одновременно хорошо и плохо. С одной стороны, компания будет существовать в любом случае, с другой - совсем не обязательно, что выплаты будут произведены и обязательства будут выполнены. В России государство не будет выполнять обязательства страховой компании, наоборот, оно может изъять активы напрямую и направить их на свои нужды, как произошло в начале 90-х, или, как это произошло в 1998 году, заставить страховые фирмы держать свои денежные средства в Государственных ценных бумагах, которые не обеспечены ничем, кроме декларативных заявлений. Кризис 17 августа 1998 года поставил многие страховые компании на грань банкротства.
Чтобы определить и проанализировать задачи социального страхования необходимо отметить его основные функции и виды. К важнейшим функциям социального страхования, как составляющей социальной политики относятся:
защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;
компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;
воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;
перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;
стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов - уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием.
Правовое обеспечение деятельности медицинского страхования
Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г., вступивший в силу 12 января 1993г. В это же время был создан Росстрахнадзор - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ
В части 1 статьи 41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Таким образом граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья и окружающей среды это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, представлением населению доступной медико-социальной помощи. В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В 1991 года 28 июня вышел «Закон о медицинском страховании граждан РФ» который гласит, что «Основной целью медицинского страхования является гарантия гражданам при возникновении страхового риска получить медицинскую помощь за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование - это вид личного страхования, при котором объектом являются ценности связанные со здоровьем человека. «
В 1993 году вышел приказ дополняющий закон о введении в практику медицинского страхования то есть о реализации закона. С января 1993 года медицинские учреждения стали реально работать в условиях медицинского страхования. Таким образом правовые, экономические и организационные основы обязательного медицинского страхования населения в России определены Законом от 28. 07. 91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 01. 07. 94 № 9-ФЗ.
Отношения, складывающиеся в результате осуществления обязательного медицинского страхования, входят в предмет права социального обеспечения. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования закреплены типовыми правилами обязательного медицинского страхования (письмо Федерального Фонда ОМС от 28. 06. 94 № 3-1354).
Согласно этим Типовым правилам, граждане РФ имеют право: на выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе и за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг в соответствии и качеством и объемом, установленным государственной программой, независимо от того, предусмотрено это договором или нет.
Кроме этого в системе основных организационных принципов обязательного медицинского страхования (ОМС) лежат следующие:
Всеобщность - все граждане независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг включенных в программу ОМС. Нормы ОМС распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними договора.
Государственность - средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Государство является непосредственным страхователем для неработающей части населения (учащиеся, студенты, пенсионеры). Государство осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств ОМС. Государство обеспечивает финансовую устойчивость системы ОМС, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными.
Некоммерческий характер - средства ОМС не могут стать доходом или прибылью юридических и физических лиц, являющихся учредителями страховых медицинских компаний. ОМС нерентабельно и не одна страховая компания не занимается только медицинским страхованием. Как правило, страховые компании занимаются добровольным медицинским страхованием, могут заниматься и немедицинским страхованием.
Общественная солидарность и социальная справедливость - все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые платежи по ОМС уплачиваются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью. Срабатывает принцип - здоровый платит за больного. Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависит от размера платежа по ОМС и граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение медицинских услуг. Срабатывает принцип - богатый платит за бедного.
Проблемы и пути развития медицинского страхования
в современных условиях
В наших условиях всеобщего бесплатного здравоохранения, обязательное медицинское страхование не может быть ни чем иным, как отраслью обязательного социального страхования. В составе фонда социального страхования за счет некоторого увеличения размеров взносов, отчисляемых предприятиями и учреждениями в этот фонд, должен формироваться автономный целевой фонд дополнительного финансирования здравоохранения. За счет средств этого фонда следует, очевидно, финансировать главным образом мероприятия, которые будут способствовать уменьшению степени страхового риска, т. е. сокращению заболеваемости, травматизма и росту эффективности лечения; научные исследования, подготовка специалистов, разработка более совершенного медицинского оборудования и новых лекарственных средств, строительство научных и лечебных учреждений. Тем самым будет оправдан страховой метод формирования данного фонда.
Однако, наше страховое законодательство принимает несколько иное направление, связанное с формированием автономных фондов медицинского страхования в обязательном и добровольном порядке. Это направление установлено Законом о медицинском страховании граждан Российской Федерации, принятым в июне 1991 г. Естественно, переход к медицинскому страхованию порождает значительное количество проблем, решение которых становится чрезвычайно актуальным. Так, в частности, важной проблемой является разработка методик технико-экономического обоснования соответствующих услуг. Такие методики необходимы, с одной стороны, страховым медицинским компаниями для прогнозирования своего развития с целью обеспечения рентабельности своей деятельности, а с другой стороны - органам управления здравоохранением и Госстрахнадзора РФ для разработки адекватных мер регулирования рынка страховых медицинских услуг. Для того чтобы создать условия для развития системы медицинского страхования в нашей стране, как отмечают многие специалисты, необходимо предварительное решение следующих юридических, организационных и финансовых задач:
«вписать» систему медицинского страхования в основные принципы, структуру и органы управления существующей системы государственного здравоохранения;
установить юридический статус застрахованного, страхующихся организаций и учреждений, обеспечивающих предоставление медицинских услуг;
разработать принципы и единую систему ценообразования, применяемую в системе медицинского страхования;
разработать принципиально новую информационную систему, позволяющую определить эффективность и качество медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования;
предложить схемы и установить размеры формирования финансовых ресурсов для медицинского страхования, имея в виду участие государства, предприятий, местных органов власти, населения;
организовать на всех уровнях управления здравоохранением систему арбитража.
Заключение
Анализ показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденции отрицательного характера. Так, по данным за девять месяцев 1996г. в общем объеме страховых взносов на долю обязательного страхования приходится 46, 6 % (в 1995г. - 30, 5%) при этом свыше 91% платежей обязательного страхования дает обязательное медицинское страхование. Соответственно доля взносов добровольного страхования за девять месяцев 1996г. составила 53, 4% (в 1995г. - 69, 4%).
В связи с тем, что в нашей стране наиболее острой сегодня является проблема подъема уровня народного здравоохранения, возникает вопрос об увеличении его бюджетного финансирования и о поиске новых, внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан. Одним из таких источников может стать медицинское страхование. Безусловно через страхование государство должно участвовать в решении социальных проблем развития общества. Но обязательное страхование следует рассматривать как временную меру, переходный этап в решении социальных проблем общества. В то же время обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования. Определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. Вызывает большую озабоченность сокращение размеров и снижение их роли и значения.
Развитие страхового рынка России требует значительной поддержки со стороны государства. Вместе с тем страхование должно развиваться как самостоятельный экономический инструмент, постоянно расширяя операции. Для российского страхового рынка было характерно появление коэптивных страховых организаций в рамках отдельных бывших министерств и ведомств. Этот процесс, безусловно, положительно складывается на развитии страхового рынка, но только в переходный период. Страхование в своем развитии не должно сдерживаться границами отрасли или предприятий, объединенных в финансово-промышленную группу.
Страховые компании должны идти по пути объединения между страховщиками: обмен акциями, взаимное участие в уставных капиталах. Это наиболее реальный путь развития страхового бизнеса в условиях российского рынка.
Список литературы
Страховое дело. Учебник под редакцией профессора Рейтмана Л. И. - М.: 1992
Основы страхового права России, М. Я. Шиминова - М. 1993.
Право социального обеспечения, Е. Е. Мачульская - М. 1989.
Социальное обеспечение и социальное страхование, Г. В. Сулейманова - М. 1998.
Страхование, В. В. Шахов - М. 1997.
Описание предмета: «Медицина и здравоохранение»Медици?на — в широком смысле область научной и практической деятельности по изучению и исследованию нормальных и
патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению
и укреплению здоровья людей.
В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или, иначе, медицинскую теорию — область
науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания,
патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.
Выделяют также практическую медицину, или, иначе, клиническую медицину, или медицинскую практику — практическое
применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний
человеческого организма.
Существует разделение на классическую медицину, называемую также конвенциональной, официальной, иногда -
ортодоксальной, или традиционной медициной, и альтернативную медицину, называемую также нетрадиционной (а
иногда неофициальной или неконвенциональной медициной). В англоязычных странах комплементарная и альтернативная
медицина объединены в одну категорию en:CAM (Complementary and alternative medicine) и регулируются специальным
законодательством.
Современная научная медицина, называемая также доказательной медициной, требует строгих доказательств
эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ —
двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие
подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их
кажущейся эффективности в не-слепых опытах (т.е. для пациента или для практикующего врача). [Материал из
Википедии]
Литература - Е.М. Четыркин. Актуарные расчеты в негосударственном пенсионном и медицинском страховании. – М.: Дело АНХ, 2009. – 256 с.
- Страховые взносы на зарплату. Порядок начисления и уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. – М.: АБАК, 2011. – 128 с.
- Страховые взносы на зарплату. Порядок начисления и уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. – М.: АБАК, 2012. – 304 с.
- И.В. Евтухов. Медико-правовой справочник для населения. Медицинское право в документах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 512 с.
- Геннадий Лопатенков. Медицинское страхование и платные услуги. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 160 с.
- Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". – М.: Сибирское университетское издательство, 2009. – 64 с.
- Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". – М.: Рид Групп, 2011. – 80 с.
- Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". – М.: Рид Групп, 2011. – 96 с.
- Медицинское страхование граждан. Новшества, возможности выбора. – М.: Библиотечка РГ, 2014. – 192 с.
- Александр Петрович Архипов, Ирина Петровна Хоминич und Наталья Федоровна Челухина. Развитие медицинского страхования в Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 376 с.
- Вера Мамулина. Обязательное медицинское страхование. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
- Александра Дмитрюк. Модернизация обязательного медицинского страхования в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 148 с.
- Анастасия Суркова und Руслан Садыртдинов. Государственное управление обязательным медицинским страхованием. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
- Алексей Медницкий. Актуарные расчеты по добровольному медицинскому страхованию. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
- О.В. Леонтьев, В.В. Назарова. Комментарии и справочные материалы к Федеральному закону "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". – М.: СпецЛит, 2015. – 208 с.
- Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". – М.: Проспект, 2016. – 96 с.
- О.А. Цыганова, И.В. Ившин. Медицинское страхование. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 176 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|