Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Международное морское правоМеждународное право
Понятие международного морского права, становление его основных принципов, важнейшие нормативные акты.
С давних времен пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавание, добыча живых и неживых ресурсов моря, научные исследования и т. п.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.
Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Таковы свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских судов через территориальные воды иностранных государств, право беспрепятственного транзитного прохода судов и пролета летальных аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и др.
Некоторые из норм международного морского права рассматриваются в качестве его принципов ввиду их большого значения для регулирования морской деятельности - принцип свободы судоходства для всех государств в открытом море. Этот принцип оказывает определенное воздействие на содержание правового режима территориальных вод, исключительных экономических зон, международных проливов и некоторых других морских пространств. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила принципиальное положение, что все морские районы и зоны за пределами территориальных вод резервируются конвенцией для использования в мирных целях.
Международное морское право является органической частью общего международного права, оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и т. п., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. д.).
Субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций.
Международное морское право - одно из самых древних частей международного права, уходящая своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.
Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств.
С 1973 по 1982 год состоялось одиннадцать сессий Конвенции, в которых участвовали представители 164 стран. Такое широкое участие осложняло поиски компромиссов между интересами различных по своему экономическому развитию и географическому положению групп государств.
Вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года возникновение новых факторов исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения нашли свое отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали представители 159 субъектов международного права. Эта Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года.
Одновременно с Конвенцией вступило в силу «Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН 28 июня 1994 года.
Многие правила, касающиеся регулирования рыболовства, охраны морской среды, борьбы с преступлениями на море, спасания и оказания помощи на море в случае аварий и катастроф и других вопросов, содержатся в специальных многосторонних и двухсторонних конвенциях.
Все эти многообразные и многочисленные договорные и обычные нормы и принципы образуют международное морское право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, возникающие в связи с их деятельностью по исследованию и использованию морей и океанов, а также их ресурсов.
Классификация морских пространств.
Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:
пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;
пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.
Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.
В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые: а) внутренними водами и б) территориальным морем (территориальными водами). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят также архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.
Внутренние воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус.
Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом их них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус.
Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус.
Таким образом, правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.
Внутренние воды.
В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориально моря.
Внутренними водами прибрежного государства считаются также:
акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (Белое море);
морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В том случае, когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морских миль таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство.
Указанные выше правила отсчета внутренних вод в заливах (бухтах, губах и лиманах) не применяются к «историческим заливам», которые, независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. К таким «историческим заливам» относится на Дальнем Востоке залив Петра Великого. Статус этого залива был определен Россией в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, в соглашениях России и СССР с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 годов.
Канада считает своим историческими водами Гудзонов залив, Норвегия - Варангерфьорд, Тунис - Габесский залив.
Правовой режим внутренних вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. Судоходство и рыболовство во внутренних водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия.
Правовой режим морских портов. Акватории морских портов являются частью внутренних вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот международный обычай подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году.
Согласно Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.
Для захода в морские порты иностранных военных судов необходимо приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется уведомить прибрежное государство.
Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. п.
Разрешение уголовных дел, касающихся моряков и других лиц, находящихся на борту иностранных судов при пребывании их в портах, и гражданских дел, связанных с самими указанными судами, их экипажами и пассажирами, относится к компетенции судебных учреждений прибрежного государства.
Согласно международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (отношения между капитаном и экипажем судна) регулируются законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
Военные суда, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Но они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие нормы международного права.
Женевская конвенция 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.
Территориальное море.
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага - за архипелажными водами), называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Естественно, сто в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством.
В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Это право мирного прохода иностранных судов через территориальное море отличает последнее от внутренних морских вод.
Исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега.
На протяжении XIX и до середины XX столетия сложился международный обычай, согласно которому линия внешней границы территориального моря может находиться в пределах от 3 до 12 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 году, что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Однако I Конференции ООН по морскому праву из-за разногласий между государствами не удалось зафиксировать это положение в принятой ею Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Лишь Конвенция ООН по морскому праву 1982 года впервые в договорном порядке декларировала в качестве универсальной нормы международного права положение о том, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий.
В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину территориального моря в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом.
Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними, учитывающим особенности каждого случая. При отсутствии такого соглашения прибрежные государства не могут распространять свое территориальное море за срединную линию.
Мирный проход иностранных судов через территориальное море. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью: а) пересечь это море без заходя во внутренние воды, а также не вставая на рейд или в портовом сооружении за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды или выйти из них, либо встать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права.
Правила прибрежного государства не должны, однако, относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудования иностранных судов, если они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.
Уголовная и гражданская юрисдикция в отношении торговых судов и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев:
а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
в) если капитан судна, дипломатический агент или консульский чиновник государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту. Оно может применить в отношении такого судна взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. Прибрежное государство, однако, может осуществлять гражданскую юрисдикцию в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
Морские пространства за пределами территориального моря.
Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят, следовательно, в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. И хотя отдельные части этих пространств (прилежащая зона, рыболовная зона, континентальный шельф и т. п.) имели различный правовой режим, все они имели одинаковый правовой статус: они не были подчинены суверенитету какого-либо государства.
Идеи о свободном пользовании морем и недопустимости распространения на моря и океаны власти отдельных государств высказывались достаточно широко еще в XVI - XVII столетиях. Но всеобщее признание принцип свободы открытого моря получил только в начале XIX века.
В течении нескольких столетий под свободой открытого моря понималось прежде всего свобода мореплавания и морского рыболовства. Но с течением времени содержание понятия свободы открытого моря уточнялось и изменялось, хотя само открытое море оставалось при этом не подвластным ни одному из государств.
Сложившиеся к середине XX столетия понятие, а также положения, составляющие правовой режим открытого моря, были декларированы в Конвенции об открытом море 1958 года. В ней было указано: «Слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). Однако новые факторы (появление большого числа новых, развивающихся государств, а также научно-технический прогресс в использовании Морового океана) привели к принятию в 1982 году всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву, которая внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающему к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены. За прибрежным государством была признана юрисдикция в отношении сохранения морской среды и создания искусственных островов и установок.
Правовой режим пространства за пределами территориального моря. Вместе с тем Конвенция 1982 года не изменила правовой статус исключительной экономической зоны, установив, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение зоны своему суверенитету. Она сохранила свободу судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие узаконенные в международном порядке права.
В морских пространствах за внешней границей территориальных вод суда, как и раньше, подчиняются исключительной юрисдикции государства, под флагом которого они плавают. Никакой иностранный военный, пограничный или полицейский корабль или любое другое иностранное судно не вправе препятствовать судам других государств пользоваться на законных основаниях свободами открытого моря или применять к ним принудительные меры.
Так, за пределами территориальных вод военный корабль или военный летательный аппарат любого государства, равно как и другое судно и летальный аппарат, уполномоченные для этой цели своим государством, могут захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на них лиц для последующего преследования в судебном порядке виновных в совершении актов пиратства в открытом море - насилия, задержания или грабежа, осуществленных экипажем в личных целях.
Также досмотр или задержание иностранного судна могут иметь место на основе конкретного соглашения между государствами.
Международное право традиционно признает за прибрежным государством право преследовать или арестовывать в открытом море иностранное судно, нарушившее его законы и правила во время пребывания этого судна во внутренних водах, территориальном море или прилегающей зоне указанного государства. Военные суда, а также суда, принадлежащие государству (или эксплуатируемые им) и состоящие на государственной службе, пользуются за внешней границей территориального моря полным иммунитетом от принудительных действий и юрисдикции какого-либо иностранного государства.
Использование морских пространств в мирных целях и обеспечение безопасности мореплавания. Конвенция ООН по морскому праву установила, что морские воды за пределами территориального моря и международный район морского дна резервируются для использования в мирных целях. Это по меньшей мере означает, что в указанных морских районах государствами не должны допускаться какие-либо агрессивные, враждебные или провокационные действия друг против друга. Так, был заключен ряд международных соглашений - Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения 1971 года, Договор о создании безъядерной зоны в южной части Тихого океана 1985 года и многие другие.
Помимо военной стороны, безопасность мореплавания включает и иные аспекты, касающиеся охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновений судов, спасания, конструкции и оборудования судов, комплектования экипажей, пользования сигналами и связью. Общие положения, относящиеся к обязанностям государств в отношении обеспечения безопасности плавания судов, плавающих под его флагом, оказания помощи и ответственности в случае столкновения, содержатся в Конвенции об открытом море 1958 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Охрана морской среды. Принципиально важные положения, формулирующие обязанности государств по защите и сохранению морской среды, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву. Они касаются предотвращения и сокращения загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше, в результате деятельности на морском дне, загрязнения с морских судов, а также путем захоронения токсичных, вредных и ядовитых веществ или загрязнения из атмосферы или через нее.
Прилежащая зона.
Уже с середины XIX века некоторые страны, у которых ширина территориального моря составляла 3-6 морских миль, стали устанавливать дополнительную морскую зону за пределами своего территориального моря для осуществления в ней контроля с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил. Такие зоны, прилегающие к морской территории прибрежного государства, получили название прилежащих зон.
Суверенитет прибрежного государства на эти зоны не распространяется, и они сохранили статус открытого моря. Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24).
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно осуществляет контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33). Однако Конвенция ООН по морскому праву указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.
Континентальный шельф.
С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства в сторону моря до установленных международным правом пределов.
Вопрос континентального шельфа в международно-правовом плане встал, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся залежи минерального сырья, ставшие доступными для добычи. Так на I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов «сидячих видов» (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в определенный период своего развития.
Конвенция по морскому праву 1982 года определяет континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и его недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76).
В соответствии с Конвенцией создана Комиссия по границам континентального шельфа. Границы, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, являются окончательными и для всех обязательны.
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства.
Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами, которые должны соответствовать применимым нормам международного права.
Исключительная экономическая зона.
На рубеже 60-70-х годов возник вопрос о создании исключительной экономической зоны за пределами территориального моря в прилегающем непосредственно к нему районе открытого моря. Инициатива постановки этого вопроса исходила от развивающихся стран.
После определенного периода возражений и колебаний, крупные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны при условии решения вопросов морского права, рассматривавшихся III Конференцией ООН по морскому праву, на взаимоприемлемой основе. Такие взаимоприемлемые решения были найдены Конференцией и включены ею в Конвенцию ООН по морскому праву.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.
За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследования и сохранения морской среды.
16 октября 1996 года, касаясь вопроса о правовом статусе исключительной правовой экономической зоны, представительство МИД РФ заявило: «Одним из фундаментальных принципов международного права остается свобода открытого моря, частью которого являются исключительные экономические зоны. В соответствии с этим принципом военные корабли и торговые суда всех государств пользуются свободой судоходства, причем такие корабли и суда подчиняются исключительной юрисдикции государства флага».
Части открытого моря за пределами исключительной
экономической зоны.
В отличие от исключительной экономической зоны, на части моря, расположенные за пределами в сторону моря от берега, Конвенция ООН по морскому праву полностью распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю.
За пределами исключительной экономической зоны и за внешней границей континентального шельфа в тех случаях, когда его ширина более 200 морских миль, Конвенцией вводится новая свобода - возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом (п. 1 «d» ст. 87).
Также она запрещает вещание в нарушение международных правил аудио- или телевизионных программ с судна или установки, предназначенных для приема населением.
Международный район морского дна.
При современном научно-техническом прогрессе оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящихся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года провозгласила Международный район морского дна и его ресурсы «общим наследием человечества». Поэтому правовой режим этого Района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно.
Определяя правовое положение Международного района, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть» (ст. 137).
Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируется принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию
(ст. 138).
Район открыт для использования исключительно в мирных целях (ст. 141).
Закрытое или полузакрытое море («замкнутое или полузамкнутое»).
Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря.
К закрытым морям, относят Черное и Балтийское моря. Эти моря иногда называют полузакрытыми или региональными. Правовой режим указанных морей нельзя отделить от правового режима Черноморских и Балтийских проливов.
Конвенция ООН по морскому праву расширила понятие закрытых или полузакрытых морей, которые в русском тексте Конвенции именуются «замкнутыми или полузамкнутыми морями» (ст. 122). Конвенция, не определяя содержание правового режима этих морей, устанавливает приоритетные права прибрежных государств на управление живыми ресурсами, защиту и сохранение морской среды и координацию научных исследований в закрытых и полузакрытых морях (ст. 123).
Международные проливы
Проливы - это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.
При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того тли иного пролива и его значение для международного судоходства.
Правовой режим проливов не являющихся международными определяется законами и правилами прибрежного государства.
Международными проливами считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:
части открытого моря (или исключительных экономических зон);
часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства.
Разумное сочетание интересов стран, пользующихся проливами, и прибрежными к ним стран нашло свое отражение в положениях Конвенции ООН по морскому праву. В Конвенции содержатся положения, учитывающие специфические интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил.
Согласно Конвенции, режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода. При этом, не должно быть никакого приостановления прохода через них в отличие от территориального моря, где допускается временное приостановление.
Конвенция не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам. Такие конвенции заключались в прошлом применительно к проливам, ведущим в закрытое или полузакрытые моря, в частности в отношении Черноморских проливов (Босфор - Мраморное море - Дарданеллы) и Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд).
Международные морские каналы.
Международные морские каналы - искусственно созданные морские пути. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом. Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.
Воды государств-архипелагов (архипелажные воды).
В результате деколонизации появилось большое число стран, которые состоят из одного или даже более архипелагов (Индонезия, Филиппины, Фиджи, Багамские Острова и др.). В связи с этим возник вопрос о правовом статусе вод, находящихся внутри государства-архипелага или между его островными владениями. На III Конференции ООН по морскому праву государства-архипелаги внесли предложения о распространении на архипелажные воды суверенитета соответствующего государства-архипелага.
Так в Конвенции по морскому праву архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства-архипелага, которые ограничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких миль не должна превышать 100 морских миль.
Но не каждое архипелажное государство может иметь архипелажные воды. Их не имеют, например, Великобритания и Япония.
На архипелажные воды, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага (ст. 49).
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю. Однако существует и архипелажный проход, который представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Так для осуществления архипелажного проходя государство-архипелаг устанавливает морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль.
К архипелажному проходу mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к транзитному проходу через проливы, используемые для международного судоходства и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, а также обязанности государств, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.
Расширение и интенсификация деятельности государств по использованию морей и океанов привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана.
Россия является членом таких международных организаций, как Международной морской организации (ИМО), Межправительственной океанографической комиссии при ЮНЕСКО и международного совета по использованию моря, Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).
?????
А. Е. ЕРОФЕЕВ____________________
21 сентября 1998 г.
ЛИТЕРАТУРА:
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - В изд. Международное публичное право. К. А. Бякешев, А. Г. Ходаков, М. БЕК 1996 г.
Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ» от 25 октября 1995 г.
Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» от 3 октября 1996 г.
Федеральный закон «О государственной границе РФ» 1993 г.
Молодцов С. В. Международное морское право М. 1987 г.
Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского права. М. 1983 г.
Лопатин М. Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы. М. 1986 г.
Колодкин А. Л. Мировой океан: международный режим. Основные проблемы. М. 1973 г.
Описание предмета: «Международное право»Международное право - совокупность юридических норм, определяющих отношения одного государства к другим
государствам и к их подданным, а также с международными организациями.
Международное право представляет собой правовую систему договорных и обычных норм и принципов, выражающих
согласованную волю государств. При этом источниками международного права являются международные договоры и
международно-правовые обычаи.
Литература - В.А. Сокиркин, В.С. Шитарев. Международное морское право. Книга 2. Часть 4. Международное морское рыболовное право. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2007. – 296 с.
- К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010. – 224 с.
- Л.Н. Левина, Л.В. Смолина, Л.Н. Терехова. Международное отраслевое право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – 316 с.
- В.А. Сокиркин, В.С. Шитарев. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009. – 224 с.
- К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2011. – 224 с.
- А.С. Скаридов. Морское право. – М.: Юрайт, 2012. – 656 с.
- И.М. Авраменко. Словарь международного морского права. – М.: ТрансЛит, 2007. – 96 с.
- Правила по оборудованию морских судов. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Правила о грузовой марке морских судов. – М.: Российский Морской Регистр Судоходства, 2008. – 410 с.
- А.К. Жудро, Ю.Х. Джавад. Морское право. – М.: Транспорт, 1974. – 386 с.
- С.А. Гуреев, И.В. Зенкин, Г.Г. Иванов. Международное морское право. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 432 с.
- Международное морское право. Статьи памяти А. Л. Колодкина. – М.: Статут, 2014. – 418 с.
- К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 224 с.
- Марина Володина. Международное морское право как система. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с.
- Екатерина Молчанова. Договор чартера в международных морских перевозках. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 88 с.
- К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
- В.Н. Коваль, О.С. Стаценко, А.П. Никитина, Е.С. Иващенко. Международное морское право (частное и публичное). Учебник. – М.: Инфра-М,Вузовский учебник, 2017. – 228 с.
- В.Н. Гуцуляк. Российское и международное морское право (публичное и частное). – М.: Граница, 2017. – 448 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|