Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Механизмы регулирования социального партнерства.Коллективные соглашения, договоры как инструмент регулирования отношений социального партнерстваУправление персоналом
Тема 6. Механизмы регулирования социального партнерства.Коллективные соглашения, договоры как инструмент регулирования отношений социального партнерства.
1. Структура и основное содержание коллективного договора (из рекомендаций МОТ).
2. Основные положения российского законодательства о коллективных соглашениях и договорах.
3. О российской практике заключения и выполнения коллективных соглашений: анализ тенденций (на примере отраслевых или региональных отношений).
4. Организация и проведение коллективных переговоров (на конкретном примере).
5. Характерные недостатки в коллективно-договорной работе российских предприятий, пути их преодоления.
Литература:
1. Международная организация труда. Конвенция № 154 "О содействии коллективным переговорам". Рекомендация № 163 "О содействии коллективным переговорам" //Как защитить интересы и права человека: Конвенции и рекомендации МОТ. - М.: АТ и СО, 1992.
2. Материалы по социальной защите населения для формирования "Программы развития Челябинской области на 1998-2005 годы". -Челябинск: Законодательное собрание Челябинской области,1997.
3. Комментарий к законодательству о коллективных договорах и соглашениях. - М.: Республика, 1993.
4. Международная организация труда (Устав МОТ): структура и принципы деятельности. - М. - БПА, 1994.
5. Социальное партнерство на предприятии //Приложение к газете "Солидарность". - 1995. - № 2.
6. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг. Российская газета.-1997.-12 марта.
7. Исаев А. Экономическая демократия. Современная идеология традиционных профсоюзов России. - М., 1997.
8. Гартман Н.А. Социальная защита населения//Информационно-аналитический бюллетень. -Челябинск: ГУСЗ, НЧО,1999.
9. Гартман Н.А. Система социальной защиты населения Челябинской области в 1990-е годы//Вестник Челябинского университета. Серия 8.-1999.-№ 2.
10. Гартман Н.А. Социальная политика в регионе: теория и практика (на материалах Челябинской обл.). - Челябинск,1994.
11. Киселев В.Н. Тарифное Соглашение в ФРГ //Труд и социальные отношения. - 1992. - № 4.
12. Лукьянова Г., Цысин Г. Коллективно-договорное регулирование; западный опыт и российские проблемы //МЭ и МО. - 1995. - № 10. - С. 67-76.
13. Власов А. Как разработать раздел по занятости коллективного договора //Профсоюзы и экономика. - 1995. - № 1.
14. Гаврилина А. Практика применения законодательства о занятости населения //Человек и труд. - 1995. - № 2.
15. Колесников Н. Социальное партнерство в сфере занятости //Человек и труд. - 1993. - № 3.
Темы докладов и рефератов:
1. Законодательство о коллективных договорах.
2. Место и функции переговорного процесса в системе социального партнерства.
3. Права и функции трехсторонней комиссии: анализ их работы.
4. Коллективные договора и соглашения как инструмент социального партнерства, механизм их заключения, система контроля за реализацией.
Методические советы:
Хотя в прежней системе и существовали коллективные договоры, соглашения (как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли), их содержание коренным образом отличалось от содержания подобных документов в странах с рыночной экономикой. Анализируя практику заключения коллективных договоров, соглашений, можно сделать несколько выводов: во-первых, отечественная практика разошлась с международными нормами и принципами согласительных процедур и методов регулирования трудовых отношений; во-вторых, коллективный договор, соглашение в "социалистическом варианте" представлял собой искусственный произвольно-распорядительный документ. Он был направлен на обслуживание производственного плана и не отвечал требованиям рыночной экономики; в-третьих, им был присущ формализм в организации, разработке, утверждении, выполнении. Круг рассматриваемых вопросов не мог быть изменен, он был регламентирован трудовым законодательством. И в подобной ситуации коллективные договоры нельзя было рассматривать как результат договоренности между двумя независимыми и обладающими свободой действий партнеров. В условиях демократизации трудовых отношений возникла необходимость преодолеть причины, мешающие развитию коллективно-договорной практики регулирования социально-трудовых отношений. Важную роль в регулировании взаимоотношений работодателей и работников сыграл Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях". Этот Закон разработан с учетом зарубежного опыта, содержит много нового, прогрессивного, способствует повышению роли профсоюзов на всех уровнях в представлении и защите интересов работников. По своей структуре и содержанию он соответствует международным стандартам, содержит положения о коллективных переговорах во всех отраслях экономики.
Мы не должны забывать о том, что коллективно-договорное регулирование трудовых отношений имеет длительную историю. Поэтому необходимо познакомиться с историей этого вопроса в России. Разберитесь с понятием "коллективный договор".
Нормы и обязательства. Требование баланса интересов сторон. Конкретность при максимальном учете реальных условий. Какова цель заключения коллективные договора?
Изучив основательно вопрос, обратите внимание, что коллективные договор является средством дополнительного регулирования взаимоотношений работодателей и работников. В условиях рыночных отношений государство ограничивает свое участие в этом регулировании определением минимальных социальных гарантий. Поэтому цель заключения коллективные договора - это достижение согласия между работодателем и работниками о том, насколько выше, чем предусмотрено законодательством, будут удовлетворяться социально-экономические интересы работников и их семей. Это документ о дополнительных льготах и гарантиях работникам, которые работодатель согласился им предоставить.
Почему коллективный договор называется правовым актом, если он заключается на добровольной основе?
Любой договор, заключенный и оформленный в соответствии с действующим законодательством, становится правовым актом, т.е. содержит в себе нормы, обязательные для соблюдения сторонами, его заключившими. Надлежащим образом оформленный договор становится юридическим документом и позволяет сторонам обращаться в судебные органы, чтобы призвать противоположную сторону к ответственности за нарушение условий договора.
Международная организация труда (МОТ) о роли коллективных соглашений, договоров в правовом регулировании отношений социального партнерства. Рекомендуемая структура коллективного соглашения, договора. Принципиальные отличия коллективных соглашений различного уровня. Соглашение на общенациональном уровне. Отраслевое соглашение. Соглашение на уровне региона (территории). Коллективный договор предприятия: основные цели и механизм их реализации.
Требования МОТ и организация переговорного процесса. Участники коллективных переговоров: их правовое положение и принципы деятельности. Содействие коллективным переговорам как обязанность работодателя. О российской трехсторонней комиссии: порядок образования, основные задачи и полномочия, результаты деятельности. Отраслевые и региональные трехсторонние комиссии: оценка их роли в регулировании отношений социального партнерства. Особенности работы двухсторонних комиссий. О практике консультаций и коллективных переговоров: анализ тенденций. О трудностях согласования решений. Порядок разрешения спорных ситуаций.
О процедуре заключения коллективных соглашений, договоров. Законодательные гарантии. Виды соглашений, их основное назначение и сферы действия. Представители сторон и характер их совместной работы. Опыт разработки и выполнения коллективных соглашений. Их фактическая роль в регулировании отношений социального партнерства. Факторы, затрудняющие деятельность сторон по заключению и выполнению соглашений. Оценка Генерального соглашения, его реального вклада.
Коллективные договоры на предприятиях различных форм собственности. Их структура и основное содержание.
Перечень важнейших вопросов, решаемых с помощью коллективного договора. Характерные подходы к регулированию вопросов оплаты труда, занятости, охраны труда. Российское законодательство о занятости, приоритетных направлений защитной деятельности профсоюзов в сфере занятости (на конкретных примерах). Анализ государственной политики занятости. Федеральная программа содействия занятости: основные положения. Значение региональных программ. Регулирование вопросов занятости в коллективных договорах. Закон РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". (Труд и время.1999.№ 5,6,7). Ваше отношение к этому документу. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (1996 г.). Обеспечение социальной защищенности работника. Защита интересов работодателя.
Организация и проведение коллективных переговоров между представителями сторон. О порядке образования и деятельности комиссии, ведущей переговоры.
О привлечении к ее работе экспертов и посредников. Роль примирительных процедур. Об арсенале средств "давления" на работодателя со стороны коллектива работников, его профсоюзных организаций.
Оценка современного уровня коллективно-договорной работы на российских предприятиях: анализ тенденций. Отношение работодателей к заключению и выполнению коллективных договоров. О силе воздействия на этот процесс профсоюзов. О действенности контроля за соблюдением норм и выполнением принятых обязательств. О реальной ответственности сторон. Основные недостатки российской коллективно-договорной практики и пути их преодоления. О возможности использования зарубежного опыта.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Литература - Гиту Орме. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: КСП+, 2003. – 272 с.
- Л.И. Шевченко. Регулирование отношений поставки. Теория и практика. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2002. – 294 с.
- Под редакцией К.Н. Гусова. Проблемы дифференции в правовом регулировании отношений в сфере труда и социалього обеспечения. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.
- Г.В. Анисимова. Социально-экономическое неравенство. Тенденции и механизмы регулирования. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 168 с.
- В.П. Талимончик. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена. – М.: Юридический центр, 2011. – 384 с.
- С.М. Шахрай. О Конституции. Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. – М.: Наука, 2013. – 936 с.
- Б.Н. Теребиленко, А.М. Калиманов. Целевые программы как инструмент реформирования телекоммуникационных компаний. – М.: Экономика, 2014. – 144 с.
- Алексей Лобанов. Механизмы регулирования банковских рисков в переходной экономике. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 284 с.
- Светлана Данилина. Диверсификация как инструмент для туристского рынка. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 148 с.
- Артём Сергеевич Дудкин. Социальная помощь как форма общественных отношений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 152 с.
- Ю.В. Рогова. Договор как средство обеспечения стабильности гражданского оборота. – М.: Статут, 2015. – 144 с.
- В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Д.А. Толстой, А.О. Куимов. Региональные технологические платформы как инструмент инновационного развития территории. – М.: Инфра-М, Сибирский федеральный университет СФУ, 2016. – 344 с.
- Александр Безгодов. Планетарная рента как инструмент решения глобальных проблем. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.
- Владимир Харитонов, Иван Засурский. Информационная сверхпроводимость. Авторское право как инструмент развития. – М.: Кабинетный ученый, 2017. – 118 с.
- Н.М. Волкова. Образовательно-производственный комплекс. механизм государственно-частного партнерства. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 148 с.
- Д.Е. Фесенко. Архитектура как инструмент конструирования будущего. От архитектурной истории XX--XXI веков до новой урбанистической политики. – М.: Либроком, 2018. – 400 с.
- Н.М. Волкова. Образовательно-производственный комплекс. Механизм государственно-частного партнерства. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 148 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|