Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Подведомственность арбитражным судам споров о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов о взыскании в бесспорном порядке с юридических лиц сумм недоимок Арбитражно-процессуальное право
? 1998 ?. ?.?. ?????
?????????????????? ??????????? ????? ?????? ? ????????? ?????????????????
????????????? ????? ????????? ???????
? ????????? ? ?????????? ???????
? ??????????? ??? ???? ????????
? настоящее время налоговое законодательство РФ претерпевает изменения, в нем имеют место противоречия и пробелы. Это создает определенные сложности в правоприменительной практике.
В соответствии со ст. 13 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 года взыскание недоимки по налогам и иным обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
Бесспорный порядок взыскания сумм финансовых санкций с юридических лиц приводит к многочисленным нарушениям прав налогоплательщиков. На сегодняшний день налоговые органы зачастую принимают решения о применении финансовых санкций с нарушением норм действующего законодательства. Государство гарантировало защиту имущественных прав налогоплательщиков от неоправданного властного вмешательства налоговых органов, в частности, путем законодательного закрепления прав налогоплательщиков и гарантий их деятельности. Ст. 13 ГК РФ регулирует такой способ защиты прав граждан и юридических лиц, как признание судом недействительными ненормативных актов государственных органов, не соответствующих закону или иным нормативно-правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц. Однако, как показывает практика, налогоплательщики до настоящего времени недостаточно защищены от неправомерных действий налоговых органов.
В данной ситуации большое значение, на наш взгляд, приобретает принятие Федеральным Собранием РФ первой части Налогового кодекса Российской Федерации, которая вводится в действие с 1 января 1999года.
В соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ для взыскания с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в суд. Перед этим руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Таким образом, законодатель устранил имевшую место ситуацию, при которой налоговые органы были вправе взыскивать с налогоплательщиков санкции в бесспорном порядке. Думается, такие изменения в законодательстве можно только приветствовать. Положение закона о том, что налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков только в судебном порядке, соответствует требованиям правового государства, которое строит наше общество.
Что касается взыскания недоимок по налогам, Налоговый кодекс РФ в ст. 45 закрепил, что взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
Таким образом, в соответствии с новым законом взыскание налогов с организаций может производиться налоговыми органами по-прежнему в бесспорном порядке. Положительным моментом, однако, является закрепление положения о том, что взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке в случаях, указанных в законе.
Далее, в соответствии со ст. 8 Закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» положения части первой Налогового кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
Решения о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999 года, подлежат принудительному исполнению только по решению суда.
В соответствии со ст. 2 Закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» с 1 января 1999 года Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 года признается утратившим силу. До этого момента налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, взимаются в бесспорном порядке.
Таким образом, до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ сохраняется ныне существующий бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам и налоговых санкций. После введения кодекса в действие такой порядок сохранится только в отношении взыскания недоимок по налогам с юридических лиц. Что касается налоговых санкций, в соответствии со ст. 105 Налогового кодекса дела об их взыскании по искам налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям будут рассматриваться арбитражными судами РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по искам налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, будут рассматриваться судами общей юрисдикции.
В соответствии с ныне действующим законодательством налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и суммы финансовых санкций (ст. 13 Закона «Об основах налоговой системы в РФ»). Кроме того, с введением в действие Налогового кодекса сохранится бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопрос о подведомственности арбитражным судам споров о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами с юридических лиц в бесспорном порядке с нарушением требований нормативно-правовых актов и споров о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов налоговых органов.
Под подведомственностью понимаются свойства юридических дел, в силу которых они подлежат рассмотрению и разрешению определенными органами.
На подведомственность дел оказывают влияние взаимное положение субъектов правоотношения, характер спорного правоотношения, субъектный состав, область, в которой сложились спорные правоотношения и другие факторы.
По общему правилу, судам подведомственны дела, в которых наличествует спор о праве. Дела, в которых отсутствует спор о праве, подведомственны суду только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Подведомственность дел арбитражным судам - свойство дел, в силу которого они отнесены законодательством к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ. Подведомственность дел арбитражным судам определяется как собственно арбитражным процессуальным законодательством, так и правовыми актами материально-правового характера.
Общие правила подведомственности дел арбитражным судам закреплены в ст. 22 АПК РФ. В рамках настоящей работы нас интересуют такие участники споров в арбитражном суде, как юридические лица - налогоплательщики, а также налоговые органы. Они могут являться, согласно ст. 22 АПК РФ, сторонами при рассмотрении споров в арбитражном суде. Согласно ст. 22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцепт-ном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта. То есть юридические лица вправе заявлять в арбитражный суд требование о возврате из бюджета денежных средств, списанных соответствующей ГНИ в безакцептном порядке. Согласно ст. 22 АПК РФ в арбитражных судах могут рассматриваться и споры о признании недействительными (полнос-тью или частично) ненормативных актов налоговых органов, нарушающих права и законные интересы юридических лиц.
Арбитражным судам, в частности, подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов налоговых инспекций, взыскивающих суммы финансовых санкций с юридических лиц - налогоплательщиков. При этом в арбитражном суде налогоплательщик вправе оспорить только такое решение ГНИ, которое принято ее руководителем либо его заместителем. Относительно дел данной категории необходимо уточнить несколько важных моментов.
В арбитражном суде налогоплательщик вправе оспорить только тот акт, который исходит от соответствующей ГНИ как государственного органа (в соответствии с п. 2 ст. 22 АПК РФ). В соответствии с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" право принятия решений о взыскании сумм финансовых санкций за нарушение налогового законодательства предоставлено руководителям налоговых инспекций и их заместителям. То есть решением (актом) ГНИ как государственного органа является только тот документ, который принят руководителем соответствующей ГНИ или его заместителем. Следовательно, правомерно указание ВАС РФ, данное в письме от 28.04.94 № С1-7/ОП-299 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещании по судебно-арбитражной практике", о том, что составленный должностным лицом налоговой инспекции (инспектором) акт проверки денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, не является тем актом, который может быть обжалован в арбитражный суд в соответствии со ст. 22 АПК РФ (за исключением случаев составления актов руководителем налоговой инспекции или его заместителем. Изложенные в этом акте обстоятельства могут служить основанием для принятия начальником ГНИ или его заместителем решения о применении к определенному предприятию установленных санкций и взыскании недоимок по налогам. В случае, если налогоплательщик предъявляет в арбитражный суд иск о признании недействительным акта документальной проверки ГНИ, судьи должны в соответствии со ст. 107 АПК РФ выносить определения об отказе в принятии искового заявления, так как данный спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом. Зачастую в арбитражный суд подаются иски о признании недействительными (или частично недействительными) акта документальной проверки и решения ГНИ. В этих случаях суд рассматривает по существу требование о признании недействительным решения ГНИ и выносит соответствующее решение о признании частично или полностью недействительным решения ГНИ либо об отказе в удовлетворении требования о признании недействительным решения ГНИ. В отношении требований о признании недействительным акта документальной проверки суд прекращает производство по делу. Форма решения ГНИ как акта государственного органа законодательством не установлена. Оно может быть оформлено в виде решения как отдельного документа; письма, направленного налогоплательщику о перечислении в определенный срок той или иной суммы, резолюции на акте документальной проверки либо инкассового поручения, подписанного руководителем ГНИ или его заместителем и предъявленного в банк.
Согласно совместному Постановлению Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 12/12 от 18 августа 1992 года "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" требования организаций и граждан-предприни-мателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами. Таким образом, разрешена проблема защиты прав налогоплательщиков в случае отсутствия решения ГНИ как акта государственного органа.
Представляется необходимым остановиться на вопросе о том, в каком объеме (полностью или частично) может быть обжалован акт ГНИ в арбитражном суде. В целях предотвращения рассмотрения в арбитражном суде той части обжалуемого акта, которая содержит предложения ГНИ о порядке ведения учета объектов налогообложения. Пленумом ВАС было издано информационное письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-373 "О некоторых вопросах подведомственности споров, возникающих в сфере налоговых отношений". В нем содержится указание на то, что акт налоговой инспекции может быть обжалован в арбитражном суде лишь в части, касающейся решения о взыскании недоимок и финансовых санкций. Это разъяснение Пленума ВАС РФ является совершенно правомерным и основывается на законе.
Проанализируем далее вопрос о подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой полиции. Согласно ст. 2 закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" одной из задач указанных органов является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. В п. 2 ст. 11 данного закона федеральным органам налоговой полиции предоставляется право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов. В п. 3 ст. II данного закона (в редакции от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ) закреплено право федеральных органов налоговой полиции осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляется начальником органа налоговой полиции или его заместителем. В п. 12 ст. II закреплено право федеральных органов налоговой полиции налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов в соответствующий бюджет. В связи с этими положениями закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Пленум ВАС РФ в информационном письме от 25 февраля 1994 года № ОЩ-7/ОП-118 разъясняет, что если налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель - считает, что утвержденный в установленном порядке акт проверки органа налоговой полиции нарушает его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого акта. В том случае, когда по такому акту ГНИ произвела списание денежных средств с налогоплательщика денежных средств в виде финансовых санкций или по другим основаниям, иск о возврате списанных сумм может быть предъявлен к соответствующему органу налоговой полиции. Если на имущество хозяйствующего субъекта органом налоговой полиции наложен административный арест, то такой субъект не лишается возможности защиты нарушенного права собственности. Поэтому налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель - на основании ст. 22 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.
Необходимо остановиться на постановлении Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи II Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Данные нормы закона признаны несоответствующими Конституции РФ в части, предоставляющей право федеральным органам налоговой полиции производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Конституционный суд указал, что бесспорный порядок взыскания штрафа, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ) ограничения права, закрепленного в ст. 35 (ч. 3) Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Что касается взыскания с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также пени, осуществляемого в том числе органами налоговой полиции, эти положения признаны Конституционным судом не противоречащими Конституции РФ. Таким образом, до введения в действие части первой Налогового кодекса органы налоговой полиции правомочны взыскивать с налогоплательщиков пени в бесспорном порядке. Налогоплательщик вправе обжаловать соответствующее решение органа налоговой полиции в суд в соответствии с правилами о подведомственности споров.
Итак, арбитражным делам подведомственны споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами с юридических лиц в безакцептном порядке с нарушением требований нормативно-правовых актов.
Арбитражным судам также подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов органов налоговой инспекции, направленных на взыскание недоимок и финансовых санкций с налогоплательщика. При этом в арбитражном суде может быть оспорен только такой акт, который исходит от налогового органа как государственного органа, то есть если решение о взыскании финансовых санкций с налогоплательщика принято руководителем соответствующей государственной налоговой инспекции либо его заместителем.
Институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные, согласно закону, арбитражным судам, между различными элементами арбитражно-судебной системы.
Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ либо Высшим арбитражным судом РФ.
Общепризнанной является существование двух видов подсудности - родовой и территориальной. Родовая подсудность позволяет определить, какому уровню арбитражных судов подсудно дело. Как следует из ст. 24 АПК РФ, дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ. К подсудности ВАС РФ отнесено только две категории дел, указанные в ст. 24 АПК РФ. Рассмотрение в первой инстанции дел по обжалованию решений налоговых органов находится за рамками компетенции ВАС РФ. Таким образом, рассмотрение в первой инстанции данной категории дел относится к ведению арбитражных судов субъектов РФ.
Что касается территориальной подсудности, она позволяет разграничить подсудность дел, подведомственных арбитражным судам одного и того же звена. Указанная подсудность определяется по той территории, на которой находится арбитражный суд, полномочный разрешить данный спор. В соответствии с правилами территориальной подсудности иски к ГНИ субъектов РФ предъявляются в арбитражный суд этого субъекта РФ. Данное правило распространяется и на дела об обжаловании решений налоговых органов по применению финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений. То есть в отношении рассматриваемой категории дел действует исключительная подсудность их рассмотрения арбитражными судами, которая, согласно закону, не может быть изменена. Она зависит не от места нахождения соответствующих государственных налоговых органов, а от их уровня, принадлежности к определенному субъекту РФ.
? ? ? ? ? ?
Описание предмета: «Арбитражно-процессуальное право»Арбитражно-процессуальное право - самостоятельная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих
отношения, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам,
возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Литература - О.В. Абушева, Л.В. Сальникова, А.С. Хохлова. 100 реальных образцов должностных инструкций в строительстве. – М.: Ось-89, 2012. – 256 с.
- А.Е. Арменский, С.Э. Кочубей, С.О. Травин, В.В. Устюгов. Экономика суверенной демократии. – М.: Социальный проект, 2007. – 240 с.
- Э.К. Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин. Технология швейных изделий. – М.: Академия, 2012. – 512 с.
- И.О. Боговая, В.С. Теодоронский. Озеленение населенных мест. – СПб.: Лань, 2012. – 256 с.
- Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.И. Тельной. Строительное черчение. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
- И.О. Тихонова, В.В. Тарасов, Н.Е. Кручинина. Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Форум, Инфра-М, 2012. – 136 с.
- О.В. Курбатова, Н.В. Малахова, Ю.С. Тихомирова, Н.Д. Эриашвили. Налоговое право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. – 272 с.
- А.С. Копылов, В.Ф. Очков, Ю.В. Чудова. Процессы и аппараты передовых технологий водоподготовки и их программированные расчеты. – М.: МЭИ, 2009. – 224 с.
- В.Т. Борисович, О.В. Лускатова, М.С. Власова, Л.Г. Хазанов. Налоговая система России. Налогообложение горных предприятий. – М.: Мир горной книги, 2007. – 288 с.
- Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.И. Тельной. Строительное черчение. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
- Э.К. Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин. Технология швейных изделий. – М.: Академия, 2011. – 480 с.
- Г.О. Фридлендер, В.П. Селезнев. Пилотажные манометрические приборы, компасы и автоштурманы. – М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1953. – 368 с.
- О.Вальцель, В.Дибелиус, К.Фосслер, Л.Шпитцер. Проблемы литературной формы. – М.: КомКнига, 2007. – 240 с.
- О.В. Полохин, А.С. Тарапанов, Г.А. Харламов. Нарезание зубчатых профилей инструментами червячного типа. – М.: Машиностроение, 2007. – 240 с.
- Под редакцией Р. ван Рее, А.Узелач, В.О. Аболонина, В.В. Яркова. Исполнительное производство. Традиции и реформы. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 416 с.
- С.О. Доброгурский, В.А. Казаков, В.К. Титов. Счетно-решающие устройства. – М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1959. – 464 с.
- М.О. Владимирова, В.А. Хохлова. Комментарий к Федеральному закону "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медитации)". – М.: РИОР, Инфра-М, 2011. – 80 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|