Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Сущность праваЮриспруденция
Введение
Проблема определения сущности права особенно актуальна в современный период, когда происходит трансформация российской системы права, и при этом строится не только новая система законов, но и изменяется само отношение к праву и выполняемым еим функциях.
Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о праве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
Право играет важную роль в жизни любого современного общества.
Однако понять роль и место права в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о сущности права. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самого понятия «право»
Глава I. Общее понятие права.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.
«Юристы все еще ищут определение права», - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л. И. Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.
Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и морали прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.
Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.
В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права.
Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые «уравновешивают» друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.
При таком подходе нормы права рождаются не «сверху», а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, «зона» свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н. Н. Разумовичем изложена так: «Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью. «
В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.
В целом же большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты: а) естественно-исторический характер происхождения права; б) его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов; в) такие свойства права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.
Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. Нет права «вообще», оно всегда конкретно и реально. Исходя из этого правоведы выводят следующие основные признаки права (можно сказать, что это признаки права в узком, юридическом смысле):
Право - это прежде всего совокупность, или - система норм и правил поведения. Как любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных - регулятивных или иных - функций и достижение единых целей. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы.
Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права государство действует непосредственно через свои, уполномоченные на то, органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям.
Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая в свою очередь, согласно различным существующим и в отечественной и в иностранной юридической литературе концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа. общества или нации.
Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.
Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.
Учитывая все вышесказанное более широко Л. И. Спиридонов определяет право как «нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественно значимых отношений между свободными и равными субъектами. « Отклонения от этого порядка могут быть устранены средствами государственного принуждения.
По мнению другого российского правоведа - Л. И. Четвернина, специфическим принципом права, отличающим его от других социальных регуляторов - в соответствии с историко-материалистической концепцией - является принцип формального равенства. Объясняется это тем, что всеобщность права как равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально равными, независимыми друг от друга субъектами.
Глава II. Проблема соотношения государства и права
Решение проблемы соотношения права и морали находится в прямой зависимости от того, как тот или иной мыслитель решает вопрос о соотношении таких институтов как право и государство. В данном случае опять же сталкиваются два различных взгляда и подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, что провозглашает государство через свое законодательство - это и есть право. Таков взгляд классического позитивизма, ориентированного на социологическое понятие государства.
Теоретической базой этой концепции права стали, в частности, основные тезисы ленинской трактовки соотношения права, закона и государства. Понятие «право» Ленин ставил в абсолютную зависимость от понятия «власть»: по его убеждению, пролетариат после 1917 г. мог позволить себе любую «юридическую возможность», оправданную «фактическим переходом власти» в его руки. Надо сказать, что проблему соотношения власти и права Ленин решил для себя еще в 1906 г., когда определил ту форму власти, к которой стремились большевики - диктатуру пролетариата - как «неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть».
Таким образом, несложно заметить, что марксистско-ленинский тезис о социально-экономический детерминированности права способен оправдать любой произвол.
Другой же взгляд или подход к разрешению проблемы соотношения государства и права, а вместе с тем - права и морали основывается на иных постулатах. А именно на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, исторически и социально обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях. «
Подобную трактовку проблемы соотношения права и государства, В. А. Четвернин, например, определяет как историко-материалистическую, относящуюся к непозитивистскому типу правопонимания. Государство в этой схеме - «это не голая монополия силы и не просто наиболее эффективная организация власти на данной территории. «Государственный суверенитет, под которым понимается полнота, независимость, исключительность и наибольшая эффективность государственной политической власти, в данной трактовке отражает лишь внешнюю сторону государственности. По своей же сути государство здесь - это организация публичной власти, «производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества, от отношений свободного эквивалентного обмена, в которые вступают формально равные, независимые друг от друга индивиды. Это организация власти, вырастающая над гражданским обществом и в соответствии со своим естественноисторическим назначением обслуживающая потребности саморазвивающегося гражданского общества и так или иначе ему подконтрольная».
Понятно, что при таком подходе государство и право признаются институтами не только относительно самостоятельными по отношению к друг другу, но и в равной степени производными от объективно существующих отношений и условий, складывающихся в рамках конкретного гражданского общества.
Право при этом определяется не иначе, как форма выражения свободы в общественных отношениях, «как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода».
В развернутом виде такой подход к праву выражен в исследовании С. А. Емельянова, где автор определяет право как социальный институт, «претендующий на всеобщность и общеобязательность, социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды».
Следовательно, решение проблемы о соотношении права и государства упирается в поиск необходимых критериев для определения того, что есть правовой закон.
Список использованной литературы
Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
Емельянов С. А. Право: Определение понятия. - М., 1992.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 1995.
Ленин В. И. Победа кадетов и задачи рабочей партии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41.
Лившиц Р. З. Социалистический идеал и правовое государство // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. - М., 1989.
Лившиц Р. З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.
Лифшиц А. С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф. Л. И. Петражицкого. - СПб., 1908.
Мушинский В. О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2.
Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.
Туманов В. А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. - М., 1993.
Описание предмета: «Юриспруденция»Юриспруденция - совокупность наук о праве и его практическом применении.
Литература - Бюджетное право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. – 288 с.
- Экологическое право России. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. – 432 с.
- В.С. Четвериков. Административное право Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. – 416 с.
- Бюджетное право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. – 312 с.
- М.И. Абдулаев. Теория государства и права. – СпБ.: Санкт-Петербург, Издательский дом "Право", 2010. – 468 с.
- Е.В. Скурко. Принципы права. – М.: Ось-89, 2008. – 192 с.
- О.Э. Лейст. Сущность права. – М.: Зерцало-М, 2011. – 352 с.
- В.В. Глущенко. Наука о правах человека. – М.: ИП Глущенко В. В., 2011. – 84 с.
- А.Н. Чашин. Теория государства и права. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 688 с.
- В.П. Малахов. Основы философии права. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 240 с.
- Р.В. Северин. Механизм защиты прав на коммерческую тайну. – М.: Либроком, 2012. – 258 с.
- Е.В. Сафронова. Международное публичное право. Теоретические проблемы. – М.: РИОР, Инфра-М, 2013. – 134 с.
- Сергей Шевцов. Метаморфозы права. Право и правовая традиция. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 408 с.
- Бюджетное право. Учебное пособие. – М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2015. – 352 с.
- Рыбаков О.Ю. под ред. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юстиция, 2016. – 472 с.
- Философия права в России. Из опыта XX века. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 240 с.
- Экологическое право России. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана,Закон и право, 2016. – 352 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|