Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Племенные религии

Религиоведение

1. ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ

РЕЛИГИЯ СЛАВЯН.

Как и другая языческая религия, религия славян основывалась на мистическом отношении к природе. Это отношение к природе или останавливает на моменте рождения, видит в природе великую производительницу, и тогда религия принимает фаллический характер, становится культом рождающих сил, или же в природе виделяется, как предмет почитания, другой столь же неизбежный ее момент - смерть, что пораждает культ духов умерших, культ предков. В религии древних славян есть и тот, и другой моменты. Кроме того, оба момента достигли настолько глубокого развития, что мы находим у древних славян вполне сложившимися множество богов, правда, сохраняющих еще свое природное значение, грома, солнца, ветра и т. п. Может быть, больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т.д.), две губернии до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья - Ярославская и Костромская. Культ этих божеств пережил введение христианства и дожил до наших дней, отчасти косвенно, в виде многочисленных игр и хороводов с пением непристтойных (с интелигентной точки зрения) песен, отчасти прямо, в виде чевствования, оплакивания и похорон девушки, изображающей Кострому, или славянского чучела Ярилы. Все эти данные указывают, какую большую роль в религиозных взглядах славян занимали явления, относящиеся к браку. Ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными праздненствами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу - только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе.

Перейдем теперь к культу предков, душ умерших и духов вообще, как он существовал у древних славян. Поговорка - «На печи сидел, кирпичам молился» - имеет старинное происхождение и глубокий смысл. Печь, тождественная со священным огнем арийских народов, не имела ничего общего с нашей кухонной плитой или, тем менее, с голландскими и иными печами, служащими для отопления. Древнее священное значение печи как очага и религиозного центра семьи и дома, чувствуется у нас, и то очень слабо, пожалуй в камине. Печь была сидалищем домашних богов, духов предков, огонь ее поэтому, священе, угли из нее - лечебное средство, еще и теперь при переходе в новую избу хозяйка переносит туда золу из старой печи, и эта зола заменяет таким образом домашнего бога. Такими же духами-покровителями считались души всех законноумерших. И поныне, в губерниях пензенской и саратовской мордовские крестьяне, принося на могилу умерших еду, говорят при этом: «Вот тебе! Это принесла такая-то! Берешь у нее скотину и хлеб, корми цыплят, гляди за домом. «Наоборот, умершие насильственной смертью, самоубийцы, обращаются в злых духов. Некоторые обычаи, имевшие место во времена язычества, дошли и до наших дней, они любимы и были любимы народом, особенно в деревнях.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.

КОНФУЦИАНСТВО.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившиеся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства - «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция (6 в. до н. э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон «жэнь», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства - сложившееся еще до конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуций на первый взгляд мало говорил на религиозные темы, но он не был равнодушен к проблемам религии. Напротив, он явно считал эти проблемы величественной тайной, непостижимой для смертных и поэтому не подлежащей обсуждению. Именно религия была, по мнению Конфуция, тем связующим звеном, которое соединяло все нормы поведения в обществе в единую стройную систему, а воля Неба была высшей санкцией этих норм поведения. Сам Конфуций считал себя проводником воли Неба, который открывает современникам забытые ими «вечные истины». Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба. Учение уже при его жизни стало широко известно в Китае. По преданию, у него было три тысячи учеников, некоторые из их числа занимали видные государственные посты. Общий принцип учения Конфуция - правление только ненасильственными методами.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

1. БУДДИЗМ

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине 1 тысячелетия до н. э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия», создав себе такую карму, которая приведет к небытию, «нирване». Это спасение достигается вступлением на «восьмеричный путь» правденой жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможна только в монашенской общине. Мирянин может рассчитывать на лучшее перерождение соблюдая пять моральных требований: воздержания от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. В описанной форме «хинаяна» («узкий путь спасения», или «тхеравада») - одна из ветвей буддизма - распрастранилась в конце 1 тысячелетия до н. э. - начале 1 тысячелетия н. э. в Индии и за ее пределами - на Цейлоне и среди народов Индокитая. В первые века н. э. возникает второе направление буддизма - «махаяна» («широкий путь спасения»), в котором возможности спасения для мирян значительно расширяются и облегчаются. В «махаяне» создается учение о верховном абсолютном божестве. Третьим направлением индийского буддизма была «ваджраяна», или «тантризм», - тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящее корнями к древнеиндийским земледельческим култам. В форме «махаяны» и частично «тантризма» буддизм распространился из Северной Индии на территорию нынешнего Афганистана и среднеазиатских республик, Китая, Кореи и Японии, частично соеденившись с даосизмом и синтоизмом и положив в Тибете начало ламаизму.

2. ИСЛАМ

Ислам (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале 7 в. н. э. в период образования классового арабского государства. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Муххамеду. Вероучение ислама испытывало влияние христианства и иудаизма, и отчасти манихейства и зороасторизма. Главным догматом ислама является признание единственного истинного бога - Аллаха, который властвует над людьми как «создатель небес и земли» и всего, что находится на них. Атрибутами исламского вероучения являются вера в страшный суд, рай и ад. Одной из важнейших сторон учения ислама является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и будующие, будто предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать «пять столпов» веры. Первым изних является произнесение символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед - посланник божий». Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хаджж (паломничество). В исламе различают два основных направления - сунгнизм и шиизм. Ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. Толкование догматов и культа, объяснение различных социальных явлений, достижений науки и культуры меняется в соответствии с изменением социальных условий. В СНГ ислам распрастранен преимущественно в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, в республиках Северного Кавказа и Поволжья, в Белоруссии, Литве и др. местах. За исключением большей части верующих-азербайджанцев, исповедующих ислам шиитского направления, немногочисленных персов, курдов, проживающих в Туркменистане, все мусульмане страны являются последователями суннизма. В Горно-Бадахшанской области проживают верующие исмаилиты - сектанты шиитского направления. В Чечне, Ингушетии, в некоторых районах Дагестана и Казахстана действуют группы приверженцев разновидности мистико-аскетического учения в исламе - суфизма (мюридизма). Делами мусульманских общин, расположенных в различных районах страны, руководят четыре независимых друг от друга духовных управления. Духовные управления имеют своих представителей в административных районах (область, республика) в чине казы (кади), назначаемых президиумами управлений, через которые поддерживается связь с мусульманскими общинами. По наиболее важным вопросам современной религиозной жизни духовные управления принимают фетвы (наставления), которые в мечетях доводятся до сведения верующих. Повседневными делами общин, связанными с сохранением культового имущества, молитвенных помещений, с расходованием материальных средств, занимается избираемый из числа самих верующий орган - мутаваллиат. В городе Бухаре находится медресе (мусульманская духовная школа) «мир-араб», готовящее мусульманское духовенство. Здесь имеется также и группа по подготовке шиитского духовенства. В Ташкенте функционирует исламский институт.

3. ХРИСТИАНСТВО

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в начале 1 века в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мессианистических сект восточного Средиземноморья. Христианство включило в себя в переработанном виде некоторые элементы греко-римской и восточной религий, а также ряд идей идеалистической философии античности. Христианство превратилось в начале 4 в. в государственную религию Римской империи. Основу христианства составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого отднльного человека, христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного Спасителя как гарантию избавления людей от греха. В основе догматики и богослужения христианства лежит Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий Завет. Исключительно христианской частью Библии является Новый завет, который включает в себя 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, «Деяния апостолов», Послания апостолов и Апокалипсис. По значимости непосредственно за Священным писанием идет Священное предание, которое церковь возводит в степень «божественного права».

В процессе своего развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, протестанизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект. Несмотря на многие различия, все направления признают, что начало этой религии положили проповеди Иисуса Христа, «сына божьего», который сошел на землю, претерпел многочисленные страдания, принял мученическую смерть ради избавления людей от «первородного греха».

КАТОЛИЦИЗМ

Католицизм (вселенский, всеобщий) - одно из трех основных направлений христианства. Окончательное разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г.; фактически оно совершилось значительно раньше в связи с различиями в исторических судьбах Запада и Востока. После разделения церквей католицизм оформился как вероучение и церковная организация. Источниками вероучения католическая церковь считает Библию в латинском переводе («священное писание») и религиозную традицию («священное предание»), в которой главное внимание уделяется решениям пап и их толкованиям религиозных проблем. Признание «священного предания» в качестве одного из источников вероучения обеспечивает возможность приспособления католицизма к изменяющимся социальным условиям. Вероучение католицизма имеет ряд особенностей, отличающих его от православия. В области религиозной догматики, признавая троицу, католицизм иначе чем православие, толкует «исхождение святого духа», считая, что он исходит и от бога-отца и от бога-сына. В католицизме есть учение о «сокровищнице переизбыточествующей благодати»: деяния Христа, апостолов, богоматери святых, а также «сверхдолжные» подвиги благочестивых христиан создают запас добрых дел и благодати, за счет которого церковь имеет право отпускать грехи. Лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. Католицизм признает догмат о главентсве римского папы над всем христианским миром. В 19 в. был принят догмат о непогрешимости папы. Утверждая, что путь спасения верующий может найти только с помощью церкви, католицизм обращает особое внимание на укрепление церковной дисциплины и организации. Централизованная иерархическая организация католицизма, включающая верховные органы церкви, клир, монашество объединенное в орденах, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные и др.) организации, располагающие большими средствами, стала важным элементом современного общества.

ПРАВОСЛАВИЕ

Православие - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его (1054 г.) на западную (католическую) и восточную церкви. В православии имеется 15 самостоятельных церквей. Православная церковь складывалась и развивалась в обстановке сильной императорской власти Византии. Во главе православной церкви в Византии стояли патриархи - константинопльский, александрийский, антиохийский, иерусалимский. В ходе борьбы за независимость народов, подчиненных Византии, в церкви происходил процесс образования автокефалий, самостоятельных церквей на Востоке и на Балканах. Православная церковь не имеет единого всемирного центра (как римско-католическая церковь) и построена на сборных началах. Высшим органом церкви является Вселенский собор из представителей всех автокефалий. В настоящее время существуют следующие автокефалии: Константинопльская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Румынская, Греческая (или Элиадская), Кипрская, Албанская и Польская.

Источниками православного вероучения являются «священное писание» (Библия) и «священное предание» (поставноления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика). Сущность вероучения изложена в «символе веры», утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах символа веры говорится о боге, о его отношении к миру, человеку, о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д. Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. Основным назначением православного культа является распространение и поддержание религиозности, воздействие на чувства и эмоции людей. Православные церкви уделяют большое внимание внутреннему оформлению храмов, проведению богослужений, в которых важное место занимает молитва. Православные верослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестов, исполнение таинств, которых в православии (как и католицизме) семь: крещение, причащение, миропомазание, покояние, брак, священство, елеосвящение.

ПРОТЕСТАНТСТВО

Протестантизм (от лат. protestatio - провозглашение, торжественное заявление) - одно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и православием. Протестантство возникло в результате широкого антикатолического движения - Реформации, охватившего в 16 в. ряд стран Европы. Протестанты осудили злоупотребления католической церкви, потребовали приведения церковной организации в соответствие с принципами первоначального христианства. Они значительно упростили культ, отказавшись от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. Одним из главных догматов, отличающих протестантство от католицизма и православия, является учение о непосредственной связи человека с богом: «божественная благодать» даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантстве (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие». Первоначально протестантство связывалось с учением Мартина Лютера (1483-1546), затем протестантами начали называть также последователей учений Кальвина (1509-1564), Цвигли (1484-1531) и др. ревормационных течений. К середине 16 в. протестанизм распрастранился в Германии, Швейцарии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии, проник во Францию, Голландию, Бельгию, Чехию и др. страны Европы. С 17 в. начинает проникать в заморские колонии европейских государств. Позже протестантство распадается на множество церквей и течений. Из первоначальных форм протестантства (лютеранство, англиканство, кальвинизм, цвинглианство и др.) возникают новые течения - методисты, реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, баптизм, адвентизм, пятидесятники и др. В настоящее время протестантов насчитывается свыше 272 млн. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей был создан Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства.


Описание предмета: «Религиоведение»

Религиоведение (от лат. religio - религия) - совокупность научных дисциплин, изучающих религию.

Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось, начиная с XIX в., хотя соответствующие знания - философские, теологические, исторические - накапливались в течение веков.

Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.

Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др.

Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.

Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиональное и внеконфессиональное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиональном (а нередко и в конфессиональном) религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала. [Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред.

проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.] Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное иди сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что история человечества (и предыстория) не знала абсолютно безрелигиозной стадии существования. Затрагивая предельные, общие для всех людей проблемы, самые глубинные и болезненные точки человеческой природы, религия органически связана с общественной психологией, настроениями и духовными движениями, а также с уровнем и типом экономической культуры. Активно функционируя в обществе, религия оказывает влияние на социальную реальность и, в свою очередь, формируется под влиянием этой социальной реальности.

Таким образом, мы видим, что предмет религиоведения имеет сложный и многоаспектный характер. Для того чтобы соответствовать своему научному определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами. [С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 5-10.]

Литература

  1. История религии. В 2 томах. Том 1. – М.: Высшая школа, 2007. – 464 с.
  2. Григорий Померанц, Зинаида Миркина. Великие религии мира. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 208 с.
  3. Д.С. Дугаров. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). – М.: Наука, 1991. – 300 с.
  4. Марджори и Чарльз Квеннелл. Первобытные люди. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2005. – 238 с.
  5. Джон Мэнчип Уайт. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006. – 314 с.
  6. Ольга Бибикова. Арабы. – М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2008. – 448 с.
  7. Рой Баррелл. Все войны древности. От каменного века до падения Рима. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.
  8. Б.Г. Сафронов. М. М. Ковалевский как социолог. – М.: Издательство МГУ, 1960. – 264 с.
  9. И.И. Скворцов-Степанов. Очерк развития религиозных верований. – М.: Либроком, 2011. – 256 с.
  10. Джеймс Ханауэр. Мифы и легенды Святой земли. – М.: Центрполиграф, 2009. – 320 с.
  11. Н.П. Остроумов. Исламоведение. Аравия, колыбель ислама. – М.: Либроком, 2012. – 280 с.
  12. Маргарита Альбедиль. Вечная Индия. Духовный путеводитель. – М.: Вектор, 2013. – 272 с.
  13. С.В. Гордеев. Древняя магия и современные религии. – М.: Рипол Классик, 2015. – 190 с.
  14. Галина Терновая. Храмы, обряды и праздники Южного Казахстана и Семиречья (I-XII вв.). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 164 с.
  15. Карен Армстронг. Поля крови. Религия и история насилия. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 538 с.
  16. П.Д. Шантепи-де-ля Сосей. Иллюстрированная история религий (комплект из 2 книг). – М.: Издательство "Вестник Знания" (В. В. Битнер), 1900. – 832 с.
  17. Г.С. Померанц. Великие религии мира. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. – 208 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Роль обряда и ритуала в религиозной практике первобытной культуры
Культурология
Курсовая работа
28 стр.
Варны и касты в Древней Индии
Культурология
Реферат
21 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анастасия
Я полностью доверяю Вам) Еще раз огромное спасибо, что взялись помочь)!!