Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Процедуры возбуждения производства по делам о несостоятельностиГражданский процесс
Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», введенный в действие с 1 марта 1993 года (далее - Закон), и новый Гражданский кодекс Российской Федерации являются основными законодательными актами, которые создают правовую базу признания предприятия и гражданина-предпринимателя несостоятельным (банкротом). Закон определяет условия и процедуру признания предприятия несостоятельным и создает правовую основу для проведения реорганизационных процедур или для принудительной либо добровольной ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение этих процедур нецелесообразно или не дало положительного результата, поскольку Закон содержит нормы материального и процессуального права. В нем предусмотрено, что заинтересованные лица и арбитражные суды руководствуются прежде всего Законом и только по вопросам, которые Законом не урегулированы, - Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона нормы АПК РФ применяются при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) лишь по вопросам, не урегулированным названным Законом. Однако новым АПК РФ, который введен в действие с 1 июля 1995 года, установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным этим Кодексом, с особенностями, установленными Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Соответствующее изменение должно быть внесено в названный Закон. Таким образом, с 1 июля 1995 года приоритетными становятся нормы АПК РФ.
Действие Закона распространяется на должников - юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; не образующих юридического лица предпринимателей; а также зарегистрировавших в установленном порядке предпринимательскую деятельность граждан-предпринимателей.
Однако новый ГК РФ скорректировал перечень лиц, которые могут быть признаны по решению суда банкротами. В связи с этим Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Информационным письмом от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП-237 разъяснил следующее. В соответствии со ст. 65 ГК РФ по решению арбитражного суда может быть признано несостоятельным (банкротом) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
В силу ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, также может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
В соответствии с Законом и АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны только арбитражным судам независимо от статуса заявителя. Поэтому с заявлением в арбитражный суд вправе обратиться юридическое лицо; организация, не являющаяся юридическим лицом; физическое лицо (ч. 1 ст. 3 Закона). Таким образом, соответствующие заявления иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, физических лиц, в том числе иностранных граждан, должны подаваться в арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции.
Арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве) по существу и в том случае, если должник является государственным предприятием.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» установлено, что государственные предприятия, в отношении которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» принято решение о признании структуры их баланса неудовлетворительной, а предприятий - неплатежеспособными, подлежат продаже в соответствии с названным Указом. Поскольку в этом случае принятие решений о продаже государственных предприятий-должников поручено Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве), некоторые арбитражные суды сочли, что дела о признании таких предприятий банкротами арбитражному суду неподведомственны.
Между тем в данном случае необходимо исходить из следующего.
В силу ст. 65 ГК РФ юридическое лицо может быть признано банкротом только по решению суда. Поэтому дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий также подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В Законе дано определение понятия несостоятельности: превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса должника. В нем также перечислены внешние признаки несостоятельности. К ним относятся приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения, а требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом (ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона), и не были удовлетворены в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения (ст. 1).
Если какой-либо из внешних признаков отсутствует, арбитражный суд возвращает исковое заявление без рассмотрения. Вопрос о наличии или отсутствии фактической несостоятельности решается в ходе рассмотрения дела по существу.
Арбитражный суд возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) по заявлению должника, кредитора (кредиторов) или прокурора (ст. 4 Закона). В Законе предусмотрены требования к заявлениям должника и кредитора помимо требований к содержанию искового заявления, предусмотренных в АПК РФ.
Обращение должника в арбитражный суд возможно, если имеется согласие на это собственника предприятия должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, либо руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами. При отсутствии документа о таком согласии дело не может быть рассмотрено по существу.
К заявлению должника прилагаются списки его кредиторов и должников, а также бухгалтерский баланс. Однако отсутствие этих документов не является препятствием к возбуждению производства по делу. Арбитражный суд может запросить сведения о наличии у организации (предпринимателя), в отношении которой возбуждено соответствующее дело, дебиторской и кредиторской задолженности у налоговой инспекции, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (территориальных агентств), банка или иных кредитных учреждений, обслуживающих должника, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также у других органов, располагающих, по мнению суда, подобными сведениями.
В случае непредставления бухгалтерского баланса, являющегося доказательством финансового состояния предприятия, арбитражный суд поручает составление баланса независимому аудитору.
Закон предъявляет определенные требования к заявлению кредитора.
Прежде всего, в отличие от заявления должника Закон предусматривает для кредитора обязательность доарбитражного урегулирования спора. Кредитор обязан направить должнику извещение, содержащее требование к должнику погасить в недельный срок задолженность, и предупреждение о том, что в случае невыполнения должником обязанности погасить задолженность кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Такое извещение должно быть направлено заказной почтой с уведомлением о вручении. С учетом изложенного отсутствие доказательств о вручении извещения кредитора должнику является основанием для возвращения заявления кредитора в соответствии с п. 3 ст. 104 АПК РФ. Заявление может быть подано одним или несколькими кредиторами самостоятельно. При поступлении двух или более заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) они объединяются в одно дело. Кредиторы могут подписать и направить в арбитражный суд одно заявление. При этом общая сумма требований всех кредиторов должна превышать 500 минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 3 Закона).
Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму заявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К другим случаям относится предусмотренное АПК РФ право прокурора обратиться в арбитражный суд в защиту государственных или общественных интересов.
Под умышленным банкротством понимается преднамеренное создание условий неплатежеспособности. Помимо указанных лиц в случаях, установленных законодательством, в арбитражный суд могут обращаться с заявлениями о признании банкротами государственные органы.
Согласно пп. 1, 3 Указа Президента Российской Федерации от 12 декабря 1993 года № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России поручено представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации, направлять в арбитражный суд заявления о признании предприятий-должников несостоятельными (банкротами), если государственные предприятия сами не подают такие заявления на основании решения, принятого Федеральным управлением.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) вправе выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы в случае неисполнения ими обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.
В связи с этим в тех случаях, когда с заявлениями о признании несостоятельными (банкротами) указанных выше организаций обращаются в арбитражный суд Пенсионный фонд Российской Федерации (как орган, контролирующий уплату обязательных платежей во внебюджетный фонд), Министерство финансов Российской Федерации (на основании п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»), а также государственные налоговые инспекции (в случаях неуплаты этими организациями налогов и иных обязательных платежей), арбитражному суду необходимо направлять Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) все определения о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве).
При наличии внешних признаков банкротства и соблюдении правил обращения в арбитражный суд он в соответствии со ст. 8 Закона возбуждает производство по делу, о чем выносит определение.
Поскольку Закон не предусматривает каких-либо требований к этому определению, оно выносится исходя из п. 2 ст. 3 Закона в соответствии с правилами, установленными АПК РФ для определений о принятии искового заявления. В определении указываются заявитель, должник, известные арбитражному суду кредиторы, время и место рассмотрения дела, необходимые действия по подготовке его к рассмотрению. Действия судьи по подготовке дела к рассмотрению определены в ст. 112 АПК РФ.
При возбуждении дела о признании несостоятельным (банкротом) коммерческого банка арбитражному суду необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 1995 года № С1-7/ОП-54.
В соответствии со ст. 10 Закона на заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле. К их числу относятся должник, собственник предприятия-должника, орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом (в соответствующих случаях), финансовый орган по месту регистрации должника, банк, осуществляющий расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива предприятия должника, который избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Все эти лица должны быть приглашены на заседание арбитражного суда, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (которое может быть совмещено с определением о подготовке дела к судебному разбирательству).
Дата рассмотрения дела должна быть определена с учетом времени, необходимого на доставку определения лицам, участвующим в деле, для подготовки к рассмотрению дела.
Определение высылается должнику, всем известным арбитражному суду кредиторам, прокурору, по заявлению которого возбуждено дело, и трудовому коллективу, лицам, которые приглашаются на заседание арбитражного суда.
По новому АПК РФ рассмотрение дел в первой инстанции осуществляется судьей единолично. Однако это правило не распространяется на рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве): здесь сохранен принцип коллегиальности, что соответствует Закону. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей.
Порядок рассмотрения дел о несостоятельности не регулируется Законом, поэтому действуют нормы АПК РФ. Однако не все они применяются при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве). Так, кредитор-заявитель не вправе изменить основание или предмет своего требования по правилам ст. 37 АПК РФ.
Если в результате изучения материалов дела арбитражный суд придет к выводу о том, что должник не способен удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса, принимается решение о признании должника несостоятельным (банкротом).
Оценка удовлетворительности структуры баланса может производиться с учетом Системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»). На основании этой Системы принимаются решения:
о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;
о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Согласно указанной Системе критериев показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся у предприятия оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей;
коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внебюджетных итогов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие у предприятия реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Он определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению.
Расчетный коэффициент текущей ликвидности как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и излишние значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является наличие одного из следующих условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0, 1.
При наличии ходатайства должника, собственника предприятия-должника или кредитора о проведении одной из реорганизационных процедур арбитражный суд проверяет обоснованность такого ходатайства и, если установит эффективность предлагаемой процедуры, назначает ее проведение и приостанавливает производство по делу. Таким образом, Закон установил в дополнение к АПК РФ еще одно основание приостановления производства по рассматриваемой категории дел.
Если отсутствует ходатайство о проведении реорганизационных процедур или оно не удовлетворено, признание должника несостоятельным влечет ликвидацию предприятия и открытие конкурсного производства, о чем указывается в решении (ст. 16 Закона).
В соответствии с АПК РФ решение вступает в законную силу через месяц, если оно не обжаловано. За это время кредиторы должны позаботиться о кандидатуре конкурсного управляющего и определить размер его вознаграждения.
В практике арбитражных судов имеют место случаи, когда при наличии внешних признаков несостоятельности (задолженность более трех месяцев на сумму, превышающую 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом) фактически должник является состоятельным.
Поэтому требования кредиторов по оплате продукции, работ, услуг удовлетворяются в ходе рассмотрения дела. Так, Горловский концерн «Стирол» обратился в Кемеровский областной арбитражный суд с заявлением о признании Анжеро-Судженского химфармзавода несостоятельным. В обоснование своего требования кредитор сослался на то, что должник не оплатил стоимость отгруженной продукции в течение трех месяцев, ссылаясь на финансовые затруднения.
Во время рассмотрения дела должник перечислил задолженность.
Другой задолженности предприятие не имеет. Анализ баланса должника показал, что прибыль превысила убытки. Другие показатели баланса свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия. С учетом изложенного арбитражный суд отклонил заявление о признании должника несостоятельным (банкротом).
При установлении состоятельности должника решение арбитражного суда об отклонении соответствующего заявления должно содержать мотивы, по которым должник признан состоятельным. Оно должно быть основано на анализе баланса предприятия-должника, проведенного в соответствии с Системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
В Законе предусмотрены особенности рассмотрения дел о несостоятельности банков.
В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» коммерческий банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации. В лицензии предусматривается перечень операций, которые выполняет банк. С момента получения лицензии банк имеет право производить банковские операции.
Названным Законом Центральному банку Российской Федерации предоставлено право на отзыв лицензии, в том числе вследствие неплатежеспособности (банкротства) банка. После отзыва лицензии ликвидация банка может осуществляться одним из двух законных способов: в порядке обычной ликвидации или с использованием процедуры банкротства.
Ликвидация предприятия осуществляется конкурсным управляющим в порядке конкурсного производства. После продажи имущества несостоятельного предприятия и завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет арбитражному суду отчет.
Арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета, закрытии конкурсного производства и направляет копию определения органу, осуществляющему государственную регистрацию предприятий. Указанный орган на основании определения арбитражного суда исключает предприятие из государственного реестра, после чего предприятие считается ликвидированным.
Описание предмета: «Гражданский процесс»Гражданский процесс - отрасль права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел; а
также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов.
Литература - Григорьева Тамара Александровна. Рассмотрение Дел О Несостоятельности (Банкротстве). – М.: , 2012. – 62 с.
- И.Ю. Белый. Производство по делам о военных преступлениях в органах международного уголовного правосудия (проблемы становления и перспективы развития). – М.: За права военнослужащих, 2011. – 288 с.
- Рожкова Марина Александровна. Некоторые Аспекты Процесса Доказывания По Делам О Возмещении Вреда. Статья. – М.: , 2000. – 7 с.
- Арапова Г.Ю.;. Сборник Практики Российских Судов По Делам О Диффамации. – М.: , 2006. – 223 с.
- Ольга Стукова. Путь Света и другие пути: распознавание по делам. – М.: Сова Минервы, 2001. – 296 с.
- В.Ф. Попондопуло, Е.В. Слепченко. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. – М.: Юридический центр, 2004. – 384 с.
- А.Г. Сидякин, Д.Ю. Степанюк, Ю.П. Волкодав. Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. Часть 2. – М.: Зерцало-М, 2005. – 960 с.
- Судебная практика по спорам о несостоятельности (банкротстве). – М.: Статут, 2007. – 736 с.
- Ю.Ф. Беспалов, А.Ю. Касаткина, З.В. Каменева. Дела о наследовании. Некоторые спорные вопросы правоприменения. – М.: Проспект, 2015. – 240 с.
- Е.А. Ганичева. Поддержание государственного обвинения по делам о преступлениях против собственности. Учебное пособие. – М.: ИВЭСЭП, 2014. – 92 с.
- А.Петров, О.Гречкина und И.Князева. Надзорное производство по делам об административных правонарушениях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 184 с.
- Малехин А.В. Полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Теория и практика. – М.: Проспект, 2016. – 178 с.
- МРК, ГУ по делам рабио, кино и. Hello China -100 Episode Chinese Culture Video Programme / Здравствуй, Китай! - Набор 5 DVD и 1 mp3 CD. – М.: , 2016. – с.
- А.Ю. Соколов. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. – М.: Норма, 2015. – 320 с.
- Павел Сафоненков. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 252 с.
- Ф.Г. Хасаншина. Возбуждение производства по делу в арбитражном суде. – М.: Статут, 2016. – 144 с.
- Дмитрий Гордеюк,Александр Беспалов,Анастасия Касаткина,Юрий Беспалов,Ольга Егорова. Доказательства в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2017. – 304 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|