Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Патриции и не патриции Римское право
Глава 3 Патриции и не патриции.
3. 1 Патриции и плебс.
Патрициями в древнем Риме называлась родовая аристократия. Первоначально патрициями называлась, по-видимому, коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции патриции составляли сначала 100, затем уже 300 отцовских родов и образовывали римский народ (populus). Родовую аристократию патриции составили после выделения из рода знатных патриархальных семей, члены которых стали претендовать на лучшую часть военной добычи, которой являлись земля и рабы, а так же на монополию вступать в сенат и становиться военноначальниками. Уже в царскую эпоху они противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам.
Сначала VI века до н. э. в период формирования классового общества и государства, патриции превращаются в господствующий класс - сословие Римской республики, обладающим всеми гражданскими и политическими правами, главным из которых являлось замещение высших магистратур.
Проблема же происхождения патрициев принадлежит к числу спорных, что прежде всего объясняется противоречивостью источников. Так, немецкий ученый Б. Нибур видел в патрициях коренное население, составлявшее искусственно образованную гентильную организацию. Поддерживая идею родовой патрицианской общины, русский ученый Крюков впервые разработал вопрос о социальных и религиозных различиях между патрициями и плебеями. С появлением патриархального рабства и частичного владения землей внутри родовых коллективов ускорилось расслоение между родами и внутри родов. В них стали выделяться более знатные и богатые семьи. Свойственной первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности, заменялись принципом знатности, родовитости1.
Только члены этих семей, с течением времени, стали называться патрициями, противопоставляя себя незнатным родственникам, основной массе народа (populus). Незнатные обедневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи и защиты2. Они становились клиентами патрициев, а те их лабронами, т. е. покровителями. Узы патроната - клиентелы - считались священными, и нарушение их каралось смертью.
Картина социальной жизни усложнялась еще и тем, что растущий город пополнялся еще за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов. Сначала пришлое население включалось в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число же их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их и стали называть плебсом (от plere - наполнять) 3.
По вопросу о происхождении плебеев существуют различные теории. Первая попытка научного объяснения происхождения плебеев принадлежит Нибуру, утверждавшему, что римский плебс образовался из жителей ближайших к Риму селений, которые были покорены первыми царями и приведены в Рим. Они были свободными, но не имели ни каких прав и не могли вступать в брак с патрициями. Со времени Анка Марция плебеи составляли многочисленное свободное население, не имевшее своей организации вплоть до реформ Сервия Туллия4.
Теорию Нибура оспаривал Инэ, видевший в плебеях бывших клиентов, которые принадлежали к туземному населению и после завоевания находились в крепостной зависимости от патрициев, а потом получили освобождение. К теории Инэ примыкает и Моммзен в своей работе «История Рима». По его мнению плебс возник из клиентов и переселившихся в Рим чужестранцев. Первоначально клиенты получали защиту только через своих патронов, но по мере укрепления и развития государства клиента защищал непосредственно царь; грань между гражданами и не гражданами постепенно стиралась. Плебс противостоял полноправным гражданам вплоть до реформы Сервия Туллия, завершившей процесс двух слоев населения5. Фюстель де Куланжи, считавший культ предков главной особенностью античного города, полагал, что в ту пору, когда община состояла из семей или фамилий, основой которых был домашний культ предков, в силу разных причин появился новый общественный слой, который лишен был культа и очага6. Это чуждое основным группам населения, которое встречается не только в Риме, но и в других античных городах и составило плебс, включенный в конце концов в римскую общину. Несколько особняком стоит теория Э. Мейера, по мнению которого разделение римского населения на патрициев и плебеев было результатом экономической дифференциации населения, которая наблюдалась во всех античных городах7. Вопрос о происхождении плебеев затрагивался неоднократно и в специальной исторической литературе, появившейся в конце XIX и в начале XX века. Высказывались предположения о том, что патриции и плебеи принадлежали к различным этническим группам. Одни историки видели в патрициях сабинских завоевателей, в плебеях же - исконное латинское население. Другие считали, что патрицианские роды были потомками этрусских завоевателей, плебеи же - завоеванными латинскими жителями, постепенно добившимися своего освобождения. У Э. Мейера следующая точка зрения по данному вопросу: «Оценивая различные теории происхождения плебса, нужно во-первых, сказать, что завоевания, несомненно, сыграло большую роль в образовании плебса. Римский хозяйственный строй не был еще на столько развит, чтобы образование плебса могло быть результатом экономического расслоения». Инэ и Моммзен считают, что в традиции не осталось ни каких следов, что плебеи это потомки крепостных клиентов8.
Таким образом, мнения ученых по вопросу о происхождении социальных институтов как плебеи и патриции; очень разнообразны. Но благодаря дошедшим и сохранившимся до нас источникам, и разнообразии предположений в современной исторической науке, более или менее создается целостное представление о социальных процессах в римском обществе в VIII - III веках до н. э.
Так, принимая за достоверность данные Т. Ливия, можно констатировать увеличение численности населения за период от Ромула до Сервия Туллия, а точнее до времени окончательного утверждения центуриантного порядка на несколько десятков тысяч человек, но эти расчеты приблизительны. Новые поселенцы, как правило, прибывали в Рим либо целыми родами, либо частью их, но в любом случае пополняли число римских родов, включаясь в существующие трибы и курии9. По сообщениям Т. Ливия - «уже при Тулле Гостилии, число граждан удвоилось за счет альбанцев. Анк Марций после взятия Гелен и Фиканы переселил много тысяч латинян в Рим в качестве граждан». Хотя эти переселенцы расцениваются обычно исследователями не как полноценные граждане, а как плебеи, они все-таки увеличивали реальное население Рима, но если даже полагать, что из «многих тысяч» в гражданство была включена лишь часть, то и она повлияла на количественные показатели римского народа.
Таким образом, в условиях развития в Риме рабовладельческих отношений, на ряду с местным населением, когда-то принадлежавшем к родовым организациям, и уже в царский период все еще сохранившем родовые формы общежития, стало появляться и быстро увеличиваться пришлое население. Оно было лично свободным, но т. к. не происходило из старых римских родовых общин, не могло пользоваться общей землей и не имело права принимать участие в решении общих дел. В результате уже в этот период в Риме создается сложная картина социального расслоения. На ряду с зарождением в обществе двух основных групп - рабов и рабовладельцев, среди свободных уже в царский период обособляются - римский народ (populus), т. е. потомки старых родовых организаций и плебеи - жители покоренных Римом областей, и новые поселенцы, причем надо учитывать, что каждая из двух последних групп - римский народ и плебеи - не была однородна по своему социальному составу. В ожесточенной борьбе этих групп и происходит крушение родового строя в Риме. Уже в конце царского периода эта борьба привела к тому, что были заложены основы будущего римского государства. Об этом свидетельствует деятельность шестого римского царя Сервия Туллия, который провел реформы, напоминающие реформы Солона и Клисфена.
Так, Тит Ливий в своей «Римской истории от основания города» говорит о Сервии Туллии - как об основателе сословного деления государства, которое определило различия в правах и положении. Он установил ценз, учреждения в высшей степени благотворное для государства, которому было суждено достичь такого величия: на основании его, военные и гражданские обязанности были распределены на поголовно, как прежде, а по имущественному положению; тогда установлены были классы и центурии и на основании ценза было сделано ряд распределения, удобное для мирного и военного времени10.
Таким образом по реформе Сервия Туллия свободное население Рима было разделено на классы по имущественному цензу и соответственно этому делению пользовалась политическими правами. Вместе с этим было введено территориальное деление. «Так и в Риме - пишет Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - еще до упразднения так называемой «царской власти» был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях». Хотя эти реформы Солона и Клисфена и были вызваны теми же причинами, действие которых известно в Аттике, но вместе с тем, они имели и значительные отличия. Одной из причин этих отличий было то, что римская родовая знать - патриции, располагавшая земельными угодьями, была более сильной, чем в Аттике, где на ряду с земледелием развивалось ремесло и торговля, служившие материальной базой для демократической партии. Поэтому патриции сумели захватить командные позиции в молодом римском государстве. Об этом свидетельствует то, что плебеи после реформы оставались политически бесправными, т. е. не могли принимать участие в работе органов римского государства и становились экономически угнетенными.
По своему составу плебс делился на городской и сельский. Последний был значительно более однородным, различались в основном лишь по размерам принадлежащему тому или иному крестьянину участка, хотя, как отмечает Штаерман, несомненно и в его среде выделялись более богатые люди, выступавшие в качестве ростовщиков, закабалявших бедноту, и неимущие, наживавшиеся батраками, попадавшие в кабалу, уходившие в город и в армию.
Городской плебс был гораздо более многосложен, включая как богатых торговцев и владельцев ремесленных предприятий, так и мелких ремесленников и торговцев, наемных работников, людей без определенных занятий, живших за счет государства и патронов. Не смотря на разнообразие этого сословия, права которыми они располагали распространялись на всех11. Так, плебеи, например, не имели права пользоваться общественной землей, т. к. реформа Сервия Туллия даже в народном собрании представляла преимущественное положение римской знати.
Таким образом в эпоху существования Рима, быстрый процесс разложения родового строя, развитие рабовладения в Средиземноморье, завоевание Рима этруссками создали здесь сложную и своеобразную социальную дифференциацию.
Описание предмета: «Римское право»Римское право – это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное
право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе, но оно могло применяться и в обществах феодальном,
буржуазном, поскольку представлялось классическим правом общества частной собственности.
Римское право развивалось в тесной связи с историей Римского государства. Это государство прошло в своем
развитии ряд этапов: 1). царский период (VIII – VI вв до н.э.); 2). период Республики (V – I вв до н.э.); 3).
период Империи, который в свою очередь делится на два подпериода: I в до н.э. – IIIв н.э. – принципат, III в
н.э. – Vв н.э. – доминат.
Для каждого из этих этапов были характерны особенности государственного устройства Рима и, соответственно,
римского права. В период царей Рим еще находился на полупервобытной, патриархальной стадии развития. Римское
право тогда представляло собой совокупность обычаев, отражавших примитивный склад жизни римской общины. В эпоху
Республики появляется письменное право, расширяются границы и формы применения римского частного права.
Особенно важными для этого процесса были также факторы как: 1) возрастание значения частной собственности; 2)
расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего
Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и
становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Право народов (ins gentium)
распространяло свое действие не только на перегринов, т.е. «иностранцев», живших в Римском государстве, но и на
граждан, поскольку они вступали во взаимоотношения с перегринами. В поздней Римской империи возникает
потребность в кодификации права. Развитие римского права увенчалось составлением в Византии при императоре
Юстиниане свода гражданского права, так называемых «Дигестов».
Падение Римской империи не привело к исчезновению римского права. В XI веке в Западной Европе заново были
открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету римского права в Италии, Испании и Южной Франции. На
протяжении XV – XVI веков происходила рецепция римского права в Германии. В начале XIX в. («Гражданский кодекс»
Наполеона) римское право было оттеснено во Франции в 1900г. – в Германии. Но влияние римского права в
современном цивилизованном мире продолжается и поныне.
Для римского общества понятие «частного права» (ins privatum) не совпадало с понятием «гражданского права» (ins
civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Поэтому существовало два разных понятия: «частное право»
и «гражданское право». Кроме того существовало понятие «право народов» (ins gentoum) возникшее в связи с
завоеванием римлянами обширных территорий в Средиземноморье.
Необходимо в рамках римского права различать публичное право (ins publicum) и частное право (ins privatum).
Публичное право – это то право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (т.е. относится к положения Римского
государства); частное право – это то право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (т.е. касается выгоды,
интересов отдельных лиц).
Предмет римского права изучает в рамках учебного курса лишь римское частное право, включающее в себя такие
компоненты как: право собственности; другие, более ограниченные права на вещи; договорные отношения;
обязательственное право; право наследования; семейные правоотношения; вопросы защиты частных прав (организация
судопроизводства, учение об исках и т.д.).
Изучение римского частного права имеет важное значение. Оно позволяет понять исторические корни современного
гражданского права и подготовиться более основательно к изучению последнего.
Литература - Джанни Гуадалупи. Открытие Китая. Тайны Поднебесной империи. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 336 с.
- Эстетика Ренессанса (комплект из 2 книг). – М.: Искусство, 1981. – 992 с.
- Патриция К.Энтони. Секреты фармакологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 384 с.
- Алекса Капра, Патриция Мессери, Даниэле Роботти. Как общаться с кошкой. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 160 с.
- Ребекка Якер, Патриция Хоскинс. Неотразимые модели для шитья всего из 1 метра ткани. – М.: Эксмо, 2012. – 304 с.
- Джанни Гуадалупи. Открытие Китая. Тайны Поднебесной империи. – М.: АСТ, Астрель, ОГИЗ, 2004. – 336 с.
- Джерри Тонер, Марк Сидоний Фалкс. Как управлять рабами. – М.: Олимп-Бизнес, 2016. – 248 с.
- Патриция Б.МакКоннелл. Эмоции людей и собак. – М.: Догфренд Паблишерс, 2015. – 340 с.
- Патриция Болтон. 1000 арткрыток. – М.: Quarry Books,РИП-Холдинг, 2007. – 320 с.
- Патриция Шульц. Неаполь, Капри и побережье Амальфи. Путеводитель. – М.: ФАИР, 2017. – 160 с.
- Патриция Барнс-Сварни, Томас Сварни. Здоровое питание в вопросах и ответах. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 432 с.
- Елизавета Целыхова. Большая кулинарная книга охотника. Рецепты и истории со всего света. – М.: Вече, 2017. – 384 с.
- Глеб Смирнов. Палладио. Семь философских путешествий. – М.: Рипол Классик, 2017. – 408 с.
- Патриция Мэдсон. Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 192 с.
- Патрисия Коллард. Легко быть счастливой! 10 минут в день для гармонии и спокойствия. – М.: Эксмо, 2018. – 192 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|