Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Формирование бурж государства во Франции в ходе революции 1789-1894 ггИстория
Введение
Процесс формирования французской нации получил свое наиболее полное завершение в Великой буржуазной революции. В то же время французская революция - крупнейшее историческое событие не только для Франции, но и для Европы XVIII-XIX веков - оказала несомненное влияние и на формирование национального характера французов и на создание определенных национальных традиций.
В данной работе дается, насколько позволяют ее рамки, как можно более полный анализ истории Великой французской буржуазной революции процесса становления государства в ее ходе. В хронологическом плане работа охватывает период с IX по XIX век, рассматривая последний как завершающий этап Великой французской буржуазной революции. Периодизация - разбиение на главы - весьма условно, оно только намечает приблизительные переходы от одного этапа революции к другому. К сожалению объем данной работы не позволяет подробно рассмотреть все аспекты рассматриваемой темы. Однако мы можем получить общее представление о целях и задачах революции, предпосылках возникновения, характере протекания, конечном результате и значения для истории. А самое важное - рассмотрим, какими особенностями обладало сложившееся в результате революции французское государство.
Глава I. Буржуазная революция до 10 августа 1792 г.
1. 1. Условия революции
В экономической области после длительного периода процветания, развития производительных сил и постоянного роста цен в последней четверти века наступил период застоя: рост производства натолкнулся на снижение потребления трудящихся масс и отсутствие национального рынка. Цены на вина катастрофически упали, цены на хлеб снизились, это затронуло и промышленность. Все классы общества были затронуты в разной степени.
В условиях этой прошедшей в упадок экономики в 1788 году разразился тяжелый кризис экономики. Ряд неурожайных лет означал для мелких крестьян катастрофу.
Этот экономический кризис не являлся причиной революции, но он создал благоприятные условия для развязывания политического кризиса.
С одной стороны, народные массы, чье положение ухудшилось, все более и более начинали сознавать необходимость перемены. Буржуазия сумела легко и быстро мобилизовать их. В стране сложилась аристократическая оппозиция против монархического правительства.
Всеобщее положение ухудшало положение монархии и явно обнаруживало ее затруднения.
8 августа 1788 г. король издает указ о созыве Генеральных штатов. Созыв Генеральных штатов позволил буржуазии приобщить массы города и деревни к политической жизни. Выборы в Генеральные штаты послужили буржуазии удобной формой для агитации и мобилизации народных масс.
1. 2. Начало революции
На открывшихся 5 мая 1789 г. в Версале Генеральных штатах стало ясно, что буржуазия одержала новую победу, поставив абсолютную власть короля перед угрозой свержения. В начале июля в Париже буржуазия начала революционное движение. Утром 14 июля вооруженный народ захватил Бастилию, что привело к развалу королевских сил. Между тем, в провинции также развивалось революционное движение: буржуазия повсюду захватывала муниципалитеты, крестьянство выступает против феодальных повинностей.
1. 3. Ход революции
Через три месяца после открытия Генеральных штатов революция, благодаря народным массам, прочно стояла на ногах. Экономические, социальные и политические основы феодальной власти были подорваны и частично разрушены. Принципы нового порядка были вскоре изложены в Декларации прав человека и гражданина.
В ней говорилось, о том, что источником всякой верховной власти является нация, а люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Значительная часть буржуазии считала революцию законченной. Но прежние привилегированные сословия, не желая мириться с потерей владений, стали организовывать контрреволюцию. Контрреволюция проводилась путем заговоров и террористических актов. Рост контрреволюции делал все более и более необходимым объединение народных масс и буржуазии. В связи с этим в 1790-1791 гг. по всей стране происходили массовые народные выступления. Без помощи народных масс нельзя было разгромить внутреннюю и внешнюю контрреволюцию. Народное движение достигло большого размаха главным образом по причине экономических трудностей, особенно острых в начале 1792 г. Главный удар крестьянского движения был направлен против феодальной собственности.
В начале 1792 г. во Франции началась внутренняя война. После многочисленных народных восстаний против внутренней контрреволюции в стране сложилось революционная обстановка. 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание, которое окончательно установило победу буржуазной революции. В отличие от 14 июля это было восстание не только парижского населения, но и представителей революционной провинции.
Глава II. Демократический период революции. 10 августа 1792-27 июля 1794.
Народ города и деревни связывал свою судьбу с революцией и готов был героически сражаться за нее. Кроме того, отныне он располагал убедительным средством, чтобы заставить выслушать себя: он был вооружен и имел собственные совещательные и исполнительные органы. Эта прямая демократия на которую критически и с беспокойством взирала буржуазия вскоре начала быстро развиваться и наложила глубокий отпечаток на этот период революции. В то же время внутренняя контрреволюцию была сильно подорвана.
Новое собрание было в основном собранием буржуазным. Ограничительные законы устранили контрреволюционеров из собрания. Самой трудной для решения задачей, тесно связанной с защитой революции - была проблема экономических требований народа, особенно продовольственный вопрос.
С осени 1792 г. начинается новое широкое движение против экономических решений народного собрания. В феврале 1793 г. в связи с нарастанием трудностей народное движение усилилось: появляются народные вожди. С конца 1792 г. война приняла широкий размах и весьма сложных характер. Она остается в основном войной в защиту революции и нации, но, вместе с тем, постепенно превращается в завоевательную. Завоевания не могли не нравится французской буржуазии. Они позволяли укрепить революцию и контролировать новые рынки. Продолжение войны устраивало и поставщиков, обогащающихся для поставок для армии.
Все феодальные силы Европы объединились против Франции. Решающим фактом было присоединение Англии, которая стала во главе коалиции. Одновременно с нападением иностранных армий усилилась контрреволюция, использовавшая возросшие трудности правительства. Контрреволюции удалось постепенно поднять крестьянские массы Запада на защиту феодализма. В течение 1793 г. контрреволюция одержала ряд побед. В этих чрезвычайных обстоятельствах во Франции создалось новое правительство. Постепенно народные массы определили содержание революционного правительства и к концу 1793 г. оно было окончательно сформировано. Это было прежде всего военное правительство для защиты революции. Одним из лучших его достижений явилось то, что оно обеспечило продовольствием армию и город. Однако такая политика оттолкнула от революционного правительства наиболее слои санкюлотов и привела в замешательство остальных, поскольку такая политика не проводилась в масштабах всей страны.
Глава III. Становление государства в ходе Французской революции
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
С первых же дней революции национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии. 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.
На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей.
В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в декларации, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т.д. Собственность также рассматривалась в качестве естественного права, которое объявлялось неприкосновенным и священным. Незыблемость частной собственности была гарантирована.
В декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета. Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации.
Закон рассматривался как «выражение общей роли», причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей. Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя прав и свобод граждан.
Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. В ней были сформулированы принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежащее примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения».
Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определила также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, сопротивление властям влекло за собой ответственность
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей.
Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного государственного строя, определяла устои нового правопорядка.
При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII века, только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии.
Опираясь на положения Декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований.
Последовавшими за принятием декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства, которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии.
Однако конституционалисты, настроенные на компромисс с королем Людовиком XVI и дворянством, исповедовавшие политическую умеренность и осмотрительность, не останавливались перед принятием жестких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Так была продолжена серия декретов против «беспорядка и анархии», а также против подстрекательства к неповиновению законам. Еще в большей степени недоверие конституционалистов к простому народу, особенно к низам общества, проявилось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось вопреки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан. Только первым предоставлялось право голоса, вторые этого права были лишены.
Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять следующим условиям:
быть французом
достичь 25-летнего возраста
проживать в определенном кантоне не менее 1 года
уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности
не быть слугой «на жаловании».
Подавляющая часть французов не удовлетворяла этим квалификационным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.
Конституция 1791 г.
Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789-1791 гг.
Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков.
В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в декларации 1789 г. Так отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялась система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле нашла свое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов».
Конституция значительно расширяла по сравнению с Декларацией 1789 г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, и т.д.
В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции элитарных настроений. Так декларировалось введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения».
В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета.
Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил выразился прежде всего в закреплении монархической формы правления.
Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организованно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.
Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.
Конституция подчеркивала, что король царствует лишь в силу закона, и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу на верность нации и закону.
Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны.
Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето.
Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое избиралось на два года. В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти.
Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти. Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем.
Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.
С другой стороны, и суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.
Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты, кантоны. Местная администрация формировалась ан выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контроля за деятельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.
В ряде вопросов организации государственной власти Конституция следовала консервативной линии, которая проявлялась, как уже отмечалось выше, уже в первые месяцы работы Учредительного собрания. Политическая умеренность его лидеров нашла свое отражение, в частности, в том, что конституция воспроизвела установленное Декретом от 22 декабря 1789 г. деление граждан на пассивных и активных, признав лишь за последними важнейшее политическое право - участвовать в выборах в Законодательное собрание.
Сохранив предусмотренные в этом декрете квалификационные требования, Конституция ввела для активных граждан еще два условия:
быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета
принести гражданскую присягу.
Непоследовательный характер конституции проявился в том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские колонии, где сохранялось рабство.
В Конституции 1791 г. указывалось, что нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию. Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений.
Это делало Конституцию «жесткой», не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.
Первая республика во Франции
Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и короля и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.
В составе законодательного собрания преобладали представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции.
В этот период возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции.
Однако окончательный приговор королевской власти, а, соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции.
Под давлением революционно настроенного народа Законодательное собрание отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции.
В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положив тем самым начало республиканскому строю во Франции.
Состав Конвента отражал новую сложную расстановку политических сил, определившую развитие французской государственности на втором этапе революции. Руководящие позиции в нем заняли жирондисты. Под напором якобинцев, за которыми шли революционно настроенные низы Парижа, жирондисты провели ряд радикальных мер.
Жирондистское правительство провели через Законодательное собрание новый аграрный закон «Об уничтожении остатков феодального режима», отменивший выкуп крестьянами феодальных повинностей. Фактически это узаконило положение, уже сложившееся в ходе аграрной революции. Был принят также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов и передаче их путем бессрочной аренды или продажи крестьянам.
Однако большая часть этих земель оказалась не у крестьян, а у представителей состоятельных кругов.
И все же, взять под контроль рост революционных настроений в Париже жирондистскому правительству не удалось. его авторитет и влияние на народные массы быстро падали. резервы демократических преобразований были жирондистами исчерпаны.
Падению жирондистов способствовало и то обстоятельство, что они, отменив Конституцию 1791 г., не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ.
Конституционный проект жирондистов дебатировался, но так и не был утвержден. Нарастающая напряженность в обществе, рост политической активности масс, усиление противостояния жирондистов и якобинцев в конвент и за его стенами, а также нерешительность лидеров жирондистов препятствовали созданию ими республиканского конституционного строя.
Якобинская диктатура. Декларация и Конституция 1793 г.
Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий этап. государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.
На якобинском этапе революции участие различных слоев населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Благодаря этому во Франции в это время были уничтожены остатки феодальной системы, проведены радикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и реставрации монархии. Революционно-демократический режим, сложившийся при якобинцах, обеспечил окончательную победу во Франции нового общественного и государственного строя.
Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции. Эти документы, составленные с использованием конституционных проектов жирондистов, испытали на себе сильное влияние взглядов Руссо.
В трактовке права собственности якобинцы пошли на уступку сформировавшимся за годы революции новым буржуазным кругам и отказались от выдвигавшейся ими ранее идеи прогрессивного налогообложения и необходимости ограничительного толкования правомочий собственника.
По ст. 122 Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека.
В якобинской декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных властей.
Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин.
Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был нести ответственность перед Национальным собранием в случае неисполнения законов и декретов.
Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу.
Правительственную власть в системе революционной диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения. Важное место в системе революционной диктатуры занимали различные народные общества и клубы, прежде всего Якобинский клуб в Париже, выполнявший роль своеобразного политического штаба революции, и многочисленные его отделения по всей стране.
Одной из существенных особенностей якобинской диктатуры было создание специальных органов, предназначенных для борьбы с внешними врагами и внутренней контрреволюцией. В своей деятельности они использовали методы революционного террора.
Важную роль в организации борьбы с контрреволюцией сыграл Комитет общественной безопасности. на него был возложен особый надзор за всем тем, что касалось «личности и полиции».
в системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл также Революционный трибунал. Он был создан по требованию якобинцев и превратился в постоянно действующее орудие террора лишь после его реорганизации.
Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом.
Вся процедура в Революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой, что позволяло ему вести целенаправленную, но в то же время жестокую борьбу с политическими противниками революционного правительства.
К лету 1794 г., когда в результате побед революционной армии исчезла военная опасность и новый республиканский строй стал политической реальностью, внутренние противоречия, присущие якобинскому режиму, стали более острыми и неразрешимыми.
Новую денежную аристократию раздражали введенные якобинцами ограничения предпринимательства. Она не желала более мириться с террором, с ограничениями элементарных демократических прав, с фактическим разрушением созданного революцией конституционного механизма.
Сложившееся в ходе революции многомиллионное мелкособственническое крестьянство утратило свой революционно-демократический настрой, отвернулось от якобинцев. Как отмечалось выше, вожди якобинцев оттолкнули от себя в конечном счете и низы городского и сельского населения.
В условиях, когда правящий блок быстро разваливался, в Конвенте созрел заговор группы монтаньяров, выступивших, в том числе, с целью самосохранения, против беспредела и вакханалии якобинского террора. Поскольку вожди якобинцев исчерпали резервы своей революционной активности, а потому не могли вновь опереться на народные массы, их правление все более приобретало черты политического самоубийства.
В целом в стране созрела обстановка для нового переворота.
Заключение
Великая французская буржуазная революция заменила феодализм буржуазной республикой, затем военной диктатурой. В своей борьбе против феодального абсолютизма французская буржуазия, удовлетворив свои классовые интересы создала необходимые условия для развития нации, элементы которой постепенно создавались, начиная со средних веков.
Кроме того, во время революции народные массы осознали свои требования, сформулировали их, стремились так организоваться и действовать, чтобы принять их. Следовательно, буржуазная революция сыграла важную роль в формировании традиции борьбы французского народа. Разрешая в формах, присущих Франции задачу установления господства буржуазии в значительной степени определило специфические черты развития французской нации.
В данной работе Французская революция рассматривается с точки зрения изучения особенностей государства, которое в этот период возникло. При этом основной упор делается на различные редакции и варианты Декларации прав человека и гражданина и Конституций, поскольку именно в этих документах наиболее четко были отражены основные положения, описывающие меняющийся строй.
Можно отметить тот факт, что изучаемая тема рассматривалась в подобранной литературе очень полно и многосторонне.
Список использованной литературы
А. Mathier, La revolution francaise, t. II, Paris, 1968.
БСЭ. Т. XVII. М. 1978.
Всемирная история. Т. IV. М. 1958.
Документы по истории зарубежного права, Под. ред. Крашенинниковой Н. А. - М. - 1996.
Ж. и К. Виллар. Формирование французской нации. - М. - 1957.
История государства и права зарубежных стран. Ч. 2. /Под общ. ред. Крашенинниковой Н. А. и Жидкова О. А. - М. - 1998.
Ковалевский М. М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. Т. II-III. М. 1975.
Конституции буржуазных государств. - М. - 1982.
Французская республика. Конституция и законодательные акты, Пер. с англ. - М. - 1994.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/Под. ред. Черниловского З. М. - М. - 1996.
Хрестоматия памятников феодального государства и права Европы, Под. ред. Корецкого В. М. - М. - 1991.
Описание предмета: «История»История – это наука, изучающая знание прошлого, основанное на свидетельствах, процесс развития природы и
общества, комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Литература - Анри Мишель. Идея государства. Критический очерк истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. – М.: Территория будущего, 2008. – 536 с.
- Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. – М.: Академия наук СССР, 1941. – 852 с.
- К.А. Чекалов. Формирование массовой литературы во Франции. ХVII - первая треть ХVIII века. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 248 с.
- Анри Мишель. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. – М.: Территория будущего, 2008. – 536 с.
- Е.В. Тарле. Рабочий класс во Франции в эпоху революции. 1789-1791. – М.: Едиториал УРСС, 2010. – 248 с.
- Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время. – М.: КДУ, 2011. – 600 с.
- Анри Мишель. Идея государства. Критический очерк истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. – М.: Типография М. И. Акинфиева и И. В. Леонтьева, 1903. – 600 с.
- М. де Вилье. Женские клубы и легионы амазонок. Из истории феминизма во Франции. – М.: Либроком, 2011. – 448 с.
- В.П. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М.: Академия наук СССР, 1958. – 414 с.
- А.И. Смирнов. Коммуна средневековой Франции в связи с политическим ростом третьего сословия. – М.: Либроком, 2012. – 320 с.
- Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 528 с.
- Луи П. История социализма во Франции. – М.: Товарищество "Бр. А. и И. Гранат и Ко", 1906. – 202 с.
- Пролетариат во Франции. – М.: Типография Н. Неклюдова, 1872. – 494 с.
- Смирнов А.И. Коммуна средневековой Франции в связи с политическим ростом третьего сословия. – М.: , 2015. – с.
- Е.В. Тарле. Рабочий класс во Франции в эпоху революции. 1789-1791. – М.: Едиториал УРСС, 2017. – 248 с.
- Женские клубы и легионы амазонок. Из истории феминизма во Франции. – М.: , . – с.
- Долгов Б.В. Арабо-мусульманское сообщество во Франции: Исламская идентификация и светская демократия. – М.: Ленанд, 2017. – 160 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|