Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Содержание финансового контроля

Финансы

1. Введение

Цели, задачи и содержание контроля в каждом государстве определяются политической системой и экономическим строем общества. Основная политическая и экономическая направленность контроля состоит в необходимости обеспечить соблюдение установленных законами взаимоотношений между производителями, потребителями, государственными структурами управления экономикой и социальной сферой, федеральным, республиканскими и местными бюджетами.

Взаимоотношения эти проявляются в достижении рационального использования народнохозяйственных ресурсов и национального дохода, систематическом повышении эффективности производства, справедливом распределении материальных благ, а также в необходимости своевременного предупреждения, выявления и искоренения различного рода негативных явлений в обществе.

2.Содержание финансового контроля.

Контроль - неотъемлемая часть деятельности государственных и коммерческих структур по управлению экономикой в условиях рынка и обеспечению нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов.

Осуществляя контрольные функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что способствует повышению ответственности перед народом органов законодательной и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата.

При помощи контроля администрация каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры добиваются более экономичного и рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли.

Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает современность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Контроль стоит на страже законности, социальной справедливости.

Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Важнейшие принципы контроля, которые закладываются в основу организации и практического осуществления контрольной деятельности и в значительной мере характеризуют его сущность.

Демократичность контроля и его независимость выражается в равенстве прав сторон (контролирующей и контролируемой) в обосновании оценки качества работы, в доказательности или опровержении факторов нарушения законодательства.

Контролирующая сторона вправе обязать проверяемого устранить нарушение, а последний обязан выполнить такое требование. В остальных случаях проверяющий может посоветовать, проконсультировать, порекомендовать принять то или иное решение, а право принимать или не принимать это решение остается за проверяемой стороной.

Демократичность контроля проявляется и в том, что результаты контрольных проверок считаются достоверными только в тех случаях, если они проводились в присутствии лиц, ответственных за данный участок работы, и если документы о результатах проверки ими подписаны.

Независимость контроля - один из самых важных принципов, обеспечивающий его высокую эффективность и действенность. Данный принцип позволяет исключать возможность отрицательного влияния на контролеров с целью сокрытия или приуменьшения ими значения негативных факторов в оценке качества работы и законности действий.

Независимость обычно присуща контрольным органам, которые действуют от имени законодательной и исполнительной власти, внешнему аудиту, а также в определенной мере контрольно-ревизионному аппарату финансовой и банковской систем.

При осуществлении контрольных и иных функций независимыми должны быть правоохранительные органы (прокуратура, арбитражные суды, органы по борьбе с экономической преступностью в составе МВД).

Следующие принципы контроля всеобщности и универсальности, хотя они характерны для всех разновидностей финансового контроля, но особенно они прослеживаются в деятельности Государственной налоговой службы.

Как известно, работники Государственной налоговой службы охватывают проверками все государственные и коммерческие предприятия, общественные организации и отдельных лиц, которые имеют доходы и обязаны уплачивать налоги. Таким образом, принцип всеобщности контроля означает, что ни одна сфера деятельности, ни одно предприятие, организация, учреждение, банк, товарищество, кооператив и т.д. не могут осуществлять свою деятельность вне контроля.

Универсальность означает применение в контрольной деятельности однотипных, универсальных форм и методов, а также и то, что в процессе организации и проведение ревизий и проверок используются единые подходы и предъявляются универсальные требования по отношению ко всем подконтрольным объектам.

Принцип гласности контроля играет важную роль для объективности оценки и принятия правильных решений по результатам контрольно-ревизионной работы. Гласность помогает добиваться проведения конкретных мероприятий по устранению недостатков и улучшению деятельности предприятий, сделать контроль достаточно эффективным и действенным.

Для характеристики контроля как социального явления наряду с принципами следует использовать и такие понятия, как его качественные отличительные черты (признаки). К ним обычно относятся: принципиальность и объективность контроля, его оперативность, эффективность и действенность

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского, бюджетного, налогового учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики на определенный период развития как отдельной среды деятельности, так и всего государства.

Все признаки контроля могут быть характерны для него лишь тогда, когда практическая работа в данной области организуется и проводится с учетом упомянутых выше основополагающих принципов.

В процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений решаются следующие основные задачи:

-проверяется выполнение и соблюдение положений, содержащихся в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях и распоряжениях правительства, решения других органов государственной власти;

-осуществляется наблюдение за результатами производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных видов собственности, выполнением ими договоров на поставки и услуги, государственных заказов;

-в установленном законодательством порядке ревизуется финансово-хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций, проводятся аудиторские проверки, проверки доверенности данных о доходах и правильности уплаты налогов, ревизуется работа финансовых органов;

-определяются законность и целесообразность операций по расходованию денежных средств и материальных ценностей, анализируется использование основных средств, ресурсов, финансовое положение, оцениваются результаты и качество работы, в том числе постановка учета и внутрихозяйственного контроля;

-контролируется исполнение бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, краев, областей, городов, районов, а также расходование средств на выполнение государственных программ развития отдельных отраслей экономики;

-ведется борьба с экономическими преступлениями и принимаются меры по обеспечению сохранности государственной, общественной и частной собственности, принадлежащей государству, предприятиям, организациям, коммерческим структурам и отдельным гражданам;

-изучается и обобщается положительный опыт работы с целью его использование для более эффективного ведения хозяйства; принимаются меры по устранению выявленных нарушений, недостатков в работе и других негативных явлений, а также причин, их порождающих.

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

-Ведомство главного ревизора-аудитора (Счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;

-Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

-Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

-Негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

-Службы внутреннего контроля, основная задача которых - поиск путей снижения издержек и максимализации прибыли.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции.

Возник аудиторский контроль.

Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России. Если в условиях планово-распредительной системы преобладал государственный финансовый контроль со стороны государственных органов власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике.

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

2. Классификация финансового контроля.

При изучении контроля вообще, и финансового контроля в частности, его следует классифицировать по видам и разновидностям. Это дает возможность проследить и уяснить, в каких конкретно формах и в использовании каких методов проявляется контрольная деятельность.

Классификация контроля по видам помогает правильно определять и рассматривать основные направления и общие подходы при выявлении характера конкретной деятельности, облегчает уяснение и постановку задач и выбор более эффективных форм и методов контроля в отношении различных отраслей финансово-хозяйственной деятельности и даже отдельных типов операций с денежными средствами и материальными ценностями.

По характеру субъектов контроля различают:

1) внутренний;

2) внешний.

Первый приводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй - государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными инстанциями, аудиторскими службами, банками.

По мере укрепления рыночной экономики значение внешнего контроля уменьшается, благодаря расширению экономической свободы.

По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различаются полный и частичный контроль, когда по единой тематической программе проверяется ряд предприятий или организаций по признаку их однотипности или взаимной связи.

По методу проверки документов различаются сплошные и выборочные проверки. Выборочность может осуществляться в двух формах: либо охватываются проверкой все документы в отдельные месяцы в пределах года, либо - часть документов в пределах каждого месяца. Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые операции, в частности денежные операции (кассовые, банковские) и др. Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.

По организационному признаку, т.е. в зависимости от того, какими группами органов выполняется контрольная деятельность, контроль подразделяется на три вида: государственный, общественный и аудиторский.

Государственный контроль - это контрольная деятельность органов законодательной и исполнительной властей и создаваемых ими для выполнения этих функций контрольных и правоохранительных органов, а также управленческих структур государственной безопасности.

Данный контроль в первую очередь направлен на проверку выполнения законов, указов, постановлений и распоряжений правительственных органов, реализации государственных программ развития экономики, исполнения бюджетов, а также деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций. Он в значительной мере касается работы предприятий, организаций и учреждений других видов собственности (налоговый контроль, таможенный и валютный контроль).

Наряду с предприятиями производственной сферы финансово-хозяйственную деятельность в нашем государстве осуществляют различного рода общественные организации, в том числе профсоюзы, партии, фонды, добровольные общества. В необходимых случаях они также контролируются государством, но для проведения ревизий и проверок этих организаций в их составе есть общественный контроль - контрольные органы и выборные ревизионные комиссии, результаты работы которых обычно обсуждаются на собраниях трудовых коллективов общественных организаций.

Во многих зарубежных странах и в России есть аудиторский контроль, который в основном касается коммерческого сектора экономики - акционерных обществ, совместных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, малых предприятий, кооперативов и т.п.

Аудиторский контроль независим от органов государственного управления и от тех предприятий и организаций, деятельность которых проверяют аудиторы. Свои взаимоотношения с клиентами они строят на коммерческой основе.

По отраслевому признаку, т.е. в зависимости от того, в каких сферах хозяйства осуществляется контроль, его принято подразделять на финансовый, хозяйственный и специальный.

Выделение в качестве самостоятельного вида Финансового контроля обусловлено широким развитием в экономике России товарно-денежных отношений, функционированием финансовой, бюджетной и налоговой систем, денежного обращения, кредита. В данных условиях управление со стороны государства всеми этими системами, их экономическими формами, категориями и атрибутами не может быть обеспечено без четкого и строго финансового контроля.

Самостоятельное существование как вид имеет хозяйственный контроль со стороны управляющих структур в экономике за состоянием производственной и хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе за эффективным использованием ими основных фондов, материальных ресурсов, выполнением условий договоров, а также многих других участков их работы.

Контроль за различными видами специальной деятельности в масштабе государства выполняется рядом государственных специализированных инспекций и служб, которые чаще всего находятся в составе министерств и государственных комитетов (Госгортехнадзор, архитектурный, пожарный надзор, контроль за качеством продукции и соблюдением стандартов, торговая инспекция и многие другие разновидности специализированного контроля). Их принято объединять понятием специального контроля.

По времени проведения финансового контроля он подразделяется на:

1) предварительный;

2) текущий;

3) последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Здесь контролируется правильность и обоснованность разработки федерального, республиканских и местных бюджетов, государственные программы развития экономической и социальной сфер либо их приоритетных отраслей, проверяется достоверность смет, других плановых документов и расчетов, проектов решений, а также документов, в соответствии с которыми операции пока еще не совершались. Предварительный финансовый контроль также необходимо осуществлять и на стадии разработки и приема законов и др. нормативных актов по финансовым вопросам. Для этого нужна квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого решения. При этом предварительный контроль на основе глубокого анализа и просчетов финансовых результатов обеспечивает объективность оценки целесообразности принимаемых решений.

Он должен предшествовать расходованию финансовых ресурсов и принятию каких-либо решений по финансовым (и не только финансовым) вопросам. Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений, обеспечивающих наряду с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов оптимальную сбалансированность стоимостных и натурально-вещественных пропорций и показателей экономического и социального развития общества.

Два альтернативных вида контроля целесообразно выделять по признаку того, как организуется контрольная деятельность. Если она организуется и проводится в процессе текущей работы при совершенствовании операций с материальными ценностями и динамичными средствами (заготовка, транспортировка, приемка и выдача, проверка документов, операционная деятельность банков и т.п.), то такой контроль называют текущим или оперативным. Он осуществляется финансовыми органами и состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, т.е. соблюдения финансовых норм и нормативов и, прежде всего, соблюдения установленных показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Этот вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования финансовых ресурсов во всех структурах общественного воспроизводства. Контрольные действия, которые осуществляются не в порядке выполнения повседневных должностных обязанностей операционистами банков и работниками бухгалтерий, а периодически, в заранее установленные сроки (например, проведение ревизий, инвентаризаций), подходят под понятие периодического или эпизодического контроля.

Проверка же выполнения требований законов, указов, постановлений и распоряжений правительства, решений и нормативных актов министерств и ведомств, реализации государственных программ развития экономики, исполнения бюджетов, смет, планов, а также законности использования денежных средств и материальных ресурсов осуществляется в порядке последующего контроля. Он обычно проводится либо по наступлению отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности. Последующий финансовый контроль - база для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы и применения конкретных финансовых норм и нормативов.

Все названные виды финансового контроля проводятся и непосредственно финансовыми работниками структур, осуществляющих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, и владельцами капитала. Значение и роль их не изменяются, но сфера контроля ограничивается своим предприятием, учреждением, организацией, фирмой. Здесь акцент делается не на проверку соблюдения государственных финансовых дисциплин (хотя и этот участок работы является важным), а на оборот финансовых средств, его эффективность и отражение в учебе и отчетности.

Говоря о предварительном и последующем контроле, необходимо иметь в виду, что, как правило, ими занимаются одни и те же органы, но их ревизорский состав для проведения конкретных форм предварительного контроля обычно не привлекается. Основная задача ревизоров - проведение последующего контроля, точнее - ревизий и проверок.

Каждый из указанных видов контроля имеет одновременно свои преимущества и некоторые теневые стороны, которые нужно учитывать в ходе практического осуществления контрольной деятельности.

Важное преимущество предварительного контроля состоит в его возможностях предупреждать незаконные и нецелесообразные затраты в процессе выяснения обоснованности проверяемых документов. Естественно, что обстоятельной предварительной проверкой бюджетов и смет можно предупредить завышение потребностей в затратах и выявить резервные возможности поступлений доходов.

Негативная сторона данного вида контроля заключается в том, что по его результатам можно лишь частично оценивать качество и результаты деятельности и трудно определить, насколько законны совершенные операции по расходованию денег и материальных ценностей, так как оправдательные документы при этом не проверяются. Даже после самой доброкачественной проверки необходим последующий контроль. Следовательно, предварительный контроль не может гарантировать того, что в процессе расходования денежных средств на основании предварительно проверенных смет и расчетов не будет совершено нарушений и злоупотреблений.

Законность и целесообразность затрат можно установить лишь по результатам последующего контроля, когда у проверяющего есть возможность обстоятельной проверки на месте их совершения с учетом конкретных условий, объемов и качества оплаченных работ.

В процессе последующего контроля представляется возможность оценивать законность операций с денежными средствами и материальным ценностями на основе результатов обследования работы, общения с непосредственными исполнителями операций, проведения контрольных проверок и инвентаризаций, встречных сверок документов и данных в других организациях и службах предприятия.

Наряду с положительным значением последующего контроля в оценке законности операций и качества работы нельзя не упомянуть о его недостатке, который заключается в том, что такая оценка обычно делается после того, как деньги и материальные ценности давно израсходованы. По этой причине не всегда удается определить обоснованность (а в некоторых случаях и законность) производственных затрат, возникают затруднения в принятии необходимых решений по выявленным нарушениям и уменьшаются возможности полного возмещения причиненного незаконными действиями материального ущерба. Значительные суммы выявленного последущем контролем материального ущерба остаются невзысканными и списываются на убытки.

Таким образом, как предварительный, так и последующий контроль имеют свои преимущества и отдельные теневые стороны, которые нужно учитывать в ходе осуществления контрольной деятельности. Чтобы уменьшить последствия таких негативных моментов, следует правильно сочетать возможности обоих видов контроля, умело применять выработанные практикой и находить новые методы контрольно-ревизионной работы.

Выбор формы и сроков должен зависеть от самостоятельных решений субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (периодичности мероприятий), а на оценке деятельности и отчетной информации объекта контроля.

Практическое осуществление форм финансово-экономического контроля, исходя из особенностей их содержания, а также характера объекта и предмета контроля, проводится с использованием нескольких основных методов, при этом под методами контроля понимается "конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций.

Эти способы взаимодействуют между собой:

I группа методов - обследование и документальная проверка- обычно связана с работой ревизора по проверке оправдательных документов и записей в учетных регистрах.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролера (ревизора) с хозяйством и фактами его деятельности, в наблюдении объектов контроля и фиксировании результатов, в опросе должностных лиц, осмотре мест хранения и в личной проверке ценностей. В процессе обследования могут проводиться контрольные замеры работ, контрольные взвешивания, проверка скрытых строительно-монтажных работ и др.

Документальная проверка - изучение всех способов и результатов хозяйственной деятельности, представленных в виде документов и других носителей информации, бухгалтерских записей и отчетов. Ей предшествует анализ, объектами которого являются показатели хозяйственной деятельности: выпуск продукции, ее себестоимость, реализация, прибыль, непроизводственные расходы, дебиторская задолженность и т.д. Анализ этих показателей определяется конкретные пути документальной проверки, указывает те обстоятельства и процессы, по которым следует обращаться к документам.

По данным анализа, например, устанавливают, что в отчетный период выросли непроизводительные расходы, недостачам материалов и другие потери. Обращаясь к соответствующим документам, выясняют персональную ответственность конкретных лиц за эти потери и вызвавшие их обстоятельства.

Моменты хозяйственного неблагополучия, обнаруженные в результате обследования и анализа, должны быть документально расшифрованы, а в нужных случаях проверены инвентаризацией.

Важную роль здесь играют жалобы и заявления, с которыми приходится сталкиваться ревизору. Если имеются жалобы, не подтвержденные документально, то разбирать их не ревизору, а следователю.

В эту группу входят:

-изучение каждой совершенной операции по существу с целью установления ее законности и целесообразности;

-определение достоверности и правильности оформления документов;

-сличение (сопоставление) документов с записями финансовых и хозяйственных операций в учетных регистрах;

-логическая оценка сведений, содержащихся в документах;

-встречная (взаимная) проверка данных, которые содержатся в документе, с соответствующими данными, имеющимися в других службах и сторонних организациях.

II группа - методы, использующие при проведении инвентаризации и контрольных проверок. К ним относятся:

-проверка наличия денег, других ценных бумаг, бланков строгого учета и материальных ценностей путем прямого их пересчета, а материальных ценностей, кроме того, путем взвешивания и замера;

-контрольные обмеры объемов выполненных строительно-монтажных, хозяйственных и других видов работ;

-контрольный запуск сырья и материалов в производстве;

-проверка достоверности операций на месте их совершения;

-обследование отдельных участков работы.

III группа - способы и примеры аналитической работы ревизующих:

-экономический анализ расчетных, отчетных и фактических данных, в том числе результатов деятельности;

-лабораторный анализ качества материалов, готовой продукции;

-экспертную оценку доброкачественности документов, материалов, работ (графологическая, товарная и другие виды экспертизы);

-нормативную проверку затрат.

IV группа - обобщение результатов проверки - заключительный этап контроля, связанный с реализацией и документальным оформлением результатов ревизии. Это:

-группировка и обобщение данных, фактов нарушений;

-разъяснение требований законодательных и нормативных документов;

-инструктирование по вопросам ведения хозяйства, бухгалтерского учета, оформление документов;

-разработка мероприятий по улучшению работы ревизуемого объекта, устранению выявленных нарушений и их причин.

То есть - это выводы и предложения контролера. По результатам ревизии принимаются решения, выполнение которых в дальнейшем контролируется.

Каждая из форм контрольно-ревизионной работы выполняется ревизорами и проверяющими с применением ряда универсальных и частных методов. Качество ревизий и проверок во многом зависит от того, насколько умело и эффективно используются выработанные практикой методы, а также от того, насколько творчески ревизующие подходят к применению новых методов, учитывающих особенности организации и ведения хозяйства каждым из проверяемых объектов.

4. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

Государственный контроль - это контрольная деятельность органов законодательной и исполнительной властей и создаваемых ими для выполнения этих функций контрольных и правоохранительных органов, а также управленческих структур государственного сектора экономики, социальной сферы, министерств обороны, внутренних дел, государственной безопасности.

Данный контроль в первую очередь направлен на проверку выполнения законов, указов, постановлений и распоряжений правительственных органов, реализации государственных программ развития экономики, исполнения бюджетов, с также деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций. Он в значительной мере касается работы предприятий, организаций и учреждений других видов собственности (налоговый контроль, таможенный и валютный контроль).

В странах социалистического лагеря при высочайшей степени финансовой централизации местные финансовые органы фактически были лишь исполнителями, так как их основная обязанность сводилась к строгому соблюдению жестко регламентированных государственных расходов, обеспечению своевременного и полного исполнения местных бюджетов по доходам и содействию более полному поступлению доходов в вышестоящие звенья бюджетной системы. Этим определялись и контрольные функции местных органов. Они были в большей мере объектами финансового контроля со стороны министерства финансов.

С распадом СССР в годы перехода к рыночной экономике ослабление центра государственной власти в связи с начавшейся суверенизацией союзных республик началась и "война бюджетов", то есть борьба за право самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, что привело к изменению уже самих принципов распределения доходов и расходов между центром и республиками. Этот же принцип наблюдается сейчас и в Российской Федерации и не только между федеральным правительством и представительными органами субъектов федерации. Таким образом, государственное устройство в первую очередь определяет финансовые права каждой государственной структуры, прежде всего, бюджетные права (в том числе в области мобилизации, распределения и перераспределения налогов).

Правительство Российской Федерации передает все большие функции управления народным хозяйством, содержания и развития социальной сферы непосредственно представительными органами субъектов федерации.

Для непосредственного выполнения контрольных функций в составе органов законодательной и исполнительной власти в центре действуют Счетная палата Российской Федерации и Контрольное управление при Президенте РФ. Общий надзор за исполнением законов, в том числе законодательных актов по финансовым и хозяйственным вопросам возложен на органы прокуратуры, арбитражные суды, органы юстиций.

Важнейшие обязанности по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью министерств, комитетов и других ведомств, а также подведомственных им предприятий и организаций выполняют органы вневедомственного контроля, в том числе:

-Министерство финансов Российской Федерации, министерство финансов республик, краевые, областные, городские финансовые управления и отделы, финансового органа в составе министерств и ведомств;

-Федеральное казначейство и его органы на местах;

-органы Государственной налоговой службы и Департаментной полиции;

-государственные комитеты, комиссии и специализированные инспекции в составе министерств и ведомств;

-учреждения Центрального банка России;

-органы по борьбе с экономической преступностью в составе Министерства внутренних дел.

Для проведения финансового контроля созданы специальные структуры - высшие органы государственной власти и управления: Федеральное собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному собранию. Ее деятельность определяется Федеральным Законом РФ от 11.01.1995 г.

Основными задачами этой палаты являются:

-организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по их объемам, структуре и целевому назначению;

-определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности, а также оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих затраты, покрываемые за счет федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-анализ выявленных отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

-контроль за законным и своевременным движением средств федерального бюджета и средств внебюджетных федеральных фондов в Центральном банке Российской Федерации уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений Российской Федерации;

-регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

-Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга;

-эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых правительством РФ .

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимость и гласности.

Структура и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждается Коллегией палаты по представлению Председателя Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Полномочия эти распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и безхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае. если предписание не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, предоставляемых в государственные органы ими предаваемых гласности, а также за разглашение государственного или охраняемого охраняемой законом тайны.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24.05.1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течении 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

На основании Конституции РФ и Закона "О Совете Министров - Правительстве РФ" Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля. Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на основании Постановления от 19.08.1994 г.), Положение о Федеральном казначействе (на основании Постановления от 27.08.1993 г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Министерство финансов Российской Федерации и министерства финансов республик, входящих в РФ, краевые, областные, городские и районные финансовые управления (отделы), финансовые органы министерств, ведомств и других управленческих структур выполняют следующие основные функции по контролю и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций:

-контролируют обоснованность и правильность составления и фактического исполнения доходной и расходной частей федерального, республиканских и местных бюджетов всеми органами государственного управления, хозяйственными организациями и бюджетными учреждениями, а также законность использования ими бюджетных и собственных средств. На данные органы возложены задачи контроля за расходованием средств на содержание аппарата управления. Они ведут необходимую экономическую работу, связанную с совершенствованием организационной структуры и удешевлением этого аппарата;

-контролируют выполнение требований законодательных документов, определяющих распорядительные полномочия в использовании бюджетных ассигнований, соблюдение положений финансовой и бюджетной дисциплины;

-осуществляют контроль за практическим проведением органами государственного и местного управления мер, связанных с улучшением качества контрольно-реизионной работы в министерствах и ведомствах, проводят проверки состояния и качества этой работы на местах, разрабатывают рекомендации по ее совершенствованию;

-ревизуют и проверяют работу финансовых органов, финансовую деятельность министерств и ведомств, а также деятельность финансируемых из бюджета учреждений, предприятий и организаций;

-проверяют постановку бухгалтерского учета в народном хозяйстве, наблюдают за достоверностью отчетности и балансов предприятий, объединений, организаций.

В области финансового контроля на Министерство финансов РФ Правительством Российской Федерации возложены следующие задачи (Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Правительством Российской Федерации 19.08.1994 г.):

-осуществлять контроль за правильным и обоснованным определением доходных и расходных статей проекта федерального бюджета и проектов бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также за целевым использованием кредитов, предоставляемых Центральным банком РФ Правительству Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета и другие цели;

-проводить ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета, а также средств в инвалюте, выделенных им на основании распоряжений Правительства Российской Федерации;

-ревизовать финансовую деятельность бюджетных учреждений и организаций, а также проверять правильность расходования средств федерального бюджета, выделяемых другим предприятиям, учреждениям и организациям;

-контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, в том числе на оплату труда центрального аппарата этих органов и их территориальных структур;

-совместно с Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной службой по валютному и экспертному контролю осуществляется контроль за реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке;

-контролировать эффективность использования средств федерального бюджета на осуществление инвестиционной и инновационной деятельности, \в том числе и средств, предоставляемых на возрастной основе;

-проводить регистрацию выпуска ценных бумаг и осуществлять контроль за соблюдением правил их производства, хранения и учета.

Принимая непосредственное участие в регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации, Министерства финансов РФ проводит аттестации по аудиту предпринимателей и их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных и других фондов, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также ведет государственный реестр выданных квалификационных аттестатов аудиторов.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8.12.1992 г. Федеральное казначейство включает Главное управление казначейства и подчиненных ему территориальных органов - казначейств субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов города. Руководитель Федерального казначейства назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ по представлению министерства финансов РФ.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Им представлено право давать обязательные для выполнения указания об устранении выявленных нарушений.

В тех случаях, когда контрольно-ревизионный аппарат финансовых органов в ходе ревизий выявлены грубые нарушения законов, перед руководителями ставятся вопросы об отстранении от работы виновных в таких нарушениях с передачей необходимых материалов в следственные органы.

Сложность новой налоговой системы России (высокий уровень налогообложения, фактическая бесконтрольность неорганизованного рынка, отсутствие или плохая организация учета и отчетности в частнопредпринимательском секторе и системе коммерческих банков) привели к значительному снижению финансовой дисциплины и возрастанию финансовых нарушений, что ощутимо сказывается на ходе исполнения бюджета.

Сложность в формировании бюджетных средств усугубились ликвидацией Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета. Расчетно-кассовые центры оказались неготовыми исполнять операции, связанные с взаимоотношениями предприятий с бюджетом как по сбору налогов, так и по доведению сметных ассигнований из бюджета до получателя. Коммерческие банки, на которые возлагались Центральным Банком такие обязанности, не смогли обеспечить должные уровень этой работы. Такая преждевременная реорганизация структуры Центрального банка России привела к недополучению доходов бюджета, к обострению бюджетного кризиса, возрастанию бюджетного дефицита.

В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы органов федерального казначейства, подчиненной Министерству финансов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

-контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

-контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состояние бюджетной системы;

-контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

-контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами Государственной налоговой службы и правоохранительными органами.

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 г. была создана специальная государственная структура - Российская финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет центральных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.

Организационно Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входит: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов России и территориальные органы по республикам в составе Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам, районам и районам в городах.

Отсутствие должного уровня финансового контроля за валютными отношениями оказывает значительное влияние на дестабилизацию финансового положения страны и низкий уровень курса рубля по отношению к иностранной валюте и, прежде всего, к доллару США. С учетом этого в Постановлении Совета Министров РФ №560 "Валютный и экспортный контроль" (от 16.06.1993 г.) предусматривается формирование Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю как центрального органа исполнительной власти.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводам капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности. Не менее важно обеспечить организацию проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеторговым операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Федеральная служба в России по валютному и экспортному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. По согласованию с Центральным банком РФ Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России, а по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации. Это целесообразно для координации деятельности вновь организуемой службы с органами валютного и экспортного контроля других государств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Она была создана вначале союзным руководством в соответствии с Законом "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" (от 21.05.95 г.), а затем - в Российской Федерации в соответствии с Законом "О государственной налоговой службе РСФСР" (от 21.03.91 г.)

Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено - городские и районные налоговые инспекции поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы ее.

Налоговая полиция, взаимодействуя с органами Государственной налоговой службы, призвана решать следующие задачи:

-выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

-обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;

-защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;

-предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

В случаях непредставления (или отказа предъявления) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других необходимых для проверки документов государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения. При выявлении нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции, начиная от взыскания сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение до передачи в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных предприятиями учреждениями, организациями и гражданами средств.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18.02.92 г. "О государственном страховом надзоре РФ" была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью. Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РФ "О страховании" от 37.11.92 г.

В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группами отраслей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных Росстрахнадзором нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы Росстрахнадзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском о их ликвидации.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля. Если в условиях плановой экономики контроль со стороны отделений Госбанка СССР за деятельностью всех предприятий и организаций был всеобъемлющим, то по закону коммерческие банки обязаны контролировать, главным образом, соблюдение их клиентами - физическими и юридическими лицами - установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем коммерческие банки по своей инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение - Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. при установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величены установленного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.

Основными задачами учреждений ЦБР по контролю за деятельностью предприятий, учреждений и организаций являются:

-контроль за правильностью и своевременностью расчетов между предприятиями, учреждениями и организациями, за соблюдением расчетной и кредитной дисциплины в народном хозяйстве;

-наблюдение за финансовым положением кредитуемых предприятий и организаций, а также за целевым использованием кредитов и своевременным их погашением;

-проверка правильности и обоснованности определения размеров денежных средств, предназначаемых на оплату труда, и других выплат работникам предприятий, учреждений и организаций;

-осуществление контроля за финансированием и кредитованием капитальных вложений и выполнением заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов предприятиями государственного сектора экономики.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года - в остальных учреждениях и организациях. Сфера ведомственного финансового контроля - сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

В ряде ведомств, в которых финансирование их потребностей из бюджета сочетается с коммерческой деятельностью, происходит процесс замены ведомственного контроля аудитом. Однако в некоторых ведомствах (например, в министерствах обороны, внутренних дел и некоторых других) заменить ведомственный контроль не представляет возможности.

В зависимости от характера выполняемых ведомствами задач и объемов их контрольно-ревизионной работы структура и численность органов ведомственного контроля не одинакова. Существенно различаются и принципы подчиненности этих органов.

В одних ведомствах действуют самостоятельные контрольно-ревизионные управления, отделы, которые непосредственно подчинены руководителю ведомства. В других ведомствах контрольно-ревизионный аппарат находится в составе коммерческих управлений, бухгалтерии, финансовых служб и непосредственно руководителю ведомства не подчинен.

5. Аудиторский финансовый контроль.

Неотъемлемой частью системы финансового контроля в условиях рыночных реформ является аудиторский контроль - новый вид финансового контроля, возникший в РФ с конца 80-х годов. Так как с переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их надежности и объективности при оценки финансового состояния. Он не зависит от органов государственного управления и от тех предприятий и организаций, деятельность которых проверяют аудиторы. Основная цель аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и организаций, оценка недвижимости их информационных систем. Независимый аудиторский контроль преследует интересы участников хозяйственных процессов (поставщиков и покупателей; банков и прочих организаций). Свои взаимоотношения с клиентами они строят на коммерческой основе. Все услуги оказываемые аудиторскими организациями - платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принято к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утвержденным Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности - за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и внедрение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7.12.94 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме ОАО, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контроля подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствовавшая ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудитов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Однако практика показывает, что далеко не все лицензированные аудиторы и фирмы могут обеспечить необходимое качество работ, контрольные органы часто обнаруживают грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета в организациях, имеющих положительные аудиторские заключения.

Важное место в аудиторской работе принадлежит аналитической и экспертно-прогностической деятельности, которая позволяет заказчикам разработать эффективную стратегию и тактику своей деловой политики.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23.12.1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключений:

-заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

-заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются а аналитическом разделе заключения;

-отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

-заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Сфера деятельности аудиторского финансового контроля будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

6. Заключение.

Учитывая все сказанное, можно сформулировать следующее определение финансового контроля: финансовый контроль представляет собой систему экономический и правовых отношений по наблюдению за производством, распределением и перераспределением общественного продукта и национального дохода. Это также одна из функций управления экономикой и социальной сферой, осуществляемая государственной и негосударственной структурами с целью обеспечения высокой эффективности производства, рационального использования ресурсов, достижения надлежащей четкости и качества работы, соблюдения законности и социальной справедливости. Таким образом финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и контроля получением финансовых результатов этой деятельности.

Список литературы.

1. Финансовый контроль: Учебное пособие/Васильева М.В., Просветский Е.Д., Чекин В.Д./ВЭЗФЭИ. - М,: Экономическое образование, 1996

2. Контроль в условиях рыночной экономики/Наринский А.С., Гаджиев В.Г. - М.: Финансы и кредит, 1994

3. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ/Шохин С.О. - М.: Финансы и статистика, 1999

4. Общая теория финансов: Учебник/Л.А.Дробозина, Ю.Н. Констинтинова, Л.П. Окунева и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробо зиной, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999


Описание предмета: «Финансы»

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Курс «Финансы» — теоретическая дисциплина, излагающая теорию финансов. До перехода России на рыночные отношения студенты финансово-экономических вузов и экономических факультетов университетов страны изучали две финансовые дисциплины: «Финансы капитализма» и «Финансы СССР», которая впоследствии была заменена курсом «Финансы социалистического общества». После того как Российская Федерация, бывшие союзные республики СССР и восточноевропейские страны перешли на рыночные отношения, теория финансов стала единой с теорией финансов развитых зарубежных стран и стран с переходной экономикой. Кардинально изменился финансовый механизм.

В современном курсе «Финансы» рассматриваются сущность и функции финансов в условиях перехода на рыночные отношения, их роль в процессе расширенного воспроизводства, состояние финансов России в современных условиях, финансовая политика, звенья финансовой системы. Значительное место отведено ведущему звену финансовой системы — государственному бюджету, территориальным финансам, бюджетному федерализму, государственному кредиту, его формам, государственному долгу, внебюджетным специальным фондам, страхованию и финансовому контролю.

Литература

  1. Финансовое право. – М.: Юрист, 2001. – 600 с.
  2. Бухгалтерское дело. – М.: Магистр, Инфра-М, 2011. – 384 с.
  3. Ю.А. Крохина. Налоговое право. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 432 с.
  4. Под редакцией Р.Б. Шахбанова. Бухгалтерское дело. – М.: Магистр, Инфра-М, 2010. – 384 с.
  5. В.Т. Борисович, О.В. Лускатова, М.С. Власова, Л.Г. Хазанов. Налоговая система России. Налогообложение горных предприятий. – М.: Мир горной книги, 2007. – 288 с.
  6. Валютное право. – М.: Юрайт, 2011. – 592 с.
  7. В.И. Коробко. Экономика многоквартирного дома. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 304 с.
  8. А.А. Канке, И.П. Кошевая. Логистика. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
  9. Валютное право. – М.: Юрайт, 2012. – 592 с.
  10. С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. Налоговый менеджмент. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 332 с.
  11. Н.В. Киреева. Экономический и финансовый анализ. Учебное пособие. – М.: ДРОФА, 2014. – 304 с.
  12. Ислам Алиев. Функции и значение госконтроля в системе управления в регионе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 176 с.
  13. Н.А. Казакова. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 472 с.
  14. Д.В. Дементьев. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 332 с.
  15. Н.А. Казакова. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 472 с.
  16. Е.В. Сумароков. Валютный контроль в странах с развивающимися рынками. – М.: КноРус, 2019. – 152 с.
  17. Формы документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ от 28 марта 2008 г. N 139. – М.: , 2013. – 363 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Финансовый контроль
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
33 стр.
Финансовый контроль, его значение и содержание
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
34 стр.
Оформление материалов ревизии
Ревизия и контроль
Реферат
9 стр.
Финансовая политика в России в современных условиях
Финансы
Диплом
294 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Светлана здравствуйте!!! Всё, вчера защитилась на 4, придрались к оформлению почему то, по мне так с оформлением всё в порядке, да ладно, фиг с ними, главное, что всё уже позади. Спасибо Вам большое за консультацию ! Удачи!!! ))