Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Закономерности формирования и развития переходной экономики в Грузии

Международные экономические отношения

Тбилисский Государственный Университет им. И. Джавахишвили

 

Элгуджа Георгиевич Меквабишвили

Закономерности формирования и развития переходной экономики в грузии

08. 00. 01 - Политическая экономия (Экономикс), История экономических учений

Автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук

Тбилиси -1996

 

1. ОВЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы и уровень изученности. Перед Грузией сегодня стоят сложные и масштабные задачи. Происходит не только смена экономической системы, но и переход от одной модели общественного устройства к другой и этот процесс осуществляется в условиях упрочения независимости, строительства нового Грузинского государства.

Самым сложным этапом исторического процесса общественно-экономического развития, страны является переходный период, который представляет собой временную определенность существования переходных форм. Сложность заключается в том, что переходные формы (процессы) включают в себя элементы взаимозаменяющихся систем, противоречия между ними, подразумевают также способы разрешения этих противоречий. Переходная экономика Грузии постсоциалистического периода характеризуется специфическими закономерностями. Особенность переходной экономики, ее существование в виде назависимого феномена обусловливают необходимость и актуальность углубленного теоретического ее исследования. Актуальность исследуемой проблемы усиливается тем обстоятельством, что в настоящее время не существует какой-либо стройной теоретической системы, отражающей закономерности перехода от административно-командной экономики к' рыночной. Такое положение можно считать естественным, ибо современная развитая рыночная экономику на Западе формировалась в течение столетий; что же касается т. н. "реальное социалистической экономики , утвердившейся путем революционного отрицания капиталистической системы, то возможность се любой трансформации в направлении рыночной экономики критически отвергалась господствующей марксистско-ленинской идеологией. Исходя из сказанного в проблематике общественно-экопомической трансформации тоталитарной системы накопилось много сложных вопросов, которые ждут своих ответов. Вместе с тем необходимо отметить, что еще до начала системного кризиса командной экономики в советской литературе в фрагментарном виде, а в западной более обстоятельно были разработаны некоторые аспекты взаимосвязи двух противоположных общественно-экономических систем.

За последние годы в работах ряда западных (См. напр.: Вьюкенен Дж. М. (1990); Корнай Я. (1990); Росс Дж. (1993); Ослунд А. (1994); Сорос , Д. (1991) и др.), российских (Алексеев С. (1990); Бузгалин А. В. .(1994); Гайдар Е. Т. (1990); Люсов А. Н. (1992); Стародубровский В. Г. (1992) и др.) и грузинских (Адеишвили Г. (1991); Асатиани Р. (1993); Беридзе (1993, 1995); Гогохия Р. (1992); Гуния А. (1991); Дзнеладзе Д. (1991); Месхия Я. (1991, 1994, 1995); Панава В. (1995); Папава Г. (1991); Читанава Н. (1993) и др.) экономистов рассмотрены различные аспекты проблемы перехода от административно-командной экономики к рыночной. Несмотря на наличие такой обширной литературы, постсоциалистическая переходная экономика как общая закономерность многих стран и ее проявление в Грузии нуждается в дальнейшем углубленном анализе и это, прежде всего, касается политэкономических закономерностей ее формирования, функционирования и развития. Актуальность проблемы и в то же время недостаточно глубокий ее анализ обусловили интерес диссертанта к разработке политэкономических аспектов .переходной экономики в Грузии.

Предмет и объект исследования. Предметом исследований диссертанта являются общеэкономические (политэкономические) закономерности формирования и функционирования рыночной экономики, конкретные формы проявления и важнейшие направления их реализации. Объект исследования - современная экономика Грузии, которая находится в процессе структурализации и характеризуется как некоторыми унаследованными от старой системы признаками, так и зачаточными формами новой системы. Необходимо также отметить следующую особенность объекта: исследователям приходится систематизировать весьма обширный и крайне разнородный материал; при этом до завершения процесса трансформации исследования носят незаконченный характер, следовательно, подвержены Многосторонней критике, которая преимущественно является концептуальной.

Целью исследования является политэкономический анализ закономерностей возникновения и развития переходной экономики в Грузии, внесение конкретного посильного вклада в формирование теоретико-методологических основ определения экономического содержания переходного периода; выработка предложений и рекомендации, реализация которых на практике будет способствовать, по мнению диссертанта, выводу экономики из глубокого кризиса, осуществлению общественно экономической трансформации системы с минимальными потерями и издержками.

Цель. работы ставит перед диссертантом следующие задачи:

- охарактеризовать административно-командную экономику как Исходное состояние постсоциалистической переходной экономики, рассмотреть закономерности ее становления, генезиса, системного кризиса и деструкции;

- определить сущность и противоречия переходного периода как временной формы существования переходной экономики,

- выявить особую роль экономической политики государства (правительства) в процессе формирования переходной экономики. В данном контексте чрезвычайно важна оценка роли "шоковой терапии" как одной из Моделей постсоциалистической трансформации экономики;

- определить социально-экономическую направленность развития переходной экономики с точки зрения модификации системы отношений собственности и распре/длительных отношений, а также диалектики экономической эффективности и социальной справедливости;

-'охарактеризовать методы, формы, механизмы воздействия государства (правительства) на переходную экономику по мере продвижения процесса становления системы рыночной экономики;

- Обосновать необходимость макрорегулирования переходной экономики и проанализировать ее основные направления;

- сформулировать цель системных изменений, т. е. определить тот конечный рубеж (состояние), к которому стремится как экономика, так и в целом общество, находящиеся в процессе перестройки. Вопрос, в конечном счете, касается выработки парадигмы (общей модели) общественно-экономического развития страны;

- определить политический механизм экономической трансформации в условиях переходного периода, проанализировать альтернативы этой трансформации.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Ее построение таково:

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Необходимость и сущность переходного периода

1.1. Ретррспективный анализ исходного состояния переходной экономики

1.1.1. Теоретические основы "социалистической" государственно-монополистической экономики

1.1.2. Опыт практической реализации теоретической модели

3. Системный кризис и распад "социалистической" государственно-монополистической экономики

4. Противоречия формирования переходной экономики

1.3 Роль экономической политики в решении противоречий переходной экономики

ГЛАВА 2. Социально-экономическая направленность переходной экономики

2.1. Изменение системы отношений собственности

2.1.1. Приватизация

2.1.2. Роль и перспектива коллективной (кооперативной) собственности

2.1.3. Преобразование государственной собственности

2.2. Диалектика экономической эффективности и социальной справедливости

ГЛАВА 3. Некоторые направления макрорегулирования переходной экономики

3.1. О различных оценках роли государства в развитой рыночной системе

3.2. Воздействие государства на экономику: императивы переходного периода

3.3. Бюджетно-фискальная и денежно-кредитная политика

3.4. Институционально-правовая политика

3.5. Структурно-инвестиционная политика

ГЛАВА 4. Политический механизм трансформации общественно-экономической системы

4.1. Парадигма (общая модель) общественно-экономического развития

4.2. Закономерности политической трансформации: желательность, реальность, перспектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Теоретической и методологической основой исследования являются работы экономистов разных школ и направлений использованы культурно-исторический и структурно-аналитический подходы. Культурно-исторический подход подразумевает выделение и изучение тех индивидуальных признаков отдельных стран, которые непосредственно воздействуют на формирование экономической системы. Структурно-аналитический подход подразумевает выявление аналогий между экономическими реальностями разных стран, особенно на начальном этапе формирования новой социально-экономической системы. В работе также использован метод/системно-комплексного подхода. Закономерности функционирования переходной экономики проанализированы в контексте необходимости обеспечения общественного прогресса. Следовательно, хотя акцент сделан на исследовании теоретико-экономических категорий, но наряду с этим рассмотрена проблематика таких смежных для экономической теории отраслей науки, как философия, социология, правоведение и политология. В целом, методологию исследования можно охарактеризовать как институциональный подход к экономическим явлениям и процессам. Особенности объекта исследования обусловили обилие в работе гипотез, т. е. тех соображений, которые подтвердит или опровергнет сама жизнь. Фактический и цифровой материал взят из реалии тех стран, которые уже прошли довольно трудный и значительный этап на пути постсоциалистической трансформации. По понятным причинам в работе широко рассматривается опыт, накопленный Россией в процессе реформирования советской экономики. Данные по экономике Грузии в основном приведены из периодических изданий. Из-за скудности информации, обусловленной неудовлитворительной работой органов социально-экономической информации диссертанту пришлось использовать справочные материалы, публикуемые МВФ и "Тасис".

 

Научная новизна. 1. Необходимость переходной экономики обоснована ретроспективным анализом закономерностей формирования, генезиса, системного кризиса и деструкции" административно-командной системы как исходного состояния переходной экономики.

2. Переходная экономика рассмотрена как единство противоположных сторон; Она не является самостоятельной" самовоспроизводяшейся системой, а представляет собой основу становления и развития новой системы - рыночной экономики. Следовательно, для переходной экономики характерны .специфисческие закономерности, отличающиеся от закономерностей "того что" меняется и "того чем" меняется старая экономика.

3. Выделены и проанализированы пять групп противоречии, существующих переходной экономике Грузии. К этим противоречиям относятся: а) противоречия, унаследованные от предыдущей экономической системы, которые, хотя и претерпевают определенные видоизменения, но по своей глубинной сути остаются прежними; б) противоречия самого момента перехода, возникновение которых связано со сменой одной экономической системы другой; в) противоречия возникшие в процессе становления новых экономических форм, обусловленные сосуществованием старых, и новых экономических отношений во временном и пространственном измерениях; г) противоречия, преимущественно детермирование субъективными факторами, т. е. связанные с выбором той или иной модели экономической политики, проводимой правительством в условиях переходного периода; д) противоречия, обусловленные одновременно происходящими в Грузии процессами" перехода на рыночную экономику и строительства нового демократического государства.

4. Обоснована определяющая роль экономической политики в становлении переходной экономики страны. Противовес имеющимся в экономической литературе утверждениям, согласно которым проведение шоковой терапии считается ошибочным, в диссертационной работе доказана объективная необходимость скорейшего вступления экономики в рыночный режим путем проведения малопопулярных и ущербных в социальном смысле, но вместе с тем необходимых мер со стороны государства (правительства). Сформулирован тезис о неоправданности коренного изменения экономической политики на современном этапе и в то же время необходимости ее корректировки. Первостепенное внимание следует уделить:

1) Усилению социальной ориентации реформы;

2) Стимулированию инвестиций за счет как внешних так и внутренних источников;

3) Трансформированию ортодоксальной политики стабилизации в гетеродоксальную; . .

4) Новому осмыслению роли государства в формировании рыночной экономики.

5. На основе теоретического анализа взаимоотношений внешних регулирующих механизмов и внутренних саморегуляторов четко разграничены функции государства и рынка с учетом специфических условий Грузии.

6. На основе сравнительного анализа двух противостоящих теорий (теории экономического либерализма и теории регулируемой рыночной экономики, касающихся роли государства в условиях развитой рыночной экономики, сделан вывод о том, что история такого противостояния является отражением развития реальных противоречий внутри капиталистической рыночной экономики. В современных условиях на Западе вновь наблюдается усиление роли государства в экономике, что необходимо учитывать при исследовании закономерностей переходной экономики.

7. Обоснована необходимость повышения роли государства (правительства) при переходе к рыночной экономике по двум направлениям: обеспечение макроэкономической стабилизации переходной экономики и способствование системной перестройке экономики путем организационно технической; финансово-экономической и институциональной поддержки процесса формирования рыночных структур.

8. Разработан один из вариантов парадигмы общественно- экономического развития страны, который основан на углубленном анализе универсальных (общецивилизационных) закономерностей развития и национальных особенностей Грузии и их синтезе.

9. Изучены некоторые аспекты политического механизма постсоциалистической трансформации экономики Грузии. Обоснованы альтернативные варианты развития существующей политической системы. В качестве одной из возможных переходных форм от тоталитарного (закрытого) общества к демократическому (открытому) предложена модель авторитарного модернизма.

 

Теоретическое и практическое значение работы заключается в следующем: внесен определенный вклад в разработку теоретико-методологического аспекта переходной экономики, который можно использовать при выработке адекватной переходному периоду экономической политики; теоретические выводы и заключения, сформулированные в виде рекомендаций, имеют практическое значение и могут быть использованы для вывода экономики страны из глубокого кризиса: рекомендуется также использовать материалы диссетрации при преподовании дисциплин "Общая экономическая теория" и "Макроэкономика", а также при подготовке спецкурса по проблеме "Переходная экономика".

 

Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в следующих материалах: 1. Совместный проект организации "Тасис" Европейского Союза - РКЕ-ШР02436-95, Рецензии на этот проект были опубликованы в газетах "Тбилисис Университети" ("Тбилисский Университет") - 1996. -15 апр. и "Резонанси" ("Резонанс") - 1996. - 26-27 марта. 2. Правительственная программа "Среднесрочная программа макроэкономической стабилизации и системной перестройки (1993). 3. Материалы научных конференций: "Актуальные проблемы развития экономический науки" (Москва, 1986).

 

На печатные труды диссертанта опубликованы положи тельные рецензии

 

Публикации. Результаты исследования изложены в 33 работах автора общим объемом 25 п л

 

Объем диссертации 251 страниц отпечатанных на компьютере.

 

II ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ' РАБОТЫ

 

 

В России первейшей задачей для победившего пролетариата являлось создание экономической базы, адекватной его политическому господству. В процессе решения этой задачи на первый план выдвинулась проблема индустриализации, обусловленная следующими обстоятельствами: во-первых, индустриализация должна была заложить основу новой экономической системы; во-вторых, она должна была способствовать развития тяжелой и оборонной промышленности и обеспечить жизнеспособность нового коммунистического государства; в третьих, построить экономическую систему модернизованной на коммунистический лад Российской империи - как единый организм.

Осуществление индустриализации в России при помощи традиционных- рыночных методов было невозможно и поэтому возникла необходимость создания нового экономического механизма, для которого были характерны следующие особенности:

- исключалась экономическая самостоятельность предприятий, они полностью были зависимы от государства;

- ускоренными темпами осуществлялось строительство новых предприятий и их ввод в эксплуатацию и с этой целью использовался весь амортизационный фонд накопленный старыми предприятиями;

- из двух подразделений общественного производства преимущество отдавалось производству средств производства и поэтому норма накопления в советской экономике была весьма высокой;

- развитие народного хозяйства осуществлялось по единому централизованному государственному плану, главной задачей которого считалось соблюдение основных народнохозяйственных пропорций. При выполнении планов на первые позиции выдвигались количественные и натуральные показатели;

- ресурсы между различными отраслями распределялись в централивозанном порядке и цены не играли никакой роли.

- взаимоотношения финансовых, денежно-кредитных, бюджетных механизмов и производства были пассивными -предприятия не имели права самостоятельно пользоваться числящимися па их счетах, средствами, которые строго контролировались отраслевыми министерствами. Проценты на банковские кредиты были установлены на искуственно низком уровне и поэтому не принимали участия в распределении финансовых средств;

- бюджетная политика определялась государственным планом, исключались какие-либо ограничения в финансировании предприятий (т. н. ""мягкое бюджетное ограничение" предприятий);

- существовавшая иерархическая система управления имела свою специфику - насаждалась жесткая субординация между ее разноуровневыми звеньями и проявление самостоятельности со стороны управленческих кадров производства строго наказывалась.

Административно-командная система, основные признаки которой мы здесь перечислили, была создана в течение 10-12 лет. По своей природе она являлась мобилизационным механизмом, способным на эффективность прежде всего в экстремальных ситуациях (в кратчайшие сроки проведенная индустриазиция, победа над фашистской Германией, Быстрое восстановление разрушенного войной народного хозяйства...).

Вместе с чем, уже в середине 50-х годов стало очевидным, что в новых условиях, командно-административная система управления не в состоянии эффективно вести хозяйство страны. Под "новыми условиями", в первую очередь, подразумевается научно-техническая революция глобальных масштабов, для которой двери советской экономики оказались наглухо закрытыми. В советской экономике, вплоть до начала 90-х годов, предпринимались три попытки реформирования экономики, но все они закончились неудачно в силу различных объективных и субъективных причин. Вместе с тем, с -Учением времени проблемы накапливались, и па рубеже 80-90-х годов разразился глубокий кризис, которому были присущи следующие черты:

- всеобщий и хронический дефицит;

- высокий уровень затрат и их неуклонный рост, повлекший за собой почти полное иссякание источников экстенсивного развития;

- резкая диспропорция между двумя подразделениями общественного производства - гипертрофия военно-промышленного комплекса за счет "гражданских" отраслей;

- трудпопреодолеваемые препятствия в деле внедрения достижений научно-технической революции в производство, технико-технологический консерватизм экономики;

- обезличение "социалистической" собственности, обусловленное отчуждением непосредственного производителя от средств производства;

- бюрократизация государственной собственности и монополизм управленческих структур;

- нерациональное, порой хищническое отношение к природе, поставившее общество на грани экологической катастрофы.

Создавшаяся тяжелейшая обстановка подсказала правящей элите необходимость радикального изменения.

К внутренним причинам добавились внешние. Так например, имело место падение мировых цен на нефти, которое повлекло за собой уменьшение доходов в госбюджет. Одновременно увеличение объема субсидий и легаций вызвало рост бюджетных расходов и возник катастрофический дефицит бюджета, давший толчок сильнейшему инфляционному процессу. Административный контроль в сфере финансов был нарушен, а взамен не были, да и не могли быть в такой короткий срок созданы рыночные механизмы контроля. Поэтому распад административно-номандной системы принял неуправляемый характер. Постсоциалистическое пространство превратилось в арену глубоких социально-экономических, политических и этнических кризисов, кровопролитных войн, "глобального геополитического беспорядка" .

 

Быстрое развитие подобных деструктивных процессов обусловлено их принадлежностью как составной части к системному кризису советской экономики и всего советского общественного строя. Между кризисом как фазой экономического цикла и системным кризисом хотя и существует внутренняя взаимосвязь, но по сути они являются разными явлениями. Экономический кризис вызывает изменения внутри одной меры. Путем катаклизмов он всегда выполняет функцию восстановления разрушенного макроэкономического равновесия, т. е. разрушение, обусловленное экономическим кризисом, образно выражаясь, имеет "конструктивное" направление. Системный кризис всегда вызывает деструкцию одною качества и возникновение другого. Что же касается системного кризиса административно-командной системы, то ее деструкция включает в себя и конструктивный момент, выражающийся в подготовке почвы для формирования 'новой рыночной экономики.

Для перехода от одного качественного состояния общества другому требуется определенный отрезок времени, называемый переходным периодом, который является временной определяемостью переходной экономики. Последняя включает в себя элементы как старой, так и новой экономических систем и как единство противоположностей имеет противоречивый характер. Выделены следующие противоречия:

1. Противоречия, унаследованные от административно-командной системы как исходного состояния переходной экономики, они хотя и претерпевают модификацию, однако их сущность сохраняется. Иначе говоря, обществу приходится платить за выход из тоталитарного состояния.

2. Противоречия непосредственного момента перехода, обусловленные заменой одной экономической системы другой. Деструкция старых экономических форм и утверждение новых не являются синхронными и это обстоятельство вызывает так называемый "управленческий вакуум", при котором экономические процессы становятся неуправляемыми.

3. Противоречия, создаваемые сложностями процесса утверждения новых экономических форм в условиях переход ной экономики.

4. Противоречиям переходной экономики в современных условиях Грузии особую остроту придает то обстоятельство, что формирование рыночной экономики и строительство нового государства происходят одновременно. В условиях когда почти не существует "чувство государственности" и крайне низка эффективность работы государственно-управленческих сгруктур, фактически невозможно регулирование переходных процессов.

Это явление дискредитирует саму идею перехода к рыночной экономике II настраивает общественное мнение против этого феномена.

5. Противоречия, вызванные субъективными причинами, которые связаны, с проведением правительством определенной экономической политики в условиях переходного периода. Исходя их вышесказанного, большое значение придается теоретико-методологическому анализу экономической политики в постсоциалистнческой Грузии. Фактически существует два варианта экономического реформирования старой системы. Первый подразумевает "скачкообразный" вход в рыночную экономику путем т. н. "шоковой терапии". Его методологическую основу составляет теория экономического либерализма и вытекающая из нее монетарная доктрина. Второй вариант подразумевает постепенный переход на рыночные отношения, эволюционизм процесса. Методологической .основой этого варианта являются: "Шумпетеровская парадигма", структурализм, градуализм, модель двухсекюрной экономики и др. В отличие от господствующего в грузинской экономической литературе мнения о неприемлемости "шоковой терапии" как модели перехода от административно-комадной системы к рыночной, которая рассматрывается как плод незрелого мышления реформаторов, диссертантом обосновывается тезис об объективной необходимости применения метода "шоковой терапии" в действительности Грузии. Для подкрепления этого тезиса диссертант вновь возвращается в анализу исходного положения, с которою начался переход на рыночную экономику: глубокий дисбаланс тотально огосударствленной экономики на микро и макро уровнях, всеобщий и острый дефицит, скрытая инфляция. С одной стороны, огромные денежные средства (в руках предприятий, организаций, части населения), с другой - пустые прилавки. В этой ситуации первейшей задачей являлась борьба против дефицита, однако это оказалось невозможным в условиях существования прежних административных цен. Следовательно, возникла необходимость их освобождения, т. с. либерализации цен. Так и случилось в действительности. В Грузии с весны 1992 года началась либерализация цен и торговли. Некоторые экономисты это мероприятие считают ошибочным. По мнению же диссертанта осуществление системного изменения экономики и обеспечение ее входа в рыночный режим невозможны без освобождения цен. Поэтому либерализация цен необходима. Она непременно вызывает скачкообразный рост цен и ставит на повестку дня необходимость проведения антиинфяционной политики путем упорядочения деятельности в денёжно-кредитной и финансовой сферах. Потенциальная возможность смягчения инфляции заключена в механизме перерастания скрытой инфляции в открытую. По здесь речь идет лишь только о возможностях, а не гарантиях. Дело в том, что от меченный механизм включает в себя также возможность усиления инфляции и ее перерастания в гиперинфляцию. Рас смотрым оба варианта. По первому варианту, рост цен обусловливает обесценивания денег, находящихся в руках предприятий и населения, ограничивая тем самым потребление. Исходя из этого, уменьшается спрос и реализаций, что мешает увеличению зарплаты. Таким образом, имеет место воздействие в сторону снижения инфляции в двух направлениях: одно сокращает производственное, а другое - личное потребление при этом не происходит рост производственных затрат. Путем повышения цен возможен рост доходной части бюджета, а путем сокращения и упражнения дотаций на цены сокращается расходная часть бюджета. В результате этого сокращается дефицит и вызванная им инфляция. Развитие событий по другому сценарию (второй вариант) таково: повышение цен на продукцию не стимулирует ее предложения, а, скорее, наоборот - сокращается объем производства (так называемый "монопольный эффект"). В таком случае прибыль предприятий не уменьшается, не уменьшается также зарплата, растет дефицит бюджета и усиливается инфляция. Так возникает стагфляцнонная ситуация в экономике, которая является единством стагнации и инфляции. Получаем шок без терапии. События в Грузии развивались, к сожалению, по мнению автора, но второму сценарию, что было обусловлено двумя обстоятельствами. Во-перых, экономика Грузии со своей крайне монополизированной структурой оказалась совершенно неподготовленной для внедрения новых форм и механизмов. Во-вторых, наличие объективного фактора, который проявился в непоследовательности осуществления экономической политики правительством, а подчас во взаимоисключаемости проводимых мероприятий в рамках одной модели. В работе особенно подчеркнуто пагубное воздействие либеральной денежно-кредитной политики на экономику Грузии.

В современных условиях должна быть исключена попытка родикального изменения проводимого экономического курса, однако необходима его корректировка, которая должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Усиление социальной ориентации реформы, ее нацеление на человека, на решение его проблем.

2. Замена ортодоксальной монетарной политики стабилизации гетеродоксальной политикой, которая подразумевает осуществление умеренно жесткой денежной и кредитной политики. Вместе в тем (в качестве временного мероприятия) замораживание цен на все или некоторые виды товаров и услуг или установление контроля на цены, также установление контроля на зарплату, курс обмена валют, банковский процент и распределение ресурсов в пользу приоритетных отраслей национального хозяйства.

3. Придание приоритета проблеме инвестиций в экономике путем как выявления внутренних, так и привлечения внешних источников.

4. Усиление регулирующей роли государства в процессе трансформации экономики на основе использования новых форм, методов и механизмов воздействия.

Социально-экономическую направленность развития переходной экономики определяют преобразование системы отношений собственности и распределительных отношений, диалектическая взаимосвязь экономической эффективности ч социальной справедливости. Каждая форма собственности, присущая переходной экономике, имеет собственную качественную определенность, специфический порядок возникновения, функционирования и развития. Исходя из этого рассматривается каждая из этих форм, первым долгом, категория частной собственности. В переходной экономике существуют четыре пути образования частной собственности:

1) официальный, т. е. определенная модель приватизации; 2) незаконная, стихийно осуществленная т. и. "дикая" приватизация; 3) легализация "теневой экономики", сформировавшиеся в условиях советской действительности и 4) образование частной собственности путем частных инвестиций.

При рассмотрении вышеуказанных направлений главный акцент переносится на анализ проблемы приватизации. В последней четверти нашего столетия приватизация стала глобальной закономерностью для большинства стран мирового сообщества. На рубеже 70-80-х годов она осуществилась как в развитых, так и развивающихся странах, а с начала 90-х годов - в бывших "социалистических" странах. В государствах с развитой рыночной экономикой основной задачей приватизации являлось повышение, экономической эффективности. В Грузии приватизация сегодня призвана решить три задачи:

 

прагматическая - отход государства от выполнения функции оперативного управления производством, размежевание экономической и политической сфер деятельности. Работа хозяйственных субъектов должна оцениваться- по чисто экономическим показателям.

 

Идеологическая - отказ государства от гипертрофированного вмешательства в экономику, поскольку такое вмешательство наносит ущерб свободе личности (экономической свободе) и демократии.

 

Экономическая - осуществление приватизации должно способствовать повышению экономической эффективности производства путем задействования механизма рыночной конкуренции.

На микроуровне перед приватизацией стоят следующие задачи:

а) привлечение новых инвестиций; 6) реконструкция предприятий; в) внедрение новых форм и методов управления; г) внедрение новых технологий и обновление ассортимента продукции;

д) повышение эффективности и качества; е) завоевание собственной - "экономической ниши" на новых рынках.

Анализ опыта постсоциалистических стран показывает, что приватизация фактически осуществлялась согласно двум моделям. Первая модель - так называемая "номенклатурная приватизация", во время которой происходит слияние интересов бюрократии макро и микро уровней, складываются корпоративные структуры, по мере усиления экономического потенциала, которых укрепляются 'их политические позиции. Активное участие банков в процессе приватизации способствует формированию корпоративной собственности, но, вместе с тем, с точки зрения повышения экономической эффективности и прогрессивных структурных изменений является одним из перспективных направлений трансформации государственной собственности в условиях современной Грузии. Второй моделью приватизации является т. н. "народная приватизация" путем всеобщей ваучеризации. По мнению автора, данное мероприятие в том виде, в каком оно осуществилось в Грузии, не сможет обеспечить ни повышения экономической эффективности, ни достижения социальной справедливости. В конечном счете, проблема приватизации сводится к тому, кто осуществит реальный контроль над собственностью и поэтому становится ареной сталкивания интересов влиятельных сил общества. В аспекте осуществления контроля над собственностью весьма интересен феномен коллективной, пли кооперативной собственности. Ее основным специфическим признаком является то, что она существует в различных общественно-экономических формациях и индиферентна к господствующим в обществе отношениям. Для нее характерны как положительные, так и отрицательные черты. Положительные заключается в следующем: На основе коллективной собственности и основанного на ней коллективного хозяйствования обеспечнвается единство груда управления и собственности. В данном разделе коллективная собственность играет важную роль в решении генетически-исторического противоречия, присущего как частной, так и государственной собственности. Равное владение средствами производства обусловливает возможность достижения экономической свободы, которая, в свою очередь, является основной составной части свободы личности в демократическом обществе. Коллективная собственность и хозяйствование, с одной стороны, укрепляют экономическую демократию в основном ячейке общества-трудовом коллективе, с другой - создают возможность распространения принципов демократизма на мезо и макроуровнях экономики. Противоречия, присущие коллективной собственности в экономической литературе известны под названием парадигмы Уорда. На основе сравнения положительных и отрицательных черт коллективной собственности можно заключить следующее: утверждение коллективной собственности в рамках переходной экономики является необходимостью, однако она не может быть основой экономической системы и ведущей формой собственности.

 

Основное противоречие переходной экономики связано с существованием государственной собственности и с различными оценками ее роли. В условиях переходной экономики государственная сибственность объективно необходима, и то же время ей присущи глубокие внутренние противоречия. Существование в гипертрофированном виде государственной собственности является главной помехой формирования реальной рыночной экономики. Именно поэтому актуальным становится вопрос о новом осмыслении роли и функции государственной собственности в современных условиях. В первую очередь, следует дебюрократизировать государственную собственность, т. е. резко разграничить права между институтами управления (государственными структурами) и коллективами предприятий, находящихся в собственности государства. Оставаясь в качестве высшего собственника, государство оставляет за собой права:

а) Объединение предприятий или их раздробление на мелкие производства;

б) Передача права выкупа предприятия трудовым коллективам или их продана другим собственникам;

в) Предоставление коллективам государственных заказов, выполнение которых обеспечит средний уровень рентабельности;

г) Определение направления той части инвестиций, которая необходима для финансирования общеэкономических программ.

Трудовой коллектив определяет: что и в каком количестве производить (сверх параметров, определенных государственными заказами); перспективы социально-экономического развития предприятия, порядок и формы распределения доходов. В договорах между государством и трудовым коллективом кроме прав обеих сторон должны быть зафиксированы их взимообязанности.

У рынка отсутствует внутренняя социальная рациональность, компенсировать которую следует государству. История противостояния теорий экономического либерализма и регулируемой рыночной экономики является отражением реальности противоречивого развития капота диетической рыночной экономики. Выдвижение на передний план одного из этих двух направлений всегда было обусловлено объективными обстоятельствами. Так, например, функционировавшая с 60-70-х годов XIX века до 20-30-х годов XX века капиталистическая экономика была максимально приближена к классической рыночной модели, хотя процесс возникновения монополий в конце XIX - начале XX веков внес существенные коррективы в этот механизм. Глубочайший кризис ЗО-х годов поставил под вопрос эффективность саморегулирования капиталистической рыночной экономики, и возникла необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы. С этого периода до середины 70-х годов господствовала доктрина регулирования и она лежала в основе экономической политики правительств почти всех индустриально развитых стран. С конца 70-х годов в этих странах начался экономический спад, главной причиной которой было признано активное вмешательство государства в экономику. Данное обстоятельство обусловило необходимость значительного ограничения этого вмешастельства. Однако на рубеже 80-90-х годов стало очевидным, что это мероприятие себя не оправдало, скорее наоборот. Инфраструктура, необходимая для нормальной деятельности деловых фирм частично разрушилась; частные монополии оказались менее эффективными, чем государственные предприятия, которые они заменили. Ослабление роли государства не вызвало также уменьшения дефицита бюджета и вновь стала актуальной проблема усиления экономической роли государства.

Концепция и программа вмешательства государства в экономику в условиях переходного периода должны предусматривать решение двух, хотя и взаимосвязанных, но вместе с тем независимых задач - достижение и сохранение макроэкономической стабильности и содействие формированию рыночных структур. Течение переходных процессов всегда связано с возникновением определенной нестабильности, однако последняя не должна перерастать в хаос и анархию. Обеспечение макростабильности всегда, и особенно в переходный период, является прерогативой государства.

Рыночная экономика не может возникнуть сама собой. Таким образом возникает лишь псевдорынок, т. е. феномен, в котором нарушено единство содержания и формы, за общеизвестной и понятной формой скрывается искаженное и непонятное содержание. Такая мимикрия отрицательна и вредна в том плане, что она дискредитирует саму идею формирования рыночной экономики и настраивает общественное мнение против нее. Во избежание этого необходимо государству активно воздействовать на процесс формирования рыночных отношений, особенно на начальном этапе. Такое воздействие находит свое отражение в двух ипостасях в осуществлении системной перестройки в которой, определяющую роль играет изменение отношений собственности, и в организационно-техническом, финансово-экономической и инстуциональной поддержке процесса формирования новых рыночных структур. Макроэкономическая стабильность должна быть обеспечена на основе проведения научно-обоснованной и активной бюджетно-фискальной и денежно-кредитной политики.

Необходимо провести следующие мероприятия в бюджетно-фискальной сфере: поставить реальную задачу постепенного сокращения бюджетного дефицита и непременно ее выполнить; соблюдать принцип сбалансированности доходной и расходной статей бюджета; исключить практику кредитования дефицита бюджета за счет кредитной эмиссии; особое внимание уделить жесткому соблюдению утвержденного лимита бюджетного дефицита и его финансирование осуществить за счет выпуска и размещения государственных ценных бумаг; особый акцент перенести на доходную статью бюджета, на выявление и использование реальных источников покрытия необходимых бюджетных затрат. С этой точки зрения особенно важно развитие и усовершенствование налоговой системы, искоренение недостатков, существующих в настоящее время. В частности:

- определяющий принцип организации налоговой службы должен заключаться не только в пополнение бюджета (что, естественно, является важнейшей самостоятельной задачей), но вместе с тем и в поддержке внедрения "экономики предпринимателя" вместо "экономики спекулянта".

- в налогообложении преимущество должно быть отданы инвестициям, т. е. налогообложению не должна подлежать часть доходов, предназначенных на инвестиции, налогом же следует облагать лишь ту часть, которая идет на личное погребление.

- серъезное внимание следует уделить определению оптимального размера налогов с целью стимулирования предпринимательства;

- важное значение приобретает упрощение способа изъятия налогов у налогоплательщиков и создание "прозрачной" налоговой системы, легко понятной для юридических и физических субъектов;

- необходимо укрепление налоговой дисциплины, что в равной степени должно коснуться как налогоплательщиков, так и работников налоговой службы;

- приближение налоговой системы, действующей в настоящее время в Грузии, к международным стандартам не только по форме но и по содержанию;

- внедрение практики ускоренной амортизации, которая дает возможность уменьшить облагаемую часть прибыли.

Весьма актуальным является сокращение бюджетных" расходов и их рационализация л основном за счет уменьшения субсидий и дотаций.

В современных условиях полное исключение этих затрат, по мнению автора, нецелесообразно. Выделение средств на социальные нужды из государственною бюджета должно быть заменено прямыми денежными компенсациями для социально наименее защищенных групп населения, иначе говоря, социальная поддержка населения со стороны государства должна иметь прямого адресата.

С точки зрения совершенствования функционирования бюджетной сферы существенное значение имеет четкое разграничение государственного бюджета и финансов предприятии. В отношении последних следует проводить политику "жесткого бюдженого ограничения":

- разработка дифференцированной кредитной политики, придание приоритета осуществлению инвестиционных программ и целевому кредитованию мероприятий по структурной перестройке экономики;

- создание системы страхования кредитных рисков;

- узаконение лишь положительного кредитования коммерческих структур, когда годовая процентная ставка в несколько раз превышает годовой темп инфляции в течение всего периода стабилизации.

Важное значение с точки зрения обеспечения макроэкономической стабилизации и успешного проведения структурной перестройки приобретает выработка правильной институционально-правовой политики и ее претворение в жизни. Основной ее задачей является создание благоприятной среды для развития предпринимательства (бизнеса). Первым долгом необходима защита частных имущественных прав со стороны государства, подразумевающая определение правовыми нормами того ареала - ("правового пространства"), внутри которого хозяйственные субъекты имеют право свободного действия, исключается любое вмешательство в эту сферу извне. Вместе с тем, каждый субъект в "правовом пространстве" сам отвественен за результаты своей деятельности, что в первую очередь, подразумевает материальную ответственность. Рыночные отношения по своей, сути являются контрактными или договорными. Исходя их этого, важнейшей функцией правовой политики как составной части институциональной политики, являются обеспечение выполнения сторонами всех договорных обязательств. За каждым контрактом (договором) стоит, как правило, независимая, влиятельная и беспристрастная судебная власть, которая проводит жесткие финансовые санкции против стороны, нарушившей условия договора. Законодательная система должна определить также рамки и принципы здоровой конкуренции. Закон должен препятствовать осуществлению отдельными индивидами или группами монополизации той или иной сферы, т. е. он должен способствовать снятию барьеров, мешающих свободному доступу хозяйственных субъектов на рынок. С этой точки зрения антимонопольное законодательство должно обеспечивать свободу получения и передачи информации, что является одним из необходимых условий нормального функционирования рынка. Задача перехода на эффективно функционирующую рыночную экономику непосредственно связана с осуществлением глубокой структурной реорганизации. В широком смысле она предусмаривает систему технико-технологических, организационных, управленческих, социальных мероприятий, осуществляемых в отраслевом и региональном разрезах и направленных на преодоление экономического кризиса, утверждение новой экономической системы.

 

В работе проанализированы возможности всех потенциальных инвесторов-государства, частного сектора и населения (домашнего хозяйства).

Необходимо учитывать то обстоятельство, что в рамках рыночной экономики рост государственных инвестиций не рассматривается в качестве прогрессивного направления структурной перестройки, хотя очевидно и то, что без государственных инвестиций невозможно обеспечение общественного воспроизводства. Каким образом возможно решение этого противоречия? Для этого необходимо, по мнению автора, разработка шкалы экономических приоритетов и распределение ресурсов в соответствии с ней. Определение приоритетов должно осуществляться на основе критериев, главным из которых является экономическая эффективность. Это позволит выделить основанные на передовой технологии наукоемкие производства, продукция которых станет конкурентоспособной на мировом рынке. Фактически дело касается приоритетного развития экспортных отраслей и производств. Главная стратегия здесь состоит в том, что меньшее количество труда, затраченною внутри страны, должно обмениваться на возможности большее количество, затраченное за ее пределами. Приоритетными должны стать также те сферы, которые имеют жизненно важное значение для страны и обеспечивают целостность национальной экономики. Для Грузии приоритетными в настоящее время является: производство и экспорт экологически чистой сельскохозяйственной продукции; производство наукоемкой продукции, развитие сферы обслуживания, и прежде всего туризма; максимальное освоение рекреационных ресурсов (сочетание отдыха с укреплением здоровья); развитие транспортной инфраструктуры как одного из основных элементов транскавказского евро-азиатского коридора, с целью преодоления острого энергетического кризиса и др.

Инвестиционный потенциал частного сектора также весьма (ограничен из-за тяжелой финансово-экономической ситуации в стране. Можно сказать, что в настоящее время в частном секторе имеет место всеобщая незаинтересованность в инвестировании. Отсуствует такой важнейший источник инвестирования, как амортизация. Исходя из этого в частном секторе главный акцент следует перенести на использование кредитных и банковских механизмов. В современных условиях инвестирование в частном секторе, главным образом осуществляется за счет ресурсов национального банка, ибо предприятия (фирмы) и коммерческие банки не имеют достаточных свободных ресурсов, такие институциональные органы, как пенсионные фонды, страховые компании и т. д., которые являются крупнейшими источниками инвестирования в развитых странах, в Грузии пока находятся в эмбриональном состоянии и не располагают значительными финансовыми ресурсами. По мере формирования и развития инфраструктуры рыночной экономики эти организации будут выполнять большую роль в процессе осуществления капитальных вложений в различные сферы национального хозяйства.

В современных условиях весьма ограничен и инвестиционный потенциал населения, поскольку подавляющее его большинство живет в нищете, не имеет никаких сбережений. которые можно было бы использовать через банки и другие финансовые институты в качестве источников инвестирования. Наряду с этим в населении наблюдается всеобщее недоверие к банковской системе, ибо в последний период неоднократно осуществлялась экспроприация сбережений граждан.

В частном секторе возможно выделить два приоритетных направления стимулирования инвестирования - развитие малого предпринимательства (бизнеса) и создание инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования рыночной экономики. Развитие этих направлений в Грузни создает хорошую перспективу для повышения инвестиционной активности.

Исследование закономерностей становления, функционирования и развития переходной экономики предусматривает не только определение содержания и направлений перехода от административно-командной экономики к рыночной, но и постановку вопроса в более широком плане, в частности, каким образом обеспечить переход от нерыночной (вернее сказать, антирыночной) общественной модели к рыночной? Необходимость получить ответ на этот вопрос требует разработки парадигмы (общей модели) общественного развития, которая должна быть основана на следующих методологических принципах:

1. модель должна представлять собой синтез универсальных (общецивилизационных, мегатенденционных) и национальных факторов (условий, закономерностей);

2. должны быть определены содержание, конкретная роль и значение каждой составной части модели;

3. внутренняя самобытность страны должна органически сочетаться с открытостью по отношению внешнему миру.

Основываясь на данных принципах, автором определены особенности парада "мы ч контексте общецивилизационных тенденций и сделан следующий вывод: в результате краха системы "государственного сициализма" в Грузии идет процесс становления "дикого капитализма", который на фоне реалий конца XX - начала XXI веков лишен всякой перспективы, этот процесс, фактически, является тупиковым направлением общественно-национального развития. На основе анализа разных сторон жизни развитых стран и с учетом некоторых гипотез возможен вывод о том, что существующий в этих странах общественно-экономический строй представляет собой качественно новый феномен, который может быть назван "посткапитализмом". Именно построение посткапиталистического общества в его многообразии должно стать ориентиром перспективного развития Грузии.

Национальный аспект парадигмы подразумевает учет и отражение уникального геополитического положения, исторического прошлого, традиций, нравственных и духовных начал, менталитета, форм и принципов организации хозяйственно-экономической жизни Грузии и грузинского народа. Необходимо особо подчеркнуть, что, невзирая на исторические катаклизмы, грузинский народ не утратил своей национальной самобытности, которая главным образом заключается в четко выраженном индивидуализме, субъективном восприятии окружающего мира и прочности института частной собственности. Следовательно, восстановление частной собственности в правах и строительство на ее основе рыночной экономики, демократической политической системы означает для Грузии возвращение на естественно-исторический путь развития, свернуть с которого ее принудила лишь грубая сила.

Мировой опыт подтверждает, что существует несколько типов общества. Первый - это закрытый тип общества, для которого характерно тоталитарное государство, основанное на всеобщем насилии. Второй - клановое общество, в котором фактически стерты государственные структуры. Их суррогаты практически служат интересам политических или родовых кланов. Третий тип - открытое общество с развитыми общественными структурами', демократическими политическими институтами и правовым государством. История человечества свидетельствует, что наилучшей формой государственного управления является демократия, которой присуща высокая степень экономической эффективности. Таким образом, формирование демократической политической системы, наряду с развитием рыночной экономики, является самой желательной перспективой постсоциалистической трансформации Грузии. Однако существует серьезной несоответствие между желанием и возможностью, идеальной и реальной ситуацией. Насколько возможна в настоящее время синхронизация двух вышеуказанных процессов? Чтобы ответить на этот вопрос, автором проделан анализ постсоциалистического общественного положения Грузии и тенденций его развития. На основе этого, сделан вывод: скачкообразный переход от административно-командной экономики, тоталитарного государства к рыночной экономике, демократической политической системе невозможен. Исходя из этого, необходим поиск переходных форм; в качестве одной из таких форм охарактеризована модель авторитарного модернизма. Сильная авторитарная власть рассматривается как необходимое условие либерализации (формирования рыночной экономики). Естественно, политический авторитаризм в определенной степени ограничивает права и личную свободу граждан, но в то же время он способствует развитию рыночных отношений, формированию среднего слоя, который является гарантом экономического прогресса и социально-политической стабильности общества, тем самым подготавливает почву для перехода к демократической политической системы мирным путем. Схему - "сначала утверждение рыночной экономики, а затем широкая политическая демократия", которая уже опробирована в некоторых странах, можно рассматривать в качестве одного из вариантов общественно-экономической трансформации Грузии постсоциалитического периода.

В заключение приводятся альтернативные варианты разбития Грузии, представленные в виде схемы (схема 1):

 

Из четырех моделей, приведенных в схеме, первая модель идеальна, однако учитывая недавнее и настоящее положения страны, не исключено развитие по второй модели, которая ^ течением времени может трансформироваться в первую

СХЕМА 1

 

Альтернативные варианты политико-экономического развития Грузии в постсоциалистическом периоде.

Демократическое посткоммунистическое развитие (демократизация поэтической системы и рыночная модернизация одновременно).

 

Недемократическое посткоммунистическое развитие (авторитарный модернизм, рынок с ограниченными элементами демократии).

 

Рыночная экономика.

 

Сближение с западным миром.

 

Демократическое социалистическое развитие (реставрация идеи демократической республики 1918-1921 гг., демократия с ограниченными элементами рынка).

 

Антидемократическое коммунистическое развитие (реставрация государственного социализма, патерналисткое государство, ни рынок, ни демократии).

 

Администранивно-командная экономика.

 

Конфронтация с западным миром.

 

III. СПИСОК НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

 

Монографии, учебники, учебные пособия, брошюры:

1. Государство и экономика. Изд. Тбил. ун-та, 1996, 4,75 п.л.

2. Начала экономического знания, Изд. Тбил. ун-та, 1992, 9,5 п.л. (3,0 п.л.).

3. Основы рыночной экономики. Изд. Тбил. ун-та, 1991, . 10,0 п.л. (6,0 п.л. ).

4. Основы экономической теории /Под ред. Адеишвили Г. Г., Изд. Тбил. ун-та, 1992, 15 п.л. (1,5 п.л.).

5. XXVII съезд КПСС и социалистический образ жизни. Тб., Мецниереба, 1987, 4,0 п.л.

 

Статьи в научных журналах

6. К организационному совершенствованию приватизации// Экономика. 1994. ^9-12. 0,3 п.л.

7. Роль иностранного капитала в формировании в Грузии рыночной экономики//Мацне. Сер. экономики и права. 1992'..0,7 п.л.

8. Малое предпринимательство и бизнес в рыночной экономике/,/Мацне. Сер. экономики и права. 1992. 0,6 п.л.

9. Опыт внедрения нового хозяйственного механизма в первичное звено хозяйтсвования//Мацн. Сер. экономики и права. 1990. №2. 0,5 п.л.

Эти работы выполнены в соавторстве.

10. Социализм: миф или реальность//Дроша. 1990 г. №10. 0,5 п.л.

11. Противоречия хозяйственного механизма экстенсивного типа и необходимость их лреоделения //Мацне. Сер. экономики и права. 1989. 0,6 п.л.

12. Социальные факторы интенсификации//Экономика. 1987. Ы9.0,6 п.л.

13. Концепция ускорения//Дроша. 1987. М1. 0,3 п.л.

14. Диалектика производительных сил и производственных отношений//Дроша. 1987. № 4. 0,3 п.л.*

15. О человеческом факторе//Дроша. 1987.^5.0,3 п.л.*

16. Хозяйственный механизм: структура"; перспективы//Дроша. 1987. 1^11.. 0,3 п.л.*

17. К необходимости оптимального соотношения отраслевого и территориального управления//Политикури ганат-леба. 1995. №4. 0,5 п.л.

18. Общенародная собственность и коллективистский характер социалистического производства//Мацне. Сер. экономики и права. 1985. М1. 0,3 п.л.*

 

Тезисы научных докладов

19. К совершенствованию оценки объектов сферы обслуживания//Сб. материалов школы-семинара молодых экономистов. Ереван. 1984. 0,1 п.л. На рус. яз.

20. Некоторые вопросы совершенствования хозяйственного механизма сферы обслуживания,//Сб. материалов республиканской конференции молодых ученых экономисток Тб.: Мецниереба, 1985. 0,2 п.л.

21. Роль бригадных форм организации труда в укреплении коллективизма//Сб. Материалов республиканской конференции молодых ученых экономистов. Мецниереба, 1986. 0,2 п.л.

22. Проблемы перестройки хозяйственного механизма//С6. материалов республиканской научно-практической конференций. Тб.: Мецниереба, 1988. 0,2 п.л.

23. Коренная перестройка отношений собственности - основа обновления социализма//Сб. материалов республиканской научно-практической конференции. Тб.; Мецниереба, 1989. 0,2 п.л.

24. Стратегия экономического развития Грузии в аспекте мегатенденций//Сб. материалов республиканской научно-практической конференции. Тб.: Мецниереба, 1992. 0,2 п.л.

25. 06 особенностях экономической теории переходного периода//С6. материалов международной конференции. Пущине. 1992. 0,1 п.л. На рус. яз.

26. Экономические модели и действительность, или какая модель приемлема больше всего для Грузии //Сб. материалов научно-практической конференции. Тб.: 1993. 0,2 п.л.

27. К вопросу политического механизма системной трансформации//Сб. материалов республиканской научно-практической конференции. Тб.: 1996. 0,2 п.л.

28. К вопросу определения экономической политики переходного периода. Там же. 0,2 п.л.


Описание предмета: «Международные экономические отношения»

В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно международные экономические отношения и механизм их реализации Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.

пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999

Литература

  1. И.Б. Ушаков, А.В. Богомолов, Ю.А. Кукушкин. Паттерны функциональных состояний оператора. – М.: Наука, 2010. – 392 с.
  2. И.А. Жук, Е.В. Карякина. Общая патология и тератология. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  3. И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. История политических и правовых учений. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – 856 с.
  4. С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. Социальная политика. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2012. – 224 с.
  5. И.Г. Иутин, Н.В. Кичигин, Г.В. Пахарева, М.В. Пономарев, А.С. Широбоков. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. – М.: Юстицинформ, 2011. – 296 с.
  6. Э.В. Гирусов, С.Н. Бобылев, А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова, Н.В. Чепурных, Г.В. Платонов, Н.Д. Эриашвили. Экология и экономика природопользования. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 608 с.
  7. И.А. Коргун, Л.В. Попова. Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2011 гг.). – М.: Издательство СПбГУ, 2011. – 244 с.
  8. И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова. Менеджмент качества. Учебник. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2012. – 176 с.
  9. С.Н. Яшин, И.Л. Туккель, Е.В. Кошелев. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Экономика. Том 1. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 688 с.
  10. Е.А. Исаева, И.С. Маклашин, А.В. Соколов, А.А. Фролов. Региональные аспекты гражданской активности в современной России на примере Ярославской области. – М.: Проспект, 2015. – 210 с.
  11. И.А. Фирсова, М.В. Мельник. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 418 с.
  12. А.Л. Эйдис, В.И. Тинякова, И.О. Полешкина, А.В. Шарапова. Инновационные процессы в управлении объектами сельскохозяйственного назначения. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 192 с.
  13. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н., Ерастова А.В., Родин Д.В. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: , 2017. – 212 с.
  14. И.Л. Юрзинова, С.В. Шманёв, Д.Е. Сорокин. Макроэкономическое регулирование. Задачи и перспективы развития. – М.: КноРус, 2018. – 336 с.
  15. И.Ю. Федорова, А.В. Фрыгин. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 148 с.
  16. И.А. Василенко, Е.В. Василенко Елена, А.Н. Люлько. "Умный город" XXI века: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге. – М.: Международные отношения, 2018. – 256 с.
  17. И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев, А.С. Силаков. Педагогическая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 172 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Каковы источники формирования и развития кооперативной собственности?
Экономика
Реферат
15 стр.
Функции туроператора и турагента в мире и в России
Техника и организация коммерческой рекламы в туризме
Реферат
18 стр.
Преддипломная практика
Техника и организация коммерческой рекламы в туризме
Другое
30 стр.
Реклама как феномен правовой культуры
Техника и организация коммерческой рекламы в туризме
Другое
66 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Диана, 24.10
Защитилась на 4. Спасибо большое!!)