Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
К вопросу моделирования поведения человека в маркетингеМаркетинг
Маркетинг, как и другие научные дисциплины, относящиеся к об-щественным наукам: экономика, социология, политология, психология, антропология, - имеет своим предметом человеческое поведение. Од-нако научный подход к описанию и предсказанию человеческого пове-дения требует от общественных наук его обобщения, типизации. Эта задача чрезвычайно сложна в маркетинге по причине того, что данное научное знание образовано на стыке наук и находит свое применение в различных сферах жизнедеятельности человека. Поэтому в маркетинге используются различные модели поведения человека: модель экономи-ческого поведения, политического поведения, ряд психологических и социологических моделей поведения.
При проведении маркетинговых исследований, когда объектом вы-ступает человек, как покупатель или предприниматель, приходится изу-чать систему стимулирования деятельности индивида, саму деятель-ность и поведение в целом. На данный момент теория маркетинга не может предложить комплексную социально-психологическую модель поведения индивида, которая не только позволила бы рассмотреть все составляющие поведения в целом, но и представить личность как еди-ницу глобальной системы социальных связей и отношений, включенную не только в среду бизнес-взаимодействия, но и в систему общества. Рассматриваемая модель не претендует на универсальность и не лишена недостатков, но ее практическая апробация доказала ее эф-фективность использования в маркетинговых исследованиях при реше-нии проблем мотивации как во внешней, так и во внутренней среде маркетинга.
Теоретически модель можно разбить на три части:
1) система стимулирования деятельности индивида;
2) деятельность индивида;
3) поведение индивида.
Основные свойства потребностей:
потребности генетически заложены в психике человека в виде потенций; потребности устремляются только к тем объектам, кото-рые субъект воспринимает как относительно доступные. Сила притяже-ния к предметам ослабевает как со снижением, так и с повышением доступности; источники потребностей разных людей могут быть совер-шенно различными, даже если они направлены на одни и те же объек-ты; актуализация потребностей зависит от конкретных условий существования индивида; потребности индивида не имеют единую общую , так как источники их находятся не только в структуре психики, но и в от-ношениях человека с внешним миром; между потребностями существует следующая зависимость: удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно при ус-ловии удовлетворения потребностей более низкого уровня. Потребности не являются единственным элементом системы сти-мулирования деятельности индивида, они. отправной пункт.
2. Элементы деятельности индивида.
Потребность нашедшая свой предмет удовлетворения преобразу-ется в мотив, непосредственный стимул деятельности. Если же потреб-ность нашла способ удовлетворения в определенных условиях, то она преобразуется в интерес. Таким образом, вся деятельность индивида направлена на поиск предметов удовлетворения потребностей или соз-дание условий, в которых потребности удовлетворяются. Преобразова-ние потребностей в мотивы и интересы означает преобразование сти-мула к деятельности в саму деятельность, которая проявляется в двух элементах: мотивах и интересах.
3. Элементы поведения индивида.
Рассматривая поведение индивида необходимо прежде всего при-нять во внимание два наиболее значимых фактора: опыт и социальную среду. Опыт бывает как (предшествующих поколений), так и приобретенный непосредственно индивидом. Влияние опыта вы-ражается в том, что снижается поисковая активность индивида, направ-ленная на нахождение предметов и условий удовлетворения потребно-стей. У индивида вырабатываются поведения или установ-ки, социальные установки и аттитюды. К этому ряду относятся и моти-вационные ориентации (термин, предложенный Т. Парсонсом). Социальная среда оказывает свое влияние на индивида таким об-разом, что поведение меняется в зависимости от реальной ситуации и формируются предрасположенности к определенному типу поведения. Влияние опыта и социальной среды достаточно детально рас-смотрены в диспозиционной концепции социального поведения лично-сти по В. А. Ядову, в которой выделены следующие сферы социальной деятельности:
Сферы социальной деятельности, выделенные В. А. Ядовым:
1. Семейное окружение;
2. Контактная группа;
3. Сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта;
4. Сфера деятельности, понимаемая как социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение ценностей общества и его подсистем.
Этим четырем уровням соответствуют уровни ситуации, в которых действует личность:
1. Предметные ситуации, быстро меняющиеся, относительно кратковременные.
2. Ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой контактной группы.
3. Устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта.
4. Социально-экономические условия. Долговременные, устойчи-вые условия деятельности свойственные широкой сфере жизнедея-тельности личности в рамках определенного типа общества. Четырем уровням социальной деятельности и уровням ситуации соответствует иерархия предрасположенностей к восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях:
1. Диспозиции на основе элементарных фиксированных установок (поведенческий акт);
2. Диспозиция на основе социально фиксированных установках или аттитюдах (поступок);
3. Диспозиции основанные на базовых социальных установках (система поступков);
4. Диспозиции образованные на системе ценностных ориентаций, которые регулируют целостность поведения. Основным недостатком диспозиционной концепции В. А. Ядова является то, что в ней не учтен факт включенности индивида в различ-ные социальные группы, организации, страты и т.д., в которых сущест-вуют свои системы установок, аттитюдов, социальных установок и цен-ностей. Если установки, аттитюды и социальные установки в различных группах, куда включен индивид могут и совпадать, то системы ценно-стей могут быть кардинально различными. Индивид же в зависимости от ситуации принимает ценности той общности, с которой идентифици-рует себя в данный момент. Поэтому систему предрасположенностей четвертого уровня в концепции В. А. Ядова более корректно было бы назвать диспозициями, образованными на основе мотивационных ори-ентаций. Число систем мотивационных ориентаций зависит от числа групп, с которыми индивид может себя идентифицировать. Мотиваци-онные ориентации доминируют в процессе внутреннего согласования всей диспозиционной системы.
Сами системы мотивационных ориентаций формируются на осно-ве системы ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций в свою очередь формируется на основе ценностей тех групп, в которые включен индивид. Таким образом система ценностных ориентаций вы-ступает в роли системы ориентации на сами способы ориентации и яв-ляется вторым элементом системы стимулирования деятельности ин-дивида (первый. потребности).
Ценности же групп, в которые включен индивид, формируются на основе потребностей, через мотивы и интересы. То есть ценностями могут стать любые свойства и качества предметов удовлетворения по-требностей и способов их достижения.
Предложенная в данной работе модель позволяет не только опре-делить предмет маркетингового исследования вне зависимости от типа маркетинговой среды, но и построить прогнозные модели поведения покупателя, потребителя, работника, руководителя в системе маркетин-га.
Описание предмета: «Маркетинг»МАРКЕТИНГ (англ. marketing) — 1) комплексная научная система организации и управления производственной,
коммерческой и сбытовой деятельностью предприятия, ориентированной на выявление неизвестных и неудовлетворенных
запросов потребителей; 2) один из важнейших способов активизации конкурентных начал рыночной экономики; 3)
качественно новая философия производства и сбыта продукции и услуг в условиях развитой рыночной экономики.
Маркетинг возник в 20-е годы XX в. в США, широкое распространение (в практике ведущих компаний) получил в
50—60-х годах в связи с обострением проблем сбыта и усиливающейся монополизации рынка[3]. Главные цели
маркетинга - извлечение максимальной прибыли; исследование и прогнозирование емкости рынка, индекса цен,
товарной конъюнктуры, определение потенциальных потребителей и производителей; изучение внутренней и внешней
среды его развития, разработка, производство и сбыт товаров и услуг, пользующихся спросом; формирование спроса
у потребителей на новые товары, услуги и изделия. Основными функциями маркетинга являются: выявление
существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного исследования
состояния рынка и перспектив его развития; организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых
образцов продукции, а также улучшению прежних моделей в соответствии с запросами потребителей; координация и
планирование производства соответствующих товаров, инвестиционной и финансовой политики; определение наиболее
эффективных форм и методов сбыта продукции; регулирование всей экономической деятельности, включая руководство
производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим обслуживанием и другими услугами и
мероприятиями по расширению сбыта и контроль за реализацией намеченных программ; формирование и реализация
ценовой политики, информационное обеспечение маркетинга. В процессе своего развития маркетинг проходит ряд
этапов. На первом этапе осуществляются рыночные исследования: определяется потенциальный спрос отдельных групп
населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым предназначается создаваемая новая продукция.
В настоящее время до 90% компаний промышленности, торговли и сферы услуг развитых стран Запада используют
рыночные исследования. На втором этапе осуществляется подготовка плана маркетинга, в котором конкретно
устанавливается: кто, что, когда, где и каким образом должен сделать. На основании плана определяются объемы и
график выпуска продукции, срок для создания определенных товарных запасов, программа рекламных и других
мероприятий по стимулированию сбыта. На третьем этапе осуществляется реализация разработанного плана
посредством координации и интеграции работ по распределению, продаже, рекламе и стимулированию сбыта.
Управление маркетингом осуществляют специальные службы внутри компаний. Их структура самая разнообразная:
функциональные, по видам продукции, по районам и др.
В нашей стране многие годы в связи с недооценкой товарно-денежных отношений рыночные структуры почти не
развивались. В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, использование предприятиями и
фирмами маркетинга приобретает весьма важное значение, ибо он представляет собой универсальный эффективный
инструмент реализации проблем внутреннего рынка в стране.
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и
развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и
предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур
предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос их
динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения
по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом
факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в
разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой
деятельности.
Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно -
правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних
возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного
природопользования.
Литература - В.К. Крыжановский, М.Л. Кербер, В.В. Бурлов, А.Д. Паниматченко. Производство изделий из полимерных материалов. – М.: Профессия, 2004. – 464 с.
- М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. Макроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512 с.
- В.А. Варфоломеев, Э.К. Лецкий, М.И. Шамров, В.В. Яковлев. Архитектура и технологии IBM eServer zSeries. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005. – 640 с.
- В.А. Варфоломеев, Э.К. Лецкий, М.И. Шамров, В.В. Яковлев. Архитектура и технологии IBM eServer zSeries. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2010. – 640 с.
- Под редакцией К.И.Батыра и Е.В. Поликарповой. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 1. – М.: Проспект, 2011. – 392 с.
- Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 608 с.
- О.К. Баженова, Ю.К. Бурлин, Б.А. Соколов, В.Е. Хаин. Геология и геохимия нефти и газа. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 432 с.
- В.К. Васильев, О.С. Кузин, В.Б. Угрюмов. Кто есть кто в Санкт-Петербурге. Выпуск 5. – СпБ.: Лениздат, 2000. – 464 с.
- В.К. Васильев, О.С. Кузин, В.Б. Угрюмов. Кто есть кто в Санкт-Петербурге. Выпуск 6. – СпБ.: Лениздат, 2001. – 512 с.
- Г.К. Будников, Г.А. Евтюгин, В.Н. Майстренко. Модифицированные электроды для вольтамперометрии в химии, биологии и медицине. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 416 с.
- Р.К. Вафин, А.М. Покровский, В.Г. Лешковцев. Прочность термообрабатываемых прокатных валков. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. – 264 с.
- А.К. Ревской, А.А. Люфинг, В.К. Николенко. Огнестрельные ранения конечностей. – М.: Медицина, 2007. – 288 с.
- В.К. Батоврин, А.С. Бессонов, В.В. Мошкин, В.Ф. Папуловский. LabVIEW. Практикум по основам измерительных технологий (+ CD-ROM). – М.: ДМК Пресс, 2010. – 232 с.
- А.К. Фурсова, Д.И. Фурсов, В.Н. Наумкин, Н.Д. Никулина. Растениеводство. Лабораторно-практические занятия. Том 1. Зерновые культуры. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2013. – 392 с.
- М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, С.В. Ярошевская. Психодиагностика. Теория и практика. Учебник. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
- Л.К. Комарова,И.Н. Феденева,В.П. Нехорошков. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 205 с.
- К.М. Баранова, Д.Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс. Starlight 2: Student's Book: Part 1 / Английский язык. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2017. – 136 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|