Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Оценка инвестиционного климата в РФИнвестиции
Введение
Россия слишком велика, чтобы ее игнорировать и слишком нестабильна, чтобы в нее вкладывать большие деньги - такова позиция большинства иностранных инвесторов. Мировой же опыт показывает, что приток иностранных инвестиций, в особенности прямых решает множество кризисных задач, стоящих в настоящее время перед экономикой России: способствует передаче технологии и ноу-хау; не увеличивает внешней задолженности страны, а наоборот, позволяет получить средства для ее погашения; повышает производительность труда и занятость населения; содействует передаче передовых методов управления и маркетинга и др.
Недостаток иностранных инвестиций в экономике России является результатом неблагоприятного инвестиционного климата, сложившегося в настоящее время. Говорить об улучшении инвестиционного климата всей России весьма проблематично, поэтому акцент в этой работе делается на улучшение инвестиционного имиджа отдельно взятого региона.
В современных условиях центр тяжести управления социально-экономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов охватывает и сферу их сотрудничества с иностранными инвесторами. Многие регионы этим уже умело пользуются, разрабатывая собственную инвестиционную политику и формируя инвестиционную культуру.
Особое внимание при рассмотрении проблемы негативного инвестиционного климата необходимо уделять оценке климата и применяемым в России методам оценки инвестиционного климата.
Проблема оценки инвестиционного климата широко освещается в таких массовых специализированных изданиях как «Инвестиции в России», «Экономика и жизнь», «МЭиМО», «Экономист», «Вопросы экономики» и др. Различными аспектами указанной проблемы занимаются следующие отечественные специалисты: Александрович Г., Воскресенский Г., Минеев А. и др.
Целью данной курсовой работы является изучение методов оценки инвестиционного климата.
Глава I. Инвестиционный климат в России
Одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед экономикой РФ, является достижение высоких темпов роста инвестиций, которые необходимы для динамичного развития национального хозяйства и проведение назревших структурных преобразований.
Уровень интенсивности притока иностранного в страну - в прямой зависимости от уровня ее привлекательности для иностранных инвесторов. При ее оценке они исходят из ресурсного потенциала, инвестиционного климата, а также характера и тенденций развития внутренней и внешней политики.
Что касается инвестиционного климата, то по итогам 1998 года международный рейтинг инвестиционной привлекательности России по данным известных зарубежных изданий и рейтинговых агентств значительно повысился.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны «барометром» для иностранных инвесторов.
В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно, и предвзятыми.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. По оценке, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. дол. в год
Объемы инвестиций в экономику России представлены в приложении. Необходимо отметить, что они не так малы, как можно было бы ожидать, но, все таки, намного меньше ожидаемых объемов.
Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;
ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
радикализацию борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Объективно Россия является весьма привлекательной сферой приложения иностранного капитала: огромный научно-технический потенциал, большой рынок сырьевых ресурсов, практически полное отсутствие конкуренции со стороны местных товаропроизводителей, всепоглощающий рынок потребления, дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила, высокая норма прибыли и другие факторы создают благоприятный инвестиционный климат.
Однако Российской Федерации не удается реализовать свои естественные преимущества, что стало следствием плохо развитой законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность (основополагающие законы были приняты еще в 1991-92гг.). В результате на сегодняшний день в России сложился неблагоприятный инвестиционный климат, к основным факторам которого иностранные специалисты относят следующие экономико-правовые недостатки: отсутствие режима арбитражного разрешения деловых споров, незащищенность прав интеллектуальной собственности, несовершенное налоговое законодательство, а также рост криминальных группировок и их притязаний в коммерческой сфере, широкая коррупция в государственном аппарате.
Еще одним барьером для иностранных инвестиций выступает несовершенное налоговое законодательство. Непомерные налоги, налоговое непостоянство, нечеткость законодательной базы, непоследовательное применение норм различными инстанциями, отсутствие системы беспристрастного аудита и процедур апелляции налоговых служб, по мнению западных исследователей, лишили инвестиционный бизнес возможности действовать в рамках закона.
Российские исполнительные и судебные власти должны, по мнению иностранных специалистов, добиться следующего:
соблюдения введенных в действие законов и норм;
реформирования и завершения формирование юридической базы защиты прав интеллектуальной собственности в России с целью соответствия ее международным стандартам;
укрепления судебной защиты прав интеллектуальной собственности;
рассмотрения возможности ограничения количества судов, уполномоченных разрешать споры, связанные с товарными и торговыми знаками;
создания Высшей патентной палаты РФ;
организации на официальном уровне диалога государственных и частных организаций с целью помочь в разработке законодательства по правам интеллектуальной собственности.
Большую тревогу у зарубежного инвестора также вызывает возрастающая криминализация экономики. Западные средства массовой информации пестрят сообщениями о разгуле организованной преступности на российском рынке, что представляет реальную опасность для иностранного капиталовкладчика.
Таким образом, рассмотренные нами некоторые экономико-правовые составляющие инвестиционного климата, отрицательно сказываются на приток иностранного капитала. Меры по их устранению на федеральном уровне либо вовсе не принимаются, либо лишены комплексности и последовательности. Как следствие, российская экономика теряет большинство инвестиционных возможностей и надежды на экономическую стабилизацию откладываются на неопределенный период.
Рассмотренный в этой главе инвестиционный климат России в целом безусловно сказывается на инвестиционном имидже регионов.
Глава II. Оценка состояния инвестиционного климата в России.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель.
По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов. Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия).
Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России.
Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
Глава III. Методы оценки инвестиционного климата
3. 1. Методологические аспекты проблемы оценки инвестиционного климата в России
Моделирование инвестиционного климата принимающей страной является важным элементом государственной политики привлечения и использования иностранного капитала, поскольку оно:
а) дает системное представление о факторах, воздействующих на иностранного инвестора;
б) предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране;
в) позволяет понять мотивацию поведения инвестора.
Существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата, различающиеся в зависимости:
от цели исследования;
по количеству анализируемых показателей и понятийным характеристикам;
по выбору самих показателей.
В общем различают три методики:
Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций. Авторы этой методики - американские экономисты Б. Тойль, Питер Уолтерс. Эта методика позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране и судить о возможности ее развития. Чтобы использовать эту методику нужна солидная статистическая база, квалифицированные кадры, длительное врем, в целом, высокие материальные затраты.
Методики, используемые на сравнительном анализе инвестиционных климатов в государствах Центральной и Восточной Европы, делающие акцент на темпах и перспективах развития.
Методики больной оценки инвестиционных климатов. Основное преимущество - возможность количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведение результативного показателя, учитывающего увеличение всех составляющих и служащего критерием различных стран и регионов по их привлекательности для иностранных инвесторов.
Примеры таким методик - это цифровая шкала, разработанная в сфере бизнеса, а также индекс Берри, трижды в год публикуемое в ФРГ для оценки инвестиционного климата в 45 странах на основании 15 устных характеристик с различным удельным весом, входящие в оценочный индекс, в котором дается оценка от 0 - неприемлемо, до 4 - очень благоприятно.
В России используется больная методика. По мнению специалистов целесообразно оценивать инвестиционный климат в России на основе результативного предпринимательского риска, составляющим которого является социально-политический риск, внутриэкономический риск и внешнеэкономический риск.
Для каждого вида существуют показатели, которые отображаются в шкале.
1 -хорошая оценка;
10 - плохие условия для инвестиций.
Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. И может реализовываться как на макро- так и на микроуровне. на макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.
Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системе международных расчетов по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику.
Отрицательно на инвестиционном климате сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий. Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы, то есть анализируется стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации и производительности труда.
Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития, уровень безработицы и возможность забастовок.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. на этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.
Макро- и микро уровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку например практически любые законодательные усилия Федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства.
3. 2. Метод оценки инвестиционного климата
Для оценки инвестиционного климата в России обычно используется следующая система факторов:
А. Факторы экономического потенциала
Степень обеспеченности региона стратегическими природными ресурсами.
Биоклиматический потенциал региона.
Наличие и доступность свободных земель для производственных инвестиций.
Уровень обеспеченности региона:
электроэнергией
газом
водой
тепловой энергией
Потенциал развития транспортной системы в регионе.
Обеспечение региона трудовыми ресурсами.
Степень обеспеченности квалифицированными кадрами.
Уровень научно-технического потенциала региона.
Возможности использования потенциала оборонных производств для выпуска гражданской продукции.
Б. Общие условия хозяйствования в регионе
Развитие отраслей материального производства.
Степень экологической безопасности региона.
Возможности использования объектов незавершенного строительства.
Степень изношенности основных производственных фондов на предприятиях ведущих отраслей региона.
Возможность использования свободных производственных мощностей.
Степень развития строительной базы.
Уровень развития производственной инфраструктуры.
В. Формирование рыночной в регионе.
Уровень развития рыночной инфраструктуры.
Влияние приватизации на инвестиционную активность.
Влияние инфляции на инвестиционную активность.
Степень вовлечения населения в инвестиционный процесс.
Степень развития конкурентной среды предпринимательства и разрушения монополизма производителя.
Емкость местного рынка для новой продукции и услуг.
Интенсивность хозяйственных связей региона с другими регионами.
Экспортные возможности региона.
Степень присутствия иностранного капитала в экономической жизни региона.
Г. Политические факторы
Степень доверия населения к региональной власти.
Уровень эффективности взаимодействия представительной и исполнительной власти в регионе.
Уровень политической стабильности в регионе.
Уровень национально-религиозной стабильности в регионе.
Д. Социальные и социокультурные факторы
Уровень жизни населения в регионе.
Уровень развития жилищно-бытовых условий.
Степень развития медицинского обслуживания.
Степень распространения алкоголизма и наркомании среди местного населения.
Уровень преступности в регионе.
Покупательная способность заработной платы населения.
Влияние миграции населения на инвестиционный процесс.
Отношение населения к рыночным реформам.
Степень терпимости населения к имущественной дифференциации.
отношение населения к труду.
Отношение населения к отечественным предпринимателям.
Отношение населения к иностранным предпринимателям.
Наличие в регионе привычных условий для жизни и работы иностранных специалистов.
Степень привлекательности культурно-исторического наследия для потенциальных инвесторов.
Е. организационно=-правовые факторы
Уровень соблюдения хозяйственного законодательства.
отношение работников региональных органов к предпринимательству.
Отношение региональных властей к иностранным инвесторам.
Уровень оперативности в принятии решений.
Доступность для инвесторов и предпринимателей информации о существе региональных, нормативных актов.
Уровень профессионализма сотрудников аппарата местной администрации.
Уровень эффективности деятельности региональных органов юстиции.
Условия свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы.
Наличие отработанных связей местных предпринимателей с иностранными инвесторами.
Уровень деловых качеств и деловой этики местных предпринимателей.
Ж. Финансовые факторы
Обеспеченность доходами регионального бюджета населения
Обеспечение региона внебюджетными фондами.
Степень доступности финансовых ресурсов.
Степень доступности финансовых ресурсов из регионального бюджета.
Степень доступности кредита в национальной валюте.
Средний уровень банковского процента.
оперативность работы банковской системы.
Сумма вкладов на душу населения.
Доля убыточных предприятий в регионе.
Конечная цель анализа инвестиционного климата - приведение различных показателей к некоему общему знаменателю.
Таким обобщающем показателем выступают показатели инвестиционного риска. Категории инвестиционного климата и инвестиционного риска взаимосвязаны.
Чем лучше инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный риск. Вместе с тем, между отдельными составляющими понятия инвестиционного климата и величиной инвестиционного риска нет взаимной корреляции. Так, размер рынка и его ресурсная обеспеченность, т. е. I группа факторов не влияет на величину инвестиционного риска, но является важной характеристикой инвестиционного климата. Ход реформ в стране и состояние экономической конъюнктуры, а также законодательная среда для инвестиций и политический климат прямо определяют величину инвестиционного риска.
Оригинальная методика оценки инвестиционного климата основана на применении интегральных факторов и индексов.
Для правильной оценки климата тех или иных регионов нужно проанализировать каждую из составляющих: региональные факторы, региональная политика, социальная ситуация в регионе - а затем выйти на сводную его оценку.
Наиболее продуктивным подходом к общей оценке рейтинга является индивидуальное сопоставление читателем Явных тенденций и цифр. Выводы же экспертов в данном случае играют лишь роль подсказки, одного из множества возможных путей решения.
Затем проводится оценка эффективности. Рассчитываются отклонения от среднероссийского уровня по различным параметрам и делается окончательная оценка.
Глава IV. Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала
4. 1. Региональные аспекты инвестиционного климата РФ.
В современных экономических условиях центр тяжести управления социально-экономическими процессами активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов охватывает и сферу их сотрудничества с иностранными инвесторами.
Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от состояния инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, уровня развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной, финансовой и деловой инфраструктур, интенсивности использования природных ресурсов и др.
В настоящее время регионы применяют широкий набор инструментов, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата на местном, краевом или республиканском уровнях. Многие регионы разработали и реализуют на своей территории региональные и межрегиональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Получили распространение такие меры, как освобождение при определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (или снижение их ставок), отсрочка по налоговым и арендным платежам на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий органов власти и другие.
4. 2. Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области
Инвестиционный климат Волгоградской области, как и любого другого региона Российской Федерации, характеризуется по двум параметрам - по инвестиционному потенциалу и по инвестиционному риску. По инвестиционному потенциалу Волгоградская область по итогам 1996-97 годов занимает 23 позицию в рейтинге российских регионов, ухудшив свою позицию на три пункта по сравнению с рейтингом 1995-96 годов.
По инвестиционному риску Волгоградский регион сохранил свои позиции по сравнению с прошлогодним рейтингом и находится на 34 позиции. В общем же область можно отнести к группе регионов с высоким потенциалом и умеренным риском.
4. 3. Перспективы увеличения объема привлекаемых иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области
Перспективы привлечения иностранных инвестиций в Волгоградскую область неразрывно связаны с улучшением ее инвестиционного фона, что возможно лишь при принятии специального законодательства для иностранных инвесторов и комплекса других мер подобно тому, как это сделали рассмотренные нами в предыдущей главе регионы. Сегодня же Волгоградская область не входит в число тридцати регионов РФ с наиболее благоприятными законодательными условиями для иностранных инвесторов.
Это обстоятельство не может позитивно отразиться на процессе привлечения иностранных инвестиций даже при наличие целого ряда других преимуществ, к числу которых прежде всего относится большие запасы сырьевых ресурсов и значительный промышленный потенциал.
Несмотря на эти негативные факторы в Волгоградской области идет разработка многих инвестиционных проектов с участием иностранных партнеров, реализация которых будет осуществлена. Перспективными с точки зрения иностранных инвесторов выступают прежде всего химическая и некоторые другие энергоемкие производства региона. К примеру, в текущем году Международный Банк реконструкции и развития дал согласие на выделение $7 млн. для проведения реконструкции и модернизации на химическом заводе «Каустик».
Еще несколько предприятий Волгоградской области, продукция которых ориентирована на экспорт, стали объектом пристального внимания иностранных инвесторов. Интерес зарубежных фирм к таким производствам продиктован тем, что они бы могли оказать посреднические услуги по обеспечению сбыта за границей. К таким предприятиям области относят керамический завод, «Серебряковцемент», «Волгоградстром». Поэтому вполне вероятно, что в регионе вскоре начнется реализация еще целого ряда инвестиционных проектов.
Огромный интерес у немецких и норвежских инвесторов вызывают месторождения хлорида магния или просто бишофита на территории Волгоградской области. Однако консерватизм руководства области не позволяет во многом достичь согласия и начать реализацию инвестиционного проекта по добыче и переработке этого ценного вида сырья. Это же самое можно отнести к инвестиционным проектам по реконструкции аэропорта и строительству гостиничного комплекса, намеченным на этот год. Теперь реализация перечисленных проектов откладывается на неопределенный период. В результате областной бюджет теряет средства, которые можно было бы получить в виде налогов от осуществления проекта, возросшее число безработных лишается возможности устроиться на работу.
Еще одним перспективным направлением привлечения иностранных инвестиций в области должна стать в ближайшем будущем реструктуризация крупных предприятий. В регионе имеется целый ряд предприятий-гигантов, надежды которых на получение капитала без проведения реструктуризации тщетны. Не получив их, большая часть оборудования таких предприятий простаивает, а долги растут. Реструктуировав же предприятие, то есть разделив его на самостоятельные подразделения, а также изменив систему и методы управления, можно получить отдельные производства, свободные от обязательств, которые имеют гораздо большие шансы в привлечении инвестиций, чем материнская структура.
Таким образом, проанализировав перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области можно сделать вывод, что без принятия конструктивных мер в вопросах улучшения инвестиционного имиджа региона, даже при наличии других сравнительных преимуществ, рассчитывать на увеличение объемов привлекаемого капитала не приходится.
Заключение
Инвестиционный климат в целом по Российской Федерации за истекший год несколько улучшился, однако по-прежнему не решен ряд проблем, которые являются барьером на пути иностранных инвестиций.
Все большую активность по вопросам привлечения иностранных инвестиций проявляют некоторые регионы России, рационально формирующие собственную инвестиционную культуру и инвестиционный процесс. Инвестиционная политика в этих регионах осуществляется по следующим направлениям: развитие местного регионального инвестиционного законодательства; поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот в рамках компетенции регионов; формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов; формирование инвестиционной инфраструктуры.
Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала имеет сравнительно привлекательный инвестиционный потенциал, однако отсутствие комплексной последовательной инвестиционной политики, не позволяет ей войти в группу регионов-лидеров в привлечении иноинвестиций.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долго-временные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и. даже ее экологической беспечности.
В целом же мы уже можем говорить с некоторой долей уверенности о положительных сдвигах в инвестиционном климате России.
Это даёт надежду на то, что инвестиционный климат России всё же делает какие-то движения вперёд, хотя и не очень уверенными шагами. В целом общая ситуация в российском производстве может резко измениться в ближайшие 5-10 лет в лучшую сторону, если существующие тенденции капиталовложений будут сохраняться в будущем. В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в российской экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость в стране. Только так, последовательными и тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернёт нас назад.
Список использованной литературы
Нормативная литература
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г.)
Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 443 «0 мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»;
Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2281 «0 разработке и внедрении внебюджетных форм инвестированная жилищной сферы»;
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»
Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 70 «0 внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «0 частных инвестициях в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 г. № 1929 «0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности»;
Библиография
Александрович Г. Региональные законодатели заполняют пробелы федерального законотворчества // Инвестиции в России. - 1997. - № 3-4. - стр. 6.
Бажилина Э. Инвестициям - новые цели // Экономика и жизнь. - 1998. - № 13. - стр. 1.
Базыльчик С. В Волгограде изобрели приворотное зелье для инвесторов// Деловое Поволжье. - 1998. - № 3. - стр. 6.
Базыльчик С. По инвестору зона плачет // Деловое Поволжье. - 1998. - № 5. - стр. 3.
Базыльчик С. Чужими предприятиями государство управляет лучше, чем своими // Деловое Поволжье. - 1998. - № 6. - стр. 4.
Вардуль Н. Предварительный диагноз - асфиксия // Коммерсантъ. 24 октября 1995.
Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций // Вопросы экономики. 1994. № 7.
Воскресенский Г. Российский рынок глазами иностранцев // Инвестиции в России. - 1998. - № 2. - стр. 12-15.
Грабаров А. Центробанк прорубает для гособлигаций окно в Европу // Финансовые известия. 6 сентября 1995.
Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24 октября 1995.
Зубакин В. Инвестиции в приватизированные предприятия // Вопросы экономики. 1994. № 7.
Инвестиционный рейтинг российских регионов 1996-1997гг//Эксперт. - 1997. - № 47. - стр. 18-39.
Каменнова И. Связи Волгоградской области остаются на «СЫРЬЕзном» уровне // Деловые вести. -3 декабря 1997г. - стр. 3.
Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 1995. № 12.
Ковалев В. Иностранные инвестиции в отдельно взятом регионе // МЭиМО. - 1993. - № 6. - стр. 61-65.
Кошкин В. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели // Российский экономический журнал. 1995. № 1.
Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 1994. Гл. 9.
Лавровский Б., Рыбакова Т. О пределах спада в российской экономике (хроника инвестиционного процесса) // Вопросы экономики. 1996. № 7.
Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности // Рынок ценных бумаг. 1995. № 13.
Милюков А. Директор, не спрашивай, кому нужна реструктуризация. Она нужна тебе //Деловое Поволжье. -1998. - № 13. - стр. 4.
Милюков А. Сначала туда, где есть деньги, идут товары. За ними - иностранный инвестор // Деловое Поволжье. -1997. - № 44. - стр. 3-4.
Минеев А. Активизация притока иностранных инвестиций в регионы РФ // Инвестиции в России. - 1998. - № 1. - стр. 5-8.
Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6 октября 1995.
Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Российский экономический журнал. 1994. № 2.
Основы внешнеэкономических знаний. М. 1994. Гл. 24.
Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11.
Сейфульмулюков И. Иностранные инвестиции в добывающих отраслях // Российский экономический журнал. 1992. № 11.
Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1994. № 12.
Фадеев А., Рукин А. Инвестиционные портфели // Рынок ценных бумаг. 1995. № 14.
Филатов В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа // Вопросы экономики. 1994. № 7.
Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры // Рынок ценных бумаг. 1995. № 9.
Цветков Н. На мировом рынке инвестиционных капиталов// Инвестиции в России. -1997. - № 11-12. - стр. 26-30.
Приложение
Анализ инвестиционной деятельности по источникам и назначению за 1997-1999 гг.
Показатели
Единица
1997 год
1998 год
1999 год прогноз
измерения
отчет
оценка
min вариант
max вариант
Объем инвестиций за счет всех
трлн. руб.
106, 2
210-230
310
380
источников финансирования
в % к преды-дущему году
74
82-83
104
97
Индекс-дефлятор
в % к преды-дущему году
530
240-260
140
170
Из общего объема инвестиций:
трлн. руб.
59, 6
115-125
170
200
производственного назначения
в % к преды-дущему году
65
80-81
106
94
трлн. руб.
46, 6
95-105
140
180
непроизводственного назначения
в % к преды-дущему году
86
85-87
105
101
Из общего объема инвестиций -
трлн. руб.
11, 7
18, 8
27, 7
36-42
государственные из федерального бюджета
в % к преды-дущему году
39
87
113
147-170
Описание предмета: «Инвестиции»ИНВЕСТИЦИИ (англ. investments) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные
отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. Разделяются
инвестиции на финансовые, реальные, интеллектуальные. Инвестиции финансовые — вложение капитала в акции,
облигации и другие ценные бумаги, выпущенные корпорациями или государством, а также в объекты тезаврации,
банковские депозиты. Инвестиции реальные — вложение капитала частной фирмой или государством в производство той
или иной продукции предполагает образование реального капитала (здание сооружение, оборудование,
товарно-материальные запасы и т. д.). Инвестиции интеллектуальные — совместные научные разработки, передача
опыта, лицензий, ноу-хау, подготовка специалистов на курсах, переподготовка кадров и т. п.
Инвестиции частные и государственные различаются между собой по направлениям, целям, источникам финансирования.
Частные инвестиции направляются в те отрасли экономики, где имеются лучшие условия для получения прибыли.
Государственные инвестиции направляются в основном на военные цели, а также на цели регулирования развития
экономики. Источником финансирования частных вложений капитала являются собственные средства компаний,
привлеченные средства путем реализации акций, облигаций, других ценных бумаг, а также в форме долгосрочных
кредитов и займов. Государственные инвестиции финансируются за счет налогов, прибылей государственных
предприятий, эмиссии денег или путем выпуска внутренних и внешних займов правительства.
Литература - К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, И.И. Передеряев, М.М. Соколов. Инвестиции. Системный анализ и управление. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 288 с.
- К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, И.И. Передеряев, М.М. Соколов. Инвестиции. Системный анализ и управление. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 288 с.
- Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. Экономическая оценка инвестиций. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 564 с.
- Тимур Р.Рахимов. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 220 с.
- Анастасия Васильева. Роль инвестиций в развитии региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 108 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|