Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Механизмы социального партнерства. Коллективныетрудовые споры и конфликты, причины возникновения и способы разрешенияУправление персоналом
Тема 7. Механизмы социального партнерства. Коллективныетрудовые споры и конфликты, причины возникновения и способы разрешения.
1. Понятия коллективного трудового спора, конфликта (из материалов МОТ).
2. Правовая основа и порядок разрешения коллективных трудовых споров, конфликтов на российских предприятиях.
3. Забастовка наемных работников: ее организация и проведение, оценка социальных последствий (на конкретном примере).
4. О причинах возникновения коллективных трудовых споров, конфликтов и способы их разрешения (обобщение практики).
Литература:
1. Международная организация труда. Рекомендация № 92 "О добровольном примирении и арбитраже" //Как защитить интересы и права человека: Конвенция и рекомендации МОТ. - М.: АТ и СО, 1992.
2. Забастовки. Зарубежный и отечественный опыт. - М.: АТ и СО, 1998.
3. Витрянский В. Споры о приватизации. Как их решить? //Хозяйство и право. - 1994. - № 4.
4. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликта (юридическая конфликтология). - М., 1993. - Ч. 1.
5. Катарлицкий Б. Забастовки 90-х: Уроки прошлого, перспективы на будущее //Профсоюзы. - 1994. - № 11-12.
6. Науменко Е.Н. Что нужно знать, чтобы выиграть трудовой спор //Что нужно знать о социальном партнерстве. -М.: АТ и СО, 1994.
7. Семенов Е.С. США: правовой механизм участия профсоюзов в разрешении трудовых конфликтов//Что нужно знать о социальном партнерстве. -М.: АТ и СО, 1994.
Темы докладов и рефератов:
1. Международная организация труда (МОТ) о предмете коллективного трудового спора. Характеристика процесса трудового спора, его перехода в конфликт.
2. Организация проведения коллективных переговоров между предпринимателями и профсоюзами. Процедуры социального примирения.
3. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения: опыт эффективного социального партнерства.
4. Локауты и забастовки как результат обострения конфликтной ситуации.
5. Забастовка как одна из форм защиты интересов работников.
Методические рекомендации:
Поможет вам изучить эту проблему книга "Забастовки. Зарубежный и отечественный опыт". М.: АТиСО, 1998. Проработайте вопросы, перечисленные ниже.
МОТ о путях разрешения коллективных трудовых споров. О необходимости законодательных гарантий. Понятие трудового спора. Споры по интересам и споры о правах. О субъектах коллективного трудового спора и их полномочиях. Средства борьбы каждого субъекта за свои права и интересы. О регулировании спорных вопросов посредством коллективных соглашений, договоров. Об использовании примирительных процедур. О независимой экспертизе и посредниках. Активный поиск социальных компромиссов: роль государства. О взаимном контроле и ответственности сторон.
О российском опыте. Правовая основа разрешения коллективных трудовых споров. Порядок формирования требований коллектива, работников и профсоюзных организаций. Рассмотрение этих требований работодателем, примирительными комиссиями и трудовым арбитражем. Участие в разрешении коллективного трудового спора органов власти и управления.
Коллективные переговоры в условиях трудового спора. О процедуре принятия решения о забастовке. Организация частичного или полного прекращения работы. Ответственность участников забастовки.
О коллективных акциях протеста: опыт Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), других профобъединений. Забастовочное движение в России: о практике последних лет (инициаторы и их основные требования, социально-экономические и политические последствия забастовок).
Об участии судебных органов в разрешении коллективных трудовых споров, конфликтов: анализ тенденций. Роль профсоюзов в защите исков в суд. Ваша оценка этой новой функции профсоюзов.
Оценка действующего в России механизма разрешения коллективных трудовых споров. О задачах государства и его роли. Об отношении к установленному порядку со стороны предпринимательских структур и профсоюзных объединений. О недостатках в законодательстве. Другие факторы, затрудняющие разрешение коллективных трудовых споров. О путях совершенствования действующего механизма, с учетом опыта других стран.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Литература - Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. – М.: Владос, 2008. – 480 с.
- В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
- К.В. Султанов. Социальная философия Н. Я. Данилевского. Конфликт интерпретаций. – М.: Издательство СПбГТУ, 2001. – 248 с.
- А.И. Зубков. Геополитика и проблемы национальной безопасности России. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. – 234 с.
- К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Теория и практика. – М.: МИК, 2011. – 400 с.
- И.Ф. Дьяконов, А.А. Краснов. Ожирение и способы похудения. – М.: СпецЛит, 2014. – 48 с.
- В.А. Сафонов. Социальное партнерство. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
- В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. Социальная работа с детьми и подростками. Учебное пособие. – М.: Academia, 2015. – 256 с.
- Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. Социальная работа с семьей и детьми. Учебник. – М.: Academia, 2014. – 336 с.
- Светлана Захарова. Программа социального партнерства учреждений образования и предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
- Сергей Юрлов. Спортивные споры и их разрешение. Теория и практика. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 272 с.
- Акты высших судебных органов по делам по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением экономической деятельности. Части 1, 2 (комплект). – М.: Статут, 2016. – 1775 с.
- О.П. Иванова, И.С. Антонова, Г.Д. Антонов. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью. – М.: Инфра-М, 2016. – 260 с.
- Е.М.Осипов. Социальное партнерство и российский малый бизнес. Состояние и тенденции развития. – М.: Академический проект, 2018. – 236 с.
- С.О. Казаков. Основные формы социального партнерства в России и Германии. Сравнительно-правовой анализ. – М.: Проспект, 2017. – 288 с.
- О.М. Шевченко, С.И. Самыгин, В.В. Касьянов, А.Т. Латышева. Технологии социальной работы с семьей и детьми. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 250 с.
- Н.И. Малых. Статистика в 2-х томах. Том 2. Социально-экономическая статистика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 474 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|