Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Предпосылки формирования региональной системы управления социальной сферойЭкономика регионов
Управление социальной сферой, и по действующему законодательству, и по складывающейся практике, во все большей степени становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. Не затрагивая анализ причин, вызывающих такое распределение функций, в целом можно говорить об указанной тенденции как преобладающей в большинстве развитых государств с федеративным устройством.
Возрастание объемов работ и сложности задач управления социальной сферой региона порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона.
На сегодняшний день выполнение функций социального регулирования на уровне краев и областей осуществляется в основном территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
И хотя по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации эти отраслевые территориальные управления выполняют решения региональных органов власти и управления, налицо определенная коллизия, возникающая в случае, когда интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.
Наличие такой схемы управления социальной сферой несомненно связано с исторической традицией построения всей системы государственного управления, присущей унитарному государству. И в этом отношении существующая система управления социальной сферой мало чем отличается от той, которая существовала ранее.
В современных условиях, когда ответственность региональных органов власти за решение проблем социального свойства неизмеримо возросла, а необходимое для этого ресурсное обеспечение минимально, неизбежно возникает вопрос о разработке индивидуальной для каждого региона долгосрочной программы развития социальной сферы, максимально учитывающей своеобразие социально-экономических условий, складывающихся на данной территории, и позволяющей наиболее эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал региона. Об актуальности подобной постановки вопроса говорит хотя бы тот факт, что главным источником финансирования развития социальной сферы все чаще становятся местные бюджеты и средства предприятий и населения.
В силу того, что территориальные управления федеральных министерств планируют свою деятельность на основе унифицированных в рамках своих отраслей норм и процедур, разработка оригинальных региональных программ, нацеленных на наиболее полный учет специфических особенностей данной территории силами самих управлений крайне затруднительна, если вообще возможна. Поэтому постановка стратегических целей и формирование долгосрочных региональных социальных программ должна осуществляться, прежде всего, силами органов власти и управления самого региона. При этом региональные цели и программы должны согласовываться с перспективными задачами общефедерального значения.
Реализация самостоятельной стратегии развития социальной сферы региона предполагает наличие не только долгосрочных программ этого развития, но и целостной региональной системы управления социальной сферой, действующей достаточно автономно на основе собственного цикла управления.
Возможно, данная постановка вопроса выглядит сегодня достаточно смелой, но общая логика перехода от унитарного государственного устройства к федеральным формам взаимоотношений различных уровней государственного управления, заложенным в Конституции нашей страны, и фактически наблюдаемое на практике перераспределение функций между уровнями управления дает основание для более детального обсуждения проблемы формирования самостоятельной системы управления социальной сферой региона.
Описание предмета: «Экономика регионов»К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической
теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в
целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.
Изучение экономики региона невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах
страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и
предпосылками их удовлетворения[8]. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального
воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений. При этом необходимо учитывать, что
постоянный рост потребности в ресурсах предопределяет соответствующее изменение их структуры и качественных
параметров, что, в свою очередь, может вызвать сдвиги как в структурной практике региональной экономики, так и
в межрегиональных производственно-экономических связях. В то же время вследствие открытого характера экономики
региона повышаются требования к качественным показателям межрегионального обмена и производственно-технического
взаимодействия.
Успех разрешения противоречия между потребностью в ресурсах воспроизводства и возможностью их удовлетворения
зависит от уровня развития производства, с одной стороны, и от зрелости рыночных отношений с другой. На первый
взгляд отношения спроса и предложения складываются между отдельными субъектами отношений, однако в
действительности они находятся под воздействием важнейших пропорций, обеспечивающих комплексное развитие
хозяйства и адекватный социальный механизм, гарантирующий определенный уровень жизни населения и разрешение
противоречий между рыночными отношениями и социальными интересами. Таким образом, экономика региона должна
строиться прежде всего на политэкономическом осмыслении макроэкономических процессов при развитых рыночных
отношениях.
Особое место в исследованиях экономики региона занимает экономическая география и регионолистика, которая
изучает региональные факторы и условия формирования рынка.
Здесь можно выделить несколько направлений исследований, которые очень важны для понимания сути экономики
региона.
Исследование географии производства и потребления и оценка сложившихся и вероятных в перспективе схем
торгово-экономических связей. В этой плоскости экономическая география дает много полезного для изучения
влияния различных факторов, и межотраслевые и межоперационные связи на характер размещения отдельных отраслей.
Наличие накопленных знаний позволяет исследователям в области региональной экономики не тратить время и
средства для поиск первичной информации, а отталкиваться от уже достигнутого, интерпретируя полученные
экономико-географические характеристики.
Другое направление - исследования в области рыночной структурной политики, ибо знание ее принципов позволяет
понять особенности производственного и непроизводственного потребления, функционирования региональных рынков
различного типа. Так, например, структурная политика в области форм собственности создает условия для их
конкуренции, что является важнейшим фактором производства товаров, улучшения их качества и насыщения рынка
региона. Структурная политика, касающаяся социально-экономического потенциала, влияет на формирование рынка
недвижимого имущества, капитала, на структуру привлекаемых инвестиций, что в современных рыночных отношениях
открывает путь к приватизации и вовлечению в рыночный оборот элементов социально-экономического потенциала
региона.
Третье направление связано с комплексным рассмотрением влияния природно-климатических и ресурсных условий на
развитие и размещение производительных сил и их пространственную организацию. Эти знания необходимы для
определения потенциальных партнеров на рынках сырьевых ресурсов при построении возможных схем межрегионального
обмена в целях формирования стабильных баз обеспечения технологических межрегиональных цепочек комплексной
переработки этих ресурсов. Что касается информации о природно-климатических условиях, то она может быть
использования для определения характера их влияния на объем, структуру и предъявляемые требования к качеству
товаров и услуг.
Региональная экономика в значительной степени базируется на результатах демографических исследований, без
знания которых невозможно прогнозирование развития и функционирования потребительского рынка: емкость рынка и
товарную структуру можно определить лишь исходя из абсолютной численности и структуры населения, так как каждая
его группа предъявляет свои требования к объему и ассортименту товаров и услуг. Другой аспект этих исследований
связан с распределением населения по территории региона. Знание таких факторов, как людность населенных
пунктов, коэффициент близости между ними, отдаленность населенных пунктов от главных транспортных путей,
регулярность и надежность транспортного сообщения между населенными пунктами, позволяет обосновать схемы
рыночного «тяготения» населения, разработать единую комплексную схему размещения как оптовых, так и розничных
предприятий.
Экономика региона затрагивает области и других наук о регионе: экономические аспекты региональной демографии,
социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии,
биологии, экологии и т.д.
В целом место экономики региона в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной
стороны, экономика региона входит в систему наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика
принадлежит системе экономических наук. Особенность определения места региональной экономики в системе
экономических наук заключается в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и
собственный объект изучения, она занимается еще и региональными аспектами экономической жизни. Поэтому ее
«побеги» проникают в почву других областей экономической науки.
В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных
центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого
ядра научных знаний. Экономика региона может стать третьим полюсом[9].
Литература - М.В. Сухарев. Эволюциооное управление социально-экономическими системами. – М.: Институт леса КарНЦ РАН, 2008. – 258 с.
- К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.
- А.В. Решетников. Процессное управление в социальной сфере. Руководство. – М.: Медицина, 2001. – 504 с.
- В.Г. Гречихин, П.В. Агапов. Управление социальными коммуникациями. – М.: Канон +, Реабилитация, 2009. – 320 с.
- Professional English: Social Welfare: In Two Parts: Part 1 / Профессиональный английский. Социальная сфера. В 2 частях. Часть 1. – М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 70 с.
- Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере). – М.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 552 с.
- Т.В. Кравцова. Модернизация института социальной ответственности. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 196 с.
- К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление персоналом. Теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2014. – 64 с.
- Марианна Санталова, Денис Петров und Евгений Родионов. Развитие Управления Социально-экономическими Системами в Образовании. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 240 с.
- Г.Безродная und С.Колпаков. Управление развитием социальных объектов на примере медицинского вуза. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 344 с.
- Назим Эмиров. Современные аспекты управления социальным комплексом России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 352 с.
- Динара Сихимбаева, Муратбай Сихимбаев und Асель Султан. Развитие управления человеческими ресурсами в социальной сфере. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 140 с.
- Анна Поникарова und Максим Александрович Зотов. Реинжиниринг системы управления промышленными рисками. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 124 с.
- Нина Ладнушкина. Федерально-региональная система контроля и надзора в сфере образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 188 с.
- Татьяна Щенникова. Развитие системы управления в сфере услуг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 336 с.
- О.В. Кожевина, Р.Т. Адарина, А.А. Тонжеракова. Экономическое программирование развития региональной системы профессионального образования как инструмент стратегического управления социальной сферой территории. – М.: Русайнс, 2016. – 146 с.
- Н.Д. Эмиров, А.Е. Эмирова. Системная модель инновационного управления социальной сферой. – М.: Проспект, 2016. – 144 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|