Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Историография (Рим)

Историография

1. 2 Историография.

На протяжении XX века в исторической науке не раз возникали дискуссии по вопросам истории древнего Рима. Наиболее обсуждаемым вопросом, касающимся истории развития римского общества в догосударственную эпоху стал вопрос хронологии возникновения и эволюции Рима как города и как государства, и как следствие первого вопроса, вторым дискуссионным вопросом был вопрос зарождения, становления и развития социальных отношений в римском обществе.

В 50-60е годы в зарубежной историографии римской истории характерной чертой в изучении древнего Рима являлось внимание к хронологическому аспекту проблемы. В значительной мере на интерес к этому вопросу повлияли работы и археологические исследования ученого археолога Э. Гъерстада. Открытые им новые археологические данные были изложены в нескольких его работах, особенно важными из которых являются статьи в многотомном издании «Подъем и закат Римского мира» и его книга «Легенды и факты древней Римской истории»8.

В своих работах Гъерстад предлагает новую периодизацию, в основе которой лежит деление на «городскую» и «догородскую» эпохи в зависимости от характера строений хитинного типа или домов на фундаменте, сочтя началом городской эпохи лишь время с конца первой четверти VI века до н. э. В свою периодизацию он уложил и историю царского времени и начала Республики, точно следуя античной традиции в изложении основных фактов, Гъерстад полагал, что начало царской эпохи Рима должно соответствовать началу городской эпохи, и тем самым начало Республики было смещено им на 60 лет позднее, что не соответствовало сведениям античной традиции9.

После выхода в свет работ Гъерстада в полемику по вопросу о периодизации архаического Рима включился западногерманский ученый Х. Мюллер - Карпе.

Х. Мюллер - Карпе в своем фундаментальном труде «К становлению Рима» уточнил свою позицию не только в отношении хронологии царского времени и Республики, но и раскрыл идею о том, что происхождение Рима нельзя рассматривать как «возникновение», а надо понимать как «становление», т. е. как исторический процесс, в котором формирование города и эволюции хозяйственной, политической, социальной и культурной жизни являются органическим продолжением тенденции, присущих раннежелезному веку Средней Италии.

Мюллер - Карпе в своей работе подверг критике выводы Гъерстада по конкретным вопросам, в частности, оценке им фрагмента аттического краснолакового сосуда строгого стиля как доказательство того, что Сервий Туллий правил в V веке до н. э., откуда следовала более поздняя, чем принято в науке, правления первых доэтрусских царей10.

В это же время вопросом хронологии занимался и итальянский историк Паллотино. В его исследованиях был поставлен вопрос о необходимости осмысления накопившихся археологических данных по доримской Италии и их хронологии в связи с преданиями о легендарных героях и в том числе эпонимах, прибывших в Италию из Балканского мира.

Дискуссия по вопросу хронологии доцарского и царского Рима, а так же периода Республики была продолжена в 70-80е годы итальянскими учеными Ф. Рибеццо, Дж. Девото, Э. Перуцци. Для их исследований было характерно применение языковых материалов и результатов лингвистических исследований в изучении древнего Рима. Ученые устанавливают наличие различных италийских компонентов в языке первоначального Рима, что с одной стороны, подтверждает сообщение античной традиции о росте его народонаселения, а с другой стороны уточняет представление ученых об этом процессе. Критика ими античной традиции, накопление языковых и археологических материалов и особенно успехи в области этрусскологии привели к тому, что ими был сделан вывод, что Рим можно считать этрусским городом уже при Нуме, либо сабинской колонией11.

Проблемой зарождения, становления и развития социальных отношений в римском обществе занимались такие ученые как Нибур, Ине, Т. Моммзен, Э. Мейер, Франчиши и др. Основоположник критического метода в истории Б. Г. Нибур, в соответствии с имевшимися тогда источниками, еще в XIX веке основывался в изучении Рима на античную традицию. Используя метод аналогии, Нибур сумел разглядеть в древнем римском обществе родовую организацию и признал родовое устройство как основу древнейшего общества на притибрских холмах. Этот вывод Нибура был принят и Т. Моммзеном. Так же именно Нибуром был принят тезис о первоначальной равнозначности понятий «римский народ» и «патриции»12.

В работе Т. Моммзена «История Рима» на ряду с другими не менее важными была рассмотрена проблема, касающаяся этнического состава раннего Рима, где ученый решительно объявил римлян латинами с незначительным вкраплением сабинян. Так же в своей «Истории Рима» Моммзен дал краткий очерк царского периода на фоне этнической и социальной истории ранней Италии в ее противоречии с греческой, которая, по его мнению, заключалась в духовном различии эллинов и италиков13.

В более поздних работах историков наблюдается интерес к проблеме социальной дифференциации римского населения в VIII - V веках до н. э. Так, по мнению Э. Мейера, разделение римского населения на патрициев и плебеев было результатом экономической дифференциации населения, которая наблюдалась во всех античных городах.

Отличительной чертой поздних работ в области данной проблемы, стало то, что в большинстве случаев во многих исследовательских работах уже отошли от патриархальной теории, господствовавшей в трудах Дж. Вико и Т. Моммзена. Так же много было сделано для понятия сущности рода14.

В 70-80е годы ряд историков в западноевропейской исторической науке придерживались точки зрения, что на усиление семьи повлияли экономические причины, точнее, экономический фактор: период от пастушества и экстенсивного земледелия к интенсивному, тем самым усилив семью, как хозяйственную единицу рода. Другие же проявляли интерес к политическому аспекту рода и семьи. Среди ученых, занимающихся этой стороной вопроса семьи можно отметить Бонфанте, который поставил проблему происхождения римской государственности в ее отношении к догосударственным институтам. Он последовательно проводил в своих работах идею о том, что и род и семья были изначально носителями политической организации, унаследованной затем государством.

В ряде работ итальянского ученого Франчиши на первом плане стоит вопрос курий, которые были первоначальными этническими и невоенными объединениями. Франчиши рассматривает проблему курий в противовес с другими исследователями и он не считает время создания курий одновременно с созданием триб15.

В отечественной дореволюционной и советской исторической науке изучение проблемы хронологии процесса развития социальной структуры тоже зависело от соблюдения источниковой базы и оценки ее достоверности.

С. И. Ковалев в своей «Истории античного общества», написанной еще в 1936 году, уделяет много внимания проблеме населения доримской Италии и социальным процессам в римской общине. Изучая этнические процессы в истории Рима, Ковалев сделал попытку наметить процесс социальных изменений в древней Италии. По мнению Ковалева, начало I тыс. до н. э. означало зарю железного века и одновременно усиления социальной дифференциации, выделения знати. Что же касается изучения вопроса развития римской общины в работах Ковалева, то у него римская община царской эпохи признавалась патрицианской и определялась как «примитивный город - государство» с типичными чертами «военной демократии». Царскую эпоху ученый расценивает как время позднеродового строя и в понимании Ковалева, патриции и populus (народ) совпадали. Таким образом, благодаря трудам этого ученого, в советской исторической науке была определена принадлежность царского Рима к формационной системе периодизации и было высказано предположение о процессе развития общества в пределах царской эпохи16.

Эти положения нашли свое дальнейшее развитие в трудах Н. А. Машкина. Он дает более точное определение, называя царскую эпоху переходной от первобытнообщинного строя к классовому обществу, опираясь на работу Ф. Энгельса. Происхождение семьи, частной собственности и государства, он подчеркивал, что применительно к царскому времени термин «rex» должен пониматься как племенной вождь, а царская эпоха вообще как период военной демократии, но не на всем ее протяжении. Эта стадия заканчивается реформой Сервия Туллия, завершающая переход Рима к государству17.

В 50-60е годы исследованием развития социальной структуры римского общества и хронологии древнейшей римской государственности занимались такие ученые как Ельницкий, Немеровский, Дьяков и др.

В работе В. И. Дьякова «История римского народа в античную эпоху» в основном делается акцент на историю царского периода древнего Рима. По мнению ученого, Рим на протяжении 2-3х веков правления царей прошел ступени от матриархата, а во время существования объединенных поселений на холмах и патриархата. Исконный populus определяется им как неустойчивая объединение замкнутых самостоятельных родов - gentes, бывших примитивными, по преимуществу пастушескими общинами - коммунами, как родовые общины, характеризуемые родовой собственностью на землю и коллективным использованием пастбищ. С ростом производства и с усилением частной собственности выделились экономически сильные «старшие» роды, а внутри родов - родовая аристократия, патриций. Остальные члены родов противостояли им как зависимые клиенты. Римское общество в это время, по мнению ученого, вносит общественно - распределительный характер. Начиная с VIII века до н. э., усовершенствование техники железа, наступает переход к земледельческому хозяйству, а громоздкий род постепенно заменяется в хозяйстве подвижной индивидуальной семьей. Конец царской эпохи в Риме, согласно В. И. Дьякову, был временем полного разложения родового строя. Как видно в работе В. И. Дьякова, царская эпоха оценивалась им с точки зрения формационной принадлежности. Римское общество того времени оставалось, по мысли автора, в пределах родового строя, хотя на последнем этапе и подвергалась полному разложению18. В работах Л. А. Ельницкого исследуются конкретные аспекты ранней римской истории, в частности, он рассматривает эволюционный процесс развития римского общества, его структуру и состав. Так одна из его работ «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III веках до н. э». посвящена истории римского рабства, которое было характерным явлением римского общества. Царская эпоха не составляет основной части этого труда, но обращаясь отдельно к хронологии раннего Рима и связанных с ней социально - историческим фактом, автор, характеризуя социальное развитие Рима при этрусских царях, отличает рост рабства в его патриархальных формах, причем Ельницкий рассматривает этот процесс на фоне развития всей социальной системы римского общества. Автор данной монографии говорит о появлении рабства в царский период за долго до возникновения государства, в конце эпохи бронзы, т. е. на рубеже II и I тысячелетия до н. э. Это патриархальное рабство сопоставимо, по его мнению, с первоначальной клиентелой. Таким образом, Ельницкий характеризует социально - экономическое развитие раннего Рима как интенсивное и «стремительное» в социально - экономическом отношении с ранним зарождением государственности19.

А. И. Немировский в своей книге «История раннего Рима и Италии» привлекает обширный круг научной литературы и новый археологический материал. Рассматривая формирование римского государства, он разделяет точку зрения на патрициев как на первоначальное население Рима, входившее в родовую организацию и комплектовавшие из своей среды сенат. По его мнению, римская семья стала продуктом распада рода, но первоначальная семья не была еще моногамной семьей, а относилась к типу домашней или семейной общины. А. И. Немировский полагает, что разложение родо - племенного строя происходило в период возникновения Рима. Превращение Рима в государственное образование рассматривается в его работе в связи с теми экономическими сдвигами VI и 1-й половины V века до н. э., которые сделали невозможными существование первобытных отношений, а затем преобладание родовой аристократии в Риме.

Рассматривая развитие социальных отношений в религиозном аспекте, Немировский ставит перед собой цель изучить идеологическое оправдание социальных порядков складывавшихся в период разложения первобытнообщинных отношений, проследить роль религии, давшей идеологическое обоснование утверждению частнособственнических отношений, господству рабовладельческой аристократии и рабства. Он приходит к такому выводу, что эволюция римской религии прямо зависела от общественной трансформации. Боги родовых коллективов превращались в представителей территориальных единиц, затем верующие обращались к божеству уже не от коллектива, а от собственного имени. Изменялся и культ, Наряду с сельскими праздниками появились и их городские варианты. С ростом социальной иерархии выдвигались культы, представленные усилившимися социальными слоями. Те же социально - экономические сдвиги сказывались и на организации культа. Постепенно коллегии жрецов, объединенных по родо - племенному принципу заменялись коллегиями, входившими в состав государственного аппарата20.

В 70-80е годы в отечественной исторической науке вопросом определения общины и ее социального состава занимались В. И. Кузищин, Е. М. Штаерман, Л. И. Маяк.

В монографии Е. М. Штаерман «Древний Рим: проблемы экономического развития» анализируются те особенности социально - экономической истории древнего Рима, которые определяются характером гражданской античной общины. Сопоставляя эту общину с другими - кровнородственной и соседской (или сельской), автор изучает причины, определявшие развитие в них рабовладельческих отношений. Штаерман дала наиболее емкую характеристику сельской общины, подчеркнув верховное право коллектива общинников на свою территорию, существование органов управления этим коллективом и осознание им своей общности.

Вопросу генезиса римского полиса и эволюции социальной структуры римского общества посвящена работа Л. И. Маяк «Рим первых царей». Эволюция института римского полиса в этой работе органически связана с эволюцией государственности Рима и его социальной структуры. Автор считает, что римский род в данный период еще был патриархальным, состоящим из больших отцовских семей, но полного имущественного равенства среди них уже не существовало. Об этом свидетельствует наличие клиентелы. На процесс имущественной дифференциации в роду непосредственно влияло, распространявшееся в это время патриархальное рабство. Но этот институт не получил еще большого развития, о чем свидетельствует, в частности, постоянное увеличение количества родов в продолжении всей царской эпохи, которые довольствовались в производственной сфере услугами клиентов.

Таким образом, многочисленные исследования позволяют сделать вывод о том, что римское общество в VIII-III веках до н. э. было еще очень архаичным, покоившемся на принципах коллективных форм собственности на основное средство производства - землю. Исследования царского периода показали, что в это время знал не только клиентскую зависимость, патриархальное рабство, выделение знати и социальные раздоры, но и усиление царской власти за счет принижения роли народного собрания и особенно сената. Знаменательной приметой того времени было появление частных земельных владений, что влекло за собой естественные изменения в социальной среде. Формирование социальной структуры римского общества шло одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования института римской государственности.


Описание предмета: «Историография»

Историография – это наука, которая рассматривает критическое изучение источников и литературы в их постепенном развитии. История исторической науки, всех ее отраслей, научных направлений и их классовой основы, структуры проблематики на каждом этапе научного процесса и изменения в этой структуре, закономерности развития исторической науки.

Литература

  1. Гельмут Хефлинг. Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима. – М.: Мысль, 1992. – 272 с.
  2. Н.А. Машкин. История Древнего Рима. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. – 736 с.
  3. Кареев Д.В. Позднеримская историография перед вызовом времени. – СПб.: Алетейя, 2004. – 250 с.
  4. Д.В. Кареев. Позднеримская историография перед вызовом времени. – СПб.: Алетейя, 2004. – 250 с.
  5. Е.Ф. Шмурло. Мир русской истории. – М.: Вече, 2009. – 352 с.
  6. О.Л. Габелко. История Вифинского царства. – М.: Гуманитарная Академия, 2005. – 576 с.
  7. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Альманах, №6, 2007. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. – 576 с.
  8. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Альманах, №7, 2008. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2008. – 592 с.
  9. Н.Н. Трухина. Политика и политики "золотого века" Римской республики. – М.: Издательство МГУ, 1986. – 184 с.
  10. Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Альманах, №9, 2010. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 504 с.
  11. Елагина А А. Античный Вестник: Сборник Научных Трудов. Вып. Vii. – М.: , 2005. – 209 с.
  12. С.И. Ковалев. История Рима. – М.: Полигон, 2006. – 864 с.
  13. Александр Коптев. Царская власть в раннем Риме сквозь призму античной историографии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 464 с.
  14. Мэри Бирд. SPQR. История Древнего Рима. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 696 с.
  15. Н.А. Савин. Германо-Ретийский лимес и Рейнская армия Рима. – СПб.: Алетейя, 2017. – 770 с.
  16. О.В. Сидорович. Жреческая традиция в Древнем Риме. Культ, ритуал, история. – М.: РГГУ, 2018. – 278 с.
  17. История Древнего Рима. – М.: , . –  с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Дипломатическая история присоединения Крыма к России
История Отечества
Курсовая работа
50 стр.
Система воспитания в спартанском обществе
Культурология
Диплом
70 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Вера, 08.12
Хороший план. Согласовано.