Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Понятие органов дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов Российской Федерации, их цели и задачи как органов дознанияПравоохранительные органы
Понятие органов дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов Российской Федерации, их цели и задачи как органов дознания.
Российский уголовный процесс знает два вида предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. Дознание, как и предварительное следствие, представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится в процессуальных формах, установленных законом. Основное различие двух этих видов предварительного расследования заключается в компетенции органов, их осуществляющих.
В соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса (УПК) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно и которое отнесено законом к его компетенции, орган дознания должен возбудить уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемку, задержание и допрос подозреваемых, допрос свидетелей) и при необходимости назначить соответствующую экспертизу. (ст. 119 УПК).
Об обнаружении преступления и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
На выполнения неотложных следственных действий закон отводит органу дознания 10 дней (ч. 1 ст. 121 УПК), по истечению которых он обязан передать дело следователю для производства предварительного следствия в полном объеме. О передаче дела выносится постановление. После передаче дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 127 УПК следователь имеет право преступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных следственных действий.
Закон (ст. 117 УПК) дает исчерпывающий перечень органов дознания. Никакие иные государственные организации и учреждения, их должностные лица, также частные детективные (охранные) предприятия и их представители органами дознания не являются.
В отношении таможенных органов Российской Федерации в п. 9 ст. 117 УПК указано, что они являются органами дознания «по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации». Статья 188 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду; ст. 189 - за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; ст. 190 - за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; ст. 193 - за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; ст. 194 - за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Сравнение содержания ст. 222 ТК и п. 9 ст. 117 УПК показывает, что в последнем отсутствуют дела о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями. Если такие деяния связаны с пересечением таможенной границы Российской Федерации, то они по совокупности должны квалифицироваться по одному из указанных в п. 9 ст. 117 УПК составов преступлений. В ином случае они не должны расследоваться таможенными органами как органами дознания.
В ТК (ст. 222) говорится только о органах дознания. Между тем уголовно-процессуальные полномочия по дознанию в соответствии с законом осуществляются как непосредственно органом дознания (ст. 117, 118, 119, 122 и др. УПК), так и лицом, производящим дознание (ст. 19, 20, 22, 23, 53, 70, 71 и др. УПК). Орган дознания - это соответствующее учреждение (орган) или должностное лицо, его возглавляющее и управомоченное законом на производство дознания, что вытекает из содержания ст. 117 УПК. Другие работники данного учреждения (органа) могут производить дознание по уголовным делам только в случае специального уполномочия их органом дознания. Эти лица начинают дознание только по поручению начальника, но принимают решения от своего имени и несут личную ответственность за ход и результаты дознания. В случаях, когда УПК говорит о органе дознания, постановление лица, производящего дознание, утверждаются начальником органа дознания, т. е. начальником таможенного органа либо лицом, его заменяющим.
Приказом ГТК России от 13 января 1994 г. № 7 в таможнях и региональных управлениях созданы отделы дознания (как структурные подразделения), в штате каждого из них имеются начальник отдела, его заместитель и дознаватели - старшие инспектора.
Следует отметить, что в историческом плане возложение на таможенные органы России выполнение следственных действий в процессе борьбы с контрабандой не является чем-то необычным. Так, по Таможенному уставу 1904г. органы таможенного надзора имели право в наиболее уязвимом для совершения контрабанды регионе - в пограничных губерниях Государства Польского - производить в пограничной полосе шириной около двух километров обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для полицейских чинов при производстве следственных действий. После Октябрьской революции 1917 г. уголовно-процессуальные действия по борьбе с контрабандой из компетенции таможенных учреждений были изъяты в полном объеме (как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания) были переданы органам государственной безопасности.
Однако многолетняя практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее обнаруживают факты контрабандного ввоза или вывоза различных предметов в процессе осуществления таможенного контроля, который, как известно, производится путем декларирования и досмотра грузов, ручной клади и багажа, досмотра транспортных средств и личного досмотра лиц, пересекающих таможенную границу страны. Вместе с тем невозможность до недавнего времени своевременного проведения неотложных следственных действий по обнаружению преступления существенно затрудняло изобличение лиц, совершающих контрабанду.
Для устранения отмеченных недостатков законодатель ещё в Таможенном кодексе СССР 1991г. придал таможенным органам страны функцию производства дознания по делам о контрабанде. Последующий распад Союза не способствовал развитию данной функции таможенных органов, так как в действовавшем законодательстве не усматривалось наделение таможенных органов правами органа дознания в полном объеме: не только правом возбуждать уголовные дела и производить дознание при обнаружении признаков контрабанды, но и применять в целях борьбы с контрабандой оперативно-розыскные меры. Но даже и усеченные права органа дознания позволили существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой. Только в 1993г. таможнями удалось пресечь попытки вывоза за рубеж около 4 тыс. предметов старины и искусства, задержать более 50 тыс. единиц огнестрельного оружия и боеприпасов, свыше 2, 4 т. наркотиков на общую сумму 110 млрд. рублей.
Перевод народного хозяйства России на принципы рыночной экономики, отмена монополии внешней торговли, либерализация последней и значительное увеличение субъектов внешнеэкономической деятельности существенно изменили не только ореал правонарушений в сфере таможенного дела, но и их разновидность. Наряду с уголовно наказуемой контрабандой во все больших масштабах стали проявляться различные административно наказуемые нарушения таможенных правил и, в частности, уклонение от уплаты таможенных платежей. Причем значительная их доля стала совершаться не на границе, а в зоне действия внутренних таможен, причиняя значительный материальный ущерб государству в условиях острейшего дефицита его бюджета.
В этой связи введенный в действие в 1993г. ТК существенно расширил права и обязанности таможенных органов как органов дознания. В Кодексе этому вопросу посвящен раздел IX «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации».
Компетенция таможенных органов как органов дознания не является чем-то раз и навсегда заданным. В основном на нее влияют изменения, происходящие в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.
Описание предмета: «Правоохранительные органы»Правоохранительные органы - отрасль права о правовом обеспечения деятельности государственных органов, основной
функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с
преступностью.
Литература - В.А. Кравец, Г.А, Свищев, А.А. Меркулов, О.И. Седляров. Безопасность жизнедеятельности в легкой промышленности. – М.: Академия, 2006. – 432 с.
- В.А. Барановский, Е.К. Глазунова, Н.Н. Грищенко, Л.И. Нечаева. Слесарь-сантехник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
- В.А. Барановский, Е.К. Глазунова, Н.Н. Грищенко, Л.И. Нечаева. Слесарь-сантехник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
- С.В. Николюкин. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2013. – 240 с.
- В.Е. Власов, Ю.А. Парфенов, Л.Г. Рысин, Л.И. Кайзер. Кабели СКС на сетях электросвязи. Теория, конструирование, применение. – М.: Эко-Трендз, 2006. – 280 с.
- А.П. Рыжаков. Переводчик в уголовном процессе. – М.: Экзамен, 2007. – 160 с.
- В.А. Ерощев-Шак, Б.П. Золотарев, Г.А. Карпов и др. Постэруптивные процессы современного вулканизма Камчатки. – М.: Наука, 2007. – 183 с.
- О.Г. Анохина, Е.В. Зыбина. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. – 880 с.
- В.Ф. Гиллебранд, Г.Э. Лендель, Г.А. Брайт, Д.И. Гофман. Практическое руководство по неорганическому анализу. – М.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 1957. – 1016 с.
- Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". – М.: КноРус, 2010. – 32 с.
- В.Н. Павлова, Г.Г. Павлов, Н.А. Шостак, Л.И. Слуцкий. Сустав. Морфология, клиника, диагностика, лечение. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 552 с.
- В.Т. Пальчун, Л.А. Лучихин, М.М. Магомедов, Е.И. Зеликович. Обследование оториноларингологического больного. – М.: Литтерра, 2012. – 336 с.
- В.А. Ильин, Е.Ю. Бахтина, Н.Б. Виноградова, П.И. Самойленко. Физика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 400 с.
- В.Веселова,Юлия Москвина,Галина Шубина,Елена Тихомирова,Ольга Крылова,И.Захарова. Все домашние работы. 3 класс. – М.: Экзамен, 2015. – 640 с.
- А.Спарбер,И.Малыгин,В.Гаранин,Г.Логинов,Д.Кабычкин,С.Назаренко,К.Питлер,И.Вербин,А.Сыромятников. Как устроено метро. – М.: , 2017. – 464 с.
- И.М. Смирнова, В.Г. Маняхина, Т.Б. Захарова, М.С. Мирзоев, А.И. Нижников. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе. – М.: Прометей, 2017. – 240 с.
- В.М. Быков. Сторона обвинения в уголовном процессе России. Монография. – М.: Юрайт, 2017. – 172 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|