Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Рим

География

Введение

Тема данной работы выбрана мною не случайно. Эта тема представляет исследователю обширное и крайне интересное поле деятельности. Она насыщенна «белыми пятнами «, открытыми вопросами и смелыми гипотезами. Однако не только увлекательность и проблематичность темы послужила причиной написания данной работы, хотя влияние этих факторов было несомненно велико. Наиболее важным, решающим является необходимость отыскать во тьме веков истоки, глубинные теории происхождения, становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства. В свою очередь все это стало основополагающей платформой для дальнейшего развития форм государственности, социальных структур общества и права. Кроме того данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 -51О гг. до н. э.), республиканский (509 -28 гг. до н. э.), императорский (27 г. до н. э. -476 г. н. э.).

Эпоха царей, или рексов - очень важный этап в истории государства и права. В это время закладывались основы формирования римского частного права, которое до сих пор используют современные юристы, и на котором основано современное право. Надо иметь в ввиду и то, что латинская правовая терминология, воплощенная в римских источниках стала международным языком юристов.

1. Царский период Древнего Рима

Предании об основании Рима сохранили древние греческие и римские историки.

Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты -покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее родились близнецы -Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов.

Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра -в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, -ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак -шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим -Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима -21 апреля 754 г. до н. э. А современные ученые-археологи, проведя раскопки, обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объединились в одно поселение в VIII в. до н. э.

Ромул, основатель города, стал первым римским царем. Стремясь

увеличить свой народ, он принимал к себе всех пришельцев: нищих, разбойников и даже беглых рабов. Город разрастался, но казалось, что жить он будет всего одно человеческое поколение: ведь у первых римлян не было жен и детей, а окрестные племена, презирая их низкое происхождение, не отдавали за них своих дочерей. Тогда римляне пошли на хитрость: пригласив на праздник ближайших своих соседей, сабинян, по сигналу они бросились на безоружных гостей и похитили их дочерей. С добытыми таким образом женами римляне обращались ласково и почтительно, так что скоро завоевали их любовь, но отцы и братья сабинянок пошли на Рим войною. Однажды во время большого сражения на поле боя появились заплаканные женщины и бросились в гущу битвы. Обнимая родственников и мужей, протягивая к ним с мольбою младенцев, они остановили сечу и примирили воинов. После этого многие сабинские семьи переселились в Рим и вошли в состав римского народа.

Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, И их антагонисты -плебеи.

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.

Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин -сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс»-старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов.

Дадим краткую характеристику каждого из рексов:

Нума Помпилий. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец они отдали предпочтение самому добродетельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости.

Говорили, что воинственный Ромул сделал римский народ «железным», а Нума -добродетельным. «Вступив на царство, -пишет древний историк, -Нума тотчас принялся размягчать «железный» римский народ, чтобы из жестокого и воинственного сделать его кротким и справедливым». Для этого он научил римлян благочестию -глубокому уважению к богам. Нума ввел в Риме новые культы (почитание новых богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии -»товарищества» жрецов. Среди введенных им богов почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности.

В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетелям и радостям мирной жизни. Покровительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь.

Тулл Гостилий. После Нумы правили два воинственных царя -Тулл Гостилий и Анк Марций. Царь Тулл успешно воевал с соседями и наконец пошел войной на Альбу-Лонгу -главный город Лация. Альба была разрушена, а ее жителей Тулл Гостилий переселил в Рим.

Когда римское и альбанское войска сошлись для решающей битвы, вожди договорились, что спор о первенстве двух народов решит поединок между храбрейшими воинами. Со стороны Рима выступили трое братьев Горациев, со стороны Альбы -трое братьев Куриациев. Во время боя, за которым с замиранием сердца наблюдали оба войска, все Куриации были ранены, а двое Горациев -убиты. Единственному Горацию, оставшемуся целым и невредимым, противостояли три противника, и тогда он применил хитрость, ставшую знаменитой: обратившись в бегство, он добился, что его преследователи отстали на бегу друг от друга, а затем, внезапно остановившись, расправился с каждым из раненых врагов поодиночке. Римляне торжествовали победу. Когда ликующее войско во главе с героем возвращалось домой, у ворот Рима стояла сестра Горациев, просватанная за одного из Куриациев. Узнав плащ убитого жениха, она, забыв о погибших братьях, стала громко оплакивать врага своего народа. Не сдержавшись, Гораций в гневе убил родную сестру.

По римскому закону за убийство полагалась смертная казнь. Судьею был царь Тулл Гостилий. Он вынес смертный приговор, но тут же разрешил осужденному просить о помиловании народ. Гораций произнес: «Обращаюсь к народу», -и народное собрание оправдало доблестного юношу. С тех пор в Риме установился обычай, по которому граждане, приговоренные к смерти, имели право требовать народного суда.

Анк Марций. После завоевания Альбы-Лонги Рим хотел занять ее место во главе латинских городов, но латины не желали мириться с возвышением молодого города. Поэтому царь Анк Марций неоднократно сражался с ними и завоевал некоторые латинские города. Земли их он присоединил к римским владениям, а покоренных латинян перевел в Рим, расселив их на Авентине. Так при воинственных царях расширились границы и города Рима, и Римского государства.

Тарквиний Древний. Последних трех римских царей называют, этрусками. История их началась с того, что один богатый человек из этрусского города Тарквиний переселился в Рим, стал советником Анна Марция, завоевал любовь римского народа и в обход сыновей Анка был избран царем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие этрусские ремесленники, закипели строительные работы, Рим начал превращаться из «большой -деревни»в настоящий город. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города -Форум, в долине между Авентином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпитера.

Сервий Туллий. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. Рассказывают, что однажды домочадцы Тарквиния увидели чудесный знак -огненное сияние вокруг головы спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребенка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь.

Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство (но об этом позже).

Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой каменной стеной. В памяти потомков он остался как добрый царь, покровитель плебеев.

Тарквиний Гордый. Последний, седьмой царь, сын Тарквиния Древнего, носил имя Тарквиний Гордый -недаром. Власть он захватил путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия. Потом он перебил многих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей -не избранный народом и неутвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничтожал из ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. По расчетам римских историков это событие произошло в 510 г. до н. э.

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия (578- гг. до н. э.). При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Реформа Сервия Туллия, разрушила общество основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на иммущественном различии и территориальном делении.

Затем после изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает, «общее дело»; верховным хозяином государства считался теперь весь римский народ, т. е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т. е. «советчиками» или «товарищами». Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.

Дальнейшие реформы.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось наделения землей, которое становилось все больше по мере завоевания Италии.

Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1. Учреждения особой плебейской магистратуры -народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

Наконец в 287 г. до н. э. было постановлено, что решения плебейских сходок (собраний) имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, то есть обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. Эти решения, к тому же, не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще исчезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении-хотя и по выборам -всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом завершился процесс формирования рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

2. Особенности экономического развития Древнего Рима.

Южная Италия с богатыми греческими городами-колониями по уровню своего развития занимала второе место. Лаций с городом Римом, заселенный скотоводами и земледельцами, очень удобно расположенный на пересечении важных сухопутных и речных путей, в VI-V вв. до н. э. отставал от своих высокоразвитых соседей - этруссков и греческих колоний. Наконец, в горных областях Средней Италии жили племена, находившиеся на ствдии разложения первобытных отношений.

Ведущей отраслью хозяйства большинства населения Апеннинского полуострова было земледелие. Плодородные почвы в мягкий климат обеспечивали высокие урожаи в Этрурия, Кампании, и Апулин. Плотные почвы обрабатывали с помощью тяжелых плугов с массивным железным лемехом (в Этрурии и Аппулии), а рыхлые почвы - легкими плугами с небольшим лемехом. Наряду с плугом широко применя ли мотыги для разрыхления почвы в ручную.

В наиболее развитых областях Италии культивировали пшеницу, ячмень, просо, бобы, нут; в менее гористых - полбу, ячмень, бобы, репу.

Сельскохозяйственная Италия отставала в формировании нового хозяйственного типа от Великой Греции. Вплоть до III в. до н. э. в Италии, включая и этрусские городские центры, господствующим типом хозяйства был крестьянский надел, где в поте лица трудился сам владелец, суровый и благочестивый римлянин, и вся его многочисленная семья.

До VIII в. до н. э. во всей Италии безраздельно господствовал родовой строй с общественной собственностью на замлю. Возникновение этрусских и греческих городов, где сложилось раннеклассовое общество м государство, привело к разложению общинной и появлению зачатков частной собственности на землю.

В VI-V вв. до н. э. этрусские городах создаются различные ремесла, активизируются торговые операции. Этому способствовало в немалой степени наличие полезных ископаемых, в частности железной руды, меди, глины, строительного камня, корабельного леса.

В VI-IV вв. до н. э., несмотря на внедрение в производство железа, повсеместно использовалась бронза. Оборонительное вооружение - шлемы, панцири, наколенники и т. д. - изготовлялось преимущественно из бронзы, в широком употреблении были бронзовые сосуды, зеркала, и разнообразные украшения.

Самым массовым из ремесел в Италии было керамическое: разнообразная посуда, тара, водопроводные трубы, черепица, строительные и архитектурные детали, сырцовый кирпич, погребальные урны, светильники.

Меньшее значение имело текстильное ремесло, долго сохранявшие связи с домашним хозяйством, однако в IV-III вв. до н. э. шерстяные ткани вырабатывались уже в особых мастерских города Тарента, а льняное полотно и парусный холст - в городе Тарквинии. Крупным ремесленным центром в Лации был Рим.

Социальная структура Рима в VI-IV вв. до н. э. отличалось большой сложностью и пестротой. В римском обществе существовали три основных типа общественных структур: родовые учереждения, восходящие к первобытности, новый общинно-крестьянский сектор и раннерабовладельческие отношения. В процессе дальнейшего развития родовые учереждения постепенно отмирали, общинно-крестьянский сектор укреплялся, а раннерабовладельческие отношения имели тенденции к превращению в классическое рабство.

В конкретной действительности VI-IV вв. до н. э. носителями этих структурных типов выступали классово-сословные группы патрициев, клиентов, плебеев и рабов. Каждая из этих групп занимало особое место в производстве и в обществе, обладая своим набором прав и обязанностей.

Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, т. к. позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов.

Однако сам по себе переход к классическому рабству знаменовал не смену одной исторической формации другой, а лишь трансформацию двух стадий развития одной и той же рабовладельческо-античной формации. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни.

Основные причины этого переворота коренятся не в войнах, а в характере социально-экономических, политических и культурных изменений в римско-италийском обществе. Внутренняя эволюция общественно-политических отношений в Риме в IV-III вв. до н. э. вела к возникновению новых форм классического рабства. Концентрация земли в одних руках, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Ею внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники.

Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением зависимости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного земельного собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, на другого было трудно. Такой рабочей силой мог быть только лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения.

3. Законы XII таблиц. Общая характеристика.

Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права -знаменитых 3 аконовХII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до н. з., две последние составлены и приняты в 45О -449 гг. до н. э.).

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.

Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст божий».

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, укажем на главное без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля -главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей -агер публикус. Пахотной земли было поначалу мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пишу на горных пастбищах. Отсюда не остановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли (порой до половины) и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. И то же может быть сказано о количестве частнохозяйственного скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов должен быть отнесен наиболее ранний-закон Лициния-Секстия 367 года до н. э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа-рес манципи и рес нек манципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и др. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от «манус»-рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: «я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов. «(то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег-без манципации-было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали -при переходе из рук в руки-манципации. Драгоценная ваза-традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!

Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и др., знают еще так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи.

Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров. Законы XII таблиц знают, конечно, и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще-воровства, потравы и др. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом -со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака-»сине ману»то есть «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака-сине ману- женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке»). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку сине ману было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как «правильные»формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатом по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Судебный процесс.

Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры -процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая -ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

4. Реформы Сервия Туллия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н. э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная рефор-ма, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы толь-ко военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. В следствии этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очи-видной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разря-дов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

РазрядыЧисло выставленныхИмущественный ценз

центурийв югерах в ассах

1 80 от 20 100. 000

2 20 20 - 15 75. 000

3 20 15 - 20 50. 000

4 2015 - 5 25. 000

5 30менее 5 11. 000

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100. 000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.

Там возник новый вид народных собраний, в которых были предс-тавлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голо-сом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого государства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господствующего класса, был плотью от плоти этого класса.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собра-ния по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в. в. до н. э. имущественная дифференция в Риме нашла отражение в его военной организации в системе коми-ций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принадлежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, принадлежащие состоятельным гражданам.

На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она «была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишения вооружения «.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом нового деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государствен-ного единства по существу были ничем иным, как военно-администра-тивным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.

Так на рубеже VI-V в. в. до н. э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Эта политическая форма соответствовала ранне -рабовладельческим отношениям. Рим данного периода - город -государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имела частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим и расширяющим земли. Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства.

Раннереспубликанский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредоточивается законодательная, исполнительная и судебная власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппарата являлась его военизация, усиливающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, помилентование войска, руководство им предмет особой заботы господствующего класса в ранне -республиканский период.

Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом

«высшего» и «внутреннего» насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершенного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианс-кой знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т. д.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования.

Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воинов, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия в условиях примитивного государственного аппарата армия «брала» на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Кроме того, армия активно влияла на процесс оформления республиканского аппарата. Разрастание магистратур происходило в следствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и кассовой дифференциации, вызванной притоком богатства в Рим в виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием военной организации.

Заключение.

Таким образом, важное социальное значение реформ, проведенных в царский период Древнего Рима состояло в том, что они заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был взорван разделением на классы и заменен государственной организацией.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытесняла родовую организацию.

Реформы, проведенные в этот период, позволили создать мощную, обученную армию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику и, этим самым ускорить развитие всего человечества.

Литература

Авдиев В. И. История Древнего Рима. М., 1971.

Кузищин В. И. История Древнего Рима. М., 1994.

Штасрман Е. М. Рассвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.


Описание предмета: «География»

География (Geography от греч.Ge - земля + Grapho – описываю) - система физико-географических, экономико-географических и социально-географических дисциплин, изучающих географическую оболочку Земли, природно-территориальные, территориально-производственные и социально-территориальны комплексы, их взаимосвязь и составляющие их компоненты.

В системе географических наук выделяются естественные (физико-географические) и общественные географические науки, а также комплексные дисциплины прикладного характера: медицинская география, военная география, рекреационная география и др. Задача географии состоит в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой с целью обоснования путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создания основ стратегии экологически безопасного развития общества.

Физическая география (Physical geography - от греч. Physikose - природный, естественный) - система естественных географических наук, комплексно изучающих природную составляющую географической оболочки Земли в целом и ее структурные части - природные территориальные и акваториальные комплексы всех рангов. Основные задачи физической географии:- комплексные исследования природы отдельных регионов и природных процессов; - изучение проблем воздействия человека на природную среду и рационального природопользования.

Основными разделами физической географии являются землеведение и ландшафтоведение. В состав физической географии также включают палеогеографию и пограничные науки: геоморфологию, климатологию, гидрологию суши, океанологию, гляциологию, географию почв, биогеографию.

Биогеография - научная отрасль, изучающая общие географические закономерности мира Земли: - распределение растительного покрова и животного населения различных частей земного шара, их сочетания; - флористические и фаунистические подразделения суши и океана; и - распространение биоценозов и входящих в них видов растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Биогеография подразделяется: - на ботаническую географию, включающую в себя географию растений и геоботанику (фитоценологию); - на зоогеографию, включающую географию животных и географию зооценозов.

География почв - раздел почвоведения и физической географии, наука, изучающая закономерности распространения почв на поверхности Земли и их связи с другими компонентами природы.

География почв возникла в России в конце 19 века, прежде всего в результате работ В.В.Докучаева, создавшего учение о почвообразующих факторах, зональности почв и т.д.

Таким образом, География – это комплекс наук, которые изучают природные условия, рельеф стран мира, а так же развитие хозяйства, рост промышленности и транспорта, затрагивает вопрос международных отношений, экспорта и импорта, взаимодействие человека и природы.

Литература

  1. Е.В. Федорова. Императорский Рим в лицах. – М.: Издательство МГУ, 1979. – 464 с.
  2. Гельмут Хефлинг. Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима. – М.: Мысль, 1992. – 272 с.
  3. Рима Рандер. Счастье. Инструкция по применению. – М.: Эксмо, 2012. – 480 с.
  4. Античная литература. Рим. Антология. – М.: Высшая школа, 1988. – 720 с.
  5. Н.А. Машкин. История Древнего Рима. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. – 736 с.
  6. Теодор Моммзен. История Рима. – СпБ.: Лениздат, 1993. – 270 с.
  7. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1981. – 336 с.
  8. Теодор Моммзен. История Рима. – СпБ.: Лениздат, 1993. – 270 с.
  9. Хелгард Райххолф-Рим. Бабочки. Самый популярный справочник. – СПб.: Астрель, АСТ, 2002. – 288 с.
  10. Арсен Хараев, Рима Бажева und Марат Истепанов. Ароматические олиго- и полиэфиркетоны на основе производных хлораля. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 124 с.
  11. Арсен Хараев, Фатима Казанчева und Рима Бажева. Закономерности синтеза полиэфиркетонов и полиэфирсульфонов. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 156 с.
  12. Арсен Хараев, Рима Бажева und Елена Барокова. Ароматические олигомеры и блок-сополимеры с повышенной огнестойкостью. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 140 с.
  13. Арсен Хараев, Рима Бажева und Анна Чайка. Термо-и огнестойкие полиэфиры конструкционного и пленочного назначения. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 148 с.
  14. Арсен Хараев, Рима Бажева und Рузана Хараева. Ненасыщенные олиго-и блоксополимеры: синтез и свойства. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 168 с.
  15. Аниса Мухаметвафина, Людмила Миронова und Рима Байбурина. Лилии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 176 с.
  16. Рим Опалев. Особенности доказывания и судопроизводства в арбитражных судах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
  17. Рима Гуди. Открытая дверь. – М.: Виссон, 2012. – 112 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Социальная политика Рима в эпоху солдатских императоров
История Отечества
Диплом
70 стр.
Становление государства в Древнем Риме
История Отечества
Курсовая работа
47 стр.
Рим и Карфаген, Пунические войны
История Отечества
Реферат
8 стр.
Экономика Древней Греции и Древнего Рима; сравнительный анализ.
История Отечества
Курсовая работа
27 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
J.S., 23.05
Я наконец получил окончательную оценку за реферат по кинокомедии: отлично, как и ожидалось. В основе реферата - полученный от вас материал. Я его значительно сократил и несколько переработал, немного перестроил, добавил эпиграфы и прочие цитаты а также кое-какие собственные необязательные рассуждения. Большое спасибо за помощь (Фактически Ваш вклад составил около 80% работы).