Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Прекращение деятельности юридических лиц в связи с их неплатежеспособНалоговое право
Введение
Что такое неплатежеспособность? Является ли неплатежеспособность проблемой? Необходимо ли законодательно регулировать вопросы неплатежеспособности?
Неплатежеспособность - это финансовое положение, при котором юридическое или физическое лицо не может (не имеет возможности) своевременно погашать свои финансовые обязательства.
В развитых странах это явление вызывают, прежде всего, острая конкуренция, стихийность производства, действие природных факторов, ошибки экономической политики. Для Российской Федерации и вообще неразвитых государств более характерными причинами неплатежеспособности являются стремление во чтобы бы то ни стало обогатиться (умышленное банкротство, преднамеренное, искусственное создание состояния неплатежеспособности), политические причины и влияние общей неблагоприятной экономической ситуации.
И в развитых и неразвитых странах неплатежеспособность предприятия всегда является серьезной проблемой, которая требует незамедлительного решения. Опасность состояния неплатежеспособности состоит в том, что всегда есть реальная угроза распространения этого явления на других субъектов экономических отношений. Неплатежеспособные предприятия парализуют экономику, прямо или косвенно влияют на весь ход общественной жизни, не давая ей нормально функционировать и развиваться.
Регулируя вопросы неплатежеспособности законодательным путем, государство выступает гарантом того, что временные трудности предприятия не приведут его к ликвидации, а если ликвидация все же неизбежна, при всестороннем рассмотрении неплатежеспособности предприятия и заключения о невозможности ее восстановления, для кредиторов в том, что их требования к предприятию-должнику будут удовлетворены.
I. Понятие неплатежеспособности и ее значение для деятельности юридического лица
Неплатежеспособное предприятие - это предприятие, имеющее неудовлетворительную структуру баланса.
В основу определения неудовлетворительной структуры баланса положены показатели (коэффициенты) текущей ликвидности предприятия, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность. (*1)
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. При этом учитывают потребность в производимой предприятием продукции, наличие потенциальных покупателей продукции, текущий спрос на продукцию предприятий, основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий (состояние основных производственных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции), оценку внутренних резервов предприятия для выхода из кризисного финансового состояния, а также оценку эффективности планов финансового оздоровления.
Органом, представляющим интересы государства при решении вопросов, связанных с неплатежеспособностью предприятий, является Федеральное Управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное Управление). (*2) Основными задачами этого органа являются:
проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий;
представление интересов государства в случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятиям-должникам, предусматривается участие собственника предприятия-должника;
организация работы по привлечению отечественных и зарубежных инвесторов для участия в финансировании реорганизационных мероприятий и т. д.
В соответствие с выше указанной системой критериев Федеральное управление принимает решение о признании государственного предприятия неплатежеспособным.
Неплатежеспособные предприятия могут быть разбиты на четыре группы ы зависимости от следующих критериев:
величины износа основных производственных фондов предприятия по сравнению со среднеотраслевой;
уровня спроса на основные виды выпускаемой предприятием продукции, в зависимости от ее качества и потребительских свойств.
Первая группа: предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Вторая группа: предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Третья группа: предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Четвертая группа: предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Несостоятельность (банкротство) предприятий - это неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника. (*3)
Несостоятельным предприятие считается тогда, когда факт несостоятельности признан арбитражным судом либо когда предприятие-должник официально объявляет о своей несостоятельности при его добровольной ликвидации.
Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Однако не всякое неплатежеспособное предприятие, даже при наличии у него внешних признаков несостоятельности признается несостоятельным (банкротом).
Должник, Братский Лесопромышленный Комплекс, не оплачивал в срок с августа по ноябрь 1992 года (более трех месяцев) потребляемую тепловую и электрическую энергию, не ответил и на извещение о погашении задолженности в недельный срок. Все это свидетельствует о наличии внешних признаков несостоятельности (банкротства). Однако согласно заключению аудиторской проверки аудиторской фирмы «Дело» г. Иркутска Братский ЛПК является платежеспособным предприятием, поскольку имеет значительные финансовые резервы: значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию.
При наличии указанных обстоятельств арбитражный суд заявление о признании Братского ЛПК несостоятельным отклонил, а вынес частное определение, в котором довел до сведения совета директоров этого предприятия о бесконтрольном отношении к расчетам с кредиторами, имеющихся возможностях своевременного погашения долгов, недостатках в организации распределения прибыли.
Умышленное банкротство - это преднамереннное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение им ущерба предприятию в личных интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Арбитражный суд может признать факт умышленного банкротства и либо ликвидировать его, либо применить другие меры.
В уголовном законодательстве многих стран предусмотрена ответственность за банкротство, причем не только за умышленные действия, приведшее предприятие к финансовой несостоятельности, но и за небрежное, необоснованно рискованное и халатное ведение дел.
В ФРГ в зависимости от рода банкротства («простое», «злостное», «особый случай банкротства») виновного наказывают штрафом или лишением свободы до 10 лет. В России же еще Павел I в 1800 году утвердил устав о банкротах, который действовал более века. Учитывали три рода несостоятельности: «от несчастия «, «неосторожности», «злостных или злонамеренных действий». По уголовному законодательству различалось банкротство «простое» и «корыстное». По требованию кредиторов виновного наказывали тюремным заключением на срок от 8 месяцев до 2, 5 лет. Следует обратить внимание на то, что первоначально основной мерой, предусматриваемой российским законодателем по отношению к неплатежеспособным предприятиям, являлось признание их банкротами и последующая ликвидация. Однако вскоре были приняты законодательные акты, основной целью принятия которых являлось предотвращение банкротства неплатежеспособных предприятий, а также предотвращение негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией предприятий в случае признания их банкротами. Признание же предприятия банкротом рассматривается законодателем как крайняя, последняя мера для неплатежеспособных предприятий.
В настоящее время в развитых странах государство активно вмешивается в регулирование проблемы неплатежеспособности. В практике и в судопроизводстве по делам о банкротстве все больше набирает силу новая тенденция: восстановление платежеспособности попавшего в «долговую яму» предприятия, предоставления ему возможности поправить пошатнувшиеся дела - путем реализации плана урегулирования долгов, «санации» его экономической деятельности, организационной помощи и т. д.
Массовые увольнения и банкротства предприятий в условиях продолжающегося экономического кризиса могут вызвать непредсказуемые социально-экономические да и политические последствия. Поэтому законодателем должен быть создан специальный механизм по смягчению социальных последствий банкротств.
В действующих нормативно-правовых актах уже сейчас предусматриваются меры по обеспечению социальной защиты работников в случае банкротства предприятия, меры по предотвращению негативных последствий банкротств, но их меньше чем необходимо. Ниже приведены лишь некоторые из них:
при осуществлении государственного финансирования неплатежеспособных предприятий на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов это финансирование направляется и на те реорганизационные и ликвидационные мероприятия, которые связаны с предотвращением негативных социальных последствий банкротств (*4);
при принятии решений о добровольной ликвидации предприятий-должников, продаже имущества (активов) государственных предприятий-должников в плане ликвидации (при продаже) должен быть указан перечень мероприятий по предотвращению, в том числе финансированию, негативных социальных последствий ликвидации в частности, на социальное страхование работников (*5);
при продаже государственных предприятий-должников в условиях конкурса может быть включено и сохранение численности рабочих мест на основании ходатайства местной администрации, и то лишь в случае, если предприятие-должник является градообразующим (*6);
казенное предприятие обязано поддерживать численность работников в пределах, установленных Правительством РФ; обеспечивать здоровые и безопасные условия труда работников; осуществлять мероприятия, направленные на регулирование занятости (*7);
при распределении конкурсной массы, составляющей имущество (актив) должника, расходы, связанные с оплатой труда работников, стоят лишь на 4 месте в порядке приоритетности - после расходов, связанных с конкурсным производством, продолжением функционирования предприятия-должника, удовлетворением требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью (*8).
II. Законодательство о последствиях неплатежеспособности
В период перехода от государственно-плановой экономики к рыночной вопрос о неплатежеспособности предприятий и о признании их банкротами является одним из наиболее актуальных. Неплатежи предприятий в настоящее время составляют огромные суммы. Поэтому в течение пяти последних лет на законодательном уровне были предприняты попытки урегулирования создавшегося положения.
По существу первым правовым актом, направленным на решение указанной проблемы, явился Указ Президента Российской Федерации (РФ) «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» N 623 от 14 июня 1992 года. А 19 ноября 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», введенный в действие с 1 марта 1993 года.
В отличие от названного Указа Президента Российской Федерации круг субъектов, на которых распространяется действие настоящего Закона, расширен и включает в себя не только государственные предприятия, но и предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности. Первоначально основной мерой, предусматриваемой законодателем по отношению к неплатежеспособным предприятиям, являлось признание их банкротами и последующая ликвидация. Все последующее законодательство, регулирующее эти вопросы, подтверждает намерение государства избежать необходимости применения тех радикальных мер, которые были предусмотрены первыми законодательными актами. В числе подобного рода законодательных актов:
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 года N 926 «О Федеральном Управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом»;
Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Указ касается только государственных предприятий и направлен на предотвращение их банкротств. Указом определяются функции Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете по управлению государственным имуществом Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации «О продаже государственных предприятий-должников» от 2 июня 1994 года. Указ утверждает Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников и тесно связан с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года и Постановлением Правительства от 20 мая 1994 года «О некоторых мерах по реализации законодательства о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий», которым установлены критерии для признания структуры баланса предприятия - неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года, регламентирующее порядок предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям (Приложение N 1) и порядок принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников (Приложение N 3);
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 917 «Об утверждении нормативов распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности».
Распоряжение Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р «Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью».
III. Внесудебные процедуры в отношении неплатежеспособных юридических лиц
По Закону Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» к предприятиям-должникам во избежание объявления их банкротами могут быть применены реорганизационные процедуры, которые включают в себя внешнее управление имуществом должника и санацию.
При принятии арбитражным судом решения о назначении внешнего управления долги предприятия замораживаются на 18 месяцев и предприятие начинает работать как бы с нуля.
Внешнее управление назначается при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Санация - это совокупность всех мер, направленных на оздоровление предприятия и предотвращения его банкротства без помощи кредиторов. Сюда относятся меры по устранению недостатков и ущерба с тем, чтобы предприятие вновь работало успешно. Это может произойти персонально, то есть путем перемещений в управлении предприятием, организационно - путем рационализации, предметно - путем устранения нерентабельно работающих отделов производства, путем финансовых мероприятий - привлечения нового капитала, а также путем отказа от ненужного больше капитала.
Санация может предусматривать следующие мероприятия: выпуска новых акций или облигация для мобилизации денежного капитала; увеличение банковских кредитов и предоставление правительственных субсидий; уменьшение процентов по облигациям, выпущенным предприятием, отсрочку их погашения; превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную; ликвидацию нерентабельного предприятия в создание на его базе нового.
Санация представляет собой реорганизационную процедуру, когда собственником предприятия-должника, кредиторами или иными лицами предприятию-должнику оказывается финансовая помощь на условиях, определяемых соответствующим соглашением. Основание для проведения санации - реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания ему финансовой помощи собственником или иными лицами. Данная процедура рассчитана на 18 месяцев, при условии, что по истечении 12 месяцев должно быть удовлетворено не менее 40 % от общей суммы требований кредиторов. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации продлить срок ее проведения на шесть месяцев (это не относится к государственным или муниципальным предприятиям).
При этом Федеральное управление от имени собственника уполномочено вносить в арбитражный суд ходатайство о проведении реорганизационной процедуры в отношении государственных предприятий-должников, а также решать вопрос о проведении санационных мероприятий во внесудебном порядке.
Кроме того, предприятие-должник может заключить мировое соглашение с кредиторами об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей.
В США для мелких и средних предприятий в судебной практике имеют место случаи, когда долги по решению суда вообще прощаются: если кредиторы не несут больших убытков, если кредиты выдавались под заведомо грабительские проценты, если кредиторы способствовали разорению банкрота, если предприятие-банкрот имеет устойчивые перспективы развития и т. п.
В целях предотвращения банкротства государственных предприятий-должников им может быть оказана государственная финансовая поддержка для реорганизации или ликвидации.
Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.
Органами государственной исполниительной власти (министерствами и ведомствами), в ведении которых находятся неплатежеспособные предприятия, осуществляется формирование четырех групп предприятий, притендующих на получение государственной финансовой поддержки.
Предприятия, попавшие при распределении в первую группу (предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции), не могут являться претендентами на получение первоочередной государственной поддержки. Предприятия, попавшие при распределении в четвертую группу (предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции), подлежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, если в отношении них не принято в установленном порядке Правительством РФ решение о переводе в статус казенного предприятия. (смотри стр. 5)
Определены конкретные случаи предоставления безвозвратных государственных ассигнований и возвратных. Законодатель особо подчеркивает, что средства государственной финансовой поддержки могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления. В случае, если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятий, а также невозможность достижения поставленных целей, Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий. (*9)
В отношении государственных предприятий-должников в целях предотвращения их банкротства также применяется процедура продажи этих предприятий.
Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать и самому предприятию-должнику и кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия.
Продажа осуществляется на основании решения Федерального управления об обязательной продаже предприятия, признанного неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, одним из 3-х способов:
реализация на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий с сохранением статуса юридического лица;
ликвидация предприятий и последующая реализация их имущества на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах;
реализация на аукционах находящихся в государственной собственности долей предприятий.
Решение о продаже предприятия-должника может быть принято только в отношении предприятий, приватизация которых не исключена. Кроме того, из состава имущественного комплекса, подлежащего продаже предприятия-должника, исключается имущество специального назначения, не подлежащее приватизации.
Продажа государственных предприятий-должников, а также их имущества осуществляется в соответствии с процедурами, установленными законодательством о приватизации для соответствующих способов приватизации.
Под продажей предприятия-должника с сохранением юридического лица понимается реализация единого имущественного комплекса предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы (за исключением не подлежащего продаже имущества предприятия), пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты, а также личные неимущественные права. В п. 9 Положения о продаже перечислено имущество, которое не может быть продано: в основном это объекты социально-бытового и специального назначения (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и иные жизненно важные для данного региона объекты социальной и коммунальной инфраструктуры). При продаже предприятия-должника из состава его имущественного комплекса также могут быть исключены объекты, не завершенные строительством.
Решение о продаже предприятия-должника с сохранением статуса юридического лица принимается Федеральным управлением или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и согласия кредиторов не требуется. Соответствующие органы проводят подготовку к конкурсу, который может проводиться в открытом или закрытом виде по форме подачи заявок. В п. 11 Приложения о продаже перечислены требования к участникам конкурса: внесение 100 % залога от объявленной цены предприятия и так далее. Следующий же п. 12 Положения ставит перед потенциальным покупателем обязательные условия: погашение не менее 20 % просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника в срок не более 1 месяца, обязательства по реорганизации предприятия-должника и так далее. Начальная цена предприятия обещает быть немаленькой, ибо устанавливается на основании тех бухгалтерских документов, анализ которых и привел к заключению о несостоятельности продаваемого предприятия, а с учетом переоценки «бухгалтерская» стоимость предприятия может быть резко оторвана от стоимости рыночной.
Но если цена не отпугнула и объявился хотя бы один покупатель - предложивший цену не меньшую, чем 70 % от начальной - то конкурс считается состоявшимся, и в 3-дневный срок между продавцом и покупателем должен быть заключен соответствующий договор купли-продажи.
Если же покупателей не нашлось или само положение предприятия-должника делает нецелесообразным его продажу в целом - осуществляется продажа имущества (активов) предприятия-должника. Вот тут-то и требуется согласие кредиторов предприятия, которые должны его высказать в соответствии с Положением о добровольной ликвидации в течение 30 дней с момента извещения о начале процедуры подготовления к продаже имущества предприятия-должника.
В отношении предприятия-должника составляется план его ликвидации, где, в частности, предусматривается и порядок осуществления расчетов с кредиторами. Если один из кредиторов не согласен с таким планом, он может остановить продажу имущества предприятия, подав в арбитражный суд иск о признании должника банкротом и удовлетворении своих требований кредитора.
Такое производство дает для потенциальных покупателей возможность приобретать лотами. Сама же продажа осуществляется по процедурам и в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Активы предприятия, не проданные в соответствии с установленным планом ликвидации предлежат продаже на денежном аукционе, при этом ограничение на цену продажи указанного имущества не устанавливается. Продаваемое имущество не обременяется обязательствами ликвидируемого предприятия-должника. Как завершение конкурса оформляется соответствующий договор купли-продажи. В отличие же от первого варианта реализации предприятия-должника несомненным преимуществом для кредиторов является то, что вырученные таким образом деньги призваны удовлетворить сначала их требования, а затем только распределяются органами государственной власти в соответствии с V разделом Положения о порядке продажи - на нужды социальные и субсидии еще существующим государственным предприятиям-должникам. (При продаже предприятия-должника в качестве единого имущественного комплекса все происходит наоборот).
Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием-должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий. (*10) Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры.
Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. (смотри стр. 4)
Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов.
Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности утверждается простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.
Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.
Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.
IV. Казенные предприятия и их правовое положение
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» на базе ограниченного круга ликвидируемых государственных предприятий будут создаваться казенные заводы, фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними всего имущества ликвидируемых государственных предприятий на праве оперативного управления (ранее имущество последних находилось в их хозяйственном ведении).
Казенные предприятия имеют статус, существенно отличающийся от статуса государственных предприятий: они владеют имуществом не на праве хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления.
В Указе четко перечисляется круг предприятий, подлежащих преобразованию. Ими станут промышленные или сельскохозяйственные государственные предприятия:
осуществляющие деятельность, допускаемую исключительно для государственных предприятий;
преобладающим (более 50 %) потребителем продукции которых является государство;
приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации.
Основания преобразования государственных предприятий в казенные могут быть следующие:
нецелевое использование выделенных федеральных средств;
отсутствие прибыли по итогам двух лет;
использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве полного хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил.
Достаточно наличия одного из оснований, чтобы соответствующие предприятия, были ликвидированы, а на их месте созданы казенные. При этом все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также расчеты с его кредиторами осуществляются за счет средств федерального бюджета. Зная дефицитность государственного бюджета, можно лишь посочувствовать кредиторам предприятий, попадающих под действие настоящего Указа. Единственным для них утешением может быть лишь то, что их должник - само государство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 908 утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия.
Казенный завод (казенная фабрика, казенное хозяйство) относится к хозяйствующим учреждениям, находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который в установленном порядке возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Федеральный орган исполнительной власти утверждает устав подведомственного казенного завода, разработанный на базе Типового устава, назначает на должность и освобождает от должности руководителя казенного завода, принимает решение об осуществлении казенным заводом самостоятельной хозяйственной деятельности. Разрешение на осуществление указанной деятельности принимается в форме приказа (распоряжения), определяющего конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых оно распространяется.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Завода в случае недостаточности его денежных средств.
Здания, сооружения и другое имущество Завода являются федеральной собственностью и закрепляются за ним в установленном порядке на праве оперативного управления Госкомимуществом России на основании решения Правительства Российской Федерации. Завод не вправе сдавать в аренду, передавать во временное пользование или иным способом распоряжаться переданным в его оперативное управление недвижимым и другим имуществом без согласия Госкомимущества России.
Порядок распределения и использования прибыли определяется в уставе конкретного Завода в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенного завода, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Производственно-хозяйственная деятельность завода осуществляется в соответствии с планом- заказом и планом развития завода.
Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:
реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);
содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа. Не использованные заводом по истечении года бюджетные
ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.
Для выполнения уставных целей Завод имеет право самостоятельно использовать часть доходов, полученных в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.
Руководство Заводом осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия.
Директор Завода подотчетен назначившему его органу, несет персональную ответственность за результаты хозяйственной деятельности Завода, без доверенности действует от имени Завода, предоставляет его интересы в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и уставом, заключает в соответствии с действующим законодательством договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения средствами, находящимися на счетах Завода, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками Завода.
Прекращение деятельности Завода может осуществляться в соответствии с законодательством по решению Правительства РФ в виде его ликвидации либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) с сохранением правового статуса Завода.
V. Выводы и предложения
Одним из основных моментов положения о несостоятельности юридических лиц должно являться усиление ответственности директоров компаний за принимаемые ими решения. В этих целях в некоторых странах введена процедура дисквалификации некомпетентных директоров компаний, то есть запрещения им занимать руководящие должности на срок от 2 до 15 лет в зависимости от характера допущенных ошибок. *11
Не должна исключаться и возможность уголовного преследования за соответствующие незаконные действия.
Необходимо активизировать роль кредиторов в процессе о банкротстве. В частности, нормы регулирующие деятельность собрания кредиторов должны исходить из того, что такое собрание должно создаваться как можно раньше. Это относится и к образованию комитета кредиторов. Такое положение, в свою очередь, увеличит вероятность эффективных переговоров между должником и его кредиторами, которые могут иметь своим результатом достижение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку, рассрочку уплаты либо скидку долгов.
В действующее законодательство необходимо включить нормы, направленные на расширение сферы применения мирового соглашения на всех стадиях процесса несостоятельности (банкротства) предприятий. Нет никаких оснований считать необходимым условием мирового соглашения уплату должником кредиторам не менее 35 процентов суммы долга в течение двух недель после заключения мирового соглашения, как это делается сегодня. Стороны должны иметь возможность договориться и на иных, менее обременительных для должника, условиях. (*12) Как показывает практика работы арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий при рассмотрении немногочисленных дел, которые были возбуждены по заявлениям как предприятий-должников, так и их кредиторов, арбитражные суды были вынуждены зачастую отказывать в признании предприятий-должников несостоятельными (банкротами). Таким результатом окончилось рассмотрение половины возбужденных арбитражными судами дел. Оказалось, что кредиторы обращались в арбитражный суд с заявлениями о признании должников банкротами, даже не попытавшись решить вопрос в обычном претензионно-исковом порядке путем предъявления иска о взыскании задолженности по конкретному договору, а также убытков, причиненных неисполнением должников договорных обязательств.
Это следствие правовой безграмотности многих руководителей предприятий и предпринимателей, незнания законодательства, отсутствия элементарных навыков использования правовых средств защиты нарушенных прав.
Автор в поиске материалов, комментариев, посвященных данной проблеме обнаружил их недостаточность и неполноту изложения. Большое количество сложных, иногда противоречивых нормативных актов по вопросам неплатежеспособности и несостоятельности юридических лиц делает необходимым проведение их детального профессионального анализа и комментирования для учета и применения в деловой жизни.
На сегодняшний день вопросы несостоятельности юридических лиц рассмотрены намного полнее вопросов о неплатежеспособности. В то время, когда прежде необходимо уделять внимание состоянию неплатежеспособности, разумнее не доводя дело до банкротства находить способ для использования внесудебных процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных юридических лиц.
Очень важно понять, что банкротство - мера исключительная, не панацея от всех экономических бед или инструмент для решения текущих экономических проблем, - это последний шаг в правовом регулировании предпринимательских отношений, когда использованы без успеха все иные имеющиеся правовые средства для урегулирования ситуации способами, нормальными для имущественного оборота.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Приложение N I.
2. Постановление Совета Министров РФ от 20 сентября 1993 года N 926 «Об учреждении Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом».
3. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», ст. 1.
4. Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Приложение N 2, п. 2.
5. Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Приложение N 3, п. 3.
6. Указ Президента РФ «О продаже государственных предприятий-должников». Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников, п. 12.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия», п. 4, 6.
8. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 30. 9. Постановление Правительства «О некоторых мерах по
реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Приложение N 2, п. п. 8, 9.
10. Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Приложение N 2.
Закон Великобритании «О несостоятельности».
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 42, п. 4.
ЛИТЕРАТУРА:
Гражданский Кодекс РФ.
2. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий».
Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. «О продаже государственных предприятий-должников».
Указ Президента РФ от «О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)».
Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий».
7. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
8. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия.
9. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».
10. Распоряжение Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р «Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью».
11. В. Витрянский «Банкротство: ожидания и реальность». //ж. Экономика и жизнь. - 12. 11. 94
12. В. Власов «Если вам грозят банкротством». //ж. Эко. - 1995. N 11.
13. И. В. Караваева, А. А. Скробоб «Методы поддержки и реорганизации предприятий-банкротов (современный зарубежный опыт)». // ж. Дело & право. - 1996. N 1 (49).
14. О. Кузнецов «Банкротство (несостоятельность) предприятий». //ж. Домашний адвокат. - 1994. N 14 (71).
Описание предмета: «Налоговое право»Предметом налогового права являются налоговые отношения как самостоятельный объект. Общая теория налогов,
система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых
отношений - все эти вопросы рассматриваются в рамках налогового права.
Литература - Зверев В.А., Зверева А.В., Евсюков С.Г. Азбука частного инвестора: Путеводитель по фондовому рынку, 2-е изд. Зверев В.А., Зверева А.В., Евсюков С.Г. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 0 с.
- В.В. Симонов, С.С. Сулакшин, И.В. Подпорина, М.Ю. Погорелко. Бюджет и налоги в экономической политике России. – М.: Научный эксперт, 2008. – 240 с.
- Д.В. Чистов, С.А. Харитонов. Хозяйственные операции в "1C:Бухгалтерии 8". Задачи, решения, результаты. – М.: 1С-Паблишинг, 2010. – 472 с.
- В.Д. Потапов, А.В. Александров, С.Б. Косицын, Д.Б. Долотказин. Строительная механика. В 2 книгах. Книга 1. Статика упругих систем. – М.: Высшая школа, 2007. – 512 с.
- В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева, С.В. Дзетовецкая. Психологическое консультирование родителей. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 504 с.
- В.А. Сидоркин, В.Г. Гавриш, А.В. Егунова, С.П. Убираев. Болезни свиней. – М.: Аквариум-Принт, 2011. – 548 с.
- В.Людер, С.Цуффанти. Электронная теория кислот и оснований. – М.: Издательство иностранной литературы, 1950. – 208 с.
- Н.А. Кочетова, Т.В. Комардина, С.В. Шапошникова, Н.Н. Гладышева. Справочник старшего воспитателя. – М.: Учитель, 2013. – 304 с.
- Акопян О.А., Власова Н.В., Грачева С.А. Правовые модели и реальность: Монография. Акопян О.А., Власова Н.В., Грачева С.А. – М.: Инфра-М, 2014. – с.
- Ю.В. Грачева, С.В. Маликов, А.И. Чучаев. Советское уголовное уложение. Научный комментарий, текст, сравнительные таблицы. – М.: Проспект, 2015. – 256 с.
- П.И. Кононов, В.В. Лихарев, С.А. Старостин, В.А. Юсупов. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности. – М.: Проспект, 2016. – 368 с.
- Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика. Учебник для СПО. – М.: , 2016. – 507 с.
- В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Биология. 5-6 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
- Т.М. Беляева, А.Т. Кудинов, Н.В. Пальянова, С.Г. Чубукова. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 316 с.
- П.И. Кононов, В.В. Лихарев, С.А. Старостин, В.А. Юсупов. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности. Проект. – М.: Проспект, 2017. – 368 с.
- О.В. Рожнова, С.Н. Гришкина, В.П. Сиднева. Учет нефинансовых активов в соответствии с МСФО. Учебное пособие. – М.: Русайнс, 2017. – 152 с.
- Н.В. Кутукова, С.В. Попов. Русские поэты. Избранные имена (1970-2010-е годы). Учебное пособие. – М.: МГИМО, 2017. – 258 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|