Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Разработка ценового прогноза методом экспертных оценокМатематические методы в экономике
Сущность методов экспертных оценок и предпосылки их использования при решениии задач ценообразования.
Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения по ценам. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащююся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д.
ЭКСПЕРТНЫЕ СУЖДЕНИЯ, выраженные в количественной форме и по своему характеру интерпретируемые как оценочные называются ЭКСПЕРТНЫМИ ОЦЕНКАМИ (коллективными или индивидуальными). Выявление индивидуальных экспертных суждений (экспертных оценок) называется ЭКСПЕРТНЫМ ОПРОСОМ, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных суждений, включая и экспертный опрос - ЭКСПЕРТИЗОЙ.
Обращение к экспертным методам при решении задач ценообразования имеет место при:
1) анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков;
2) формировании однородных групп продукции, выборе базисного изделия (изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента;
3) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия главных свойств и ранжирование их по степени значимости для потребителей;
4) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат;
5) оценке технического уровня и конкурентоспособности продукции и построении с их учетом цен;
6) тестировании цен (высоких и низких), с целью определения степени чувствительности рынка к их уровню, выявления существования особых секторов рынка и обнаружения ценовых порогов;
7) определение ориентировочной стоимости научных разработок на стадии заявки на них со стороны заказчика;
Организация экспертизы.
Для проведения экспертизы создается группа экспертов-организаторов (или рабочая группа) и группа непосредственных экспертов (или экспертная группа).
Рабочая группа формирует саму проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.
Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы, с определения цели ее решения, формирования перечня факторов, которые характеризуют данную проблему. Перечень факторов позволяет примерно определить число и профиль требуемых для экспертизы специалистов. Точность и надежность процедуры экспертизы в значительной степени зависит от количества факторов, подвергаемых оценке. Экспертиза дает наиболее надежные результаты, если количество факторов колеблется в пределах 10.
Экспертная группа выполняет оценочные операции. При формировании группы экспертов исходят из профессиональной компетентности специалиста в данной области, его достаточной эрудированности в смежных областях, деловитости, объективности, заинтересованности эксперта в участии в работе в экспертной группе.
При индивидуальном опросе требования к экспертам выше, чем при групповом опросе, т. к. точность оценки исследуемых факторов существенно зависит от числа экспертов.
Существуют специальные методы оценки качества экспертов, которые можно разделить на 5 групп:
1. Эвристические - оценки, назначаемые человеком. Они включают в себя самооценку, взаимооценку, оценку эксперта рабочей группой.
2. Статистические - оценки, получаемые в результате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте.
3. Тестовые - оценки, основанные на анализе специальных испытаний экспертов.
4. Документальные - оценки, основанные на анализе документов (документальных данных об экспертах).
5. Комбинированные - оценки, полученные с помощью любой совокупности перечисленных методов.
Самооценка вычисляется по формуле:
Kсамj=сумма (Ai*Kij) [i=1,., n];
где:
Kсам - самооценка j-го эксперта;
Ai - весомость i-го показателя знакомства с проблемой (устанавливается членами рабочей группы);
n - число показателей в анкете;
Kij - оценка j-го эксперта, зависящая от степени его знакомства с проблемой по i-му показателю.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса.
Опрос бывает:
а) индивидуальный;
б) групповой;
в) личный;
г) заочный;
д) устный;
е) письменный.
А) Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Условно можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа, «вопрос-ответ», «перекрестный допрос» (здесь участвуют несколько, чаще два, эксперта-организатора). Интервью позволяет нередко получить информацию, которую трудно получить при анкетном опросе. Но интервью обладает и недостатками. Здесь возможно сильное влияние интервьюера на ответы эксперта, мало времени на глубокое обдумывание ответов, много времени тратится на опрос всего состава экспертов.
В основе большинства экспертных методов лежит анкета (опросный лист), с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов (факторов), каждый из которых логически связан с главной задачей экспертизы. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. При составлении анкет используются следующие типы вопросов:
а) открытые и закрытые;
б) прямые и косвенные.
а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т. е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой «да-нет». При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: «Что Вы думаете о». или «Ваше мнение по поводу». и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: «Некоторые специалисты полагают, что. А как Вы думаете?»
Сравнительную оценку предлагаемых в анкете объектов (факторов) можно осуществлять несколькими приемами. Экспертам может быть предложено, например, количественно оценить исследуемые объекты на безразмерной шкале или в единицах какого-либо конкретного параметра. Иногда используются методы, в которых экспертам предлагается указать меру ценностей или различия в ценности анализируемых альтернатив путем их «взвешивания», например, по 10-ти бальной шкале. Иногда экспертам предлагают дать вероятностные оценки факторам.
Кроме анкет-вопросников, экспертам должна быть дана пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет, в которой приводятся примеры порядка и способа заполнения.
Б) Методы коллективной экспертизы предполагают получение обобщенного мнения в ходе совместного обсуждения поставленной роблемы группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно отнести:
1. Совещание-метод открытого обсуждения, или как его еще называют «метод комиссий».
2. Метод «мозговой атаки».
3. Метод «суда».
4. Метод «Дельфи».
«Метод комиссий» предполагает проведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов. Типичным примером использования этого метода являются регулярно проводимые конъюнктурные совещания по основным товарным рынкам. Этот метод имеет существенные недостатки, т. к. здесь большую роль играют такие психологические факторы, как мнения авторитетов.
Сущность метода «мозговой атаки» заключается в разделении решения двух задач: генерирования новых идей и оценки предложенных идей. Соответственно образуются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Правила проведения заседаний по методу «мозговой атаки» формулируются следующим образом. Необходимо концентрировать внимание участников на одной, четко сформулированной проблеме, но при этом важно подхватывать любую идею, даже если ее практическая ценность в данный момент кажется сомнительной. «Мозговой атакой» руководит ведущий. Сеанс начинается со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее решения, а также напоминающего правила заседания; затем он предлагает начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи. Сеанс продолжается от 15-20 до 40-45 мин. без перерывов и заканчивается когда поток предложений иссякает. Время выступления - не более одной-двух минут.
Метод «суда» основан на том, организация работы коллектива экспертов осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса. «Подсудимым» является анализируемая проблема. Группа заинтересованных в ее правильном решении лиц выполняет роль судьи и заседателей. Лидеры, высказывающие альтернативные точки зрения групп экспертов, находятся на месте прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное решение.
Метод «Дельфи» получил свое название от греческого города Дельфи и мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот метод, разработанный в американской исследовательской организации РЭНД Корпорейшн О. Хелмером, Н. Долки, Т. Гордрном, использовался для целей военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод «Дельфи» представляет собой ряд последовательно проводимых процедур, направленных на формирование группового мнения. Для этого метода характерны:
1) анонимность опросов;
2) регулируемая обратная связь, осуществляемая за счет проведения скольких туров опроса;
3) групповой ответ, получаемый с помощью статистических методов.
В основе метода «Дельфи» лежат следующие предпосылки:
1) поставленные в анкете вопросы должны допускать выражения ответа в виде числа;
2) эксперты должны располагать достаточной информацией для того, чтобы дать оценку;
3) ответ на каждый вопрос должен быть обоснован экспертом.
Алгоритм работы экспертов по методу «Дельфи»:
формулировка задачи;
выявление мнения каждого эксперта;
выявление преобладающего мнения;
выявление крайних суждений;
формулирование принципиальных расхождений между экспертами;
исследование причин расхождений во мнениях;
доведение до всех экспертов, участвующих в экспертизе, результатов, выданных каждым экспертом, и результатов обработки мнений;
анализ каждым экспертом указанных выше результатов и переоценка своего первоначального мнения (или сохранение его);
выявление преобладающего мнения.
Обычно бывает достаточно двух-четырех раундов, чтобы выработать общее мнение, которое можно считать достоверным.
Конечная цель экспертизы - начертание картины вероятного будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенцмальных опасностей, которых следует избежать.
В) Под личным (очным) методом опроса подразумевается процедура, в процессе которой организатор осуществляет непосредственный контакт с экспертом при подготовке ответов на вопросы анкеты.
Г) Заочный опрос обычно осуществляется путем пересылки анкеты эксперту по почте. Основные преимущества заочного опроса - его простота и дешевизна. Однако некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, и поэтому надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе.
ПРИМЕР
В результате личного опроса экспертов получены данные об удовлетворении спроса на мужские костюмы средней цены (100-200тыс.) в городе Волгограде весной 1994г.
N эксперта | Kсам |Индивидуаль-| | Xk=X*Kсам |
| |ные оценки | X^2 | |
| |степени | | |
| |удовлетворе-| | |
| |ния спроса, %| | |
| | X | | |
_____________|_______|____________|___________|__________________|
1р | 7 | 29 | 841 | 203 |
2и | 7 | 52 | 2704 | 364 |
3а | 7 | 23 | 529 | 161 |
4в | 7 | 46 | 2116 | 322 |
_____________|_______|____________|___________|__________________|
Средняя _ суммаXk 1050
взвешенная Xk = --------- = ------- = 33. 8%
оценка суммаKсам 31
Средняя _ суммаX 150
оценка X = -------- = ------ = 37. 5%
m 4
суммаXi^2 (суммаX) ^2 6190 22500
CКО = [--------- - ----------] ^1/2 = [------- - -------] ^1/2 =
m m^2 4 16
2260
= [--------] ^1/2 = 11. 9
16
Коэффициент СКО
вариации Vp = --_---- * 100% = 31. 7%
X
Определим доверительный интервал, в котором с заданной вероятностью находится значение оценочной величины. Эта область определяется величиной возможной предельной ошибки средней - d.
_ _
X - d где:
t - коэффициент доверия (критерий Стьюдента P).
При P = 0. 95 t = 2
11. 9
M = ----- = 5. 95, d = 2 * 5. 95 = 11. 9
2
37. 5 - 11. 9 25. 6 Величина степени удовлетворения спроса колеблется между 25. 6% и 49. 4%. В соответствии с этим величина неудовлетворения спроса будет колебаться от 50. 6% до 74. 4%. Коэффициент вариации Vp
Описание предмета: «Математические методы в экономике»Математическая экономика изучает свойства экономической динамики и равновесия с помощью математических моделей
этих феноменов и точного исследования моделей. При этом могут быть получены условия положительного
экономического роста и условия равновесия экономики при различных предположениях о природе производства и
распределении продуктов, о механизме рынка и установлении цен, ренты и других экономических величин.
Деятельность специалиста по математическим методам в экономике состоит в анализе и моделировании экономических
проессов и объектов различных уровней, прогнозировании, программировании и оптимизации экономических систем.
По специальности «Математические методы в экономике» выделяются специализации:
инвестиционная деятельность;
оценочная деятельность;
банковское дело;
страховое дело;
исследование операций на финансовых рынках;
рынок банковских услуг;
рынок ценных бумаг.
Специалист в этой области опирается на знание основ экономической теории, финансов, кредита и денежного
обращения; владение современными методами финансовой математики и теории инвестиций, основами статистического
анализа, бухгалтерского учета и аудита, коммерческих расчетов; владение методами и средствами прогнозирования и
управления в экономике.
Литература - Г.В. Шадрина. Управленческий анализ. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 320 с.
- С.В. Емельянов. Введение в проблематику научного управления. Обзор. – М.: Ленанд, 2011. – 64 с.
- А.И. Орлов. Организационно-экономическое моделирование. В 3 частях. Часть 2. Экспертные оценки. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. – 488 с.
- С.В. Гуцыкова. Метод экспертных оценок. Теория и практика. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 144 с.
- А.А. Лукаш. Технология новых клееных материалов. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2014. – 304 с.
- С.С. Семенов. Оценка качества и технического уровня сложных систем. Практика применения метода экспертных оценок. – М.: Ленанд, 2015. – 352 с.
- С.С. Семенов. Оценка качества и технического уровня сложных систем. Практика применения метода экспертных оценок. – М.: Ленанд, 2015. – 352 с.
- Даниил Даник. Организация экономической безопасности коммерческого банка. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 76 с.
- Владислав Гусев. Принятие решений в сложных ситуациях на основе экспертных оценок. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 136 с.
- Дмитрий Миков. Управление информационными рисками с использованием экспертного опроса. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 92 с.
- Ольга Михайловна Вершинина. Моделирование состояния и оценка сохранности парковой растительности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 92 с.
- Константин Ястребов und Геннадий Дыкусов. Лизинг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 404 с.
- Сергей Викторович Горбачев, Владимир Иванович Сырямкин und Максим Владимирович Сырямкин. Интеллектуальный Форсайт-прогноз приоритетов научно-технологического. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
- Кристина Русских und Нэлли Путилова. Направления повышения эффективности СУП генерирующей компании. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 104 с.
- Игорь Слёнкин. Издательская деятельность при противодействии чрезвычайным ситуациям. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 200 с.
- Сергей Булатович Зайнуллин. Противодействие корпорации враждебным слияниям и поглощениям. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 184 с.
- Л.Н. Александровская Лидия, И.З. Аронов, П.А. Иосифов, А.В. Кириллин. Математические основы риск-менеджмента технических систем. Учебное пособие. В 3 томах. Том 1. Экспертные методы оценки в риск-менеджменте. – М.: АИР, 2017. – 238 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|