Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Культура и цивилизацияКультурология
Введение
В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике, в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности.
Культура и цивилизация.
Происхождение и сущность культуры.
Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа. Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура - благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.
Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократичекий. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культуры древних народов очень своеобразны и неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов (напр. употребление железа). Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Культура более всего дорожит своей преемственностью. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников.
Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.
В культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно. Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания, но культуры он не хочет. И революционеры с легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарных целей, во имя блага народных масс.
Источники европейской культуры. Культура и религия.
Вся европейская культура связана с преданиями античности. Настоящая культура и есть античная греко-римская культура. Античная культура вошла в христианскую церковь, и церковь была хранительницей преданий культуры в эпоху варварства и тьмы.
Культ церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая культура старой Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.
Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной символики. Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но невозможна и онтологически (суще) религиозная культура. Культура явилась дифференциацией культа, она явилась уже в результате выделения из храма, отделения от религиозного центра. Культура религиозна по своему происхождению и религиозна по своему заданию. И в самых классических и совершенных своих достижениях, в самых строгих своих формах она теряет религиозный свой характер.
Революция и культура.
Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры. Новой культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к какому-то существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным, основным делом. Социалисты хотят направить волю и сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону жизни. Применение к культуре чисто экономических оценок мешает войти внутрь культуры и узнать ее таинственную жизнь. Революционные демократические и социалистические движения отбрасывают назад в сфере культуры и ослабляют интерес к проблеме культуры. «Пролеткульты» означают лишь то, что культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.
Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его. Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы, враждебные путям совершения культуры, силы нигилистические и анархические. Нигилистическое и анархическое отношение к культуре не имеет оправдания. Нигилистическое и анархическое восстание против культуры никогда не ведет к выходу за пределы культуры, оно лишь отбрасывает назад и требует новой работы культуры.
Описание предмета: «Культурология»Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру
и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом
культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а
также памятники, явления и события материальной жизни людей.
Источниками культурологии являются:
- исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств,
история педагогики, история религии и др.;
- прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение,
востоковедение и др.;
- вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика,
текстология и др.
Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и
др.; характеризуют
культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями
общественной науки.
Литература - Кузищин В.И. История Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 2007. – 464 с.
- Ксавье Барраль-и-Альтэ. История искусства. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 192 с.
- И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 792 с.
- И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 792 с.
- Б.В. Григорьев, В.И. Чумакова. Intercultural Communication / Межкультурные коммуникации. – М.: Петрополис, 2008. – 404 с.
- И.А. Карышева. Старинное описание цивилизаций Солнечной системы. – М.: Шемшук и К, 2011. – 112 с.
- Под редакцией Алексея Малашенко и Сергея Филатова. Религия и конфликт. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 288 с.
- С.И. Шлекин. Русский космизм. Проблемы иррационального знания, художественного чувства и научно-технического творчества. – М.: Либроком, 2011. – 344 с.
- Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. История философии XIX - начала ХХI века. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2011. – 304 с.
- К.Граветт, Д.Николь, Р.Шартран, К.Дюрам, М.Харрисон, И.Хит. Северные завоеватели. Норманны и викинги. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.
- И.Е. Суриков. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. – 302 с.
- И.А. Александров. Кризисы философии, культуры и цивилизации. Кризисы России. О взаимосвязи и взаимодействии президента России с космосом в процессе исторического развития России. – М.: Ленанд, 2014. – 344 с.
- И.Г. Белецкая, Е.В. Шипицова. Мифы и легенды Древней Греции. Сотворение мира. Титаномахия. Олимпийские боги. Билингва греческо-русский. – М.: Ленанд, 2015. – 240 с.
- И.Е. Суриков. Античная Греция. Ментальность, религия, культура. Opuscula selecta I. – М.: Языки славянской культуры, 2015. – 720 с.
- И.К. Ларионов. Концепция формирования и стратегия развития социально-экономической системы России в условиях глобальной трансформации: Научный доклад. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 34 с.
- И.Г.Белецкая, Е.В. Шипицова. Мифы и легенды Древней Греции. Сотворение мира. Титаномахия. Олимпийские боги. – М.: Ленанд, 2018. – 240 с.
- С.И. Шлёкин. Русский космизм. Проблемы иррационального знания, художественного чувства и научно-технического творчества. – М.: Ленанд, 2017. – 346 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|