Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Освобождение и ограничение административной ответственности по таможенному праву

Таможенное право

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой «, а государственные границы «прозрачными «или во многих местах «размытыми «, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации «и Постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации «, Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

За прошедшие пять лет удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе «.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации «и от 22 декабря 1993 года № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям». С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности, чем была устранена существовавшая до этого момента юридическая коллизия.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

Вместе с тем, правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности. Этим объясняется актуальность темы данного дипломного исследования.

Дипломная работа имеет целью осветить вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью таможенных органов в современных условиях.

Указ Президента РФ «О неотложных мерах по организации таможенного контроя РФ»

Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ»

Шапошников Н. Н».Таможенная политика России»

2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

За соверешение правонарушений в сфере таможенного дела законодательством предусмотрены различные виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, материальная.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом административная ответственность обладает следующими чертами:

а). Административная ответственность устанавливается как законами так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Нормы административной ответственности образуют самомтоятельный институт администротивного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством.

б). Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной -преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

в). Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица, физические лица, частные предприниматели, должностные лица.

г). За административные правонарушения предусмотрены взыскания. за преступления - уголовное наказание, за дисциплинарные проступки- дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

д). Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и дролжностных лиц; исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания -органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке.

е). Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащимприменяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

ж). Применение административных взысканий не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з). Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА.

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при реше-нии вопросов о привлечении к административной ответствен-ности за таможенные правонарушения руководствовались пре-имущественно общими положениями норм административного законодательства - Основ законодательства Союза ССР и союз-ных республик об административных правонарушениях и Кодек-са РСФСР об административных правонарушениях.

ТК РФ, используя фундаментальные положения администра-тивного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование во-просов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совер-шение одного правонарушения), предусматривает ответствен-ность военнослужащих, порядок наложения взысканий при со-вершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения. Действующим считается закон, вступивший в установленном порядкев силу и не утративший ее. В настоящее время порядок вступления в силу законов РФ установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и втсупления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». По общему правилу законодательный акт вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования, если иное не установлено самим актом.

А. П. Алехин Ю. М. Козлов «Адимнистративное право» уч. 1995 г.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы должны быть опубликованы в течение 7 дней со дня подписания Президентом РФ. Законы РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Неопубликованные законы не применяются. (ст. 15 Конституции РФ).

Согласно постановлению Верховного Совета РФ «О введении в действие Таможенного Кодекса Российской Федерации» нормы ТК об ответственности за нарушение таможенных правил вступили в силу с момента опубликования ТК (п. 1).

Основные трудности здесь возникают при приме-нении норм материального и процессуального права к правона-рушениям, совершенным до введения в действие ТК РФ, а также при оценке вновь принятых нормативных актов, документов, инструкций, указаний, корректирующих в сторону смягчения или полной отмены, например, применение мер экономической политики, обложения таможенными пошлинами, (то есть регу-лирующих вопросы таможенного оформления, таможенного кон-троля, текущей экономической политики) - на предмет опреде-ления, являются ли такого рода документы актами, смяг-чающими или отменяющими ответственность за нарушение та-моженных правил.

Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играет правильное определение действия закона и других норма-тивных актов во времени.

Положения ст. 234 ТК РФ регулируют вопросы пределов дей-ствия закона.

Нормы указанной статьи гласят: ч. 1 лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения.; ч. 2 акты, смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.; ч. 3 акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за нарушение таможенных правил, обратной силы не имеют.; ч. 4 производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства, действующего во время производства по делу о правонарушении и его рассмотрении.

ФЗ «Об опубликовании и вступлении в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания»

Конституция РФ

Постановление Верховного Совета РФ «О введении в действие Таможенного Кодекса 1993 г».

Под законодательством об ответственности за нарушение таможенных правил в данном случае следует понимать правовые нормы законодательных актов, предусматривающие ответственность за соверешение нарушений таможенных правил, а также правовые нормы. регламентирующие общие положения ответственности за нарушение таможенных правил.

Актом, смягчающим ответственность за нарушение таможенных правил, является законодательный акт, снизивший размер взыскания или исключивший дополнительное взыскание либо исключивший из санкции правовой нормы более строгое взыскание. Актом, отменяющим ответственность за нарушение таможенных правил, считается законодательный акт, объявляющий об исключении конкретного нарушения таможенных правил из главы 39 Таможенного Кодекса либо Особенной части КоАП.

Акты, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил, применяются на любой стадии правоприменительного процесса по делу о нарушении таможенных правил (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ).

Актом, устанавливающим ответственность за нарушение таможенных правил, является законодательный акт, в соответствии с которым нарушением таможенных правил признается деяние, ранее не рассматриваемое в качестве такового, и предусматривает взыскание за его совершение.

Актом, усиливающим ответственность за нарушение таможенных правил, считается законодательный акт, который увеличивает размер взыскания, предусмотренного санкцией правовой нормы, или включает дополнительное взыскание в качестве обязательного взыскания либо устанавливает альтернативную санкцию, дающую возможность наложить более строгое взыскание, чем по ранее действовавшему акту.

В части 4 ст. 234 ТК РФ сформулировано общее правило действия во времени законодательства, устанавливающего порядок правоприменения по делам о нарушениях таможенных правил. Согласно этому правилу производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства, действующего во время производства по делу и его рассмотрения.

Конституция РФ

Таможенный Кодекс РФ

Следовательно, закон, отменяющий или ограничивающий прямо или косвенно права лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможеннызх правил и в его рассмотрении, обратной силы не имеет. Такой закон на распространяется на производство, начатое до его вступления в силу.

Несмотря на то, что со дня введения в дей-ствие Таможенного кодекса Российской Федерации прошло до-статочно продолжительное время, до настоящего момента в практике таможенных органов встречаются случаи обнаружения фактов таможенных правонарушений, совершенных во время действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. Эти правонаруше-ния подлежат квалификации по статьям Таможенного кодекса СССР; лицо, совершившее нарушение таможенных правил, не-сет ответственность на основании законодательства, действую-щего во время совершения правонарушения.

В то же время к такого рода правонарушениям при исчисле-нии сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, на мой взгляд, нельзя применять положения ч. 4 ст. 234 ТК РФ, устанавливающей, что производство по делам о наруше-нии таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основа-нии законодательства, действующего во время производства по делу о правонарушении и его рассмотрения. Необходимо учитывать содержащееся в ч. 3 этой же статьи указание на то, что акты, усиливающие ответственность за нарушение таможенных правил, обратной силы не имеют. Сравнительный же анализ ст. 122 ТК СССР и ст. 247 ТК РФ, регулирующих вопросы о сроках наложе-ния взысканий соответственно в Таможенном кодексе СССР и ТК РФ, свидетельствует о том, что ТК РФ, предусматривающий новый, более жесткий подход к установлению исходного момен-та для исчисления сроков наложения взыскания и более дли-тельные сроки для возможного наложения взыскания, в данной своей части является актом, усиливающим ответственность за нарушение таможенных правил.

По общему правилу вступивший в силу закон действует со дня отмены специальным законом или замены его новым законом. С этого момента, старый закон считается утратившим силу и применению не подлежит.

Таможенный Кодекс РФ

Таможенный Кодекс СССР, утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г.

Что касается оценки документов, корректирующих в сторону смягчения либо полной отмены какой-либо меры регулирования, относящейся к экономической части Кодекса, то, как представ-ляется, такого рода документы к актам, отменяющим ответствен-ность за нарушение таможенных правил, не относятся. Однако их положения могут рассматриваться при определении меры взыскания (в зависимости от конкретной ситуации) как смяг-чающие ответственность за нарушение таможенных правил.

4. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ИХ ВИДЫ.

В ст. 230 ТК РФ впервые дается развернутое определение по-нятия «нарушение таможенных правил».

Согласно названной статье, нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ «О тамо-женном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых воз-ложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), та-моженного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде зако-нодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.

Из данного сложного понятия следует, что нарушениями та-моженных правил признаются:

1) действие или бездействие лица, посягающего на таможен-ный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ «О тамо-женном тарифе», другими законодательными актами и междуна-родными договорами;

2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и тран

Таможенный Кодекс РФ

спортных средств;

3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставле-ния таможенных льгот и пользования ими.

Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.

Наиболее обширной группой нарушений таможенных правил является нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и порядка таможенного контроля. К ним относятся:

нарушение зоны таможенного контроля (ст. 249 ТК РФ) - с созданием зон таможенного контроля только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов;

выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 254) - действия, перечисленные в этой статье, признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства;

неостановка транспортного средства (ст. 255) - неостановлка транспортных средств является основанием привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил перевозчика. При пересечении таможенной границы перевозчик обязан остановиться и уведомить таможенный орган.;

нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними (ст. 267) - порядок помещения товаров на хранение определен нормативными актами ГТК РФ. В соответствии с установленным порядком могут производитьсяоперации, например, по подготовке товара к продаже. Поэтому, прежде чем ре

А. А. Гравина, Л. К. Терещенко Таможенное законодательство

шать решать вопрос о привлечении к ответственности, требуется установить, каков был порядок, установленный в отношении товаров, помещенных на хранение, и какие условия не были соблюдены. Ответственность за нарушение таможенных правил может нести как лицо, поместившее товар на хранение, так и владелец склада;

нарушение порядка переработки товаров (ст. 268) - речь идет о товарах, которые переробатываются на территориях, подконтрольных таможенным органом, так же за пределами этих территорий. Нарушение таможенных правил заключается в несоблюдении установленных требований, ограничений и условий, относящихся к выдаче лицензий на переработку товаров, порядку и срокам их переработки, количеству выхода продуктов переработки, замене из другими товарами, проведению операций по переработке;

нарушение порядка осуществления производственной и иной коммерческой деятельности в свободных таможенных зонах и на свободных складах (ст. 269);

нарушение порядка возведения зданий, строений и сооружений в свободных таможенных зонах (ст. 270) - основанием для привлечения к ответственности является возведение зданий, строений и сооружений в свободной таможенной зоне без согласования с таможенным органом;

невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств (ст. 271);

нарушение порядка уничтожения товаров (ст. 272) - включает несоблюдение установленных требований, ограничений и условий уничтожения товаров, помещения отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, под соответствующий таможенный режим;

неправомерные операции с товарами и транспортнымисредствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими (ст. 273) - по этой статье необходимо квалифицировать незачисление участниками внешнеэкономической деятельности всей или части валютной выручки от экспорта товаров;

несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ (ст. 274) - в случае если для перемещения тех или иных видов товаров установлены ограничения. Под мерами экономической политики подразумеваются ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ. Эти ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также иные меры;

перемещение товаров через таможенную границу РФ под видом товаров не для коммерческих целей (ст. 275) - в соответствии со ст. 109 ТК РФ товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке. Льготный порядок может заключаться в полном или частичном освобождении от таможенных пошлин, в неприменении мер экономической политики, если товары в действительности предназначены для ведения коммерческой деятельсности, что лишает их льготных условий, то при отсутствии признаков преступления виновные лица несут ответственность по ст. 275;

перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля (ст. 276) - один из самых опасных видов посягательств в сфере таможенного дела, заключается в перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенным органом мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды;

транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими (ст. 280).

Значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля. К таким правонарушениям относится:

отправление транспортных средств без разрешения таможенного органа РФ (ст. 256);

причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 257);

воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа РФ на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля (ст. 264);

непредставление таможенному органу РФ отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 265);

сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещенных счерез таможенную границу РФ (ст. 277) - сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в перемещении товаров, сопряженное с использованием тайниковЮ которыми являются места, специально изготовленные, оборудованные или приспособленные, использование других способов, затрудняющих обнаружение товаров, придание обним товарам вида других (существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида). Субъектом ответственности является лицо фактически перемещающее товары через таможенную границу РФ;

перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278) - т. е. представлениетаможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: поддельных документов, то есть полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, но в которые внесены искаженные сведения, либо недействительных документов, т. е. утративших юридическую силу (просроченных лицензий или удостоверений), либо документов, полученных незаконным путем, то есть документов, выданных на основании представленных заведомо ложных сведений или поддельных документов, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также перемещение через таможенную границу РФ таких товаров и транспортных средств с обманным использованием средств таможенной идентиыикации;

невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле (ст. 288).

Ряд правонарушений связан с нарушением порядка таможенного оформления.

Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать: несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения; предъявление неправомерных претензий на приенение упрощенного порядка таможенного оформления и т. д. Нарушением таможенных правил являются неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не заверешно либо состояние которых изменяется (ст. 259).

Разрешения таможенного органа требует осуществление грузовых и иных операций, если груз находится под таможенным контролем. Статья 260 ТК РФ раскрывает, какие именно операции требуютобязательного разрешения таможни: транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары и т. д.

Ст. 261 ТК РФ предусматривает ответственность за повреждение изменение либо утрату средств таможенной идентификации (печатей, пломб, маркировки) независимо от того, совершены они умышленно или по неосторожности.

Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования:

нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств (ст. 262) - нарушение заключается в несоблюдении установленных требований к форме, месту декларирования, процедуре его производства;

нарушение сроков предоставления таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений (ст. 263) - срок подачи таможенной декларации не может превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных средств в таможенный орган;

недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 279) - означает незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Этот вид правонарушения является наиболее распространенным среди административных правонарушений в сфере таможенного дела.

Состав нарушения таможенных правил образует незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности. (ст. 286).

К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся:

действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований (ст. 283);

нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 284);

неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ (ст. 285).

5. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ПРАВУ.

Основания освобождения от административной ответственности по таможенному праву перечислены в ст. 291 ТК РФ. К ним относятся;

1). отсутствие события таможенного правонарушения;

2). отсутствие состава таможенного правонарушения;

3). недостижение физическим лицом на момент соверешения таможенного правонарушения шестнадцателетнего возраста;

4). невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил;

5). действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходмости или необходимой обороны;

6). если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятльностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы;

7). издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил;

8). отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;

9). истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил;

10). наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил;

11). наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;

12). смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.

Таможенный кодекс (ст. 240) предусматривает возможность освобож-дения от ответственности за нарушение таможенных правил при малозначительности совершенного нарушения.

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос: что понимать под малозначительностью? Идет ли речь о чисто материальном выражении последствий совершенного правона-рушения или при определении малозначительности возможна оценка через нематериальные категории? При определении малозначительности необходимо учитывать как материальные последствия, так и последствия другого (нема-териального) характера. Под малозначительным таможенным правонарушением следует понимать такое правонарушение, которое не представляет большой общественной вредности и не наносит существенного ущерба объектам, охраняемым таможенным законодательством.

Таможенный Кодекс РФ

Как правило, к разряду правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, могут быть отнесены техно-логические упущения (как сопровождающие перемещение това-ров и транспортных средств, так и носящие иной характер), за совершение которых закон предусматривает взыскание в виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В то же время, если непосредственным объектом неправомер-ного действия либо бездействия являлись сами товары и тран-спортные средства либо таможенные платежи, взимаемые тамо-женными органами Российской Федерации, такого рода право-нарушения к числу малозначительных могут быть отнесены лишь в случаях, когда материальное выражение стоимости непосред-ственных объектов нарушения таможенных правил либо тамо-женных платежей позволяет реально отнести ситуацию к мало-значительной.

При принятии решения об освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил должностным лицом таможенно-го органа, рассматривающим дело, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу.

Таможенный кодекс предусматривает смягчающие и отяг-чающие обстоятельства, которые необходимо доказывать по делу в процессе производства и учитывать при принятии решений.

Перечень смягчающих обстоятельств дается в ст. 236 ТК РФ, отягчающих обстоятельств - в ст. 237 ТК РФ.

Так, согласно ст. 236 ТК РФ к смягчающим обстоятельствам относятся следующие: 1). активное способствование разрешению дела;

2). добровольное устранение вредных последствий правонарушения;

3). совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4). совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

5). совершение правонарушения несоверешеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Таможенный Кодекс РФ комментарий под ред. Козырина А. Н.

Для примера: фирма ввезла из за рубежа морское судно, в таможенный орган фирма подала генеральную декларацию на оформление судна в качестве транспортного средства. Однако, согласно требованиям таможенного кодекса иностранные товары (в данном случае судно) должны помещаться под определенный таможенный режим (в данном случае под режим импорта товара ИМ -10) с подачей в таможенный орган грузовую таможенную декларацию (ГТД) на товар. Не выполнив это требование фирма привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 279 ТК РФ - недекларирование товара, перемещаемого через таможенную границу. Если в ходе административного производства фирма изъявит желание задекларировать товар в установленном законе порядке, т. е. путем подачи ГТД и уплатит таможенные платежи, то данное обстоятельство будет рассмотрено как добровольное устранение вредных последствий, которое в ходе рассмотрения дела может повлиять на размер санкций. Так же лицо, рассматривающее дело о НТП принимает решение о применении ст. 239 ТК РФ - назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено кодексом либо ограничиться устным замечанием. Однако, смягчающие обстоятельства не освобождают от ответственности. На это особо обращено внимание ГТК РФ в приказе от 22 декабря 1993 г. № 549.

Эти данные могут оказать существенное влияние на размер налагаемого за нарушение таможенных правил взыскания. При рассмотрении дела должностное лицо, установив обстоятельства, указанные в ст. 236, 237 ТК РФ, отражает их в постановлении по делу.

Необходимо отметить, что перечень смягчающих обстоя-тельств (ст. 236 ТК РФ) является неограниченным (должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать в качестве смягчающего обстоятельство, не ука-занное в данной статье), Для примера: при вынесении взыскания таможенный орган уситывает материальное положение правонарушителя, количество иждивенцев.

Статья 237 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, отягчающих ответсвенность за нарушение таможенных правил, к ним относятся:

1). продолжение противоправного поведения, несмотря на требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации;

2). повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;

3). соверешние нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к ком

Приказ ГТК РФ № 549 от 22. 12. 93 г.

петенции таможенных органов РФ;

4) вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;

5). совершение нарушения таможенных правил группой лиц;

6). соверешение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

7). совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность.

Перечень отягчающих ответствен-ность обстоятельств (ст. 237 ТК РФ) является исчерпывающим.

Обстоятельства, изложенные в названных статьях, носят объ-ективный характер и должны быть подтверждены документально: справками, рапортами, объяснениями, другими материалами дела.

Применение положений названных статей на практике за-труднений не вызывает. Но некоторые положения ст. 237 ТК РФ нуждаются в толко-вании:

под «повторным в течение года совершением нарушения таможенных правил» (п. 2 ст. 237 ТК РФ) следует понимать новое нарушение таможенных правил, совершенное в течение года после принятия решения о наложении взыскания за таможенное правонарушение. Совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за нарушение таможенных правил, не может рассматриваться в качестве отяг-чающего обстоятельства, если наказуемость первоначального деяния устранена законом;

при применении положений п. 3 ст. 237 ТК РФ («совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим кон-трабанду или иное преступление, производство дознания по ко-торому отнесено к компетенции таможенных органов Россий-ской Федерации») следует учитывать, что совершение лицом контрабанды или иного преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Россий-ской Федерации, не может рассматриваться в качестве обстоя-тельства, отягчающего ответственность за нарушение тамо-женных правил, если в отношении такого рода преступления истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, снята или погашена в установленном порядке судимость либо законом устранена наказуемость деяния, которое лицо соверши-ло в прошлом. Так же следует рассматривать и ситуации, когда за совершенное ранее преступление в сфере таможенного дела лицо было освобождено от уголовной ответственности и наказания в порядке ст. 43 Основ уголовного законодательства (исходя из положений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29. 06. 79 г. «О практике применения судами общих начал наз-начения наказания»).

Таможенным кодексом введен новый принцип наложения взысканий при совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил: на такое лицо взыскание налагается за каж-дое правонарушение в отдельности без поглощения менее стро-гого наказания более строгим. Например, при квалификации действий лица, совершившего нарушение таможенных правил по двум и более статьям ТК РФ, должностное лицо, рассматри-вающее дело о нарушении таможенных правил, налагает взыска-ние по каждой статье в отдельности в пределах санкций с после-дующим их сложением. При этом менее строгое наказание не поглощается более строгим. В этом есть отличие таможенного законодательства от КоАП, который допускает в таких случаях применение принципа поглащений взысканий. Взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. Таким образом, Таможенный кодекс определяет более серьезные последствия для лиц, нарушающих таможенные правила.

При определении меры взыскания за совершенное нарушение таможенных правил возможно назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ за данное правонаруше-ние (ст. 239 ТК РФ).

Решая вопрос о наложении взыскания, должностное лицо, рассматривающее дело, обязано учитывать обстоятельства, суще-ственно снижающие степень общественной опасности деяния, а также личность виновного, и, исходя из этого, может наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного ТК РФ за совершенное правонарушение. Кроме того, по тем же основа-ниям может не назначить дополнительного взыскания, пред-усмотренного санкцией вменяемой лицу статьи. Например, если санкция ст. 261 ТК РФ предусматривает штраф, низший предел которого - десятикратный размер минимальной месячной оплаты труда, должностное лицо таможенного органа при решении во-проса о размере налагаемого взыскания может наложить штраф ниже десятикратного размера (в любых пределах), но не вправе перейти к более мягкому виду взыскания - предупреждению.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29. 06. 97 г. «О практике применения судами общих начал назначения наказаний»

Кодекс об административных правонарушениях

Закон обязывает должностное лицо таможенного органа, рас-сматривающее дело о нарушении таможенных правил и прини-мающее решение в соответствии со ст. 239 ТК РФ, указывать в описательно-мотивировочной части постановления о нарушении таможенных правил мотивы наложения взыскания ниже низшего предела либо неназначения дополнительного взыскания.

6. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.

В соответствии со ст. 242 Таможенного Кодекса РФ за нарушения таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:

предупреждение;

штраф;

отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органомРФ для осуществления определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом;

конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств сос специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Из перечисленных видов взысканий наиболее мягким является предупреждение. Эта мера в большей степени носит воспитательный характер, применяется, как правило, к физическим лицам, виновным в совершении незначительных правонарушений либо совершившим нарушение впервые или по неосторожности. Взыскание в виде предупреждения выносится только в письменной форме. Предупреждение может применяться только в качестве основного взыскания, то есть самостоятельно, без сочетания с другим основным взысканием. Предупреждение и штраф единственные меры, которые применяются при упрощенном порядке применения взыскания за нарушения таможенных правил, т. е. без составления протокола. По акту об упрощенном наложении взыскания предупреждения и штраф налагаются на месте обнаружения правонарушения (ст. 383 ТК РФ). Предупреждение, как вид взыскания, предусмотрен семи составами таможенных правонарушений.

Наиболее распространенным видом взыскания является штраф. это имущественная мера, денежное взыскание. Таможенное законодательство устанавливает 2 вида определения размера штрафа (ст. 243 ТК РФ):

а). штраф устанавливается применительно размеру минимальной месячной оплаты труда, под которым понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения таможенного правонарушения, а если такой день совершения правонарушения невозможно установить, - на день обнаружения правонарушения.

б). при наложении штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товара и транспортных средств, под стоимостью понимается их свободная (розничная) цена на день обнаружения правонарушения. Размер штрафа установлен от 100 до 300 процентов свободной рыночной стоимости товара.

Закон предоставляет возможность варьировать принцип определения размера штрафа. Так, размер штрафа может быть установлен от 1 размера минимальной оплаты труда до двадцати кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Для примера: в случае нарушения срока представления таможенной декларации (ст. 263 ТК РФ) виновный может быть оштрафован в размере до пятикратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда. При неправомерных операциях с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим (ст. 273 ТК РФ), применяется иной принцип определения размера штрафа - процентный. за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

Представление таможенному органу РФ документов, содержащих недостоверные сведения, которые дают право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат или их невозвращение, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 300 процентов суммы требуемых, полученных или невозвращенных таможенных платежей.

Штраф может быть применим как к физическим, так и юридическим лицам.

Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в качестве замены других взысканий. Большенство санкций таможенно-правовых норм предусматривает сочетание штрафа с дополнительным взысканиями (например с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств).

О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело, выносит мотивированное постановление.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется как дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистом по таможенному оформлению в случае нарушения ими таможенных правил, если нарушения совершены в связи с осуществлением этими лицами деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Этот вид взыскания характерен только для таможенного законодательства. Его сущность заключается в лишении нарушителя права заниматься определенной деятельностью, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом, до истечения срока их действия.

Лицензии на осуществление указанной в законе деятельности и квалификационные аттестаты таможенных брокеров выдаются таможенными органами. Им же принадлежит право их отзыва. Эта мера взыскания не может применяться самостоятельно и налагается только в сочетании с другими видами взыскания (например со штрафом). Так, за неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, наложение штрафа может сопровождаться отзывом лицензии или квалификационного аттестата. Санкциями ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287 ТК РФ отзыв лицензии или квалификационного аттестата предусмотрен в качестве обязательного дополнительного взыскания, которое таможенный орган, рассматривающий дело, обязан назначить наряду с основным взысканием.

Дополнительное взыскание применяется по усмотрению таможенного органа.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств в федеральную собственность. Конфискация как вид взыскания обращена только на те предметы, которые тем или иным образом были связаны с возможностью нарушения таможенных правил. Это характерно для административного права. За административное правонарушение модет быть применена конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения (ст. 29 КоАП).

После принятия Конституции Российской Федерации некоторыми юристами был высказан тезис о имеющем месте несоответствии Конституции РФ правоприменительной практики таможенных органов в части наложения взыскания в виде конфискации, так как согласно Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества

иначе как по решению суда». Данный вопрос обсуждался в Конституционном суде РФ. Так, 11 марта 1998 года Конституционный суд РФ вынес Постановление по делу о проверке конституционности статьи 266 ТК РФ, которая предусматривает ответственность за непринятие мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные предельные сроки хранения. Основным и единственным видом взыскания по ст. 266 ТК РФ является конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. Поводом к проведению проверки явилась жалоба гражданки Ивановой на действия таможни, связанные с внесудебным порядком конфискации имущества у собственника за совершенное им правонарушение. Суть жалобы: на основании ст. 266 ТК РФ по постановлению таможни были конфискованы помещенные на склад временного хранения картины, принадлежащие Ивановой, которая не завершила в надлежащий срок их таможенное оформление. В свем Постановлении Конститационный суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 35 (частям 1, 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса РФ постольку, посколько она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.

Взыскание стоимости товара и транспортных средств является новым видом административного взыскания, впервые введенным Таможенным кодексом, и заключается в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену, в двух случаях: во превых, в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; во вторых, в отношении товаров и транспортных средств, которые использовались для перемеще-ния через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения, т. е. определяли способ совершения правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях

Конституция РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 11. 03. 98 г.

Этот вид взыскания применяется как дополнительный. Однако в ст. 276 ТК РФ (перемещение товаров и транспортных средствчерез таможенную границу РФ помимл таможенного контроля) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, бывших непосредственными объектами правонарушения, является самостоятельным видом взыскания наряду со штрафом.

Законом (ст. 247 ТК РФ) установлены сроки наложения взыскания за нарушения таможенных правил. Они дифференцированы в зависимости от субъекта правонарушения, т. е. лица совершившего его. Предупреждение, штраф. отзыв лицензии или квалификационного аттестата могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения. Для юридических лиц установлены иные сроки - взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Другие виды взыскания: оба вида конфискации товаров и транспортных средств или взыскание их стоимости -налагаются независимо от времени соверешения или обнаружения нарушения и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела (ст. 300 ТК РФ, ст. 109 УПК РСФСР), но если имеются основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Днем обнаружения нарушения таможенных правил, исходя из смысла ст. 294 ТК РФ, следует считать день непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов нару-шения таможенных правил либо наличие на определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (материалы проверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб и т. п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол о нарушении тамо-женных правил.

Если протокол оформляется по истечении какого-то времени со дня фактического обнаружения нарушения таможенных пра-вил, срок наложения взыскания должен ис-

Таможенный Кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

числяться с даты об-наружения нарушения таможенных правил.

Течение сроков наложения взысканий в виде штрафа, пред-упреждения, отзыва лицензии или квалификационного аттестата может прерываться, если до истечения сроков их наложения лицо совершит новое нарушение таможенных правил. Исчисле-ние срока в этом случае начинается с момента обнаружения но-вого нарушения таможенных правил.

К общим положениям, регламентирующим произ-водство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

Кодекс предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рас-смотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.

Соблюдение требований законодательства обеспечивается:

систематическим контролем со стороны вышестоящих та-моженных органов и их должностных лиц;

прокурорским надзором;

судебным надзором;

правом обжалования постановлений таможенных органов, а также действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.

При наложении взысканий необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип законности, который включает в себя:

а) взыскание должно быть наложено в том случае, когда в деянии лица установлен состав нарушения таможенных правил, то есть в его противоправном деянии выявлены все предусмотренные таможенной нормой признаки нарушения таможенных правил. При отсутствии состава нарушения таможенных правилпроизводство по делу не может быть начато, а начатоепроизводство подлежит прекращению. (п. 2 ст. 291 ТК РФ).

б). таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении таможенных правил может наложить на правонарушителя только то взыскание, которое предусмотрено соответствующей статьей Таможенного Кодекса или КоАП, и только в пределах санкции этой статьи. В отличие от законодательства об административных правонарушениях ТК РФ предоставляет органу, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил, право назначить более мягкую меру воздействия. чем предусмотрено законом. Согласно ст. 239 ТК РФ должностное лицо таможенного органа, рассматривающего дело о нарушении таможенных правил, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства, а также личность виновного (совершение правонарушения впервые и другие обстоятельства, указанные в ст. 236 ТК РФ), может наложить на нарушителя взыскание ниже низшего предела, предусмотренного ТК за данное правонарушение, либо может не назначать дополнительное взыскание, которое в соответствии со статьей ТК РФ является обязательным. Действие данной статьи распространяется в отношении не только физических лиц, но и в отношении юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, совершивших такие правонарушения.

в). взыскание за нарушение таможенных правил налагает орган (должностное лицо), правомочный рассматривать дело о таком правонарушении (ст. 358, 359 ТК РФ указывают таких лиц).

г). за нарушение таможенных правил взыскание может быть наложено, если не истекли сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные ст. 247 ТК РФ. (для физических и должностных лиц 2 месяца, для юридических лиц и предпринимателей 6 месяцев). Исчисление сроков начинается со дня обнаружения нарушения таможенных правил.

2. Принцип индивидуальности - выражается в том, что при наложении взыскания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя и степень его вины (для физических лиц), имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Должностное лицо таможенного органа, расматривающее дело о нарушении таможенных правил, избирая вид и размер взыскания, указанные в санкции применяемой нормы, руководствоваться следующими правилами:

1. За одно нарушение таможенных правил может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание;

2. При совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой меры воздействия более строгой мерой (ст. 238 ТК РФ) Это правило применяется при наличии общих условий: а). каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье ТК или иного акта законодательства об административных правонарушениях, б). каждое из правонарушений сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о них.

3. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, определяет вид и размер взыскания в пределах, установленных санкцией таможенной нормы.

4. При малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 240 ТК РФ).

Статья 241 ТК РФ устанавливает годичный срок погашения взыскания, исчисляемый со дня окончания исполнения взыскания. Таким образом, если лицо, подвергнутое взысканию за нарушение таможенных правил, в тесение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового нарушения таможенных правил, то это лицо считается не подвергавшимся взысканию.

6. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.

Субъектами ответственности за нарушения таможенных правил могут быть как российские так и иностранные:

предприятия, учреждания, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

физические лица;

должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ).

Таможенный кодекс предусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному праву.

1. Двусубъектность ответственности: при которой за соверешения одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к административной ответственности, физических лиц к административной и уголовной ответствености.

Пример № 1 если при перемещении недекларированного груза юридическим лицом (при отсутствии признаков контрабанды) таможня выяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномо-

ченного на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника юридического лица по ст. 288 ТК РФ (невыполнение должностными лицами и иными лицами требований, действующих в таможенном законодательстве), допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответственности также юридическое лицо по ч. 1 ст. 279 ТК РФ (наличие конкретного виновника не лишает таможенный орган права на возбуждение административного преследования против юридического лица).

Пример № 2 при обнаружении факта выдачи железнодорожной станцией без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара и установлении, что невыполнение действующих в таможенном деле требований было совершено, например, приемосдатчиком, эти нарушения должны иметь различную квалификацию в отношении юридического лица и физического лица. Юридическое лицо (железнодорожная станция) несет ответственность по ч. 1 ст. 254 ТК РФ (выдача без разрешения таможенного органа товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем). Действия же физического лица (приемосдаточника) должны быть квалифицированы по ст. 288 ТК РФ.

По ст. 288 ТК РФ должностное лицо или иной работник юридического лица, а равно физическое лицо, выполняющее для него по договору работу, могут быть привлечены к ответственности толькь в случае, если к ответственности привлечено и само юридическое лицо.

В то же время, согласно ст. 231 ТК РФ привлечение к уголовной ответственности за контрабанду и за соверешение иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, должностных лиц и иных работников юридических лиц, не освобождает само предприятие, учреждение, организацию от ответственности за нарушение таможенных правил.

2. Юридические лица в отличие от физических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожной формы вины, привлекаются к ответственности только при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил не подлежит. Это правило распространяется и на частных предпринимателей.

Единственным обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица, является соверешение нарушения таможенных правил вследствие действий непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ иностранные юридические лица несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях и в порядке, предусмотренном Таможенным Кодексом.

При производстве по делу о нарушению таможенных правил в отношении физических лиц доказыванию подлежит не только сам факт правонарушения, но и вина лица. Таможенный кодекс не дает определений форм вины и непреодолимой силы. Они являются общепринятыми. Непосредственную связь с субъективной стороной имеет состояние невменяемости лица, предусмотренное ст. 235 ТК РФ.

Физические лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если достигли к моменту соверешения правонаршуения 16-летнего и вменяемы (ч. 3 и ч. 5 ст. 231 ТК). При этом физическое лицо считается достигшим 16-летнего возраста с ноля часов следующих за днем рождения суток. Под вменяемостью понимается способность человека осознавать значение своих действий и руководить ими. Возраст и вменяемость являются наиболее общими признаками, необходимыми для признания физического лица субъектом правонарушения.

Должностные лица являются субъектами ответственности за нарушения таможенных правил. Ни ТК, ни законодательство об административных ответственности не содержат определения понятия должностного лица. В административном праве под должностными лицами понимаются служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать действия. влекущие за собой юридические последствия. объем властных полномочий у должностных лиц различный, он зависит от занимаемой должности и определяется должностными инструкциями, положениями и уставами о соответствующих органах.

Однако не все служащие, являющиеся должностными лицами, могут выступать субъектами нарушений таможенных правил. Ответственность за нарушения таможенных правил будут нести только те должностные лица, в служебные обязанности которых на момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения правил, установленных законодательством в сфере таможенного дела (ч. 4 ст. 231).

Как свидетельствует таможенная практика, при нарушениях таможенных правил может иметь место соучастие, то есть участие в правонарушении двух или более физических лиц. В соответствии со ст. 246 ТК РФ соучастниками нарушения признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее наруше-ние таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совер-шившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил

(например, лиц, не достигших возраста ад-министративной ответственности; дипломатических представите-лей иностранных государств и т. п.).

Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением.

Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.

Пособник - лицо, содействовавшее совершению нарушения советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственны-ми объектами нарушения.

При наложении взыскания за совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Одним из основных условий наступления административной ответственности по таможенному праву является наличие вины в форме умысла или неосторожности., ч. 5 ст. 231 ТК РФ устанавливает, что физические и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности. Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправ-ный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:

предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчиты-вало на их предотвращение;

не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенный Кодекс РФ

По общему правилу за нарушения таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

Новым при решении вопросов административной ответственности является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие согласно Таможенному Кодексу РФ несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. К ним относятся: военнослужащие Вооруженных Сил, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, перечень которых предусмотрен законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, Федеральной службы безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной службы безопасности. Однако, согласно ст. 28 Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 98 г. за административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих административных основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Согласно ст. 233 ТК РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность за нарушения таможенных правил на общих основаниях с российскими гражданами. Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее российского гражданства, а лицом без гражданства - лицо, не принадлежащее к российскому гражданству и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

ФЗ РФ «О статусе военнослужащих»

Таможенный Кодекс РФ

Исключение делается для иностранных граждан, которые, согласно законам и международным договорам РФ, пользуются иммунитетам от административной юрисдикции РФ. Вопрос об их ответственности за нарушение таможенных правил решается дипломатическим путем. Иммунитетом от административной юрисдикции РФ пользуются главы дипломатических представительств, главы консульских представительств, консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей, если они не являются российскими гражданами.

Б. Н. Габричидзе Таможенное право уч. 1995 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому, основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ГТК РФ и совместных усилий родственных правоохранительных структур.

В сфере внешнеэкономической деятельности пересекаются интересы многих специальных органов и служб страны.

С появлением органов Государственного таможенного комитета как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.

С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.

Проблемы организации координации и взаимодействия в деле обеспечения экономической безопасности - это проблемы трехуровневые:

межведомственные - самые болезненные и заметные, актуальные и сложные;

Приказ ГТК «Об утверждении общих положений о таможенных органах»

внутриведомственные - не менее актуальные, но мене заметные, обусловленные трудностями структурирования и определения границ функциональности вновь формируемых специальных служб таможенных органов;

проблемы межгосударственные, международные.

Есть, однако, проблема, которая заслуживает того, чтобы привлечь к ней всеобщее внимание, хотя она и является внутриведомственной проблемой ГТК. Это проблема наполнения таможенных специальных подразделений профессиональными кадрами, то есть кадровая проблема.

Процесс комплектования таможенных специальных подразделений исполнителями с оптимальным сочетанием деловых и личных качеств идет сейчас интенсивно и одновременно несколькими путями.

1. Это отбор кадров из среды таможенников с базовым высшим образованием и последующая переподготовка по специальной программе в условиях Российской таможенной академии (РТА) с отрывом и без отрыва от производства.

2. Фундаментальная подготовка на базе общего среднего образования на правовом факультете РТА.

Сегодня и на ближайший обозримый период основным резервом пополнения являются вышедшие в запас профессионалы розыскники (разработчики-агентуристы) из родственных правоохранительных структур. Это объективно неизбежно и полезно, ибо с самого начала создается слой умельцев, которые в ближайшем будущем смогут повести за собой вновь подготовленных специалистов таможенной формации. А, как известно, профессиональное мастерство в значительной мере наращивается путем передачи секретов ремесла из рук в руки. Однако, не следует забывать о различиях в методиках противодействия, с которыми приходят в таможенные органы выходцы из других правоохранительных структур.

В ближайшее время представляется необходимым:

1. Для совершенства деятельности по обеспечению экономической безопасности страны, правоохранительных структур в целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности заинтересованных специалистов и служб Министерства внут-

Таможенный вестник № 7 от 1993 г.

ренних дел, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, Федеральной службы налоговой полиции и Налоговой инспекции.

2. На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.

Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.

Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности Державы.

Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и НТП.

Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. За эти годы фактически заново создали весь фискальный блок, а именно механизмы, структуру по взиманию таможенных налогов и перечислению их в бюджет.

Россия - мощная индустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда отсутствуют границы, идет нарушение таможенного законодательства. В связи с этим в дипломной работе большое внимание уделено вопросам правоохранительной функции таможни, механизмам борьбы с этими правонарушениями.

Таким образом в дипломной работе проанализированы наиболее важнейшие функции таможенных органов, новшества, которые появились в таможенном деле в связи с принятием нового таможенного кодекса, а также правоохранительный статус таможенных органов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации, 1993Oaii?aiiue eiaaen ?inneeneie Oaaa?aoee, 18. 06. 1993 a.

2. Таможенный кодекс -комментарий по ред. Козырина А. Н. изд-во «СПАРК», Москва 1996Oaieiaii-i?ioannoaeuiue eiaaen ?NON? 1961 a.

3. Кодекс об административных правонарушениях, утвержден Верховным Советом РСФСР 20. 06. 84 г. в ред. 24. 07. 98Oaii?aiiue eiaaen NNN?, ooaa??aai I?aceaeoiii Aa?oiaiiai Niaaoa NN? io 5. 05. 64 a.

4. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» № 76 ФЗ от 27. 05. 98OC ?O «I ii?yaea iioaeeeiaaiey e anooieaiey a neeo Oaaa?aeuiuo Eiinoeoooeiiiuo caeiiia, Oaaa?aeuiuo caeiiia, aeoia iaeao Oaaa?aeuiiai Nia?aiey» io 14. 06. 94 a.

5. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ» от 18. 07. 92 г. № 788, СЗА -М., 1993 г., с. Iinoaiiaeaiea I?aaeoaeunoaa ?O «I iaioei?iuo ia?ao ii onaeaie? oaii?aiiiai eiio?iey ia ainoaa?noaaiiie a?aieoa ?O» io 24. 05. 93 a. ? 486

6. Постановление Конституционного суда РФ от 11. 03. 98Iinoaiiaeaiea Aa?oiaiiai Niaaoa ?O «I aaaaaiea a aaenoaea Oaii?aiiiai eiaaena ?O» io 18. 06. 93 a. ? 5221-1

7. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами общих начал назначения наказания» от 29. 06. 79I?eeac AOE ?O «Ia ooaa??aaiee iaueo iiei?aiee i oaii?aiiuo i?aaiao ?O» io 10. 01. 96 a. ? 12 Oaii?aiiue aanoiee. 1996 a. ? 2, n. 4.

8. Приказ ГТК России от 22. 02. 93 г. № Aaa?e?eaca A. I. «Oaii?aiiia i?aai». -I. Ecaaoaeunoai «Aae». 1995 a.

9. А. А. Гравина, Л. К. Терещенко «Таможенное законодательство» изд-во Юристъ, Москва 1997A. A. Iaeneioaa, A. I. Aaa?e?eaca «Oaii?aiiia caeiiiaaoaeunoai» eca-ai AAE, 1994 a.

10. А. П. Алехин, Ю. М. Козлов «Административное право» учебник, изд-во «ТЕИС», 199A. N. E?oaeia «Iniiau oaii?aiiiai aaea» o?. iiniaea, 1996 a.

11. Шапошников Н. Н. «Таможенная политика России». с. Oaii?aiiue aanoiee, ? 7, ecaaiea AOE ?innee. -I. 1993 a

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САХАЛИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Юридический факультет

ПРЕД Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

на тему:

«Административная ответственность

в таможенном праве»

Выполнила: студентка 5 курса 2 группы

Баранова Екатериана Николаевна

Научный руководитель: доцент, к. ю. н.

Перфильев Владислав Парфирьевич

г. Южно-Сахалинск 1999 г.


Описание предмета: «Таможенное право»

Таможенное право – это отрасль законодательства РФ; совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения

Литература

  1. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Таможенное право. – М.: Проспект, 2012. – 328 с.
  2. Таможенное право. – М.: Юнити-Дана, Закон и порядок, 2010. – 224 с.
  3. Таможенное право. Экзаменационные ответы студенту ВУЗа. – М.: Ответ, 2008. – 32 с.
  4. Д.В. Чермянинов. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2011. – 400 с.
  5. Д.В. Чермянинов. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2012. – 398 с.
  6. А.Ф. Поворинский. Систематический указатель русской литературы по гражданскому праву. 1758-1904 гг. – М.: Статут, 2001. – 530 с.
  7. Джон Кехо, Сарвананда Блустоун, Алекс Архат. Подсознание может все! Всемирная книга сновидений. Раскрытие тайн снов. Жизнь во сне и наяву. Современные техники по оздоровлению организма и пробуждению скрытых сил (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", Попурри, 2012. – 768 с.
  8. Таможенное право. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Норма, 2014. – 512 с.
  9. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Таможенное право. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.
  10. Ксения Вивчарук. Сборник заданий по избирательному праву и избирательному процессу. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 64 с.
  11. Н.М. Чепурнова, И.А. Трофимова. Правовые основы административной ответственности. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 256 с.
  12. М.С. Шлютер. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. – М.: Проспект, 2016. – 132 с.
  13. П.П. Серков. Административная ответственность в российском праве. Современное осмысление и новые подходы. – М.: Норма, Инфра-М, 2015. – 480 с.
  14. О.Ю. Бакаева, Ю.М. Литвинова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цидилина. Таможенное право. Практикум. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 160 с.
  15. А.Я. Петров. Ответственность по трудовому праву России и некоторых зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2018. – 416 с.
  16. А.Я. Петров. Ответственность по трудовому праву + дополнительный материал в ЭБС. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 304 с.
  17. Актуальные вопросы теории и практики судебной и прокурорско-следственной деятельности по защите прав граждан и хозяйствующих субъектов в сфере экономики. – М.: Проспект, 2017. – 96 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Гражданское право
Диплом
102 стр.
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Гражданское право
Диплом
122 стр.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Гражданское право
Дипломный проект
91 стр.
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Диплом
82 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
piehoney
Я хотела вас поблагодарить за то, что вы так мне помогли! защитилась на пять! без вас бы не смогла! спасибо огромное!