Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Обязательное медико-социальное страхованиеМедицина и здравоохранение
Обязательное медико-социальное страхование
В очередной раз внимание россиян приковано к законопроекту, затрагивающему самую болезненную сторону нашей жизни - социальную защищенность населения. От содержания этого документа в дальнейшем будут зависеть уровень медицинского обслуживания каждого из нас, обеспеченность санаторно-курортными путевками, выплаты по больничным листам и различных социальных пособий.
В обсуждении проекта закона «Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации» приняли участие московские специалисты, работающие в системах ОМС и социального страхования. Предлагаем вашему вниманию беседу с одним из них, членом-корреспондентом РАМН, доктором медицинских наук, профессором, исполнительным директором Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) Андреем Решетниковым.
- При обсуждении дальнейших путей реформирования системы ОМС вы неоднократно говорили о необходимости перехода от медицинского страхования к страхованию здоровья. Ваше предложение учтено в проекте закона «Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации»?
- В целом я поддерживаю основные положения рассматриваемого документа, но считаю необходимым отметить ряд замечаний и внести предложения, которые способствовали бы более эффективной реализации предлагаемого законопроекта.
Убежден, что основной целью создания системы обязательного медико-социального страхования должна стать идея обеспечения страхования здоровья граждан. При этом надо будет изменить структуру расходов в этом виде страхования. Если сегодня на медицинскую профилактику расходуется всего 6-7% финансовых ресурсов ОМС, на реабилитацию - 0%, а на лечение больных людей направляется 94% (!) средств ОМС, то при страховании здоровья (согласно мировой практике) на лечение заболеваний необходимо будет направлять только50% средств, а на профилактику и реабилитацию потребуется 30% и 29% средств соответственно.
Для перехода от медицинского страхования к страхованию здоровья, кроме перераспределения финансовых потоков, необходимо, во-первых, принятие решения на государственном уровне, во-вторых, введение дифференциации страховых взносов (чем ниже показатель заболеваемости в трудовом коллективе, тем меньше размер страхового взноса, который уплачивает предприятие, а оставшиеся средства от базового тарифа остаются в распоряжении работодателя и направляются на оздоровление трудового коллектива), в-третьих, экономическое стимулирование работодателей и застрахованных граждан. Если каждому человеку будет выгодно вести здоровый образ жизни, население в целом станет осуществлять индивидуальные меры профилактики для того, чтобы меньше болеть. Тем самым удастся достичь одну из главных целей страхования здоровья - снижение заболеваемости и укрепление здоровья застрахованных.
К сожалению, при введении единого социального налога предложена прямо противоположная схема. Вводится регрессивная шкала, по которой чем выше фонд оплаты труда на предприятии, тем ниже ставка взносов на ОМС, что никоим образом не связано с заболеваемостью на предприятии. Отсутствует и экономическое стимулирование самих работников поддерживать собственное здоровье. Бели такая схема страхования будет узаконена, следует прогнозировать не доходы, а убытки в системе ОМС.
- Андрей Вениаминович, остановитесь, пожалуйста, подробнее на выводах, которые были сделаны в результате анализа финансового обеспечения системы обязательного медико-социального страхования (ОМСС).
- В основе создания системы ОМСС лежит идея объединения фондов обязательного медицинского страхования и социального страхования. Реорганизация задумана для устранения несбалансированности программы ОМС с финансовыми ресурсами, обеспечения условий страхования неработающего населения, обеспечения выравнивания условий финансирования по отдельным субъектам РФ, повышения уровня социальной защиты граждан... К сожалению, в законопроекте вопрос финансирования не поставлен и не решен. Отсутствие дополнительных источников финансирования не позволяет создать объединенную систему, потому что нельзя объединить два направления социального страхования, каждое из которых уже сегодня имеет дефицит, и при этом в одном из них получить положительный экономический эффект.
Анализ данных условного баланса доходов и расходов создаваемого Федерального фонда ОМСС на 2003 год позволяет сделать вывод о возможных существенных потерях средств системы медицинского страхования и здравоохранения в целом, которые произойдут при переходе на централизованную систему формирования и распределения средств медико-социального страхования. Например, доходы Федерального фонда ОМСС в части сбора единого социального налога занижены на 63 млрд. рублей, или на 31, 9% (с учетом прогнозного фонда оплаты труда на 2003 год по данным Госкомстата РФ).
Предусмотрены поступления из федерального бюджета в размере 49, 2% (!) доходной части бюджета фонда, но не определены источник и механизм поступления средств, то есть не обеспечены финансами обязательства государства в части страхования неработающего населения.
Установлен единый тариф взноса на ОМСС - 7, 6% (после регрессии реально остается 7, 3 - 7, 4%), но при этом сохранено право работодателя на первоочередные выплаты именных адресных социальных пособий непосредственно на предприятии за счет начисленного объединенного взноса на ОМСС. Думаю, понятно без дополнительных объяснений, что это «резко сократит поступление денежных средств непосредственно в систему здравоохранения.
- Какая система будет построена в результате реорганизации действующих фондов?
- Однозначно ответить на ваш вопрос пока нельзя. В законопроекте нет четкого определения организационно-правовой формы создаваемого Федерального фонда ОМСС. В тексте он упоминается то как фонд, то как учреждение, то как страховщик.
Не указан также правовой статус региональных отделений Федерального фонда ОМСС, которые якобы будут существовать без прав юридического лица. На мой взгляд, целесообразно, в целях эффективного и успешного становления системы ОМСС, определить их и сохранить как территориальные фонды ОМСС. Это соответствует нормам Бюджетного кодекса, в статье 10 которого указано, что бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней. Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Согласитесь, это весомый аргумент, убеждающий, что необходимо сохранить территориальные фонды, а не создавать региональные отделения без прав юридического лица.
В целом отсутствие в законопроекте механизма участия субъектов Российской Федерации в правоотношениях по медико-социальному страхованию ставит его в противоречие со статьей 72 Конституции РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ (часть 3, статья 8, п. 2, ст. 145, ч. 2, ст. 149).
Централизация управления и финансирования системы ОМСС на федеральном уровне повлечет утрату роли субъектов РФ в обеспечении гарантий по выполнению обязательств перед лечебно-профилактическими учреждениями и застрахованными гражданами, потерю адресности средств, направляемых на оказание медицинской помощи, а также снижение заинтересованности страхователей в создании условий для снижения заболеваемости работников и уменьшении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Из текста законопроекта не ясно, каким образом будет решаться вопрос повышения управляемости ранее действовавших систем ОМС и социального страхования и улучшения уровня их финансовой обеспеченности. Создание общего фонда принципиально не может решить проблемы повышения эффективности управления финансовыми ресурсами, так как централизация управления в масштабах всей страны, как показал опыт СССР, не всегда дает положительные результаты, тем более это будет не эффективным в условиях рыночной экономики.
Для успешного достижения поставленных целей по эффективному управлению ресурсами в области медико-социального обеспечения необходимо решить задачу широкомасштабного внедрения автоматизированных информационных технологий, основанных на персонифицированном учете страховых взносов и затрат на страховые случаи.
Основой для таких технологий должны стать единый социальный номер гражданина и единый социальный реестр населения России. Для их создания и внедрения необходимо разработать и принять соответствующие федеральные законы.
Использование автоматизированных информационных технологий, как показывает опыт работы в системе ОМС, позволит обеспечить действенный контроль за исполнением организациями и учреждениями программ социальных государственных гарантий, рациональным использованием материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.
Создание персонифицированных баз данных по учету страховых взносов и затрат на страховые случаи даст возможность осуществлять анализ медицинской и социальной помощи каждому конкретному гражданину или группе населения,
Полученная информация обеспечит проведение демографического, миграционного или медико-социологического мониторинга населения, что позволит государству проводить адресную социальную политику.
Новый законопроект таит в себе и другие подводные камни, например, по сути осуществляется дальнейшая децентрализация управления отраслью, так как предлагается страховым компаниям впредь согласовывать операционные планы по предоставлению государственными лечебными учреждениями объемов медицинской помощи с... Федеральным фондом медико-социального страхования, а вовсе не с органами управления здравоохранения.
Позиция специалистов, работающих в городе в системах ОМС и социального страхования, по законопроекту о медико-социальном страховании полностью совпадает с позицией правительства Москвы. Подробная пояснительная записка за подписью первого заместителя премьера правительства Москвы Л. И. Швецовой отправлена разработчикам в Минэкономики. Посмотрим, как будут развиваться события.
Интервью вела Л. АРИНИЧЕВА
Описание предмета: «Медицина и здравоохранение»Медици?на — в широком смысле область научной и практической деятельности по изучению и исследованию нормальных и
патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению
и укреплению здоровья людей.
В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или, иначе, медицинскую теорию — область
науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания,
патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.
Выделяют также практическую медицину, или, иначе, клиническую медицину, или медицинскую практику — практическое
применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний
человеческого организма.
Существует разделение на классическую медицину, называемую также конвенциональной, официальной, иногда -
ортодоксальной, или традиционной медициной, и альтернативную медицину, называемую также нетрадиционной (а
иногда неофициальной или неконвенциональной медициной). В англоязычных странах комплементарная и альтернативная
медицина объединены в одну категорию en:CAM (Complementary and alternative medicine) и регулируются специальным
законодательством.
Современная научная медицина, называемая также доказательной медициной, требует строгих доказательств
эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ —
двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие
подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их
кажущейся эффективности в не-слепых опытах (т.е. для пациента или для практикующего врача). [Материал из
Википедии]
Литература - Валентин Роик. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 258 с.
- Путеводитель по налогам. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование. – М.: Статут, 2011. – 384 с.
- Д.Б. Гусаков. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. – 260 с.
- А.Н. Борисов. Комментарий к Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". – М.: Юстицинформ, 2010. – 304 с.
- Е.К. Широкова. Комментарий к Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2010. – 120 с.
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". – М.: Омега-Л, 2010. – 48 с.
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". – М.: Проспект, 2010. – 32 с.
- Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". – М.: Сибирское университетское издательство, 2009. – 64 с.
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". – М.: Омега-Л, 2011. – 48 с.
- Обязательные диагностические исследования при медико-социальной экспертизе. – М.: СпецЛит, 2013. – 104 с.
- В.Д. Роик. Социальное страхование в меняющемся мире. Каким будет выбор России?. – СПб.: Питер, 2013. – с.
- А.П. Архипов. Социальное страхование. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 388 с.
- Оксана Касачева und Лариса Гринкевич. Финансирование обязательного социального страхования в РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 180 с.
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". – М.: Проспект, 2015. – 48 с.
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". – М.: Проспект, 2015. – 48 с.
- Ю.М. Лермонтов. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Практический комментарий. Главы 1-3. – М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2013. – 192 с.
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Применение законодательства. Практическое пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 20 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|