Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Подведомственность арбитражным судам споров о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов о взыскании в бесспорном порядке с юридических лиц сумм недоимок

Арбитражно-процессуальное право

? 1998 ?. ?.?. ?????

?????????????????? ??????????? ????? ?????? ? ????????? ?????????????????

????????????? ????? ????????? ???????

? ????????? ? ?????????? ???????

? ??????????? ??? ???? ????????

? настоящее время налоговое законодательство РФ претерпевает изменения, в нем имеют место противоречия и пробелы. Это создает определенные сложности в правоприменительной практике.

В соответствии со ст. 13 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 года взыскание недоимки по налогам и иным обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

Бесспорный порядок взыскания сумм финансовых санкций с юридических лиц приводит к многочисленным нарушениям прав налогоплательщиков. На сегодняшний день налоговые органы зачастую принимают решения о применении финансовых санкций с нарушением норм действующего законодательства. Государство гарантировало защиту имущественных прав налогоплательщиков от неоправданного властного вмешательства налоговых органов, в частности, путем законодательного закрепления прав налогоплательщиков и гарантий их деятельности. Ст. 13 ГК РФ регулирует такой способ защиты прав граждан и юридических лиц, как признание судом недействительными ненормативных актов государственных органов, не соответствующих закону или иным нормативно-правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц. Однако, как показывает практика, налогоплательщики до настоящего времени недостаточно защищены от неправомерных действий налоговых органов.

В данной ситуации большое значение, на наш взгляд, приобретает принятие Федеральным Собранием РФ первой части Налогового кодекса Российской Федерации, которая вводится в действие с 1 января 1999года.

В соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ для взыскания с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в суд. Перед этим руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Таким образом, законодатель устранил имевшую место ситуацию, при которой налоговые органы были вправе взыскивать с налогоплательщиков санкции в бесспорном порядке. Думается, такие изменения в законодательстве можно только приветствовать. Положение закона о том, что налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков только в судебном порядке, соответствует требованиям правового государства, которое строит наше общество.

Что касается взыскания недоимок по налогам, Налоговый кодекс РФ в ст. 45 закрепил, что взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Таким образом, в соответствии с новым законом взыскание налогов с организаций может производиться налоговыми органами по-прежнему в бесспорном порядке. Положительным моментом, однако, является закрепление положения о том, что взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке в случаях, указанных в законе.

Далее, в соответствии со ст. 8 Закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» положения части первой Налогового кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Решения о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999 года, подлежат принудительному исполнению только по решению суда.

В соответствии со ст. 2 Закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» с 1 января 1999 года Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 года признается утратившим силу. До этого момента налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, взимаются в бесспорном порядке.

Таким образом, до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ сохраняется ныне существующий бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам и налоговых санкций. После введения кодекса в действие такой порядок сохранится только в отношении взыскания недоимок по налогам с юридических лиц. Что касается налоговых санкций, в соответствии со ст. 105 Налогового кодекса дела об их взыскании по искам налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям будут рассматриваться арбитражными судами РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по искам налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, будут рассматриваться судами общей юрисдикции.

В соответствии с ныне действующим законодательством налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и суммы финансовых санкций (ст. 13 Закона «Об основах налоговой системы в РФ»). Кроме того, с введением в действие Налогового кодекса сохранится бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопрос о подведомственности арбитражным судам споров о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами с юридических лиц в бесспорном порядке с нарушением требований нормативно-правовых актов и споров о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов налоговых органов.

Под подведомственностью понимаются свойства юридических дел, в силу которых они подлежат рассмотрению и разрешению определенными органами.

На подведомственность дел оказывают влияние взаимное положение субъектов правоотношения, характер спорного правоотношения, субъектный состав, область, в которой сложились спорные правоотношения и другие факторы.

По общему правилу, судам подведомственны дела, в которых наличествует спор о праве. Дела, в которых отсутствует спор о праве, подведомственны суду только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Подведомственность дел арбитражным судам - свойство дел, в силу которого они отнесены законодательством к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ. Подведомственность дел арбитражным судам определяется как собственно арбитражным процессуальным законодательством, так и правовыми актами материально-правового характера.

Общие правила подведомственности дел арбитражным судам закреплены в ст. 22 АПК РФ. В рамках настоящей работы нас интересуют такие участники споров в арбитражном суде, как юридические лица - налогоплательщики, а также налоговые органы. Они могут являться, согласно ст. 22 АПК РФ, сторонами при рассмотрении споров в арбитражном суде. Согласно ст. 22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцепт-ном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта. То есть юридические лица вправе заявлять в арбитражный суд требование о возврате из бюджета денежных средств, списанных соответствующей ГНИ в безакцептном порядке. Согласно ст. 22 АПК РФ в арбитражных судах могут рассматриваться и споры о признании недействительными (полнос-тью или частично) ненормативных актов налоговых органов, нарушающих права и законные интересы юридических лиц.

Арбитражным судам, в частности, подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов налоговых инспекций, взыскивающих суммы финансовых санкций с юридических лиц - налогоплательщиков. При этом в арбитражном суде налогоплательщик вправе оспорить только такое решение ГНИ, которое принято ее руководителем либо его заместителем. Относительно дел данной категории необходимо уточнить несколько важных моментов.

В арбитражном суде налогоплательщик вправе оспорить только тот акт, который исходит от соответствующей ГНИ как государственного органа (в соответствии с п. 2 ст. 22 АПК РФ). В соответствии с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" право принятия решений о взыскании сумм финансовых санкций за нарушение налогового законодательства предоставлено руководителям налоговых инспекций и их заместителям. То есть решением (актом) ГНИ как государственного органа является только тот документ, который принят руководителем соответствующей ГНИ или его заместителем. Следовательно, правомерно указание ВАС РФ, данное в письме от 28.04.94 № С1-7/ОП-299 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещании по судебно-арбитражной практике", о том, что составленный должностным лицом налоговой инспекции (инспектором) акт проверки денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, не является тем актом, который может быть обжалован в арбитражный суд в соответствии со ст. 22 АПК РФ (за исключением случаев составления актов руководителем налоговой инспекции или его заместителем. Изложенные в этом акте обстоятельства могут служить основанием для принятия начальником ГНИ или его заместителем решения о применении к определенному предприятию установленных санкций и взыскании недоимок по налогам. В случае, если налогоплательщик предъявляет в арбитражный суд иск о признании недействительным акта документальной проверки ГНИ, судьи должны в соответствии со ст. 107 АПК РФ выносить определения об отказе в принятии искового заявления, так как данный спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом. Зачастую в арбитражный суд подаются иски о признании недействительными (или частично недействительными) акта документальной проверки и решения ГНИ. В этих случаях суд рассматривает по существу требование о признании недействительным решения ГНИ и выносит соответствующее решение о признании частично или полностью недействительным решения ГНИ либо об отказе в удовлетворении требования о признании недействительным решения ГНИ. В отношении требований о признании недействительным акта документальной проверки суд прекращает производство по делу. Форма решения ГНИ как акта государственного органа законодательством не установлена. Оно может быть оформлено в виде решения как отдельного документа; письма, направленного налогоплательщику о перечислении в определенный срок той или иной суммы, резолюции на акте документальной проверки либо инкассового поручения, подписанного руководителем ГНИ или его заместителем и предъявленного в банк.

Согласно совместному Постановлению Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 12/12 от 18 августа 1992 года "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" требования организаций и граждан-предприни-мателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами. Таким образом, разрешена проблема защиты прав налогоплательщиков в случае отсутствия решения ГНИ как акта государственного органа.

Представляется необходимым остановиться на вопросе о том, в каком объеме (полностью или частично) может быть обжалован акт ГНИ в арбитражном суде. В целях предотвращения рассмотрения в арбитражном суде той части обжалуемого акта, которая содержит предложения ГНИ о порядке ведения учета объектов налогообложения. Пленумом ВАС было издано информационное письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-373 "О некоторых вопросах подведомственности споров, возникающих в сфере налоговых отношений". В нем содержится указание на то, что акт налоговой инспекции может быть обжалован в арбитражном суде лишь в части, касающейся решения о взыскании недоимок и финансовых санкций. Это разъяснение Пленума ВАС РФ является совершенно правомерным и основывается на законе.

Проанализируем далее вопрос о подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой полиции. Согласно ст. 2 закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" одной из задач указанных органов является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. В п. 2 ст. 11 данного закона федеральным органам налоговой полиции предоставляется право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов. В п. 3 ст. II данного закона (в редакции от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ) закреплено право федеральных органов налоговой полиции осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляется начальником органа налоговой полиции или его заместителем. В п. 12 ст. II закреплено право федеральных органов налоговой полиции налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов в соответствующий бюджет. В связи с этими положениями закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Пленум ВАС РФ в информационном письме от 25 февраля 1994 года № ОЩ-7/ОП-118 разъясняет, что если налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель - считает, что утвержденный в установленном порядке акт проверки органа налоговой полиции нарушает его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого акта. В том случае, когда по такому акту ГНИ произвела списание денежных средств с налогоплательщика денежных средств в виде финансовых санкций или по другим основаниям, иск о возврате списанных сумм может быть предъявлен к соответствующему органу налоговой полиции. Если на имущество хозяйствующего субъекта органом налоговой полиции наложен административный арест, то такой субъект не лишается возможности защиты нарушенного права собственности. Поэтому налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель - на основании ст. 22 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

Необходимо остановиться на постановлении Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи II Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Данные нормы закона признаны несоответствующими Конституции РФ в части, предоставляющей право федеральным органам налоговой полиции производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Конституционный суд указал, что бесспорный порядок взыскания штрафа, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ) ограничения права, закрепленного в ст. 35 (ч. 3) Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Что касается взыскания с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также пени, осуществляемого в том числе органами налоговой полиции, эти положения признаны Конституционным судом не противоречащими Конституции РФ. Таким образом, до введения в действие части первой Налогового кодекса органы налоговой полиции правомочны взыскивать с налогоплательщиков пени в бесспорном порядке. Налогоплательщик вправе обжаловать соответствующее решение органа налоговой полиции в суд в соответствии с правилами о подведомственности споров.

Итак, арбитражным делам подведомственны споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами с юридических лиц в безакцептном порядке с нарушением требований нормативно-правовых актов.

Арбитражным судам также подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов органов налоговой инспекции, направленных на взыскание недоимок и финансовых санкций с налогоплательщика. При этом в арбитражном суде может быть оспорен только такой акт, который исходит от налогового органа как государственного органа, то есть если решение о взыскании финансовых санкций с налогоплательщика принято руководителем соответствующей государственной налоговой инспекции либо его заместителем.

Институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные, согласно закону, арбитражным судам, между различными элементами арбитражно-судебной системы.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ либо Высшим арбитражным судом РФ.

Общепризнанной является существование двух видов подсудности - родовой и территориальной. Родовая подсудность позволяет определить, какому уровню арбитражных судов подсудно дело. Как следует из ст. 24 АПК РФ, дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ. К подсудности ВАС РФ отнесено только две категории дел, указанные в ст. 24 АПК РФ. Рассмотрение в первой инстанции дел по обжалованию решений налоговых органов находится за рамками компетенции ВАС РФ. Таким образом, рассмотрение в первой инстанции данной категории дел относится к ведению арбитражных судов субъектов РФ.

Что касается территориальной подсудности, она позволяет разграничить подсудность дел, подведомственных арбитражным судам одного и того же звена. Указанная подсудность определяется по той территории, на которой находится арбитражный суд, полномочный разрешить данный спор. В соответствии с правилами территориальной подсудности иски к ГНИ субъектов РФ предъявляются в арбитражный суд этого субъекта РФ. Данное правило распространяется и на дела об обжаловании решений налоговых органов по применению финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений. То есть в отношении рассматриваемой категории дел действует исключительная подсудность их рассмотрения арбитражными судами, которая, согласно закону, не может быть изменена. Она зависит не от места нахождения соответствующих государственных налоговых органов, а от их уровня, принадлежности к определенному субъекту РФ.

? ? ? ? ? ?


Описание предмета: «Арбитражно-процессуальное право»

Арбитражно-процессуальное право - самостоятельная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Литература

  1. О.В. Абушева, Л.В. Сальникова, А.С. Хохлова. 100 реальных образцов должностных инструкций в строительстве. – М.: Ось-89, 2012. – 256 с.
  2. А.Е. Арменский, С.Э. Кочубей, С.О. Травин, В.В. Устюгов. Экономика суверенной демократии. – М.: Социальный проект, 2007. – 240 с.
  3. Э.К. Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин. Технология швейных изделий. – М.: Академия, 2012. – 512 с.
  4. И.О. Боговая, В.С. Теодоронский. Озеленение населенных мест. – СПб.: Лань, 2012. – 256 с.
  5. Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.И. Тельной. Строительное черчение. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
  6. И.О. Тихонова, В.В. Тарасов, Н.Е. Кручинина. Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Форум, Инфра-М, 2012. – 136 с.
  7. О.В. Курбатова, Н.В. Малахова, Ю.С. Тихомирова, Н.Д. Эриашвили. Налоговое право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. – 272 с.
  8. А.С. Копылов, В.Ф. Очков, Ю.В. Чудова. Процессы и аппараты передовых технологий водоподготовки и их программированные расчеты. – М.: МЭИ, 2009. – 224 с.
  9. В.Т. Борисович, О.В. Лускатова, М.С. Власова, Л.Г. Хазанов. Налоговая система России. Налогообложение горных предприятий. – М.: Мир горной книги, 2007. – 288 с.
  10. Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.И. Тельной. Строительное черчение. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
  11. Э.К. Амирова, А.Т. Труханова, О.В. Сакулина, Б.С. Сакулин. Технология швейных изделий. – М.: Академия, 2011. – 480 с.
  12. Г.О. Фридлендер, В.П. Селезнев. Пилотажные манометрические приборы, компасы и автоштурманы. – М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1953. – 368 с.
  13. О.Вальцель, В.Дибелиус, К.Фосслер, Л.Шпитцер. Проблемы литературной формы. – М.: КомКнига, 2007. – 240 с.
  14. О.В. Полохин, А.С. Тарапанов, Г.А. Харламов. Нарезание зубчатых профилей инструментами червячного типа. – М.: Машиностроение, 2007. – 240 с.
  15. Под редакцией Р. ван Рее, А.Узелач, В.О. Аболонина, В.В. Яркова. Исполнительное производство. Традиции и реформы. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 416 с.
  16. С.О. Доброгурский, В.А. Казаков, В.К. Титов. Счетно-решающие устройства. – М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1959. – 464 с.
  17. М.О. Владимирова, В.А. Хохлова. Комментарий к Федеральному закону "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медитации)". – М.: РИОР, Инфра-М, 2011. – 80 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Подведомственность дел арбитражным судам
Правоведение
Курсовая работа
21 стр.
Производство по банкротству коммерческих организаций в арбитражном суде
Гражданское право
Диплом
114 стр.
Подведомственность гражданских дел судам (ст.22, 23, 24, 25 ГПК РФ)
Гражданский процесс
Курсовая работа
53 стр.
Подведомственность гражданских дел судам (ст.22, 23, 24, 25 ГПК РФ)
Муниципальное право
Другое
53 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Vasily
Кстати со всеми своими придирками куратор сказал, что эта работа после вашего сопровождения по классности(если так можно выразиться) на втором месте... у другого человека там что-то очень супер-пупер навороченное!! Я именно такой и представлял себе работу. Выказываю вам свой восторг и всяческое удовлетворение!! ))