Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Инвестиционный климат в РФ

Инвестиции

Введение

Инвестиции для нас сегодня - это необходимые условия возобновления и поддержания устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни людей. Другими словами, актуальность данной темы налицо, так как «поднять» экономику страны без вложений в нее средств, как мне кажется, нельзя. То есть невозможно вырастить хороший сад не ухаживая за ним. Иначе говоря, без привлечения отечественных и иностранных инвестиций речи об устойчивом экономическом росте, об улучшении уровня жизни людей и т. д. быть не может. Для этого годовые темпы прироста инвестиций в реальный сектор экономики должны превысить 5%, как это записано в среднесрочной программе Правительства до 2000 года, тогда же будет обеспечен и устойчивый рост валового внутреннего продукта в пределах 6-7% в год.

Эта тема актуальна еще и потому, что в данной области среди всех стран с «переходной экономикой» Россия пока занимает одно из последних мест. Основными инвесторами в экономику России являются США (4, 95 млрд. долларов), Швейцария (2, 7 млрд.), Нидерланды (2, 29 млрд.), Великобритания (2, 2 млрд.), Германия (1, 38 млрд.), а также Италия, Австрия, Кипр, Швеция, Лихтенштейн. Их общий «посев» на российском инвестиционном поле не превышает и 13, 5 млрд. долларов. Нетрудно заметить: многие ведущие инвесторы мира - Франция, Италия, Япония, государства Азиатско-тихоокеанского региона, где сосредоточено едва ли не 60% всех инвестиционных ресурсов мира, в Россию вкладывают пока крайне скудные средства.

Но с другой стороны объем и эффективность привлечения инвестиций в экономику страны напрямую зависит от ее инвестиционного климата или инвестиционной привлекательности ее регионов. Поэтому выбрав эту тему, я рассматриваю один из основных и больных вопросов, стоящих сегодня перед Россией.

Еще 2-3 года назад притоку иностранных инвестиций в Россию препятствовала политическая нестабильность и неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура. Сегодня страна завершила период макроэкономической стабилизации и вступила в период экономического роста. Не случайно в первом полугодии 1997 года объем иностранных инвестиций в Россию составил 6, 7 млрд. долларов, в том числе прямых - 2, 2 млрд. долларов. Это, соответственно, в 3 и 4 раза больше, чем за тот же период 1996 года.

Важнейшим направлением деятельности в инвестиционной сфере является продвижение иностранных инвестиций в регионы. Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от их инвестиционного климата, последовательности проведения рыночных реформ, состояния производственной, финансовой, деловой инфраструктуры региона. К сожалению, традиционно низкий уровень иностранных инвестиций сегодня характерен для ряда регионов, таких, как Ульяновская, Курганская, Тамбовская, Курская, Костромская области. Ведущие места по объему накопленных иностранных инвестиций продолжают удерживать регионы центрального района во главе с Москвой, а также регионы, располагающие сырьевыми ресурсами. Высокое место занимает и Новгородская область.

Первая глава посвящена исключительно теоретическим вопросам инвестиционного климата. А именно, в ней раскрывается понятие инвестиций и инвестиционного климата, рассматриваются факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, и риск при инвестировании.

Вторая же глава содержит в себе информацию о том, какова сегодня обстановка в инвестиционной сфере нашей страны в целом и ее регионов в частности, приводятся статистические данные о состоянии данной сферы и др.

В третьей главе описываются мероприятия и направления работы в области улучшения инвестиционного климата, проводимые на данный момент в России.

ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Общие понятия об инвестициях и инвестиционном климате.

Описание инвестиционного климата, как мне кажется, следует начать именно с определения самих инвестиций. Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны.

Инвестиция - это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства - не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Существуют разнообразные формы помещения капитала, которые различаются по ряду факторов: в ценные бумаги и недвижимость; в долговые обязательства; акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.

Теперь ближе к теме, что касается инвестиционного климата, то это состояние среды, в которую вкладываются средства, а именно «совокупность экономических, политических, юридических, организационно-правовых, социальных, культурных, бытовых и других условий, определяющих силу притяжения или отторжения инвестиций». Другими словами это совокупность вышеперечисленных условий, которые определяют степень риска вложений и возможность их эффективного использования. При этом риск вложений определяют как невозможность заранее точно установить величину прибыли или убытков, полученных при вложении средств (инвестировании). В зависимости от того по каким причинам это происходит можно выделить следующие разновидности риска:

рыночный риск - связан с возможностью колебания цен на рынке данной страны;

риск банкротства;

инфляционный риск - связан с понижением покупательной способности денежных средств, но это может по-разному отражаться на альтернативных сферах инвестиционных вложений;

ликвидный риск - связан с финансовыми и иными потерями при перепродаже акций и ценных бумаг;

политический риск - связан в возможностью финансовых потерь в виду каких-либо политических действий.

Из-за большого числа условий, влияющих на инвестиционный климат можно оценивать его по всевозможным критериям. Но, на мой взгляд, из них можно выделять три наиболее важные и значимые. Это:

политические условия;

правовые условия;

экономические условия.

К политическим условиям можно отнести политическую стабильность как в регионах, так и в целом по стране, стабильность в деятельности демократических институтов, соблюдение прав человека и т. д. Например, после недавних ядерных испытаний в Индии, Япония отказалась направлять в нее какие-либо средства, и поступила, как мне кажется, вполне справедливо. Или же о какой инвестиционной привлекательности теперь может идти речь в Индонезии, когда там творятся такие беспорядки и гибнут ни в чем неповинные люди. Примеров можно приводить достаточно много, но я думаю, что и так понятно какую немаловажную роль занимают политические факторы при определении инвестиционного климата.

К правовым относятся наличие совершенной законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности; включение страны в международную систему правового обеспечения в области инвестиционной деятельности (заключение соглашений о защите прав инвестора и т. д.); государственные гарантии частным инвесторам; страховая защита имущественных интересов инвестора (от некоммерческих рисков и личная безопасность инвестора); применение национального режима к зарубежным инвесторам, т. е. интересы зарубежных инвесторов должны быть защищены в той же степени, что и интересы отечественных инвесторов. Влияние этих факторов также очевидно как и первых. Так как инвестора в первую очередь волнует не только получение прибыли от своих вложений, но и предоставление каких-либо гарантий по его вкладам, а для этого и нужна соответствующая законодательная база.

К экономическим условиям относят такие как уровень инфляции; стабильность валютного курса; наличие или отсутствие конвертируемости валюты, т. е. возможность репатриации прибили; наличие или отсутствие налоговых льгот (например, освобождение от НДС и специального налога на импортное технологическое оборудование и запасных частей к нему, льготы при налогообложении прибыли коммерческих фирм и совместных предприятий); наличие развитой и совершенной инфраструктуры и транспортных коммуникаций.

Влияние всех этих критериев на инвестиционный климат проследить достаточно легко, а вот степень воздействия каждого из них определяется весьма сложно, так как это будет зависеть от конкретной ситуации. Тем более, что зачастую эти факторы оказывают свое влияние на инвестиционную среду не по отдельности, а в совокупности, взаимно переплетаясь друг с другом.

Но, на мой взгляд, нельзя не отметить и иные обстоятельства способные оказывать на инвестиционную активность не менее сильное давление, нежели так называемые, перечисленные выше «климатические помехи». В частности, в Информации к заседанию Правительства Российской Федерации 11 сентября 1997 года было выделено три такого рода субъективных фактора:

слабые инвестиционные мотивации у различных групп экономических агентов;

неготовность предприятий допустить инвесторов, сделать свой деятельность прозрачной для них;

преобладание интересов управляющих и работников предприятий над интересами собственника.

В среде российских реципиентов не созрела еще готовность к партнерскому взаимопониманию и взаимовыгодному взаимодействию с инвесторами.

Теперь стало ясно, что одной из ключевых проблем усиления притока инвестиций в экономику страны стала необходимость радикальной коррекции сознания и делового поведения российских реципиентов.

Неудивительно, что важнейшим условием политики привлечения иностранных инвестиций и инвесторов бывший премьер-министр Правительства РФ Виктор Черномырдин, подводя итоги заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям, признал «прозрачность»финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий, которую может обеспечить приведение системы бухгалтерского учета и аудита в России с строгое соответствие с международными стандартами.

Информация как фактор влияющий на инвестиционный климат

Рассмотрение данного вопроса начну как обычно с определений. Информация и советы для инвесторов могут иметь либо описательный, либо аналитический характер.

Описательная информация - содержит фактические сведения о состоянии экономики, рынка или данного финансового инструмента в прошлом.

Аналитическая информация - содержит текущие сведения, а также подразумевает оценку перспектив и рекомендации о возможностях вложения капитала.

Одни виды информации распространяются бесплатно, другие - только за плату, поштучно или по годовой подписке. Качество и точность информации для инвесторов оценить довольно трудно, но в процессе выбора всегда учитываются определенные экономические соображения о том, какие преимущества дает владение информацией, сколько она стоит и т. д.

Информация влияет на инвестиционный климат путем непосредственного воздействия на поведение инвесторов. Другими словами, инвестор располагая той или иной информацией принимает решение либо о вложении средств либо о том, чтобы пока повременить с этим. Но в данном случае под информацией я понимаю не ее содержание, т. е. выгодные или невыгодные условия вложений для инвестора, а вообще ее наличие. Иначе говоря, речь идет о так называемой «прозрачности» предприятий. В настоящее время в России существует проблема, которая заключается в том, что многие предприятия представляют собой, как выразился исполнительный вице-президент «ТОКО-банка» Владимир Смирнов, «черные ящики», т. е. не известно чем они занимаются, во что вкладывают средства, и т. д. Он же привел следующий пример: в период, когда на рынке финансовых ресурсов присутствовала нестабильность, составив аудированный отчет о своей финансовой деятельности за последние девять месяцев, «ТОКО-банк» получил в Лондоне несвязный кредит в размере 65 млн. долларов от синдиката крупнейших мировых банков. Средства, конечно, незначительные, но факт доверия российскому банку присутствует.

Еще немного об информации. Важное преимущество информации для инвестора состоит в том, что она дает им базу для оценки ожидаемого уровня риска и соответствующей ему доходности возможных вложений. Пусть обращение к информации, дающей возможность определить ожидаемые уровни риска и доходности вложений, не гарантирует успеха, но оно не может не помочь принимать более обоснованные и разумные решения. Еще один плюс информации для инвесторов состоит в том, что она может обезопасить инвестора от нежелательных последствий неправильной интерпретации фактов, предлагаемой эмитентом и (или) продавцом финансового инструмента.

Для инвесторов существует также проблема качества информации. Точно также как все другие товары и услуги, информация и советы для инвесторов могут быть лучше или хуже.

Информацию для инвесторов можно разделить на пять видов, каждый из которых относится к одной из важных сторон процесса инвестирования:

Экономическая и общеполитическая информация дает общий фон, а также фактический материал для прогнозирования тенденций в экономике, политике и социальной сфере в масштабах страны и всего мира. Такая информация нужна всем инвесторам, так как она лежит в основе оценки самой среды, в которой принимаются решения.

Информация о состоянии отрасли или компании дает фактическую картину и прогнозные данные о ее развитии. Этот вид информации используется инвесторами для оценки хода дел в рамках отрасли или компании. Поскольку эта категория информации относится к компании, постольку она наиболее ценна прежде всего для вложений в акции, облигации и опционы.

Информация о различных финансовых инструментах обеспечивает данные для прогнозирования поведения других ценных бумаг (кроме акций, облигаций и опционов), а также различных вложений в реальные активы.

Информация о ценах содержит текущие котировки цен на различные финансовые инструменты, в частности курсы ценных бумаг. Эти котировки обычно сопровождаются статистическими данными о динамике цен на данные инструменты за последнее время.

Информация о стратегиях индивидуальных вложений состоит из рекомендаций по поводу вариантов инвестиционной стратегии или по поводу отдельных операций с финансовыми инструментами. В целом это информация не столько описательная, сколько аналитическая или предназначенная для обучения.

Всем инвесторам, конечно же, нужно быть в курсе главных событий экономической и политической жизни. Осведомленность о них и умение увязывать их с поведением различных финансовых инструментов должно сказываться на качестве принимаемых решений. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационные выпуски банков и других финансовых институтов, периодические издания об отраслях бизнеса и, наконец, выпуски информации, рассылаемой по подписке.

Но несмотря на обилие источников финансовой информации, многим инвесторам не хватает ни времени, ни умения ее анализировать и принимать решения на свой страх и риск. Они предпочитают обращаться к разного рода консультантам. Консультанты по инвестированию - это лица или фирмы, дающие своим клиентам советы по поводу помещения денег, обычно за вознаграждение. Они предлагают набор услуг - от рекомендаций о выборе финансовых инструментов и стратегии до полного управления денежными операциями клиента, в том числе финансовым планированием, подготовкой налоговых деклараций и т. д.

Помимо изучения всех вышеперечисленных условий влияющих на инвестиционную привлекательность при вложении средств инвестор всегда определяет риск своего инвестирования. Этому я и посвятил следующий пункт.

Определение риска при инвестировании

Гарантированной ценной бумагой с нулевым риском считаются вложения, приносящие фиксированный доход за определенный промежуток времени. Ценные бумаги с определенной долей риска - те, доход по которым не может быть посчитан заранее. Зная средний доход на единицу вложенного капитала по гарантированным и по рисковым ценным бумагам, а также зная величину среднего отклонения фактически полученного дохода по рискованным ценным бумагам от среднего дохода, можно посчитать «цену риска».

Показатели относительной цены риска для различных компаний публикуются в западной периодике, поэтому инвестор, даже не владея математическим и статическим аппаратом может самостоятельно сравнить показатели дохода по разным фирмам и выбрать объект инвестирования, не прибегая к помощи специальных компаний и инвестиционных институтов.

Для индивидуального инвестора, выбирающего основные направления инвестирования, выделяют два типа риска:

риск рыночный, связанный с особенностями организации функционирования данной компании;

общий риск, включающий как рыночный риск, так и часть диверсифицируемого риска, который может быть устранен путем диверсификации инвестиционной деятельности.

Существует еще два новых типа характеристики риска, связанных с выбором определенной структуры компании:

предпринимательский риск или рискованность капитала компании, если она не использует в своей деятельности заемные средства;

финансовый риск, т. е. риск, который ложиться на плечи акционеров в результате решения компании использовать заемные средства.

Характер предпринимательского риска изменяется как в зависимости от отрасли, так и от различных факторов, влияющих на деятельность фирмы в рамках одной и той же отрасли. К наиболее важным из них относятся:

Изменяемость спроса. Чем стабильнее спрос на продукцию фирмы, тем меньше предпринимательский риск.

Изменяемость цен продаж. Фирмы, продукция которых продается на рынке с большим колебанием цен, обладает более высоким предпринимательским риском, чем такие же фирмы, но с более стабильными ценами на свою продукцию.

Изменяемость стоимости издержек производства. Фирмы, обладающие очень не стабильной стоимостью издержек производства, подвергаются большому предпринимательскому риску.

Способность приспособить цены выпускаемой продукции к изменениям издержек производства. Чем больше способность фирмы изменять цены выпускаемой продукции так, чтобы они отражали реальные изменения издержек, тем ниже степень предпринимательского риска, и наоборот.

Степень фиксированности издержек: доля постоянных издержек в полных производственных издержках. Если большая часть издержек фирмы является фиксированной величиной, считается что фирма подвержена относительно высокому предпринимательскому риску.

Помимо рисков, связанных с инвестициями в конкретные ценные бумаги, выделяют риски, связанные с общим инвестиционным климатом в той или иной стране (страновые риски). Чем более нестабильной является политическая и экономическая обстановка, чем запутанней правовая основа инвестиционной деятельности, тем выше общая оценка рискованности инвестиций в данной стране вне зависимости от конкретного объекта инвестирования.

СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ

Динамика и структура иностранных инвестиций

за последние годы.

Весь период становления рыночной экономики в России сопровождается острым дефицитов инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных инвестиций. Однако за последние годы значительно растут общие объемы иностранных инвестиций в экономику России. Накопленная (с 1991 года) их стоимость на начало 1997 года достигла, по данным Госкомстата, 11, 2 млрд. долларов США (это иностранные инвестиции, поступившие в Россию за 1991-1996 годы, а также доход от них, реинвестированный в российскую экономику, уменьшенные на величину иностранных инвестиций, вывезенных из России за рубеж за тот же период). Относительно быстро росли объемы поступающих иностранных инвестиций по годам. Так, в 1995 году в Россию поступило иностранных инвестиций в 2, 6 раза больше, чем в 1994 году, в 1996 году - 2, 3 раза больше, чем в 1995 году, а за первое полугодие 1997 года в Россию уже поступило практически столько же иностранных инвестиций, сколько за весь 1996 год.

Анализ данных платежного баланса показывает, что, если 1994-1995 годах зарегистрированный приток иностранных инвестиций во всех формах составлял 2% ВВП, то в 1996 году этот показатель увеличился до 5, 6% ВВП.

Своеобразие инвестиционного процесса в России состоит в том, что если во многих странах мира приросты объемов иностранных инвестиций обычно следуют за отечественными, то в нашей стране продолжалось падение отечественных инвестиций при более, чем двукратном, росте иностранных. В первом полугодии 1997 года общий объем иностранных инвестиций в России увеличился в 3, 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года при общем падении объема инвестиций в основной капитал, составившего 8, 5% от уровня января - июня 1996 года.

При сохраняющихся продолжительное время высоких темпах роста общих объемов иностранных инвестиций структура ввозимого капитала существенно менялась по годам.

В 1994 году основная часть иностранных инвестиций была представлена в виде прямых инвестиций, т. е. инвестиций, поступивших от юридических и физических лиц, которые полностью владеют предприятием или контролируют не менее 10% акций или акционерного капитала, а также: в качестве взноса в уставной фонд; кредитов, полученных от зарубежного совладельца предприятия; дополнительных акций, приобретенных прямым инвестором; реинвестированного дохода; оборудования, переданного прямым инвестором. Так в общем объеме иностранных инвестиций, накопленных на 1 января 1994 года, доля прямых иностранных инвестиций составляла 88%.

Однако в 1995 года, и особенно в 1996-м, происходил спад доли прямых иностранных инвестиций, и в общем объеме накопленных на 1. 01. 1997 года иностранных инвестиций она составила всего 52, 5%. А в общем объеме поступивших в 1996 году иностранных инвестиций она составила всего 32, 1% (в 1995 году - 67, 1%).

Доля портфельных инвестиций, т. е. инвестиций, вложенных в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия, а также в облигации, векселя и другие долговые обязательства, была очень низка. Так, в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 1994 году, портфельных инвестиций практически не было, в 1995 году их доля в общем объеме инвестиций оставляла всего 1, 1%, а 1996 году даже уменьшилась до 0, 7% (в тоже время абсолютная величина портфельных инвестиций неуклонно росла). Однако в первом полугодии 1997 года они выросли по сравнению с предыдущим годом почти в семь раз и в три раза превысили портфельные инвестиции, поступившие за весь 1996 год.

На динамику портфельных инвестиций повлияла проводившаяся в 1996 году либерализация доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг.

Объемы прочих инвестиций, значительную часть которых составляют кредиты международных организаций, торговые кредиты и банковские вклады, за период с 1994 года по первое полугодие 1997 года постепенно увеличивались. Однако удельные веса объемов прочих инвестиций колеблются по годам, так как кредитные поступления связаны в основном с заключением правительственных соглашений и осуществляются единовременно крупными порциями, что оказывает существенное влияние на их динамику. Так, кредиты международных финансовых организаций в 1996 году 13% от общего объема прочих инвестиций (в 1995 году - 31%). В первом полугодии 1997 года доля кредитов международных финансовых организаций выросла до 60%, в основном за счет крупных поступлений кредитных ресурсов от Международного Банка Реконструкции и Развития. Доля торговых кредитов в общем объеме прочих иностранных инвестиций за последнее время постоянно уменьшалась. В то же время удельный вес банковских вкладов иностранных инвесторов, составлявший в 1995 году всего 0, 7% в общем объеме прочих иностранных инвестиций, увеличился и составил в 1996 году 20%. В состав банковских вкладов в основном входят кредиты, предоставляемые иностранными инвесторами резидентам для покупки государственных ценных бумаг, однако точная величина их не известна, так как не выделяется в отчетности отдельной строкой.

Принятый в недавнее время курс на повышение роли внешних заимствований, с одной стороны, может помочь при решении проблем финансовой стабилизации страны, но с другой - ведет к существенному росту внешнего долга и расходов по его обслуживанию, что отвлекает валютные ресурсы от реализации инвестиционных проектов в стране.

Это, что касается структуры самих инвестиций. Но на мой взгляд, необходимо в рамках данной курсовой работы также рассмотреть региональную и отраслевую структуру иностранных инвестиций в нашей стране.

Региональная и отраслевая структура иностранных инвестиций в России.

В современных экономических условиях центр тяжести управления социально-экономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов охватывает и сферу их сотрудничества с иностранными инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. То есть регионы сегодня обладают значительной самостоятельностью в принятии решений по привлечению иностранных инвестиций и многие уже этим умело пользуются, разрабатывают и реализуют программы государственной поддержки инвестиционной деятельности на своей территории. Получили распространение такие меры, как: освобождение при определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (снижение их ставок), отсрочки по налогам и арендным платежам, снижение налога на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местным органам власти и другие формы. Льготы предоставляются путем принятия законодательных и нормативно-правовых актов на областном, краевом и республиканском уровнях. Об отсутствии региональной законодательной базы по иностранным инвестициям, механизмов региональных гарантий, обеспечивающих защиту прав инвесторов, сообщают сегодня такие области как: Курганская, Мурманская, Рязанская, Тамбовская, Читинская, Республика Калмыкия, Ненецкий автономный округ.

Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от состояния инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, уровня развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной, финансовой и деловой инфраструктур, интенсивности использования природных ресурсов и др.

В следующей таблице перечислены регионы-лидеры привлечения иностранных инвестиций, большинство их которых уже длительное время сохраняют свои позиции (данные государственной статистической отчетности на 01. 07. 1997 г.)

№ №

п/п

Области и регионы

Объем накопленных ИИ, млн. долл., США

% от общего объема накопленных ИИ

1

Москва

10215, 1

57, 29

2

Тюменская область

961, 9

5, 39

3

Санкт-Петербург

700, 4

3, 93

4

Московская область

581, 6

3, 26

5

Республика Татарстан

433, 5

2, 43

6

Архангельская область

395, 5

2, 22

7

Республика Коми

321, 0

1, 80

8

Приморский край

258, 7

1, 45

9

Ленинградская область

251, 7

1, 41

10

Омская область

250, 34

1, 40

Ведущие места по объему накопленных иностранных инвестиций продолжают удерживать регионы Центрального района (во главе с Москвой), а также регионы сырьевых районов. При этом следует отметить еще более возросшую (до 57, 29%) долю Москвы в общем объеме накопленных иностранных инвестиций. Доли остальных входящих в десятку регионов не превышают 5, 4%.

Традиционно низкий уровень иностранных инвестиций остается характерен для таких регионов, как Ульяновская, Курганская, Тамбовская, Курская и Костромская области.

Перспективы притока в Россию иностранного капитала в значительной мере определяются сложившимися отраслевыми предпочтениями зарубежных инвесторов. В диаграмме 1 (приложение) отражено распределение по отраслям иностранных инвестиций, накопленных на 1. 01. 1997 г. Оказывается, что основная масса инвестиций идет не в реальный сектор экономики, а в финансово-кредитную сферу и общую коммерческую деятельность по функционированию рынка. Причем за 1996 год доля этих направлений в общем объеме накопленных иностранных инвестиций возросла почти на 10%: финансово-кредитной сферы - с9, 3% в накопленных на 1. 01. 1996 до 18, 9% в накопленных на 1. 01. 1997, а общей коммерческой деятельности - с 4, 5% до 13, 7% соответственно.

Наибольшая часть накопленных на конец 1996 года «прочих» инвестиций, основную часть которых составляют кредиты, пришлась именно на эти направления - кредитно-финансовую сферу (в основном инвестиционные фонды) - 29% и общую коммерческую деятельность по функционированию рынка - 24, 5% (рекламные, маркетинговые и т. п. фирмы), а также на топливную промышленность - 14, 9%. Но если высокая доля топливной промышленности в общем объеме «прочих» инвестиций объясняется большим объемом кредитов, полученных ею от международных финансовых организаций, то приток «прочих» инвестиций в финансово-кредитную сферу и коммерческую деятельность обеспечивает практически исключительно за счет частного капитала.

Помимо масштабных кредитных вливаний отрасли получают также прямые и портфельные инвестиции. Нижеследующая таблица показывает наиболее привлекательные отрасли для прямых и портфельных инвесторов:

Отрасли, наиболее привлекательные для прямых инвесторов (в % от общего объема прямых инвестиций, накопленных на 1. 01. 1997)

Отрасли, наиболее привлекательные для портфельных инвесторов (в % от общего объема портфельных инвестиций, накопленных на 1. 01. 1997)

Пищевая промышленность

20, 6

Финансы и кредит

34, 6

Топливная промышленность

11, 5

Общая коммерческая деятельность по функционированию рынка

21, 7

Торговля и общепит

10, 9

Пищевая промышленность

18, 8

Финансы и кредит

9, 4

Цветная металлургия

7, 5

Лесная. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

7, 1

Машиностроение и металлообработка

5, 2

Машиностроение и металлообработка

5, 6

Черная металлургия

4, 2

Химия и нефтехимия

4, 9

Транспорт

2, 8

Общероссийское совещание разработало ряд рекомендаций органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации для активизации работы по созданию в регионах благоприятного инвестиционного климата, а именно:

принять необходимые нормативные акты, способствующих притоку отечественных и зарубежных инвестиций, в том числе обеспечивающих защиту прав инвесторов;

разработать региональные программы по привлечению инвестиций в экономику регионов;

провести работу по созданию региональных гарантийных фондов поддержки иностранных инвестиций;

активизировать участие субъектов РФ в конкурсах, проводимых Минэкономики РФ, по размещению централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития по высокоэффективным инвестиционным проектам;

содействовать развитию финансового лизинга как одного из эффективных механизмов стимулирования инвестиций;

и многие другие.

Пример удачной инвестиционной политики

Новгородская область по территории небольшая и не богата природными ресурсами (по ресурсному потенциалу она находится на 63 месте в Российской Федерации). Тесное сотрудничество и взаимопонимание всех органов и уровней власти, партий и движений, профсоюзов, товаропроизводителей, независимо от форм собственности позволили выработать единую экономическую политику, определить приоритеты и направления развития, обеспечить последовательность и непрерывность преобразований.

Шесть лет назад была поставлена задача: создавая условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, двигаясь к бездотационному бюджету области, уйти от финансовой зависимости от центра.

Для создания благоприятного инвестиционного климата с тех пор было сделано следующее:

Принят областной Закон «О неухудшении законодательных условий деятельности предприятий, зафиксированных на момент принятия решений об инвестировании».

Создана система гарантий инвесторам, для чего в бюджете области создан Гарантийный страховой фонд.

Инвесторам предложен широкий выбор незадействованных производственных площадей, обеспеченных полным объемом необходимой инфраструктуры по техническому заданию инвестора (газ, водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения, и т. п.). Создан банк данных «Свободные индустриальные площади» по все городам и районам области. Здесь можно приобрести основные фонды несостоявшегося собственника, независимо от их стоимости, за один условный рубль при наличии инвестиционного проекта. В случае реализации перспективного инвестиционного проекта действует механизм аннулирования долгов предприятий и вывода из налогооблагаемой базы временно неиспользуемого имущества (Закон «О консервации»).

Применяется практика сопровождения перспективных проектов Администрациями области, городов и районов, оказание содействия в разрешении различных проблем, в том числе касающихся прохождения через коридоры федеральной власти.

Проводятся презентация проектов перед регистрирующими и контролирующими органами области. Назначаются кураторы проектов из числа руководителей области и местных органов власти, которые для оптимизации процессов становления предприятия, не вмешиваясь во «внутренние» дела фирмы, работают с инвестором с момента принятия решения о реализации проекта, регистрации предприятия до начала производства, а в последствии и в период функционирования.

Через специально созданное Агентство осуществляется всеобъемлющее бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов. Разработано Руководство для бизнесменов, где представлены все местные и федеральные организации с указанием реквизитов и контактных лиц, с которыми столкнется инвестор в период организации предприятия, основные вопросы взаимодействия и перечень нормативных актов.

По материалам ведущих консалтинговых фирм к критериям, которыми руководствуются зарубежные инвесторы при вложении средств на территории России, относятся: место нахождение предприятия, социально-политические условия региона, позиции органов власти, законодательные условия.

Что касается Новгорода, то у него:

экономически выгодное расположение на важнейших транспортных магистралях, связывающих Москву и Санкт-Петербург - два крупнейших российских рынка;

развитая структура современных средств связи. По уровню и объему предоставляемых услуг телекоммуникаций область занимает 3 место в России после Москвы и Санкт-Петербурга;

высокая концентрация предприятий радиоэлектронной промышленности, приборостроение, промышленности средств связи; рынок высококвалифицированной рабочей силы, ранее задействованной на предприятиях ВПК;

наличие вторичного рынка земли (предприятия со 100-процентным иностранным капиталом имеют в собственности землю, изменение ст. 47 Земельного Кодекса).

Создание эффективной рыночной инфраструктуры - один из региональных приоритетов. Начиная с 1992 года, в области активно создаются различные структуры, ориентированные на поддержку развития предпринимательства всех видов. При этом применяется лучший отечественный и зарубежный опыт, наиболее сочетающийся со спецификой региона.

Одним из первых в России в Новгороде создано Агентство развития и привлечения инвестиций, основными задачами которого являются поиск и сопровождение инвесторов, решивших вкладывать средства в экономику России, их информационное обеспечение, прединвестиционная подготовка предприятий и ориентация на размещение проекта в Новгородской области.

Подводя итоги второй главы, хотелось бы сказать, что поле для деятельности по улучшению инвестиционной привлекательности России у представителей как региональной так и федеральной власти еще довольно широкое.

МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

Улучшение условий деятельности для иностранных инвесторов в регионах.

Сегодня регионы применяют широкий набор экономических инструментов, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата на местном, областном, краевом и республиканском уровнях. Многие регионы разработали и реализуют на своей территории региональные и межрегиональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Получили распространение такие меры, как освобождение при определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (или снижение их ставок), отсрочка по налоговым и арендным платежам, снижение налога на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и др. Льготы предоставляются путем принятия законодательных и нормативно-правовых актов на областном, краевом и республиканском уровнях.

Так, в Новгородской области предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются от уплаты всех налогов в областной и местные бюджеты до полной окупаемости вложенных средств. Действует система гарантий областной администрации, в том числе за счет средств гарантийного фонда, которые предусмотрены законом о бюджете области. При направлении средств на прямые инвестиции доходы банков в области по закону освобождаются от налогов.

В Московской области предоставляются налоговые льготы российским и иностранным инвесторам, направляющие инвестиции в объекты производственного назначения, при условии что инвестиции в сумме не менее 1 млн. долл. США осуществлены после 1 января 1995 года и срок их реализации - не более трех лет. При этом ставка налога на прибыль, полученную в результате осуществления таких инвестиций, в части средств, зачисляемых в бюджет Московской области, составляет 10%. Льготы предоставляются на срок не более трех лет.

В Псковской области российским и иностранным инвесторам предоставляются в течении трех лет льготы по налогу на прибыль (в размере 50% установленных ставок) в части, зачисляемой в областной бюджет, в случае осуществления ими капиталовложений в приоритетные для области отрасли, предприятия по производству экспортной продукции (не менее 50% от общего объема) или в лизинговые операции.

В Калужской области принято решение о предоставлении российским предприятиям, привлекающим иностранные инвестиции, беспроцентных ссуд.

Во Владимирской области действует положение о местных льготах для предприятий с иностранными инвестициями, имеющих собственное производство. Согласно этому нормативному акту, освобождаются от налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью при условии, что оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном фонде составляет не менее 30%, а выручка, полученная от осуществления производственной деятельности, превышает 70% от общей суммы выручки от реализуемой ими продукции. Налоговые каникулы устанавливаются сроком на два года.

Аналогичный льготный режим иностранным инвесторам предоставляется в Хабаровской, Белгородской, Тверской и Рязанской областях, республиках Бурятия и Чувашия, Санкт-Петербурге и ряде других регионов Российской Федерации.

Для улучшения инвестиционного имиджа России создана и получает дальнейшее развитие системная связь регион - российский центр содействия иностранным инвестициям (РЦСИИ) при Минэкономики России - заграничные бюро РЦСИИ. Работа ведется по следующим направлениям:

подготовка информации и оказание содействия регионам по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в регионах;

распространение информации зарубежными бюро среди потенциальных инвесторов;

организация презентаций регионов и инвестиционных проектов для зарубежных предпринимателей с участием руководителей регионов;

подготовка и публикация в зарубежных средствах массовой информации, специальных изданиях и международных компьютерных сетях материалов по инвестиционному имиджу России и отдельных регионов.

РЦСИИ имеет представительство в Саратовской области. В его функции входит проведение инструктивной и консультационной работы с предприятиями Саратовской области по вопросам привлечения иностранных инвестиций, анализ инвестиционных возможностей и состояния рынка капитала области, финансового положения отдельных предприятий, отбор, маркетинг и сопровождение инвестиционных проектов предприятий Саратовской области.

Инициирован ряд крупных региональных проектов, имеющих общероссийское значение. Один их таких проектов - строительство сети гостиниц в различных регионах с привлечением иностранного капитала. От 35 субъектов Российской Федерации получено более 70 предложений по строительству новых, реконструкции и модернизации действующих гостиниц.

Совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в рамках Государственной программы по развитию туризма в России разрабатывается проект создания национальных гостиничных сетей.

Реализуется совместный проект «HANDSHAKE» с издательской группой «Реформ Пресс». Цель проекта - издание регионального каталога, информирующего российских и иностранных потенциальных инвесторов об экономических возможностях и коммерческих интересах российских предприятий.

Подготовлены каталоги по Ростовской и Свердловской областям, республике Чувашия. В немецком издании «Rusland intern» опубликованы материалы о республике Татарстан, Московской, Владимирской и Самарской областях. Осуществляется представление и регулярное обновление материалов о российских регионах на английском языке в международную компьютерную сеть Интернет.

Для поиска дополнительных инвестиций в международную информационную систему «Интернет» включены 200 проектов победителей конкурса по размещению централизованных инвестиционных ресурсов. Размещена также информация об инвестиционных проектах и предложениях Мордовской Чувашской республик, Краснодарского края, Московской, Новгородской, Ивановской, Костромской, Тульской, Астраханской, Оренбургской, Ростовской и Свердловской областей.

Минэкономики России и РЦСИИ, совместно с администрациями регионов, регулярно организует презентации субъектов Российской Федерации за рубежом. Их основная цель установление рабочих контактов представителей регионов с зарубежными финансовыми организациями, обсуждение конкретного сотрудничества в различных областях, определение перспективных направлений развития производственных и внешнеэкономических связей. В рамках международных инвестиционных мероприятий проведены презентации республик Башкортостан, Татарстан, Коми, Якутии, Адыгеи, Ингушетии, Чувашии, Краснодарского края, Самарской, Московской, Пермской, Ивановской, Ростовской, Калининградской, Воронежской, Иркутской областей, Санкт-Петербурга и ряда других регионов Российской Федерации.

Осуществляется помощь регионам по разработке инвестиционных программ по созданию региональной инфраструктуры содействия инвестициям. Так, совместно с корпорацией «Кузбассинвестуголь» РЦСИИ подготовлена программа привлечения иностранных инвестиций в Кемеровскую область «Окно в Кузбасс», предоставлены методические материалы для создания институтов содействия иностранным инвестициям в ряде регионов (Нижний Новгород, Красноярск, Кемерово, Алтай, Чита, Татарстан). В Чебоксарах проведена межрегиональная конференция «Технологии привлечения иностранных инвестиций в российские регионы»; в ней приняли участие представители 10 российских регионов. Цель конференции - оказание методической помощи администрациям и российским предприятиям в работе по привлечению иностранных инвестиций, содействие в установлении рабочих контактов с зарубежными финансовыми организациями.

Конференции и совещания по вопросам привлечения иностранных инвестиций

Важной формой совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций стало обобщение на совещаниях, научно-практических конференциях с участием представителей регионов опыта работы, проводимой на уровнях федерального и регионального управления, в различных сферах предпринимательской деятельности и выработка эффективных мер по активизации инвестиционной деятельности.

Минэкономики России совместно с субъектами Российской Федерации и местными администрациями провели в 1996 году научно-практические конференции в Ростове-на-Дону (Северо-Кавказский район), Москве (Центральный район), Хабаровске (Приморский край), Якутске (Республика Саха (Якутия), Красноярске (Нижнее Приангарье и Красноярский край).

В 1997 году прошли региональные конференции в городах Волгоград (Поволжский район), Вологда (Северо-Запад России), Саратов (Саратовская область), Астрахань (Астраханская область), Тюмень (Тюменская область). В Минске проведена научно-практическая конференция и семинар - о привлечении иностранных инвестиций в экономику России и Республики Беларусь.

Ведется подготовка региональных конференций с администрациями Краснодарского края, Новосибирской и Иркутской областей, Республики Дагестан и Хакассия.

На конференции обсуждались вопросы региональной и федеральной политики привлечения отечественных и иностранных инвестиций и эффективного их использования, стимулирования притока иностранного капитала в экономику регионов, инвестиционного климата в регионах России, создания и функционирования предприятий с иностранным капиталом, региональных инвестиционно-информационных структур и ряд других вопросов.

Одним их основных элементов конференции были выставки и презентации инвестиционных проектов, оценка их эффективности и соответствия в них технологических процессов и оборудования по новейшим технологиям. Всего на выставках в 1996-1997 гг. Представлено более 1000 инвестиционных проектов, в основном имеющих социально-экономическую значимость, - по машиностроительной отрасли, агропромышленному комплексу и конверсии предприятий оборонных отраслей.

Специалисты федеральных министерств и ведомств провели на местах экспресс-экспертизы бизнес-планов более 300 инвестиционных проектов. 78 проектов рекомендованы для участия в конкурсах высокоэффективных проектов, проводимых Минэкономики России, - для оказания таким проектам государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (после внесения в них поправок по результатам экспресс-экспертиз).

Практически во всех органах местного самоуправления созданы подразделения, ответственные за формирование международных экономических связей и осуществление практических мер по активизации привлечения иностранных инвестиций.

Решением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1997 г. № ВП-П2-04201 Минэкономики России совместно с субъектами Российской Федерации поручено продолжить в 1998 году проведение региональных научно-практических конференций по проблемам привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику российских регионов.

Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России

Общероссийское совещание отмечает, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации и ее регионов.

Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.

В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.

Общероссийское совещание подчеркивает необходимость обеспечения выполнения предусмотренной среднесрочной программой на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» задачи привлечения в российскую экономику в 2000 году до 20 млрд. долларов США иностранных инвестиций, в том числе прямых инвестиций - до 10 млрд. долларов США.

Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.

В этой связи общероссийское совещание обращает внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на необходимость:

скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;

внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;

скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;

снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;

завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условия м предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;

совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

расширения информационных услуг, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в Российской Федерации;

перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;

ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;

активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;

предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;

оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;

активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

Заключение

Будучи студентом всего лишь третьего курса мне еще достаточно сложно рассуждать на правительственном уровне о проведении той или иной государственной политики в рамках решения такой проблемы, как выведение страны на должный уровень инвестиционной привлекательности. Но мне по силам, изучив соответствующую литературу, касающуюся данной темы наметить основные направления деятельности по повышению общего инвестиционного рейтинга нашей страны на мировой арене. И подводя итоги своей курсовой работы, мне представляется, необходимо выделить эти направления:

максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;

осуществление контроля за вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;

развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов;

сокращение масштабов теневого сектора экономики на основе перехода значительной его части в сферу регистрируемой экономики;

развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;

развитие в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;

формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;

проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;

расширение работы по созданию свободных экономических зон;

освобождение от НДС не производимого в России или производимого в недостаточных объемах технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;

Как видно из содержание данной курсовой работы положение в инвестиционной сфере нашей страны в последнее время стало постепенно стабилизироваться, если не сказать больше, улучшаться. Поэтому, на мой взгляд, самое главное сегодня это не сбавлять темпы. Тем более, что первые шаги уже сделаны и осталось только продолжить начатое. Ведь разрушить уже созданное не составляет больших усилий, а создать заново - куда более сложнее.

Приложение 1

Таблица 1 Иностранные инвестиции в России

всего

прямые

портфельные

прочие

Накоплено на 01. 01. 1994

2, 9

2, 6

0, 07

0, 3

Поступило в:

1994

1, 1

0, 5

0, 00

0, 5

1995

2, 8

1, 9

0, 03

0, 9

1996

6, 5

2, 1

0, 05

4, 4

Накоплено на -1. 01. 1997

11, 2

5, 9

0, 1

5, 2

Поступило в 1 полугодии 1997

6, 7

2, 2

0, 14

4, 4

Таблица № 2 Динамика притока в Россию иностранного капитала за последние 5 лет.

Годы

Млрд. долл.

Млрд. руб.

Млрд. руб. в пересчете в млрд. долл.

Итого млрд. долл.

Накоплено на конец 1992 года

1, 3

0, 7

0, 0

1, 3

Поступило в:

1993

1, 4

4, 1

0, 0

1, 4

1994

1, 1

89, 0

0, 0

1, 1

1995

2, 8

850, 8

0, 2

3, 0

1996

6, 5

2380, 7

0, 5

7, 0

Накоплено на 1. 01. 97 (как сумма за 1992-96 гг.)

13, 1

3325, 3

, 07

13, 8

Таблица № 3 Распределение поступивших иностранных инвестиций по отраслям экономики (в % к соответствующему периоду прошлого года)

1995

1996

1 полугодие 1997

Справочно: накопленные 1994-1996 к

1991-1993

всего

прямые

всего

прямые

всего

прямые

всего

прямые

Российская Федерация - всего

266

342

233

111

333

392

282

128

Производственные отрасли

226

319

198

112

161

186

208

110

из них:

промышленность - всего

161

243

180

176

185

210

233

123

из нее:

топливная промышленность

50

11

191

169

386

334

287

87

металлургия

172

174

348

146

137

356

543

756

машиностроение

383

223

106

72

40

89

9

-

химическая и нефтехимическая промышленность

1067

402

61

98

81

69

1622

736

промышленность строительных материалов

175

3031

169

169

96

96

-

-

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

322

144

181

230

70

65

397

283

легкая промышленность

159

173

360

425

12

12

56

58

пищевая промышленность

1132

1714

264

239

254

408

1797

1839

сельское хозяйство

28

29

109

121

158

186

207

359

строительство

193

276

27

17

181

211

14

7

транспорт и связь

240

168

240

207

71

36

825

499

торговля и общепит

800

1132

64

58

157

96

15

23

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

9047

8899

1121

38

168

940

1791

461

Непроизводственные отрасли

915

561

374

109

742

1226

803

319

жилищно-коммунальное хозяйство

42

50

453

473

60

234

299

675

здравоохранение, физическая культура и соц. Обеспечение

10

11

89

147

1008

501

-

-

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

2135

847

483

173

795

1632

3132

1559

Диаграммы:

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2

Диаграмма № 3

Структура общего объема иностранных инвестиций, накопленных в России

Список используемой литературы

Инвестиционно-финансовый портфель (Книга инвестиционного менеджера. Книга финансового посредника) / Отв. Ред. Рубин Ю. Б., Солдаткин В. И. -М.: «СОМИНТЭК», 1993. 752 с.

Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. Уч. пособие / С. Пб. ун-т экономики и финансов. 1995. - № 10.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Сборник нормативных актов / Гл. ред. В. В. Жданович. М.: Де-Юре, 1995.

888 Основы инвестирования / ***

Беляев С. Важнейший резерв роста инвестиций // Инженерная газета. - 1995. - № 79. -с. 3-4.

Воронов К. Проблемы оценки инвестиционных проектов // ЭКО. -1996. - № 1. -с. 91-95.

Гусаева К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики. -1995. - № 3. -с. 129-134.

Гусаева К. Маркова Н. Возможности активизации инвестиционной деятельности // Экономист. -1995. - № 7. -с. 3-18.

Инвестиционная политика России // Общество и экономика. -1995. - № 4. -с. 41-76.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт. -1996. - № 47. -с. 29-50.

Студенцов В. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность // Экономист. -1996. - № 10. -с. 56-62.

Ходов Л. О разграничении прямых и портфельных инвестиций // Российский экономический журнал. -1996. - № 2. -с. 99-101.

Американские инвестиции в России // Экономика и жизнь. -1997. - № 7. -с. 26.

Западные портфельные инвестиции в Россию // ЭКО. -1996. - № 10. -с. 117-123.

Инвестиции - главное условие оживления российской экономики // Деньги и кредит. -1996. - № 7. -с. 3-10.

Иностранные инвестиции в России // Экономика и жизнь. -1997. - № 2. -с. 42.

Рекомендации общероссийского совещания «о привлечении иностранных инвестиций в экономику России» // Инвестиции в России. -1997. - № 11-12. -с. 12.

Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России в 1994-1996 годах и 1 полугодии 1997 года // Инвестиции в России. -1997. - № 11-12. -с. 16.

Минаев А. Активизация притока иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации // Инвестиции в России. -1998. - № 1. -с. 5-8.

О стимулировании деловой активности и привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации // Инвестиции в России. -1997. - № 9-10. -с. 8-10.

Зарубежный капитал в России // Инвестиции в России. -1997. - № 9-10. -с. 11-17.

Ставить на иностранные инвестиции. А поставив, выигрывать // Инвестиции в России. -1997. - № 9-10. -с. 51.


Описание предмета: «Инвестиции»

ИНВЕСТИЦИИ (англ. investments) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Разделяются инвестиции на финансовые, реальные, интеллектуальные. Инвестиции финансовые — вложение капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные корпорациями или государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты. Инвестиции реальные — вложение капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции предполагает образование реального капитала (здание сооружение, оборудование, товарно-материальные запасы и т. д.). Инвестиции интеллектуальные — совместные научные разработки, передача опыта, лицензий, ноу-хау, подготовка специалистов на курсах, переподготовка кадров и т. п.

Инвестиции частные и государственные различаются между собой по направлениям, целям, источникам финансирования.

Частные инвестиции направляются в те отрасли экономики, где имеются лучшие условия для получения прибыли.

Государственные инвестиции направляются в основном на военные цели, а также на цели регулирования развития экономики. Источником финансирования частных вложений капитала являются собственные средства компаний, привлеченные средства путем реализации акций, облигаций, других ценных бумаг, а также в форме долгосрочных кредитов и займов. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.

Литература

  1. В.С. Бард, С.Н. Бузулуков, И.Н. Дрогобыцкий, С.Е. Щепетова. Инвестиционный потенциал Российской экономики. – М.: Экзамен, 2003. – 320 с.
  2. К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, И.И. Передеряев, М.М. Соколов. Инвестиции. Системный анализ и управление. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 288 с.
  3. К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, И.И. Передеряев, М.М. Соколов. Инвестиции. Системный анализ и управление. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 288 с.
  4. Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. Экономическая оценка инвестиций. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 564 с.
  5. Тимур Р.Рахимов. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 220 с.
  6. Анастасия Васильева. Роль инвестиций в развитии региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 108 с.
  7. Мария Конарева. Управление иностранными прямыми инвестициями в период кризиса. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 92 с.
  8. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
  9. Инвестиционный потенциал Российской экономики. – М.: , . –  с.
  10. Виталий Тамбовцев,Т.Баснина,Е.Вигушина,Е.Капогузов,В.Маньков,Е.Полянская,Н.Суханова,А.Сысоев,Светлана Иванова. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография. – М.: Проспект, 2017. – 236 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Методы оценки инвестиционного климата
Инвестиционный менеджмент
Курсовая работа
44 стр.
Проблема формирования инвестиционного климата субъектов федерации
Инвестиционный менеджмент
Курсовая работа
31 стр.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Инвестиционный менеджмент
Диплом
286 стр.
Инвестиционный климат в России
Инвестиционный менеджмент
Диплом
49 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Наталия Васильевна (запрос на бесплатные материалы), 28.01
Большое спасибо, Юля! Я действительно высылала Вам запрос на рефераты и курсовые, но, к сожалению, после 1 февраля они уже не понадобятся. (Мой сын мне слишком поздно сказал) А Вам ребята я желаю успехов. Надеюсь еще не один раз посетить Студенточку. Вы очень помогаете ребятам, а уж нам родителям и подавно.