Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Экономическое регулирование рынка кулинарной продукции и услуг

Экономика отраслей

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осуществления коренных преобразований системы экономического регулирования массового питания с целью его адаптации к рыночным условиям.

Переориентация общества на новые социальные ценности и понятия, смена приоритетов в экономической жизни, когда акцент делается на развитие рыночных способов хозяйствования, требуют таких принципов, форм и методов регулирования экономики, которые раньше не применялись.

Становление исходной базы экономического регулирования вновь создаваемой социально-экономической системы рыночного типа - сложный и длительный процесс. В то же время, демонтаж основных элементов отжившей административной системы и переход к экономическим методам регулирования, завершение первой стадии приватизации, развитие предпринимательства, особенно в негосударственном секторе экономики, обусловливают необходимость неотлагательного обоснования методологии экономического регулирования потребительского рынка и выработки на этой основе общих принципов экономической деятельности и экономической политики субъектов рыночных отношений.

Вопросам экономического регулирования массового питания всегда уделялось достаточно большое внимание - об этом свидетельствуют работы А.А.Батуро, Бок Зи Коу, Л.А.Брагина, Л.А. Дашкова, В.И.Карсекина, В.Р.Мартынова, А.М.Менделевича, Р.В.Савкиной и ряда других авторов. Но исследования проводились или с нерыночных позиций, или для экономики начального этапа экономической реформы. Сегодня, когда заработал потребительский рынок и рыночный уклад становиться реальностью, когда производители и потребители, постепенно меняя экономическую психологию, в основной своей массе приспосабливаются к новым условиям, этого явно недостаточно. Для того, чтобы провести подлинную реорганизацию экономического механизма, сделать его действенным, работающим на благо людей, необходимо проанализировать реально существующие альтернативы развития сферы массового питания, предвосхитить будущие новые возможности, способные изменить сложившиеся взгляды общества на способы удовлетворения потребностей человека в питании, увязать их с объективными процессами, происходящими в экономике, и найти на этой основе такие регуляторы экономического поведения организаций и предприятий питания на рынке, которые обеспечат им оптимальный рост, требуемую эффективность и успех в конкурентной борьбе.

Решение поставленной задачи невозможно без применения соответствующего аналитического инструментария и теоретического арсенала знаний, находящихся в распоряжении современной экономической науки. Одновременно должны быть учтены особенности предшествующего развития, современного и будущего состояния национальной экономики, самобытные традиции россиян в питании, факторы, определяющие поведенческие характеристики производителей кулинарной продукции и услуг, прочие условия, формирующие развитие сферы массового питания. Подобный подход позволит создать основу для теоретического обоснования и последующей практической реализации общих принципов экономического регулирования рынка продукции массового питания.

Таким образом, дальнейшее развитие теории экономического регулирования массового питания, поиск возможных альтернатив ее реализации при принятии управленческих решений, связанных с предпринимательской деятельностью на рынке кулинарной продукции и услуг, несомненно перспективно и актуально.

 

Целью диссертационного исследования является решение научной проблемы, связанной с разработкой общих принципов экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг и обоснованием на их основе системы методов выработки хозяйственной политики и стратегии организаций и предприятий питания.

В соответствии с поставленной целью определена необходимость решения следующих основных задач: рассмотреть на микроуровне теоретические вопросы, связанные с анализом функционирования экономических систем рыночного типа, институтов и механизмов их регулирования; конкретизировать основополагающие положения теории микроэкономического регулирования рыночных отношений для сферы массового питания, в частности, обосновав возможные формы организации питания населения в условиях рынка, определить способы, подходы и приемы экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг; разработать этапы, процедуры и операции, необходимые для выработки упорядоченной, целенаправленной и эффективной хозяйственной политики субъектов рынка продукции массового питания.

Объектом исследования в диссертации явились институты и механизмы экономического регулирования общественно организованных форм приготовления, реализации и потребления пищи, особенности и факторы их развития в нашей стране в прошлом и настоящем, возможные направления совершенствования и разви-1ия в будущем.

Обоснование методологии диссертационного исследования.

 

Проблемы экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг рассмотрены с привлечением соответствующих решений законодательных, распорядительных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ведомственных материалов, отечественных и зарубежных научных разработок.

Особое внимание уделялось рекомендациям ООН по формированию институтов, механизмов и инструментов экономического регулировать рынка, носящих универсальный и унифицированный характер.

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные Госкомстата Российской Федерации и его региональных подразделений, материалы обследований и результаты научных работ ряда НИИ страны.

Основой исследования явилась общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция, единство логического анализа и диалектического развития, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономические, социологические и прочие измерения. Это позволило обеспечить преемственность методологических положений теории экономического регулирования в прикладных исследованиях проблем экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг.

 

Научная новизна положений, содержащихся в диссертации, определяется тем, что создана теоретическая основа для моделирования и регулирования экономических процессов и явлений в сфере массового питания. При этом:

- разработаны и обоснованы основные аспекты методологии регулирования экономических систем, включающие: сущность экономических систем, принципы и методы анализа их функционирования; эволюцию институтов и механизмов экономического регулирования потребительского рынка; методические подходы к изучению механизма регулирования рынка потребительских товаров и услуг; понятия экономического поведения и экономической политики субъектов рыночных отношений; экономические принципы, полезные при разработке экономической политики на рынке кулинарной продукции и услуг;

- методологически обоснована система экономического регулирования потребительского рынка, в том числе рынка продукции организаций и предприятий массового питания, которая состоит из механизма саморегуляции рынка, регулирования рынка общественными, профессиональными и иными организациями, объединениями и ассоциациями граждан, государственного экономического регулирования;

- определены понятия и содержание основных рыночных категорий и на этой основе предложены и обоснованы общие принципы организации питания населения в условиях рынка, цели и функции сферы массовою питания в этой связи;

- обоснована методика экономического анализа механизма саморегуляции рынка кулинарной продукции и услуг: сформулированы цели и задачи анализа; определены основополагающие принципы изучения спроса и предложения на продукцию и услуги массового питания; предложены этапы, приемы и способы изучения поведения потребителей и производи гелей кулинарной продукции; разработаны (опираясь на общие принципы действия механизма caморегуляции рынка) сценарии текущей экономической деятельности субъектов рыночных отношений, позволяющие принимать эффективные управленческие решения по поводу производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции;

- доказана необходимость и количественно определена граница государственного вмешательства в отношения субъектов

рыночных отношении по поводу производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции и услуг, разработаны методы по использованию системы национальных счетов в качестве основного инструмента государственного экономического регулирования рынка продукции предприятий массового питания:

- предложены общие подходы выработки вариантов экономической политики в массовом питании, методы их конкретизации в виде прогноза социально-экономического развития с учетом действия механизма саморегуляции рынка и с использованием концептуальной матрицы экономических счетов рынка кулинарной продукции и услуг;

- разработана, базирующаяся на принципах и методах национального счетоводства, система показателей оценки результатов экономической деятельности сферы массового питания как отрасли национальной экономики и как сектора погребительского рынка: исходя из этого синтезирована совокупность показателей, характеризующих организации и предприятия питания как институционные единицы рынка.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные теоретические выводы, составляющие новизну диссертационной работы, доведены до конкретных практических шагов по развитию новых экономических отношений в сфере массового питания. Так, разработка теоретических положений о сущности экономических систем, принципах и методах анализа их функционирования, привела к выводам о возможных формах организации питания населения в условиях рынка, общих принципах экономического регулирования внедомашнего питания инструментами и механизмами рынка. В свою очередь, на основе разработанных общих принципов экономического регулирования рынка предложена к использованию классификация организационно-правовых форм предпринимательства в массовом питании. Анализ механизма саморегуляции рынка позволил предложить практические принципы и методы текущего экономического регулирования деятельности организаций и предприятий питания на рынке кулинарной продукции и услуг, а рекомендации по использованию в процессе экономического регулирования системы национальных счетов положены в основу подходов выбора наиболее эффективного варианта хозяйственной деятельности предпринимателей по поводу производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции и услуг. Сама система национальных счетов рассмотрена с практической точки зрения, что позволило определить ее место и роль в информационном обеспечении плановых расчетов организаций и предприятий питания различных форм собственности.

Разработанные методологические положения дают возможность более рационально решать хозяйственные вопросы в массовом питании, лучше приспособиться к изменениям внутренних и внешних факторов развития, - а это, безусловно, позволит в сравнительно короткие сроки адаптировать экономические механизмы рынка кулинарной продукции и услуг переходного периода для работы в условиях дальнейшего развития и совершенствования рыночных отношений.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертационной работы обсуждались и были одобрены на международных научно-практических конференциях (г.Орел - 1994г. и 1995г), на межреспубликанских научных конференциях (г.Ульяновск - 1989г., г.Вильнюс - 1989г., г.Ленинград - 1989г., г.Новосибирск - 1991 г.), на региональных научно-методических и научно-практических конференциях (гг.Ленинград-Пушкин - 1989г., г.Москва - 1991г., г.Чебоксары - 1990г. и 1992t.), на практических совещаниях в г. Москве (1991- 1992гг.). а также на научных конференциях ряда вузов страны.

Результаты исследования легли в основу научного и теоретического обоснования развития рынка продукции массового питания Чувашской республики в переходный период к рыночным отношениям в рамках разработанного Министерством экономики Чувашской республики прогноза экономического и социального развития республики на среднесрочную перспективу.

Кроме того, рекомендации по итогам диссертационного исследования использованы при обосновании направлений социально-экономического развития продовольственного рынка Орловской области, а также при разработке мер по совершенствованию текущей экономической деятельности предпринимательских структур продовольственного комплекса Орловского региона.

Основные положения концепции экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг в части государственного экономического регулирования на основе применения системы национальных счетов использованы при разработке научной темы "Методологические и методические рекомендации по системе мер государственного регулирования рынка кулинарной продукции массового питания", выполненной в Московском коммерческом университете в рамках межвузовской научной программы "Рынок товаров и услуг и коммерческая деятельность субъектов рынка".

Основное содержание диссертации отражено в публикациях общим объемом 50 п.л., в том числе монографиях, учебных пособиях и статьях.

Объем. Структура, основные положения диссертации. Диссертация содержит 310 страниц основного текстa. 19 таблиц, 27 рисунков и 49 приложений. Она состоит из введения, пяти глав и заключения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность, научная новизна, практическая значимость диссертационного исследования, сформулированы его цели и задачи, а также подведены итоги полученных результатов.

В главе 1 "Методологические аспекты теории регулирования экономических систем" рассматриваются сущность экономических систем, принципы и методы анализа их функционирования, а также эволюция и становление современных институтов и механизмов экономического регулирования потребительского рынка. Это позволило овладеть понятиями, приемами и способами фундаментального экономическою анализа, определить область его применения в исследовании проблем экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг

Экономическое регулирование в теоретическом плане рассматривается в диссертации как целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей в окружающем пас сложном и противоречивом мире Вопросы, имеющие отношение к проблеме экономического регулирования, неоднозначны: они сложны и многообразны и их изучение поэтому возможно только посредством и в рамках системного анализа.

В основе системного анализа лежит понятие системы и связанных с ней дифиниций, характеризующих ее строение и функционирование, статику и динамику. Поэтому главным принципом системного анализа является тезис, согласно которому целое слагается из частного, но и каждое частное, в свою очередь, отдельное целое, отдельный мир, внутри которого множество своих частностей, явлений и процессов.

В процессе системного анализа происходит отбор фактов, необходимых для обоснования гипотез, выдвигаемых в процессе научного исследования, сопоставление фактов с гипотезой и определение зависимостей между ними. С отобранными фактами имеет дело уже позитивный анализ, который, не предлагая никаких оценочных суждений, фиксирует внимание исследователя на процессах, происходящих- в экономике, факторах внутренней и внешней среды, на них влияющих. Итогом позитивного анализа является выведение научных обобщений относительно экономического поведения институтов и отдельных индивидов общества, их целей, способов и средств достижения этих целей.

Цель вытекает из потребностей человека и сообразуется с нею. Общеизвестно, что удовлетворить сразу все потребности невозможно. так как, с одной стороны, потребности безграничны, а с другой - потребитель в процессе удовлетворения своих потребностей постоянно сталкивается с ограничениями, такими, например, как относительная "редкость" ресурсов, недостаточная экономическая свобода, жесткость законов гражданского общества и пр. Человек вынужден постоянно заниматься выбором альтернатив исходя из намеченных им целей и имеющихся в окружающем его мире ограничений. Решающую роль в выборе той или иной альтернативы играет собственность. Именно собственность регулирует своеобразные "правила игры", которыми люди руководствуются в процессе взаимодействия друг с другом, и посредством которых общество контролирует экономическое поведение человека, последствия тех или иных его действий.

"Правила игры" или экономическую политику позволяет выработать нормативный анализ, олицетворяющий оценки людей относительно того, какой должна быть экономика или какую экономическую политику следует рекомендовать. Правильное обоснование экономической политики должно опираться на экономическую теорию или принципы экономического поведения институтов и индивидов в процессе своей хозяйственной деятельности.

Экономические системы различаются между собой по своему подходу к решению проблемы выбора и выработки экономической политики. Об этом свидетельствует проведенный в диссертации анализ эволюции экономических систем человеческого общества со времени античности и средневековья до наших дней с одновременным изучением экономических воззрений соответствующих эпох.

Так, в частности, анализируя рыночные отношения, возникшие из глубин традиционной экономики, в работе сделан вывод о том, что экономическая система, где дилемма "неограниченные потребности - редкие ресурсы" решается на основе сигналов рынка, - это система, где каждый приспосабливает свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах непосредственного окружения. Это экономическая система свободных, равноправных по горизонтали, основанных на частной собственности отношений, где процесс выбора целей и решений, необходимых для их осуществления, распределяется между многими индивидуумами. Движущая сила такой экономики - личный интерес: предприниматели добиваются максимизации прибыли своих предприятий, владельцы экономических ресурсов - получения наибольшей цены при продаже или сдаче их в аренду, владельцы живой рабочей силы - возможно большего дохода за данное количество и тяжесть труда, а потребители - приобретения наиболее дешевых товаров, но удовлетворяющих их потребности. Мотив личного интереса придает целенаправленность в функционировании рынка, формирует фундаментальный образ действий различных субъектов рынка. Свобода выбора реализуется в форме стремления получить для себя лично определенную выгоду; она служит движущей, силой экономики и конкуренции, выполняющей роль регулирующего и контролирующего механизма рынка. Организующую функцию рыночных отношений при этом выполняет не государство или иной властный орган, а цена, спрос и предложение.

Перечисленные признаки экономической системы характерны для модели рынка со свободной или совершенной конкуренцией, - идеала, в реальной жизни никогда не существовавшего. Реально функционирующий рынок - это рынок с несовершенной конкуренцией.

Особенности рынка с несовершенной конкуренцией всем известны. Среди них следует выделить усиление роли государства, его большую значимость в экономическом регулировании отношений субъектов рынка. Государство должно стать гарантом соответствующего порядка и справедливой, честной конкуренции, чтобы обеспечить наибольшую возможность экономической свободы для всех. В то же время, свобода экономической деятельности должна быть ограждена от произвола и злоупотребления властей - у государственных органов управления всегда есть соблазн подчинить себе все и вся. Противовесом здесь должны выступить различные институты, создаваемые в защиту своих интересов предпринимателями, потребителями, различными общественными образованиями.

Таким образом, любой рынок не самодостаточен, он требует обязательного регулирования, защиты на всех уровнях и по всем направлениям. Жизнью выработаны три уровня регулирования рынка:

1) саморегулирование рынка - свобода действий производителей и потребителей, свободные экономические взаимоотношения между ними;

2) регулирование рынка общественными организациями -союзами предпринимателей, профсоюзами наемных рабочих, органами производственного самоуправления, обществами потребителей и другими структурами, обеспечивающими цивилизованные взаимоотношения между всеми участниками рыночных отношений, смягчающими столкновение множества частных устремлении;

3) государственное экономическое регулирование посредством выполнения государственными органами управления в области экономики таких функций, как обеспечение правовой базы и общественной атмосферы рыночной системы, защита конкуренции, перераспределение доходов национальной экономики, корректировка распределения ресурсов, контроль за уровнем занятости и прочее.

Подобная трехуровневая система обеспечивает реализацию основной цели экономического регулирования рынка - достижение баланса интересов всех участников рыночных отношений: собственников, государства, менеджеров и наемных рабочих предприятий, внешних по отношению к ним институционных единиц и субъектов.

Вывод о наличии многослойной организации регулирования рынка позволяет дать ответ на вопрос о том, в чем же смысл экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг.

С практической точки зрения экономическое регулирование рынка продукции предприятий массового питания отражает процедуры соединения и взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей, домашнего хозяйства, государства и других субъектов рыночных отношений по поводу производства, реализации и организации потребления готовой, полноценной и сбалансированной по всем основным компонентам пищи; это процесс выбора оптимального решения и экономической политики, позволяющий наилучшим образом удовлетворить потребности населения в питании при имеющихся в окружающем мире ограничениях. Последний аспект позволяет утверждать, что экономическое регулирование - это искусство достичь желаемого в рамках возможного. ибо экономическая политика всегда осуществляется в условиях разнообразных, более или менее жестких ограничений, - степени освоенности экономических ресурсов, наличия общественных структур, нравственных ценностей, представлений людей, образа их действий и т.д. Не последнюю роль играют и внутренние факторы - характер самих решений, наличие предпринимательской культуры, уровень интеллектуального развития предпринимателя и пр.

Следовательно, исследование механизмов и институтов экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг предполагает изучение следующих аспектов проблемы (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Методологические аспекты исследования механизмов и институтов экономического регулирования рынка кулинарной продукции и услуг.

Концентрация внимания на перечисленных проблемах, характеризующих диалектику взаимодействия внешних и внутренних факторов рынка, позволит всесторонне изучить механизм и институты регулирования рынка кулинарной продукции и услуг, определить наилучшие пути мобилизации и рационального использования имеющихся здесь производственных ресурсов, капиталов, трудового и кадрового потенциалов.

Общие принципы и методы системного анализа функционирования экономических систем требуют накопления и отбора фактов для формулирования в дальнейшем рабочей гипотезы исследования. Сумму знаний позволяет получить ретроспективный анализ событий и явлений общественной жизни. Поэтому в главе 2 "Становление и развитие экономического механизма регулирования массового питания и предпосылки его адаптации к рыночным отношениям" рассматриваются прошлые, нынешние и будущие формы организации питания населения в нашей стране, те принципы и методы регулирования, которые при этом использовались, используются и будут использованы в дальнейшем.

Всюду и во все времена домашнее питание было главной формой организации питания населения. Индивидуально организованное потребление пищи предполагает, что весь процесс ее приготовления и связанные с этим операции осуществляются усилиями семьи или отдельного взятого человека. Никакие изменения в организационно-технической структуре индивидуального потребления сути процесса не меняют. При переходе к рыночным отношениям недопустимо пренебрегать веками воспитанным, передаваемым из поколения в поколение стремлением человека сохранить свои традиции, обычаи и привычки в питании, ибо национальная кухня неизбежно накладывает отпечаток не только на быт, но и на весь его образ жизни, - на это обращал внимание в свое время еще Аристотель.

Существенную роль в организации питания населения играет массовое питание. В его основе - общественно организованная форма удовлетворения потребностей людей в питании. Массовое питание выступает как обособившийся вид экономической деятельности, возникший в результате разделения труда и образования группы товаропроизводителей, желающих и имеющих возможности заняться приготовлением пищи в масштабах значительно превышающих объемы ее приготовления в домашних условиях. За всю историю развития человечества массовое питание принимало различные формы. В России вначале возник так называемый "трактирный промысел", а затем - общественное питание. концепция которого предполагала не просто перемену во времени и пространстве места производства и потребления пищи, а решение коренных социально-экономических, организационных и технологических задач.

Проведенный в диссертации анализ развития сферы массового питания России за всю историю ее существования показал, что в условиях ориентации национальной экономики на рыночные отношения, развития многообразия форм собственности происходит отрицание общественного питания как исходной формы внедомашней организации питания населения вследствии развертывания и углубления противоречий между общественным производством и реализацией кулинарной продукции и индивидуальной формой ее потребления. Рынок предполагает реализацию права на собственность и предоставление полной экономической свободы производителям и потребителям кулинарной продукции, а общественное питание, основанное на монособственности, не признает никаких изменений в отношениях и структуре собственности. Как следствие возникло внешнее противоречие между потребностями населения в пище и объемом и структурой выпускаемой организациями и предприятиями массового питания продукции, "а также внутреннее противоречие между ассортиментом и качеством производимой продукции и совокупностью требований по организации потребления, обусловленных наукой о питании. Неконтролируемое развитие этих противоречий привело, по-сути дела, к упадку сферы массового питания, невосполнимым потерям накопленного положительного опыта организации питания населения по месту работы, учебы, отдыха, в общественных местах. Для того, чтобы сохранить единство между общественным производством и индивидуальным потреблением кулинарной продукции, необходимо трансформировать массовое питание в новое качество. Появившиеся возможности преобразований, в основе которых лежат фундаментальные идеи о необходимости человеческой свободы в политике и экономике в виде идей политической демократии и рыночной организации хозяйства, подсказывают следующую парадигму: вместо постепенного реформирования существующих форм организации питания населения силами, средствами и под руководством центральных или местных органов власти - гармоничный переход массового питания в новое качество на основе саморазвития, самоорганизации и саморегуляции.

В рамках новой логики понимания экономических процессов и явлений должно произойти переосмысление роли, места и функций внедомашних форм организации питания населения как самостоятельного сектора национальной экономики. По своей сути массовое питание в условиях рынка должно стать социально ориентированным, нацеленным на удовлетворение запросов потребителей в полноценной кулинарной продукции, необходимой им для восстановления затрачиваемой физической и умственной энергии, способности к всесторонней, активной жизнедеятельности. Сфера массового питания наряду с домашним питанием должна дать возможность каждому человеку подготовить себя к участию в общественном производстве, а при необходимости (в отличие от домашнего питания) обеспечить ему и социальную защиту. Исходя из этого в диссертации рассмотрены цели, задачи, направления развития, во-первых, коммерческой сети организаций и предприятий питания, осуществляющих покупку и перепродажу продовольственных товаров и организацию их внедомашнего потребления, с внесением при этом в них существенных материальных изменений с целью получения конечного продукта - готовой к потреблению полноценной пищи, пригодной для удовлетворения потребностей человека в питании, во-вторых, питания, ориентированного на социальные нужды граждан, которое призвано решать ряд сложнейших задач нашего общества, среди которых следует выделить такие, как поддержание важнейших систем жизнеобеспечения населения, смягчение разрушительных последствий экономических и политических кризисов, разрешение социальных конфликтов, формирование социальной базы, поддерживающей и осуществляющей преобразования в социальной сфере, обеспечение необратимости этих преобразований, отработка новых механизмов социального партнерства и т.д.

Новая парадигма предопределяет пути разрешения возникших противоречий, дает возможность контурно обрисовать важные стороны и черты концепции будущей организации внедомашнего питания. В диссертации обоснованы главные элементы этой концепции, - сформулирована .и дана системная классификация субъектов рыночных отношений, занятых производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции и услуг; охарактеризованы основные внутренние экономические связи между ними, методы их регулирования в рамках рынка продукции и услуг предприятий питания; описаны будущей формы организации массового питания.

Новая концепция массового питания должна стать составной частью концепции организации питания населения вообще. Последняя как система взглядов общества на способы удовлетворения потребностей человека в пище будет включать поэтому в себя 1 )элементы традиционно организованного домашнего питания, опирающегося на вкусы и предпочтения в питании российских граждан, выработанных многовековым опытом и традициями. 2)элементы рыночной экономики в виде сети коммерческого массового питания частной или иной формы собственности и 3 )элементы патернализма со стороны государства и некоммерческих организаций по созданию сети организаций и предприятий питания, ориентированных на социальные нужды населения.

Экономическая деятельность в сфере массового питания во многом предопределяется законами рынка. Понять их позволяет познание механизмов саморегуляции рынка.

Изучению механизма саморегуляции рынка кулинарной продукции и услуг посвящена глава 3 "Механизм саморегуляции рынка кулинарной продукции и услуг и текущая экономическая деятельность предприятий питания", где последовательно рассмотрены поведение и спрос потребителей кулинарной продукции и услуг, поведение и предложение производителей этой продукции, взаимодействие спроса и предложения и общие принципы их экономического анализа. В заключение рассматриваются конкретные вопросы текущего регулирования деятельности предприятий питания, вытекающие из анализа механизма саморегуляции рынка.

Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин объективного, а чаще всего субъективного свойства влияют на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги. Но экономическая наука владеет арсеналом методов, позволяющих предугадать возможное поведение потребителя, внести определенный смысл в кажущийся хаос взаимоотношений, происходящих на рынке. Это и маркетинговое изучение поведения потребителей, ориентирующееся на запросы и требования потребителей и опирающееся на экономическую теорию, научную психологию и социологию, область чувственных исследований; это и системный анализ, общие принципы и методы исследования которого, опираясь на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя в рамках допущения о его рациональном экономическом поведении.

В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.

Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений. Последней версии, как наименее изученной, в диссертационной работе уделено наибольшее внимание.

Потребительский выбор по третьей версии - есть совмещение потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие сочетания товаров и услуг потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного денежного дохода. Сталкиваясь с экономическим фактором редкости, потребитель должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный, с его точки зрения, набор кулинарной продукции, блюд или рационов. Выбор можно считать состоявшимся, если в результате его будет достигнуто потребительское равновесие. Потребительское равновесие достигается в том случае, когда соотношение предельной полезности двух блюд (продукции или рационов), одно из которых потребителем выбирается в силу его предпочтения, равно соотношению цен на эти блюда (продукцию или рационы).

От выбора, который сделают люди, после того, как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна, поскольку спрос - понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть, другими словами с точки зрения поведения покупателей, спрос, как экономическая категория, есть желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей-носителей спроса на приобретение этого количества товара. Затраты о которых идет речь, принято делить на денежные, связанные с ценой, и неденежные, обусловленные неценовыми детерминантами - субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары, потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Зависимость между ценой, другими факторами и величиной спроса можно выразить графически посредством кривой спроса. В диссертации показана методика построения подобной кривой на основе кривых безразличия, характеризующих совокупность вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью для потребителя и обеспечивает одинаковый уровень удовлетворения потребностей, и бюджетной линии, характеризующей размер денежного дохода потребителя. Кривая спроса выражает зависимость между ценой продукции предприятий питания и величиной спроса, предъявляемого покупателями на эту продукцию, и показывает какое количество блюд, изделий, рационов определенного вида потребители готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.

Кривая спроса характеризует поведение потребителя теоретически. Чтобы выйти на практический результат в диссертационной работе использованы показатели эластичности: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность. Подобные показатели количественно описывают характер поведения потребителя на рынке и его спрос.

На поведение потребителя соответствующим образом реагирует производитель кулинарной продукции. Его поведение на рынке определяется не столько целями предпринимательской деятельности, так как цели у всех предпринимателей по-сути дела одни, сколько средствами их достижения и теми препятствиями, которые встречаются при этом.

Используя общепринятые подходы к определению оптимального экономического поведения, при котором будут реализованы цели развития, а также исходя из трех версий возможного действия предпринимателя на конкурентном рынке по достижению поставленных целей, и учитывая, что организации и предприятия питания - единственные производители кулинарной продукции, в диссертационной работе доказано, что в краткосрочном периоде времени организациям и предприятиям питания выгодно наращивать выпуск кулинарной продукции до того уровня, при котором цена будет равна предельным издержкам, и приостанавливать ее выпуск, если цена будет ниже средних переменных издержек. То есть, если индивидуальное предложение проекции конкретного предприятия выразить графически посредством известной кривой предложения, показывающей какой объем кулинарной продукции будет производить предприниматель при каждой возможной цене, то выходит, что данная кривая должна совпадать с кривой предельных издержек. Причем, для ненулевого объема производства кривая предложения предприятия питания совпадает с той частью кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Так как кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в "точке безубыточности", кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек, лежащей выше тонки минимальных средних переменных издержек. При любой цене большей, чем минимум средних переменных издержек, максимизирующей прибыль объем производства может быть рассчитан по графику предельных издержек. Сказанное позволяет выявить закономерности и тенденции развития кривой предложения кулинарной продукции, - она возрастает вправо вверх по той же самой причине, что и предельные издержки, - из-за сокращающейся отдачи одного или нескольких факторов производства. В результате, увеличение рыночной цены побуждает предприятие питания увеличить объем производства, и наоборот. То есть, кривая предложения продукции массового питания выражает зависимость между ценой кулинарной продукции, блюда или рациона и тем их количеством, которое предприятие питания хочет предложить на рынке. Отсюда: предложение на рынке кулинарной продукции и услуг - это совокупность готовой к потреблению пищи, находящейся на рынке или способной быть доставленной туда. Предложение определяется производственными возможностями кухни предприятия питания, но не тождественно ему.

Таким образом, анализ поведения потребителей и производителей кулинарной продукции показал, что главным регулятором спроса и предложения является цена. Она координирует усилия миллионов индивидов в процессе их экономической деятельности, приводя эти усилия в равновесие и соответствие между собой.

В диссертационной работе показан механизм, посредством которого устанавливается равновесие на рынке, рассматриваемый вначале для рынка кулинарной продукции и услуг с совершенной конкуренцией. Но указав, что применяемый при этом инструментарий может быть полезен лишь для выявления первичных последствий изменения ключевых переменных рынка, в работе показана его недостаточность для анализа механизма саморегуляции реально функционирующего рынка. Констатация этого факта послужила платформой для перехода к рассмотрению методологии микроэкономического анализа применительно к структуре рынка с несовершенной конкуренцией.

Анализ экономического поведения субъектов рыночных отношений показал, что их индивидуальные решения мотивированы собственными частными интересами. Но и рынок с несовершенной конкуренцией также заставляет приспосабливаться и адаптироваться его участников друг другу, методом проб и ошибок двигаться к общему равновесию цен, балансу произведенных и требуемых количеств кулинарной продукции и услуг. Координацию действий при этом осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, увязку этих решений через систему цен и конкуренцию и в конечном счете помогает разрешить три фундаментальных проблемы любой экономической системы: что, как и для кого производить.

Текущая экономическая деятельность регулируется не только механизмами саморегуляции рынка. Не последнюю роль здесь играет государство.

Если формы и методы государственного экономического регулирования потребительского рынка довольно подробно освещены в отечественной и зарубежной экономической литературе. а полученные выводы с успехом используются в практике хозяйствования, то обоснованию применения тех или иных инструментов государственного экономического регулирования уделено еще недостаточно внимания. Рассмотрению этого вопроса посвящена глава 4 "Государственная политика по развитию массового питания в условиях рынка".

Необходимость государственного регулирования любого рынка очевидна, - есть немало ситуаций, когда рынок терпит фиаско и необходимо воздействие на него государственных органов управления.

В диссертационной работе обоснованы границы государственного вмешательства в рыночные процессы для случая, когда возникла необходимость распределения ресурсов общества между домашним и внедомашним питанием, в частности, при организации социально ориентированного массового питания.

Из-за такого свойства экономических ресурсов, как их относительная "редкость", трудно ожидать, что рынок сумеет достичь своими внутренними силами того оптимального варианта их использования, которое желает общество. Нужен постоянный контроль за использованием ресурсов, - и здесь свое веское слово должно сказать государство.

Для того, чтобы определить такое направление применения ресурсов, при котором достигается оптимальное соотношение

между домашним и внедомашним питанием, необходимо проанализировать производственные возможности экономики (национального или регионального уровня) по организации питания населения вообще. Для этого требуется расчет предельного социального выигрыша и предельных издержек, связанных с тем или иным вариантом использования экономических ресурсов общества, направляемых на развитие домашнего и массового питания. Подобный расчет был сделан с привлечением данных о состоянии рынка кулинарной продукции и услуг Чувашской республики. Результатом явились следующие выводы.

Во-первых, нельзя улучшить положение любого из двух участников экономического процесса - домашнего хозяйства и предпринимательского сектора - одновременно не снижая положение другого. Движение в сторону оптимума возможно лишь при таком перемещении ресурсов, которое увеличивает эффективность работы одного субъекта рынка, не нанося ущерба другому. Только в этом случае достигается максимальный предельный социальный выигрыш от организации массового питания и минимум предельных издержек, связанных с этим. Во-вторых, вмешательство государственных органов управления в процессы саморегуляции рынка оправдывает себя до тех пор, пока предельные издержки по развитию массового питания не сравняются с предельным социальным выигрышем общества от развития внедомашних форм организации питания населения, - в противном случае общество понесет большие расходы по организации массового питания по сравнению с размером социального выигрыша от перехода к вне-домашним формам потребления пищи.

Сделанные выводы - своеобразные критерии оптимальности государственной политики по развитию рынка кулинарной продукции и услуг.

Действенность государственной политики в области организации массового питания во многом предопределяется теми инструментами регулирования, которыми правительство осуществляет вмешательство в рыночную экономику. Главным инструментом подобного воздействия в развитых рыночных странах является несомненно система национальных счетов. Именно национальное счетоводство предопределяет устройство экономических механизмов национальной экономики, их действие на макро-и микроуровне, методы государственного регулирования экономических процессов и явлений. Переход официальной статистики России на систему национальных счетов требует пристального ее изучения с целью определения путей ее адаптации к нашим условиям, тем более, что использование принципов национального счетоводства не замыкается лишь рамками статистики, - их с успехом можно применить также и в планово-аналитических расчетах любого уровня управления. Так, посредством системы национальных счетов возможен учет и отражение в соответствующих аналитических и плановых документах основных отношений. завязавшихся и завязывающихся между субъектами рынка по поводу производства кулинарной продукции, поведения производителей и потребителей, последствия их экономических решений для предприятия, отрасли, национальной экономики в целом.

Для описания общих взаимосвязей между субъектами экономических отношений, в планово-экономической работе удобно пользоваться так называемой концептуальной матрицей системы экономических счетов. Матрица является тем связующим звеном в системе экономического регулирования, которое позволяет перейти от теоретического описания операций на потребительском рынке к их практическому учету и количественной оценке. Она представляет собой квадратную таблицу шахматной композиции, содержащую одинаковое количество одноименных строк и граф, заполняемую обычно итоговыми или прогнозными показателями, балансовые увязки между которыми описывают состояние рынка соответственно в истекшем году и на перспективу. Количество балансовых увязок в матрице может быть различным; для рынка кулинарной продукции и услуг их предложено использовать .

 

В процессе экономического регулирования возникает по крайней мере три круга проблем: возможно ли при имеющихся ресурсах достижение поставленных целей развития в заданные сроки; как увязать задачи и средства достижения целей для всего прогнозируемого периода и для каждого года в отдельности; как достичь поставленные цели наилучшим образом. Матрица, во-первых, создает общие рамки для решения всех трех групп проблем. Любые расчеты оперируют с экономическими показателями, место которых в матрице точно и однозначно определено. Во-вторых, решение первого, а с ним и третьего круга проблем возможно лишь посредством реализации целиком и полностью функций системы национальных счетов, среди которых в диссертации выделяются такие, как оценка экономической эффективности практической деятельности институционных единиц, прогнозирование и выбор экономической политики и вектора действий данных единиц на потребительском рынке. В-третьих, матрица специально призвана служить инструментом для решения второй группы проблем, а именно, нахождения условий равновесия для разрабатываемого прогноза, оценки перспектив в результате достижения этого равновесия. И в этом главное предназначение матрицы как инструмента экономического регулирования. В-четвертых, так как экономические расчеты на основе и в рамках системы национальных счетов осуществляются государственными органами управления, то, следовательно, матрица - один из рычагов государственного экономического регулирования массового питания (как, кстати, и любой отрасли национальной экономики) в условиях рынка.

В диссертации определены методы, с помощью которых государственные органы управления могут использовать концептуальную матрицу экономических счетов для осуществления на потребительском рынке соответствующей экономической политики. Экономическая политика государства представляет собой ряд увязанных в непротиворечивую систему процедур принятия и реализации институционными властными единицами общества решений. Любая экономическая политика, как совокупность процедур принятия и реализации решений, обосновывается посредством объективного анализа процессов, происходящих на рынке, и выработки на этой основе решений о направлении социально-экономического развития. Информацию для анализа и принятия решений могут дать показатели и главные балансовые увязки концептуальной матрицы. В этом случае сама матрица будет отражать выбранную экономическую политику государства, а балансовые увязки характеризовать направление выбранной экономической политики и вектор действий на рынке.

Общие принципы экономического регулирования сферы массового питания механизмами и институтами рынка, а также государственными органами управления позволяют обосновать методологию выработки экономической политики в массовом питании. Исходя из этого в главе 5 "Современная экономическая политика в массовом питании" рассмотрены особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности по организации внедомашнего питания в условиях рыночных отношений, предложены общие подходы выработки вариантов экономической политики в массовом питании, методы их конкретизации в виде прогноза социально-экономического развития с учетом действия механизма саморегуляции рынка и с использованием концептуальной матрицы экономических счетов рынка кулинарной продукции и услуг.

В рамках новой парадигмы, предложенной в диссертации. действия организаций и предприятий питания и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены, - они должны быть адекватными изменениям во внешней среде. Поэтому, все шире должна признаваться необходимость сознательного их регулирования на основе научно обоснованной процедуры предвидения, управления, приспособления к целям развития, к изменяющимся внешним условиям.

Суть экономической политики заключается в том, что в организациях и на предприятиях массового питания, с одной стороны, существует четко организованная система управления, а с другой, - структура управления предприятием, адекватная "формальному" экономическому регулированию и построенная так, чтобы обеспечить выработку предпринимательских решений для достижения целей развития и создания соответствующих механизмов их реализации. Экономическая политика не должна строиться на предположении, что будущее непременно будет лучше прошлого и ее можно выработать с помощью методов экстраполяции. Здесь важное место отводится анализу тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить позиции организации (предприятия) питания в конкурентной борьбе.

Принципы экономической политики отражают общие принципы системного подхода к предпринимательскому поведению. Поэтому, изучение главных аспектов проблем, связанных с выработкой экономической политики требуют применения двух подходов: исследования организационного поведения организаций и предприятий питания (то есть организации производства кулинарной продукции и формирования деловой политики) и исследования рыночных факторов их развития. Причем, необходимо объединить эти два подхода в единое целое с тем, чтобы построить на этой базе усовершенствованную модель для изучения сферы массового питания "маркетинг-экономическая политика". В результате будет решена главная задача предпринимательской деятельности - обеспечить, чтобы предприятие питания производило пользующиеся спросом виды кулинарной продукции, чтобы его товар давал благоприятное решение о покупке у максимального числа потенциальных потребителей в избранном сегменте рынка, и цены на продукцию были экономически обоснованы. В диссертации рассмотрены оба аспекта выработки экономической политики. В итоге был сделан вывод о том, что эффективное планирование экономической политики требует правильного определения тех сегментов рынка, на которые направлена деятельность предпринимателя. Политика должна основываться на характерных потребностях и предпочтениях клиентов, составляющих данный сегмент рынка. Необходим детальный анализ и полное осознание всех целей, с которыми потребитель приобретает данный вид кулинарной продукции, и насколько эта продукция соответствует его целям. На основании этого анализа определяются возможности дальнейшего выпуска уже производимой кулинарной продукции, направления ее модификации, необходимость разработки новых ее видов и услуг.

В диссертации рассмотрены далее конкретные процедуры разработки экономической политики в виде сценариев с учетом того, что, с одной стороны, характеристики экономической политики и количество информации, передаваемое потенциальному потребителю, во многом зависят от конкурентных позиций производителя кулинарной продукции и услуг и факторов микросреды его деятельности, а с другой, - восприимчивость потребителей к массовому питанию во многом определяется макроэкономической средой, его окружающей, ситуацией, сложившейся в отрасли, национальной экономике в целом.

Любая экономическая политика требует своей конкретизации в прогнозе социально-экономического развития. Рассматривая сущность экономической политики, мы выяснили, что экономическая политика организаций и предприятий питания формируется как их ответная мера на действия экономических механизмов саморегуляции рынка и государственной политики. В этой связи важно выработать правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей, заинтересовывающие всех субъектов рыночных отношений, вовлеченных в производство, реализацию и организацию потребления кулинарной продукции. То есть необходим прогноз социально-экономического развития сферы массового питания, ибо любой прогноз как раз и содержит в себе набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной экономической системы.

Существует множество методов и приемов прогнозирования. Среди них особое место занимает метод, в основе которого общие принципы национального счетоводства, когда используются методы составления концептуальной матрицы экономических счетов. Иначе говоря, если, опираясь на концепцию будущих форм организации питания населения, в том числе концепцию развития массового питания, разработать матрицу экономических счетов на год, пятилетие или другой интересующий временной интервал. то мы получим соответствующий прогноз развития сферы массового питания и одновременно представление о такой функции системы национальных счетов, как выбор экономической политики. Балансовые увязки между показателями матрицы будут характеризовать направление выбранной экономической политики.

В практике рыночных стран при разработке перспективных концептуальных матриц широко используются в качестве равноправного элемента экономико-математические модели. При этом национальные счета и балансовые увязки, их характеризующие, раскрывают как бы анатомию рынка, а экономико-математические модели - его физиологию. Гармоничное соединение экономико-математических моделей и национальных счетов придает прогнозу необходимую связь с экономической реальностью, обеспечивает выход на каждый субъект рыночных отношений, функционирующий в реальных экономических условиях.

Действенность прогноза повышается для практики хозяйствования еще и тем, что он не охватывает все экономические процессы и явления. Он оказывает точечное воздействие на развитие массового питания посредством социально-экономических индикаторов, увязанных и направленных на достижение поставленных целей. Социально-экономические индикаторы позволяют определить вклад и долю сферы массового питания как отрасли национальной экономики в валовой внутренний продукт страны, дать довольно полную характеристику результатов хозяйствования всех субъектов рынка и, наконец, оценить эффективность деятельности каждого, отдельно взятого предпринимателя.

Из всех индикаторов, индикатор "Предельная склонность к потреблению кулинарной продукции и услуг" наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к социально-экономическим индикаторам вообще. Он характеризует долю расходов на кулинарную продукцию и услуги в любой динамике доходов населения, так как предельная склонность к потреблению равна изменению в стоимостном выражении потребления кулинарной продукции, деленному на изменение величины дохода после уплаты налогов. По-сути дела этот индикатор - частный случай стоимостной оценки расходов населения на питание в составе прожиточного минимума в сравнении с их минимальным потребительским бюджетом, идущим на покупку продовольствия. По динамике этого показателя можно судить о популярности у населения общественно организованных форм потребления пищи, вкладе организаций и предприятий массового питания в прожиточный минимум населения; на его основе возможно определение на перспективу границ развития массового питания.

Составной частью прогноза являются целевые комплексные программы. Представляется, что в современных условиях становления рыночных отношений, когда новые формы организации питания населения еще только формируются, а вместе с тем необычайно быстро стали появляться новые возможности для удовлетворения важнейших потребностей человека, необходима корректировка схемы распределения продовольствия между отдельными категориями населения, с целью их социальной защиты. Решение этой проблемы видится в разработке специальной целевой комплексной программы.

Таким образом, прогноз социально-экономического развития массового питания включает следующие основные разделы: социально-экономическая концепция будущего развития форм организации питания населения, в том числе массового питания; собственно прогноз в виде рассчитанной на несколько лет вперед концептуальной матрицы экономических счетов рынка кулинарной продукции и услуг; социально-экономические индикаторы, характеризующие главные, базовые параметры развития внедомашнего питания: целевые комплексные программы. Прогноз является рекомендательным документом, хотя система социально-экономических индикаторов, задания целевых комплексных программ следует предложить к исполнению. В диссертационной работе имеется обоснование целесообразности подобной структуры прогноза и каждого его элемента.

Изложенные положения диссертации отражены в следующих основных публикациях:

1. Управление народным хозяйством и отраслями деятельности потребительской кооперации / УНК ПК "Московский кооперативный институт Центросоюза": В Зч. - Чебоксары. 1990. -7.5 п.л. (в соавторстве).

2. Основные направления формирования потребительского рынка: методические указания в помощь изучающим организацию рынка и рыночных отношений / УНК ПК "Московский кооперативный институт Центросоюза". - Чебоксары, 1991. - 6,5 п.л. (в соавторстве),

3. Экономическое регулирование развития массового питания / Московский коммерческий университет: В 2ч. - М., 1993. -15,5 п.л.

4. Маркетинговое обоснование научно-технической политики производственных систем: концептуальные и методологические аспекты. - М.: Машиностроение, 1996. - 7,5 п.л. (в соавторстве).

5. К вопросу разработки долгосрочного плана развития общественного питания потребительской кооперации // Общественное питание в реализации Продовольственной программы СССР: Тезисы докладов. - М.: НИИОП, 1982. - 0,1 п.л.

6. Вопросы методологии управления потребностями в процессе долгосрочного планирования развития общественного питания // Совершенствование долгосрочного планирования в потребительской кооперации на основе Продовольственной программы: Сборник научных трудов. - М.: МКИ, 1983. - 0,5 п.л.

7. К вопросу управления потребностями в процессе долгосрочного планирования развития общественного питания потребительской кооперации// Проблемы социально-экономического развития общественного питания на современном этапе: Межвузовский сборник. - М.: МИНХ им. Г.В.Плеханова, 1984. - 0,5 п.л.

8. К вопросу долгосрочного планирования развития общественного питания потребительской кооперации // Проблемы индустриализации общественного питания: Межвузовский сборник. - М.: МИНХ им. Г.В.Плеханова, 1987. - 0,4 п.л. (в соавторстве).

9.Проблемы хозрасчета и самофинансирования в новых условиях хозяйствования // Совершенствование хозяйственного механизма в предприятиях и организациях потребительской кооперации РСФСР в свете требований Закона СССР "О кооперации в СССР": Тезисы Всесоюзной научной конференции. - М.: Роспот-ребсоюз, 1989. - 0,1 п.л. (в соавторстве).

10. Развитие подрядных форм организации труда в системе потребительской кооперации // Кооперативная демократия и ее роль в социально-экономическом преобразовании села: Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзной научно-практической конференции. - Новосибирск: НИКСТ, 1991.- 0,1 п.л. (в соавторстве). 11. Экономическая эффективность подрядных форм организации и стимулирования труда: Научно-технический информационный сборник. - М.: ЦБТЭИ Центросоюза, 1991. - 0,8 п.л. (в соавторстве).

12. Разгосударствление и приватизация как объект управления // Проблемы приватизации: Тезисы докладов и сообщений. -Чебоксары: ЧТУ им. И.Н.Ульянова, 1992. - 0,1 п.л. (в соавторстве).

13. Система национальных счетов как инструмент государственного экономического регулирования // Функционирование предприятий в период становления рыночных отношений: Резюме докладов международной научно-практической конференции. -Орел, 1994.-0,1 п.л.

14. Принципы и методы анализа функционирования экономических систем // Исследования в области гуманитарных наук: Научные труды ОрелГТУ, - Орел, 1995. - 0,2 п.л.

15. Научно-техническая политика как инструмент взаимодействия производства и потребления: Тезисы докладов. - Орел, ТОО "Тургеневский бережок", 1996. - 0,1 п.л. (в соавторстве).

 

 


Описание предмета: «Экономика отраслей»

Современная экономика отраслевых рынков (теория организации промышленности) изучает источники рыночной власти, фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Таким образом, теория организации промышленности выступает в качестве теории антимонопольной политики.

Можно также привести определение предмета Экономики отраслевых рынков, данное Коузом: Организация промышленности - «это описание того, как хозяйственная деятельность разделена между фирмами. Как известно, многие фирмы осуществляют много разных видов деятельности у других круг деятельности сильно ограничен .

Некоторые фирмы большие , другие малые. Некоторые фирмы интегрированы вертикально, другие нет. Это и есть организация промышленности или как ее обычно называют, структура промышленности. Но из исследований промышленной организации хотелось бы узнать, как промышленность организована сейчас и чем это отличается от того, что было прежде; какие силы изменялись со временем; как повлияют предложения изменить ( через различные изменения законов ( формы промышленной организации».

Литература

  1. Д.Кардава. Сетевой маркетинг - пирамида? Афера? Или... Система распространения товаров и услуг. – М.: PROMIS International, 2002. – 304 с.
  2. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Экономическая теория. Современные концепции. Менеджмент и маркетинг. – М.: АСТ, Слово, 1999. – 544 с.
  3. Л.И. Шевченко. Регулирование отношений поставки. Теория и практика. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2002. – 294 с.
  4. Правовое регулирование рекламной деятельности. Комментарии и законодательство. – М.: Спарк, 2001. – 198 с.
  5. О.Д. Проценко, И.О. Проценко. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее. Макроэкономический аспект. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2012. – 192 с.
  6. Е.В. Литвинова, А.И. Шилов, Л.С. Большакова, З.П. Подкопаева. Технология и контроль качества кулинарной продукции из картофеля, овощей и грибов. – М.: Академия, 2006. – 384 с.
  7. В.И. Богушева. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.
  8. Т.А. Белова, В.Н. Данилин. Технология и организация производства продукции и услуг. – М.: КноРус, 2010. – 242 с.
  9. И.М. Лифшиц. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском Союзе. – М.: Статут, 2012. – 256 с.
  10. Т.А. Белова, В.Н. Данилин. Технология и организация производства продукции и услуг. – М.: КноРус, 2013. – 238 с.
  11. Э.Р. Домке, А.И. Рябчинский, А.П. Бажанов. Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования. – М.: Academia, 2013. – 304 с.
  12. И.П. Самородова. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикантов для сложной кулинарной продукции. Учебник. – М.: Academia, 2015. – 192 с.
  13. И.А. Копытин, А.О. Масленников, М.В. Синицын. США. Проблемы интеграции рынков природного газа и электроэнергии. – М.: Магистр, 2014. – 336 с.
  14. В.В. Дыбская, В.И. Сергеев. Логистика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2017. – 318 с.
  15. Л.И. Брославский. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза. – М.: Проспект, 2017. – 192 с.
  16. Логанина В.И. , Карпова О.В. Метрология, стандартизация, сертификация и контроль качества в строительстве. – М.: КноРус, 2018. – 312 с.
  17. И.М. Лифиц. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 392 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Социально - экономические условия развития сферы торговли
Государственное регулирование
Диплом
83 стр.
Актуальные вопросы развития торговли на современном этапе
Организация труда
Диплом
83 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Галина, 20.03
Вчера вот успешно защитилась. Спасибо Вам Огромное! Вы мне очень помогли!!!