Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Дезинтеграция государства и стратегия негосударственных структур: пространственный аспект

Экономическая география

Происходящие ныне процессы распада СССР, охватившие и Россию, - в значительной степени обусловлены самим пространственным устройством общества и государства. Конструкция оказалась не способной к трансформации. Страна разваливается на вполне определенные части вполне определенным образом. На поверхность выходят «клубки» сил, рамки и «раны» пространства, существоввшие и раньше, но были придавлены центральной властью. Проведенный в книге анализ основывается на следующем тезисе: если пространственная система фрагментируется при отсутствии активных внешних воздействий, то прежде всего необходимо предположить, что демонстрируемая ею неустойчивость обязана самому ее устройству. Как именно было устроено «советское пространство», что именно в его устройстве оказалось взрывоопасным и предопределило нынешние болезненные процессы, что происходит сейчас и каковы тенденции, которые могут привести к устойчивому состоянию, и что это будет за состояние - на эти вопросы автор попытался ответить в монографии.

Только уяснив, что именно происходит в реальности, можно разумным образом в ней действовать. Но нынешние политические игроки вовсе не представляют поля своей игры, и их действия все время приводят к последствиям, которые они стремились предотвратить. В центре внимания общественности и политиков находятся отдельные острые ситуации и результаты некоторых процессов, но не картина в целом и не механизмы причин и следствий. Пространство нашей страны устроено совершенно особым образом, и не зная - как именно, невозможно пытаться заимствовать какие-либо зарубежные рецепты, приспособленные к совсем другим способам организации пространства.

Для удобства каждый следующий абзац отвечает отдельному разделу монографии.

Основный принцип устройства советского пространства - пронизанность всех структур властными отношениями, доминирование властного пространства, отсутствие автономии собственно экономических, административных, социальных и т. п. структур. Советское пространство - совокупность иерархически соотнесенных ячеек, одновременно самодостаточных (квазиавтаркичных) и узко специализированных. Отношения подчиненности сильнее отношений соседства, горизонтальных связей и во многом определяют последние. Основная система ячеек - административно-территориальное деление. Структуры, интегрировавшие советское пространство система комитетов компартии, а также военные и военно-промышленные структуры.

Административно-территориальное деление - привилегированное, базисное, полифункциональное, универсальное институциональное районирование, охватывающее хозяйство, управление, расселение (в том числе во многом и этносов). Каркас административных регионов - основа для всех государственных управленческих структур. Административные единицы - полифункциональные программные районы, ячейки распределения и жизнеобеспечения. Административные регионы функционально и структурно тождественны. На каркас административно-территориального деления «нанизаны» все основные сферы жизни, иерархия регионов и центров административного деления - универсальная иерархия.

Административные регионы - за редкими исключениями - моноцентрические. Они возглавляются мощными доминирующими центрами, одновременно административными, промышленными, транспортными, культурными и т. п. Эти регионы - поляризованы (центр - периферия), структура транспортной сети и особенно реальных связей центростремительна и моноцентрична. От центра административного региона к его периферии резко падает освоенность территории. Основные связи и поездки населения замыкаются в пределах этих регионов. Они - ячейки реальных, частью неформальных хозяйственных связей, образующие «властные клубки» (административные рынки). Границы административных регионов резко разрывают хозяйственную ткань территории, оказываются осями запустения.

Вне системы административного деления остаются объекты надрегиональных структур центральной власти. Между уровнями административных регионов выделяются промежуточные, собственно социально-экономические уровни районирования. Эти районы, также как и городские агломерации, будучи достаточно целостными и связными, тем не менее так и не стали реальными экономико-политическими субъектами.

Основа пространственной событийности - отношения в системе административных регионов: между уровнями, регионами одного уровня, теми и другими и группами, претендующими на то или иное положение в системе регионов. Регионализация, включая и распад единого государственного пространства, - следствие устройства страны как системы реальных, целостных, самодостаточных и слабо горизонтально интегрированных районов. Ослабление центральной власти предопределило нарастающую автономизацию административных регионов. Сейчас процесс только набирает силу. Началась регионализация Российской Федерации, на территории которой административные узловые регионы наиболее сильны. Главная проблема политики - единство государственного пространства. Основа политического спектра - отношение «унитаризм - сепаратизм». Политические силы или занимают свое место в системе интересов регионов некоторого ранга (государства в том числе), или сходят со сцены. Объективный характер и закономерности процесса регионализации не улавливаются ни общественным мнением, ни правящими силами; направленные на контррегионализацию действия только ослабляют надрегиональные структуры и усиливают регионализацию.

Регионы, до перестройки существовавшие почти исключительно как экономические силы, ныне вышли на политический рынок и оформились как самостоятельные политические (отчасти - идеологические) субъекты. Становление регионов как политических субъектов происходило независимо от политической ориентации их властей. Регионы - одновременно и реальные претенденты на государственную собственность, и реальные ячейки, где происходит приватизация. Основные стратегии регионов - использование дефицитных ресурсов, образование коалиций в пределах уровня и с несмежными уровнями региональной иерархии, союз с оппозиционными центральной власти силами, прямые бартерные обмены. Сейчас регионы уже фактически присваивают себе функции центральной власти, «захватили страну». Страну развалило на части не стремление каких-то мощных сил сломать ее административный каркас, но, напротив - стремление разных сил и групп резко увеличить свой фактический и институциональный ранг в этом каркасе.

Центральные, надрегиональные власти, стремясь сохранить собственный уровень иерархии, применяют силу (военную и финансовую), подстрекают к «бунту» составные части непокорных регионов, используют внешние и внутренние контр-регионы против отделяющихся окраинных частей страны. Сохраняющаяся возможность дерегионализации состоит только в восстановлении единства властного пространства силой и с опорой на трансрегиональные структуры военно-промышленного комплекса (однако конверсия ВПК означает его регионализацию).

Вписанные в систему административно-территориального деления этнические группы стремятся контролировать институциональные регионы или создавать новые, включая их в эту систему. Массовые движения (типа шахтерского) также берут под контроль отдельные регионы. Все влиятельные политические силы играют на региональном политическом рынке.

Негосударственные структуры независимо от их вписанности в политику и позиций в ней в настоящее время полностью ориентированы на размещение в соответствии со структурами существующего властного пространства. Административные регионы - арены их действий. Новые экономические структуры приурочены к сети центров административного пространства, но более концентрированно и поляризованно, что означает принятие биржами, банками и т. п. функций располагавшихся в таких центрах государственных органов управления товарными потоками и межрегиональными обменами. Ни одной крупной негосударственной структуры, отошедшей в своей пространственной организации и размещении от государственного пространства, нам неизвестно.

Государственная организация пространства совмещает централизацию, универсализацию регионов и центров, стабильность системы в целом и резкую неравномерность размещения, произвол в размещении отдельных звеньев. Государственное пространство не приспосабливается к реальной территории, но подчиняет и приспосабливает ее к себе.

Альтернативное государственной организации пространства размещение негосударственных структур предполагает ориентацию на те территории, которые слабее охвачены государственным контролем: периферийные и приграничные части административных узловых районов, анклавы, просто удаленные от центра территории. Слабее контроль над неинституционализированными уровнями экономического районирования и их центрами, территориями спорными и тяготеющими в разных отношениях к разным центрам, зонами с высокой долей земель, находящихся в непосредственном распоряжении центральной власти. Альтернативное размещение может быть реализовано не для отдельных объектов, но для сетей негосударственных структур, где каждый элемент мог бы размещаться в разных административных регионах.

Альтернативная государственной пространственная организация негосударственных структур должна быть полицентричной и полииерахичной при несовпадении частных иерархий и их размещений, состоять из автономных компонентов, быть способной к гибкой организации и реорганизации, перемещению своих объектов, функций и полномочий. Она должна быть ориентирована на реальное пространство, иметь приближенные непосредственно к территории субъекты принятия решений. Необходимо рассредоточение полномочий по пространственным уровням. Негосударственные структуры не могут быть организованы без учета пространственно-временных масштабов. (Вообще говоря, они должны быть устроены принципиально сходно с природнокультурным ландшафтом, что и означает радикальную альтернативу советско-государственной организации пространства).

В долгосрочной перспективе негосударственным структурам нужно комплексировать все возможности, ориентироваться на вступление в гибкие коалиции с пространственно активными группами людей, быть готовыми стимулировать создание новых государственных структур. Такие стратегии предполагают использование неконцентрированных и неформализуемых экспертных знаний о пространстве, носителями которых выступают не отдельные люди, а группы. (Без поддержки таких групп эффективная деятельность негосударственных структур в пространстве невозможна). Дальновидно было бы активировать обсуждение и внедрение альтернативных схем, проектов и прожектов организации пространства. Сегодня (и в блишайшей перспективе) основной ценностью для негосударственных структур являются материальные и правовые ресурсы, в среднесрочной перспективе их место займет размещение и организация своей деятельности в пространстве, в долгосрочной - нормальная жизнь в этом пространстве, которая предполагает его переструктурирование, эффективное использование его ресурсов, в том числе и способов размещения в нем.


Описание предмета: «Экономическая география»

Экономическая география — отрасль науки, изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.

Подразделяется на общую экономическую географию, отраслевую, региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства.

В отраслевом плане экономическая география изучает пространственное распределение (размещение) отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др.), в региональном плане — территориальное разделение общественного труда в различных странах и районах с учетом экономических законов, влияние природных условий, культурного наследия прошлого и исторически сложившихся производственных навыков населения.

Экономическая география дает научное обоснование хозяйственной политики в области размещения производительных сил и территориальной организации народного хозяйства. Эта отрасль науки непосредственно связана с физической географией, но между ними существует принципиальное различие. Физическая география — наука естественная, ее объект — изучение законов природы, а объектом экономической географии служат законы общественного развития.

Экономическая география связана с другими науками. Она использует их методы и выводы для своего развития и одновременно обогащает их своими исследованиями. К таким наукам прежде всего относятся: экономическая теория, статистика, геология, экология, медицина и др.

Основной метод экономической географии — диалектика. Она определяет общий подход, а также служит базой научных методов, применяемых экономической географией для конкретного исследования и решения вопросов рационального размещения отраслевых комплексов и организации территориального разделения труда.

Специфическим методом в экономической географии является балансовый метод. Отраслевые и территориальные балансы позволяют выбрать оптимальные пропорции между специализирующимися и обслуживающими отраслями, а также определить рациональные межрайонные связи.

В экономико-географических исследованиях большое значение имеют математические методы. Они дают возможность экономить время при обработке статистических данных, находить экономически эффективный вариант в соответствии с поставленной целью.

Экономическая география немыслима без картографического метода. Это составление карт, картосхем, диаграмм и графиков. Карта позволяет наглядно представить особенности размещения отраслей народного хозяйства.

Экономическая география в своих исследованиях использует также статистический, сравнительный, выборочный и другие методы изучения. [Видяпина В. И. Бакалавр экономики. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0024.asp ] Предмет социально-экономической географии изучает процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем и управления ими. Задачи социально-экономической географии: обоснование путей совершенствования территориальной организации общества обоснование наиболее рационального размещения хозяйства обоснование перспектив повышения эффективности развития отдельного региона и страны в целом Методы социально-экономической географии: программно-целевой метод метод системного анализа балансовый метод статистический метод картографический метод метод экономико-математического моделирования сравнительно-географический метод исторический метод

Литература

  1. О.Особенков, М.Щегорцов. Альянс государства и капитала. – М.: ОАО "Типография "Новости", 2011. – 328 с.
  2. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 2. Новое время. Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2002. – 640 с.
  3. А.В. Малько. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2000. – 304 с.
  4. Физика твердого тела. Лабораторный практикум. Том 1. Методы получения твердых тел и исследования их структуры. – М.: Высшая школа, 2001. – 368 с.
  5. К.И. Шинкаренко. История государства и права зарубежных стран в схемах. – М.: Проспект, 2012. – 80 с.
  6. И.Н. Кузнецов. История государства и права России. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 696 с.
  7. И.А. Исаев. История государства и права России. – М.: Проспект, 2010. – 800 с.
  8. В.И. Власов. История государства и права России. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 224 с.
  9. К.И. Шинкаренко. История государства и права зарубежных стран в схемах. – М.: Проспект, 2011. – 80 с.
  10. О.В. Старков, И.В. Упоров. Теория государства и права. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 372 с.
  11. Владимир Каганский. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 576 с.
  12. И.А. Исаев. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1995. – 448 с.
  13. Н.В. Ильютченко. Основы государства и права. Хрестоматия. – М.: Зерцало, 1998. – 496 с.
  14. И.Н. Кузнецов. История государства и права России. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 696 с.
  15. А.А., А.А. и А.А. Пионтковские. Смертная казнь в Европе. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Публицистика на уголовно-политические темы. – М.: Зерцало, 2013. – 544 с.
  16. К.И. Шинкаренко. История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 80 с.
  17. А.А. Вологдин. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах (комлпект из 2 книг). – М.: Юрайт, 2015. – 776 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Теория государства и права как предмет и учебная дисциплина
Теория государства и права
Курсовая работа
40 стр.
Теория государства и права как юридическая наука и дисциплина
Теория государства и права
Курсовая работа
30 стр.
Функции государства и государственно-правовые формы их осуществления
Теория государства и права
Курсовая работа
25 стр.
Становление советского социалистического государства и права (1917-1920 гг.)
История государства и права
Реферат
14 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Татьяна
Диплом после вашего сопровождения научный руководитель проверила в общем всё отлично.