Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблемы деятельности женщины -руководителяУправление персоналом
Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - это прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принкдить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
Cодержание.
Леди - лидер: кнут или пряник ?. 4
ЛЕДИ - ЛИДЕР: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК ?
Замечено, что среди истинных лидеров нет явных дураков. Интелект для них обязателен. «Они даже могут быть необразованны с точки зрения абстрактного интелекта, но умение управлять людьми или социальный интелект им присущь неприменно. Очень важно то, что большинство лидеров склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь внешнему давлению. Интелектуальная независимость - вот, что отличает настоящего лидера. Кроме того, он эмоционально стабилен. На языке психологов это ценное качество называется «инфарктоустойчивостью «- отсутствием страха и тревоги. Невротизм лидеру противопоказан.
Наверное, в вашем воображении уже возник образ преуспевающего мужчины, уверенного в себе руководителя или бизнесмена. Так и было до недавнего времени, пока на жизненной арене не появились деловые женщины, яркие личности, инициативные, энергичеые, не боящиеся трудностей. Наше общество ещё далеко от стабильности, а ведь именно в устойчивом обществе женщина имеет больще щансов занять лидерские позиции. В нашем обществе женщина оказалась в парадоксальной ситуации: на неё взвалили всю ответственность за семью, тогда как мужчина от семейной ответствености был отстранён. У женщин не было возможностей для функционированния вне семьи, возможностей для деловой активности. Сейчас на нашу почву всё бодьше переносится западная модель культуры, и появился ранее не существоваший тип деловой женщины. Но за всё надо платить - в новой роли женщины вынуждены отказаться от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно мужские. Конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь «и ценостей независимости и роста. Занимая руководящий пост, они всеми силами старались упразднить в себе лидера, потому что беспрекословное послушание вышестоящим лицам было несовместимо с такими качествами настоящего лидера, как азарт, инициатива, строптивость, в концн концов. В силу этих причин многие были сродни секретаршам.
Пожалуй, наиболее полно психолоия деловой женщины была изучена аиериканскими докторами Маргарет Хеннинг и Анн Жарден
Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и небезопасным. Дедовая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на работе и исполнителя дома. Оба автора пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин - в неумении девочек, а затем и женщин ладить между собой, «играть в команде «, быть снесходительными к недостаткам других людей.
Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководилем. Женщина-лидер обладает боле тонким социальным интелектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - есть вещи несовместимые.
Женщина обладает бодьшей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, расчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированый ррезультат, «здесь и сейчас «. Женщина лучше мужчины контралирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она чётко различает дело и развлечения.
Один из главных подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины - нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений. Эти «демоны «могут сыграть злую шутку с деловой женщиной. Поэтому всегда желателен совет мужчины.
Каков же портрет идеальной «леди - босс «?
Его нарисовали М. Хенинг и А. Жарден.
Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интелектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека полчинённых. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина) на другую («дочь, мать, жена «), уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей.
И ещё одно немаловажное условие, а может быть, и самое важное: проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей может быть решена только совместными усилиыи с мужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно обрегая свою территорию от соперника противоположного пола, тем более что ранее эта территория принадлежала ему. Это заведомо беспереспективный ход, путём которого женщина - лидер лишает себя «опыта предыдущего поколения «, что неверно по сути.
Врождённые качества - необходимое, но недостаточное условие для настоящего лидера.
Ещё совет: вместо того, чтобы подолгу мусолить прблему, подолгу анализировать её, надо смотреть в будущее, думать, как избежать повторения ошибки в дальнейшем. Не надо также бояться говорить с человеком прямо: любой откровенный разговор только прибавит вам очков. Быть руководителем в России - двойная ответственность. К сожалению, культура отношений между начальником и подчинённым здесь, мягко говоря, отличается от западной модели.
Почему женщины работают ?
Наиболее значимым мотивом трудовой деятельности у женщин оказался мотив материальный, хотя и с оттенком психолгическим: им нравится иметь свой заработок и быть независимыми.
На втором месте - мотив морально-этического плана: они работают, потому что благодаря работе ощущают себя нужными людьми и не представляют свою жизнь без работы.
На третьем месте - мотивы, которые я бы назвала «компенсаторными «: благодаря работе женщины не чувствуют себя одинокими; на работе они забывают о домашних и личных неурядицах, неприятностях.
Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только
через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно!
Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того, чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.
Женщины считают, что решающим фактором профессионально-
го успеха является их самореализация. В результате такой «эго-
центричности» они перестают интересоваться более существенными
вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отно- шений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа «ты - мне, я - тебе», взаимной полезности, протекций,
возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами.
Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.
Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со
своими представлениями о карьере, т. е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщииы разделяют два лоиятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина.
С самого детства мужчины настроены на то, что они будут рабо-
тать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить седью. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них ндеется найти кого-то, кто будет их содержать. Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве, огромна.
Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личного характера, то мужчины ищут возможности «передергивать» личную и профессиональную «карты». Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.
Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже авто-
матически имеют «генеральский жезл в ранце».
Женщины же, напротив, своей работой далжны постоянно дока- зывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное.
Другое типичное различие относится к понятию «личная стратегия».
Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда
перед ними стоит новая задача, они постоянно задаются вопросом:
«Что мне это даст?» Это решающий вопрос, так как он ставит на карту их будущее.
Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта пробле ма будет иметь для них в будущем.
В проведённых Научным центом исследованиях, опрошенные женщины отметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей, родственников. Но эти последние престижные моменты имеют малое значение. Настораживает и даёт пищу для размышлений тот факт, что для женщин мотивы труда являются как бы внешними, труд в меньшей степени является самоценностью.
На профессинальный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает выбор деятельности, затрудняет должостое продвижение, создаёт трудности в работе. Около 1/3 опрошенных указали на большую нервную нагрузку, 14% работниц и 19% служащих отметили усталость, вызываемую домашней работой и болезнью детей.
Таким образом, собственно профессиональные трудности отступают передд чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда и усталость, и постоянное нрвное напряжение, боязнь не успеть, не справиться и т. п. Разумеется, все эти привходящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в прфессионльную деятельность.
Попробуем обобщить те психологические черты, которые характеризуют современню женщину.
Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни общества.
Другой важной чертой является признание неоходимости сочетания различных социальных ролей - не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщтны избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своимими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из избранных ею путей.
Однако никакая, даже самая прогрессивная, социальная практика не может отменить психологтческие трудности, которые возникают при «двойной «занятости женщины на работе и дома.
Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о таких чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость.
Как, будучи менеджером, содействовать эмансипации.
Это не только терпимое отношение к пртивоположному полу, но и оказание помощи другому в освобождении от той роли, которая не отвечает его потребностям и принижает чувство собственного достоинства. Поэтому я посоветовала бы руководителям активно поддерживать своих сотрудниц, если они попытаются освободиться от дискриминирующих их ситуаций. Что для этого нужно знать ?
Прежде всего способствовать возникновению у них самоуважения.
Помочь стать экономически независимыми.
Предоставить им исключительное право принимать решние - иметь детей или нет.
Способствовать взаимоуважению между сотрудниками различного пола.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Литература - В.И. Курбатов. Либо деловая, либо женщина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
- А.В. Батаршев. Психодиагностика в управлении. Практическое руководство. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
- С.Д. Резник, С.Н. Макарова. Гендерный менеджмент. Женщины в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
- Р.А. Еремина. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. – М.: Владос, 2008. – 184 с.
- Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. – 464 с.
- С.И. Гирько. Уголовно-процессуальные проблемы деятельности милиции. – М.: Юрист, 2004. – 378 с.
- Т.Орлова. Игры, в которые играют женщины, или На пути к самодостаточности. – М.: Феникс, ОСТ, 2007. – 192 с.
- Консалтинг: поиски жанра. – М.: Класс, 2004. – 336 с.
- Спутник классного руководителя. 8-9 классы. – М.: Учитель, 2007. – 128 с.
- В.П. Сергеева. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М.: Перспектива, 2008. – 120 с.
- Николай Шаховалов. Коррекция стиля деятельности руководителя школы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 252 с.
- Наталья Лупенко. Самосознание личности руководителя. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 188 с.
- Юлия Шилова. Проблема сознания и бессознательного в деятельности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 124 с.
- Марина Петайкина. Участие женщин Поволжья в революционных событиях начала ХХ века. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 232 с.
- С.Н. Макарова. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления. – М.: Инфра-М, 2017. – 178 с.
- Светлана Ланда. Все и сразу. Правила жизни успешных и счастливых женщин, меняющих мир. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 182 с.
- Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации. Учебник. – М.: Юстиция, 2019. – 568 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|