Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Развитие международных товарных номенклатурМеждународные экономические отношения
I. ВВЕДЕНИЕ
Объективные процессы экономического развития нашей страны, стремление к расширению внешнеэкономической деятельности и унификации таможенного дела в интересах выхода на международные рынки ускорили решение вопроса о вхождении СССР в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). 16 мая 1990 года Совет ГАТТ принял решение о предоставлении СССР статуса наблюдателя. По преемственности Российская Федерация остается наблюдателем в ГАТТ, а в июне 1993 года на имя генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.
Длительное время Российское государство не являлось членом международной таможенной организации Совета таможенного сотрудничества (СТС). Лишь в 1991 году было оформлено членство России в СТС. Она избрана членом Политической комиссии этого самого крупного международного таможенного органа. Являясь членом СТС, таможенная служба России перестраивает таможенный механизм на основе Конвенции об оценке товаров в таможенных целях и Конвенции по таможенной номенклатуре. Участие России в этих двух Конвенциях является одним из шагов, необходимых для принятия нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), образовавшуюся в июле 1995 года и включившую в себя ГАТТ и впервые выработанное Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса РФ в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 4) относятся:
единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;
единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
единство политики экспортного контроля;
единство таможенной территории Российской Федерации;
приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности (тарифное регулирование, лицензирование, квотирование и т. п.), соответствующим мировой практике, требует изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися в грузовом обороте. Если прежде режим и процедура пропуска товаров определялись, исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий - объект такой сделки, т. е. конкретный товар.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров экономического сообщества (КН ЕЭС).
Однозначное понимание классификационных группировок является не только преимуществом ТН ВЭД, но и необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, определении режимов экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведении экономико-статистического анализа.
Система цифрового кодирования в ТН ВЭД позволяет представлять всю необходимую информацию в удобной форме для оперирования ею при сборе, передаче и автоматизированной обработке.
Таким образом Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности играет важную роль в основе системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны.
В данном реферате я хотел раскрыть некоторые аспекты исторического зарождения, развития и использования товарных номенклатур не только в России, но и в мировом сообществе.
II. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Развитие международных товарных номенклатур.
I. Общие сведения по истории вопроса.
С давних пор существовал интерес к определенной классификации и обозначению товаров. Как правило, этот интерес обуславливался желанием государственных властей облагать налогами или сборами товары, перемещаемые в рамках их территорий либо пересекающие их границы.
Впоследствии, по мере развития индустриальных обществ, появилась необходимость знать объемы такой торговли и перемещения товаров, в том числе и в тех случаях, когда последние не облагались никаким пошлинами и сборами.
Первые системы классификации товаров были, естественно, весьма примитивны и в большинстве случаев представляли собой не более чем алфавитный список - перечень товаров, к которым применялась та или иная ставка пошлины (налога) либо которые были освобождены от их уплаты. Однако по мере увеличения количества различных ставок пошлин или освобождений от ее уплаты, одновременно с увеличением алфавитных списков товаров, был осознан тот факт, что более выгодной и удобной была бы такая классификация товаров, которая основывалась бы на ином критерии, отличном от принципа сходства товара с порядком, применяемым в области таможенного налогообложения. Поэтому появились таможенные тарифы, основанные на критерии существа или характере товара, а не на его пошлинном статусе. Определенный товар при этом идентифицировался для уплаты пошлины в рамках соответствующей классификационной системы.
Одновременно, в связи с ростом объема и значения международной торговли, стало очевидным, что из - за различий в национальных таможенных тарифах возникает множество проблем, связанных с порядком и внутренней структурой разделов и товарных позиций тарифных номенклатур, названиями и дефинициями товаров и даже с основными классификационными принципами, лежащими в основе тех или иных тарифов. Некоторые национальные тарифы были разработаны лишь в самой общей форме; другие - первоначально составлены на какой-либо методологической основе, которая впоследствии неоднократно подвергалась видоизменениям в силу принимаемых национальных протекционистских мер, международных коммерческих или многосторонних тарифных соглашений.
Таким образом, само естественное развитие торговых и экономических связей выдвинуло необходимость разработки и применения стандартизированной таможенной номенклатуры товаров, способной обеспечить:
системную классификацию всех товаров, вращающихся в международной торговле;
международно - единообразную классификацию всех товаров на приемлемой основе в тарифах стран, применяющих такую номенклатуру;
принятие общего международного таможенного «языка» с тем, чтобы таможенная терминология могла бы быть однозначно понята как экспертами, так и участниками торговли, облегчая тем самым задачи импортеров, экспортеров, производителей продукции, ее перевозчиков и, естественно, таможенных администраций;
простоту и определенность значений при ведении переговоров, применении и верном истолковании двусторонних и многосторонних таможенных соглашений;
международную единообразность и сопоставимость данных для облегчения анализа и сравнения статистики мировой торговли.
Усилия, направленные на разработку единой всемирной номенклатуры товаров, способной облегчить ведение международного товарообмена, начали реализовываться на практике более века назад. Они в первую очередь вели к созданию номенклатур, которые одновременно использовались бы как для тарифных, так и для статистических целей.
Между 1831 и 1854 годами Бельгия представила свою внешнеторговую статистику, сгруппированную по трем генеральным разделам: сырье, продукты потребления в их естественном состоянии, готовые (произведенные) изделия. Эта классификация в 1854 году была заменена на систему перечисления товаров в алфавитном порядке.
Номенклатура, использованная Австро - Венгрией в тарифе 25 мая 1892 года, базировалась на классификационной схеме, которая позднее была применена в статистической Брюссельской Номенклатуре 1913 года и в проекте Таможенной Номенклатуры Лиги Наций 1931 года.
В период с 1851 по 1908 года было проведено несколько международных экономических конгрессов, имевших целью подготовить единую статистическую номенклатуру. Самый первый из них (Брюссель, 1853 г.) высказался за единообразную международную тарифную номенклатуру в качестве основы международной статистической номенклатуры. При этом Конгресс исходил из того, что используемые статистические номенклатуры большинства государств разрабатывались в тесной увязке и на основе их тарифных номенклатур, и изменения в одной из них влекли аналогичные перемены в другой.
Другие международные статистические конгрессы по данной проблематике проводились в Гааге (1869 г.), Санкт-Петербурге (1872 г.) и Будапеште (1876 г.). Для координации работ этих форумов в 1885 г. Был учрежден Международный институт статистики.
Первая практическая единообразная статистическая номенклатура товаров, учрежденная международной Конвенцией, была принята Второй международной конференцией по коммерческой статистике, проходившей в Брюсселе в 1913 г. Эта Конвенция была подписана 29 государствами 31 декабря 1913 г. Сама номенклатура состояла из 186 товарных позиций, сгруппированных в 5 групп:
животные;
пищевые продукты и напитки;
сырье и полуфабрикаты;
готовые изделия;
золото и серебро.
Она послужила базой первого сравнительного анализа коммерческой статистики, проведенного Бюро Торговой Статистики в 1922 г. Кроме того, эта номенклатура прямо или косвенно использовалась в тарифных целях около 30 странами.
II. Проект таможенной номенклатуры Лиги наций.
В 1927 г. Комитет экспертов, работающий в рамках Всемирной экономической Конференции, созванной под эгидой Лиги Наций, начал работу по подготовке проекта Единой Таможенной Номенклатуры, первый вариант которого был завершен в 1931 году и пересмотрен к 1937 г.
Эта Номенклатура получила название Женевской и состояла из 991 товарной позиции, сгруппированной в 86 товарных групп, которые, в свою очередь, составили 21 раздел. В дополнение к основным, или базовым, товарным позициям, последовательно пронумерованным от 1 до 991, предусматривались «вторичные», в некоторых случаях «третичные» и даже «четвертичные» подпозиции. Основные товарные позиции были в принципе обязательными, однако страны самостоятельно имели право либо сократить количество подпозиций, объединяя некоторые из них, либо создавая новые в дополнении к предусмотренным в Женевской Номенклатуре, в зависимости от своих национальных экономических, статистических или таможенных нужд
III. Номенклатура Совета Таможенного Сотрудничества (НСТС).
В послевоенные годы задачи восстановления экономики и стремление к большей свободе торговли создали благоприятные условия для стандартизации таможенных тарифов, в связи с чем вновь встал вопрос о создании международно признанной единой товарной номенклатуры.
Женевская номенклатура была принята в качестве базовой при подготовке общего таможенного тарифа, разрабатывавшегося с 1948 г. Группой изучения проблем Европейского таможенного Союза. Естественно, что в текст, подготовленный в Женеве, были внесены существенные поправки: как в связи с необходимостью отразить технический прогресс, так и с целью преодолеть недостатки, выявленные опытом стран, которые применяли тарифы, основанные на Женевской Номенклатуре.
Проект номенклатуры тарифа, содержащего товарные позиции и подпозиции, был подготовлен в 1949 г. При этом стало ясно, что позиции номенклатуры, в отличии от подпозиций, оставляемых на рассмотрение отдельных стран, должны быть установлены международной Конвенцией.
Именно проект 1949 года, после соответствующего уточнения, пересмотра и упрощения, был инкорпорирован в Брюссельскую Конвенцию о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах от 15 декабря 1950 г. Данная Конвенция была открыта к подписанию в то же самое время, что и Конвенция об учреждении Совета Таможенного Сотрудничества, а также Конвенция об оценке товаров в таможенных целях.
Конвенция о номенклатуре вступила в силу 11 сентября 1959 года, вслед за утверждением 1 июля 1955 года. Протокола поправок, установившего пересмотренный вариант номенклатуры.
Данный документ первоначально стал известен как «Брюссельская (Тарифная) Номенклатура» (БТН), а с 1974 г. он был переименован в «Номенклатуру Совета Таможенного Сотрудничества» (НСТС).
Конвенция содержала специальное положение, предусматривающее создание нового рабочего органа Номенклатурного Комитета, или Комитета по Номенклатуре и процедуру периодического совершенствования номенклатуры. Эти меры, явившиеся значительным прогрессом по сравнению с Женевской номенклатурой, стали без сомнения определяющими для успеха новой Конвенции.
С 1955 г. СТС предложил странам - участницам данной Конвенции пять рекомендаций для внесения поправок в номенклатуру, в основном для отражения появившихся технологических усовершенствований. Данные рекомендации вступили в силу после их принятия странами - участницами Конвенции в 1965, 1972 и 1978 гг.
В настоящее время сторонами Конвенции по номенклатуре официально являются 52 государства, которые по условиям Конвенции обязаны привести свои таможенные тарифы в соответствие с номенклатурой СТС.
Фактически же около 150 государств и территорий, на долю которых приходится более 70% международной торговли, используют номенклатуру СТС в качестве основы своих таможенных тарифов.
Номенклатура СТС представляет собой систематизированный список товаров, включающий 1011 позиций (2 из которых - «выборочные», т. е. произвольные или необязательные), сгруппированные в 99 товарных групп, которые, в свою очередь, составляют 21 раздел. Каждая товарная позиция идентифицируется двумя группами из двух цифр каждая: - первые две цифры указывают номер товарной группы, где находится товарная позиция; вторые две - положение самой товарной позиции в данной товарной группе.
Номенклатура СТС дополняется:
Пояснениями, которые, хотя и не являются частью Конвенции 1950 года, представляют собой официальную интерпретацию номенклатуры в том виде, как она утверждена Советом Таможенного Сотрудничества;
Алфавитным указателем, где перечисляются все товары, описываемые либо упоминаемые в номенклатуре и Пояснениях;
Сборником классификационных мнений, где даны все утвержденные СТС мнения по проблемам классификации тех или иных товаров, которые рассматривались Советом по инициативе различных стран.
IV. Стандартизированная международная торговая
классификация (СМТК).
Женевская номенклатура была также использована в качестве основы Минимального перечня товаров для международной торговой статистики, опубликованного Лигой Наций в 1938 г. В 1948 - 1950 гг. данный перечень был пересмотрен Статистической Комиссией ООН и опубликован под названием «Стандартизованная международная торговая классификация» (СМТК, или SITC). 12 июля 1950 года Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) принял резолюцию, призвавшую все правительства к использованию данной классификации в своих внешнеторговых статистиках посредством:
принятия данной системы с такими изменениями, которые могут быть необходимы для национальных целей, однако без нарушения общих принципов данной системы классификации; либо
пересмотра своих статистических данных в соответствии с новой системой для целей международной сопоставимости.
V. Происхождение Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров.
В конце 60-х годов отчетливо проявилось стремление всех стран, активно участвующих в международной торговле, добиться рационализации и гармонизации данных торговой документации и, в частности, максимально унифицировать систему кодирования в отношении стран, единиц количественных измерений, видов транспорта, требований к условиям транспортировки, и в первую очередь, конечно, в отношении самих товаров. В самом деле, несмотря на существование единых международных номенклатур для статистических и тарифных целей, в силу различных причин один товар в ходе единичной международной сделки мог быть по-разному отклассифицирован до 17 раз, пока он наконец доходил до своего конечного потребителя. Такое положение вещей, естественно, удорожало, и порой значительно, продажную стоимость товара и наносило таким образом ущерб потребителям и самим производителям.
Развитие технических средств автоматизированной обработки и передачи данных давало реальную возможность решить названную проблему, однако лишь в том случае, если для идентификации товара использовался бы единый международно - признанный код.
Работы по изучению данной проблематики сконцентрировались в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН, в ее рабочей группе по вопросам упрощения процедур международной торговли.
В начале 70-х годов представители СТС обсудили ход работ с другими международными организациями, и на совещании ЕЭК ООН было признано, что СТС является наиболее приемлемой организацией для того, чтобы вести изучение и практическую реализацию вопросов, связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся в международном товарообмене.
Спустя 13 лет исследовательская и подготовительная работа, осуществленная под эгидой СТС, вылилась в создании Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров и новой Конвенции о ее внедрении.
Глава 2. Разработка Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров.
I. Исследовательская работа.
В 1970 году Совет Таможенного Сотрудничества принял решение образовать группу изучения для определения возможности разработки Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров, способной отвечать в равной степени потребностям таможенной службы, статистических органов, производителей и перевозчиков товаров. В работе данной группы приняли участие представители 15 государств; различные межправительственные международные организации (СТС, ЕЭК ООН, ФАО, ГАТТ, ЕЭС, ОЭСР, ЮНКТАД, Статистическое Бюро ООН, НАТО); неправительственные международные организации (ИАТА, Международная Торговая палата, Международная Ассоциация торговых центров и др.); национальные организации СОА и Великобритании.
Уже в июне 1971 года группа изучения проинформировала СТС о наличии реальных предпосылок и возможности разработки ГС описания и кодирования товаров для ее широкомасштабного использования в международной торговле.
В своем заключительном докладе, утвержденном Советом Таможенного Сотрудничества в мае 1973 года, группа сделала следующие выводы:
разработка ГС описания и кодирования товаров является не только целесообразной, но и необходимой, учитывая долгосрочные интересы совершенствования международной торговли;
система должна основываться на НСТС и пересмотренной редакции СМТК; вместе с тем проведенная работа показала, что необходимо внесение некоторых дополнений в данные два инструмента с тем, чтобы привести их в соответствие с действующей торговой практикой; кроме того, было бы желательно модифицировать некоторые части НСТС для облегчения внедрения ГС описания и кодирования товаров; и, конечно же, при разработке данной системы должны быть приняты меры, позволяющие осуществлять пересмотр и дополнение в случае необходимости;
НСТС должна стать ядром Гармонизированной Системы, причем НСТС будет продолжать существовать по положениям новой Конвенции в качестве 4- значного цифрового единого образования;
при разработке ГС необходимо учитывать существующие номенклатуры и системы описания товаров, которые первоначально официально использовались в таможенных, статистических и транспортных целях;
ГС должна разрабатываться под эгидой СТС; вместе с тем необходимо продолжение существования координирующего международного межорганизационного формирования на период разработки ГС для обеспечения нужд и соблюдения интересов всех сторон, а также для эффективного введения ГС в действие.
Утвердив данный доклад и содержащиеся в нем выводы, СТС принял решение учредить Комитет по ГС для непосредственной подготовки Системы в соответствии с направлениями, изложенными рабочей группой, и для разработки проекта документа, на основании которого ГС могла бы быть введена в действие.
Было также создано специальное подразделение в Секретариате СТС, получившее название технической группы, задачей которой было проведение работ для нового Комитета и, в частности, представление на его рассмотрение первоначальных предложений по разработке ГС. Руководителем Комитета по ГС (и одновременно технической группы) был назначен Заместитель Генерального Секретаря СТС.
II. Подготовительная работа.
В виду того, что основной целью ГС является удовлетворение нужд и требований всех органов, организаций и лиц, участвующих в и обслуживающих международную торговлю, в состав Комитета по ГС, куда по началу были включены только представители таможенных служб различных стран, вошли и представители ряда национальных и международных организаций.
Всего в работе Комитета по ГС и его рабочей группы приняли участие представители около 60 стран и более 20 международных и национальных организаций путем подачи своих предложений, замечаний, комментариев к предложениям или посредством участия в процессе принятия конкретных решений.
В соответствии с общими принципами, установленными рабочей группой Комитета по ГС, данная система описания и кодирования товаров должна была «развиться» не только из взаимосопоставимых НСТС и СМТК ред. 2, но и учитывать широкий спектр прочих товарных классификационных систем. Некоторые из них базировались на НСТС (наприм. таможенный тариф Японии), в то время как другие развивались ранее самостоятельно (таможенные тарифы США и Канады). Кроме того, учитывались и разнообразные транспортные номенклатуры: Стандартизированная товарная номенклатура Международного железнодорожного Союза; Всемирная классификация авиагрузов Международной Ассоциации воздушного транспорта; Фрахтовый тариф Ассоциации ВестИндских трансатлантических пароходных линий и Стандартизированный товаро-транспортный код.
Таким образом, проект ГС разрабатывался как номенклатура, структурно разделенная на несколько различных уровней, основанная в первую очередь на детально пересмотренной НСТС с ее 4- значными цифровыми позициями, дополняемыми подпозициями. Пересмотр и поправки к НСТС как таковой, будучи в специфической компетенции Комитета по Номенклатуре, учрежденного Конвенцией о Брюссельской тарифной номенклатуре 1950 года, были распространены и на новые тексты, относящиеся к уровням товарных позиций, по общему соглашению между Комитетами СТС по ГС и по Номенклатуре.
Что же касается разбивки, или детализации, товарных позиций на подпозиции, или субпозиции, последние были обозначены 2- мя дополнительными цифрами. Таким образом, подпозиции идентифицируются 6- значным цифровым кодом.
Отдельная идентификация в ГС товаров либо групп товаров принималась лишь в случае достижения соглашения между участниками о том, что данные товары или группы товаров действительно играют существенную роль в международной торговле.
К 1976 году общая концепция новой ГС описания и кодирования товаров приобрела конкретные очертания.
В ноябре этого же года Статистический Комитет ООН признал, что предлагаемая комбинированная товарная номенклатура, которая отвечает требованиям и производства, и торговли, должна играть важнейшую роль и содержать для товаров, обращаемых в международной торговле, элементы комбинированной классификации данного описания товара.
К началу 1981 года Комитет по ГС завершил подготовительную работу по Системе. Только с этого момента действительное существо ГС начало проявлять себя полностью в своем значении и проблемах. Если в некоторых аспектах ГС могла рассматриваться, как уже указывалось, в качестве ответвления действующих НСТС и СМТК ред. 2, то по существу она превратилась в абсолютно новую 6- значную цифровую номенклатуру для перемещаемых в международном товарообороте изделий и предметов. Именно в качестве таковой она призвана со временем полностью заменить НСТС на международном уровне, поэтому для достижения этой цели была разработана Международная Конвенция по ГС и проведены соответствующие мероприятия в связанных областях.
К июню 1983 года Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре провел полный пересмотр уже частично согласованных текстов и решил ряд возникших при этом технических проблем. Параллельно было достигнуто соглашение в отношении положений международной Конвенции, на основании которой ГС будет введена в действие. Одним из существенных итогов этой работы Комитета было достижение договоренности о возможности развивающихся стран частично применять ГС на уровне, меньшем чем 6 знаков (но не менее 4), в тех случаях, когда их участие в международной торговле или административные ресурсы объективно позволяют лишь такое частичное применение.
В виду того, что не вся вспомогательная работа по ГС была закончена, в частности, разработка Пояснений к Номенклатуре, СТС принял решение о создании Промежуточного (Временного) Комитета по ГС для ведения и наблюдения за применением ГС до вступления новой Конвенции в силу. Кроме того, данный временный Комитет по ГС совместно с Комитетом по Номенклатуре учредил совместную рабочую группу для окончания разработки Пояснений к номенклатуре ГС.
В июне 1983 года на своих 61/62 сессиях в Брюсселе Совет Таможенного Сотрудничества утвердил окончательный вариант проекта Международной Конвенции по Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров и открыл Конвенцию для подписания.
Первоначальным намерением Совета являлось введение Конвенции по ГС в действие 01. 01. 1985 года, и соответствующая статья Конвенции (ст. 13) исходила из этих сроков. Однако различные задержки административного характера и переговоры по вопросам применения ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле, вызванные необходимостью перевода тарифов на ГС, повлекли за собой изменение первоначально запланированной даты. Новый срок введения Конвенции в действие был установлен на 01. 01. 1988 г.
Для обеспечения выполнения данного срока СТС в июне 1986 года (на своих 67/68 сессиях) утвердил Протокол поправок к Конвенции по ГС, где было предусмотрено, что для вступления Конвенции в силу необходимо определенное количество стран, ее подписавших. По достижении к сентябрю 1987 года этого количества - 17 государств - Гармонизированная Система описания и кодирования товаров вступила в силу 1 января 1988 года.
СССР присоединился к этой Конвенции 12 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР № 1004 «О введении в СССР Гармонизированной системы описания и кодирования товаров».
Глава 3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД).
В Российской Федерации Гармонизированная система описания и кодирования товаров вместе с Комбинированной номенклатурой ЕЭС используется в качестве основы для построения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Впервые ТН ВЭД была опубликована в 1990 году под названием «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР».
В соответствии с указанием ГТК от 28 января 1992 года № 11-13/224 «О юридическом статусе различных изданий ТН ВЭД» официальными считаются только те издания, которые признаны таковыми ГТК. Приказом ГТК от 9 марта 1992 года № 79 с 1 мая 1992 года была введена в действие ТН ВЭД в новой редакции (2-е издание), разработанной ГТК совместно с рядом министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов России, а с 1 августа 1996 года, на основании Распоряжения ГТК № 07-07/11026 от 3 августа 1996 года, стала применяться ТН ВЭД 2-го издания исправленная и дополненная по состоянию на 1 января 1995 года.
В законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» установлено, что ТН ВЭД определяется Правительством России, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров (ст. 2). Непосредственное ведение и совершенствование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляется таможенными органами.
К сожалению поспешное, без предварительной подготовки, введение Товарной номенклатуры в России привело к некоторым перекосам и трудностям. Так, если таможенные органы достаточно быстро восприняли новую систему классификации товаров, то другие органы связанные с внешнеторговым оборотом (торгово-промышленные палаты, органы стандартизации и т. п.) довольно часто допускают вольное трактование принципов и правил классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности является одной из основных функций таможенных органов (п. 12 ст. 10 ТК РФ). Общие направления осуществления данной функции содержатся в специально посвященной этому гл. 33 ТК (ст. ст. 216-218).
В статье 216 ТК обозначены основные элементы, совокупность которых составляет указанную функцию таможенных органов. Ведение ТН ВЭД заключается в том, что таможенные органы:
обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
приводят ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой;
обеспечивают опубликование ТН ВЭД;
разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию ТН ВЭД и обеспечивают их опубликование;
осуществляют иные функции, необходимые для ведения указанной номенклатуры.
Ведение ТН ВЭД, возлагаемое на таможенные органы в соответствии со ст. 216 ТК, предполагает и другую функцию таможенных органов, заключающуюся в классификации товаров и принятии соответствующего решения об этом (ст. 217 ТК РФ).
Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Императивный характер таких решений подтверждается положениями ТК, согласно которым решения других органов и учреждений по классификации товаров не признаются допустимыми к использованию в таможенных целях. С технической точки зрения классификация товаров, проводимая таможенными органами, осуществляется в соответствии с общими принципами ведения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, правилами ее толкования, принятыми требованиями и условиями классификации.
Кодекс предоставляет Государственному таможенному комитету дополнительные полномочия в области ТН ВЭД (ст. 219). они заключаются в том, что ГТК:
представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, которые связаны с разработкой, изменениями, дополнениями, толкованиями и применением международной основы ТН ВЭД;
участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД.
В Таможенном Кодексе так же, как и в Законе «О таможенном тарифе», полномочия по утверждению ТН ВЭД закреплены за Правительством РФ.
Глава 5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ).
Возникновение Содружества независимых государств на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 года и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года послужило началом к организации его политических и экономических органов. 13 марта 1992 года был сформирован Таможенный совет, а 24 сентября 1993 года в Москве девять государств- участников СНГ подписали Договор о создании Экономического союза. В связи с этим руководители таможенных служб Армении, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Российиской Федерации рассмотрели и подписали ряд проектов протоколов и межправительственных соглашений: о сотрудничестве таможенных служб по различным вопросам.
Решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 года было утверждено Положение о Совете руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. В Положении говорится, что Совет руководителей таможенных служб государств - участников Содружества учреждается в целях реализации Договора о создании Экономического союза. В своей деятельности Совет руководствуется соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно - консультативного комитета Содружества.
Были определены и функции Совета. На него возлагались обязанности вырабатывать и вносить предложения в области таможенного дела для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно - консультативного комитета СНГ, и в частности:
по практическим шагам в деле создания Таможенного союза;
по основным направлениям таможенной политики государств - участников Содружества, включая разработку единого внешнего таможенного тарифа, основанного на Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, порядок взимания таможенных пошлин, применения таможенных пошлин, определение страны происхождения товаров, оценку товаров в таможенных целях;
по межгосударственным программам развития таможенного дела.
18 января 1994 года состоялось Первое заседание Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества. Председателем Совета был избран Анатолий Сергеевич Круглов - руководитель таможенной службы Российской Федерации.
3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств. Правительства 12 государств - членов СНГ, стремясь к унификации форм таможенной статистики и упрощению таможенных процедур, договорились о принятии единой ТН ВЭД СНГ, основанной на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.
Ведение ТН ВЭД СНГ возложено на таможенную службу Российской Федерации, которая:
следит за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД СНГ, пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
приводит ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой;
осуществляет ведение и хранение эталонного экземпляра ТН ВЭД СНГ;
разрабатывает совместно с таможенными службами других государств - участников Содружества пояснения и по поручению Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества утверждает классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ;
обеспечивает опубликование ТН ВЭД СНГ, пояснений к ней;
осуществляет иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.
Это свидетельствует о том, что значение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации возрастает не только в нашей стране, но и на международном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение хочу отметить, что переход к новым принципам регулирования внешнеэкономической деятельности, таким как таможенный тариф, лицензирование, квотирование экспортно - импортных операций, иные меры нетарифного регулирования, применяемые в соответствии с общепринятой мировой практикой - все это требует изменения и в сложившихся подходах к организации таможенного контроля за грузовым оборотом. Если при ранее существовавшей практике режим и процедура пропуска определялись в первую очередь исходя из того, кто является субъектом внешнеторговой сделки, то в новых условиях главный критерий - объект такой сделки, т. е. конкретный товар.
Это и вызывает необходимость применения товарной номенклатуры, поскольку от того, как классифицируется товар, зависит, под какой вид регулирования он попадает. Уклонение от установленного режима перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и указания таких данных в таможенной декларации должно рассматриваться (и рассматривается) как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с законодательством.
в настоящее время стала очевидна необходимость глубокого понимания принципов и правил классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД на всех уровнях государственной законодательной и исполнительной власти (как в центре, так и на местах), экспертами различных уровней, производителями, экспортерами, импортерами и перевозчиками товаров.
В данном направлении работает и Российская таможенная академия, которая играет важную роль в изучении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в таможенных органах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности».
Федеральный закон «О таможенном тарифе».
Таможенный кодекс Российской Федерации.
Постановлении Правительства РФ от 02. 11. 93 «О либерализации внешнеэкономической деятельности».
Постановление Правительства РФ от 14. 04. 94 «Вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Постановление Совета Министров СССР от 12. 08. 88 № 1004.
Ю. Г. Кисловский «История таможни государства Российского». - М.: Автор, 1995.
Учебное пособие «Основы таможенного дела», вып. 2, РТА, М., 1995.
Учебное пособие «Основы экономической теории», изд. «Владос», М., 1995.
Комментарий к Таможенному кодексу РФ, изд. «Спарк», М., 1996.
Описание предмета: «Международные экономические отношения»В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно
международные экономические отношения и механизм их реализации
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными
странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными,
многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука
изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические
отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм
международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации
(международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность
международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных
экономических отношений
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999
Литература - Транснациональный наркобизнес: Новая глобальная угроза. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – 264 с.
- С.В. Фомишин. Международные экономические отношения на рубеже тысячелетий. – М.: Олди-плюс, 2002. – 560 с.
- М.С. Ханин. Международное морское торговое судоходство. Экономика. Политика. – М.: ТрансЛит, 2011. – 128 с.
- И.В. Гайворонский, Т.Б. Петрова. Анатомия зубов человека. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 56 с.
- И.Н. Глебов. Международное право. – М.: Дрофа, 2006. – 368 с.
- Под редакцией А.Ю. Архипова, Е.П. Пузаковой. Международные экономические отношения. Международный бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 576 с.
- И.Л. Тимонина, И.В. Колесникова, Э.Г. Мартиросян. Развитие международного бизнеса. – М.: Дело АНХ, 2010. – 152 с.
- С.В. Голованова. Международная торговля в развитии российских товарных рынков. – М.: Форум, 2012. – 192 с.
- А.А. Шахмаметьев. Международное налоговое право. – М.: Международные отношения, 2014. – 24 с.
- Вера Кузьминых. Развитие международных отношений в рамках ЕврАзЭс(региональный аспект). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 96 с.
- Виктория Дорофеева. Формирование портфеля стратегий устойчивого развития предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
- Игорь Юрьевич Трибушный. Международная торговля. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 236 с.
- Елена Александрова. Развитие международного туризма в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
- Александр Погорельский. История развития международного правозащитного движения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 228 с.
- Андрей Ефимов und Галина Стоянова. Стратегия развития международного образовательного туризма. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 128 с.
- А.В. Абрамова, Ю.А. Савинов. Международный бизнес в области информационных технологий. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 208 с.
- С.В. Кузнецов. Банки развития. Международный опыт правового регулирования. – М.: Юстицинформ, 2018. – 216 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|