Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Происхождение христианства

Религиоведение

Министерство образования Украины

Запорожская государственная инженерная академия

Заочное отделение

Контрольная работа

по религиеведению

(предмет)

Вариант: Происхождение христианства

Группа ПО-Ф6/99зо

Выполнил: Вишневская Ольга Борисовна

Дата сдачи на проверку:

Проверил:

(подпись)

Дата проверки:

Дата защиты:

Запорожье, 1999

ПЛАН

- Понятие религии.

- Возникновение христианства.

- Основные направления христианства.

- Выводы.

Религия во все времена оказывала и оказывает значительное влияние на духовную жизнь общества, формирование общественного сознания, поиски нравственных ориентиров и идеалов. Хотя нельзя сказать, что это влияние 'всегда носило прогрессивный характер. Но многие деятели культуры, ученые, политики, оценивая развитие человеческой цивилизации, науки, культуры, говорят все-таки о положительной роли религии в прогрессе человечества, в развитии письменности, нравственности, поведенческих норм морали, создании духовных ценностей, в повышении ответственности человека за свои земные поступки, влияющие, по мнению, религии, на условия существования человека после смерти.

В рамках учебного курса "Религиеведение" религия изучается как духовное, социально-культурное явление, его исторические формы, их эволюция в социально-экономической и культурной детерминации, а также ее влияние на внутренний мир человека, его идеалы, ценности, нравственные устремления, смысл жизни.

Латинское слово ''религия" означает "связь с Богом". Богом именуется Творец Вселенной, Высшее Существо Это невидимый Дух. всеведущий и всемогущий.

Религия дает представление о духовном мире. учит праведной жизни и спасению души. Согласно религиозному вероучению, участь души зависит от того. насколько праведно человек живет

На протяжении истории религии менялись, порождая новый образ мышления людей. Единой для всех времен религии не существовало. Поэтому общее понятие не может одинаково точно определять каждую религию

Предлагаемое определение тоже условно. Религия - это система вероучения н поклонения Высшему существу.

Источником вероучения считается Божественное Откровение - устное (священный миф) или письменное (Священное Писание)

Поклонение Высшему существу - это религиозная деятельность (РД). Она может быть индивидуальной (практика подвижничества), и коллективной (деятельность религиозных объединении)

РД связана с содержанием общинной инфраструктуры, организованным богослужением. системой обучения н воспитании разных поколении верующих.

РД обеспечивает поддержание духовных традиций, способствует созданию духовного наследия. оказывает нравственное влияние на граждан, повышает уровень согласия в обществе

Религия - мировидение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного Одна из причин возникновения религии - ощущение бессилия человека в борьбе с природой, а в дальнейшем в процессе развития общества. • бессилие перед стихийными социальными силами, господствующим к над людьми

Предмет веры включает представления'

• о Высшем существе

• о мире

• об Откровениях Высшего существа

Высшее существо- Сущность. Дух или Глава духов. Бог-Творец. Покровитель.

Религиозные представления о мире описывают:

• вещественный (материальный) мир - творение Высшего существа

• невещественный. невидимый мир духов. - небесный мир. место обитания Высшего существа

Откровения - проявления Высшего существа с целью Его волеизъявления н раскрытия истины о Себе.

Формы Откровений

• Священный Миф

• Священное писание

• Священное предание Чудеса

• Пророчества

Религиозные представления для верующих авторитетнее доводов разума. В философии их называют ценностными. Они ценятся выше. так как помогают ориентироваться в духовной реальности. которая не укладывается а привычные представления

Что убеждает верующих в реальности представлений:

• чудесные явления

• свидетельства пророков, святых

• опыт близких людей

• интуиция верующих

Больше всего вера нуждается в решимости сердца. Первый шаг веры часто делается вопреки '"здравому смыслу".

Культ - один из основных элементов религии: действия (телодвижения, чтение или пенис определенных текстов н т.п.). имеющих целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь внимание к их совершителям божественные силы (так называемые таинства).

Религия выполнят различные социальные функции - компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную и другие. Оказывает обратное действие на породившие ее социальные отношения.

Социальная функция религии:

• Воспитание

• Контроль внутренней жизни

• Культурная функция

• Функция сохранения нравственности

Религия способствует воспитанию благонадежных и законопослушных членов общества.

Воспитательную функцию выполняет священнослужитель (жрец, иерарх). Священнослужитель контролирует внутреннюю жизнь верующих. Контроль принимают как установление Высшего существа.

Цель нравственного контроля - соблюдение верующими норм праведности. Нормы регулируют отношения людей, делают поведение согласованным, предсказуемым, а общество стабильным.

Религия закладывает основы культуры. Большинство шедевров культуры - культовое искусство. Роскошь, благолепие и красота религиозного искусства - это выражение любви к Богу. По красоте и величию культового искусства можно судить о красоте н величии религии.

Религия предохраняет общество от нравственного разложения. В связи с этим она приобретает черты консерватизма. Это помогает хранению духовного наследия и своеобразия национального характера.

Религия - скелет культуры, ее структурный элемент. Реформы религии меняют образ мышления народа (менталитет). Для сохранения культурной целостности жизненно необходима религиозная деятельность в рамках заповеданной традиции.

Свобода совести - охватывает интеллектуальный, нравственный и духовный опыт человечества Право на свободу мысли, совести и религии включает свободу менять свои идеи. религию или убеждения, свободу отдельно или совместно другими, публично или в частном порядке, проявлять свою религию или убеждения в преподавании, отправлении н соблюдении обрядов и богослужении.

Как же возникло христианство.

Христианство - одна из мировых религий. Оно появилось около 2х тысячелетий назад.

Как же возникла эта религия?

В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей - учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию - мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» - небесное божье царство.

Нетрудно заметить, что эти легендарные конструкции Библии находятся в полном противоречии с научными представлениями человека о мире и о себе.

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» - восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис.

Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники - постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой - об умершем - говорится, что его простодушие, «немудрствование» и доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами. Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 - 43 гг. до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ - его точку зрения разделяет сам Цицерон - говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.

Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21 или 28 год до нашей эры - 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и учение гностиков - религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву. Христианство восприняло учение иудаизма о едином боге как первопричине всего существующего. Были восприняты и предсказания иудейских пророков о предстоящем приходе Мессии-спасителя и наступлении божьего царства.

В 1947 году неподалеку от Иерусалима, в местности Вади-Кумран, были найдены запрятанные в пещерах древние рукописи, принадлежавшие предхристианской иудейской секте, отколовшейся от официального иудаизма. Ученые считают, что эта секта ессеев, которая упоминается в сочинениях древних авторов. Поверив в близость конца света и страшного суда, ессеи ушли в пустыню, чтобы «праведной» отшельнической жизнью готовиться к этим событиям.

Изучение кумранских свитков выявило удивительно много сходного в религиозных воззрениях этой секты с первохрианскими общинами. Эта идея всеобщей греховности, воздаяния за добро и возмездия за зло после смерти. Другая характерная черта - враждебное отношение к божеству и пренебрежение к собственности. В кумранских свитках содержатся упоминания об «учителе праведности», которого в какой-то мере можно рассматривать как прообраз евангельского Христа.

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в исторических источниках.

Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, городской бедноты, всех тех, кого, по образному выражению Ф. Энгельса, «выбросил за борт процесс разложения старого мира». Все они осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство ими же творимое, все это охотно обещало.

Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что праведные получат свое и низшим сословиям - всем этим, по евангельской фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» - принадлежит будущее. Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня дьявола».

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в «потусторонний» мир, и само земное существование людей рассматривало лишь как «божье царство».

Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II - III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.

Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих должностных лиц - епископов. Создается сложная церковная организация. Ее высшим органов становятся съезды епископов - церковные соборы. Епископы больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов. Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а первые два - папами (от греческого «папас» - отец).

Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы - изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.

Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.

Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога».

Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.

Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству права легальной религии. А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы.

Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.

Существует 3 ветви христиантсва. В 1054 г. - в христианстве выделяется восточная ветвь - православие, в 1530 г. - из католичества выходит - протестантизм. Сейчас существуют три главных направления в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

На формирование христианства оказали влияние: иудаизм - как религия древних, евреев, мессианские иупаистские секты (эссеи или эссены), восточные культы (культ египетского бога Озириса, персидского бога Митры), зороастризм (понятия ад, рай. Страшный суд. Воскресение), иудейско-греческая философия (Филон Александрийский, Плотин, Аристотель).

Иудаизм придерживался таких положений:

- вера в одного Бога - Яхве (611г. до н.э.);

- вера в приход мессии - спасителя мира, посланника бога Яхве;

- вера в бессмертие души;

- вера в существование загробного мира;

- вера в суд (Суд над врагами иудейского народа);

- вера, что в момент появления Мессии мир будет обновлен;

- вера, что иудейский народ является избранным народом. Избранничество иудейского народа означает то, что он исполняет Закон, данный Моисею богом Яхве, и проявляет безусловное благочестивое послушание и, как результат, получит спасение для вечной жизни. Заповеди Закона Божьего:

1. Я есть Господь Бог твой: пусть не будет тебе богов иных, кроме Меня.

2. Но сотвори себе кумира и всякого подобия...

3. Не приемки имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято (в молитвах).

5. Почитай отца твоего и матерь твою...

6. Неубий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не у кради.

9. Не свидетельствуй на друга твоего поясным свидетельством. Ю.Но пожелай жены близкого твоего... (и имущества его). Благочестивое послушание - это путь праведника, путь добровольного

страдания.

Адам - "взятый из земли"; Ева - "жизнь"; Моисей - "взятый из воды".

Яхве - "сущий". Сатан - "противник, наветник".

Ересь состоит в том, что люди к учению веры примешивают мнения, противоположные Божественной истине. Ложное учение Ария:

- И. Христос не существовал вечно (как Бог-отец);

- Он--(т.е. И. Христос) не ость Бог-отец: "ведь Сын не есть Отец";

- И. Христос создан из ничего по воле Отца;

- И. Христос не есть истинно Бог: "Он есть тварь". Но такая тварь, которая имеет преимущества перед прочими творениями.

- И. Христос не "единосущен", а подобосущен Богу-отцу.

Апокриф -(тайная, подложная) - литература, не вошедшая в Библию, но повествующая об И. Христе, его жизни, учении.

ПРАВОСЛАВИЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Название "православие" (от греч. "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II в. Как самостоятельное учение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках. Окончательное отделение от западной церкви произошло в 1054 г.

ОСНОВА ВЕРОУЧЕНИЯ

Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов IV-VII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из них осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство.

АРИАНТСВО

Массовое распространение христианства в начале IV века во многом связано с проповедями Ария - пресвитера Александрийской школы. Арий утверждал, что только Бог-Отец есть в строгом смысле истинный Бог, а Сын Божий сотворён и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Такое своеобразное "единобожие", несколько упрощённый вариант вероучения, быстрее находило отклик. В IV и V веках арианами стали готы, вандалы, свевы, бургунды и другие народы. Широкое распространение арианства беспокоило византийского императора Константина и побудило его обратиться за помощью к епископам. В 325 году в г. Никее был созван первый Вселенский собор. На нём шла речь об основах православного вероучения, был принят Символ веры, в котором определено равенство и единосущие Сына Божия и Отца.

Учение Ария, однако, не взирая на решение Собора, продолжало увеличивать число своих сторонников. Тогда, в 381 году, на Втором Вселенском Соборе в городе Константинополе ариане были вторично осуждены. Никейский Символ веры был дополнен новыми догматами. Таким образом сформировались основные принципы православия как вероисповедальной системы. Это - признание триединого Бога, творца и управителя Вселенной, признание загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

СИМВОЛ ВЕРЫ

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах.

В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа, рождённого "прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, Единосуща Отцу.

Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии.

Четвёртый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый - о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на Землю.

Восьмой член Символа веры - о вере в "Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ...".

В девятом - об отношении к церкви.

В десятом - о таинстве Крещения.

В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскрешении мёртвых.

В двенадцатом - о жизни вечной.

УЧЕНИЕ АВГУСТИНА

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V в. он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за её событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределённых к спасению, может войти любой, уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды - таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств.

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди- это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве б р а к а, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ

Сейчас в мире насчитывается около 100 миллионов приверженцев православия, связанных общностью вероучения, основных норм церковной жизни и важнейших обрядов.

Православие изначально не имеет единого центра управления..Эта традиция восходит к первым векам нашей эры, к временам Византийской империи, где было четыре самостоятельных равнозначных религиозных центра. В процессе исторического развития сложилось 16 автокефальных,то есть самостоятельных, церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Чешская и Словацкая, Американская, Украинская.

Кроме того, имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха). Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).

Христианство на Руси было учреждено в Х в. по византийскому образцу. И так же, как во всем мире, распространялось оно сначала в среде кочевников и торговцев в форме с упрощенной догматикой, а потом утверждалось в форме, отработанной семью Вселенскими соборами. Упрощенные формы раннего христианства сохранила "Повесть временных лет", где Бог-Сын не "единосущен", а "подобосущен" (подобен, но не равен) Богу-Отцу.

Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это только первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XIII в. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Современная структура и организация православной церкви начинается с прихода. Приходы объединяются в округа, а последние - в епархии. Возглавляют епархии архиереи. Епархиальные архиереи подчинены патриарху. Патриарха избирает пожизненно поместный собор.

Духовенство в православии делится на белое (женатые священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Епископом может стать только монах.

ПРАВОСЛАВНЫЕ. ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в православии четыре:

- перед Пасхой,

- перед днем Петра и Павла,

- перед Успением Богородицы,

- перед Рождеством Христовым.

Первое место среди великих, главных праздников, занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники- 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господен в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.

Таковы в основных чертах история и организация православия.

ГЛОГСЛРИИ

Августин Блаженный (354-430 гг.) - христианский теолог и церковный деятель, епископ г. Гиппон (Северная Африка), родоначальник христианской философии истории, "земному граду" - государству противопоставлял "Божий град" - церковь. Развил учение о благодати. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и теологии вплоть до XIII в.

Автокефальная церковь (от греч. autos - сам и kephale- голова) - в православии административно самостоятельная церковь. В 1995 г. было 16 автокефальных церквей, из них Русская, Украинская и Грузинская - на территории СНГ,

Арианство - течение в христианстве в IV-VI вв. Его зачинатель священник Арий (умер в 336 г.) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). По учению Ария, Христос как творение Бога-Отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325 и 381 гг.

Архиерей (от греч, архи - старший, главный и Щегеиз - священнослужитель) - общее название высших православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит).

Архиепископ (от архи и епископ) - старший епископ.

Афанасий Александрийский (ок. 295-373 гг.) - церковный деятель и богослов, епископ г. Александрия. В борьбе с арианством разработал учение о "единосущии" Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на I (325 г.) и II (381 г.) Вселенских соборах. Защищал независимость церкви от имперской власти.

Василий Великий (ок. 330-379 гг.) - церковный деятель, теолог, философ-платоник, епископ г. Кесария (Малая Азия). Выступал против арианства. В своем сочинении "Шестодневе" изложил принципы христианской космологии.

Григорий Богослов (ок. 330 - ок. 390 гг.) - греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, епископ г.Назнанда (Малая Азия). Вносил в теологию методы платоновской диалектики.

Двунадесятые праздники- 12 важнейших православных праздников: 25 декабря (7 января) - Рождество Христово. 6 (19) января - Крещение, 2 (15) февраля - Сретение, 25 марта (7 апреля) - Благовещение, за неделю до Пасхи - Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье). 40-й день после Пасхи- Троица, 6 (19) августа - Преображение. 15 (28) августа - Успение. 8 (21) сентября - Рождество Богородицы. 14 (27) сентября - Воздвижение. 21 ноября (4 декабря) - Введение во храм.

Епархия - в православных церквах церковно-административ-ная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

Епископ - в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с IV в.) следующее: патриархи, митрополиты (часть из которых имеют титул архиепископов) и собственно епископы.

Ереси (от греч. hairesis - особое вероучение) - в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Среди наиболее значительных:

ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов, стригольников.

Епитимия (эпитимия) (от греч. epitimion - наказание) - в христианстве церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т.п налагается исповедующим священником.

Иерусалим - город в Палестине, религиозный (священный) центр христиан, иудеев и мусульман. Первые упоминания об Иерусалиме - в середине II тыс. до н.э.

Иоанн Дамаскин (ок. 675 - до 753 гг.) - византийский богослов, философ и поэт, ведущий идейный противник иконоборчества. Автор церковных песнопений.

Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - византийский церковный деятель епископ Константинополя (с 398 г.), представитель греческого церковного красноречия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя.

Мессия (от др.-евр. машиах, букв. - помазанник) -в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом Спаситель, долженствующий навечно установить свое царство. В мусульманских странах мессия называется махли.

Митра (от греч. mitra - головная повязка) - в православной и католической церквях позолоченный головной убор, надеваемый преимущественно на время богослужения представителями высшего духовенства.

Митрополит - в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

Пасха (греч. разспа, от др.-евр. песах. букв. - прохождение) - весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с воскресением Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. ст.)

Патриарх (греч. рагпагсПез - родоначальник) - в православии высший духовный сан., обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Избирается церковным собором.

Пост - в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или отдельных ее видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний - великий., 7 недель перед Пасхой; летний - петровский; осенний - успенский; зимний - рождественский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещается увеселение, вступление в брак.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 1Х-Х1 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей.

Рождество Христово- один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Христа. Отмечается 25 декабря: в одних странах - по новому стилю, в других - по старому (что соответствует 7 января н. ст.).

Таинства-в христианстве культовые обряды, совершение которых по церковному вероучению придает людям некую сверхъестественную чудодейственную силу - божественную благодать. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители).

КАТОЛИЦИЗМ

Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский. И это действительно одно из крупнейших (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, в Польше, Венгрии, в странах Латинской Америки, в США. Всего в мире сейчас насчитывают от 580 до 800 млн. приверженцев католицизма.

ИСТОКИ КАТОЛИЦИЗМА

Его истоки - в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

ОСНОВА КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и о б р я д ы, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях- об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие - смертные - грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Учение о чистилище сложилось еще в 1 в. Православная и протестантская церкви учение о чистилище отвергают.

Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть догматы о непогрешимости папы - принят на 1 Ватиканском соборе в 1870 г.: о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

ТАИНСТВА В КАТОЛИЦИЗМЕ

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII. обязательно для всего духовенства.

КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре. распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Огромное, несоизмеримое с ростом человека, пространство готического собора, его устремленные к небу своды, башни и башенки навевают мысли о вечности, о том, что церковь - царство не от мира сего и несет на себе печать царства небесного, И все это при огромной вместимости храма. В Соборе Парижской Богоматери. например, могут одновременно молиться до девяти тысяч человек.

Изобразительные средства и возможности католического искусства тоже имеют свои особенности. Строгий канон православной иконописи сводит до минимума возможности проявления творческой фантазии художника-иконописца. У западных художников всегда было меньше ограничений в изображении религиозного сюжета. Живопись, скульптура довольно натуралистичны.

Особая роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.

УБРАНСТВО КАТОЛИЧЕСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Каждодневная одежда католического священника - это длинная черная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митру- позолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает ее крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях:

- при коронации,

- во время больших церковных праздников.

Отличительная деталь папского одеяния - п а л л и и. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на нее крестами из черного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ

Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями:

в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещен с Крещением и Богоявлением). Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло. У католиков есть ряд специфических праздников:

- праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение,

- праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

- Один из главных богородичных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных - успение Пресвятой Богородицы).

- Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище. Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

СТЕПЕНИ КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕНСТВА

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Е п и с к о-п а назначает папа. Официальная резиденция пап - Ватикан. Расположен он в центре Рима, занимает площадь 44 гектара, население - одна тысяча человек. В состав Ватикана входят Собор святого Петра, дворцовый ансамбль: там апартаменты папы, кардиналов, центральные церковные учреждения, библиотека, архив, служебные помещения, музеи.

Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании. Выборы проходят во дворце, в Сикстинской капелле. Избирается папа пожизненно. При папе есть тайный совет - священная коллегия кардиналов. Часть кардиналов постоянно пребывает в Риме и возглавляет папские учреждения, другие - руководят местными католическими церквами в других странах.

За пределы Европы католицизм распространялся в виде миссий к нехристианам. Большую роль в миссионерской деятельности сыграли монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, августинцев, иезуитов. Католические миссии находятся практически на всех континентах и в Океании.

На II Ватиканском соборе (в 1962-1965 гг.) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

ГЛОССАРИЙ

Ватикан - государство-город в пределах столицы Италии - Рима, на холме Монте-Ватикано. Центр римско-католической церкви, резиденция ее главы Папы римского.

Индульгенция (от лат. indulgentia - милость) - в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

Кардинал (от лат. kardinalis - главный) - в иерархии католической церкви духовное лицо, следующее после римского папы, ступенью выше епископа. Кардиналы - ближайшие советники и помощники папы по управлению церковью. Назначаются папой.

Католицизм- одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии. Чехии, Словакии, на Кубе и в латино-американских государствах. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Беларуси и Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр - папство, глава - Папа римский, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма по сравнению с православием: добавление к Символу веры (в догмат Троицы) филиокве', наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы: резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

Клир (от греч. kleros - жребий) - в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же. что духовенство.

Орден (нем. orden, от лат. ordo - ряд, разряд) - католические централизованные монашеские объединения (с VI в.). действующие согласно уставам, утвержденным папством (в состав монашеских орденов входят и духовно-рыцарские ордены).

Папство - религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый Папой римским. Папство сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы присвоили себе название "папа", добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIII в. создание Папской области (в XIX в. вошла в состав Итальянского королевства) положило начало светской власти пап. После второй мировой войны, особенно с 60-х гг., папство взяло курс на приспособление католицизма к современной эпохе.

Петр- в Новом завете один из апостолов, первым провозгласивший Иисуса Христа мессией. Церковное предание называет Петра первым римским епископом.

Фипиокве (лат. philique - и от сына) - добавление, сделанное в VII в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому Символу веры IV в., в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но "и от Сына". Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов разделения церквей.

Целибат (от лат. caeleds- неженатый) - обязательное безбрачие католического духовенства: узаконено папой Григорием VII (XI в.), практически утвердилось в XII в.

Чистилище - согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

"...Неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На этом стою и не могу иначе..." - это слова, ныне известные каждому просвещенному человеку, были произнесены немецким религиозным реформатором, бунтарем Мартином Лютером более четырех с половиной веков назад.

Это был период ранней стадии развития капитализма, время. когда товарно-денежные отношения и рынок властно вторгались в патриархальный хозяйственный быт немцев. Жестокость, рвачество. ростовщический обман осуждались в обществе, но епитимьи (церковные наказания верующих), наложенные на согрешившего, не связывали его тяготами покаяния. За деньги можно было купить отпущение как за прошлые, так и за будущие грехи.

Нарождающемуся новому типу экономического человека нужны были иные нравственно-религиозные принципы. И это требовало не просто исправления католицизма, а пересмотра его фундаментальных догматов.

Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенций, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

На Шпейерском сейме в 1529 г. было вынесено решение в пользу папы и осуждена деятельность Мартина Лютера. Однако представители 14 немецких городов выступили с "Протестацией" против этого решения. Они и были впервые названы протестантами. Так в 1529 г. родился протестантизм. Позднее протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отклонившихся в ходе Реформации XVI века от католицизма.

РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА

Со временем протестантизм породил большое число (более 250) направлений. Сейчас в мире насчитывают от 340 до 480 млн. приверженцев протестантизма. Среди них: баптисты - 75 млн, человек, лютеране - 70, англиканская церковь - 67, пресвите-риане - 52. методисты - 43, пятидесятники - 8, свидетели Иеговы - 5. Армия спасения - 5. мормоны - 5, кон-греционалисты- 3, адвентисты- 3 млн.

Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями культа и организации, но все связаны общим происхождением и догматикой.

ПРИНЦИПЫ ПРОТЕСТАНТСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

История протестантизма по-настоящему начинается с Лютера. который первым порвал с католической церковью, сформировал и отстоял основные положения протестантской церкви.

Эти положения исходят из того. что возможна непосредственная связь человека с Богом. Божественная благодать даруется

без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причащение. Верующий не подчиняется Папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы. чистилище, отвергают монашество, крестное знамение. священные облачения, иконы.

ОСНОВАТЕЛЬ ВЕРОУЧЕНИЯ

Мартин Лютер - основатель евангелически-лютеранской церкви - родился 10 ноября 1483 г. в городе Эйслебен. Его отец - Ганс Людер (Лютер - это псевдоним Мартина) был старшим в крестьянской семье. Согласно обычаю того времени земля податного крестьянина не делилась, а переходила в руки младшего из сыновей. Ганс Людер, оказавшись безземельным, стал рудокопом и прожил нелегкую жизнь. В своем сыне Мартине он воспитал волю, упорство, трезвую рассудительность. От матери - Маргарет Линдеман - Мартин унаследовал музыкально-поэтические способности. Восемнадцатилетний Мартин поступил в Эр-фуртский университет. А в 1505 г. он стал монахом Августинского монастыря. После того, как Лютер принял священство, его пригласили читать лекции в Виттенбергском университете. Все эти годы Лютер не просто много работал, изучал Священное писание, он упорно стремился собственными делами - постом, строгим образом жизни - получить прощение грехов, обрести мир с Богом. Однако покоя не находил. Однажды в состоянии отчаяния он обратился к Библии и в фразе из Посланий к римлянам (1.17):

"Праведный верою жив будет" - увидел ключ к решению своих сомнений. Поверил, что спасение человека исходит через личную веру. Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 т е з и-с о в. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Вит-тенберга.

Вот некоторые из этих тезисов:

• Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

• Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие).

• Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава... (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может).

• Каноны покаяния (то есть постановления о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых, а не для мертвых. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем).

• Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех., кто приобретает индульгенции для себя и для находящихся в чистилище душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты.

(В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания").

• Истинное, подлинное сокровище церкви есть святейшее Евангелие славы и благодати Божией. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны доставаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.)

• Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом, Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению. Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 г., и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.

ВЫВОДЫ

Одна из линий, проходящих через всю историю религиеведения, - трактовка религий как суммы переживаний отдельного человека, хотя на разных этапах развития и у разных деятелей эта линия выражена неодинаково ярко и в различных формах. Религия как "чувство абсолютной зависимости" (Ф. Шлейермахер), продукт взаимоотношения "Я и Бог" (С. Кьеркегор), размышления "философствующего дикаря" (Э. Тейлор, Г. Спенсер),подсознания и связанной с ним деятельности "Я и СверхЯ" (З. Фрейд и неофрейдисты), психической отягощённости и тяжёлых внутренних переживаний заброшенной в мир личности (К. Ясперс, М. Хайцегер, Н. Марсель), "религиозного опыта" индивидуума (прагматизм, в особенности У. Джеймс), "встречи" того же индивидуума с Богом (современный протестантизм - К. Барт, неохасидизм - М. Буберс), - эти концепции при всём различии исходных философских позиций демонстрируют подход к религии как к чисто личностному явлению.

Вместе с тем документы, в которых зафиксированы догматические основы любого вероучения, не представляют собой результата индивидуального пророчества основателя какой-либо религии. Не отрицая роли тех личностей, которые стояли у колыбели конкретного религиозного движения, будь то Христос, Мухаммед или Будда, мы понимаем, что их проповедь не оставалась "гласом вопиющего в пустыне" прежде всего потому, что она питалась актуальными для их времени переживаниями и чаяниями большинства людей, т.е. отвечала умонастроению эпохи. Всякое возникающее и укоренявшееся религиозное учение было в этом смысле общественным продуктом.

Освещение проблемы личных или общественных корней религиозного сознания имеет большое значение для решения проблемы генезиса религии, поскольку с момента своего возникновения религия оказывала существеннейшее влияние на все стороны жизни общества, в особенности на развитие духовной культуры.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ХОД ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Будучи явлением общественным, религия не могла не играть серьёзную роль в жизни общества на всех этапах его истории. Речь идёт о роли и религиозной идеологии, и религиозных институтов. Первая далеко не всегда прямо воздействует на человеческое поведение, и тем самым - на ход общественного развития. Своего рода многогранность религиозной идеологии позволяет её играть в истории общества противоречивую роль. В те периоды истории общества, когда идеология выступала полностью в религиозной форме, интересы противоборствующих социальных сил получали выражение хоть и в различных, но именно в религиозных идеях (например, в средневековой Европе еретические убеждения являлись идеологическим выражением соответствующих социальных движений против господствующего феодального строя, освящавшегося ортодоксально-католическим учением).

Разумеется, роль религии не следует рассматривать только с политической стороны. Влияние религиозно-церковных институтов и самой религиозной веры распространяется на все области социальной и индивидуальной жизни людей. Она воздействует на развитие материальной и духовной культуры, в частности, на естественные и общественные науки, историю искусств, эволюцию морали и нравов, форм общественного и семейного быта.

Церковь как социальный институт объединяет людей на почве общей веры, обеспечивает им потустороннее "спасение". Выполняет она и другие социальные функции. Например, часть церковных средств, получаемых от верующих, используется на другие религиозные цели - издание канонической и проповеднической литературы: содержание специальных учебных заведений, готовящих священнослужителей, миссионеров и проповедников; содержание духовенства, обслуживающего религиозные потребности верующих. В целом хозяйственно-экономическая деятельность церкви отражает одну из сторон социального характера религии.

На различных этапах своего развития церковь играла весьма серьезную политическую роль. Существовали даже теократические государства, в которых власть формально принадлежала самому Богу, что выражено и в термине "теократия". Это определение можно отнести к арабским халифатам средневековья, к Ватикану, а также к Тибету, где верховным правителем являлся Далай-лама.

Церковь выступает активной общественной силой. Это соответствует всем ее традициям и будет характеризовать ее постоянно, поскольку она функционирует как социальный институт, организационно воплощающий религию в качестве формы общественного сознания.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАНЕ

Особую актуальность вопрос о роли религии как социального явления приобретает в наше время, на современном этапе общественно-политического и культурного развития.

Церковные организации различных религий активно действуют непосредственно в политической сфере. В ряде случаев название той или иной политической партии прямо указывает на связь с определенной религиозной идеологией и церковью (христианско-демократическая партия), названия некоторых восточных государств дают знать о приверженности этих государств исламу. Участие церкви в политических и общественных движениях проявляется также в деятельности клерикальных профсоюзов, молодежных и женских организаций, студенческих союзов, крестьянских обществ, кооперативов и т.д.

Велика роль церкви и проповедуемой ею религии в социальной сфере, материальной и духовной жизни общества, общественном и культурном развитии человечества. Религия и связанные с ней церковные институты сегодня, как и прежде, представляют собой важнейшее социальное явление, изучение и понимание которого необходимо каждому образованному человеку.


Описание предмета: «Религиоведение»

Религиоведение (от лат. religio - религия) - совокупность научных дисциплин, изучающих религию.

Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось, начиная с XIX в., хотя соответствующие знания - философские, теологические, исторические - накапливались в течение веков.

Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.

Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др.

Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.

Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиональное и внеконфессиональное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиональном (а нередко и в конфессиональном) религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала. [Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред.

проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.] Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное иди сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что история человечества (и предыстория) не знала абсолютно безрелигиозной стадии существования. Затрагивая предельные, общие для всех людей проблемы, самые глубинные и болезненные точки человеческой природы, религия органически связана с общественной психологией, настроениями и духовными движениями, а также с уровнем и типом экономической культуры. Активно функционируя в обществе, религия оказывает влияние на социальную реальность и, в свою очередь, формируется под влиянием этой социальной реальности.

Таким образом, мы видим, что предмет религиоведения имеет сложный и многоаспектный характер. Для того чтобы соответствовать своему научному определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами. [С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 5-10.]

Литература

  1. Н.А. Машкин. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 2006. – 752 с.
  2. А.Ф. Папина. Происхождение славянской письменности. – М.: Либроком, 2009. – 208 с.
  3. Эрнест Ренан. Эрнест Ренан. Собрание сочинений в 12 томах (комплект из 4 книг). – М.: Издание Б. К. Фукса, 1904. – 2640 с.
  4. Сергей Цветков. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. – М.: Центрполиграф, 2012. – 464 с.
  5. Чарльз Хаммэль. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия? Происхождение Вселенной. Чудеса и законы науки. Креационизм и теория эволюции. – М.: Триада, 2001. – 360 с.
  6. Джоэл Кармайкл. Разгадка происхождения христианства. Светская версия. – М.: Республика, 2002. – 432 с.
  7. Лин фон Паль. Тайны Киевской Руси. – СПб.: АСТ, Астрель-СПб, 2008. – 352 с.
  8. Воскресение Христово. – М.: Пролог, 2004. – 108 с.
  9. Эрнест Ренан. Эрнест Ренан. История происхождения христианства в 7 томах (комплект). – СПб.: Терра-Книжный клуб, 2009. – 1998 с.
  10. Словарь Нового Завета (комплект из 2 книг). – М.: ББИ, 2010. – 1840 с.
  11. Под редакцией Крейга Эванса, Ральфа Мартина, Даниэля Рейда. Словарь Нового Завета. Том 2. Мир Нового Завета. – М.: ББИ, 2010. – 992 с.
  12. Под редакцией Джоэля Грина, Скота Макнайта и Говарда Маршалла. Словарь Нового Завета. Том 1. Иисус и Евангелия. – М.: ББИ, 2010. – 830 с.
  13. Эрнест Ренан. История происхождения христианства. Полное издание в одном томе. – М.: Альфа-книга, 2016. – 1280 с.
  14. Ренан Э., Сорель Ж. История первых веков христианства + Критический этюд "Эрнест Ренан" (комплект из 8 книг). – М.: Издание Н. Глаголева, 1907. – 2380 с.
  15. Каутский Карл. Происхождение христианства. – М.: Юрайт, 2018. – 349 с.
  16. История первых веков христианства. В семи томах. Тома 2, 3, 7 (комплект из 3 книг). – М.: , . –  с.
  17. Происхождение христианства. – М.: , . –  с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Дипломатическая история присоединения Крыма к России
История Отечества
Курсовая работа
50 стр.
Греческая культура в истории русского православия
Культурология
Реферат
18 стр.
Варны и касты в Древней Индии
Культурология
Реферат
21 стр.
Влияние образа отца на самосознание христианских и мусульманских подростков
Психология
Диплом
89 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Денис, 12.07
Защитился я 10.07. с Вашей помощью на хорошо, (отл) ставили только тем, кого после защиты приглашали в аспирантуру. Я Вам очень признателен за Ваш подход к работе и скорость! Если Вы не против, я буду Вас рекомендовать своим знакомым.