Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетнихУголовно-процессуальное право
ПЛАН
Введение
1. Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетних.
2. Типичные криминалистические ситуации по делам о преступлениях несовершеннолетних и направления их разрешения.
3. Особенности организации и тактика производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних.
4. Организационные мероприятия по изучению личности несовершеннолет-
него.
5. Профилактическая деятельность следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Заключение.
Литература.
Введение.
Борьбе с правонарушениями несовершеннолетних в государстве должно уделяться постоянное внимание.
Повышение качества и эффективности расследования преступлений несовершеннолетних обусловлено не только необходимостью своевременного пресечения противоправного поведения несовершеннолетних, нередко совершающих ряд преступлений, и обеспечения неотвратимости наказания за общественно опасные действия, но и важностью нравственно - психологического воздействия на подростка-правонарушителя. Чем раньше будет выявлен несовершеннолетний правонарушитель, чем полнее будут изучены его поведение, склонности, возрастные особенности, тем больше возможностей для исправления и перевоспитания подростка, которое завершается по месту исполнения наказания и приводит к включению подростка в активную общественную деятельность.
Целью данной работы является изучение процессуальных особенностей расследования преступлений несовершеннолетних. Также следует учитывать, что методики расследования преступлений разрабатываются применительно к видовым криминалистическим характеристикам преступлений, которые в основном определяются объектом посягательства.
Несовершеннолетний как субъект преступления выделяется в первую очередь психофизиологическими особенностями, к числу которых относят повышенную эмоциональность, неустойчивость поведения, незрелость мышления как результат недостаточного опыта и знаний, склонность к подражанию и фантазии, самовнушение и др. Эти обстоятельства накладывают отпечаток на поведение подростка, как пр膆†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††- †††††††††††††††††††††††††††††††††††††- ††††††††††††††††††††††††††††††††††- ††††††††††††††††ии о криминогенном поведении несовершеннолетнего.
В настоящей курсовой работе освещаются психофизиологические факторы несовершеннолетних, определяющие специфику анализа первичной информации и планирования оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по разрешению типичных криминалистических ситуаций; раскрываются особенности производства наиболее характерных следственных действий по данной категории уголовных дел и тактика их проведения; освещаются точки зрения учёных, имеющие важное практическое значение и литература, где авторы рассказывают о методике установления обстоятельств, подлежащих выяснению по этим делам.
Гл. 1. Организация расследования дел о преступлениях несовершеннолетних.
1.1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних.
Данная методика отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст. Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ).
Создание данной методики расследования обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.
Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует как уголовно-правовое, так и уголовно-процессуальное законодательство. Так в УК РФ имеется специальный раздел (V), посвящённый уголовной ответственности несовершеннолетних. В ст.87 - 96 этого раздела отражены её особенности. В частности, наряду с уголовным наказанием предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия как один из видов освобождения от уголовной ответственности (ст.90 УК) или от наказания (ст.92 УК). При этом основания уголовной ответственности и её принципы остаются теми же, что и для взрослых лиц.
В УПК РСФСР в специальный раздел (VII) выделено производство по делам несовершеннолетних. Его особенности касаются порядка производства по таким делам, дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению наряду с общепринятым предметом доказывания, выделения дел о несовершеннолетних в отдельное производство, участия в допросе педагога, специфики судопроизводства и т.п.
Особое внимание, уделяемое законодательством преступлениям несовершеннолетних, отражает как конституционные положения о защите прав личности ребёнка, так и положения документов, имеющих международно-правовое значение, например конвенции о правах ребёнок, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Что касается методики расследования преступлений несовершеннолетних, то она базируется на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния ( включая мотивы и способ действия ), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформулировались у подростка к данному моменту.
В психо - педагогической литературе 14 - 17-летний возраст относят к старшему подростковому. Биологически подростковый возраст является периодом завершения физического развития. Социальное положение лиц данной категории весьма неоднородно: учащиеся, работающие, неработающие. Вместе с тем их поведения и поступки носят уже сознательно-волевой характер, что и определяет наступление обще уголовной ответственности с 16 лет, а с 14 лет - за такие преступления, как: убийство, умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или среднего), похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах), терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство (при отягчающих обстоятельствах), вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 20 УК РФ).
В отечественной криминалистической литературе принято классифицировать несовершеннолетних правонарушителей на четыре типа, отмечая при этом, что различия между ними весьма условны.*
К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступления; их предшествующее поведение и нравственный облик достаточно положительны. Обычно такие подростки совершают малозначительные правонарушения под влиянием конфликтной или чрезвычайной ситуации.
Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т.п.
Третий тип - это подростки с общей нравственной деформацией. Они уже совершали различные правонарушения, привлекались к административной ответственности, направлялись в специальные школы и профтехучилища. Мотив и цель преступления формируется у них специально под влиянием ситуации, в результате воздействия взрослого лица или более испорченного сверстника. Многие преступления совершаются ими спонтанно: участие в драках, хулиганство, ограбление пьяных и т.п.
К четвёртому типу относят тех, чья нравственная деформация представляет серьёзную опасность для общества, чьё поведение носит стойкий антисоциальный характер. В этой категории могут быть уже судимые (условно осужденные, освобождённые досрочно и т.п.). Это, как правило, лица, уклоняющиеся от работы и учёбы, объединившиеся в преступные подростковые группировки или входящие в состав взрослой преступной структуры. Они грубы, жестоки, у них ослаблено чувство стыда, основная цель - стяжательство,
_____________________________________________________
*Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Белкина. Изд. Норма. М., 2000г. с.873
обогащение. Основные интересы - праздное время провождение, азартные игры, выпивка, секс.
Независимо от указанных типов при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным, и т.п.
В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением, это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.
Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, св††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители.
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.
Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.
Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания.*
Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта.
Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену инфор-
_____________________________________________________
* В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.
мацией и к восприятию информации, исходящей от каждого из них.*
Для этого прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т.п. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемые манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т.п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твёрдостью, терпением.
1.2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования.
Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.
Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела: не даёт возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности, как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с цель сокрытия следов преступления.
В первичных материалах могут быть следующие данные,
_____________________________________________________
см., н-р: Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982г. с.16
свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во - 1-х, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во - 2-х, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант - на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные док-ва.
Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. Чаще всего они сводятся к следующим:
А) принятие мер к пресечению и предотвращению преступлений;
Б) задержание подозреваемого в порядке ст. 122 УПК РСФСР;
В) осмотр места преступления;
Г) установление свидетелей, потерпевших.
Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных ст. 109 УПК РСФСР сроков проверки первичных материалов (трое суток и в исключительных случаях ввиду объёма проверки до 10 суток). В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путем выемки соответствующих документов (мед. карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). При отсутствии иных возможностей, проводится судебно-медицинская экспертиза.
Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю.*
*В настоящее время расследование преступлений несовершеннолетних осуществляют следователи следственного комитета МВД.
Следственный комитет МВД может принять дело несовершеннолетнего к своему производству, не дожидаясь истечения 10-дневного срока, а так же возбудить его по собственной инициативе.
При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания (ст. 68 УПК РСФСР), так и его детализация, предусмотренная ст. 392 УПК УПК РСФСР. Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, это связано с групповым, как правило, характера большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.
1.3. Особенности анализа криминалистической информации, характеризующей преступления несовершеннолетних.
Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходны по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, проявить смелость, удаль, показать силу, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей, получить их признание, из ложно понимаемого чувства солидарности, подражания, любопытства, стремления достать сладости, ту или иную вещь, престижную среди подростков.
Корыстные мотивы имеют также специфическую окраску и особенности проявления: похитить красивое, необычное, сладкое - и зависит от возраста правонарушителя. Так, если 14-15 летние подростки при кражах из киосков довольствуются марками, значками, открытками (которыми они потом обмениваются), а также спиртными напитками, сигаретами, шоколадом из кофе, столовых, коммер††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††ижения целей допускаются любые методы и средства. Рост показателя корыстных преступлений среди несовершеннолетних ( а у этой категории он выше, чем у взрослых, и постоянно растёт) объясняется их бездуховностью, соединённой с потребительством и жадностью, формирование этой отрицательной нравственной черты подростков зачастую происходит в семье, где царит культ вещей и денег, а родителям подростка присущ дух материального фетишизма.
К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершеннолетних, влияющих на расследование совершёнными ими преступлений, относят:
- незавершённость физического и нравственного развития (эмоциональность поведения, колебания поведения и т.п.)
- специфику восприятия, запоминания и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.).
- недостаточность жизненного опыта (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики. Когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);
- склонность к подражанию;
- стремление утвердить себя в среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);
- неправильно понимаемое чувство товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.).
Указанные особенности определяют специфический круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования в соответствии с требованиями ст. 392 УПК РСФСР и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:
1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учёбы подростка.
2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то как давно и по какой причине; кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сёстры, иные лица, проживающие совместно); каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздействия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бытовые условия.
При выявлении безнадзорности подростка следует установить её причины (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразличное отношение к детям и т.п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.
Существенное значение имеет не только бытовое, но и ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым, лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков.
Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учёбе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учёбе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учёбу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для её возобновления, в чём причина длительной занятости и т.д.
Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путём допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т.п.
В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпровождения, проявлённости возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).
3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.
Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.
По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии:
А) Наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;
Б) Существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;
В) Наличие факторов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.). Приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его.
Д) Вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т.п.
Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.
Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.
При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств предусмотренных ст. 392 УПК РСФСР, должны быть проведены и предусмотренные обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.
Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очерёдности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествует на данный момент ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очерёдность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т.п.
Гл.2 Типичные крим. Ситуации по делам о преступлениях несовершеннолетних и направления их разрешения.
В зависимости от особенностей получения, полноты и характера информации, содержащейся в первичных материалах, можно выделить следующие типичные ситуации:
1. Обстановка места преступления, информация, содержащаяся в материальных следах, указывают на совершение преступления несовершеннолетними.
2. Потерпевшие и свидетели утверждают, что преступление совершено несовершеннолетними. В одних случаях они прямо указывают на конкретное лицо, в других - приходят к такому выводу на основании внешнего вида и поведения правонарушителя.
3. Несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте совершения преступления после его совершения или явился с повинной.
К выводу о возможном участии в данном преступлении несовершеннолетнего приходят в результатах исследования материальных источников информации на месте преступления, в которых отражаются наиболее типичные признаки проявления психологии (мотиваций, потребностей), физических возможностей и социальных ценностей несовершеннолетних.
В процессе осмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые позволяют выдвинуть версию об участии несовершеннолетнего в преступлении.
Зачастую на это указывают:*
1) Особенности различных следов рук и обуви, обнаруженных при осмотре;
2) следы зубов, особенно если они оставлены на таких специфических объектах, как шоколад, сыр, конфеты и другие продукты питания;
Е.Д. Лукьянчиков. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Учебное пособие. Киевская высшая школа им.Ф.Э. Дзержинского, Киев, 1990г. с.14.
3) оставлены вещи - размер, фасон, характер изношенности. При этом надлежит выявлять все следы, в том числе и различные по характеру, форме, размеру и т.п. Это может свидетельствовать о совершении преступления групповой или о присутствии взрослого;
4) способ совершения преступления, и не только в плане подготовки и совершения, но и действий по сокрытию следов совершённого деяния, как правило, преступления несовершеннолетних не отличаются ухищрённостью способов их совершения и особенно сокрытия. Орудиями преступления часто являются случайные, подобранные в ходе деяния предметы, ненужные похищенные предметы и вещи, а так же орудия преступления нередко выбрасываются неподалёку от места его совершения, похищенное прячут в доме, где проживает подросток или его друзья, в подвалах, на чердаках и др.;
5) Размеры отверстий проникновения;
6) Признаки подражания персонажам детективных книг и фильмов (оставление на месте подписей, записок и т.п.). Содержание и почерк таких документов, а также место расположения надписей дают интересную информацию о физических и интеллектуальных данных несовершеннолетних (надписи на стенах обычно пишу на уровне глаз, что позволяет судить о росте их исполнителя);
7) Непоследовательность, нелогичность действий преступников, разбрасывание отдельных вещей, безмотивное повреждение каких-то предметов, особенно если это требовало затрат времени;
8) Количество, габариты и вес похищенного;
9) Проявление цинизма, жестокости, садизма, дерзости.
Естественно, что каждый в отдельности признак не может рассматриваться как прямое свидетельство участия в преступлении несовершеннолетнего, но их совокупность позволяет сделать такой вывод с определённой степенью вероятности и получить информацию:
Об особенностях телосложения, признаках пола, возраста и других объективных данных преступника;
Об особенностях психики (по характеру похищенного, специфическому поведению на месте совершения преступления и др.);
О предметах преступного посягательства, орудиях и средствах его совершения, одежде, обуви и сопутствующих объектах преступника.
Если есть информация о том, что преступление совершено несовершеннолетними, то работа по его раскрытию должна осуществляться в следующих направлениях:
1. Выявление на обслуживаемой территории групп несовершеннолетних и установление действительных мотивов их объединения и направленности действий. Практика показывает, что значительное число преступлений несовершеннолетние совершают в районе своего проживания или в непосредственной близости от него. Ценные сведения о формирующихся группах несовершеннолетних можно получить от участковых уполномоченных и работников инспекций по делам несовершеннолетних. Именно, в поле зрения этих лиц попадают подростки, организующиеся в группы, и их задача состоит в том, чтобы знать истинные мотивы такого объединения, уметь правильно и своевременно влиять на намерения и действия несовершеннолетних.
2. Установление подростков, у которых после совершения преступления появились деньги, предметы, вещи. Для этого на учёт берут похищенное имущество и о его признаках доводят до сведения сотрудников органов внутренних дел.
Особое внимание обращают на места возможного сбыта похищенного, которые в каждом конкретном случае зависят от характеристики обслуживаемого участка.
3. Установление лиц, которым известны обстоятельства совершённого преступления. Для этого, исходя из анализа места, времени, обстоятельств совершения преступления, можно определить, кто может быть жильцы квартир, из окон которых видно место преступления и подходы к нему; лица, которые в это время проходили недалеко от места преступления, следуя на работу, учёбу, домой или куда-то ещё; работники городского транспорта, которым могли воспользоваться несовершеннолетние, обратившие на себя внимание ввиду своего странного поведения.
После выполнения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на уточнение обстоятельств, совершённого преступления, розыск похищенного имущества и осведомлённых лиц, установление лица, его совершившего, объём информации о содеянном преступлении расширяется. Это позволяет конкретизировать выдвинутые ранее версии об обстоятельствах преступления и совершивших его лицах и уточнить направления расследования.
Направление расследования, характер и очередность следственных действий и оперотивно-розыскных мероприятий зависят от степени определённости собранной к этому времени информации.
В тех случаях, когда очевидцы высказывают предположения об участии в преступлении подростков, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны быть направлены на установление конкретного лица, совершившего противоправные действия. Розыск несовершеннолетних осуществляется по:
- Признаком внешности. Оперативные работники совместно со следователем на основе информации, полученной от людей, могут составить композиционный портрет несовершеннолетнего подозреваемого. О приметах его ориентируют сотрудников органов внутренних дел и представители общественности.
- Оперативно-криминалистическим учётом органов внутренних дел.
В первую очередь свидетелям и потерпевшим предъявляется фотоальбом лиц, которые состоят на учёте. Кроме того, используются учёты участковых инспекторов и отделов профилактики преступлений несовершеннолетних.
После выявления конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на несовершеннолетнего правонарушителя, следственные и оперативно-розыскные действия направляются на всестороннее изучение обстоятельств совершённого деяния, личности подростка, выявление взрослых подстрекателей.
Установление точного возраста несовершеннолетнего имеет важное значение для принятия правильного решения в стадии возбуждения уголовного дела. Возраст должен устанавливаться документально (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги регистрации актов гражданского состояния, справка формы №1 паспортного аппарата). Кроме того, точный возраст можно установить по журналу того медицинского учреждения, где родился несовершеннолетний: во время появления на свет новорождённых в таких журналах фиксируется с точностью до минуты, и они хранятся в архивах медицинских учреждений 25 лет.*
В практике порой встречаются случаи, когда установить возраст обвиняемого на основе документов не представляется возможным. В соответствии с ст.79 УПК РСФСР уточнения возраста подозреваемого или обвиняемого, если это имеет значение для разрешения вопроса о его уголовной ответственности, назначается судебно-медицинская экспертиза.
При установлении судебно-медицинской экспертизой днём рождения надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица. Во всех случаях лицо считается достигшим определённого возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток.
Ситуация когда несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте преступления, после его совершения или явился с повинной характеризуется относительной определённостью информации о лице, совершившем преступление. При задержании его с поличным должны приниматься мары по фиксации следов преступления и изучению личности. Для этого производятся осмотр места происшествия, допрос несовершеннолетнего, свидетелей и лиц,
- см: Каретников А.С., Кравченко В.Г. Об установлении возраста несовершеннолетнего при производстве предварительного следствия // Расследование преступлений несовершеннолетних на современном этапе.-Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1986г, с.42-43.
которым известны обстоятельства жизни и воспитания подростка.
Если несовершеннолетний явился с повинной, необходимо тщательно выяснить обстоятельства совершённого преступления и мотивы, которые побудили подростка явиться с повинной, его возможности самостоятельно подготовить, осуществить конкретное преступление, исходя из уровня его физического или психического развития, жизненного опыта и определённых навыков. Необходимо выяснить, не совершил ли он другое, более тяжкое преступление, не делается ли это, чтобы скрыть взрослого соучастника или подстрекателя, взяв вину на себя.
Получение информации о взрослых подстрекателях имеет важное значение для уяснения механизма конкретных преступных действий, выдвижения и проверки следственных версий и осуществления профилактических мероприятий в отношении подростка. Поскольку он несовершеннолетний, порой прибегают к самооговору, необходимо сравнивать поступающую от них информацию со сведениями, которые ранее собраны по делу из материальных и идеальных отображений и анализировать их, что позволит обнаружить имеющиеся противоречия, а в последующем изобличить во лжи.
В процессе устаносления взрослых подстрекателей и организаторов нужно учитывать, что разрыв в возрасте между ними и несовершеннолетними в большинстве случаев незначителен. Как правило, подавляющее большинство подстрекателей и организаторов из числа взрослых были в возрасте 18-22 лет. Незначительная разница в возрасте (1-2 года) между подстрекателем и несовершеннолетним исполнителем не вносит существенных изменений в механизм совершения преступления по сравнению с теми, которые подростки совершают сами. Иная картина наблюдается, когда взрослые старше несовершеннолетних на 3-4 года и более, роль взрослых в преступной деятельности обычно более значительна, особенно в организации преступлений, что получает отражение в следовой картине преступления.
Гл.3 Особенности организации и тактика производства отдельных следственных действий с участие несовершеннолетних.
3.1. Допрос несовершеннолетнего.
Особую сложность по данной категории дел представляет допрос несовершеннолетних, в частности, подозреваемых и обвиняемых. Это обусловлено не только особенностями психики несовершеннолетнего, но и своеобразным порядком допроса в плане гарантии его объективности: участием педагога, врача, родителей, защитника.
Допрос несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, как и другие следственные действия с его участием, должен строиться с учётом ряда обстоятельств:
1. Возрастных особенностей: ограничение времени допроса(8-11 лет до15-30 мин; 14-17 лет в течение часа); тенденции смешения реального и воображаемого; эмоциональность суждений и действий; неспособность выделить главное, существенное.
2. Возможности построения ложных объяснений, которые у несовершеннолетних, как правило отличаются недостаточной продуманностью.
3. Особенностей установления психологического контакта с несовершеннолетнем.
Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. То, что может быть применено в отношении взрослого, иногда оказывается недопустимым в отношении подростка. Подготовка к допросу предполагает всестороннее и глубокое изучение личности подростка, условий в которых он живёт и воспитывается; определение момента и времени проведения данного следственного действия, способа вызова к следователю, выяснению круга лиц, которых нужно привлечь к участию в допросе, разработку плана его проведения, определение объёма и формулировок основных и контрольных вопросов, а также устранение причин, мешающих подростку давать правдивые развёрнутые показания.
Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит в следующем:
А) к началу допроса отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком;
Б) поскольку допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь ограничен временем на подготовку к его проведению.
Прежде всего необходимо наметить линию проведения допроса, примерный перечень, последовательность и характер вопросов, которые должны быть понятны допрашиваемому, учитывать уровень его развития. Такая подготовка должна быть даже в тех случаях, когда время ограничено и отсутствует исчерпывающая информация о подростке.
Выбор момента допроса несовершеннолетнего зависит от: эмоционального состояния подростка после совершения преступления; влияния на подростка заинтересованных лиц; Объёма собранных по делу доказательств. Выбор места допроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. При этом следует учитывать, что привычная обстановка (школа, дом) допроса, как правило, не способствует осознанию несовершеннолетним всей серьёзности содеянного, а поэтому лучше всего допрос проводить в кабинете следователя: это подчёркивает серьёзность сложившейся ситуации и зачастую удерживает допрашиваемого от дачи ложных показаний.
Определённое значение при допросе имеет темп. Нельзя торопить, обрывать несовершеннолетнего, поскольку большинство из них может подходить к существу через сложные специфические переживания, ассоциации.
Подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего и тактика его проведения в общих чертах имеет ту же специфику, что и допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).
При подготовке к данному следственному действию наряду с другими вопросами необходимо тщательно изучить все материалы, сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию.
При подготовке к допросу малолетнего свидетеля или потерпевшего нужно учитывать, что дети в силу различных причин нередко не желают разговаривать. Согласно закону при допросе лиц, не достигших 14-летнего возраста, обязательно присутствие педагога, который выступает в роли специалиста в области детской психологии. При необходимости на допросе может присутствовать врач.
К моменту предъявления обвинения следователь должен располагать информацией, которая позволяет составить определённое представление о личности правонарушителя с учётом его возраста, физического и психического развития, опыта, личностной ориентации и др. Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признаёт себя виновным, следователь обязан тщательным образом проверить достоверность такого признания, поскольку в основе его может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «геройства», желания скрыть взрослых организаторов. Оценивая показания несовершеннолетнего, надо иметь в виду, что, если подросток даёт правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их оценки применяет приёмы для преодоления лжи, это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия.
Признаком, свидетельствующим о ложных, заранее подготовленных показаниях несовершеннолетнего, является заученность рассказа, употребление выражений, не свойственных данной возрастной группе.*
Видя, что несовершеннолетний даёт ложные показания, нужно выяснить, что стоит за ними:
*см.: Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности).- Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1984г.
следование избранной «легенде», отрицательное отношение к следствию, угроза, чувство неправильно понимаемого товарищества, солидарности.
Во время допроса необходимо принимать меры по предупреждению дачи ложных показаний и их разоблачению, если таковые будут. Для этого могут использоваться различные тактические приёмы: акцент на ложных сведениях, сообщённых допрашиваемым, с целью предупреждения дачи подобных в дальнейшем. Предъявление доказательств и оказание правомерного психологического воздействия позволяют пресечь попытку дачи ложных сведений в начале допроса; демонстрация осведомлённости следователя; выяснение в ходе допроса основных моментов в показаниях для последующей их проверки; обращение к чувствам несовершеннолетнего, понимание его стремления к самостоятельности, совершению смелых поступков и т.д.; постановка контроль вопросов об обстоятельствах совершённого преступления; предъявление доказательств в нарастающем порядке и анализ их совместно с несовершеннолетним; воспроизведение допрашиваемому фрагментов допроса других лиц, давших правдивые показания, не раскрывая их общего объёма; постановка подростку сопоставляющих вопросов. Применяется, когда возникают противоречия с раннее данными им показаниями или показаниями других лиц.
Допрос должен сопровождаться звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом применяться технические средства должны таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего.
3.2. Особенности очной ставки.
Изучение практики показывает, что очные ставки с участием несовершеннолетних проводятся довольно часто. Такая очная ставка имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями. Основания для проведения очной ставки с несовершеннолетними те же, что и для проведения этого следственного действия с взрослыми, - наличие противоречий в показаниях раннее допрошенных лиц. Противоречия, для устранения которых проводится очная ставка, должны касаться обстоятельств, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Решая вопрос о проведении очной ставки, надо заранее предвидеть, достигнет ли она планируемой цели, не изменят ли подростки показания под воздействием главаря или взрослого соучастника, нельзя ли устранить противоречия и установить истину проведения других следственных действий.
При подготовке к очной ставке изучаются данные раннее показания допрошенными лицами, составляется план, формируются вопросы и определяются их последовательность и последовательность допроса участников.
Педагог, родители, законные представители и врач присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.
Дальнейшее собирание доказательств для решения задач по устранению противоречий и установлению истины производится с помощью иных следственных действий.
3.3. Особенности предъявления и опознания.
Особенности тактики этого следственного действия обусловливаются возрастными особенностями психики несовершеннолетнего.
По сохранившимся идеальным отображениям подросток отождествляет раннее наблюдавшийся им объект с предъявленным объектом среди многих в натуре или по фотоснимкам. В качестве понятых, как правило, приглашают лиц, из числа педагогов или иных знакомых несовершеннолетних, не заинтересованных в исходе дела.
Положительные результаты опознания зависят от выбора благоприятных условий, правильности отбора объектов опознания, которых должно быть не менее трёх. Это требование закон не распространяет на опознание трупов, уникальных вещей и иных предметов. При возникновении каких-либо затруднений нужно посоветовать несовершеннолетнему не торопиться, сосредоточиться, подумать, взвесить всю имеющуюся информацию.
3.4.Тактика обыска.
Целью обыска у несовершеннолетнего является обнаружение и изъятие орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путём, а также других предметов и документов, которые могут содержать информацию о его поведении и образе жизни и способствовать установлению истины по делу.
Подготовка к обыску по делам рассматриваемой категории ничем не отличаются от подготовки обыска у взрослых, нужно только уточнить: есть ли у подростка своя комната, своё, обособленное место и вещи, лично ему принадлежащие (купленные, подаренные). Затем тщательно изучить расположение квартиры и комнаты, которая выделена подростку, подсобных помещений, подвала, гаража, сарая и т.д.
Специфика обыска также проявляется при определении мест возможного сокрытия искомого. Обычно предметы, не представляющие собой ценности (безделушки), подростки оставляют у себя. В ряде случаев они прячут похищенное и орудия преступления в местах сбора и время провождения: в сараях, подвалах, на чердаках, в гаражах, клетках. Для выявления мест возможного оборудования тайников необходимо учитывать увлечения подростка и его изобретательность. Учитывая повышенную эмоциональность несовершеннолетних, неумение сдерживать себя и более спокойно реагировать на происходящее, надо в процессе обыска пристально наблюдать за их поведением, отличая реакцию на действия обыскивающих. Это позволит вести обыск более целеустремлённо.
3.5. Назначение и производство экспертиз.
По делам о преступлениях несовершеннолетних в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть назначены самые разные судебные экспертизы. Наиболее характерными являются экспертизы, связанные с установлением возраста, психического и психологического состояния подростка.
Суд.-мед. экспертиза обязательна, когда требуется установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этом соответствующих документов, а получение или восстановление их невозможно.
Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для выяснения и проверки психических аномалий. Основанием этой экспертизы служат признаки отклонений в поведении, проявившиеся в образе действий: садизме, жестокости и т.п.
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевными заболеваниями (психическая болезнь, слабоумие), должно быть также выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.
На практике нередко встречаются случаи, которые свидетельствуют об умственной отсталости несовершеннолетних, однако из них не всегда ясно, вызваны они душевными заболеваниями или умственная отсталость обусловлена другими причинами. Необходимость выяснения такого рода истины по делу возникает практически во всех случаях у лиц с пограничными психологическими состояниями.
Назначая любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить права несовершеннолетнего как при организации её подготовки (получении образцов для сравнительного исследования), так и при её проведении.
Гл.4. Производство неотложных профилактических мероприятий.
Изучение уг. Дел показывает, что наиболее типичными обстоятельствами, приводящими несовершеннолетних к совершению преступлений, является:
- неблагополучная семья;
- «безразличная» семья;
- семейные конфликты;
- подстрекательство со стороны взрослых;
- недостатки всеобщего обучения;
- значительные винтимологические факторы;
- низкий уровень индивидуальной воспитательной работы по месту учёбы или работы.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство обязывает органы дознания,следователя, прокуротуру и суд выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Выявление причин и условий, способствовавшихсовершению преступлений, как обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, не должно откладываться на завершающий этап расследования. Органы дознания и следователь особое внимание должны обращать на вскрытие всех тех причин, под влиянием которых сформировалась антиобщественная установка личностинесовершеннолетнего, и на конкретные причины, приведшие к совершению преступления. Такая деятельность должна быть целеустремлённой и объективниой. Её нельзя связывать с началом расследования,которое, в соответствии с законом, может иметь место только после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству. По делам о преступлениях несовершеннолетних следователь обычно выступает не только как юрист, но и как педагог. Он должен подмечать проблемы в области воспитания и постоянно оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и его родителей. Собственно, поэтому подчиняется и весь процесс расследования, общения несовершеннолетнего со следователем.
Производя допросы и иные следственные действия,следователю важно установить связи несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) с лицами, склонными к совершению правонарушений, и осуществитьв отношении их необходимые меры с целью предупредить новые преступления. Ведь не секрет, что там, где выявлен один человек, нередко можно обнаружить ещё несколько человек, стоящих на грани преступления.
Заключение.
В курсовой работе рассмотрены особенности не всех, а лишь наиболее распространённых следственных действий и организационно-воспотательных мероприятий, при производстве которых должны учитываться возрастные и психологические особенности несовершеннолетних. Лицам, выдущим расследование дел о противоправных деяниях несовершеннолетних, нужно постоянно помнить,что возрастные особенности могут проявиться при приизводстве любогоиного действия, в котором участвует подросток, и что, конечно же они должныпринимать во внимание при разработке тактики того или иного следственного действия. Только при таком подходе можно обеспечить качественное расследование дел о преступлениях данной категории.
Литература.
- УПК РСФСР
- Криминалистика. Учебник под ред. Р.С.Белкина. Издательство Норма. М.2000г.
- Е.Д. Лукьянчиков. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Киев 1990г.
- Л.Л. Каневский. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - юр.лит - М.1982г.
- Каретников А.С., Кравченко В.Г. Об установлении возраста несов-го при производстве предв. следствия // Расследование преступлений несовершеннолетних на современном этапе.- Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1986г.
- Следственные действия. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1984.
Описание предмета: «Уголовно-процессуальное право»Уголовно-процессуальное право отрасль права регламентирующая деятельность органов дознания, следствия,
прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел, осуществляемая в порядке,
установленном уголовно-процессуальным правом, предписанными им средствами и способами.
Литература - В.В. Абрамочкин. Расследование дорожно-транспортных преступлений. – М.: Щит-М, 2010. – 240 с.
- Григорьева Тамара Александровна. Рассмотрение Дел О Несостоятельности (Банкротстве). – М.: , 2012. – 62 с.
- А.П. Рыжаков. Уголовная ответственность несовершеннолетних. – М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. – 168 с.
- И.Ю. Белый. Производство по делам о военных преступлениях в органах международного уголовного правосудия (проблемы становления и перспективы развития). – М.: За права военнослужащих, 2011. – 288 с.
- В.Ф. Попондопуло, Е.В. Слепченко. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. – М.: Юридический центр, 2004. – 384 с.
- Е.А. Ганичева. Поддержание государственного обвинения по делам о преступлениях против собственности. Учебное пособие. – М.: ИВЭСЭП, 2014. – 92 с.
- Никита Кудашкин. Социальный педагог. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.
- Дмитрий Петров. Дело о Жаке Лакане. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
- Лев Бертовский. Теория и практика расследования преступлений в сфере экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 404 с.
- Л.В. Бертовский. Расследование преступлений экономической направленности. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2016. – 300 с.
- Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2 частях. Часть 1. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
- С.А. Быстров. Организация гостиничного дела. Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2016. – 432 с.
- О.В. Левченко, Е.В. Мищенко. Правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. – М.: Инфра-М, 2016. – 124 с.
- П/р Цоколовой О.И., Муженской Н.Е., Костылевой Г.В. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2 частях. Часть 2. – М.: Проспект, 2016. – 784 с.
- Макаренко И.А., Зайнуллин Р.И., Халиуллина А.Ф. Общетеоретические основы расследования преступлений несовершеннолетних. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: , 2017. – 205 с.
- О.И. Цоколовой, Н.Е. Муженской, Г.В. Костылевой. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2 частях. Часть 2. – М.: Проспект, 2018. – 784 с.
- Л.В. Бертовский. Расследование преступлений экономической направленности. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2018. – 300 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|