Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Основные черты конституций в странах Запада

Конституционное право зарубежных стран

Несмотря на кажущуюся «похожесть» образа жизни в т. н. западных странах, все они имеют индивидуальные черты во внутреннем строении как конституционной системы, так и, как следствие, систем ы государственных органов и иных институтов, определяемых конституциями. Так, парламенты в большинстве этих стран являются двухпалатными, однако разный порядок выборов и работы этих предст авительных учреждений делают весьма различной их роль. Соответственно и Конституция, являясь основным законом для государства, несет на себе различный отпечаток исторических условий, соотЕ

ошения политических сил на момент ее принятия, тенденций развития государственности и влияния основных политических партий в процессе изменений.

В настоящее время все Конституции состоят из нескольких разделов, главнейшим из которых несомненно является раздел, содержащий перечисление и гарантии прав и свобод человека. Эволюция конс титуционно-правовой теории в последние двадцать лет привела к тому, что абсолютно все вновь появившиеся доктрины закрепили приоритет прав человека и гражданина над всеми остальными элемен bами конституции_. Кроме того, как правило конституция закрепляет основы государственной системы, а именно: форму государственного устройства, форму правления взаимоотношения и компетенци n высших государственных органов, а также основы судебной системы и принципы избирательного права.

Важнейшим принципом (и признаком) самой конституции как нормативного акта является ее верховенство над любыми актами, издаваемыми каждой из ветвей власти. На практике этот принцип исполняе bся следующим образом: в случае признания органом, осуществляющим конституционный надзор, закона или иного акта не соответствующим Конституции, этот акт либо автоматически считается недейс твительным, либо на него запрещается ссылаться в ходе судебного заседания, т. е. применять.

Огромная роль конституции проявляется в ее надклассовом характере. Это означает, что являясь важнейшим государственным документом, конституция кроме того делает всех изначально равными и. бладающими одинаковыми правами и обязанностями. В процессе своей эволюции конституция прошла долгий путь от наделения правами относительно небольшой группы населения, соответствующей мн. гим цензам до отмены всех цензов (кроме возрастного) как таковых_.

Несомненно накопленный опыт государств Запада может дать много рационального и полезного в построении Российского основного закона, который будучи принят, тем не менее нуждается в дальней

hей доработке. Было бы ошибкой сказать, что он во-многом отличается от сравнительно новых конституций некоторых западных стран, однако до его совершенства еще далеко. На современном этапе ос -овной тенденцией в развитии международного права является его унификация. Это направление в меньшей степени присуще конституционному праву, которое общепризнано относят к внутренней сфеЕ

'е законодательства. Однако, некоторые негласные международные стандарты существуют и здесь.

В сфере конституционного строительства открываются широкие возможности для сотрудничества законодателей различных стран в целях расширения контактов между гражданами и участия в междуна родных связях национальных организаций.

В прошлом абсолютно все западные конституции рассматривались исключительно с позиций полного и абсолютного отрицания. Отсутствие во всех конституциях упоминания о «диктатуре буржуазии» сч италось еще одной уловкой международного империализма, маскировкой истинной сущности «. машины для подавления рабочего класса»_. Ни одна из работ западных исследователей конституционализм а не могла быть опубликована в СССР, если автор полностью не отрицал «прогнивший характер буржуазных конституций, да и всей западной «псевдодемократии «.

В западных странах процесс усиления роли Конституции начался еще с середины XIX века, когда происходившие буржуазно-демократические революции одним из первых своих действий осуществляли пр (нятие Конституции, ограничивавшей власть монарха и гарантирующей определенные права гражданам. К тому времени уже существовала Конституция, на основе которой могли приниматься новые - это

была Конституция США, принятая еще в 1787 году. С нее мы и начнем рассмотрение основных черт западных конституций.

курсовая работа основная часть

КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

В период обсуждения и принятия этой Конституции доктрины лидеров политических группировок отнюдь не совпадали. Наиболее важные из них, которые в результате и оказали влияние на текст приня bой Конституции - доктрины А. Гамильтона и Т. Джефферсона. Гамильтон представлял интересы крупных промышленников Северо-Востока и поэтому отстаивал необходимость централизованного государс bва, способствующего развитию капиталистической системы хозяйствования. Джефферсон же, будучи выразителем идей фермерства и мелкой буржуазии, указывал на незавершенность буржуазной револ

nции, настаивал на отмене рабства и позднее уже после принятия Конституции 1787 года был одним из инициаторов принятия Билля о правах. Джефферсон преувеличивал роль сельского хозяйства в экон. мике Соединенных штатов, считая его основой для накопления богатства общества, и был сторонником окончательного решения аграрного вопроса демократическим путем.

Надо отметить, что после образования США в них сохраняли свое действие английские законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, если они не противоречили Конституции и новы

м законам. На основе этих норм в штатах складывались нормы общего права, порой сходные, но часто и различающиеся, т. к. уже в этот период судебный прецедент играл важную роль в праве_.

В тексте самой Конституции мы практически не найдем определенного упоминания о правах граждан. Здесь мы встретим упоминание об избирательных правах, а также о правах в области суда. Более ра сширенный список прав добавляет Билль о правах. В нем закрепляется право на свободу совести, свобода слова и право на обращение народа с петициями, право народа на мирные собрания, право ноше ния оружия_, право на скорый и беспристрастный суд и суд присяжных и ряд иных прав.

В американской правовой доктрине по вопросам прав человека действует расширительный принцип толкования Конституции, который закреплен поправкой IX, и в соответствии с ней все права, упомяну тые в Конституции, не могут толковаться как отрицание или умаление иных прав, сохраняемых за народом. Более поздними поправками в соответствии с развитием прогрессивных взглядов в обществе были декларированы дополнительные права: право на судебную защиту жизни, свободы и имущества_; избирательные права для женщин_ и некоторые другие.

C самого начала своего существования Североамериканские Соединенные штаты развивались как президентская республика. Однако принцип разделения властей («checks and balances» - сдержки и противовесы) был заложен во все проекты Конституции, которые обсуждались. Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду и др. органам.

В законодательной области полномочия палат считаются равными, однако Сенат имеет исключительное право одобрять международные договоры и утверждать назначения президентов на должности миЕ-истров, послов и др. В свою очередь Палата представителей имеет некоторые привилегии в области принятия финансовых биллей.

Наиболее интересной особенностью развития США как президентской республики стало постоянное повышение значения поста президента в политической системе государства. Возможно даже сами «от цы-основатели» не предполагали, что президент будет играть столь важную роль на внутриполитической арене. По Конституции 1787 г. (ст. II, разд. 2) президент являлся главнокомандующим, он имел правЕ

. заключать международные договоры с одобрения Сената, назначать американских послов и принимать иностранных, право помилования и т.д. Все это несравнимо с положением, занимаемым президенто м сейчас. В настоящее время президент и его администрация практически полностью определяют и проводят внешнюю политику, да и во внутренней политике его роль превосходит роль Конгресса. Хотя

в законодательной практике Соединенных Штатов нечасто случалось, чтобы президент прибегал к праву своего отлагательного вето, однако такое право за ним закреплено и преодолеть его Конгрес

с может, лишь повторно приняв законопроект квалифицированным большинством в 2/3 в обеих палатах. Кроме этих полномочий, установленных Конституцией, президент в соответствии с актом 1921 года нЕ

%сет ответственность за подготовку бюджета.

Суд в англо-саксонской системе права традиционно является если не нормотворческим органом, то уж несомненно основным институтом, которому предоставлено право толкования законов. Действите

льно Конституция США закрепляет за Верховным судом исключительное право толкования Конституции и действующих законов. Более того, в результате рассмотрения известного дела Marbury vs. Madison Верх овный суд в решении по этому делу объявил себя полномочным объявлять неконституционными акты Конгресса, президента и штатов, т. е. самостоятельно взял в свою компетенцию осуществление конст (туционного надзора. Деятельность ВС в этой области весьма значительна: с 1803 по 1972 гг. им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и 'аконов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решения, что говорит о стремлении ВС США приспособить эти решения к м еняющимся условиям жизни общества.

Избирательная система Соединенных Штатов является одной из наиболее стабильных и всеохватывающих. Различного рода выборы проходят в Америке практически постоянно и характеристику всей эл екторальной системы заслуживает отдельной работы. Если говорить об основополагающих принципах, то Конституция в ст. I разделе 2 устанавливает, что правом избирать представителей в Конгресс. бладают те же граждане, которые избирают наиболее многочисленную палату в Законодательном собрании штата, т. е. отдает право определения граждан, обладающих активным избирательным правом в

компетенцию штатов. К сфере избирательных прав относятся также 4 поправки (XV, XIX, XXIV и XXVI), которые последовательно расширяли круг избирателей. В настоящее время все граждане, достигшие 18-летне го возраста, могут принять участие в федеральных выборах, хотя в большинстве штатов сохраняются цензы оседлости от 1 месяца до 1 года.

Конституция США является одной из наиболее «жестких» конституций. Юридический текст Конституции может быть изменен лишь путем внесения поправок. Более чем за 200 лет действия Конституции КонЕ#рессом была одобрена 31 поправка, а ратифицированы были 26, из которых 10 приходятся на 1789 год, а введение и отмена «сухого закона» (XVIII и XXI поправки) представляют в настоящее время лишь историчес кий интерес. Нельзя сказать, что на разных этапах развития государства не возникала необходимость внесения дополнительных поправок (так за 200 лет в Конгресс было внесено более пяти тысяч про

ектов предложений об изменении Конституции), однако сложность процедуры их принятия и ратификации привели к тому, что эти предложения не были приняты. Процесс изменения Конституции проходиЕb в 3 этапа: 1) внесение поправок; 2) принятие поправок; 3) ратификация поправок. Согласно Конституции поправки могут быть внесены либо Конгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специа льным конвентом, созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Ратификация осуществляется либо 3/4 законодательных собраний штатов, либо конвентами в 3/4 штатов. Спо

соб ратификации предлагается Конгрессом_.

КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Конституция Великобритании относится к числу так называемых «неписаных» конституций и поэтому более точным применительно к ней является термин «конституционные акты». Историческое развити

% государства привело к тому, что в Великобритании нет единого акта, регулирующего важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. И сточниками британской Конституции являются статутарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и система «общего права», в которую входят судебные решения, уста навливающие прецеденты. По форме Конституция Великобритании имеет комбинированный характер и слагается из 2-х частей: писаной и неписаной.

Писаная часть не представляет какой либо упорядоченной системы. В статутарной части Конституции Великобритании наиболее важными являются следующие акты: Великая хартия Вольностей 1215 г., Habe

as Corpus Act 1679 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о министрах короны 1967, 1964, и 1975 гг., Акт о

пэрах 1963 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и многие другие. Всего таких актов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличива %тся. К этой же, писаной, части относятся и судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан. Другая часть Конституции является неписаной, т. е. не зафиксированной в каки

х-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это - важнейшая часть Конституции. Конституционные обычаи и «конституционные соглашения» представляют сложившиеся на прак bике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин. Формально долж -ость премьер-министра устанавливается законом, но делается это косвенным путем: Акт о министрах короны 1937 г., определяя размер жалованья министрам, указывает должность премьер министра; его

положение в отношении других членов правительства определяется обычаем. Также путем «конституционного соглашения» устанавливается институт парламентской ответственности министров. Осущ %ствление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Конституция Великобритании относится к числу гибких. Форма этой Конституции устраняет возможность учреждения оЕ

'ганов конституционного надзора, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты с писаными парламентскими нормами, не обладающими устойчивостью, свойственной писаным Конституциям. Тем бо

лее невозможно ставить вопрос о их соответствии конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированным.

Эволюция источников британской Конституции проходит в нескольких направлениях. Так, постепенно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует со зданию единообразия правовых норм. За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англ ии (и аналогичная для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе «провести реформу в сего права Англии вплоть до его кодификации».

Господствующим направлением в развитии источников государственного права Великобритании, как и всех основных западных государств, является возрастание значения норм повседневной практич

еской деятельности исполнительной власти.

Упоминания о правах и свободах граждан в Великобритании встречаются в нескольких актах. Наиболее древним из них является Великая Хартия вольностей 1215 г. Однако в настоящее время этот докуме нт представляет лишь исторический интерес, поскольку в нем закрепляются, в основном, феодальные права и вольности баронов, а также привилегии городов. Однако существует и актуальная до сих п ор норма: гарантия защиты всех свободных людей от произвола чиновников. Нельзя сказать, что на нее в настоящее время ссылаются в судебных заседаниях (так как более поздними актами она была ра

сширена и детализирована), однако сам принцип был закреплен еще в XIII веке, что придает ему особую значимость. Более интересен в отношении судебных прав Habeas Corpus Act 1679 г., устанавливающий правил ареста и привлечения обвиняемого к суду. H. C. A. предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и устанавливает гарантии против неправомерных действий должноЕ

aтных лиц. В Билле о правах, принятом парламентом в 1689 г., устанавливаются взаимоотношения между королем и парламентом, а в области личных и коллективных прав провозглашаются право подачи пет иций, свобода парламентских дебатов и свобода выборов в парламент.

Акт о народном представительстве 1969 г. устанавливает критерии активного избирательного права: участвовать в выборах имеют право правоспособные британские подданные, достигшие 18 лет, прожи «ающие в пределах избирательного округа в течение 3 месяцев, за исключением пэров, уполномоченных по выборам, душевнобольных, лиц, лишенных избирательных прав по суду. Голосование является тЕ йным_. Пассивное избирательное право регулируется отдельными нормативными актами, а право быть избранным в местные органы власти регулируется Актом о местном управлении 1972 г.: избран может

быть британский подданный, достигший 21 года, обладающий в данном органе местного самоуправления активным избирательным правом или владеющий или арендующий землю или дом в этом районе в теч

ение 1 года или он в течение 1 года имеет постоянное местожительство или место работы в этом районе. Реформы, проведенные в XX веке еще больше расширили электорат. По реформе 1918 г. активное изби 'ательное право было предоставлено женщинам старше 30 лет; в 1928 г. было впервые введено всеобщее избирательное право с 21 года; по Акту о народном представительстве от 1949 г. был ликвидирован дво йной вотум: «никто не может голосовать. более чем в одном округе»; и, наконец, в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

Состав и порядок формирования отдельных институтов государственной власти регулируется отдельными нормативными актами: Акт об Устроении 1701 г. устанавливал порядок престолонаследия: по неЕ, у королевская власть передавалась по мужской линии, а в случае отсутствия потомков по мужской линии - женщинам. Полномочия монарха определялись следующие: назначение премьер-министра и мин (стров, роспуск Палаты общин, назначение пэров, право наложения вето на законопроекты, принятые парламентом, назначение гражданских и военных чиновников. В настоящее время почти все эти прер огативы (кроме назначения пэров и открытия парламентских сессий тронной речью) осуществляются правительством и случаи вмешательства монарха в политическую жизнь страны чрезвычайно редки. Формально же король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим, светским главой англиканской церкви и главой Содр ужества.

Наиболее важные функциями двухпалатного парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Актом о парламенте 1911 года определяются отношения между полномочиями пала bы лордов и палаты общин и ограничивается пятилетним периодом срок полномочий парламента. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты напра вляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждо

й сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства. Важной прерогативой деятельности Палаты общин является во 'можность вынесения вотума недоверия правительству, в результате которого правительство обязано уйти в отставку_.

Правительство формируется после парламентских выборов. Монарх назначает премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету монархом назначаются ост альные члены кабинета. И премьер-министр, и члены кабинета, а также иные лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра, автоматически входят в Тайный совет, решения которого оф. рмляются как «приказ короля в Совете». Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, руководит внешней политикой страны. Кабинет факти gески является высшим исполнительным органом в государстве.

Порядок изменения британской Конституции определяется ее особенностями. Поскольку Конституция состоит из обычных парламентских актов, прецедентов, имеющих конституционное значение, и неп исаных конституционных соглашений, то они, как правило исключают особый порядок ее изменения. Другими словами, Конституция относится к числу гибких. Поскольку одними из основных источников в английском праве вообще являются судебные прецеденты, то и в конституционном праве многочисленные судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан, также относятсЕ

o к писаной части Конституции.

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ

Действующая Конституция Франции - Конституция V-ой республики - была утверждена на референдуме 28 сентября 1958 г. после выработки текста самим президентом, а вступила в силу 5 октября 1958 г. Основ у текста Конституции составили собственные конституционные воззрения Шарля де Голля, большая часть из которых была высказана в речи в Байо 16 июня 1946 г.

Непосредственным поводом для изменения Конституции IV-ой республики послужил мятеж в Алжире - тогдашней французской колонии. Голосование в парламенте подтвердило решимость нации сосредотоЕgить всю полноту власти в лице одной «сильной личности» - на тот период таковой являлся генерал Шарль де Голль.

Конституция Французской Республики состоит из преамбулы и 15 глав, объединяющих 92 статьи. Надо отметить, что поскольку в преамбуле существует отсылка к преамбуле Конституции 1946 г., то она такЕ (м образом формально остается в силе. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. также является составной частью французской Конституции.

Хотя Франция общепризнано считается смешанной республикой стремление к дальнейшей концентрации власти в руках главы исполнительной власти является одной из основных тенденций в конститу

ционной сфере. Во Франции утвердилась концепция «рационализированного парламентаризма», в системе которого парламенту отдается одно из последних мест. Эта концепция, воплощенная в положени

ях Конституции 1958 г., заключается в прямом определении вопросов, относящихся к компетенции парламента, и тем самым ограничении его компетенции (ст. 34); в предоставлении правительственной вла aти широких возможностей (в том числе и юридических) для воздействия на парламент.

Права, предоставляемые гражданам республики, перечислены в Декларации прав 1789 г., а также в преамбуле Конституции 1946 г. Список включает в себя все основные личные, политические и экономическ (е права и свободы, считающиеся «традиционными» для развитых западных государств. Однако специфика Франции как государства, в прошлом бывшем колониальной державой, и до сих пор сохраняющего Е

«своем составе 4 «заморских департамента» и 2 «территориальные единицы» с особым статусом, потребовала особого включения в список прав наций и народов входящих в состав Французской республик (: равенство прав и обязанностей наций, составляющих французский народ; право на их самоопределение и равный доступ к культурным и иным ценностям, а также свободный доступ к общественным дол &ностям. В разделе I к этим Франция провозглашается «. неделимой, светской, демократической и социальной республикой», также здесь декларируется право политических партий на свободное осущес твление своей деятельности в рамках законов. Установление правил, касающихся гражданских прав и основных гарантий, отнесено статьей 34 к компетенции парламента.

Несомненно, наиболее важным из институтов государственной власти во Франции является президент. Его правовому положению посвящен раздел II Конституции. Полномочия президента во всех сферах

государственной и общественной жизни чрезвычайно обширны. Часть из них требует министерской контрассигнации, а наиболее важные осуществляются президентом лично. Президент наделен правом законодательной инициативы, причем в случае несогласия с принятым законом, президент имеет право потребовать повторного обсуждения этого закона или отдельных его частей_, «в котором ему не может быть отказано», он же промульгирует принятые парламентом законы. Президент также имеет право передать определенные виды законопроектов на референдум_. Назначение и смещение премьер-м инистра осуществляется президентом, и он же принимает отставку правительства. Являясь главнокомандующим вооруженных сил, президент председательствует в различных комитетах национальной. бороны. На практике президент обладает большими правами, чем указано в «онститу-ции: несмотря на то, что Конституцией закреплена парламентская ответственность правительства, в настоящее вр %мя стал бесспорным конституционный обычай об ответственности правительства перед главой государства; президент активно вмешивается в подбор кандидатов на министерские посты. Однако по ст

. 16 полномочия президента могут быть значительно расширены в период чрезвычайного положения, вводимого самим президентом - правда после консультации с премьер-министром, обоими председател

ями палат парламента и консультационным советом. В течение срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредотачивается вся полнота власти, однако при этом он теряет право н

а роспуск нижней палаты парламента - Национального собрания.

Законодательный орган Франции - парламент - со времени установления Пятой республики стал играть относительно небольшую роль в политической жизни страны. Его компетенция четко и окончатель но обозначена в статье 34 и дает парламенту право принимать законы в области гражданских прав и основных гарантий, порядка выборов в Парламент и местные органы, определения правонарушений и

аказаний за них и т.д. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Конституция 1958 года сужает полномочия парламента и в других статьях. Так, посредством с b. 40 депутаты ограничиваются в осуществлении ими законодательной инициативы, а в ст. 42 устанавливается приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат. Особого внимания заслуживает ст. 47, устанавливающая определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае непринятия парламентом финансового законопроекта в 70-дневный срок, о

н может быть введен в действие путем издания ордонанса. Кроме того, правительство с разрешения Парламента может принимать ордонансы (акты, которые имеют силу закона и могут быть изменены лиш

ь законом) и в сфере, ограниченной ст. 34. И все же формально парламент Франции обладает правом контроля за деятельностью правительства. Ст. 49 предоставляет возможность выразить правительству

недоверие, приняв резолюцию порицания. Палаты могут образовывать комиссии, проверяющие деятельность отдельных министерств.

Контроль за соблюдением Конституции осуществляет Конституционный совет, состоящий из 9 человек, назначаемых (по 3) президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания.

Во Франции применение конституционного надзора носит обязательный характер, то есть любой принятый закон поступает в конституционный совет с целью проверки его соответствия Конституции. Б

олее того, согласно ст. 61 регламенты палат до их применения должны быть представлены конституционному совету. Закон, признанный неконституционным не может быть ни обнародован, ни введен в де йствие - в отличие, от США, где на объявленный неконституционным акт лишь запрещается ссылаться в суде. Тем не менее, компетенция Конституционного совета распространяется лишь на акты законо дательной власти. За конституционностью же актов исполнительной ветви власти следит Государственный совет, что вносит определенную двойственность в процедуру проверки соответствия актов основному закону.

Верховные институты судебной власти во Франции включают Высший совет магистратуры, Верховный суд, Кассационный суд и Апелляционный суд. Высший совет магистратуры (ВСМ) согл. ст. 65 возглавляе тся Президентом Республики и формируется им же из числа судей (в т. ч. 3-х членов Кассационного суда) и других государственных служащих. ВСМ, помимо участия в назначении судей_, рассматривает д %ла об их дисциплинарных проступках.

Состав, порядок формирования, компетенция и иные стороны деятельности Кассационного и Апелляционного судов определяются соответствующими органическими законами.

Конституция определяет лишь состав и частные случаи компетенции Верховного суда, к которым относятся: отправление судопроизводства в отношении Президента Республики, а также в отношении ч +енов Правительства, подлежащих уголовной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении их функций. Остальные аспекты деятельности ВС регулируются органическим законом. Конституция устанавливает основные принципы действия избирательной системы и более детально регламентирует порядок избрания Президента и палат Парламента. Президент избирается путем все

общих и прямых выборов абсолютным большинством голосов, причем в случае неизбрания президента в первый тур, во второй проходят лишь 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Конститу fия детально анализирует все возможные случаи вакантности поста Президента, невозможности исполнения им своих обязанностей и иных ситуаций.

В соответствии с законом 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. Депутаты избираются на 5 лет. Выборы в Сенат, состоящий из представ

ителей департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей, являются косвенными. Депутаты избираются на 9 лет с ротацией на 1/3 каждые 3 года.

Процедура пересмотра французской Конституции установлена в XIV разделе, имеющем лишь одну статью (ст. 89). Порядок изменения включает 2 фазы. Инициатива внесения конституционных поправок прина длежит президенту республики, действующему по предложению премьер-министра, и парламентариям. Закон об изменении Конституции должен быть принят обеими палатами парламента в идентичной ред акции. После этого наступает вторая фаза - ратификация изменений, которая может быть осуществлена двумя способами. Основной - ратификация на референдуме. Для принятия поправки достаточно пр. стого большинства голосов избирателей. Однако президент республики может передать проект изменений на ратификацию парламента, созываемого в качестве конгресса. На этом общем собрании пар

+аментских палат проект считается одобренным, если он получит 3/5 от общего числа поданных голосов. Второй способ применялся при внесении изменений в ст. ст. 85 и 86 (1960 г.), ст. 28 (1963 г.), ст. 61 (1974 г.) (ст. 7 (1976 г.). Внесение поправок в Конституцию с их одобрением на референдуме в смысле ст. 89 до сих пор не осуществлялось.

Подытоживая анализ основных черт французской Конституции необходимо отметить, что эта Конституция является одной из наиболее типичных конституций нашего времени, когда смещение акцентов Е» сфере управления государством в сторону исполнительной власти становится все более и более заметным. Несомненно, принятие Конституции 1958 г. стало важным шагом для Франции на пути развития государственно-правового механизма. И несмотря на продолжающуюся критику со стороны как левых, так и правых партий, эта Конституция предоставляет французскому народу гибкие возможности учЕ

стия в управлении страной.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ

Принятая в 1949 году Конституция ФРГ стала компромиссом между оккупационными войсками, под контролем которых проходила выработка проекта Основного закона, и землями ФРГ, чьи ландтаги его при -имали. Текст Основного закона был одобрен парламентами всех земель, кроме Баварии, которая сочла проект чрезмерно централистским. По своему государственному устройству ФРГ - типичная парла ментарная республика.

Учредив такой строй, основной закон ФРГ создал систему центральных органов государственной власти на основе принципа разделения властей. Хотя этот принцип прямо и не упоминается, но его тре хчленная структура отчетливо видна в положениях второго абзаца ст. 20 Конституции, говорящего об осуществлении государственной власти специальными органами законодательства, исполнительной власти и правосудия. Основная же часть Конституции посвящена регламентации и структуре центральных государственных органов, их взаимоотношениям, отношениям федерации с ее субъектами. Основные права, свободы и их гарантии перечислены в разделе I и представляют собой обширный и детальный список прав и возможных ограничений этих прав с указанием причин. Среди этих прав - так (е важные, как право на жизнь и личную неприкосновенность, свободу совести, вероисповедания, мирных, невооруженных митингов и шествий, передвижения. В этом же разделе объявляются гарантии со !людения этих прав. Неприкосновенность жилища и тайна личной переписки также гарантированы Конституцией. Ст. 17-19 устанавливают возможные ограничения этих прав_. Особенностью Конституции ФР Г является то, что несмотря на то, что установлена обязательная военная служба, в Конституции имеется возможность замены ее альтернативной.

Конституция детально регулирует статус и полномочия всех высших органов власти страны. Согласно Конституции главой государства является федеральный президент, избираемый специально созы «аемым Федеральным собранием, с пятилетним сроком полномочий (это свидетельствует о некоторой независимости президента от парламента, срок полномочий нижней палаты которого равен четырем #одам). Он обладает правами, точно зафиксированными в Конституции. В целом они не выходят за рамки прав главы парламентарной республики. В отличие от полномочий президента Франции, для осущес твления большинства полномочий ему требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Тем не менее у президента достаточно полномочий, чтобы актЕ

(вно влиять на политику страны. Он может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, распускает Бундестаг по предложению канцлера, оставшегося в меньшинстве_, или по собст венной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов_. По представлению правительства федерации и с согласия Бундесрата глава государства может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага. Важно и то, что президент не несет полит (ческой ответственности за свои действия.

Состоящее из канцлера и министров_ федеральное правительство занимает главное место в системе центральных органов власти ФРГ. На правительство возложены обязанности руководства страной, Е-о практически оно выполняет все государственные функции. Кандидатура канцлера предлагается президентом, а избирается он большинством голосов Бундестага. Хотя возможностью выдвижения канЕfлера обладает и Бундестаг, однако эта возможность заметно ограничена как сроком (2 недели), так и количеством депутатов (их должно быть не менее 1/4 от числа законных членов палаты). Канцлер зан имает доминирующее положение в правительстве. Он фактически назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано Конституцией, которая упоминает лишь о министрах иностранных дЕ

%л, обороны и финансов. Назначение и увольнение министров не нуждаются в утверждении Бундестага. Это делается федеральным президентом по предложению канцлера. Значение и роль канцлера во вн %шней и внутренней политике государства подчеркивается тем фактом, что только он является единственным министром, несущим с конституционной точки зрения ответственность перед Бундестагом.

Соответственно, именно он определяет внутреннюю и внешнюю политику. Из других многочисленных полномочий канцлера необходимо выделить его право издавать постановления в целях исполнения ф едеральных законов и право издания общих административных предписаний. Особенность правового положения правительства в ФРГ заключается в его праве предложить президенту республики с согл асия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении определенного законопроекта. Бундестаг тем самым устраняется от участия в его принятии.

Законодательной властью в ФРГ обладает двухпалатный парламент, включающий в себя Бундестаг - нижнюю палату - и Бундесрат - верхнюю. Если организацию Бундестага можно отнести к классическому

типу парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, - то Бундесрат имеет специфические особенности. Так ст. 51 (3) устанав-ливает, что голоса депутатов каждой из земель (зем +я имеет по меньшей мере 2 представителя) подаются как один голос. Этот принцип был призван уравнять земли с различным количеством населения в правах при принятии решений Бундесратом. ДепутаЕ

bы Бундесрата назначаются правительствами земель.

Законодательная сфера в ФРГ разделена Основным законом на 3 части: исключительная законодательная компетенция Федерации (к ней относятся внешние сношения, гражданство Федерации, пр.); так на зываемая конкурирующая законодательная компетенция, распространяющаяся на гражданское право, право союзов и собраний и иные сферы; и часть вопросов, дающая Федерации право издавать лишь об щие предписания (к ней относятся прописка и выписка, распределение земли и организация территории). Область конкурирующей законодательной компетенции предусматривает принятие решений по в опросам, относящимся к ней, землями лишь тогда, когда Федерация не использует своих прав законодательства. Кроме того, финансовые полномочия федерального парламента ограничены статьей 113, к. торая допускает принятие им решений, изменяющих любую часть бюджета, лишь с согласия правительства. Полномочия парламента по изданию постановлений могут быть переданы им правительству, фе $еральному министру и правительству земель. Если в финансовой области полномочия парламента в общем-то довольно схожи с аналогичными правами парламентов в других западных странах, то его ко нтрольные полномочия выглядят значительно слабее. «Конструктивный вотум недоверия» предусматривает избрание нового канцлера взамен смещаемого и за более чем 40-летнюю историю ФРГ не разу не

был применен. Не находят широкого применения и иные формы парламентского контроля (следственные комиссии, «большие», «малые» и устные запросы).

Контрольные функции осуществляются Федеральным конституционным судом, 8 членов которого избираются в равном числе Бундестагом и Бундесратом. Он обладает широкой и разносторонней компетен fией: толкование основного закона, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др.

Лишь один из высших органов ФРГ избирается путем прямого голосования - это нижняя палата парламента Бундестаг. Остальные органы избираются или членами парламента, или специально собираемым

и для этой цели органами. Ст. 38 основного закона устанавливает основные принципы голосования, которое объявляется всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным. Правом избирать в Бундестаг об +адают граждане ФРГ, достигшие 18-летнего возраста, правом быть избранными обладают лица, достигшие совершеннолетнего возраста, который в ФРГ составляет 21 год.

Половина Депутатов Бундестага избирается в округах по мажоритар-ной системе относительного большинства путем прямого голосования; другая половина - по партийным спискам, выставляемым в ка

&дой из земель, по пропорциональной системе. Для получения мест в парламенте партия должна набрать не менее 5% вторых голосов_ по земельным спискам, и не менее 3 депутатов при избрании по избир ательным округам.

По способу изменения Основной закон ФРГ относится к числу «жестких». Согласно ст. 79 изменения должны быть одобрены большинством в 2/3 обеими палатами парламента. Однако такие основополагающие

принципы, как федеративное устройство ФРГ, принципы сотрудничества земель и наиболее важные права человека, не могут быть изменены вообще. Наиболее важные изменения в конституционном закоЕ

одательстве ФРГ были сделаны в 1968 г., когда в Конституцию было включено т. н. «чрезвычайное законодательство». Вступающее в силу в случае внешнего нападения на ФРГ или при его угрозе, а также дл я предотвращения опасности, угрожающей существованию или основам свободного и демократического строя Федерации или одной из ее земель, законодательство допускает в случае затруднения для

сбора депутатов передачу полномочий парламента Общему комитету, а также ограничение некоторых прав граждан и усиление роли федерального канцлера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, несомненно, невозможно проанализировать или даже перечислить все характерные черты, присущие западным конституциям. Однако, надеюсь, мне удалось на примере четырех крупней hих и наиболее развитых государств европейского и североамериканского континентов выделить наиболее характерные моменты.

В настоящее время в развитии конституционного законодательства и аям. Однако, надеюсь, мне удалось на примере четырех крупнейших и наиболее развитых государств европейского и североамерикЕ нского континентов выделить наиболее характерные моменты.

В настоящее время в развитии конституционного законодательства и конституционной доктрины вообще главенствует принцип «естественных прав». Провозглашая определенную совокупность или своЕ$ принципов, правил, прав, ценностей, как продиктованную естественной природой человека, данная концепция закрепляет независимость этих прав от конкретных социальных условий и государства. Такая надклассовая концепция укрепляет статус человека и гражданина вне зависимости от его пола, возраста, принадлежности к определенной группе общества во всех признавших ее государствах

. Определенные виды прав, которыми не пользовались в полной мере некоторые категории граждан, становятся всеобщими, а сами права получают сильную судебную защиту, делая реальными гарантии с «ободного и беспрепятственного их осуществления.

Практически все западные политологи и правоведы отмечают произошедшую за последние 30 лет перемену в соотношении ветвей властей. Наиболее ярко это заметно при сравнении роли законодательно й и политической ветви. Значительное усиление исполнительных органов объясняется прежде всего их способностью быстро и действенно принимать и приводить в жизнь решения, необходимые в пост. янно меняющихся условиях конца XX столетия. Даже в тех странах, где традиционно сильны представительные органы, первенство в сфере оперативных действий всецело принадлежит исполнительной в етви власти.

В политической системе общества западных государств значительную роль играют партии, представляя интересы разнообразных слоев общества. Тенденция институционализации партий ярко проявля ется в произошедшем во многих государствах полном или близким к полному слиянию партий с государственной структурой. Партии сегодня являются наиболее активными участниками выборов, и ника *ой кандидат, не обладающий поддержкой одной из партий не может расчитывать на получение более или менее значимой части голосов. Партийная система значительно трансформировалась и уже не за крепляет за партиями определенный электорат, а принуждает партии_ привлекать более широкие слои общества, включая в свои предвыборные программы тезисы, поддерживаемые наиболее многочисле -ными группами.

Являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина Конституция играет чрезвычайно важную роль в объединении общества, поскольку права, провозглашаемые Конституцией имеют всеобщий, не зависящий от социального положения индивидуума характер. Таким образом, именно за Конституцией следует признать основную заслугу в регулировании общественных отношений и сглаживании соци альной напряженности.

Основываясь на всех вышеизложенных тезисах, можно сказать что именно от детальной и полной разработки конституционного законодательства зависит стабильность существования общества.

курсовая работа список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая Советская Энциклопедия, т. 13, стр. 51.

2. Конституции буржуазных государств: учебное пособие. - М., Юрид. лит., 1982.

3. Конституции буржуазных стран. М.: ВЮЗИ, 1977.

4. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., Юрид. лит., 1993.

5. Мишин А. А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.

6. Бромхед П. Эволюция британской Конституции. М.: Юрид. лит., 1978.

7. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции, М.: Прогресс, 1977.

8. Ильинский И. П. Система органов власти и управления ФРГ. М.: МГИМО, 1977.

_. Что в сущности явилось дальнейшим развитием концепции «естественных прав». Кроме того необходимо отметить, что непосредственно в тексте некоторых конституций права человека не указываю bся, а приводятся лишь отсылочные нормы (Конституция США - Билль о правах, Конституция Франции - Декларация прав человека и гражданина 1789 г. с дополнениями из Конституции 1946 г.

_ Однако для занятия определенных важных постов в государстве (премьер-министр, президент и т.д.) сохранены цензы оседлости. В особых случаях сохраняется ценз грамотности.

_ В сборнике «Конституции буржуазных государств» В. В. Маклаков пишет: «В конституции может быть отражена либо полная победа буржуазного класса, либо соглашение между различными группировками

этого класса при устранении народа, либо наконец, в ней может быть закреплен компромисс буржуазии в целом с другими классами или массой народа. Во всех случаях воля буржуазного класса являе bся определяющей».

_ Кроме того, силу обязательного судебного прецедента имели лишь решения, принятые федеральными судами или верховным судебным органом штата, решения же судов иных штатов имели силу убеждаю iего прецедента.

_ По поводу этого права в США до сих пор нет однозначного мнения, так как в поправке II имеется фраза «Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо организованная мили fия»., на что и ссылаются противники свободной продажи оружия, говоря, что данное право подлежит осуществлению гражданами лишь в составе общественной милиции.

_ 14-я поправка, 1868 г.

_ 19-я поправка, 1920 г.

_ До сих пор все поправки вносились по решению 2/3 членов палат Конгресса, а их ратификация (кроме XXI поправки) осуществлялась 3/4 законодательных собраний штатов.

_ Введено законом от 1872 г.

_ Однако, такое не происходило уже более 60 лет; на практике кабинет, почувствовав слабость своих парламентских позиций, распускает палату общин и назначает новые выборы.

_ Правда последнее полномочие до сих пор еще не использовалось.

_ Формально - по предложению правительства в период парламентской сессии или по предложению обеих палат парламента.

_ По рекомендации ВСМ назначаются должностные лица Кассационного суда и первые председатели апелляционных судов. Кроме того, лишь ВСМ может сместить судью общей компетенции в связи с совер hением серьезного проступка или тяжелым заболеванием.

_ Большой список прав может быть ограничен в период нахождения граждан на военной или альтернативной службе. Кроме того, решением суда могут быть ограничены права в случае их использования «. против основ свободного демократического порядка».

_ Ст. 68.

_ Ст. 63.

_ Ст. ст. 62-69.

_ Каждому избирателю ФРГ предоставляется 2 голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. _ Имеются ввиду партии, не провозглашающие крайних взглядов.


Описание предмета: «Конституционное право зарубежных стран»

Конституционное право зарубежных стран - отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в зарубежных странах, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина в соответствии с конституционным законодательством зарубежных стран, а также и другие отношения, которые закрепляются Основным законом конкретной страны.

Литература

  1. В.Арсеньев, Ф.Нансен. Китайцы в Уссурийском крае. В страну будущего. – М.: Крафт+, 2004. – 352 с.
  2. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. – М.: Наука, 1977. – 360 с.
  3. Л.И. Кулакова, В.А. Западов. А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий. – М.: Просвещение, 1974. – 256 с.
  4. В.Т. Васько. Технология возделывания полевых культур в странах мира на рубеже XXI века. – М.: ПрофиКС, 2007. – 448 с.
  5. И.В. Маркович. Политика США и стран Запада по противодействию распространению биологического оружия. – М.: Красанд, 2009. – 96 с.
  6. Е.В. Сильвестрова. Lex generalis. Императорская конституция в системе источников греко-римского права V-X вв. н. э. – М.: Индрик, 2007. – 248 с.
  7. Д.В. Черняева. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.
  8. В.Г. Графский. История политических и правовых учений. – М.: Норма, 2011. – 736 с.
  9. В.В. Сахарова. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов. Сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада. – М.: Златоуст, 2011. – 176 с.
  10. О.В. Мильчакова. Конституционный контроль в странах бывшей Югославии. – М.: ДПК пресс, 2014. – 308 с.
  11. Т.В. Ахутина, Н.Г. Манелис, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие для подготовки детей к школе (комплект из 2 книг). – М.: Теревинф, Секачев В. Ю., 2015. – 108 с.
  12. А.В.Луначарский. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. – М.: Государственное издательство, 1927. – 160 с.
  13. Н.В. Апчинская. Паломники в страну Востока. Произведения российских художников XX - начала XXI века из собрания Государственного музея Востока и частных коллекций. Каталог выставки. – М.: Государственный Музей Востока, 2011. – 92 с.
  14. О.И. Крассов. Земельное право в странах Ближнего Востока. – М.: Инфра-М,Норма, 2017. – 384 с.
  15. Г.Г. Граник,О.В. Соболева. Путешествие в страну Книги. Книга 1. В гостях у Приставалок. Путеводитель для взрослых. – М.: Мнемозина, 2018. – 200 с.
  16. Н.В. Гладилин. Становление и актуальное состояние литературы постмодернизма в странах немецкого языка. – М.: Издательство Литературного Института им. А. М. Горького, 2011. – 348 с.
  17. В.И. Мусаев. Религиоведение. Религия и церковь в странах северной Европы. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 226 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
История конституционного строя РФ
Теория государства и права
Курсовая работа
44 стр.
Конституция - основной закон рф
Конституционное право
Диплом
97 стр.
Организация управления государственной собственностью в РФ как функция государственного управления
Муниципальное право
Диплом
97 стр.
Рост шовинизма, ксенофобии и расовой неприязни в странах Европы, включая Россию
Международные отношения
Курсовая работа
32 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Лера, 30.05
Еще раз огромное спасибо.