Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Афина Функции ее культа, отображение ее образа в древнегреческом искусствеКультурология
АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis - «мысль», «размышление») - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже
превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («световоздушной»), или Агравлой («полебороздной»).
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались «деревьями судьбы», и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.
Она - убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы». Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение.
Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы».
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.
В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и напрвляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя «Афины Парфенос» Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н. э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума («Минерва побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Минервы» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18 вв., в числе которых оперы «Рождение Афины» А. Драги, «Минерва» Р. Кайзера, «Паллада и Марс» М. Гримани, «Паллада торжест-
вующая» Ф. Б. Конти; кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л. Кальдары и «Паллада» П. В. Гульельми.
--- «»» ___
Описание предмета: «Культурология»Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру
и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом
культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а
также памятники, явления и события материальной жизни людей.
Источниками культурологии являются:
- исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств,
история педагогики, история религии и др.;
- прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение,
востоковедение и др.;
- вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика,
текстология и др.
Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и
др.; характеризуют
культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями
общественной науки.
Литература - В.Е. Гуль, В.Н. Кулезнев. Структура и механические свойства полимеров. – М.: Высшая школа, 1979. – 350 с.
- А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. Домашняя логопедия. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с.
- А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева. Атлас сказочного мира. – М.: Генезис, 2011. – 320 с.
- В.В. Крылов, С.А. Буров, И.Е. Галанкина, В.Г. Дашьян. Пункционная аспирация и локальный фибринолиз в хирургии внутричерепных кровоизлияний. – М.: Авторская академия, 2009. – 160 с.
- В.Е. Соколов, В.С. Шишкин. Развитие отечественной териологии в XIX веке. – М.: Наука, 2005. – 332 с.
- В.А. Сидоров, Л.Е. Цыпин, В.А. Гребенников. Ингаляционная анестезия в педиатрии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2010. – 192 с.
- В.А. Волков, В.Е. Воронин, В.В. Горский. Военная история России с древнейших времен до конца ХIХ в. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. – 224 с.
- О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова, М.Г. Ивашкина, М.Ю. Казарян, М.Р. Савова, Н.Н. Снежкова. Актуальные вопросы психологии. Компетентностный подход в преподавании психологии. – М.: Ленанд, 2014. – 240 с.
- В.И. Голованов, И.Е. Барсуков, В.Н. Урсов. Устойчивое развитие территорий крупных городов. Учебное пособие. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2010. – 258 с.
- Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чаругин. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, В. М. Чаругина. – М.: ДРОФА, 2014. – 224 с.
- А.Е. Михалева, В.Ю. Панченко, И.В. Пикулева, А.М. Сабиров, А.В. Теплякова, Е.Эккерт. Страхование расходов на юридическую помощь. Сравнительно-правовое исследование. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
- Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образов.процесса в школе: Моногр. / С.Е.Шишов-НИЦ ИНФРА-М,2016-206с.(Науч.мысль). – М.: , 2016. – с.
- ПостниковА.Е., АндриченкоЛ.В., ПомазанскийА.Е. Конституционные основы разграничения...: Моногр. /А.Е.Постников -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016- 237с( ИЗиСП). – М.: , 2016. – с.
- Ильичевой Л.Е., Комаровского В.С. (Ред.). Россия в XXI веке: Политика. Экономика. Культура. Учебник. – М.: , 2016. – 496 с.
- Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чаругин. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, В. М. Чаругина. – М.: ДРОФА, 2014. – 208 с.
- Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чаругин. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, В. М. Чаругина. – М.: ДРОФА, 2016. – 208 с.
- Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чаругин. Физика. 9класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, В. М. Чаругина. – М.: ДРОФА, 2017. – 208 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|