Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в условиях перехода к рынку

Макроэкономика

Введение

В настоящее время в России внешнеэкономические связи стали играть роль, существенно отличную от присущей им в СССР. Тогда внешнеэкономические отношения были подчинены политическим устремлениям советских лидеров. Теперь на место политических маневров поставлена эффективность торговой политики. Москва уже не является центром военно-политического блока. Как с бывшими республиками СССР, так и со странами бывшей социалистической системы и странами Запада Россию тесно связывают торговые отношения и договоры об экономическом сотрудничестве.

В условиях повышения роли экономической составляющей во внешних сношениях внешняя торговля стала наиболее динамично развивающимся сектором российской экономики. Несмотря на непрерывное сокращение объемов произведенного ВВП в 1990-1998 гг., и экспорт, и импорт с 1993 г. неуклонно растут. Так как показатель ВВП падает, а внутренний рынок страдает от неплатежей, общепринятые критерии открытости экономики, такие, как отношение экспорта к импорту полностью отражают степень либерализации внешней торговли. Хотя развитие внешней торговли сдерживалось общей неблагоприятной ситуацией в российской экономике, его относительный динамизм говорит о том, что Россия успешно интегрируется в мировую экономику на новой, постсоветской основе. Целью данной курсовой работы будет являться анализ того, что это за основа, и как осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности на данном этапе развития государства Российского в условиях перехода к рынку.

В первой главе курсовой работы мне хотелось бы остановиться на теоретических основах либерализации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. В дальнейшем в курсовой работе я рассмотрю практические шаги, предпринятые российским правительством в целях вхождения в мировую систему хозяйственных связей.

1. Концепция либерализации внешней торговли

Либерализация экономики, включая внешнюю торговлю, может быть легко осуществлена в кратчайшие сроки по сравнению с другими основными задачами трансформации - стабилизацией, приватизацией или рестуктуризацией производства. Только либерализация может быть реализована лишь через политические решения, в то время как другие направления реформы реализуются через эволюционный процесс. Конечно, можно задаться вопросом, является ли либерализация правильной политикой, если она не лежит в русле общеэкономических тенденций. Как бы то ни было, и в России, и в других постсоциалистических странах либерализация была достаточно быстрой, в то время как после второй мировой войны в Западной Европе "оттаивание замороженных рынков" потребовало довольно длительного времени. Подобная быстрота либерализации может быть объяснена отчасти ее относительной "простотой", отчасти ее важностью с точки зрения идентификации экономики как рыночной, что обусловлено внешним давлением на Россию со стороны международных организаций (МВФ, ЕБРР, ВТО и т.д.). В действительности важнейшей причиной либерализации внешней торговли является ее центральная роль в процессе трансформации российской экономики.

В наиболее общем виде либерализация внешней торговли подразумевает, что роль государства в процессе принятия решений уменьшается в целом, то есть не только полномочия по принятию решений переходят на уровень автономных (частных и общественных) хозяйственных единиц, но и экономическая среда, где они действуют, подвергается значительно меньшему прямому регулированию со стороны государства.

Либеральный торговый режим основан на действии рыночных сил и минимальном государственном вмешательстве. Опыт попыток либерализации в различных странах позволяет выделить три важнейших аспекта государственного вмешательства, а именно: уровень торговых ограничений, формы торговых ограничений, структура торговых ограничений.

Либерализацией может быть названа программа реформ, приближающих торговую систему страны к парадигме нейтральности стимулов к торговле на внутреннем рынке и экспорту. Таким образом, полностью либерализованная, то есть характеризующаяся нейтральностью стимулов, торговая система в принципе удовлетворяет критерию Парето-оптимальностя в рамках общего равновесия. Но критерий нейтральности стимулов представляется слишком узким для адекватной оценки торговых реформ. Первое, нейтральность может быть достигнута и в рамках высокорегулируемого, а отнюдь не либерального торгового режима, где имеются существенные стимулы (налоги, субсидии) к торговле на внутреннем рынке и за пределами его, однако они равны. Второе, принцип нейтральности не предполагает отказа от разнообразных нетарифных ограничений (мер), которые, как правило, менее "прозрачны" и обусловливают большую несбалансированность, чем тарифные ограничения. Поэтому, по нашему мнению, следует расширить трактовку понятия "либерализация внешней торговли", обычно сводимому к снятию торговых ограничений. Оценивая торговый режим страны, следует говорить о степени открытости, степени прозрачности и степени нейтральности.

Традиционно открытость экономики измеряется отношением объема экспорта и импорта к ВВП (национальному доходу). Но такой подход представляется чрезмерно упрощенным и не позволяет провести различия между крупными и мелкими экономиками. Что еше важнее, здесь не прослеживается прямая связь с экономической политикой. Так, можно предположить, что высокая доля экспорта и импорта в ВВП вовсе не означает настоящую открытость экономики, когда иностранные экспортеры имеют легкий доступ на внутренний рынок, а национальные фирмы без затруднений выходят на международный рынок.

Альтернативный подход, использующий концепцию так называемой институциональной открытости, более подробно характеризует экономическую политику и поэтому представляется более конструктивным. Согласно такому подходу, страна считается более открытой, если национальные хозяйственные агенты сталкиваются с меньшим числом ограничений при выходе на внешний рынок, так же как и зарубежные - при входе на национальный рынок.

Торговая система считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования, широко известных правил, но не непредсказуемыми мерами правительства и/или политических властей. Достаточно трудно измерить степень прозрачности количественно, однако некоторая оценка может быть получена путем отнесения доли тарифных ограничений к совокупным торговым ограничениям (включающим как тарифные, так и нетарифные ограничения - квоты, валютный контроль, лицензирование и т.п.).

Структура протекционистских мер жизненно важна с точки зрения оптимального распределения ресурсов, а, следовательно, и роста благосостояния страны. Так как национальные производители стоят перед выбором: на внутреннем или внешнем рынке развивать свою деятельность, уровень защиты внутреннего рынка по сравнению с уровнем защиты (поддержки) экспортеров определяет пропорции распределения ресурсов между импортозамещающими и экспорто-ориентированными отраслями. Количественно структура протекционистских мер может быть оценена через отношение объема защитных мер, направленных на стимулирование экспорта, к соответствующему объему мер по стимулированию импортозамещения.

Следовательно, под либерализацией внешней торговли можно понимать существенное снижение нетарифных торговых барьеров, включая ограничения на приобретение валюты в целях импорта, снижение уровня и сокращение числа тарифных ограничений, отмену экспортных субсидий, а также уменьшение влияния центральных властей на процесс принятия решений на уровне предприятий, вовлеченных во внешнеэкономические отношения.

2. Становление системы регулирования

внешнеэкономической деятельности

Реформирование внешних экономических связей России выступает неотъемлемой частью рыночных реформ, проводимых в стране, начиная с 1992 г. Оно осуществляется на основе последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности. В результате окончательно ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономических и валютных операций, характерная для стран с централизованной системой планирования и управления. Подавляющая часть внешнеэкономических операций в настоящее время осуществляется негосударственными фирмами. На смену всеобъемлющему государственному контролю за экспортно-импортными и валютными операциями пришла система государственного регулирования внешнеэкономических отношений, в рамках которой предприятия и фирмы, участвующие во внешнеэкономической деятельности пользуются большой свободой.

В 1992-1995 гг. в России сформировалась система государственного регулирования внешнеэкономическими связями, использующая методы и инструменты, широко применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Но, если страны с рыночной экономикой формировали собственные системы регулирования внешнеэкономической деятельности в течение десятилетий, то Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей менее чем за пять лет. Однако быстрота, с которой создавалась новая система управления внешнеэкономическими связями не могла не отразиться на качестве этой системы. Нередко изменения, вносившиеся в систему государственного регулирования, не были подкреплены соответствующими законодательными нормами хозяйственного права, плохо состыковывались с теми элементами управления экономикой, на основе которых регулировалось развитие внутреннего сектора народного хозяйства. Нередко они обгоняли процессы формирования рыночных отношений, происходящие в национальной экономике. В результате, наряду с очевидными успехами в области рыночных преобразований внешней сферы национальной экономики России и развитии экспорта, в ходе реформы выявились и существенные негативные моменты.

Развитие этой системы происходило под влиянием противоборства двух точек зрения. Одни экономисты считали, что в первый период реформирования экономики опасно проводить немедленную и далеко идущую либерализацию внешнеэкономических связей. В условиях тотального дефицита, разбалансированности внутреннего рынка и денежного обращения, отсутствия реального валютного курса и нормальных рыночных цен сплошь и рядом возникали ситуации, когда экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности вступали в противоречие с народнохозяйственными интересами. Это обстоятельство ставило объективные препоны либерализации внешнеэкономической деятельности в начальный период реформирования экономики и предопределяло необходимость относительно жесткой системы государственного регулирования этой деятельности. В дальнейшем, по мысли первой группы экономистов, с развитием системы свободного рыночного ценообразования, совершенствованием валютного курса, нормализацией денежного обращения и всего внутреннего рынка создадутся условия, позволяющие широко либерализовать экспорт и импорт товаров и услуг, а затем и капиталов, огра-ничить систему государственного регулирования.

Другая группа экономистов, разделявших идеи "шоковой терапии", полагали, что чем быстрее и масштабнее будет происходить либерализация внешней торговли, тем быстрее российская экономика включится в мировое хозяйство, повысится ее эффективность. Легко заметить, что различие в подходах к либерализации внешнеэкономической деятельности отражало разные подходы к проблемам реформирования постсоциалистического хозяйства - экономистов, считавших наиболее приемлемым постепенное, эволюционное трансформирование экономики и сторонников быстрых и радикальных преобразований.

Как показало время, лица, принимающие решения в российском руководстве, в большинстве случаев оказывались под влиянием второй группы экономистов, что предопределяло достаточно решительные шаги по изменению правил проведения внешнеэкономических операций хозяйствующими субъектами, особенно в начальный период реформ.

Политика либерализации внешнеэкономических связей осуществлялась в соответствии с Указом Президента России "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" с самого начала 1992 г. Указ предусматривал ряд конкретных мер. Во-первых, отменял обязательную регистрацию российских предприятий и фирм в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Это означало, что все предприятия и их объединения получали право на осуществление внешнеэкономических операций (в том числе и посреднических) без специального разрешения, которое прежде необходимо было получать. Во-вторых, часть валютной выручки, оставшейся в распоряжении экспортера, увеличивалась до 50%. В-третьих, были отменены налоги на импорт, ставки которых по многим позициям были необоснованно высоки. В-четвертых, в соответствии с либерализацией цен на все продукты и ресурсы с 1 января 1992 г. правительство расширило сферу использования рыночного курса, т.е. свободной цены на иностранную валюту. Фактически это означало девальвацию рубля почти в 60 раз. А с 1 июля того же года единый рыночный курс фактически стал основным валютным курсом. В-пятых, был сокращен перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался.

Широкий спектр мер по либерализации внешней торговли, а также девальвация рубля, с одной стороны создавали предпосылки для последующего роста экспорта и конкурентного давления импорта на производство, а с другой-дали сильный толчок развертыванию инфляционных процессов, создавали трудности для ряда отраслей, зависящих от импорта. Либеральный режим осуществления внешнеторговых и валютных операций, заниженный курс рубля, несовершенное банковское законодательство способствовали также усилению бегства капитала из страны, которое, впрочем, происходило уже в годы перестройки.

Сложившаяся к середине 1992 г. система государственного регулирования в соответствии с мировой практикой включала в себя меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта.

Экспортные поставки регулировались системой квот и лицензий. Квоты устанавливало Министерство экономики РФ и на их основе выдавались лицензии для экспорта продукции. Кроме того, лицензированию подлежали и некоторые группы специфических экспортных товаров, как-то: оружие и боеприпасы, специальные комплектующие для их производства, драгоценные металлы, отдельные виды лекарственных средств, живые животные и т.д.

Кроме того, в связи с существенной разницей между мировыми и внутренними ценами на экспортируемую продукцию, использовалась система экспортных пошлин, редко применяемая в мировой практике. С помощью этих пошлин часть дохода экспортеров изымалась в пользу государственного бюджета. Экспортными пошлинами в 1992 г. охватывались около 3/4 российского экспорта.

Импорт регулировался системой лицензий, на такие специфические товары, как лекарственные средства, химические средства защиты, оружие и боеприпасы, драгоценные металлы и т.д., а также импортным тарифом.

Импортный таможенный тариф РФ (первоначально носивший временный характер) был введен Указом Президента РФ в середине 1992 г. в целях увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности и создания более благоприятных условий для развития отдельных видов производства с высокой степенью обработки.

В последующие годы в механизм регулирования внешнеэкономической деятельности вносились коррективы, отчасти продиктованные объективной необходимостью углубления реформ, а отчасти необходимостью устранения допущенных просчетов. Таким образом достраивалась система государственного регулирования внешнеэкономических отношений.

В целях дальнейшей либерализации экспорта постепенно сокращался объем квотируемой и лицензируемой продукции, поставляемой на экспорт. С 1 января 1994 г. в списки квотируемых и лицензируемых экспортных товаров входило 12 товарных групп (в 1993 г. - таких групп было 17, а в начале 1992 г.-27). В 1995 г. экспортные квоты и лицензии были вовсе ликвидированы.

В связи с изменением внутренних и мировых цен изменялись и экспортные пошлины. Последнее по времени снижение экспортных пошлин произошло в конце 1995 г. оно было осуществлено в целях повышения эффективности экспорта в условиях введенного валютного коридора.

С 1 апреля 1996 г. ликвидировано подавляющее число экспортных пошлин. С 1 июля 1996 г. Россия отменила все экспортные пошлины. Наряду с этим планируется отмена обязательной экспертизы количества, качества и цены поставляемых товаров, а также регистрации экспортных контрактов. Контроль за экспортом будет сохранен только в сфере возврата валюты по внешнеторговым операциям.

Во второй половине 1992 г. был усилен государственный контроль за экспортом т.н. стратегических товаров, т.е. топливно-сырьевых товаров, играющих ключевую роль в российском экспорте. Согласно разработанному Министерством внешнеэкономических связей РФ и Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике "Положению о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров" число организаций, осуществляющих экспорт вышеназванных товаров по состоянию на конец августа 1992 г. было ограничено пятьюдесятью - это в основном государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации, В 1995 г., когда участие российских экспортеров сырья и топлива приняло достаточно упорядоченный характер и более активно заработали механизмы таможенного и валютного контроля институт специальных экспортеров был упразднен.

Резкое расширение числа участников экспортных операций, произошедшее в 1992 г. обострило проблему валютного контроля за экспортными поставками. В последующем были приняты меры - по усилению этого контроля. Они были направлены прежде всего на своевременное возвращение валютной выручки в Россию. Центральный Банк и Государственный таможенный комитет 12 октября 1993г. приняли совместную инструкцию N 19 и N 01-20/10283, определяющую порядок валютного контроля за поступлениями в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Для экспорта стратегически важных сырьевых товаров она. была введена в действие с 1 января 1994 г., для остальных товаров - с 1 марта 1994 г. Схема контроля увязывает в единую цепочку всех российских субъектов экспортной сделки: "экспортер-таможня-банк". В соответствии с инструкцией введена специальная документация, которая дает возможность проследить сначала прохождение товара через границу, а затем поступление валютной выручки.

Коррективы, внесенные в правила регулирования импорта в основном касались изменений в импортном тарифе и введении системы платы налога на добавленную стоимость и акцизных платежей по импортируемым товарам.

В настоящее время применяется импортный тариф, утвержденный постановлением Правительства РФ N 454 от 6 мая 1995 г. В течение последующих годов в него был внесен ряд изменений.

Общая тенденция, проявившаяся в изменениях, вносимых в импортный тариф состоит в том, что с его помощью решаются две группы проблем: повышение доходов федерального бюджета, и усиление таможенной защиты отечественного производства.

Однако, по нашему мнению, делается это без достаточных экономических обоснований, под большим влиянием лоббирующих заинтересованных групп. В результате этого нельзя утверждать о том, что Россия имеет эффективный импортный тариф. Такой тариф можно разработать лишь при условии соблюдения двух критериев, которые не всегда легко совместить. Во-первых, импортный тариф необходимо органически увязать со структурной политикой, и в этом случае он должен обеспечивать временную защиту тем или иным видам отечественных производств. Однако вся беда состоит в том, что пока такой политики в России не выработано. Во-вторых, импортные пошлины необходимо формировать в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, в которую Россия намерена вступить в будущем. А это предполагает минимизацию импортных пошлин. Например, в начале 1990 г. средняя ставка таможенных тарифов составляла около 6%. В частности, средние ставки тарифов США, стран ЕС и Японии составляли (в%): на сырьевые товары - 1,8; 1,6 и 1,4; на полуфабрикаты - 6,1; 6,2 и 6,3; на готовые изделия 7,0; 7,0 и 6,4 соответственно.

Работа над совершенствованием российского импортного тарифа будет продолжаться. На некоторые ввозимые товары будут повышены пошлины, а на другие понижены, но средневзвешенная ставка тарифа будет оставаться как и в настоящее время примерно на уровне 14%. Уровень ставок импортного тарифа на подавляющее большинство товаров в начале 1996 г. находился в пределах от 5 до 30% (исключениями являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30%, зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1%). В ближайшее время Правительство РФ намерено снизить импортные пошлины на некоторые виды промышленного оборудования и трубы.

На перспективу до 2000 г. разработан график поэтапного снижения импортных пошлин. Максимальная ставка импортного тарифа должна составить с 1 января 1998 г. 20%, а с 1 января 2000 г. - 15%. Средневзвешенная ставка в 1998 г. будет равна 80% от уровня 1995 г., а в 2000 г. - 70%.

В 1996 г. по аналогии с экспортом введен валютный контроль за импортом. Его цель ? воспрепятствовать использованию импортных контрактов для нелегального вывоза российского капитала.

С 1 ноября 1996 г. в соответствии с Указом Президента РФ "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" от 18.08.1996 г. валютным контролем охвачены также бартерные сделки.

Понятно, что к настоящему времени отработаны далеко не все проблемы регулирования внешнеторгового обмена. Необходимо повысить степень экономической проработки принимаемых решений, стремясь учесть при этом их воздействие на национальную экономику в целом, придать изменениям в регулировании предсказуемый характер, повысить стабильность юридических норм.

В масштабах всего народного хозяйства ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю доходной части федерального бюджета. Только таможенные платежи в федеральный бюджет страны составляют ежегодно более 1/5 всех налоговых поступлений.

В целом либерализация в России проходила в несколько этапов. На первом этапе (конец 1991 - первая половина 1992 г.) меры по либерализации включали:

- снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жёстких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);

- частичную либерализацию валютного курса(при установлении особого курса для расчётов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту);

- отмену любых ограничений на импорт.

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. Осуществляемое административным путём установление верхних пределов экспорта топлива и сырья в условиях, когда внутренние цены на них были значительно ниже мировых, явилось вынужденной мерой, т.к. снятие ограничений тогда могло привести к катастрофическому опустошению внутреннего рынка.

На втором этапе (второе полугодие 1992г.) был полностью либерализован валютный курс, введён импортный тариф. Первая из этих мер была направлена на прекращение скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям, вторая- на обеспечения защиты последних от усилившейся конкуренции импортных товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров был введён институт спецэкспортёров стратегических товаров.

В целях создания валютного рынка в России с 1июня 1992г. была установлена обязательная продажа экспортёрами 50% валютной выручки, причём доля валюты, реализуемой по рыночному курсу (а не по фиксированному курсу ЦБ), была впоследствии повышена с 20 до 50% всей выручки.

На третьем этапе (1993-1994гг.) завершился переход на тарифные методы управления. Объём осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций сократился до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль в ВЭС перешла к предприятиям всех форм собственности.

В 1993-1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно снижался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.

Постепенно сходят на нет централизованный экспорт и импорт. Ввоз товаров на централизованной основе прекращается с 1994 г. В случае осуществления критического импорта вводится система тендеров, в которых могут участвовать на равных условиях все хозяйствующие субъекты России. С 1 июля 1994 г. отменено квотирование российского экспорта. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим стали входить: продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными извне, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств; товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.

С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и ЦБ РФ. В случае не поступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность или необоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.

В последующие годы продолжалась разработка важнейших законодательных актов в области ВЭД: был принят Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», подготовлены проекты «Федеральной программы развития экспорта» и Федерального закона «О защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности», проекта законов РФ «О статистической деятельности в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР»», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О таможенном тарифе»», «О свободных экономических зонах», «О лизинге» и мн. др.

Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортёров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам (за исключением представленных в соответствии с законодательством РФ), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.

Форсированная либерализация внешнеторговой деятельности вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разбросанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, ЦБ, МВЭС, ГНС, Налоговая полиция и др.). Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля манипуляции с количеством и качеством и как следствие стоимостью товара позволяли экспортёрам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки.

Для преодоления указанных недостатков в конце 1995 г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта система сохраняется, но она, во-первых, не будет носить обязательного характера, а, во-вторых, будет распространяться на ограниченный перечень товаров. В то же время с 1 июля 1996г. МВЭС России будет рассматривать заявления предприятий и организаций по обоснованности недополучения валютной выручки от экспорта товаров только при наличии сертификата о проведении предтаможенной оценки экспортируемых товаров.

Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, за исключением нефти и газового конденсата. По этим товарам они отменены с 1 июня 1996 г. При этом отмена экспортных пошлин сопровождается увеличением внутренних налогов и сборов. Таким образом, правовые основы рыночной системы в области внешней торговли уже созданы. В настоящее время ВЭД базируется на принципиально новых нормативно-правовой базе и механизме государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство.

Эволюция, которую претерпел механизм регулирования ВЭД в последние годы сводится к следующему:

- ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых организаций;

- весьма значительное расширение числа субъектов, участвовавших во внешней торговле, в т.ч. и в качестве посредников;

- упразднение жёсткого централизованного воздействия на объём, структуру и географическое направление внешнеторгового оборота;

- отлаживание и использование действующих, а не формально существующих, как было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта, ставок таможенных тарифов и курса рубля, а также организация внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;

- снижение роли государства в финансировании внешнеторговых операций, вовлечение в сферу расчетно-кредитного обслуживания экспорта и импорта в рублях и иностранной валюте значительного числа коммерческих банков.

В процессе либерализации обострилась проблема, связанная с остро дефицитным на тот момент характером потребительского рынка, который предопределил бурное развитие мелко спекулятивного, ориентированного на импорт торгово-посреднического сектора. В свою очередь финансовые структуры сосредоточились на крайне прибыльном краткосрочном кредитовании торгово-посреднических сделок и операций по обмену валюты. Их позиции усиливались тем, что самыми дефицитными в тот момент оказались высокоприбыльные, традиционно спекулятивные товары, а именно алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, кофе , чай и некоторые другие. Таким образом, с 1992 по 1995 года неуклонно росло давление импортной продукции потребительского назначения на внутренний рынок и отечественных производителей.

Сложный период, который переживает Россия после начала радикальный реформ неадекватной оказалась и реакция западных партнёров. Применяемые ведущими промышленно-развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов своих бизнесменов по жёсткости значительно превосходят российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам общеэкономических преобразований в стране. Это дает западным странам под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причём даже в отношении сырьевых товаров, когда это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высоко технологической продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае её попыток выйти на рынки развивающихся стран. Можно привести следующие примеры ущемления интересов российских экспортёров:

а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, карбанида, ферросилиция; в странах ЕС - хлоркалия, чугуна, изобутанола и др.);

б) затруднённый доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные -преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);

в) ограничения доступ России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;

г) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытания и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина - в странах ЕС).

Противоречивые итоги развития внешнеторговых связей стали результатом поспешной и, главное, непродуманно осуществляемой либерализации сферы ВЭД, которая именно в таком виде внесла элемент хаотичности в реализацию экономического курса страны в целом. В организационном плане правительство, вместо того, чтобы с самого начала взять курс на создание и отладку целостной системы регулирования ВЭД, которая соответствовала бы требованиям рыночной экономики и одновременно учитывала бы конкретные российские условия, создавала эту систему по блокам, сосредоточившись на решении отдельных, возникавших в ходе основной реформы проблем.

Наиболее сложная ситуация сложилась в области регулирования импорта. На начальном этапе реформ, после введения внутренней конвертируемости рубля, в течении некоторого времени какие-либо барьеры на пути импорта России (пожалуй, за исключением заниженного с точки зрения паритетной покупательной способности курса рубля) практически отсутствовали. Система таможенного обложения начала практически функционировать лишь с середины 1992 года. Что касается внутреннего налогообложения, то в отношении импортных операций она сохраняла элемент льготности вплоть до мая 1995 года. Ко всему этому необходимо добавить отмененную лишь в первой половине 1995 года широкую систему индивидуальных льгот, освобождающих огромное число участников ВЭД от уплаты ввозных пошлин, НДС и акцизов, а также продолжающуюся по сей день практику не подлежащего никакому налоговому обложению ввоза огромного количества товаров в рамках так называемой неорганизованной торговля, оцениваемой во многие миллиарды долларов.

Таким образом, уже с самого начала реформ российская экономика носила необоснованно открытый характер. Для получения более полной картины, необходимо также учитывать фактор валютного курса. Однако его роль строго ограничена во времени и, кроме того (и это наиболее существенно), сам по себе он не может стать основой современной системы защиты внутреннего рынка. Так, в самые первые годы реформ заниженный курс рубля действительно являлся довольно серьёзным барьером на пути расширения импорта в Россию (хотя в условиях разлад хозяйственных связей это не эквивалентно защите внутреннего производства). По оценке МБРР, в 1992 году рыночный курс рубля был занижен по отношению к его паритету покупательной способности в 7 раз. Даже широкомасштабное субсидирование импорта в 1992-1993 годах не могло полностью компенсировать эту разницу. В то же время уже к 1994 году это превышение снизилось с 600 до 100% , а к 1995 году рыночный курс рубля стал приближаться к паритетному из чего следует, что фактор заниженного курса рубля как существенного барьера на пути импорта во многом потерял своё значение.

Либерализация ВЭД, приведшая к росту торговой сферы экономики, увеличению доли производства добывающей промышленности, увеличению доли импортной продукции в структуре покрытия платежеспособного спроса внутреннего рынка, с одной стороны, и воздействие таких факторов как ужесточение финансово-кредитной политики, приведшее к снижению финансовой поддержки неконкурентоспособных производств, инвестиционный кризис, обусловивший сокращение выпуска продукции инвестиционною назначения, сокращение платежеспособного спроса населения, которое наряду с расширением импорта привело к падению производства потребительских товаров, падение платежеспособного спроса на российскую продукцию со стороны стран СНГ в результате переживаемого ими экономического кризиса, с другой стороны, привели к тому, что в 1993-1994 годах стало очевидно что подавляющее большинство отраслей российской промышленности оказались неконкурентоспособными.

3. Практические шаги по либерализации

внешней торговли в России

Хотя торговый режим, действовавший в Советском Союзе, был частично реформирован в годы "перестройки", в ходе переходного периода потребовалась радикальная трансформация внешней торговли в России. Вскоре после распада СССР в конце 1991 г. был принят указ президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", где заложены основы внешнеэкономической реформы. В развитие данного указа был разработан ряд мер, реализация которых привела к существенной либерализации торгового режима. Всем фирмам и организациям разрешено заниматься внешнеторговой деятельностью. Отменены экспортные квоты и лицензии. Правительство ограничило тарифную ставку 30-ю процентами за некоторыми исключениями. К 1999 г. средняя тарифная ставка должна быть снижена до 80% от уровня 1995 г., а в 2000 г. - до 70%. Правительство и Центральный банк России присоединились к VIII статье устава МВФ (июль 1996 г.), что сделало российский рубль конвертируемым по текущим операциям.

Но либерализация внешней торговли не стала эффективным стимулом к развитию внешнеэкономических отношений. Несмотря на заметный рост, объемы товарной торговли пока довольно скромны. Товарная структура как экспорта, так и импорта отражает сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию в российской экономике, а не ее долгосрочный потенциал и потребности. Что касается роста прямых иностранных инвестиций, то здесь ожидания и экономистов, и руководства предприятий остались несбывшимися.

Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от коллапса промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. В утреннее производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта и импорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло "Основы промышленной политики страны на период до 2010 г." Согласно этой программе, для реструктуризации российской промышленности потребуется 2,5-2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (аэрокосмическая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная). Программа предполагает более широкое включение российской промышленности в международное разделение труда. Однако для того чтобы привести внутреннее производство к международным стандартам, России потребуется импортировать значительную часть машин и оборудования.

Российское правительство также приняло "Федеральную программу развития экспорта", расставляющую приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. и предлагающую некоторые инструменты для достижения поставленных целей. Программа формирует новую, трехэтапную модель включения России в международное разделение труда: на первых двух этапах (1996-1997 гг., 1998-2000 гг.) основное внимание будет уделено стабильности объемов экспорта и постепенному расширению номенклатуры экспортируемой продукции. На третьем этапе (2001-2005 гг.) предполагается увеличить долю наукоемкой продукции в российском экспорте до 10-15%, что позволит приблизиться к уровню индустриальных стран.

На структуре российского экспорта и импорта отразились и экономический спад, и распад Советского Союза, и прекращение деятельности СЭВ (табл. 1):

Таблица 1

Структура российского товарного экспорта (в %)

1990

1995

2000

2005

Сырье и материалы в целом,

41,5

41,7

40,0

30,0

в том числе:

энергоносители

40,5

40,6

38,0

29.0

Продукция обрабатывающей промышленности в целом,

58,5

58,3

60,0

70,0

В том числе:

Металлургия

11,3

25.3

23,0

21,0

Химическая промышленность

4.6

9,5

11,0

10,0

Деревообрабатывающая промышленность

3,7

5,4

4,0

5,0

Машины и оборудование, транспортные средства, товары длительного пользования

18.3

9,9

14,0

23,0

Продовольствие

2,0

3,3

4:0

3,0

Резкое падение доли конечной продукции в экспорте связано с тем, что развалилась система социалистического разделения труда. Главная цель российской внешнеторговой политики - не только восстановить, но и превысить к 2005 г. достигнутую ранее долю конечной продукции в экспорте, чему должен помочь поиск новых рынков. Соответственно должна снизиться доля энергоносителей.

Ввиду резкого падения производства и инвестиций уменьшился объем импорта инвестиционных товаров. На рынке потребительской продукции значительная доля внутренних поставок замещена импортам, где не последнюю роль сыграла "челночная" торговля. Объемы производства в пищевой промышленности уменьшились, и теперь импорт покрывает 45-50% потребностей России в продовольствии. Такая ситуация неприемлема ни с финансовой, ни с экономической точки зрения, поэтому доля продовольственных товаров в импорте к 2005 г. должна быть существенно сокращена (табл. 2.):

Таблица 2

Структура российского товарного импорта (в %)

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

Сырье и материалы в целом,

3,6

5,8

3,0

2,0

в том числе:

Энергоносители

2,6

3,6

1,0

1,0

Продукция обрабатывающей промышленности

в целом,

96,4

94,2

97,0

98,0

в том числе:

Металлургия

5,1

8,2

8,0

7,0

Химическая промышленность

4,1

10,5

8,0

7,0

Деревообрабатывающая промышленность

1,0

2,1

1,0

1,0

Машины и оборудование, транспортные средства, товары длительного пользования

44,8

32,8

43,0

50,0

продовольствие

15,8

27,9

21,0

14,0

Несколько слов об эффективности экспорта. Признавая товарную структуру российской внешней торговли неблагоприятной, специалисты в основном руководствуются здравым смыслом и грубыми оценками. Мы бы хотели предложить пример количественной оценки эффективности экспорта на основе расчета коэффициента абсолютной эффективности:

B * V

К =

Z

где: К - коэффициент абсолютной эффективности экспорта; В - экспортная цена товара (долл.); Z - внутренняя цена экспортируемого товара (руб.): V - валютный обменный курс (руб./долл.).

Расчет коэффициента абсолютной эффективности показывает, что она обычно снижается при переходе от экспорта сырья к экспорту готовой продукции. Таким образом, налицо сравнительные преимущества экспорта сырья. (Экспортная эффективность конечной продукции ниже ввиду технологического отставания российской обрабатывающей промышленности.)

Абсолютная эффективность российского экспорта в целом в 1994 г. равнялась примерно 2,0. Ситуацию можно посчитать вполне удовлетворительной. Однако следует принимать во внимание, что в действительности этот коэффициент был ниже, так как в 1994 г. российский экспорт существенно превышал импорт и значительная часть торговой прибыли не возвращалась в Россию.

Теперь о политике обменного курса. Советская плановая система предполагала пассивную роль обменного курса, рационирование валюты, многочисленные экспортно-импортные субсидии и в конце концов всеобъемлющее администрирование. Теперь обменный курс является ключевым инструментом внешнеторговой политики. В условиях либерализации внутренних цен установление адекватного обменного курса стало главной задачей внешнеэкономического регулирования.

Во всех переходных экономиках по ряду причин обменный курс национальной валюты устанавливался на более низком уровне по сравнению с курсом согласно паритету покупательной способности (ППС). Цены на товары, не пользующиеся спросом на мировом рынке, в этих странах ниже. Большинству этих стран требуется валюта для обслуживания внешнего долга. "Бегство капитала" (особенно в России) также финансируется через положительный торговый баланс.

В 1992-1994 гг. в России разрыв между реальным обменным курсом и курсом, рассчитанным на основе ППС, был наибольшим среди всех стран с переходной экономикой. Затем в июле 1995 г. в России был введен режим "ползучего" валютного курса - "валютный коридор" 4300-4900 руб. за 1 долл., - который затем был заменен скользящим курсом (от 5500 до 6100 руб. за 1 долл. к концу 1996 г.). Курс, рассчитанный на основе ППС, и реальный обменный курс начали стремительно сближаться и в 1996 г. разрыв между внутренними и мировыми ценами в России был одним из самых малых. Современная политика обменного курса неблагоприятна для экспортоориентированных отраслей. Адекватность продолжения политики "сильного рубля" остается под вопросом, так как она порождает давление на экспортный сектор и увеличивает внешнюю задолженность, заставляя в борьбе с "бегством капитала" поддерживать процентную ставку на более высоком уровне, в то время как необходимы диаметрально противоположные действия.

Учет специфики экономики России позволяет говорить и о других вариантах политики обменного курса. Экономики стран Центральной Европы характеризуются малыми масштабами и открытостью, в результате чего они пассивно следуют мировой ценовой конъюнктуре. Россия, открывая свою огромную экономику, становится активным субъектом мировой экономической политики и ценообразования. Для экономики большой страны защитой служат именно ее размеры. Она не нуждается в дополнительной защите посредством обменного курса. В отличие от центрально-европейских стран Россия получает значительную торговую прибыль, и поэтому не испытывает периодического давления на обменный курс в сторону девальвации национальной валюты. Следовательно, можно повысить обменный курс, чтобы достигнуть его равновесного значения.

4. Перспективы таможенно-тарифного регулирования

В данной главе курсовой работы мне бы хотелось обратить внимание на проблемы таможенного регулирования внешнеэкономическую деятельность.

В последнее время зарубежные экономисты предприняли ряд исследований, в которых стремятся доказать, что наилучшим инструментом таможенной политики является унифицированный тариф, предусматривающий одинаковые ставки на ввоз всех товаров. Однако, вся система доказательств этих исследователей исходит из того, что самоцелью внешнеторговая политики является либерализация внешнеторгового обмена. Все тарифные системы оцениваются лишь с той точки зрения, облегчают или затрудняют они введение новых торговых барьеров. Соответственно доказательства преимуществ единого тарифа сводятся к тому, что такой тариф максимально затрудняет повышение уровня тарифной защиты, требуя концентрации неизмеримо больших лоббистских усилий для подъема тарифных ставок. Если же исходить из того, что предпосылкой либерализации должно стать создание эффективной конкурентоспособной экономики и тарифная политика призвана активно содействовать достижению этой цели, то данная аргументация утрачивает силу.

Гибкая структурная политика предусматривает установление определенного торгового режима не только для отраслей в целом, но и для подотраслей, а в случае необходимости - для отдельных разновидностей продукции. Между тем несовершенство действующего российского Таможенного тарифа 1995 г. проявляется хотя бы в том, что не каждая товарная субпозиция или подсубпозиция однозначно определяется указанием кода Товарной номенклатуры ВЭД. В некоторых случаях (в частности, в товарных группах 29, 43, 84, 85, 86, 87) категория товара, входящая в конкретную позицию, определяемую кодом ТН ВЭД, выделяется путем словесного описания, и для нее устанавливается отдельная ставка пошлины.

В целом же уровень дифференциации российского тарифа несопоставим с международными стандартами. Российский тариф при девятизначной (фактически восьмизначной) номенклатуре содержит немногим более тысячи позиций. Между тем шестизначная классификация Гармонизированной системы описания и кодирования товаров включает более 5 тысяч позиций. Таможенный тариф Японии выделяет 5549 видов товаров. США, ЕС, крупнейшие развивающиеся страны (Индия, Бразилия) имеют в своих таможенных тарифах 12-14 тысяч товарных позиций.

По сравнению с тарифом 1994 г. , в котором товарная группа 85 содержала около 80 позиций и субпозиций, дифференциация тарифа углубилась. Но, например, такая важная товарная группа, как летательные и космические аппараты, осталась практически недифференцированной, в отличие даже от аналогичной группы в тарифе Польши, где эта отрасль развита гораздо слабее, чем в России.

При выработке нового варианта ТН ВЭД должны быть самым тщательным образом исследованы состояние и перспективы производства и внешней торговли. Видимо, именно машиностроительная продукция подвергнется в процессе разработки Товарной номенклатуры дополнительной детализации. Однако, как мы видели, структура других товарных групп также нуждается в уточнении.

Необходимо, таким образом, продолжать совершенствование ТН ВЭД, приводя ее в соответствие с современными требованиями внешнеторгового регулирования. Определенные изменения можно внести, не отступая от принятой в ЕС классификации, а лишь детализируя ее. В некоторых случаях для выделения товарной субпозиции может потребоваться введение девятого знака. В других, вроде вышеприведенных, достаточно расчленения позиции, обозначенной 4-или 6-эначным кодом. В случае необходимости более существенного пересмотра классификации необходимо помнить, что в соответствии с Конвенцией о Гармонизированной системе обязательной является шестизначная классификация товара. Последующие знаки могут вводиться в соответствии с нуждами национальной экономики. Следует так усовершенствовать номенклатуру тарифа, чтобы любая товарная позиция могла быть однозначно определена одним указанием кода ТН ВЭД.

Таможенно-тарифное регулирование - один из основных инструментов поддержания экономической безопасности и стабильности регуляторов развития. Однако оно может выполнять свои функции лишь при отсутствии монополизации внутреннего рынка, при условии относительно стабильного курса национальной валюты, равновесия спроса и предложения на внутреннем рынке.

Современное состояние российской экономики требует использования максимально широкого арсенала средств внешнеторгового регулирования - как тарифных, так и нетарифных. Российский внешнеторговый режим должен быть тщательно проанализирован на предмет его соответствия нормам ВТО. Однако в ходе переговоров с ВТО необходимо отстаивать право России в течение переходного периода (минимум 7-10 лет) использовать максимально широкий диапазон средств для достижения экономической стабилизации.

Необходимо максимально упростить законодательные основы внешнеторгового регулирования, привести Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе в полное соответствие с нормами ГАТТ/ВТО (в редакции ГАТТ 1994 г. ), с Конституцией России, современной структурой органов власти, Гражданским кодексом России и другими российскими законами.

Необходимые меры по совершенствованию таможенного тарифа должны быть приняты до того как Россия возьмет на себя обязательства перед ВТО, затрудняющие такое совершенствование.

Структурное регулирование экономики является важной функцией таможенного тарифа. Тарифная защита определенных отраслей производства должна быть строго избирательной. Обеспечение такой избирательности может потребовать дальнейшей дифференциации таможенного тарифа. Высокодифференцированный тариф способен обеспечить снижение средневзвешенного уровня пошлин при сохранении защиты тех отраслей, которые нуждаются в ней в первую очередь.

Ставки таможенного тарифа не должны быть избыточными. Они должны иметь именно такую величину, которая необходима для защиты национального рынка соответствующей продукции (т. е. , как правило, которая позволяет повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного) или (в случае подакцизных товаров) для решения бюджетных задач. Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка. В качестве исходных данных при расчете величины ставок до либерализациии на ряд отраслей. Сейчас эта система применяется в отношении ряда сельскохозяйственных товаров и рыбопродуктов.

В Перу к нетарифным ограничениям относят лицензирование экспортно-импортных операций, запрет на ввоз и вывоз из страны отдельных видов продукции, требование о соответствии импортной продукции перуанским стандартам, а также обязательное получение заключения компетентных органов о том, что ввозимые товары не составляют конкуренцию национального регулирования российской экономики.

Необходимо усовершенствовать эту номенклатуру, имея в виду, что любая тарифная позиция должна быть однозначно определена одним указанием кода ТН ВЭД. Поэтому номенклатура должна быть приспособлена к определению любой разновидности любого производимого в России и ввозимого в нее товара. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Обязательным является сохранение первых шести знаков ТН ВЭД. Правила Совета таможенного сотрудничества (Всемирной таможенной организации) не запрещают менять последующие знаки. В то же время ряд дополнений и уточнений в Товарную номенклатуру можно внести с использованием девятого знака, который пока остается нулевым.

Структура российского таможенного тарифа с точки зрения определения различных ставок на один товар проста и удобна. Однако целесообразно ограничить рост максимальных ставок, который способен парализовать торговлю с теми государствами, которые пока не имеют РНБ. Возможно, было бы разумно установить не кратную, а абсолютную разницу между базовой и максимальной ставкой.

Для удобства пользования российским таможенным тарифом целесообразно подготовить его интегрированное издание, содержащее все ставки пошлин, которые применяются или могут применяться во всех возможных случаях, а также ставки налогов, которые должен уплатить импортер, и платежей за услуги таможни.

Таможенный тариф может выполнять регулирующую роль и в условиях снижения общего уровня таможенного обложения. Для этого нужно поддерживать необходимый уровень тарифной эскалации (разрыва между пошлинами на сырье и готовую продукцию), обеспечить высокий уровень дифференциации тарифа, снижать пошлины на ввоз разных товаров в разной степени.

Необходимо обеспечить тарифную защиту вновь возникающих перспективных отраслей, а также отраслей, переживающих структурную перестройку. Ввоз сырья и товаров, выпуск которых в России заведомо неконкурентоспособен (если они не являются стратегически и социально важными), а также оборудования для интенсивно развивающихся или важных в перспективе отраслей следует либерализовать.

Фискальную функцию тариф должен выполнять в первую очередь за счет пошлин на подакцизные товары. Однако эти пошлины не следует чрезмерно завышать, чтобы это не привело к сокращению поступлений.

Заключение

В условиях нового этапа НТР и углубления интернационализации хозяйственной жизни постоянно возрастает роль внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики; активное участие в общемировом разделении труда становится важной предпосылкой её эффективного функционирования.

В современной России, переходящей к рыночной экономике, внешнеэкономическая сфера- это не только средство повышения эффективности производства за счет преимуществ международного разделения труда. Речь идет прежде всего, об органичном и выгодном включении страны в мировое хозяйство как важном элементе создания рыночной экономики. Рыночная реформа сделала возможным глубокие преобразования во внешнеэкономических связях. Курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности явился важнейшей составной частью ее общей стратегии. Он представляет такое преобразование в области ВЭС страны, которое вытекает из логики рыночных отношений.

В процессе либерализации происходит существенное расширение и обогащение содержания внешнеэкономических связей, в состав которых включаются не только традиционные формы внешнеторгового обмена и кооперации, но и привлечение иностранного капитала, совместное предпринимательство, новая система валютно-финансовых отношений, свободная миграция рабочей силы, обмен новыми видами услуг и информации. Внутренний экономический механизм становится адекватным общепризнанному в мире: рыночная основа деятельности хозяйствующих субъектов, равные в целом условия для отечественных и зарубежных предприятий, последовательное сближение внутренних и мировых цен, наличия валютного рынка, конвертируемость валюты и т.д. Свободное участие в международной торговле позволяет существенно обогатить внутренний рынок, разнообразить круг потребительских товаров, предлагаемых населению, расширить рынок для производителей продукции, пользующейся спросом за рубежом, и выгодно её реализовывать.

Тарифную политику следует сделать составным элементом структурной политики. В отношении каждой из важнейших отраслей промышленности необходимо выработать программу действия, составным элементом которой была бы динамика таможенных пошлин.

Усиленной защитой в течение определенного срока должны пользоваться вновь возникающие отрасли, которые могут укрепить экспортный потенциал России, а также кризисные отрасли, переживающие процесс структурной перестройки. По мере укрепления этих отраслей тарифные барьеры должны снижаться. Напротив, конкурентоспособные на сегодняшний момент в мировом масштабе отрасли и отрасли бесперспективные с относительно небольшим числом занятых в тарифной защите не нуждаются.

Целесообразно максимальное снижение, вплоть до полной отмены, пошлин на товары, производство которых в России явно конкурентоспособно на мировом рынке (включая сырье) и на товары, производство которых в России явно бесперспективно. Тарифной защитой должны пользоваться те отрасли, развитие производства которых находится на раннем этапе, а также те отрасли, продукция которых в России по качеству не ниже мировых стандартов, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами (особенно это относится к машиностроительной продукции, а также к трудоемкому производству предметов потребления, играющему важную роль в поддержании занятости).

Список использованной литературы:

1. Быть или не быть России в ВТО? Вопросы есть // Экономика и жизнь. ? 1997. ? №42 (октябрь)

2. Внешнеэкономические аспекты рыночной реформы в России // Общество и экономика. - 1994. -№ 2.-С. II -15.

3. Демченко Б.Ф. Россия в контексте мировых интеграционных тенденций //Российский экономический журнал. - 1994. -№2. -С. 31- 40.

4. Егиазаров В.А. Таможенное законодательство государств ? участников СНГ // Право и экономика. ? 1997. ? №13/14

5. Кивикари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. ? 1997. ? №8

6. Ковалев А.А. ГАТТ: Современное состояние и перспективы вступления России в ГАТТ/ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. ? 1997. ? №10

7. Козырин А. Комментарий Закона РФ «О таможенном тарифе» // Хозяйство и право. ? 1996. ? №10?12

8. Кудряшев А. Тариф?97: революций не предвидется // Экономика и жизнь. ? 1997. ? №8 (февраль). ? С.30

9. Ленартович А.Ф. ТН ВЭД как основа таможенного регулирования внешне?экономической деятельности // Таможенные ведомости. ? 1997. ? №4

10. Об итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993 - 1996 гг. // Внешняя торговля. - 1996. - № 9. - С.5

11. Прибытков К. К итогам очередного раунда переговоров о вступлении России в ВТО // Дипкурьер. ? 1997. ? №6

12. Рогов В.В. Россия и ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. ? 1997. ? №2

13. Россия : внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под ред. И. П. Фаминского. - М: Международные отношения, 1993. - 430 С.

14. Сабельников Л.В. Россия на пути в ВТО // Международный бизнес России. ? 1995. ? №6

15. Таможня образца 2000 года // Российская газета. ? 1996. ? 12 октября

16. Шагалов Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей ? М.: ИНФРА?М, 1997

17. Экономика внешних связей России : Учебник для предпринимателя / Под ред. к. э. н. доцента А. С. Булатова. - М. : Издательство БЕК, 1996. - С. 183


Описание предмета: «Макроэкономика»

Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий обьем производства, уровень цен, процентные ставки, уровень безработицы).

Макроэкономика. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в широком плане. Она изучает факторы и результаты развития экономики страны и ее крупных районов. Объектами макроэкономики. являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Макроэкономика изучает влияние рынка как целого на все другие элементы экономики.

Макроэкономический подход исходит из того, что условия эффективного функционирования отдельного предприятия отнюдь не тождественны условиям эффективного функционирования экономики в целом[12].

Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование экономической активности. Исходным импульсом развития М. явились экономические идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946).

Макроанализ, по Кейнсу, охватывает следующие проблемы: 1 ) чем определяется общий уровень занятости в экономике? 2) в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень? В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики находится на стороне потребительского и инвестиционного спроса, а исходным пунктом является проблема занятости населения.

Макроэкономика преследует конкретные цели и обладает соответствующими инструментами, с помощью которых можно обеспечить их реализацию.

Американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» выделяют следующие цели и инструменты макроэкономики К целям макроэкономики они относят: 1 ) объем производства, который является основным показателем экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства, по их мнению, является валовой национальный продукт (ВНП), 2) занятость и безработица, ибо обеспечение полной занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам; 3) цены и инфляция. Стабильные цены обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских цен (ИПЦ); 4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего дефицита — одна из главных целей государства.

В число инструментов макроэкономики включают: 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на изменение реального ВНП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они, сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВНП. С другой стороны, налоги могут влиять на рост ВНП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежная политика. Представляет собой второй главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВНП и смягчению инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3) политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода политика «зарплаты—цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4) внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя стабилизации внешней торговли.

Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их реализация нередко действуют в противоположных направлениях. Так, невозможно одновременно наращивать объем и уровень потребления и обеспечить высокие темпы экономического роста. Подобные противоречия отмечаются между инфляцией и безработицей. Уменьшение инфляции может протекать в условиях роста безработицы. Однако наблюдается ситуация, когда одновременно растет безработица и усиливается инфляция.

До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому макроэкономика является категорией буржуазной политической экономии. Однако даже в таких условиях отдельные ученые исследовали макроэкономическую проблематику. Значительный вклад в разработку теории экономического роста — составной части макроэкономики — внесли Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, А. И. Анчишкин и др. Советские ученые и исследователи макроэкономической теории нерыночной экономики успешно использовали экономико-статистический аппарат производственной функции, широко применяли метод «затраты—выпуск», именуемый в нашей стране межотраслевым балансом народного хозяйства, сочетали балансовые методы с эконометрическими.

Попытку осуществить сравнительный анализ макроэкономики. плановой (нерыночной) и предпринимательской (рыночной) систем предпринял В. К. Фальцман.

Советская макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает периоде 30-х до 50-х годов. На этом этапе в макроэкономической науке наблюдалось полное господство взглядов, согласно которым высокие темпы экономического роста характерны исключительно для плановой системы. Второй этап — начало 60-х и первая половина 80-х годов - отмечался тем, что в этот период в нашей стране сформировались основы теории интенсификации и эффективности производства. Утвердилось суждение, что только на основе углубления интенсификации и повышения эффективности производства возможно ускорение экономического роста. Третий этап начался со второй половины 80-х годов. Он характеризуется тем, что была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой проблема экономического роста не может быть сведена лишь к ее количественной стороне.

Изучение макроэкономики в настоящее время исключительно актуально по многим причинам. Здесь выделим две из них.

Во-первых, явления макроэкономики имеют определяющее значение в успехах и неуспехах нации, страны. Во-вторых, нация может воздействовать на собственное экономическое положение посредством макроэкономической политики.

Литература

  1. В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2007. – 176 с.
  2. В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. Авторское право. Вводный курс. – М.: Университетская книга, 2007. – 256 с.
  3. В.Н. Хапенков, О.В. Сагинова, Ю.К. Пирогова, Д.В. Федюнин. Реклама в торговле. – М.: Академия, 2010. – 160 с.
  4. Е.В. Лупикова, Н.К. Пашук. Учет и аудит внешнеэкономической деятельности (+ электронный учебник). – М.: КноРус, 2009. – 256 с.
  5. Д.В. Жернаков, Е.К. Крылова, А.А. Олькова, О.В. Шихалева. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. – М.: Институт частного права, Проспект, 2012. – 312 с.
  6. В.В. Маскин, Т.К. Меркулова, А.А. Петренко. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
  7. Д.В. Жернаков, Е.К. Крылова, А.А. Олькова, О.В. Шихалева. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. – М.: Институт частного права, Проспект, 2010. – 312 с.
  8. В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. Авторское право. Вводный курс. – М.: Университетская книга, 2007. – 256 с.
  9. Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев. Математические методы в теории надежности. Основные характеристики надежности и их статистический анализ. – М.: Либроком, 2013. – 584 с.
  10. В.М. Калинин, С.Н. Попельнюхов, В.Н. Семенов, К.П. Грабовый, Е.А. Солнцев, Д.А. Капырин. Сервейинг и профессиональный девелопмент недвижимости. Теория, практика. В 3 частях. Часть 3. Эксплуатационный модуль сервейинга в системе территориально-пространственного развития муниципального образования. – М.: МГСУ, 2013. – 208 с.
  11. О.В. Беркова, М.К. Жудро, Е.И. Михайловский. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. Учебное пособие. – М.: Тетралит, 2014. – 240 с.
  12. В.С. Назаров, К.М. Дэвис, Н.Н. Сисигина. Анализ зарубежного опыта использования медицинских сберегательных счетов и возможности их применения в Российской Федерации. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. – 136 с.
  13. В.Д. Мельгунов, К.Д. Горохов. Основы горного права. Часть 1. Предмет, источники и принципы горного права России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 160 с.
  14. В.Д. Мельгунов, К.Д. Горохов. Основы горного права. Часть 1. Предмет, источники и принципы горного права России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 152 с.
  15. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 5-6 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
  16. Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев. Математические методы в теории надежности. Основные характеристики надежности и их статистический анализ. – М.: Либроком, 2017. – 584 с.
  17. Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. Основные характеристики надежности и их статистический анализ. – М.: Либроком, 2017. – 584 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблема формирования инвестиционного климата субъектов федерации
Инвестиционный менеджмент
Курсовая работа
31 стр.
Валютный контроль и валютное регулирование в РФ
Финансы и кредит
Диплом
133 стр.
Роль оффшорных зон в развитии российской экономики
Экономика
Диплом
99 стр.
Организация системы закупочной деятельности предприятия розничной торговли
Стратегическое управление предприятием
Диплом
117 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Антон, 19.02
Марина, спасибо огромное за помощь!!! защитился на 4