Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Древняя РусьИстория
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: «Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. «Летописи были общерусскими («Повесть временных лет «) и местными («Новгородские летописи «). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.
Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав создать свою грандиозную «Историю Российскую», он обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых памятников. После В. Н. Татищева изучением летописей, конкретно «Повесть временных лет», занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал ~ вширь ~, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер работал ~ вглубь ~, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до нас дошла «Повесть временных лет». Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер представляли себе «Повесть временных лет», как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно «Повести временных лет». Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях «Повести». Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах «(1908 год.) и «Повесть временных лет «(1916 год.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию - самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073г. монах Киево- Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево - Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054г.). На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой «Повести временных лет», первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси «были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В «Сказаниях о распространении христианства» Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция «Повести временных лет». При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию «Повести временных лет». Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция «Повести временных лет «. Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.
В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают, что начало летописания на Руси является событием огромной важности.
Описание предмета: «История»История – это наука, изучающая знание прошлого, основанное на свидетельствах, процесс развития природы и
общества, комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Литература - В.М. Симчера, В.А. Соколин, Е.А. Машихин, А.Ю. Шевяков. Энциклопедия статистических публикаций. Древняя Русь, Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик, Российская Федерация. X-XX вв. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 992 с.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 1. Античные источники. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. – 352 с.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 1. Античные источники. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. – 352 с.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 5. Древнескандинавские источники. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. – 384 с.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 2. Византийские источники. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. – 384 с.
- М.Н. Тихомиров. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. – 432 с.
- По следам древних культур. Древняя Русь. – М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. – 360 с.
- Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1992. – 782 с.
- Л.Н. Гумилев. История Древней Руси во взаимоотношениях народов Евразии. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2008. – 944 с.
- Сергей Горюнков. Незнакомая Древняя Русь, или Как изучать язык былин. – СПб.: Алетейя, 2010. – 232 с.
- Дмитрий Иловайский. Царская Русь. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – 752 с.
- О.В. Творогов. Древняя Русь. События и люди. – М.: Наука, 2001. – 224 с.
- Из истории русской культуры. Том 1. Древняя Русь. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 760 с.
- В.В. Колесов. Древняя Русь. Наследие в слове. В 5 книгах. Книга 4. Мудрость слова. – М.: Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2011. – 480 с.
- Древняя Русь. Во времени, в личностях, в идеях. Альманах, выпуск 2, 2014. Материалы научной конференции "Преподробный Сергий Радонежский. Личность в контексте эпохи и истории его почитания". – М.: Казань, 2014. – 216 с.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Эксмо, 2015. – 736 с.
- Жорж Ру. Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия. Царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700-100 гг. до н. э. – М.: Центрполиграф, 2017. – 462 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|