Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Городская культура

Культурология

Введение

История западноевропейской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Именно на территории Европы обнаруженны наиболее ранние следы Homo Sapiens в пещере Кро - Маньон. Памятники первобытной культуры каменного и бронзового веков обнаружены на всей Европе. Но отсюда не следует, что современная европейская цивилизация является прямой наследницей древней цивилизации. Ее генезис и развитие вполне самостоятельны, богаты и интересны, а ее история указывает не только на влияние, испытываемое со стороны древних культур, но и сильное воздействие на культуры древней цивилизации. Европейская цивилизация базируется на культурах народов, населяющих Европу, которых античные авторы называют «варварскими». История этих народов была подчас столь же древней, как и история древних римлян, а их самобытная культура находилась уже на достаточно высоком уровне развития к тому моменту, когда произошло соприкосновение с античной цивилизацией.

Откуда же тогда взялся миф о одиноких племенах, разрушивших великую цивилизацию, но переродившихся под ее благотворном воздействии. Причин появления этого мифа было несколько.

Во-первых, самые ранние письменности свидетельствовали о европейсих племенах, пренадлежащим античным авторам, достаточно презрительно относившемся к «другим» народам. Для них «варварами» были все, с кем они боролись, кого пытались поработить и чья культура не соответствовала сложившейся системой ценностей.

Во-вторых, европейские племена на разном уровне культурного развития и обладали различным культурным опытом.

В-третьих, нельзя забывать, что эпоха Возрождения, заложившая фундамент культа античности, начался в Италии. Именно стараниями итальянских гуманистов и был создан миф об античных корнях европейской культуры. Затем из Италии он проник и в другие страны, породившие немало исторических заблуждений. На самом же деле, в одно и то же время, параллельно с древнеримской цивилизацией на территории Европы существовали народе, находившиеся на разных этапах культурного развития.

Исследователи-этнологи увидели, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, «примитивного», есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифологоия, свои сказания и предания. Есть опеделённая «картина мира», определённый способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, «естественного» мира и «сверхъестественного». И всё это включактся этнологами в понятие «культура».

Роль церкви в основе христианского учения.

Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мёртвых, в Божественную Троицу. Понятие Божественной троици трактовали как Бог - един во всех трех мирах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус христос, - искушитель грехов и Бог-Дух Святой- были обсалютно со равны и со вечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависила от сильной императорской власти. Она играла важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские Епископы с 4 в. именовавшиеся панами, присвоили себе важные политические функции. Сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Папство, возникшее в 8 в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, ясновидцы, предсказатели будущего, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой...

Огромную роль играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Уже к 6 в. монастыри превратились в сильные и нередко в очень боготые центры. В средневековой Европе было официально одобренное церковью учение об историческом процессе. Абсолютное её начало - сотворение мира, описанное в ветхозаветной книге Бытия. Кульминация исторического процесса, поворотный пункт в истории рода человеческого - жизнь и крестная смерть Иисуса Христа. Человеческий род согласно этому учению движется к завершению своего существования, к последнему дню. Когда завершится человеческая история, ведомо только Господу, но она завершиться в виде второго пришествия Христа и Страшного Суда, после которого души всех людей, когда - либо живших, будут или осуждены на геенную огненную и вечное проклятие, или оправданы и войдут в лоно Авраамово, в рай. Таким образом, человеческая история имеет начало, кульминацию и завершение.

Такое понимание церковью всемирно-исторического процесса было првой оформленной философией истории в европейской традиции, ибо философия истории в античности преимущественно сводилась к ностальгии по первоначальным временам, по Золотому веку, которому на смену в конце концов пришел век железный, то есть предполагалась деградаци рода человеческого. Были так же представления о движении человеческой истории по кругу. Но вполне оформленная философия истории возникает только в русле христианского учения.

Основы этой философии истории были заложены предшественником средневековых мыслителей, великим философом, время жизни которого пришлось на крах античности. Это Блаженный Августин и его замечательное произведение «О граде Божием». Августин говорит, что существует два «града», два «царства»: царство земное, погрязшее в грехе и несовершенное, царство зла и упадка, в котором ничего доброго не происходит, и царство Божие, кторое находится по ту сторону земной истории, за пределами царства земного. Но в нашем мире представителями этого иного царства являются Божьи избранники, истинно верующие люди, каждыи из которых несет в себе частицу царства Божия. В них-залог продолжения человеческой истории, но не в материальном смысле, а в смысле духовном, в смысле веры.

Блаженный Августин создал свой трактат и свою философию истории в начале 5 в. В последующие века философия истории христианского типа восторжествовала в сознании образованной части верующих. Однако на ряду с этим учением о конце всемирной истории в отдалённом будущем, которое связано со вторым пришествием Христа, в массах людей всегда были чаяния, что их тяжёлое положение в этом мире изменится раньше благодоря чудесному вмешательству высших сил, и это царство Божие, о котором учит церковь, нужно торопить, нужно приблизить, нужно надеяться на то, что уже при жизни нынешнего поколения произойдут перемены, появятся носители нового начала и покончат с царством несправедливости и установят тысячелетнее царство на земле.

В XIII - XIV в. в. в Западной Европе возникает ряд еретических движений, которые предрекают скорый приход царства Божия. Подобные учения обычно формулировались образованными людьми. Одним из них был итальянский монах Иоахим Флорский, предсказавший, что к 1260г. царство Сатаны закончится, мир завершится, наступит царство Святого Духа.

Церковь настаивала на том, что никто, кроме Господа, не знает сроков завершения человеческой истории. Поэтому учения, подобные тому, которое сформулировал Иоахим Флорский, церковью, конечно, осуждались. Но они находили поддержку в массах людей, недовольных своим экономическим и политическим положением, надеявшихся, что действительно такое чудесное избавление скоро наступит. Люди думали, что все земные связи, семейные, государственные, политические- ничто по сравнению со спасением души.

Нужно отказаться от земных привязанностей, покаяться, снять с себя весь тот груз материальной, земной жизни, который отягощает человеческую душу, превращает ее в пленницу тела и мира, нужно от всех этих уз отказаться и готовиться ко

Скорому второму пришествию Христа.

2. Социальная культура средневековья, отношения.

Социальная культура средневековья выступает прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал- собственной

культуры,, варварских,, народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи- права, науки, исскусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима,, варварами,,. Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готтов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западно-европейской средневековой культуры.

Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.

В дальнейшем основой культуры все более становится и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества- духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием»-народом. Духовенство заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ-трудится.

Сущность культуры любой эпохи прежде всего выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Важным элементом социальной культуры является монашество. Оно олицетворяет переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной «святой» жизнедеятельности.

Для второй сословной группы-дворян характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал предполагает знатное происхождение, такие качества, как храбрость забота о славе, чести, стремление к подвигу, благородству.

В период средневековья люди накапливали богатства, добывали ценности, потом приобретали землю и т. д. Свободные крестьяне, вынужденные -в силу различных материальных и духовных причин-искать себе покровителей, передавали свои земли монастырям, церкви или каким-либо могущественным людям, обретая взаменподдержку и защиту. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. Они осттавались жить и трудиться на этих землях. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Они могли ею так или иначе распоряжаться, а после передачи земли монастырю или светскому господину «сидели» на этой земле уже лишь в качестве держателей. Иначе говоря, людей, которые обрабатывали землю, получали с нее какую-то часть дохода, но другую часть дохода они отдавали господину в виде так называемой «феодальной ренты».

Крестьяне были подвластны своему господину и землей распоряжаться уже не могли.

Из документов, сохранившихся в монастырских архивах Германии, Англии, Франции и других стран Европы, явствует, что монахи были рачительными хозяевами и заботились о том, чтобы вся документация у них содержалась в порядке. В этих грамотах обычно писалось вот что. «Я, такой-то, во имя спасения души дарю свою землю, расположенную там-то и там-то, или село, находящееся там-то, такому-то монастырю, посвященному такому-то святому» т. е. покровителю этого монастыря.

Конечно, не сами крестьяне их составляли. Они составлялись в монастырских канцеляриях-людьми, которые умели читать и писать, хоть и на «корявой, кухонной» латыни. И все же эти формулы в значительной мере отражали сознание и самих крестьян. И исходя из этого, что мы знаем о средневековой культуре, мы вправе предположить, что эти люди, крестьяне, дарили землю не только для того, чтобы обрести защиту и помощь в этой жизни.

Несомненно, и такие мотивы присутствовали в их сознании и были среди существенных факторов их поведения, но они заботились и о том, что с точки зрения человека этой эпохи было важнее свободы и независимости, важнее общественной безопасности и материальной обеспеченности. Они заботились о спасении своей бессмертной души.

Человек дарил землю не просто монастырю. Он дарил эту землю тому святому, чье имя носил монастырь, т. е. и монахов, в нем живщих, и мирян, подвластных ему. Человек передавал право на свою землю святому-для того чтобы спасти свою бессмертную душу.

У людей в средние века была другая «картина мира» определявшего их поведение. Были иные представления о жизни и смерти. И не знали они более настоятельной заботы, чем забота о том, что будет с ними по окончании земного пути.

Для средневекового человека это была сфера высших ценностей, сфера высших критериев человеческого поведения.

В 11-12в. в. в Западной Европе было распространено учение о трехфункциональном делении общества. Согласно этому учению, общество состоит из трех «орденов». Первый «орден»-те, кто молятся. Это духовенство и монахи. Второй «орден»-те, кто ведет войну, воины, будущее рыцарство. Оно в начале средних веков только начинало формироваться. И третий «орден»-те, кто пашут землю или трудятся. Молящиеся, воюющие и трудящиеся-землепашцы- такова структура общества. Каждый,, орден,, общества не мог существовать сам по себе, поскольку одни, молящиеся, молятся за спасение душ всех других. Другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы, естесственно, кормят не только себя, но и все общество. Таким образом все «ордена» нужны друг другу. И «дом Божий», как говорили тогда, нерасчленим, а венцом его является монарх, король.

В эпоху викингов, походы скандинавских мореплавателей и пиратов, купцов и завоевателей, путешественников и первооткрывателей, которые на протяжении двух с лишним столетий беспокоили Европу, то нападая на соседние страны, то совершая дальше плавания и пролагая новые торговые пути. Эти жители скандинавского севера - нынешних Норвегии, Швеции, Дании- сыграли значительную роль в истории всей Европы раннего средневековья. Начало эпохи викингов датируется ребежом 8-9 в. в. Ее конец- серединой 11в. Таким образом то, что называют «эпохой викингов»- это 9, 10, 11в. в.

В земле скандинавской остались огромные богатства. Люди прятали награбленное добро, в основном в виде золотых и серебряных монет. Прятали в разных местах- зарывали клады. И позже, в конце средневековья, в новое время, очень многие находили эти клады. Выходит человкк покопаться в своем огороде и натыкается на какой-нибудь сундучок или кувшин, из которого высыпаются золотые или серебряные монеты.

Преобладало серебро- во времена викингов золота в Европе было мало и поэтому эту эпоху в истории Скандинавии часто называют,, серебряными веками,,. Клады находили не только в огородах, но и в курганах, которые специально раскапывали археологи.

Подобных кладов к настоящему времени открыто несколько десятков тысяч на территории Дании, Швеции, Норвегии, а также в сопредельных им районах других стран. Что же касается происхождения

монет, то скандинавской чеканки в кладах довольно мало, потому что скандинавские короли хотя и начали в 11-12в. в. чеканить свою монету, но это была монета не очень ценная, и ее было немного. В кладах преобладают монеты, пришедшие либо с Востока, из Арабского халифата, либо из Англии; ведь скандинавы часто нападали на Англию. Одно время у английских королей было наемное датское войско, а в 11в. датский король Кнут, создал огромную по тому времени державу, в которой наряду с Данией входили Англия и Норвегия. Большое еоличество драгоценного металла перетекало из Англии в Скандинавию в виде платы за службу, или в виде контрибуции, или в виде налогов, так называемых «датских денег», которые тяжелым

бременем легли на плечи англичан в начале 11в.

И этот металл оседал в кладах, чтобы стать добычей археологов. Еще были монеты и драгоценности из Германии и из других стран Европы. Возникает вопрос: зачем всё это спрятали?

Известный шведский археолог С. Булин высказал мнение, что клады были своего рода средневековыми сберегательными кассами или сберегательными банками. Шли войны, жизнь была не спокойная, и если у человека заводились деньги, кое-какое богадство, то он предпочитал запрятать их в кубышку, в кувшин, в сундучок и до поры до времени зарыть в землю, чтобы востребовать свой вклад тогда, когда будет спокойно, когда потребуется купить землю, рабов, заморские одежды, оружие и т. д. Тогда можно извлечь эти средства из «подземного банка» - и пустить их в оборот. Однако любопытно, что на протяжении самой эпохи викингов кто либо из тех, кто эти клады закапывал, или кто-либо из родственников, потомков или наследников эти вклады востребовал, т. е. выкапывал. Археологи находят «клады» не только близ домов или в таких местах, где их было бы более или менее легко выкопать, если человек знал, где они спрятаны, потому что сам и спрятал или кто-то ему сказал, - нет, такие клады находят и на дне рек, болот. Это значит, что люди прятали в таких местах, откуда извлечь их было невозможно. Очевидно, что люди прятали своё богатство не для того, чтобы, когда - нибудь потом, «в трудную минуту жизни» им воспользоваться. Прятали навсегда, прятали не только от других, но и от самих себя. Вывод: в скандинавских странах эпохи викингов в результате грабительских походов и торговли сложился достаточный экономический потенциал для того, чтобы там стали развиваться феодальные отношения. Логика тут такая: у скандинавов были деньги, значит, они могли покупать землю, могли приобретать какие - то владения, т. е. мог развиваться феодализм. Скандинавы эпохи викингов, будучи язычниками, относились к драгоценным металлам, к золоту и серебру, которые они часто воспевали в своих скальдических песнях, очень своеобразно.

В драгоценных металлах скандинавы видели воплощение удачи, везения человека. Он верил, что каждый человек обладает большей или меньшей степенью удачи. И пока эти металлы находятся в его руках, пока никто другой на них не наложил руку, его,, удача,, не подвергнется никакой опасности, она, неповрежденная, - при нем. Скандинавские короли, а в эту эпоху появляются,, вожди,, или,, короли,, своим приближенным за верную службу, а скальдам за песни, в которых эти короли воспевались, могли дарить большие ценности-гривны, кольца, мечи и т. д.

Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города- около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки.

Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время,, черной смерти,, - эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинстово городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т. е. за преврашение в вольный город. Органы власти независимых гродов были выборными и имели паво собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские востания - коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы.

В начале классического средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвучайно выгодной, но и иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII - XIII в. в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей - каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарённые люди, с высоким уровнем профессионвльной подготовки.

Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период всё ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.

Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, т. к. наследовать имущество отца мог только старший сын, а уделом остальных становились войны, походы, разбой, рыцарские развлечения.

3. Роль церкви в образовании.

В V-IX века все школы в странах Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, подбирала учащихся. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшейся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследовавшие от античности: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Много светских школ было открыто во второй половине IX века в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы. Книг было мало, и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI века «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так в X-XI в. в. в высшей школе Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право. В XI веку в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет. Он способствовал возраждению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В Англии первым был университет в Осфорде (1167 год), затем университет в Кембридже (1209 год).

Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Женщина в средние века, как правило, за очень редкими исключениями, образования не получала. Некоторые знатнык дамы могли себе позволить быть образованными, но обычно женщину держали на втором плане, и если даже знатные мужчины не получали образования, поскольку их увлекало военное дело, а не книжное, то на женщин и подавно в этом смесле много сил и средств не расходовалось.

Для Византии периода раннего средневековья присуще было усиление позиций христианской церкви в области образовании, что выразилось в гонениях на античную философию. Античную философию сменило богословие. Видным представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий, составитель «Мариобиблиона» - сборник отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, авторов богословских сочинений.

4. Литература и театральное искусство.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В этот период развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы - музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо - саксов большим уважением. Крупнейщее произведение англо- сакского героического эпоса- поэма,, Беовульф,, Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений «Песнь о Роланде». Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского «Тристан и Изольда»- о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы 12-13 в. в. «Песнь о Нибелунгах»

Значительным явлением в литературе Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Важнейший помятник английской литературы 13 в. - знаменитые баллады о Робине Гуде. В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди.

Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении- городской культуры, сыгравщей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в 11-12 в. в. В этот период она была представлена, в частности,

Творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, певцы, музыканты. Жонглеры выступали на ярморках, народных праздниках, свадьбах, крестинах; пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т. е. инценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Примерно с середины 12в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.

Театральное искусство активно развивалось и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр- моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества- Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ; это были частные школы, материально от церкви не зависимы. С этого времени. идет быстрое распространение грамотности в среде городского неселения.

Выдающимся магистром Франции 12в. был Петр Абеляр- филосов, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет»

5. Архетектура, скульптура, живопись.

В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. Она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальной культуры; это находило выражение в особенности архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнамента, сочетания цветовой гаммы и пр. В архитектуре Византии преобладал тип крестово- купольного храма. Стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией.

Великолепный образец архитектуры Византии- храм Св. Софии в Константинополе, стены которого украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершает огромный купол. Для Западной Европы 5в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, преобретая отвлеченный и символический характер.

При Карле Великом во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, и большинство зданий, построенных из дерева, погибло. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко использовали камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые, мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Примером романской архитектуры является Собор Нотр- Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле во Франции; соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче в Англии, в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).

Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

Исключительно церковная по содержанию была и настенная живопись- плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. К12в. относится появление нового архитектурного стиля - готики. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируется 2-ой половиной 12в. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Великолепные готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове.

Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне. В 14в. готический стиль получил дальнейшееразвитие. Это была «пламенеющая готика»- здания украшались тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. В такой технике выполнялись соборы в Корби, Аласоне, Алебере, Конше (Фр.). В Англии также был расцвет декоративной готики, отличающейся устремлением ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к «перпендикулярному стилю» в готике. Меняются скульптура и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными; богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. 13-14в. в. - непосредственные предшественники культуры Возрождения.

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была глывным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвласного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспресии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролинкского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искуства.

Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители

ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм проебладают простые верктикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные арки. Cтремясь к облегчению конструкций романские мастера решали очень сложные задачи прочности сооружений. Появились конструкции, в которых нейтрализация распора достигалась

за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил., одним из таких решений явилось создание крестовых сводов образованных пересением двух пересекающихся под прямым углом отрезков полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В плане это латинский крест. Наружный вид романского храма суров прост и ясен.

Формы романской культовой архитектуры в часности обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа, распластанного на плоскости стены или покрываюшая поверхность капителей. В композициях

преобладает плоскостное начало. Фигуры располагаются в пределах верктикальных поверхностей, причем композиция не дает ощущения глубины. Обращают на себя внимание разные маштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. Но это только одна зависимость. Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях - удлиненные. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний одна из характернейших черт романского стиля. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов -Апокалипсис. Часто встречаются в орнаментах фантастические существа - возможно это пережитки зыческих верований. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11 - 12 веках была не только центром филосовского и теологического движения, но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее разнообразие форм и решенных

конструктивных проблем. В грандиозных храмах Бургундии,

занявших первое место среди французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Классический образец текого сложного типа - пятинефная монастырская церковь в Клюни. Это был самый большой храм из всех построек того времени. Своими размерами он значительно превосходил даже главный храм католического христианства- базилику Святого Петра в Риме. (187 метров против 120 метров в длину). Романская архитектура Франции выработала

целый ряд разнообразных конструкций, обеспечивающих надежность сводов. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали либо путем нейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже

двухярусными, что увеличивало их тяжесть, а также делало

здание более вместительным. Чтобы облегчить свод центрального нефа предавали ему стрельчатое сечение, вводли подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами. В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне. В Вормском соборе (1171 - 1234 г. г.), построенном из желтого песчанника, членение объемов менее разработаны, чем во французских храмах, это создает ощущение монолитности форм. Первые произведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 - 12 веков. В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей.

Самым замечательнм творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда. Композиция строго подчинена принципу иерархии - центром является расположенная по главной оси и занимающая всю высоту фигура Христа, причем если фигура Христа симметрична и неподвижна, то вокруг него все исполнено бурного движения. Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом «косной» материи. В романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно -умозрительного, героического и комически - гротескного. Изображения страшного суда наглядно представляют богословскую схему иерархической структуры мира. Ценром композиции всегда служит фигура Христа. Верхнюю часть занимает небо, нижнюю - грешная земля, по правую руку Христа находится рай и праведники (добро) по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).

При всей обязательности этой схемы реализация ее чрезвычайно разнообразна. Например, в тимане собора Сент-Лазар в Отене (1130-1140) в сцене Страшного суда рядом с грозным величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно и страшным и смешным.

Путь развития немецкого романского искусства был менее последовательным. В период наивысшего обострения борьбы между империей и папством церковное искусство приобрело в Германии черты суровогоа скетизма. Более чем когла либо враждебного миру, более чем когда - либо направленного на воплощение сверхчувственного начала. Развитие «строгого стиля» можно проследить на примете многочисленных деревянных распятий 12 века. Ровные параллельные, линии складок одежд, такими же параллелями

намечены волосы, борода, фигура аскетична и неподвижна, Христос не страдающий человек, а суровый и беспристрасный судья, победивший смерть. Самым прославленым является «Распятие Имервальда», по имени мастера его выполнившего.

На смену романскому искусству пришла готика. Название это тоже условно. Оно было синонимом варварства в предствавлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характерезуя средневековое искусство. Повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному, красоте реального мира - отличает его от романского искусства. Готическое искусство - искусство цветущих торговых и реместленных городов комунн, добившихся изветсности и самостоятельности внутри феодального мира. Между романским и готическим стилем трудно провести

хронологическую границу. 12 век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке. Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая готика). Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовашими из города в город, сществовали связи, обмен опытом и знаниями. Самые

значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы.

Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городскте посройки. В замысле городского, а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, возросшее самосознание горожан, новые преставления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу. Готическуий собор по ставнению с романским новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться

единообразной системе. Главное отличие готичекого собора- устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, провезенные сетью выстыпающих ребер, выложенных из камня, арки стрельчатой формы определяющие во многом внутреннмй и внешний облик соборы.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века). Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием

ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры. Главные черты, характерезующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика

созраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, во вторых- появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также.

Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался «Старшный суд», однако иконографическая программа расширяется. Иньерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан «История святого Стефана» на портале собора Парижской богоматери. Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.

Заключение

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор не редко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.


Описание предмета: «Культурология»

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а также памятники, явления и события материальной жизни людей.

Источниками культурологии являются: - исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история педагогики, история религии и др.; - прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.; - вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика, текстология и др.

Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и др.; характеризуют культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями общественной науки.

Литература

  1. Предпринимательство и городская культура в России, 1861-1914. – М.: , 2003. – 312 с.
  2. А.В. Луков, И.Л. Владимирова, В.В. Холщевников. Комплексная оценка зданий-памятников истории и культуры на рынке недвижимости. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. – 344 с.
  3. Н.А. Соболева. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. – М.: Наука, 1981. – 264 с.
  4. Библиотека русского фольклора. Народный театр. – М.: Советская Россия, 1991. – 544 с.
  5. Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2007. – 736 с.
  6. А.Ф. Некрылова. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Искусство-СПБ, 1988. – 216 с.
  7. Москва рубежа XIX и XX столетий. Взгляд в прошлое издалека. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 304 с.
  8. Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник. – М.: Стройиздат, 1985. – 240 с.
  9. Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Выпуск 1. – М.: Феникс, Atheneum, 1993. – 478 с.
  10. Городской месяцеслов. – СпБ.: Санкт-Петербургский комитет Союза литераторов России, 1993. – 224 с.
  11. Алла Юнаковская. Разговорная речь носителей массовой городской культуры (на материале г. Омска). – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 168 с.
  12. Ямаори Тэцуо. Лицо. Портрет и культура Японии. – М.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 160 с.
  13. Предпринимательство и городская культура в России. 1861-1914. – М.: Три квадрата, 2002. – 312 с.
  14. Е.В. Николаева. Фракталы городской культуры. – М.: Страта, 2014. – 276 с.
  15. А.А. Юнаковская. Разговорная речь носителей массовой городской культуры (на материале г. Омска). – М.: Языки славянских культур, 2007. – 168 с.
  16. Шарон Зукин. Культуры городов. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 424 с.
  17. Ева Берар. Империя и город. Николай II. "Мир искусств" и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894-1914. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. –  с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Особенности мотивационной составляющей корпоративной культуры ОАО «Нижновэнерго»
Менеджмент
Диплом
100 стр.
Совершенствование организационной культуры
Управление персоналом
Диплом
142 стр.
Система общественных связей как приоритетное направление в современной профессиональной культуре ( на примере музея - заповедника Царицыно
Связи с общественностью
Диплом
60 стр.
Опыт стратегического развития малых городов европы
Культура речи
Диплом
70 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Наталья
Огромное спасибо!!! Консультацию получила - все просто супер!! Вы меня очень выручили, а то я погорела бы со сдачей безнадежно. Спасибо всем работникам Studentochka за такой полезный и оперативный сайт! Я бесконечно благодарна!