Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Предмет экономической теории. Методы экономического анализа

Экономическая теория

? 1998 г. С.И. Шишкин

Закон о местном самоуправлении иркутской области: комментарий к общим положениям

Представленные заметки являются попыткой прокомментировать общие положения закона о местном самоуправлении Иркутской области. Закон принят в декабре 1997 года областным Законодательным Собранием и предметом своего регулирования имеет отношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления. Долгое время шла дискуссия о том каким образом сформировать систему местного самоуправления в области, какие заложить основы под каждое муниципальное образование. Большой практический интерес представляет понятийный аппарат закона. Для упрощения текста не приводятся сами правовые нормы и потому читатель должен иметь под рукой закон области, однако для специалистов не будет сложным понять о какой норме идет речь.

Об определении

Данное определение является легальной формулой современного российского понимания самоорганизации власти населения области. Развернутое толкование определения местного самоуправления дается в комментарии к федеральному закону , однако воспроизведение известной конструкции в региональной законе представляется вполне оправданным и уместным. Дефинитивный аппарат института местного самоуправления по понятным причинам опущен в законе области, так как все десять основных понятий и терминов содержится в главе 1 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и достаточно подробно представлен авторами Комментария. Однако, логическое построение текста областного закона потребовало повторить системообразующее определение.

Уместно будет обратить внимание, что при сохранении принципиальной схожести определения даваемого в областном законе, обнаруживаются некоторые конструкционные несовпадения с текстом закона федерального. Такое изложение понятия местного самоуправления можно объяснить скорее вкусовыми привязанностями авторов закона нежели какой-либо особой позицией.

Внешне нормы-определения выполняют в основном концептуальную нагрузку и не имеют прагматического смысла. В большинстве случаев так оно и бывает. Но так не скажешь о понятии местного самоуправления. С появлением в советском и российском законодательстве концепции местного самоуправления от логического объема самого термина зависела практика государственного строительства, в значительной мере формат и перспективы многих структур и органов, а значит и судьбы многих людей. В наиболее крайнем виде разночтения в понимании местного самоуправления проявились в практике Удмурдской Республики, где дело дошло до вмешательства Президента и Конституционного Суда РФ.

В дальнейшем конструкционное своеобразие российского и региональных определений по сравнению с понятием местного самоуправления, содержащегося в Европейской Хартии о местном самоуправлении также может привести к диффузии нашей системы местных органов. Напомним, под местным самоуправлением Хартия понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Нетрудно заметить, что в нашем и европейском понимании института местного самоуправления не так уж много общего. Конструкция - право и реальная способность - обращена к общим условиям, в рамках которых вообще возможно говорить о муниципальной автономии. Этот подход как бы говорит о необходимости взвесить дееспособность органов по отношению к некоторому объему работы, возникающему как результирующая к неким идеальным требованиям быть ответственным за судьбу местного сообщества. Другой стороной является четкое указание на возможность регламентировать часть государственных дел, т.е. самоуправленческая сеть определенно связывается с государством, а не аморфно относится к вопросам местного значения, правовая природа которых теряется в дымке исторических построений середины прошлого века при рецидивных потугах русской бюрократии сбросить с себя ответственность за состояние дел в наиболее существенных сферах человеческого бытия. Наконец, степень конкретизации субъектного состава также существенно отличается в нашем и европейском варианте. В одном случае эта само население, действующее под свою ответственность, а в другом  - органы местного самоуправления. Назвать вид ответственности, кого и перед кем, в каком объеме и т.д. в первом случае определить практически невозможно. Во-втором  - такая неопределенность отсутствует. Все перечисленные моменты по меньшей мере говорят о существовании понятийной двусмысленности в российском подходе к институту местного самоуправления.

При содержательной характеристики понятия местного самоуправления обращает на себя внимание категория - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации деятельность населения. Надо сказать, что в Конституции РФ этому институту посвящено достаточно большое внимание по той причине, что он затрагивает сами основы конституционного строя страны, обращены к первичным обстоятельствам жизнедеятельности населения. Признание конституцией самоуправленческой деятельности местного населения создает устойчивую базу отношений общества и государства, подчеркивает самоценность общественного влияние на определенные сферы государственной жизни. Нынешняя конституция уделяет большое внимание теме гарантий местного самоуправления. Концептуально это объясняется тем, что переход от системы Советов народных депутатов к муниципальной демократии должен сопровождаться сужением рамок государственного вмешательства в дела территориальных коллективов. Конституция содержит определенную систему защитительных механизмов общественного быта, предусматривает ответственность за нарушение принципа отделенности местного самоуправления от государственной власти.

Вопрос о самостоятельности деятельности населения, с нашей точки зрения, надо понимать широко, т.е. когда его волеизъявление в соответствующих правовых рамках не может быть откорректировано каким либо другим субъектом. Самостоятельность деятельности не следует понимать только как непосредственность, прямоту действия самого населения, это и работа выборных органов местного самоуправления, направленная на решение вопросов местного значения, при условии, что они сформированы без внешнего давления.

Большую смысловую нагрузку несет конструкция - под свою ответственность. Из-за нечеткости субъективной стороны самоуправленческой деятельности населения в ряде случаев может происходить замена ответственного поведения, другими словами обоснованного, обеспеченного, законного и целесообразного, на такой тип притязаний местной бюрократии, который связан с гипертрофированным представлением о горизонте правовых и социальных возможностей отдельной территории. А именно в готовности ответить на общественные ожидания и коренится вопрос о зрелости системы местного самоуправления.

Вторая часть статьи первой регионального закона выделяет интересы населения как первичные условия оценки целесообразности осуществления местного самоуправления. Примат общественных интересов над прочими - правовая аксиома современного российского и регионального законодательства. Поэтому интересы населения вынесены авторами закона на центральное место в определении. Некоторую специфику для формата системы местного самоуправления могут играть исторические и иные местные традиции. Наиболее рельефно они проявляются в местах проживания нерусского населения, либо в местах с высоким уровнем политизации населения. Для модели, выбранной законодателем в Иркутской области характерным является выбор унифицированной системы, известной в науке муниципального управления - сильный мэр - слабый совет, что вытекало из практики последнего десятилетия, когда формирования органов типа "малый совет" сыграло роль дестабилизирующего фактора в управлении отдельными территориями.

Местное самоуправление осуществляется в целях наиболее полного и эффективного социально-экономического развития соответствующих территорий. Внедрение этой формулы в законодательство состоялось в 80-е годы. Она означала, что местные органы государственной власти несут ответственность за обеспечение комплексного развития на подведомственной территории, т.е. гармоничное сочетание социальных и экономических, отраслевых и территориальных, общегосударственных и местных начал в организации местного быта. Формулируемая как цель, комплексность социально-экономического развития территории является одновременно и критерием оценки целесообразности ведения дел органами местного самоуправления, что позволяет населению дать содержательную оценку ведущейся от его имени управленческой деятельности.

О принципах

Принципами местного самоуправления следует считать основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе муниципальной демократии. В принципах находит отражение содержательная характеристика концепции местного самоуправления, наиболее существенные моменты ее реализации. Нельзя говорить, что принцип это что-то эфемерное, не связанное с прагматизмом жизни. Часто при разрешении спорных ситуаций в практике местного самоуправления соответствие действий какому-либо принципу является решающим фактором оценки спорящих сторон. Обращает на себя внимание тот факт, что система принципов представленная в статье 2 Закона в значительной степени разница с перечнем основополагающих начал представленных в статье 42 Устава Иркутской области. Несмотря на то, что устав обладает большей юридической силой, перечень закрепленный в законе следует считать основным, так как он в большей степени соответствует федеральному законодательству и учитывает практику муниципального развития в области. В научной литературе можно встретить и иные подходы к изложению композии принципов. Нами предложена следующая система принципов (см.: Шишкин С.И. "Государ-ственно-правовые проблемы регионализации в Российской Федерации" (Иркутск,1996):

* примата исполнительной власти над представительной на уровне населенных пунктов;

* деполитизированности муниципального управления;

* поливариантности моделей муниципального управления;

* несоподчиненности, исключения субординационности в отношениях муниципалитетов;

* субсидиарности и бюджетной достаточности;

* легитимации муниципальных учреждений местным населением;

* компетенционной автономности;

* единства власти на территории муниципального образования;

* отделенности местного самоуправления от центральной и региональной власти;

* принцип "базового звена".

Сколько бы не излагалось точек зрения, для практических нужд годится та, которая изложена в законе и наиболее приемлема для отражения сути явления.

Принцип правовой, организационной, экономической и финансовой самостоятельности в решении вопросов местного значения указывает на то, что все участники местного самоуправления обладают конкретно определенным объемом правовых возможностей, формы имеют стройную внутреннюю архитектонику, субъекты наделены достаточными экономическими ресурсами и финансовыми средствами, создающими прочную защитную оболочку интересов населения города или района Иркутской области.

Принцип правовой самостоятельности заключается в том, что каждому участнику местного самоуправления законодательством отводится собственная, формально обособленная правовая роль. Такая роль находит проявление в наличие у населения, выборных и иных органов, должностных лиц и депутатов собственной компетенции и способности реализовать ее в соответствующих правовых формах.

Принцип организационной самостоятельности выражается в том, что каждое муниципальное образование имеет внутреннюю структуру. Это и система органов, создаваемых для управления территорией, а также внутримуниципальные образования, служащие пространственной структурой муниципальной власти. Через Устав каждое муниципальное образование вправе самостоятельно закрепить собственную систему органов и организационных форм, в рамках которых его реализуются функции и компетенция.

Принцип финансовой самостоятельности означает, что каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Источники пополнения доходной части бюджета закрепляются законом на долгосрочной основе. Расходная часть бюджета формируется самостоятельно представительным органов местного самоуправления, исходя из потребностей в обслуживании местного населения.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина относится к разряду универсальных принципов. Конституция РФ выделила права и свободы человека и гражданина как основополагающую ценность конституционного строя нашего государства. Безусловно тема соблюдения прав и свобод имеет прямое отношение к местному самоуправлению, поскольку именно в рамках муниципального образования человек получает все необходимое для нормальной жизнедеятельности. С другой стороны, участвуя в решении вопросов местного значения, гражданин реализует одно из своих важнейших правомочий.

Закон содержит норму о том, что право граждан на осуществление местного самоуправления специально гарантируется и охраняется. Внешне это выглядит как обычная декларация, однако в силу важности этого института и самой правовой возможности гражданина существует корреспонденция между этим правом и обязанностью государства обеспечить для граждан условия, позволяющие решать вопросы местного значения. Устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, что подразумевает систему санкций за его нарушение.

Принцип самостоятельности и ответственности населения муниципального образования в решении вопросов местного значения подчеркивает первичность волеизъявления граждан по отношению к прочим формам проявления воли  - органов, должностных лиц, муниципальных служащих и т.д. Особенно рельефно данный принцип реализуется при изменении границ и организации муниципального образования. Что касается ответственности населения, то это проявляется в принятии на себя бремени за решение вопросов местного значения в соответствующих правовых и организационных формах.

Принцип недопустимости подчиненности одного муниципального образования другому. Система органов советской власти строилась на принципе субординационности . Наиболее образно он выражался в известной русской игрушке "Матрешка". Местное самоуправление постсоветского времени является своего рода с точностью наоборот копией этого принципа. Несоподчиненность следует понимать так, что на территории одного муниципального образования не может располагаться другое.

Принцип государственных гарантий и поддержки местного самоуправления, судебной защиты прав муниципальных образований выражает природу взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. Заявив принцип отделенности системы местного самоуправления от государственной власти Конституция РФ устанавливает определенные зависимости этих двух систем. Нельзя представлять дело так как будто местное самоуправление нечем не ограничено, полностью суверенно и не находится в зоне государственного контроля. На практике роль государства сводится к тому, что именно его органы создают условия и возможности реализации населением своих прав на местное самоуправление.. Гарантии можно классифицировать на экономические, правовые, организационные. Глава 8 Закона содержит систему гарантий местного самоуправления. Наиболее важные из них сводятся к юридической защите прав местного самоуправления, обязательности актов местного самоуправления, к возможности обращаться в органы государственной власти и др. На федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации органами власти разрабатываются и реализуются программы поддержки местного самоуправления. Как правило эти документы объединяют мероприятия по подготовке кадров, созданию уставов, ведению реестров, установлению границ, внутреннему устройству муниципальных образований и т.д. Судебная защита прав местного самоуправления осуществляется в рамках общего и специального судопроизводства. Ряд категорий споров и нарушений прав рассматривают суды общей юрисдикции, другие - арбитражные суды. Споры по вопросам компетенции, соответствия действий Уставу области разрешаются Уставным судом.

Последний принцип состоит в том, что органы и должностные лица не могут заниматься самоуправством и игнорировать интересы государства, граждан, юридических лиц. Любое действие этих субъектов должно быть законным и целесообразным.

О правовой основе

Говоря о правовой основе местного самоуправления, следует иметь в виду, что существует определенная иерархия между источниками права по их юридической силе, составляющих базу данного института. Каждая такая форма заключает в себе определенные качества регулятора, которые в совокупности создают достаточное правовое пространство для полноценного осуществления местного самоуправления. Безусловно, ведущая роль в установлении главных параметров местного самоуправления принадлежит Конституции РФ. Она впервые закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя России. Конституция не просто декларирует возможность существования института местного самоуправления, но содержит пакет юридических гарантий, обеспечивающих повсеместное развитие народной инициативы не ниже определенного, достаточно высокого уровня свободы выбора. Концептуальность конституционного регулирования способствует определению рамок законодателю при осуществлении конкретного описания института местного самоуправления. Правовая основа представлена в виде каскада нормативно-правовых актов, которым охватывается все значимые юридические формы для муниципальных образований.

Система правовых актов местного самоуправления входит как самостоятельная часть в нормативно-правовую систему области. Место этого блока норм в региональной правовой системе весьма значимо и заметно. Это место предопределено природой тех отношений, на регулирование которых направлены нормы муниципального права. Заметим, что муниципальное право - одна из быстро прогрессирующих отраслей российского права. В последние годы от разрозненных нормативных актов, охватывающих отдельные стороны муниципальной жизни, федеральный и региональный законодатели переходят к комплексному правовому регулированию, затрагивающему целые системы общественных интересов и отношений.

Характерным примером синтетического правового регулирования на местном уровне является принятие устава муниципального образования. Это нормативно-правовой акт, содержащий нормы конституирующие и констатирующие самые существенные отношения в сфере муниципальной жизни. Все другие акты местного самоуправления должны соответствовать уставу муниципального образования. Это означает, что в случае обнаружения противоречий между нормами устава и других местных актов действуют уставные нормы. В муниципальной практике Иркутской области начался второй этап подготовки новых редакций уставов муниципальных образований. Вероятно в течение 1999 года будут обновлены и приведены в соответствие с действующим законодательством уставы всех муниципальных образований Иркутской области.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют виды правовых актов, их иерархичность и порядок внесения изменений в соответствии с федеральным и областным законодательством. Региональное законодательство устанавливает лишь общие основы правотворческой деятельности органов местного самоуправления. За правовыми актами органов местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор.

Надеюсь, что представленное понимание определения, принципов и правовой основы послужит совершенствованию практики местного самоуправления в Иркутской области.

? ? ? ? ? ?


Описание предмета: «Экономическая теория»

Существуют различные определения экономической теории: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

В современном обществе экономическая теория понимается как наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Литература

  1. Ю.П. Маркин. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – 450 с.
  2. Ю.П. Маркин. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2010. – 456 с.
  3. Собственность в XX столетии. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 960 с.
  4. Н.В. Климова. Экономический анализ. Теория, задачи, тесты, деловые игры. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2012. – 288 с.
  5. Ю.П. Маркин. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2010. – 456 с.
  6. Ю.П. Маркин. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2011. – 456 с.
  7. В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. – М.: КноРус, 2011. – 272 с.
  8. Е.П. Костенко. Теория управления. Эволюция концепций в зарубежных странах. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 408 с.
  9. Л.Г. Симкина. Микроэкономика. – М.: КноРус, 2013. – 360 с.
  10. Л.С. Машканова. Статистика. Общая теория. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Тетралит, 2013. – 112 с.
  11. Ирина Антонова und Александр Васильев. Теория фирмы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 96 с.
  12. Г.В. Шадрина. Экономический анализ. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 516 с.
  13. В.Л. Тамбовцев. Право и экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
  14. Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. Бухгалтерский учет и анализ. Основы теории для бакалавров экономики. Учебник. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. – 304 с.
  15. Т.М. Садыкова, С.И. Церпенто. Бухгалтерский учет и анализ. Учебник. – М.: РИОР, Инфра-М, 2016. – 256 с.
  16. Г.В. Шадрина. Теория экономического анализа. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 210 с.
  17. А.В. Шмаков, Н.С. Епифанова. Экономическая теория права. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2018. – 420 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Возникновение и основные этапы развития экономической науки
История экономических учений
Курсовая работа
38 стр.
Предмет экономической теории
Экономическая теория
Курсовая работа
44 стр.
Предмет экономической теории. Методы экономического анализа
Экономическая теория
Курсовая работа
32 стр.
Анализ финансового состояния предприятия и пути предотвращения несостоятельности (банкротства) на примере ООО "***"
Анализ хозяйственной деятельности
Диплом
114 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Марина
Спасибо огромное!!!