Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Особенности социального развития Ямало- Ненецкого автономного округа

Социология

Распад советского государства и переход к рыночным отношениям привели к разрушению экономики, доставшейся новой России в наследство от Советского Союза, и к потере привычных духовных, нравственных опор: социальной защищенности, уверенности в завтрашнем дне, справедливости. Все это уже привело к расколу и разделению общества на разные социальные полюсы. Поэтому одной из важнейших задач российского государства в переходный период является максимальная защита экономических и социальных завоеваний прошлого и, по возможности, их развитие и укрепление. Социалистическая система, хотя и жестко контролировала экономическую деятельность человека, взамен гарантировала ему занятость, бесплатное образование, медицинское обслуживание, получение жилья.

В настоящее время ситуация резко изменилась. Несмотря на то, что статья 7 Конституции Российской Федерации 1993 года и провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, таковым она пока не является и прямых социальных гарантий, в отличие от советской конституции, не устанавливает.

Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель, а не путем проб и ошибок. В нынешних условиях у нас отсутствует представление о контурах общества, которое строится. В частности, нет четкой позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. А это одна из важнейших проблем, связанных с социальной защитой человека, с принципами взаимоотношения государства и человека в демократическим правовом обществе.

Принципы социального государства, заложенные в статьях 7, 37- 43 Конституции Российской Федерации нуждаются в подкреплении действиями со стороны государства, потому что реальные шаги расходятся с провозглашенными конституционными принципами. Объявив себя социальным, государство раз и навсегда берет обязанность выступать гарантом и защитником интересов, прав и свобод всего народа, а не какой-то отдельной группы. Такое государство не может произвольно устанавливать или отменять де- факто тот или иной порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано конституционными нормами и приоритетностью провозглашенных прав человека, в том числе и социальных прав.

Российская Федерация в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации состоит из равноправных субъектов - республик (государств), краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

Все они в той или иной степени обладают признаками государственности: устав (конституция), законодательство, герб, гимн, флаг, государственная служба, республики имеют собственное гражданство. Фактически, субъекты Российской Федерации являются квазигосударствами.

Поскольку социальная сфера в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению федерации и субъектов, российские регионы осуществляют социальную политику в русле, очерченном федеральным законодательством, но у каждого из них имеются свои особенности.

Социальное развитие Ямала также обладает рядом характерных свойственных только этому региону Крайнего Севера черт.

Все они законодательно закреплены в Уставе (Основном законе) автономного округа, законах и подзаконных актах и носят ярко выраженную социальную направленность.

Хотя, в отличие от некоторых других субъектов Российской Федерации, в конституциях (уставах) которых закреплены нормы о том, что они являются социальными государствами (государственно- территориальными образованиями) , Устав автономного округа не закрепляет такого положения однако и его можно отнести к данной категории, что выгодно отличает округ например от Тюменской, Ярославской областей, г. Москвы, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Республики Калмыкия, где социальные гарантии для населения в уставах (конституциях) отсутствуют.

В редакции Устава (Основного закона) автономного округа от 19 сентября 1995 года социальной сфере была посвящена целая глава, которая устанавливала основы социальной политики автономного округа. Новая редакция Устава, принятая Государственной Думой автономного округа 27 декабря 1998 года в целом сохранила все ранее установленные социальные гарантии. Основными факторами, определяющими приоритетность региональной социальной политики автономного округа, являются:

особенности этнического и национального состава населения автономного округа; наличие у части населения гражданства других государств; предрасположенность трудовых ресурсов на территории автономного округа к повышенной миграционной подвижности;

нахождение значительной части территории автономного округа в приполярных и арктических районах с экстремальными для проживания человека природно-климатическими условиями;

отдаленность территории от развитых промышленно-культурных центров и общепризнанных рекреационных зон Российской Федерации;

повышенная экологическая уязвимость территории автономного округа;

специфика трудовой деятельности основных групп населения, связанная с сочетанием необходимости разработки природных ресурсов на территории автономного округа и сохранением традиционного для коренного этноса образа жизни и системы хозяйственной деятельности.

Целью социальной политики автономного округа является удовлетворение потребностей и интересов различных групп населения автономного округа, защита его жизненно важных прав.

В число приоритетных направлений социальной политики автономного округа включены: организация систем жизнеобеспечения, охрана здоровья населения и окружающей природной среды, обеспечение занятости, регулирование миграционных процессов, содействие возрождению коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, социальная поддержка отдельных категорий граждан, а также удовлетворение культурных, воспитательных, образовательных, религиозных потребностей населения.

Органы государственной власти автономного округа не просто разрабатывают основные направления и приоритеты региональной социальной политики, но и претворяют в жизнь региональные социальные программы, обеспечивают их согласованность с соответствующими федеральными программами.

На территории автономного округа реализуются десять федеральных программ и около двадцати пяти окружных, в том числе в социальной сфере:

Безопасное материнство, Планирование семьи;

Программа развития службы оказания скорой и неотложной помощи населению округа;

Вакцинопрофилактика;

Анти - СПИД;

О мерах по борьбе с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;

Динамика здоровья коренного и пришлого населения ЯНАО в зависимости от климато - географических условий труда и среды обитания;

Об эпидемиологической ситуации по туберкулезу в округе и некоторых мерах по ее улучшению;

Программа по охране территории округа и его населения от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ;

О дальнейшем изучении радиологической обстановки на территории автономного округа;

Молодежь Ямала;

Программа развития средств массовой информации;

Программа по ускорению развития образования;

Программа занятости;

Программа по усилению борьбы с преступностью;

-Комплексная программа Дети- инвалиды.

Представительный и исполнительный органы государственной власти автономного округа осуществляют законодательное и иное правовое регулирование по главным направлениям социальной политики автономного округа в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации.

Право граждан на сохранение и поддержание здоровья детей обеспечивается органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и работодателями путем принятия мер по охране благоприятной для человека природной и социальной среды, организации рациональных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, контроля за доброкачественностью питьевой воды и ввозимых на территорию автономного округа продуктов питания, предоставления медицинской помощи.

Для более полного и качественного предоставления медицинских услуг различным категориям населения в автономном округе принимаются конкретные меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В целях обеспечения условий для полноценного отдыха жителей автономного округа органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления, предприятия инвестируют средства в создание и обустройство рекреационных зон на территории автономного округа, в строительство, реконструкцию и содержание курортно-санаторных объектов, лечебных учреждений, баз отдыха за его пределами.

В автономном округе разрабатываются и осуществляются программы занятости населения, в том числе молодежные, профессионального обучения, подготовки и переподготовки трудоспособного населения.

Для большего стимулирования вовлечения неработающих граждан в индивидуальную и коллективную сферы предпринимательской деятельности органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления создают необходимые материальные, финансовые условия, принимают соответствующие законы и иные нормативные правовые акты.

Органы государственной власти автономного округа предпринимают протекционистские меры по защите интересов трудоспособного населения автономного округа, в том числе путем лицензирования иностранной рабочей силы.

В автономном округе предпринимаются дополнительные меры по защите пожилых граждан и пенсионеров, оказывается адресная помощь нуждающимся в ней, действует система социального обслуживания инвалидов и других нетрудоспособных граждан.

Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления поощряют создание и деятельность благотворительных организаций, негосударственных пенсионных и других общественных фондов на территории автономного округа.

Отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной реабилитации, администрацией автономного округа и органами местного самоуправления оказывается необходимая помощь, развиваются службы социального мониторинга, различные формы социального патронажа.

В настоящее время социальными гарантиями в Российской Федерации обеспечиваются около 200 категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и вынужденные переселенцы и другие категории граждан). В Ямало- Ненецком автономном округе социальными выплатами охвачено 122 тыс. человек, особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан: молодежи, женщинам, инвалидам, ветеранам и. т. д. Из бюджета выделяются деньги на профобучение молодежи, на организацию отдыха детям. Курс на социальную стабильность и развитие стал приоритетным в социально- экономической политике органов государственной власти автономного округа. По объему средств, выделенных на социальные программы, автономной округ занимает первое место в России.

Законодательство автономного округа на основании статей 72, 73 и части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вводит дополнительные к существующим федеральным и новые социальные гарантии для некоторых категорий населения автономного округа. Так, ветеранам стремятся обеспечить достойное место в жизни общества, социальную и правовую защищенность, поддержать их жизненный уровень, создать условия для активного участия в общественной жизни.

Для ветеранов, постоянно проживающих на территории автономного округа, установлены дополнительные льготы в части оплаты занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы (с учетом совместно проживающих членов их семей: жены, мужа, несовершеннолетних детей, неработающих родителей), 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективная антенна), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, 50-процентная скидка инвалидам III группы оплаты проезда один раз в год на железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном транспорте на территории Российской Федерации.

Бесплатный проезд на похороны близких родственников (жены, мужа, родителей, детей, родных братьев и сестер) в пределах Российской Федерации, а также бесплатный проезд лиц, сопровождающих инвалидов I и II группы в таких поездках, бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками один раз в календарном году и ряд других льгот.

Финансирование дополнительных мер социальной защиты, производится за счет средств окружного бюджета. К категориям ветеранов, имеющих право на дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые настоящим законом, относятся:

инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам категории;

участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам категории;

лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

лица, проработавшие в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие менее шести месяцев и награждённые орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной Войны;

-вдовы участников Великой Отечественной войны, погибших в 1941-1945 г. г., не вступившие в новый брак.

Дополнительные меры социальной защиты суммируются с льготами соответствующих категорий, предусмотренных Федеральным Законом Российской Федерации «О ветеранах».

Установлено звание «Ветеран Ямало- Ненецкого автономного округа» для женщин, проработавших на его территории 25 и более лет и мужчин, проработавших здесь на 5 лет больше, чем женщины. Для них определен порядок и условия присвоения звания.

Ветераны Ямало- Ненецкого автономного округа получили право на пользование следующими льготами:

50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы (с учетом совместно проживающих членов их семей: жены, мужа, несовершеннолетних детей, неработающих родителей). Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищного фондов, а также в приватизированных жилых помещениях;

50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективная антенна), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

внеочередная бесплатная установка квартирного телефона.

Всего по автономному округу численность ветеранов Ямало- Ненецкого автономного округа на 31 декабря 1998 года составила 4776 человек (по данным Главного управления по труду и социальной защите администрации Ямало- Ненецкого автономного округа). Наибольшее число ветеранов приходится на наиболее обжитые, исторически сложившиеся места проживания старожильческого населения и места проживания малочисленных народов Севера: города Салехард и Лабытнанги, Шурышкарский, Ямальский, Тазовский и Надымский районы: 1824, 1062, 686, 228, 240 и 343 человека- соответственно.

За девять месяцев 1998 года на финансирование дополнительных льгот для ветеранов всех категорий было израсходовано 1941 тыс. руб. из бюджетов всех уровней

Закон «О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» установил для инвалидов I, II, III групп, семей, имеющих детей-инвалидов, следующие льготы:

50 % - скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы и в оплате коммунальных услуг) водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг (лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм);

бесплатный проезд к месту проведения медико-экспертной комиссии туда и обратно.;

семьи, имеющие детей-инвалидов, достигших трехлетнего возраста и страдающих нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи;

право на 100% компенсацию за установку телефона и 50% компенсацию абонентной платы за телефон имеют инвалиды I группы;

право на 50% компенсацию за установку телефона и абонентную плату имеют инвалиды II группы и семьи, имеющие детей-инвалидов;

Инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на получение компенсации взамен неиспользованной путевки на санаторно-курортное лечение один раз в два года в размере 36 минимальных размеров оплаты труда через органы социальной защиты населения за счет средств местных бюджетов, предусмотренных для финансирования программ социальной защиты населения.

Семьи, имеющие детей-инвалидов имеют право на получение компенсации взамен неиспользованной путевки на санаторно-курортное лечение один раз в два года в размере 36 минимальных размеров оплаты труда по месту жительства ребенка-инвалида за счет средств муниципальных органов здравоохранения.

Ежемесячная выплата инвалидам- «чернобыльцам» денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленного федеральным законом трехкратного минимального размера оплаты труда, производится с учетом районного коэффициента органами местного самоуправления.

Финансирование дополнительных мер социальной защиты, предусмотренных данным законом, идет за счет средств бюджета автономного округа и за 9 месяцев 1998 года было израсходовано 2249 тыс. руб.

Установлены дополнительные специальные социальные льготы для приемных родителей в виде выделения приемным родителям жилой площади для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемных детей, на детей, переданных на воспитание в приемную семью. На них распространяется внеочередное обслуживание учреждениями службы быта, здравоохранения, бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врача для детей в возрасте до 6 лет, закрепление за приемными семьями психолога из общеобразовательных школ соответствующего муниципального образования, семейного врача для обязательного медицинского осмотра и оказания медицинской помощи. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, органы местного самоуправления выделяют средства на приобретение комплекта мебели первой необходимости. Приемные родители, не имеющие достаточного трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в возрасте от 50 до 55 лет (женщина-мать) и от 55 до 60 лет (мужчина-отец) могут выйти на пенсию при условии стажа работы по воспитанию приемных детей в автономном округе не менее 10 лет. Выплата пенсии производится за счет местного бюджета до возникновения права на государственную пенсию.

По достижении 18 - летнего, а в исключительных случаях с 14-летнего возраста воспитанники из приемных семей должны быть трудоустроены в счет квоты, устанавливаемой в муниципальных образованиях автономного округа, по направлению органов государственной службы занятости или направлены на учебу по ходатайству органа опеки и попечительства.

Приемным родителям гарантируется право на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мебели, мягкого и школьного инвентаря в любой торговой точке, как по перечислению, так и за наличный расчет.

В автономном округе установлена адресная социальная помощь для малообеспеченных семей. Размеры, категории лиц, имеющих право на такую помощь, источники финансирования установлены Законом Ямало- Ненецкого автономного округа «Об адресной социальной помощи в Ямало- Ненецком автономном округе» от 10 февраля 1997 года № 4.

Практически в каждом законе автономного округа, регулирующем ту или иную область общественных отношений, установлены социальные льготы для работников различных отраслей народного хозяйства, например: «О противотуберкулезной защите населения Ямало- Ненецкого автономного округа», «О государственной молодежной политике в Ямало- Ненецком автономном округе», «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документа в Ямало- Ненецком автономном округе».

Ввиду ограниченности финансовых и материальных ресурсов бюджета автономного округа окружные законодатели, кроме установления прямых социальных льгот для малоимущих слоев населения за счет бюджетных средств, принимают законы стимулирующего характера, то есть: законы, устанавливающие налоговые льготы для физических лиц. Главным из них является Закон «О предоставлении налоговых льгот физическим лицам» от 18 июня 1997 года № 30, согласно которому в совокупный доход физических лиц не включаются следующие виды доходов (налоговые льготы действуют в части средств, зачисляемых в окружной бюджет):

доход, полученный в виде безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья за счет бюджетов всех уровней и прибыли, оставшейся в распоряжении организаций, учреждений, предприятий для граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 10 лет и нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ямало-Ненецком автономном округе и за его пределами.

Субсидия предоставляется для приобретения жилья (квартиры, индивидуального дома) по социальным нормам жилой площади при этом цена одного квадратного метра общей площади жилья не должна превышать 70- кратный минимальный размер оплаты труда.

Нуждающимися в предоставлении жилья за пределами автономного округа признаются физические лица согласно положениям, утвержденным администрациями организаций, учреждений, предприятий, расположенных на территории автономного округа совместно с профсоюзными органами.

суммы, уплаченные организациями, учреждениями, предприятиями своим работникам и (или) членам их семей, в порядке полной или частичной компенсации стоимости детских туристических путёвок, включая отдых за пределами Российской Федерации.

суммы, уплаченные организациями, учреждениями, предприятиями в виде спонсорской помощи за детей и подростков до восемнадцати лет, предназначенные для их полноценного отдыха, включая отдых за пределами Российской Федерации, а также суммы, выделяемые на эти цели физическим лицам за счет средств окружного и местных бюджетов.

суммы, выплаченные из средств организаций, учреждений, предприятий, а также за счет средств окружного и местных бюджетов с целью возмещения расходов физического лица (включая транспортные), связанные с погребением родственников.

Льготы предоставляются один раз в год на сумму, не превышающую 150-кратного установленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда на каждого ребенка.

суммы, выплачиваемые в размере 100% в целях социальной защиты, единовременные выплаты к праздничным и юбилейным датам неработающим пенсионерам, работникам бюджетной сферы, в том числе финансируемым из федерального бюджета, работникам органов государственной власти автономного округа и федеральных территориальных органов исполнительной власти.

Другой Закон «Об исключении из совокупного дохода для некоторых категорий физических лиц отдельных видов доходов» от 10 февраля 1997 года № 3 установил следующий перечень выплат, не засчитываемых в совокупный годовой доход физических лиц:

компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы) и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребителя коммунальных услуг, а для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - оплата топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории, и транспортных услуг для доставки этого топлива, установка домашнего телефона, абонентная плата за телефон, радио, коллективную антенну), в домах независимо от вида жилищного фонда;

оплата оздоровительных и санаторно-курортных путевок;

доплата до прожиточного минимума;

компенсация стоимости продуктов питания;

компенсация родительской платы в дошкольных учреждениях;

компенсация оплаты проезда на железнодорожном, водном и воздушном транспорте по территории Российской Федерации;

плата за обучение по любой форме в учебных заведениях Российской Федерации всех типов, а также выплата стипендий, в том числе социальных, контрактных, именных, за выдающиеся спортивные достижения и других;

-единовременные выплаты.

Специфика автономном округа заключается и в том, что на его территории проживают коренные малочисленные народы Севера, занимающие в автономном округе особое положение.

Установление государством особого статуса для территорий проживания коренных малочисленных народов Севера осознается как необходимая мера. В 1989 году Международная организация труда приняла Конвенцию № 169 относительно коренных и племенных народов независимых стран мира. Формально она еще не вступила в силу, но многие страны, в том числе и Россия, восприняли ее к действию.

Установление особого статуса коренных малочисленных народов Севера связано не с их особыми притязаниями, а с притязаниями государственных органов, промышленных монополий и другого, как правило, пришлого населения на уже занятые территории, для их промышленного освоения.

Интересы коренного населения нуждаются в особой защите, потому что они менее адаптированы к жизни в индустриальном и постиндустриальном обществах, чем представители иных народов, поэтому наделение коренных малочисленных народов Севера дополнительными правами не является нарушением статьи 18 Конституции Российской Федерации в части равенства прав, поскольку в соответствии со статьей 69 той же Конституции Российская Федерация и ее субъекты гарантируют данным народам права в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Следует учитывать, что малочисленные народы являются хранителями уникальных этнических ценностей. Эти ценности имеют общечеловеческое значение, а их сохранение возможно только в особых организационно- правовых условиях, гарантирующих само существование таких традиций, национальных способов ведения хозяйства.

В то же время коренные малочисленные народы Севера, как правило, не являются полноправными субъектами государственно- правовых отношений при всем конституционном декларировании подчеркнуто- внимательного к ним отношения. На федеральном уровне нормативно не установлен предмет их «особости» - национально- этнические ценности.

Особые организационно- правовые режимы на территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера должны быть многовекторными. Здесь должны присутствовать взаимосвязанные нормы особого землепользования, особого статуса общин, особого механизма территориального общественного самоуправления этих народов и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в автономном округе, особого режима природопользования и компенсаций (по примеру Аляски) за изъятые природные ресурсы, особые формы соединения норм обычного права и общегражданских правовых норм. К тому же введение особых организационно- правовых норм и режимов на территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера не может быть навязанным со стороны. Если эти нововведения не будут осознанны как собственное волеизъявление и будут в чем- то органически чуждыми коренным малочисленным народам Севера, то они принесут только вред. Поэтому должны быть механизмы коллективной выработки и коллективного принятия решений.

Нельзя сказать, что в автономном округе ничего не делается в этом направлении. Территория автономного округа является местом обитания коренных малочисленных народов Севера: ненцев, ханты, селькупов. Это обстоятельство нашло свое отражение в окружном законодательстве - коренным народам даны дополнительные права и гарантии. Важно понять, что оленеводство и другие виды традиционной деятельности для них - это не отрасль товарного хозяйства, а образ жизни, стержень, уклад жизни. Поэтому Устав округа предусматривает создание целевого комплекса финансовых и материальных предпосылок для организации и развития традиционных промыслов.

В соответствии с Уставом автономного округа коренные малочисленные народы Севера, этнические общности пользуются дополнительными правами. Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления создают правовые, финансовые и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера, этническими общностями видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставление льготных прав на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий.

Для представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни, обеспечиваются профилактические меры по контролю за состоянием их здоровья, предоставляется постоянное бесплатное медицинское обслуживание за счет средств окружного и местных бюджетов, социальных взносов и других поступлений, создаются условия для обучения детей.

В случае перехода представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей к оседлому образу жизни им обеспечиваются дополнительные условия для адаптации и ведения трудовой деятельности на новом месте жительства.

Неработающим гражданам из числа трудоспособных представителей коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления оказывается содействие в получении квалификации и трудоустройстве в сферах традиционных промыслов и ведения традиционного хозяйства.

Коренным малочисленным народам Севера ежемесячно выплачивают специальные пособия из бюджета, согласно Уставу автономного округа им предполагается выплачивать ренту в счет платежей, за пользование минерально- сырьевыми ресурсами на территории их проживания. Уже приняты и вступили в силу такие важные законы как:

Закон «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало- Ненецкого автономного округа», «Об особо охраняемых природных территориях Ямало- Ненецкого автономного округа», «О рыболовстве в Ямало- Ненецком автономном округе», «О недрах и недропользовании в Ямало- Ненецком автономном округе», «О ведении рыбного хозяйства в водоемах Ямало- Ненецкого автономного округа», «Об оленеводстве», «О местном самоуправлении в Ямало- Ненецком автономном округе», «О территориальном общественном самоуправлении в Ямало- Ненецком автономном округе», принят в первом чтении Закон «О животном мире в Ямало- Ненецком автономном округе», подготовлены для внесения на рассмотрение Государственной Думы автономного округа проекты законов: «Об общине коренных малочисленных народов Севера», «О родных языках коренных малочисленных народов Севера», «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало- Ненецкого автономного округа», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», правила рыболовства в Ямало- Ненецком автономном округе. В плане законопроектных работ на 1999 год значатся такие законопроекты, как: «О статусе культовых (религиозно- обрядовых) мест коренных малочисленных народов Севера», «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Ямало- Ненецкого автономного округа», «О перечне территорий традиционной хозяйственной деятельности в Ямало- Ненецкого автономного округа», «Об охране оленьих пастбищ».

В цело можно констатировать, что Ямало-Ненецкий автономный округ- пример стабильного развития в стране.

После присоединения Западной Сибири к России территория автономного округа быа краем почти безлюдным, в котором обитали малочисленные племена ненцев, ханты, селькупов. Они вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством, охотой и рыболовством. Русские люди селились в основном вдоль берегов рек, строя крепостцы и фактории. Из значительных поселений на обском Севере можно назвать города Обдорск (Салехард) (1596 г.) и Мангазея (1600 г.).

До начала второй мировой войны национальный состав и образ жизни жителей округа мало чем отличались от дореволюционного периода. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года в округе проживало 45734 человек, в т. ч. 15348 кочевников.

Ситуация изменилась в годы Советской власти: в период строительства широтной трансконтинентальной железной дороги Москва- Воркута- Салехард -Игарка - Анадырь и годы освоения залежей природных ископаемых на территории автономного округа. При увеличении населения, иным стал и его национальный состав.

За последние десятилетия население автономного округа выросло в несколько раз. Это связано с крупным хозяйственным строительством и освоением северных территорий. В настоящее время численность населения округа- 497000 человек (по оценке на 1997 г.), средняя плотность - 0, 7 чел. /кв. км. (по России- 8, 7).

В конце 1996 года средняя зарплата в округе была одна из самых высоких в стране и составляла в среднем более 3 млн. руб., что больше, чем за соответствующий период 1995 года в 3, 4 раза

Численность зарегистрированных безработных на декабрь 1996 года составляла 10, 2 тыс. человек, на период январь- март 1997 г. -11, 1 тыс. человек. При этом получали пособие по безработице 8, 3 тыс. человек. В то же время официально заявленная потребность в работниках на предприятиях и организациях по округу составляет 1340 человек.

По благоустройству автономный округ пока в чем- то отстает, а в чем- то опережает среднероссийские показатели. Так, обеспеченность телефонами на 100 семей составляет для города- 35 штук (в среднем по России-46). Городской и сельский жилой фонд автономного округа обеспечен теплом соответственно на 98 % и 86 % (по России- 85 % и 22 %), водопроводом на 93 % и 74 % (по России - 83 % и 33 %), газом- на 54 %и 42 % (по России- 68 и 72 %), канализацией- на 87 и 22 %).

Если привести анализ окружного бюджета в части расходов на социальную сферу за период 1996- 1998 г. г., то можно сделать следующие выводы:

Структура расходной части окружного бюджета на социальную сферу в 1996 году составляла в млн. руб.:

на жилищно- коммунальное хозяйство- 100000;

образование- 215303;

культура и искусство- 20525;

СМИ-51616;

здравоохранение и физкультура-210586;

-социальная политика- 191518.

В 1996 году заработная плата, начисления на нее (прежде всего социальная защита в размере 100 % к тарифным ставкам, должностным окладам работников бюджетной сферы, неработающих пенсионеров), стипендии, средства на питание, медикаменты, компенсации на детей были отнесены к защищенным расходам.

В 1996 году были введены социальные выплаты для коренных малочисленных народов Севера.

Программы по социальной защите населения финансировались в первоочередном порядке.

Вот как выглядела структура расходной части окружного бюджета на 1997 год, в млн. руб.:

образование- 375162;

культура и исскуство-39810;

СМИ-65063;

ЖКХ-68856;

здравоохранение и физкультура- 292520;

социальная политика- 240630

На 1997 год социальная защита для бюджетников и неработающих пенсионеров была также сохранена, продолжились социальные выплаты коренным малочисленным народам Севера, к защищенным расходам были отнесены те же расходы, что и в 1996 году.

В числе приоритетов бюджетной политики на 1998 год определялись социальная сфера и социальная политика, погашение бюджетной задолженности за предыдущие годы. В общей сложности социальные расходы составили более 50% расходной части бюджета.

Бюджет года формировался с учетом определения параметров перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг производителям при одновременном обеспечении социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Именно этим и определялась структура расходной части окружного на 1998 года, в тыс. руб.:

ЖКХ- 236907;

образование- 268242;

культура и искусство- 67363;

СМИ-120796;

здравоохранение и физкультура- 408327;

социальная политика- 260058.

На 1998 год, аналогично 1997 году, социальная защита для бюджетников и неработающих пенсионеров сохранялась, продолжились социальные выплаты коренным малочисленным народам Севера, к защищенным расходам были отнесены те же расходы, что и в 1996- 1997г. г.

Структура расходной части окружного бюджета на 1999 год несколько изменилась, (в тыс. руб.):

ЖКХ- 261552;

образование-351990;

культура и искусство- 49900;

СМИ- 153200;

здравоохранение и физкультура- 497072;

социальная политика- 335880.

На 1999 год повышение на 100 процентов тарифных ставок и должностных окладов работникам бюджетной сферы, в том числе финансируемых из федерального бюджета, органов государственной власти автономного округа, территориальных федеральных органов исполнительной власти, установленное в целях социальной защиты и для решения социальных проблем было сохранено, но с одной особенностью, учитывая последствия финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 года в России. При отсутствии наличных денежных средств теперь разрешено производить выплату указанного повышения продуктами питания, товарами народного потребления и другими услугами

Для пенсионеров, при сохранении 100 процентной доплаты, также разрешено не более 50 % дополнительных выплат производить продуктами и товарами широкого потребления. То же самое касается и коренных малочисленных народов Севера, но уже не оговаривается предельный размер не денежных выплат.

При анализе исполнения бюджета бросается в глаза тот факт, что из года в год растет объем реальных доходов, который повышался с 650964 млн. руб. в 1994 году до 1217983 млн. руб. в 1996 году. Подобная динамика не является характерной для большинства субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, можно констатировать, что кризисные явления в экономике затронули Ямало-Ненецкий автономный округ меньше, чем другие регионы России.

В качестве другой позитивной тенденции можно отметить опережающий рост собственных доходов автономного округа. Так, если общий объем доходов в реальном выражении возрос за период с 1994-96 г. г. на 17, 5%, то прирост объема собственных доходов автономного округа составил за этот же период 100, 5%. В структуре доходов на долю собственных доходов окружного бюджета пришлось около 95%. Подобные обстоятельства снижают риски для инвесторов.

Рост собственных доходов окружного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений. Доля налоговых доходов в структуре окружного бюджета увеличилась с 89, 2 % в 1994 году до 94, 8 % в 1996 году.

При анализе бюджета бросается в глаза такая отличительная особенность, как относительно большая доля в окружном бюджете трансфертов административно- территориальным единицам автономного округа, в основном это районы и города Салехард и Лабытнанги. По своему характеру эти расходы являются непроизводительными, они отягощают окружной бюджет и ограничивают возможности автономного округа, однако являются совершенно необходимыми для поддержания местных бюджетов и расходуются в основном на социально необходимые программы и мероприятия муниципальных образований. Вместе с этим, наблюдается некоторая тенденция к сокращению доли внешних расходов в структуре расходной части окружного бюджета. С 1994 по 1997 годы доля таких расходов снизилась с 41, 6 до 35, 2 %.

В 1998 году бюджет автономного округа исполнялся с незначительным дефицитом (приблизительно 7 %), который покрывался за счет выпуска векселей местных администраций, валютного и облигационного займов.

В бюджете на 1998 год были учтены поступления по основным источникам на сумму (тыс. руб.):

налоговые доходы - 8143741;

доходы целевых бюджетных фондов- 1090450;

неналоговые доходы- 73996;

дополнительные доходы-400000.

Структура налоговых поступлений сложилась такая:

налог на прибыль- 909676;

подоходный налог с физических лиц - 841592;

налог на добавленную стоимость - 1122492;

платежи за пользование природными ресурсами - 4146258;

налог на имущество юридических лиц - 1033979;

обор на нужды образовательных учреждений - 62240;

прочие доходы - 1810.

В течение 1998 бюджетного года не принимались решения о предоставлении юридическим лицам налоговых кредитов по программам, не предусмотренным Законом об окружном бюджете на 1998 год, а также вновь предоставляемые в 1998 году отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей в части, зачисляемой в окружной бюджет, разрешались путем заключения между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и каждым предприятием договоров о предоставлении долгосрочных инвестиционных налоговых кредитов, руководствуясь законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 1999 году как и в предыдущих 1996-98 г. г. от уплаты налоговых платежей, подлежащих зачислению в окружной бюджет (кроме НДС), освобождены геологоразведочные предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того совхозы, рыбозаводы, юридические лица, независимо от форм собственности, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, (по перечню прилагаемому к Закону об окружном бюджете), освобождаются от уплаты налога на прибыль, сбора на нужды образовательных учреждений, региональных сборов в дорожные фонды (налог на пользователей автомобильных дорог, налог на владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств) в части подлежащей зачислению в окружной бюджет. Освобожденные от налогообложения средства будут направлены на развитие производства.

Несомненных успехов, даже по сравнению с советским периодом, автономный округ добился в капитальном строительстве. Капитальные вложения составили в 1996 году 6, 17 % от общего показателя по стране. При этом 71, 1 % капитальных вложений приходилось на долю промышленности- по России этот показатель составляет только 37 %. На строительство объектов производственного назначения идет 88% всех капвложений, что тоже превышает общий уровень по стране. В свою очередь около 96 % промышленных капвложений идет в топливно-энергетический комплекс, что обусловлено спецификой структуры народного хозяйства автономного округа.

Объем капвложений на душу населения превышает общероссийский в 18, 3 раза. В 1996 году основная доля капитальных вложений распределялась так:

на предприятиях смешанной формы собственности-83, 7 %;

на предприятиях федеральной собственности-5, 2%;

частной собственности- 4, 8%;

муниципальной собственности- 4, 5 %

Для сравнения можно привести цифры по Тюменской области в целом (включая Ямало- Ненецкий автономный округ).

На строительство объектов социальной сферы всей области в 1 квартале 1997 году направлено 1244, 6 млрд. руб. (14 % инвестиций), что составило 71 % к уровню 1996 года, из них на жилищное строительство- 596. 4 млрд. руб., на строительство больниц и амбулаторно - поликлинических учреждений- 54. 5 млрд. руб., общеобразовательных школ- 61. 1 млрд. руб., дошкольных учреждений- 6. 6 млрд. руб., клубов и домов культуры- 5. 7 млрд. руб.

За первые 3 месяца 1997 года на всей территории Тюменской области предприятиями и организациями всех форм собственности построено жилых домов общей площадью 76. 7 тыс. кв. м., что составляет 37% к соответствующему периоду 1996г. в т. ч. в сельской местности- 11. 8 тыс. кв. м. (68%).

Почти половина (49 %) введенного жилья- 37, 8 тыс. кв. м. приходится на Ханты-Мансийский автономный округ, 26, 3 тыс. кв. м. (34 %) -юг области и 12, 6 тыс. кв. м. (17 %) - на Ямало-Ненецкий автономный округ.

На 23 территориях области объемы построенного жилья превысили уровень 1 квартала 1996 года. Сравнительно высокие темпы жилищного строительства (в 1, 5 раза и выше) в городах: Ханты- Мансийского автономного округа: Ханты- Мансийск, Нефтеюганск и Ямало-Ненецкого автономного округа: Салехард, Новый Уренгой; Шурышкарском районе.

На строительство жилья для военнослужащих и членов их семей в 1 кв. 1997 года использовано 5, 9 млрд. руб. капвложений (4, 6 - на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и 1, 3 млрд. на юге обл.). При этом следует учитывать, что Ямало-Ненецкий автономный округ имеет самое маленькое население среди 3 субъектов Российской Федерации, составляющих Тюменскую область.

Рассматривая состояние финансов автономного округа в сравнении с другими субъектами федерации, можно отметить, что данный регион является одним из самых благополучных. Важнейшим показателем, характеризующим состояние государственных финансов субъекта Федерации, считается обеспеченность бюджетных расходов собственным залоговым потенциалом. По итогам 1996 года автономный округ вошел в десятку самых крепких в финансовом отношении субъектов Российской Федерации.

Одним из основных показателей финансового состояния является баланс между суммой налогов в федеральный бюджет и суммой помощи из федерального бюджета в расчете на душу населения. Сравнение с рядом других ведущих субъектов Российской Федерации, бесспорно, будет в пользу Ямало- Ненецкого автономного округа.

Условный баланс финансовых потоков «регион- центр»

Субъект РФ

Баланс фи нансовых потоков,

тыс. руб. / чел.

ЯНАО

9767

Москва

5973

Санкт- Петербург

1565

Ярославская обл.

1239

Татарстан

529

Волгоградская обл.

645

Оренбургская обл.

778

Свердловская обл.

1476

Якутия

-480

В среднем по РФ

1086

Приведенные данные позволяют считать округ одним из наиболее благополучных регионов Российской Федерации, несмотря на кризис. По большинству основных показателей состояние бюджетной сферы округа выглядит лучше, чем в других субъектах.

Еще одним важным параметром является показатель объема налоговых поступлений на душу населения. Как правило, повышенный объем такого сбора налогов характерен для нефтегазовых районов, банковско- финансовых центров и отдельных индустриальных центров. Низкий налоговый потенциал имеют регионы с сельскохозяйственной специализацией и слабой производственной базой. Показатель налоговых поступлений на душу населения связан с возможностями местных властей выполнять свои обязательства перед инвесторами. И в этом плане Ямало- Ненецкий автономный округ один из наиболее благополучных. Отношение показателя сбора налогов на душу населения в округе к среднему значению по стране составляет 7, 94 (2 место в стране после Ханты- Мансийского автономного округа). Для сравнения: аналогичный показатель для Москвы составляет 3, 39. Естественно, при сравнении следует учитывать низкую плотность населения, однако преимущество автономного округа все равно очевидно. Это не трудно заметить из предлагаемых таблиц.

Крупнейшие бюджетообразующие регионы России

Субъект РФ

Доля в налоговых доходах федерального бюджета в 1996 г., %

Доля в

численности

населения

ЯНАО

Москва

ХМАО

Московская обл.

С-Пб

Свердловская обл.

Самарская обл.

Нижегородская обл.

Пермская обл.

Краснодарский край

Всего:

2, 2

27

8, 9

5, 2

4, 2

3, 8

3, 2

2, 6

2

1, 7

60, 7

0, 3

5, 9

0, 9

4, 5

3, 2

3, 2

2, 2

2, 5

2

3, 3

28

Удельный вес поступлений налогов и других обязательных платежей автономного округа в федеральный бюджет в сравнении с некоторыми субъектами России

Тюменская область

1996 г.

1, 4 %

1997 г.

3, 1 %

ЯНАО

1996 г.

2, 4 %

1997 г.

3, 1 %

Самарская обл.

1996

3, 2

1997

4, 6

Свердловская обл.

1996

3, 4

1997

2, 5

Нижегородская обл.

1996

2, 6

1997

1, 9

Санкт- Петербург

1996

3, 7

1997

4, 4

Московская обл.

1996

4, 8

1997

5, 4

ХМАО

1996

9, 6

1997

7, 6

Москва

1996

26, 0

1997

27, 9

В общем объеме поступлений по России удельный вес ЯНАО увеличился на 129 % и переместился с 8 места на 5 по состоянию на 1 мая 1997 года.

Образовательная система автономного округа реформируется в соответствии с законом РФ «Об образовании»: начался переход к личностно ориентированной модели образования и технологиям развивающего обучения.

Главные учебные заведения округа - Салехардский педколледж, окружное училище искусств и культуры, Салехардский зооветтехникум. Их выпускники работают на всем российском Севере.

В регионе пока нет собственных высших учебных заведений, однако действуют филиалы различных ВУЗов страны. Вероятно, в скором времени будет осуществлена идея создания на базе Салехардского педколледжа собственного высшего учебного заведения - Полярного университета.

С целью наиболее полного удовлетворения образовательных запросов граждан, создания условий для индивидуального и дифференцированного образовательного процесса, учета наклонностей, способностей и интересов учащихся разработан и введен в действие окружной базисный учебный план для образовательных учреждений округа. Так в 1998 году 120 сельских и городских школ работают по индивидуальным учебным планам, составленным на основе базисного. В первом чтении Государственной Думой автономного округа принят Закон «Об образовании».

В целях социальной защиты обучающихся, учащимся ПТУ, техникумов выплачиваются стипендии: поощрительная, специальная, контрактная, именная и так далее.

Для детей, нуждающихся в помощи государства, открываются детдома и школы -интернаты. В 1998 году действовали 8 детских домов различного типа.

На сегодняшний день в автономном округе работают национальные школы, в которых формируется содержание комплексов национального образования народов Севера, создаются предметные, факультативные и кружковые учебные программы с национальными компонентами.

В учебные планы образовательных учреждений включаются предметы, составляющие национально- региональный компонент государственных образовательных стандартов: литература родного края, история Ямала, культура народов Ямала, литература народов Севера.

Ведется целевая подготовка специалистов - педагогов в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Петербурге и Москве. Получает развитие многоуровневая система подготовки учителей, в том числе в учебных заведениях округа (с этой целью Салехардское и Ноябрьское педучилища реорганизованы в колледжи).

В образовательных учреждениях округа работают 7498 педагогов, профессиональный уровень которых позволяет решать задачи, стоящие перед системой образования. Более 56% педагогов прошли профессиональную аттестацию и имеют квалификационные категории.

Здравоохранение в автономном округе представлено 64 лечебно- профилактическими учреждениями на 5447 коек и 8742 посещений в смену, 126 фельдшерско- акушерскими и фельдшерскими пунктами, 20 станциями и 5 отделениями «скорой помощи», центром профилактики борьбы со СПИДом, домом ребенка, центром социальной реабилитации. Здесь - 1645 врачей и 5640 медработников среднего звена.

Укомплектованность врачами составляет 96 %. Учитывая потребность в медицинских кадрах, проводится целевой прием студентов в медицинские ВУЗы России. За 3 последних года на обучение по договорам отправлено 164 человека. Подготовкой кадров занимается салехардское медучилище и ряд его филиалов.

Самой большой проблемой является финансирование. Расходы на здравоохранение покрываются только на 50 %. Практически заморожено строительство и реконструкция многих лечебных учреждений, 40% из них находятся в неприспособленных аварийных помещениях.

Угрожающей проблемой становится туберкулез. Из числа больных активным туберкулезом более 70% составляют лица трудоспособного возраста. За период с 1993 года показатель заболеваемости туберкулезом вырос в 1, 7 раза. В целях усиления борьбы с этим социальным злом в автономном округе был принят закон «О противотуберкулезной защите населения» и соответствующая программа по его выполнению.

Краткие выводы:

1. В Ямало- Ненецком автономном округе так же, как и в других регионах страны, наблюдается спад производства, растет безработица, снижается уровень жизни населения. Такова на сегодня реальная цена «реформ». Однако в целом снижение уровня жизни населения, падение промышленного производства произошло в автономном округе в меньших масштабах, чем в среднем по Российской Федерации.

2. Наличие на территории автономного округа огромных минерально- сырьевых ресурсов, составляющих основу экспорта России и проведение целенаправленной социальной политики в автономном округе способствуют поддержанию нормальных условий жизни населения, в том числе слабозащищенных слоев, работников бюджетной сферы.

3. Определение путей развития автономного округа, пределы государственного вмешательства в социальную сферу, обеспечение регулирующей роли государства, призванной создать условия для равенства граждан, расширение социальных функций автономного округа, ответственность органов государственной власти автономного округа перед населением за создание и поддержание достойных условий жизни- важнейшие задачи, стоящие перед Ямало- Ненецким автономным округом на пороге следующего тысячелетия.


Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Литература

  1. А.А. Климов. Пространственное развитие и проблемные территории. Социально-экономические аспекты. – М.: КомКнига, 2006. – 288 с.
  2. К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.
  3. В.И. Степанченко. Казачьему роду нет переводу!. – М.: Полиграф Стайл, 2001. – 224 с.
  4. Инновационные электромагнитные методы геофизики. – М.: Научный мир, 2009. – 364 с.
  5. А.В. Кроткова. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М.: Сфера, 2007. – 144 с.
  6. Управление социальным развитием организации. – М.: Инфра-М, 2013. – 416 с.
  7. Рыбные места Большого Урала. Избранное. Путеводитель. – М.: Азимут, 2013. – 72 с.
  8. К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление персоналом. Теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2014. – 64 с.
  9. Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный аспект). – М.: Банк культурной информации, 2007. – 184 с.
  10. В.Г. Мордкович, Любечанский, О.Г. Березина, И.И. Марченко, B. C. Андриевский. Зооэдафон западно-сибирской северной тайги. – М.: КМК, 2014. – 180 с.
  11. Владимир Шумилов. Социальное развитие Российского общества: от не свободы к свободе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 424 с.
  12. Елена Агбалян. Арктическая нутрициология. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 120 с.
  13. Виктор Часовской. Социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 360 с.
  14. Новикова Н.И. Охотники и нефтянники: исследование по юридической антропологии. – М.: , 2015. –  с.
  15. Ревич Б.А., Харькова Т.Л., Кваша Е.А., Богоявленский Д.Д., Коровкин А.Г., Королев И.Б. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, динамика трудовых ресурсов и риски здоровью населения Европейской части АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ России. – М.: , 2016. –  с.
  16. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа. – М.: Баско, 2010. – 308 с.
  17. Арктика. Лучшие фотографии. – М.: Матрица, 2014. – 152 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Система государственного регулирования рынка труда
Государственное и муниципальное управление
Диплом
127 стр.
Эколого-экономические проблемы Крайнего Севера
Региональная экономика
Реферат
20 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Katia, 11.05
Юля, спасибо вам за работу! То, что я читаю, мне лично нравится. Надеюсь, руководитель со мной тоже будет согласен. Кстати, вы пишете с использованием его любимых слов во многих случаях, вы с ним случайно не знакомы?! ;-) yul