Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
ФольклорИстория искусства
ВВЕДЕНИЕ
В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них - усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков.
В 1990 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах впервые были созданы научные лаборатории гуманитарного профиля.
Моя курсовая работа основана на научной литературе и изданиях по народной культуре таких национальных авторов как Е. И. Ромбандеева (манси р. Ляпин); Т. А. Молданов и Т. А. Молданова (ханты р. Казым); А. М. Тахтуева (ханты р. Юган); Е. А. Немысова (ханты р. Казым); В. Е. Енов (шурышкарские ханты) и других.
У манси не было письменности до 30-х годов XX столетия. Его истории, его прошлое отразилось в фольклоре - в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обычаях и обрядах.
Фольклор народа - это словесный документ. Он отражает историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии). Он является историей и летописью для народа, но повествует об исторических событиях без указания точной даты. В нем отражены и контакты между древними этносами, военные события, происходившими с соседними народами. Говорится и о древних миграционных путях предков манси.
Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи, характер и силу.
В своей курсовой работе мне хочется показать мировоззрение и духовность народов ханты и манси, отражающиеся в его традициях и фольклоре. Предложенные материалы и постановка вопроса являются попыткой посмотреть и оценить хантыйскую и мансийскую культуры еще с одной стороны, не менее интересной и перспективной, чем другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы верования и миропонимания народов ханты и манси. Курсовая работа состоит из четырех частей. В первой части рассмотрена история изучения верований и обрядов. Самые ранние источники, где упоминаются угорские народы датированы XIV веком, изучение данного вопроса не прекращается до сих пор. Во второй части описаны верования народов ханты и манси: фетишизм, идолопоклонство, анимизм, тотемизм; раскрыты их особенности. Третья часть содержит в себе два подпункта. В ней описываются мировоззренческие аспекты северных народов, и выделены две отдельные темы, в которых раскрыты мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства и представления народов манси о земле-космосе. Заканчивает курсовую работу четвертая часть, в которой рассмотрены народные традиции и фольклор, как выразитель духовности и мировоззрения.
Духовные традиции и обычаи народов ханты и манси богаты и разнообразны. Некоторые из древних обрядов дошли до наших времен в несколько искаженном виде и используются скорее как фольклорные, чем обрядовые. Но в настоящее время ведется работа в научных и общественных организациях по изучению и восстановлению всего многообразия культурного слоя угорских народов.
В Ханты-Мансийске был создан институт «Возрождения обско-югорских народов Севера», который занимается проблемами народов коренных национальностей; при Администрации ХМАО создана окружная ассоциация «Спасение Югры», президент которой Гоголева Т. С. является также депутатом окружной Думы и входит в состав ассамблеи малочисленных народов Севера, где всесторонне обсуждаются и решаются проблемы северных угорских народов.
Важность изучения верований и мировоззрения северных народов состоит также в том, что это неотъемлемая часть их культуры. Самобытность, духовное богатство и культура отражаются в ремеслах, искусстве, обрядах и фольклоре, которые необходимо изучать, поддерживать и сохранять.
В своей курсовой работе я старалась отразить изученность и важность описанных выше задач.
СОДЕРЖАНИЕ:
№ п/п
Наименование
Страница
Введение
1.
История изучения верований и обрядов
1
2.
Верования народов ханты и манси
4
3.
Мировоззренческие аспекты народов Севера
10
3. 1.
Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства
15
3. 2.
Представления народов манси о земле-космосе
18
4.
Фольклор в мировоззрении и миропонимании угорских народов
20
Заключение
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Народы Северо-Западной Сибири. Под ред. Н. В. Лукиной - Томск: Издательство Томского университета, 1994 г.
Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-сибирское региональное книжное издательство, 1993 г.
История и культура хантов. Под ред. Н. В. Лукиной - Томск: Издательство Томского университета, 1995 г.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992 г.
Karjalainen K. F. Die Religion der Jugra-Volker. Helsinki-Porvoo. Bd. 1. 1921. S. 90. Перевод с нем. языка Н. В. Лукиной.
Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Издательство Томского университета, 1984 г.
Материалы по фольклору хантов.
Описание предмета: «История искусства»История искусства – это раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических искусств со времен их
зарождения до наших дней.
Литература - О.В. Емельянов. Управлять по-русски, или Управленческие максимы в национальном фольклоре. – М.: Экономика, 2010. – 48 с.
- Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. Русский детский фольклор. Учебное пособие для студентов и преподавателей-филологов. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 320 с.
- Ю.М. Соколов. Русский фольклор. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 544 с.
- Елена Росс. Русский фольклор в таблицах и схемах. – М.: Бахрах-М, 2008. – 144 с.
- Проблемы детской литературы и фольклор. – М.: Издательство Петрозаводского университета, 2001. – 228 с.
- Библиотека русского фольклора. Народный театр. – М.: Советская Россия, 1991. – 544 с.
- Т.В. Зуева. Русский фольклор. Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 336 с.
- Рукописи которых не было. Подделки в области славянского фольклора. – М.: Ладомир, 2002. – 970 с.
- Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: АСТ, Ермак, 2003. – 656 с.
- Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2007. – 736 с.
- Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М.И. Рожновой 1919 - 1926 гг. – М.: Наука, 2004. – 648 с.
- Белорусский эротический фольклор. – М.: Ладомир, 2006. – 384 с.
- Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – 296 с.
- А.А. Бурыкин. Малые жанры эвенского фольклора. – М.: Петербургское Востоковедение, 2001. – 288 с.
- Мир детства и традиционная культура. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – 192 с.
- Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных трудов. Выпуск 6. Русский фольклор в инокультурном окружении. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – 184 с.
- Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – 296 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|