Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления Региональное правотворчество
Назад
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления
Вступление. В настоящее время, на законодательном уровне не закреплен механизм взаимодействия органов юстиции с органами местного самоуправления на предмет выявления соответствия местных актов Конституции РФ и федеральному законодательству. Поэтому сотрудничество в этом направлении осуществляется исключительно на добровольной основе со стороны органов местного самоуправления, расположенных на территории Волгоградской области. На сегодняшний день у Управления юстиции сложились хорошие, деловые взаимоотношения с органами местного самоуправления города Волгограда (Волгоградский городской Совет народных депутатов и администрация города Волгограда). Так, только в 2001 году специалистами Управления юстиции было проведено 28 юридических экспертиз проектов нормативных актов органов местного самоуправления города Волгограда.
В связи с вышеизложенным, хотелось бы отметить, что анализ нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на территории Волгоградской области в целях выявления наиболее распространенных противоречий федеральному законодательству осложняется тем, что на сегодняшний день основной массив проектов нормативных актов и нормативных актов, подвергнутых анализу - это акты органов местного самоуправления лишь нескольких муниципальных образований, которые по собственной инициативе обратились в органы юстиции с целью выявить возможные противоречия местных актов федеральным нормам, тогда как акты органов местного самоуправления остальных муниципальных образований (и их к сожалению большинство) представлены в единичном количестве или отсутствуют вообще.
&1 Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в настоящее время закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 года. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Это конституционная норма взята за основу при установлении федеральным законодателем общих принципов организации местного самоуправления на территории РФ. Так, статьей 19 Федерального закона от 28.08.95г. предусматривается, что «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления , полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ».
Но к сожалению, приходится констатировать тот факт, что действующий на территории Волгоградской области закон «Об организации местного самоуправления в Волгоградской области» от 20.02.1995 года, не уделяет должного внимания данным вопросам, рассматривая их весьма поверхностно и не давая однозначного ответа - какие правовые акты имеют право издавать органы местного самоуправления, каков порядок их принятия и вступления в силу и т.д.
Сложившаяся правовая ситуация дает органам местного самоуправления полную свободу в решении вышеописанных вопросов путем включения в уставы муниципальных образований нормы о правовых актах действующих на территории данного муниципального образования с учетом исторических традиций, сложившейся практики и т.д.
Таким образом, на территории Волгоградской области каждое муниципальное образование самостоятельно определяет каким правовым актом будет урегулирован тот или иной вопрос, относящийся к вопросам местного значения.
&2 По результатам, проведенных в 2001 году Управлением юстиции юридических экспертиз правовых актов муниципальных органов на территории Волгоградской области можно выделить наиболее часто встречающиеся при подготовке и принятии нормативных актов нарушений норм действующего федерального законодательства. К таковым можно отнести:
1) Когда проект нормативного акта или нормативный акт противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству концептуально ( проект постановления администрации г. Волгограда «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста, инвалидам муниципальными учреждениями и районными управлениями социальной защиты населения»).
А) О нарушениях такого рода можно говорить, когда на местном уровне пытаются регулировать, например, вопросы, относящиеся согласно статье 71 Конституции РФ к исключительной компетенции Российской Федерации - это сфера гражданского законодательства или вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности ( проект Порядка управления и распоряжения интеллектуальной собственностью Волгограда) и другие вопросы.
Б) Другим вариантом нарушений данной группы является попытка местных органов законодательно закрепить вопросы, отнесенные статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это например вопросы установления общих принципов организации местного самоуправления, вопросы социальной защиты, включая социальной обеспечение ( постановление администрации Дубовского района Волгоградской области от 26.02.01 г. «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы» ) и другие.
2) Когда проект нормативного акта разрабатывается, а нормативный акт принимается в пределах полномочий предоставленных органам местного самоуправления действующим законодательством, но некоторые положения рассматриваемого акта противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. В этом случае можно говорить о противоречии правого акта в части ( постановление администрации Суровикинского района Волгоградской области от 31.05.2001 года №320 «Об утверждении Положения о резервном фонде администрации Суровикинского района» ).
&3 В настоящее время остаются не урегулированными проблемы разграничения полномочий при решении вопросов местного значения. Поэтому, сегодня, необходимо закрепить конкретные полномочия органов власти, а также ресурсное обеспечение для решения вопросов местного значения, иначе они могут так и остаться общими предметами ведения.
Возможное решение данной проблемы видится в принятии федеральных законов о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, а также о порядке наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления.
Анализируя нормотворческую деятельность органов местного самоуправления на территории Волгоградской области и причины , влияющие на принятие местными законодателями правовых актов, противоречащих действующему законодательству нельзя не уделить внимания такому вопросу как ответственность органов местного самоуправления за принятие актов, вступающих в противоречие с федеральными нормами, а также осуществление государственного контроля за законностью правовых актов этих органов.
Во-первых Федеральный закон от 04.08.2000 года № 107-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам ответственности органов местного самоуправления перед государством вместо усиления такой ответственности (к чему изначально и был призван), достиг совершенно противоположной цели - практически полностью ликвидировал возможность ответственности органов местного самоуправления перед государством.
Во- вторых В настоящее время государственный контроль за законностью принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов заключается только в применении мер ответственности. Но для эффективности обеспечения единства правового пространства в Российской Федерации, как одной из задач, поставленной Президентом РФ перед правоохранительными органами, необходим отлаженный механизм выявления противоречащих законодательству актов и принятия мер по их отмене или изменению.
Сегодня государственный контроль за законностью местного правотворчества возложен в основном на органы прокуратуры, которые в силу закона наделены всей полнотой полномочий по устранению выявленных в ходе подготовки и принятия правовых актах местного сообщества противоречий. Кроме этого, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов» статьей 21 наделил органы исполнительной власти субъектов РФ - администрацию Волгоградской области - правом осуществлять административный контроль за законностью местного правотворчества, направлять в органы местного самоуправления соответствующие предложения и обращаться в суд.
Как мы видим, органы юстиции не входят в систему органов, осуществляющих государственный контроль за законностью актов органов местного самоуправления , что на мой взгляд является упущением федерального законодателя и что в свою очередь требует скорейшей коррекции федеральных норм с целью наделения территориальных органов юстиции правом государственной регистрации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, проведения их юридической экспертизы, а также, в случае выявления противоречивости норм правовых актов органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству правом принесения представлений и обращения в суд.
Главный специалист отдела по
обеспечению конституционной законности
и единства правового пространства РФ
Советник юстиции III класса Н.Г.Белова
Описание предмета: «Региональное правотворчество»Региональное правотворчество - совокупность правовых норм регулирующих, деятельность регионов по руководству
обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в
виде общеобязательных правил - правовых норм.
Литература - Н.В. Ралдугин. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. – М.: Издательство МГУ, 2001. – 80 с.
- В.Ю. Варламов, К.Д. Гасников. Комментарий к Федеральному Закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного управления". – М.: Деловой двор, 2012. – 136 с.
- Р.К. Надеев. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе. – М.: МГУ, 2005. – 80 с.
- Т.Н. Москалькова, В.В. Черников. Нормотворчество. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2015. – 448 с.
- Т.Н. Москалькова, В.В. Черников. Нормотворчество. – М.: Проспект, 2014. – 448 с.
- Татьяна Москалькова,Валерий Черников. Нормотворчество. – М.: Проспект, 2018. – 448 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|