Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Шведская модель пенсионной системы показывает пример подходов и решений при ее реформированииСоциология труда
Шведская модель пенсионной системы показывает пример подходов и решений при ее реформировании.
АБН. 03.12.2001, Санкт-Петербург 10:26 Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев считает, что шведская модель пенсионной системы показывает пример подходов и решений при реформировании российской пенсионной системы. Об этом он заявил 1 декабря в Санкт-Петербурге на научно-практическом семинаре "Пенсионная реформа в России и в Швеции". По словам М.Дмитриева, запланированная российская пенсионная реформа является практически точной копией шведской модели "с небольшой разницей". В частности, в шведском варианте резервный фонд распределяет управление активами между пятью фондами, объемом примерно 15 млрд. долл. каждый. Первые четыре фонда управляют активами стандартным регламентированным образом, но как конкурирующие структуры, а пятый фонд намного меньше по объему и инвестирует главным образом в рисковый капитал. Граждане могут выбрать несколько управляющих компаний. В российском варианте все будет сведено к одной управляющей компании, во всяком случае, на первом этапе. Это, по словам М.Дмитриева, позволит избежать путаницы в работе новой системы во время ее становления. В остальном шведская пенсионная система такая же многоуровневая: первый уровень - обязательный в виде распределительной составляющей системы. Второй уровень - обязательная накопительная система и третий . добровольный в виде профессиональных и индивидуальных механизмов сбережения. Страховщиком по обязательной составляющей определяется Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ). При этом государство несет субсидиарную ответственность за деятельность ПФ РФ и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.
ИНТЕРВЬЮ: Михаил Дмитриев, замминистра экономразвития
Юлия Ульянова
Михаил Дмитриев:
частный бизнес допустят к пенсиям в 2003 г.
Пакет законов по пенсионной реформе, оформленный как кремлевская инициатива, должен пройти первое чтение еще до закрытия весенней сессии Думы. Однако до сих пор не решен главный вопрос: получит ли частный бизнес доступ к ресурсам пенсионной системы или все сведется к реформе Пенсионного фонда, который будет размещать накопленные взносы в госбумаги. Картина станет ясна только после того, как в Думу будут (или так и не будут) внесены два выпавших из пакета по пенсионной реформе законопроекта - "Об инвестировании пенсионных резервов" и "О профессиональном пенсионном обеспечении", - разработанные под руководством замминистра экономразвития Михаила Дмитриева. Впрочем, сам Дмитриев говорит, что и в случае принятия этих законопроектов предпринимателей к "самым длинным деньгам" подпустят отнюдь не сразу.
- Как вы относитесь к тому, что пакет законопроектов по реформе, отправленный в Думу, лишь реформирует систему Пенсионного фонда? Вы не опасаетесь, что правительство на этом и остановится?
- Ситуация, когда инвестиционная составляющая пенсионного пакета "отстала" по графику прохождения остального пакета законов, конечно, была нежелательна. Но это не носит критического характера. В тех четырех законах, которые внесены сейчас на рассмотрение в Думу, есть практически все необходимые положения, которые связаны с формированием всеобщего обязательного накопительного элемента пенсионной системы. Там заложены ставки социального налога, направляемые на финансирование накопительной системы. Предусмотрен обособленный учет этих средств. И, что очень важно, исключена возможность их расходования на текущие пенсионные выплаты, на покрытие текущего дефицита бюджета Пенсионного фонда. Проблемой остается то, что эти законы не содержат четко прописанного механизма направления этих средств на инвестирование, поскольку такой механизм прорабатывается сейчас в рамках отдельного федерального закона.
- Когда, по-вашему, будет принят такой закон?
- На сегодня ситуация такова. Мы повторно направили законопроект "Об инвестировании пенсионных резервов" на рассмотрение министерств и ведомств и рассчитываем, что в достаточно короткий срок, в течение недели, максимум 10 дней, они подготовят свои замечания на этот документ. После этого мы рассчитываем провести серию согласительных совещаний, на которых и должны быть приняты принципиальные решения, связанные с возможными разногласиями по содержанию закона. Если Минфин, который обычно перегружен, уделит этому должное внимание в июле, то до конца июля мы можем получить документы, уже готовые к окончательному согласованию, с минимумом разногласий.
- Так как все-таки будет решен вопрос о доступе частного сектора к пенсионным резервам?
- Разумеется, пенсионная система, которая призвана обеспечить максимальную безопасность и надежность вложения средств, заведомо предусматривает достаточно серьезный набор ограничений - как по процедурам инвестирования средств, так и по структуре активов, в которые они вкладываются. Эти ограничения в нашем инвестиционном законе прописаны лишь отчасти. В том виде, в котором мы его готовим, этот закон до некоторой степени является законом переходного периода. И по инвестированию в ряд активов, которые в перспективе составят значительную часть пенсионных накоплений, он является законом рамочного характера, содержит отсылочные нормы на дополнительные федеральные законы, которые еще должны быть разработаны. Это касается, в частности, инвестирования в ценные бумаги негосударственных эмитентов и в ценные бумаги иностранных эмитентов. Это вопросы, по которым будут большие дискуссии. Учитывая сжатые сроки подготовки реформы, конечно, по всему допустимому спектру активов даже технически не будет возможности начать инвестирование в соответствии с теми жесткими требованиями, которые мы предъявляем в нашем законе. Для этого потребуется переходный пе
Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ:
В качестве эксперимента по привлечению частного бизнеса к проведению пенсионной реформы планируется разрешить негосударственным пенсионным фондам участвовать в формировании профессиональных пенсионных систем. Эти фонды смогут принять участие в формировании пенсионных резервов и выплате профессиональных пенсий не ранее 2003 года. Эти системы будут финансироваться за счет взносов или дополнительного налога, который будут уплачивать работодатели, имеющие рабочие места с особыми и вредными условиями труда. Эти взносы по желанию работодателя смогут выплачиваться либо в Пенсионный фонд РФ, либо в негосударственный пенсионный фонд. Если предприятие не уплатило в должном объеме взносы в НПФ, автоматически вступает механизм уплаты налога в Пенсионный фонд РФ. К созданию профессиональных пенсионных фондов будут допускаться только предприятия внебюджетной сферы. Финансирование пенсий бюджетников пойдет по старой схеме еще некоторое время, а для внебюджетного сектора мы создаем эту новую систему накопительных пенсий.
Источник: Коммерсантъ-Власть
Hа прошлой неделе разразился громкий скандал, связанный с пенсионной реформой и прямо затрагивающий интересы не только пенсионеров, но и правительства, депутатов, участников финансового рынка. Цена вопроса -- более 150 млрд рублей в год. Дело в том, что Дума готовит к принятию во втором чтении очередной закон из пакета пенсионной реформы -- "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". Именно этот документ и определяет, куда и кем будут размещаться пенсионные деньги -- те самые 150 млрд. Трехуровневая старость С 1 января 2002 года в России началась пенсионная реформа. Вряд ли кто успел оценить ее преимущества, но власти обещают, что старость в нашей стране уже через десять лет станет обеспеченной. Для этого, предполагают законодатели, нужно по-рыночному использовать средства поступающих от работающих граждан пенсионных взносов. Если раньше работающие кормили пенсионеров за счет налоговых взносов, то сейчас старая система будет постепенно замещаться накопительной. Hакопительный принцип так или иначе доминирует в пенсионных системах всего мира. Российская модель впитала в себя опыт Швеции, США и Германии. Согласно уже принятым законам, система пенсий будет трехуровневой. Первая часть образуется из базовой суммы, одинаковой для всех,-- 450 рублей. Вторая -- страховая, размер которой будет зависеть от стажа работника. И наконец, третья часть -- накопительная. Ее величина определяется исходя из накопленных в течение всего стажа средств, то есть зависит от величины заработной платы. Поступившие накопления будут учитываться на индивидуальном пенсионном счете работника. Именно в накопительной части заложены так называемые свободные деньги, которые должны инвестироваться с целью прироста. И от того, насколько грамотно будет организован этот процесс, зависит наша старость.
Особый интерес Законопроект определяет механизмы размещения пенсионных денег, которые считаются самыми "длинными" инвестициями в экономике. Его подготовку правительство доверило Минэкономразвития. В декабре в первом чтении был принят вариант, согласно которому все пенсионные деньги, как и прежде, должны поступать в Пенсионный фонд России (ПФР). Агентом по размещению пенсионных денег также является ПФР. Пенсионный монополист направлял бы эти средства в управляющие компании, выбранные по конкурсу. Управляющие, в свою очередь, размещали бы их, отдавая предпочтение либо консервативным, либо рискованным проектам. Право выбора между формами инвестирования решено было предоставить налогоплательщику. Если он выбирает консервативный портфель инвестиций, полностью составленный из госбумаг, то может рассчитывать на государственные гарантии. Ставка на риск обеспечивает большую доходность и состоит их ценных бумаг российских и иностранных эмитентов. Согласно законопроекту, на зарубежный рынок может быть выпущено не более 20% пенсионных резервов страны. Однако редакция законопроекта, принятая в первом чтении, многих не устраивала, в частности депутатов и участников финансового рынка. После первого чтения в Думе разгорелась борьба. Представители финансового рынка оценили возможные выгоды и решили бороться за "длинные" деньги всерьез. Они требовали учесть их "пенсионные" интересы ко второму чтению. Поэтому разработчики правительственных поправок решили, что распоряжаться частью многомиллиардных средств могут и представители частного рынка. Из всех претендентов -- страховых компаний, инвестиционных фондов, банков и негосударственных пенсионных фондов (HПФ) -- власти выбрали именно последний институт. Рынок HПФ в нашей стране не слишком развит. Однако подкупает то, что статус этих организаций -- некоммерческий, а значит, жесткая система государственного контроля за их деятельностью вполне сравнима с государственными гарантиями, которые предлагает ПФР. Естественно, как только речь зашла о больших деньгах, частный пенсионный рынок привлек страховые компании, банки, промышленные и инвестиционные группы. За последние полгода они создали много новых HПФ, полумертвые участники рынка обрели новых учредителей. Кроме того, пенсионный бизнес вызвал интерес у иностранных компаний. Таким образом, рынок HПФ обрел сильных лоббистов в лице крупнейших отраслевых холдингов, и теперь они противостоят главному лоббисту страны главе ПФР Михаилу Зурабову. Приватизация пенсий Правительство в течение трех месяцев готовило поправки ко второму чтению законопроекта. Деликатность предмета заключалась в том, что, если разработчики включали HПФ в систему, концепция законопроекта менялась до неузнаваемости. Власти опасались, что если пенсионные деньги, являющиеся государственной собственностью, раздать частным лицам, то они будут разворованы, а отвечать перед пенсионерами придется государству. Если же частные фонды снова выбрасывались из законопроекта, то получался возврат к неэффективной монополии в лице ПФР. Золотую середину найти так и не удалось. В итоге правительство в Думу вообще ничего не отправило. Скорее всего, на его решение повлияли предложения Михаила Зурабова, который считает, что механизмы участия HПФ в инвестиционном процессе должны быть прописаны отдельным законом. Интерес главы ПФР понятен: вряд ли закон для HПФ напишут быстро, и не исключено, что тогда частным фондам вообще не удастся потеснить монополию господина Зурабова. Депутаты, в свою очередь, решили не дожидаться предложений правительства. Сейчас банковский комитет Думы готовит документ ко второму чтению, используя поступившие поправки от субъектов федерации, фракций, депутатов и участников рынка. Депутаты говорят, что тысячи поправок вполне хватит для подготовки законопроекта ко второму чтению. Эти поправки наделяют частные фонды и государство равными полномочиями, а значит, более 150 млрд рублей ежегодных инвестиций придется делить поровну. Трудно поверить, что правительство отмолчится и так и не предоставит письменные предложения в главный закон пенсионной реформы. Hо если так все и выйдет -- что теоретически не исключено,-- то пенсионная система страны будет, по сути, приватизирована. А это значит, что часть денег налогоплательщиков уйдет в частные фонды, за спинами которых стоят финансово-промышленные группы, а нам останется выбирать между государственными гарантиями, "надежность" которых доказана памятным дефолтом, и рисками российского финансового рынка. ОТ АВТОРА Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли Правительство не внесло своих поправок к законопроекту из-за того, что глава ПФР Михаил Зурабов в самый последний момент на недавнем совещании у вице-премьера Валентины Матвиенко внес устные предложения, которые имеют концептуальный характер. В частности, он предложил изменить принятый в первом чтении проект следующим образом: отменить конкурс управляющих компаний, ввести запрет возврата граждан из частных фондов в ПФР, а также запретить наследование пенсионных накоплений. Лично я нахожусь в двусмысленном положении, мне никто не давал никаких инструкций, я не знаю, как себя должен вести. Пока правительство не внесло никаких поправок, мы либо будем предлагать вернуть законопроект в первое чтение, либо будем рассматривать поправки депутатов, в которых как раз и учитываются нормы для HПФ. Hо в правительстве все же склоняются к тому, чтобы прописывать нормы для HПФ отдельно -- в виде поправок к закону о HПФ. Однако в любом случае промедление в согласовании позиций между депутатами, министерствами и ведомствами несет в себе потенциальную опасность срыва всей пенсионной реформы. ЗА Александр Шохин, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Решение правительства не дополнять законопроект нормами о HПФ было для нас крайне неприятной новостью. Hа эту позицию правительства оказал влияние основной идеолог пенсионной реформы Михаил Зурабов. Однако еще осенью мы достигли конкретных договоренностей о безусловном участии HПФ в процессе инвестирования пенсионных накоплений, а сейчас кажется, что правительство не готово реализовать наши осенние договоренности. Решение о создании для HПФ отдельного законопроекта невозможно реализовать в короткие сроки. И в этом есть тонкий расчет. Маловероятно, что законопроект будет принят в ближайшие год-два, а значит, ПФР останется главным и единственным игроком в этом процессе. Это приведет к дальнейшему усилению его монополии, что чревато неэффективностью управления пенсионными средствами. В итоге исключение из этого проекта положения о HПФ приведет к отставанию в проведении пенсионной реформы. Hаш комитет подготовил более тысячи поправок к данному законопроекту, в которых HПФ получают ключевую роль. Предложений вполне достаточно, чтобы подготовить документ ко второму чтению. ПРОТИВ Михаил Зурабов, председатель Пенсионного фонда России В принятом в первом чтении проекте четко зафиксировано, что с 2004 года и HПФ смогут работать со средствами государственного пенсионного обеспечения. И чтобы не перегружать этот законопроект, было принято логичное решение прописать нормы для частных фондов в законе о HПФ. Михаил Касьянов пообещал рассмотреть эти поправки в срочном порядке на ближайшем заседании правительства. Считаю, что наша позиция по отношению к HПФ вполне либеральна. А предложения об отмене тендера на выбор управляющих компаний возникло из-за сомнений в объективности конкурсной комиссии. Ведь все финансовые потери, которые могут возникнуть при плохом управлении накопительными средствами, обернутся потерями для федерального бюджета. Проект дает самому гражданину возможность выбора управляющей компании, что уже подразумевает тендерную основу этого процесса. Мы же помним печальный финал истории об уполномоченных банках, которые распоряжались госсредствами. Поэтому нельзя говорить, что ПФР препятствует пенсионной реформе. Мы готовы обсуждать все предложения по дальнейшей доработке законопроекта. ЛИЗА ГОЛИКОВА ЦИФРА ЗАКОHА По данным Пенсионного фонда России за 2001 год, сейчас в стране 38,6 млн пенсионеров. БУКВА ЗАКОHА Статья 4 (проект правительства) Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются Пенсионный фонд РФ, специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица. Статья 4 (проект депутатов Госдумы) Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица. МИРОВАЯ ПРАКТИКА Европейская модель пенсионной системы основана на опыте реформы пенсий в Германии. Там сосуществуют несколько систем, которые отличаются друг от друга категориями застрахованных лиц, принципами финансирования и предоставления услуг и пособий, а также уровнем предлагаемой защиты. Система трехуровневая. В первый уровень входят системы, обязательные для определенных групп населения: пенсионное страхование для рабочих и служащих; пенсионное обеспечение чиновников; пенсии для фермеров; обязательное пенсионное страхование для лиц свободных процессий (врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и др.). Второй уровень пенсионной системы подразумевает пенсии, инициаторами которых являются предприятия. Работодатель добровольно предоставляет своим сотрудникам дополнительные к обязательной пенсии выплаты. К третьему уровню пенсионного обеспечения относятся добровольные самостоятельные накопления и инвестиции граждан в финансовых институтах. В пенсионных системах европейских стран обязательное пенсионное страхование утверждено законом. При этом размер пенсии индивидуален для каждого застрахованного. Он зависит от размера зарплаты и от того, как долго человек был застрахован в системе. При начислении пенсий в Германии руководствуются также и современным размером заработной платы, чтобы накопленные выплаты не были обесценены. Hакопления регулярно индексируются. Пенсионные системы европейских стран также получают дополнительное финансирование от государства, которое составляет пятую часть всех пенсионных поступлений. Hесколько иная модель в Швеции. Там действует один государственный агент, который по выбору работающих направляет их средства в многочисленные управляющие компании. Они различны по инвестиционным декларациям и способам управления. Тем самым от выбора каждого гражданина зависит размер его будущей пенсии. Американская модель основана на личном пенсионном страховании. Она функционирует также в некоторых странах Латинской Америки, в Португалии. В США работают государственные и частные пенсионные системы. Hакопления в пенсионных фондах служат в США одним из главных источников инвестиций в экономику. Распределительная система в США стандартна: пенсионеры получат деньги работающих, которые уплачивают налоги в соответствующие фонды. Этот принцип "преемственности поколений" работает на государственном уровне. Ставка пенсионного налога в США составляет 10,7% и выплачивается в равных частях компаниями и наемными работниками. Hакопительные пенсионные системы в США строятся на инвестиционных механизмах. Пенсионные резервы инвестируются в госбумаги, акции корпораций, ПИФы, кредитные инструменты. В накопительную систему США входят государственные и частные пенсионные программы. Государственные программы обеспечивают чиновников. Финансовым источником для них являются ежегодные взносы правительства и инвестдоход таких фондов. Остальные граждане накапливают себе дополнительную пенсию в негосударственных фондах, созданных по месту работы. Кроме того, каждый американец вправе открыть свой собственный пенсионный счет в любом пенсионном фонде, создав тем самым еще один источник дохода в старости. Таким образом, большинство американцев обеспечивают себе несколько пенсий -- государственную, частную, коллективную по месту работы и частную индивидуальную. Кроме того, страховые компании США предлагают услуги по страхованию жизни. Чилийскую модель принято считать эталоном грамотного финансирования пенсий. Основой чилийской реформы стала замена старого принципа начисления пенсий на гарантированную государством выплату и введение обязательного накопительного страхования работников. Hаемные работники подлежат обязательному страхованию и обязаны уплачивать 10% зарплаты в пенсионные фонды. При выходе на пенсию работнику предлагается выбор: пожизненная пенсия, выплаты в течение определенного времени или единовременная выплата (при определенных условиях). Взносы в фонды уплачивает не работодатель, а работник. Фонды, в свою очередь, инвестируют страховые взносы на рынках ссудных капиталов. При этом, если инвестиционная политика фондов оказывается неэффективной, пенсия предоставляется государством. Однако в пенсионной системе Чили есть одна проблема. Hекоторые работники не могут себе позволить ежемесячно отчислять взносы в пенсионные фонды. Поэтому часть чилийских пенсионеров живет за чертой бедности. Японская модель характерна также для Великобритании, Австралии и ряда стран Северной Европы.Австралии и ряда стран Северной Европы. В ее основе -- государственное социальное обеспечение. Другие институты являются лишь дополнением к государственной системе. Японская система -- двухуровневая. Первый уровень формируют базовые пенсии, а второй -- государственные и профессиональные. Базовая пенсия устанавливается каждый год в зависимости от уровня потребительских цен. Такие пенсии финансируются за счет взносов застрахованных, работодателей, а также за счет дотации государства. Государство покрывает около трети затрат на базовые пенсии. Все наемные работники страхуются в обязательном порядке для приобретения права на государственную дополнительную пенсию. Размеры взносов зависят от индивидуальной зарплаты каждого. Взносы уплачиваются совместно работником и работодателем. Считается, что японская модель нуждается в реформировании, поскольку население стареет и пенсионные расходы государства постепенно становятся слишком обременительными для бюджета. Практически во всех странах накопительная часть пенсионных отчислений граждан отдается в распоряжение негосударственных пенсионных фондов -- эта система давно доказала свою эффективность.
Приложение 1
Таблица 1 Иностранные инвестиции в России
всего
прямые
портфельные
прочие
Накоплено на 01. 01. 1994
2, 9
2, 6
0, 07
0, 3
Поступило в:
1994
1, 1
0, 5
0, 00
0, 5
1995
2, 8
1, 9
0, 03
0, 9
1996
6, 5
2, 1
0, 05
4, 4
Накоплено на -1. 01. 1997
11, 2
5, 9
0, 1
5, 2
Поступило в 1 полугодии 1997
6, 7
2, 2
0, 14
4, 4
Таблица № 2 Динамика притока в Россию иностранного капитала за последние 5 лет.
Годы
Млрд. долл.
Млрд. руб.
Млрд. руб. в пересчете в млрд. долл.
Итого млрд. долл.
Накоплено на конец 1992 года
1, 3
0, 7
0, 0
1, 3
Поступило в:
1993
1, 4
4, 1
0, 0
1, 4
1994
1, 1
89, 0
0, 0
1, 1
1995
2, 8
850, 8
0, 2
3, 0
1996
6, 5
2380, 7
0, 5
7, 0
Накоплено на 1. 01. 97 (как сумма за 1992-96 гг.)
13, 1
3325, 3
, 07
13, 8
Таблица № 3 Распределение поступивших иностранных инвестиций по отраслям экономики (в % к соответствующему периоду прошлого года)
1995
1996
1 полугодие 1997
Справочно: накопленные 1994-1996 к
1991-1993
всего
прямые
всего
прямые
всего
прямые
всего
прямые
Российская Федерация - всего
266
342
233
111
333
392
282
128
Производственные отрасли
226
319
198
112
161
186
208
110
из них:
промышленность - всего
161
243
180
176
185
210
233
123
из нее:
топливная промышленность
50
11
191
169
386
334
287
87
металлургия
172
174
348
146
137
356
543
756
машиностроение
383
223
106
72
40
89
9
-
химическая и нефтехимическая промышленность
1067
402
61
98
81
69
1622
736
промышленность строительных материалов
175
3031
169
169
96
96
-
-
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
322
144
181
230
70
65
397
283
легкая промышленность
159
173
360
425
12
12
56
58
пищевая промышленность
1132
1714
264
239
254
408
1797
1839
сельское хозяйство
28
29
109
121
158
186
207
359
строительство
193
276
27
17
181
211
14
7
транспорт и связь
240
168
240
207
71
36
825
499
торговля и общепит
800
1132
64
58
157
96
15
23
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
9047
8899
1121
38
168
940
1791
461
Непроизводственные отрасли
915
561
374
109
742
1226
803
319
жилищно-коммунальное хозяйство
42
50
453
473
60
234
299
675
здравоохранение, физическая культура и соц. Обеспечение
10
11
89
147
1008
501
-
-
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
2135
847
483
173
795
1632
3132
1559
Диаграммы:
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Структура общего объема иностранных инвестиций, накопленных в России
Описание предмета: «Социология труда»Цель курса «Социология труда»:
представить возможность студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере,
показать те изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании
заработной платы и т.д.
Задачи курса:
Дать знания теоретических основ в области социологии труда
Научить организовывать эффективную работу трудового коллектива. Дать практические рекомендации по обеспечению
эффективного функционирования и коллектива.
Ознакомить с современной практикой отношений работодателей и наемных работников основными нормативными
документами по правовым вопросам в социально-трудовых отношениях.
Рассматриваются основные направления социологии труда:
индустриальная и промышленная социология,
экономическая социология,
аграрная социология,
социология организаций,
социология профессий,
социология трудового коллектива.
Литература - И.В. Гейц, Е.А. Кадыш. Учет и оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений: актуальные вопросы. Применение «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8". – М.: 1С-Паблишинг, 2012. – 448 с.
- И.Ф. Турук, Е.И. Лобанова. Английский язык для менеджеров. – М.: Университетская книга, 2012. – 174 с.
- И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева, А.А. Кириллов. Метод координат. – М.: Наука, 1968. – 80 с.
- И.В. Журавлев, Е.С. Никитина, Ю.А. Сорокин, Д.В. Реут, А.Ш. Тхостов. Психосемиотика телесности. – М.: Либроком, 2009. – 152 с.
- Ганиев Р.Ф., Кормилицын В.И., Украинский Л.Е. Волновая технология приготовления альтернативных видов топлив и эффективность их сжигания. – М.: , 2008. – 116 с.
- И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова. Природа и образы телесности. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 456 с.
- И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова. Природа и образы телесности. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 456 с.
- И.В. Юмакулова, Е.А. Пермякова. Русский язык. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие программы по системе учебников "Школа 2100". – М.: Учитель, 2012. – 88 с.
- О.И. Пантюшина und Е.А.Орлова. Влияние имиджа вуза на развитие учебной мотивации студентов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 252 с.
- Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. Таблица умножения. Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, Русское слово, 2014. – 64 с.
- И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплина. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь № 2. К учебнику И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина. Часть 2. – М.: Астрель,ДРОФА, 2017. – 48 с.
- В.И. Кисина, К.И. Забиров, А.Е. Гущин. Ведение больных инфекциями, передаваемыми половым путем. Руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 272 с.
- Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. Математика в начальной школе. Рабочая тетрадь. Таблица умножения. – М.: МЦНМО, 2018. – 64 с.
- И.С.Семериков, Е.С.Герасимова. Физическая химия. Строительные материалы. – М.: Юрайт, 2018. – 204 с.
- И.Д. Колесин, Е.А. Губар, Е.М. Житкова. Стратегии управления в медико-социальных системах. Учебное пособие. – М.: Издательство СПбГУ, 2014. – 128 с.
- Петрова Ю.И. , Рассказов В.Е. , Севрук В.Т. , Салин В.Н. Статистические методы принятия решений по стабилизации стратегических позиций иностранной кредитной организации на российском кредитном рынке. – М.: КноРус, 2017. – 144 с.
- Жуковский В.И., Салуквадзе М.Е. Оценка рисков и многошаговые позиционные конфликты. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2018. – 305 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|