Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблема внешней задолженности развивающихся стран

Экономика государств

 БОКАРЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

Проблема внешней задолженности развивающихся стран

Специальность 08.00.14 -"Мировое хозяйство и международные экономические отношения"

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук

Москва -1999

 

Диссертация выполнена на кафедре Мировой экономики Российской Экономической Академии им, Г.В.Плеханова

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. К началу 80-х годов внешняя задолженность развивающихся стран стала одной из актуальнейших проблем международных экономических отношений. Десятилетие спустя с подобными проблемами столкнулись страны, осуществляющие переход к рыночной экономике. Долговой кризис выразился в неспособности целого ряда государств своевременно и в полном объеме погасить свои внешние финансовые обязательства. Как правило, он содержит серьезную угрозу международного и финансового краха. Кроме того, он подчеркивает слабость и несоответствие существующих форм и методов регулирования данной области международных отношений. Опыт стран-должников убедительно доказал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический рост. По существу платежи по обслуживанию внешней задолженности превращаются в своего рода налог на текущие и будущие доходы государства с оттоком все большей их части за рубеж.

Проблема внешней задолженности стала многоплановой и, можно с уверенностью говорить - глобальной, сроки разрешения которой трудно предвидеть. Многоплановость и глобальность современной внешней задолженности развивающихся стран можно видеть, прежде всего, н следующем. Предоставление кредитов и долгосрочных займов кредиторами - развитыми странами рыночной экономики как по официальной, межправительственной линии, так и частными банками и международными экономическими организациями, в которых развитые страны рыночной экономики играют ведущую роль, являются, по-существу, механизмом долгосрочного экономического воздействия центров мирового хозяйства на страны периферии -развивающиеся страны и страны переходной экономики. Однако, этот аспект; международных экономических отношений требует самостоятельного изучения, выходящего за рамки долговой проблемы.

Обострение проблемы задолженности выявило необходимость разработки и осуществления согласованных мер со стороны стран должников и их кредиторов с целью преодоления кризиса. В разрешение этой ситуации были вовлечены различные международные организации и институты. Наиболее весомое значение среди них имеют МВФ, МБРР, ОЭСР, Парижский клуб. Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав. Не остались в стороне от разрешения этой проблемы и сами развивающиеся страны, принявшие целый ряд мер по консолидации своих позиций перед лицом мирового сообщества и облегчению последствий долгового кризиса.

Внешняя задолженность постепенно трансформировалась из валютно-финансовой в многомерную проблему, которая в той или иной степени затрагивает интересы большинства государств, что привело с осознанию необходимости интернационализации подхода к ее решению, к поиску новых совместных и эффективных методов регулирования задолженности. Несмотря на некоторое снижение остроты проблемы внешней задолженности в 1997 году совокупный внешний долг стран мира достиг 2171,4 млрд. долларов, увеличившись в номинальном выражении более, чем в 3 раза по сравнению с 1980 г.

В этой связи особую актуальность с научной и практической точек зрения приобретают вопросы, связанные с исследованием специфического характера внешней задолженности; выявлением закономерностей, превративших внешние заимствования из ускорителя социально-экономического развития в тормозящий его фактор, в причину дестабилизации международных валютно-кредитных отношений; анализом основных позиций и предложений заинтересованных государств и международных экономических организаций. Именно такой подход открывает путь к анализу международных механизмов регулирования задолженности, проблем, связанных с повышением их эффективности, и оценке перспектив выхода из создавшейся ситуации.

Внешняя задолженность развивающихся стран и стран с переходной экономикой превратилась в самостоятельный объект международной политики, затрагивающей интересы практически всех государств мирового сообщества, в том числе и интересы России. Именно этим фактором и определяется значимость данной работы в первую очередь. Актуальность, научная и практическая значимость выявления специфических особенностей внешней задолженности, исследования международных механизмов ее регулирования, возможности повышения их эффективности и определяют выбор темы данной диссертационной темы.

 

Объект и предмет исследования. Объектом данной диссертационной работы являются международные кредитные отношения в условиях глобальной задолженности, а предметом - проблема внешней задолженности развивающихся стран II России.

 

Цель исследования состоит в попытке оценить перспективы урегулирования долгового кризиса и систему конкретных мер, способствующих снижению долгового бремени развивающихся стран, а также, в оценке возможности использования опыта стран "третьего мира" применительно к России.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: * проанализировать генезис проблемы задолженности, внутренние и внешние факторы ее возникновения и нарастания у развивающихся стран;

* рассмотреть зависимость между выбранными моделями экономического развития и своеобразием долговой ситуации в различных странах мира;

* исследовать воздействие международных механизмов регулирования валютно-фннансовых отношений на эволюцию долговой ситуации;

* выявить изменение позиций стран-должников, кредиторов, международных финансовых институтов, оказавшее воздействие на поиск путей преодоления долгового кризиса;

* оценить перспективы урегулирования задолженности с учетом основных инициатив заинтересованных сторон;

* идентифицировать и раскрыть проблемы, связанные с формированием задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, с ее погашением, а также с двойственным характером положения России как должника и как кредитора.

 

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили научные труды ведущих российских и зарубежных специалистов, занимающихся исследованием экономического развития стран "третьего" мира в целом, и проблемами урегулирования внешней задолженности, в частности. Важное значение для определения возможных направлений урегулирования проблемы внешней задолженности имело изучение практического опыта в этой области, накопленного странами-должниками, кредиторами и международными финансовыми институтами. При исследовании выбранной темы использовались работы российских ученых, и частности: Анулопой Г.И., Ганковского В.Е., Кесарева Е.А., Солодоиникова С.П" Хасбулатова Р.Н., Цуканова 0.П.,

 

Шмелева Н.П. и других. Автор использовал труды зарубежных экономистов по даниой теме, в том числе: Мендельсона М., Пребиша Г., Сиварда Р. и др. Исючннкамн фактических материалов диссертации стали статистические данные Минфина РФ, МВЭС РФ, Банка России, статистические сборники МВФ и Мирового Банка.

 

Научная новизна работы заключается в следующем:

* впервые произведен комплексный анализ состояния проблемы внешней задолженности с момента ее возникновения до 1997 г. в отношении развивающихся стран и до 1998 г. - в отношении России;

* проведен сопоставительный анализ состояния задолженности разных групп развивающихся стран;

* произведена предварительная оценка последствии азиатского кризиса в отношении проблемы внешнего долга;

* выявлены причины формирования и возникновения долгового кризиса в России, с учетом двойственного характера ее положения в международных валютно-финансовых отношениях, как должника, так и кредитора;

* сделана попытка оценить возможности использования Россией опыта развивающихся стран.

 

Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке выводов и предложений, способных содействовать процессу урегулирования проблемы внешней задолженности, в первую очередь, применительно к российской ситуации. Результаты работы могут быть использованы Минфином РФ, Минторгом РФ (правопреемник МВЭС РФ), другими министерствами и ведомствами, связанными с урегулированием официальной и коммерческой задолженности. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в вузах при изучении дисциплин: "Мировая экономика", "Международные экономические отношения", "Международные валютно-финансовые и кредитные отношения".

 

Научная апробация работы. Вопросы, отображенные в диссертационной работе, обсуждались на заседаниях кафедры, докладывались на научных семинарах и получили одобрение.

 

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (53 наименования на русском и 35 на

английском языках) и 22 приложений. Всего в работе содержится 185 страниц, 9 таблиц и 22 приложения. План работы:

Введение

Глава 1 Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности

1.1. Ретроспектива долговой проблемы

1.2. Диспропорции в развитии национальных экономик развивающихся стран

1.3. Влияние состояния мировой экономики на рост внешней задолженности

Глава 2 Механизмы регулирования внешней задолженности

2.1. Место МВФ и МБРР в урегулировании проблемы внешней задолженности

2.2. Изменения в подходе западных стран к проблеме внешней задолженности

2.3. Выработка развивающимися странами подходов к разрешению долгового кризиса

Глава 3 Особенности долговой проблемы в Российской Федерации и использование опыта развивающихся стран применительно к ней

3.1. Основные факторы возникновения и нарастания внешней задолженности бывшего СССР и Российской Федерации

3.2. Российская Федерация - крупный мировой кредитор

3.3. Реорганизация внешней задолженности России Заключение

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе "Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности" рассматриваются основные причины, поставившие страны "третьего мира" на грань финансового краха и способствование формированию глобального кризиса задолженности.

Изначальная необходимость привлечения заемных ресурсов на цели развития была обусловлена глубокими диспропорциями в национальной экономике развивающихся стран, ограничивающей возможности внутренних источников накопления. Однако даже производительное использование внешних ресурсов не привело в большинстве случаев к выравниванию структурной несбалансированности развивающейся экономики, что объясняется как неэффективностью выбранных моделей экономического развития, так и значительным ухудшением внешнеэкономического положения развивающихся государств в 70-е и 80-е годы. Ухудшение внешних условий развития не только оказало негативное влияние на рентабельность различных секторов хозяйства, но и увеличило их потребности в заемных ресурсах.

Удовлетворение возросших потребностей во внешних ресурсах стало возможным благодаря привлечению развивающихся стран к заимствованию на международных рынках ссудного капитала, в чем активную роль сыграли транснациональные банки, ставшие одними из основных кредиторов стран "третьего мира". Так, если в 1973 г. задолженность частным кредиторам составляла 33% от всей суммы средне- и долгосрочного внешнего долга развивающихся стран, то уже в 1982 г. ее доля выросла до 60%, соответственно уменьшая удельный вес задолженности официальным кредиторам, что означало ужесточение условий внешних заимствований.

Следствием этих причин явилось финансирование по существу порочного механизма самовозрастания внешней задолженности, отличительной чертой которого стало нерациональное использование заемных ресурсов, идущих на компенсацию снижения эффективности инвестиционного процесса и растущих валютных затрат, а не на цели реального накопления, которое сопровождалось бы сглаживанием структурной диспропорциональности национальной экономики.

Формированию такого механизма, ориентирующего на "развитие в кредит", способствовали как неконтролируемое разбухание международного кредита и 70-х - начале 80-х годов, вследствие роста евровалютных рынков (со 150 млрд. долл. в 1972 1. до 1800 млрд. долл. в начале 1982 г.), так и политика правящих кругов большинства развивающихся стран - основных должников, отдавших предпочтение возможности осуществлять широкомасштабные заимствования с этих рынков, вместо того, чтобы наращивать усилия по совершенствованию экономической структуры своих национальных хозяйств, что могло бы повысить эффективность воспроизводственного процесса и отдачу от капитализации заемных ресурсов.

В результате необычайно усилилась зависимость социально-экономического положения развивающихся стран от объема и условий их кредитования, конъюнктуры на международных рынках капитала, резкое изменение которых и явилось непосредственной причиной долгового кризиса, а также породило чистый отток финансовых ресурсов из стран "третьего мира". Если в 1980 г. развивающиеся страны выплатили транснациональным банкам процентов на общую сумму 18 млрд. долл.,а получили от них новые кредиты на сумму 34,2 млрд. долл., то уже в 1982 г. процентные выплаты составили 42,2 млрд. долл., а сумма новых кредитов - всего 25,8 млрд. долл. Долговые платежи развивающихся стран в условиях резкого сокращения объемов их финансирования превратились к середине 80-х годов в главный фактор роста внешней задолженности. Внешнее финансирование, которое играло важную рол", в кредитовании инвестиционных потребностей "третьего мира", оказалось подорванным, так как практически весь объем новых займов и кредитов поглощался долговыми выплатами. Ухудшение ситуации было связано не только со структурными сдвигами в мировом хозяйстве, но и с политикой, проводимой транснациональными корпорациями и банками, с нарастанием протекционистских тенденций в международной торговле, с экономической политикой, осуществлявшейся ведущими странами мира.

Анализ причин возникновения долгового кризиса приводит к выводу о том, что какой бы значительной ни была роль внешнеэкономических факторов в усилении зависимости развивающихся стран от внешних источников финансирования и в нарастании их задолженности, в конечном итоге именно внутренние причины предопределили характер и формы участия стран "третьего мира" в международном разделении труда, а, следовательно, и их неодинаковые возможности в адекватном реагировании на различные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, и выполнении своих внешних финансовых обязательств.

 

Во второй главе "Механизмы регулирования внешней задолженности" проводится анализ наиболее важных инициатив, выдвигаемых международными финансовыми и экономическими организациями, развивающимися странами и их западными кредиторами, поскольку подобный подход открывает путь к оценке реальных перспектив урегулирования на взаимоприемлемой основе внешней задолженности стран "третьего мира" в контексте общей нормализации международных экономических отношений и повышения эффективности механизмов регулирования задолженности.

Основными действующими институтами подобного регулирования стали МВФ и МБРР, которые в силу своей специфики заняли ведущее место как в разработке, так и в реализации согласованных механизмов по решению проблем внешней задолженности. Именно эти две организации разработали основные принципы функционирования всей системы регулирования внешней задолженности, сочетающие в себе использование государственных и рыночных

форм воздействия. Центральным элементом международной стратегии регулирования внешней задолженности стало заключение кредитного соглашения между МВФ и страной-должником, подразумевавшее проведение должником политики жесткой экономии или "упорядочения" в обмен на новые кредиты. Подобное соглашение стало рассматриваться как свидетельство платежеспособности заемщика как официальными, так и частными кредиторами. Для привлечения дополнительных ресурсов были созданы "Генеральные соглашения о займах", заключаемые МВФ со странами Большой семерки, Бельгией, Голландией, Саудовской Аравией и Швейцарией. Еще одним направлением деятельности МВФ стало его активное участие в пересмотре условий погашения задолженности перед официальными и частными кредиторами, которое способствовало улучшению некоторых условий реструктуризации долга, в частности, снижению процентной ставки и продлению сроков погашения.

Далеко' не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.

Помимо международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран "Большой семерки", ОЭСР. Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств "третьего мира".

Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов, Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия "Торонтских", "Лондонских", "Хьюстонских", "Неапольских" и "Лионских" способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.

Проблема урегулирования официальной задолженности обсуждалась не только в рамках Парижского клуба. Ведущие мировые державы предприняли ряд шагов по разрешению этой проблемы. Среди них можно отметить инициативы Бейкера, Миттерана, Брейди. В частности, предложенная секретарем Казначейства США Н.Брейди инициатива по урегулированию задолженности развивающихся стран перед частными кредиторами нашла широкую поддержку среди финансовых структур Запада и среди самих должников. Суть предложений Н.Брейди сводилась к организации различных операций ("свопов"), способствующих снижению объемов неофициальной задолженности. Среди них: выкуп задолженности у кредиторов самими должниками за наличные средства со скидкой, обмен задолженности на долгосрочные ценные бумаги стран-должников, конвертация задолженности в акции фирм, принадлежащих стране-должнику, поставка товаров из страны-должника в счет погашения задолженности, конверсия внешнего долга в обязательства в национальной валюте.

Вместе с тем, этим инициативам, как впрочем и другим механизмам регулирования задолженности, присущи определенные недостатки. Один из них заключается в недостаточном распространении механизмов конверсии задолженности среди стран-должников и стран-кредиторов. Однако, наличие выбора среди программ по урегулированию коммерческой задолженности, а также их достаточная гибкость позволяют надеяться на то, что эти механизмы не постигнет участь их предшественников, а наоборот, они послужат дальнейшему сокращению задолженности и окажутся отправной точкой для выработки новых, более совершенных концепций.

Новая долговая стратегия, основанная на взаимодополняемости действий должников, кредиторов и международных финансовых организаций, на сбалансированной ответственности всех участников кредитных отношений за решение долговой проблемы, на применении дифференцированного подхода к регулированию задолженности развивающихся стран в зависимости от уровня их социально-экономического развития позволяет надеяться если не на разрешение долговой проблемы, то, по крайней мере, на значительное снижение остроты данного вопроса.

В этой связи представляется необходимым усиление влияния стран "третьего мира" на международные финансовые организации. Этому может способствовать пересмотр механизма образования собственных средств МВФ и Всемирного банка. Возможно следует отказаться от пополнения собственных средств за счет квот стран-членов и перейти на самофинансирование, посредством проведения самостоятельных операций на финансовом рынке при соответствующем изменении структуры руководства этих организаций. В совокупности это позволит снизить влияние ведущих западных держав на принятие решений об оказании финансовой помощи.

Разработка и согласование общих подходов и позиций стран-должников к урегулированию внешней задолженности стала важнейшей задачей многосторонней экономической дипломатии развивающихся государств на современном этапе. От решения этой проблемы и практической реализации выработанных мер (таких как, коллективная опора па собственные силы, ускорение интеграционных процессов, структурная перестройка национальных экономик) во многом зависит дальнейшая эволюция долговой ситуации в развивающемся мире. Необходимо отметить, что развивающиеся страны хотя и стремятся к сотрудничеству и создают совместные организации, до сих пор не достигли того уровня взаимопонимания, который позволил бы им выработать единую концепцию разрешения экономических и финансовых проблем, стоящих перед "третьим миром".

 

Важнейший вклад в разрешение долговой проблемы может дать пересмотр национальной экономической политики странами должниками. Она должна быть направлена на оптимизацию использования заемных ресурсов, недопущение финансирования неэффективных проектов и сокращение степени зависимости экономики от притока новых займов. Главный путь - мобилизация и эффективное использование собственных ресурсов. Также при разрешении долговых проблем необходимо прилагать усилия для активизации процесса региональной интеграции

и выработки совместных путей социально-экономического развития. Анализируя результативность мер, принятых странами-должниками, их кредиторами и международными финансовыми институтами, можно сделать вывод о значительном снижении остроты кризиса задолженности, хотя о полном ее разрешении говорить явно преждевременно.

В третьей главе "Особенности долговой проблемы в Российской Федерации" использование опыта развивающихся стран применительно к ней" исследуются причины возникновения долгового кризиса в России. Хотя официально Россия не относится к числу развивающихся стран, уровень ее экономического развития на современном этапе, основные макроэкономические и долговые показатели имеют много общего со странами "третьего мира". Да и проблема внешней задолженности, начиная с причин ее возникновения и заканчивая механизмами урегулирования имеет схожие черты, а международные финансовые институты при исследовании этой проблемы ставят Россию в один ряд с прочими государствами-должниками. Кроме того. Российская Федерация является одним из крупнейших кредиторов стран "третьего мира", и ее позиция в разрешении этой проблемы имеет большое значение.

Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, непродуманная либерализация внешнеэкономической деятельности, резкий рост доли краткосрочной задолженности, беспрецедентная концентрация платежей по обслуживанию долга на 1990-91 гг., применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

За годы, прошедшие после развала СССР, Российская Федерация лишь добавила новые заимствования к сумме внешнего долга, отягчив тем самым свою платежную ситуацию. Тяжелая экономическая ситуация в стране вынудила Правительство Российской Федерации прибегать к практике значительных ежегодных заимствований, львиная доля которых шла на финансирование бюджетного дефицита и обеспечение платежей по погашению и обслуживанию задолженности. Подобная ситуация, при которой привлекаемые заемные ресурсы направлялись на расходы, связанные с текущим потреблением, а, следовательно, создавали долг, необеспеченный экономической основой для его погашения, способствовала формированию уже чисто российской задолженности.

Начало 1998 г. ознаменовалось ростом напряжения в обеспечении внешней платежеспособности России. По предварительным расчетам, в 1998 г. норма обслуживания внешнего долга составила около 25% от объема экспорта, что является критическим порогом в платежеспособности страны. Здесь же следует отметить, что стабильное превышение доходов от экспорта над импортом (в 1994-97 гг. - 10-15 млрд. долл. в год) резко сократилось, и в первом квартале 1998 г. положительное сальдо составило всего 136 млн. долл., что лишает Россию возможности обслуживать свою задолженность за счет экспортных поступлений. Разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис и безуспешные попытки Правительства РФ осуществить заем у международных финансовых организаций и официальных кредиторов на сумму 20 млрд. долл. только подчеркнули остроту ситуации, в которой оказалась Россия.

Своевременное обслуживание столь значительной задолженности оказалось невозможным, что привело к необходимости проведения переговоров об отсрочке платежей и возможной реструктуризации долга. Проведенные Россией за последние 6 лет переговоры о реструктуризации задолженности, позволили снизить остроту долгового кризиса. Достигнутые правительством договоренности с кредиторами по реструктуризации долгов (прежде всего отсрочка на 25 лет в выплате основного долга участникам Лондонского и Парижского клубов кредиторов) обеспечили управляемость внешним долгом России. Однако, необходимо учитывать, что процентные платежи составляют значительную долю в федеральном бюджете, причем удельный вес этой расходной статьи будет постоянно возрастать. Финансовый кризис 1998 г. поставил Россию в крайне тяжелое положение. Государство испытывает острейшую нехватку финансовых ресурсов, что приводит к неспособности обслуживать свою задолженность. В скором времени ежегодные платежи по обслуживанию российского внешнего долга превысят 10 млрд. долл. В свою очередь, непогашенная в срок задолженность будет переноситься "тяжелым бременем" на будущие периоды. Ввиду этого, макроэкономическая стабилизация в стране становится жизненно необходимой, поскольку в противном случае Россия окажется не в состоянии выполнять условия соглашений по реструктуризации задолженности, что повлечет за собой крайне серьезные последствия.

Российская Федерация как правопреемница Советскою Союза унаследовала не только его внешние обязательства перед иностранными государствами, по и стала крупнейшим мировым кредитором по отношению к развивающимся странам. Впервые в мировой практике сложилась парадоксальная ситуация - государство. имеющее огромный внешний долг, является в то же время одним из ведущих держателей обязательств стран "третьего мира". Не случайно, МВФ и МБРР рассматривают Россию как страну-донор но аналогии со статусом западных государств, хотя они и признают, что в настоящее время Российская Федерация испытывает валютно-финансовые трудности, и сама нуждается в большой финансовой помощи.

Нарастание экономического и валютно-финансового кризиса в России вызвало к жизни идею об использовании внешней задолженности развивающихся стран в качестве средства, способного решить экономические проблемы, стоящие перед Российской Федерацией. Однако, несмотря на столь значительную сумму задолженности, намного превышающую (по крайней мере до 1998 г.) размеры российского внешнего долга, возможности ее использования для мобилизации валютных ресурсов оказались весьма ограниченными. Реальная отдача от кредитов, предоставленных развивающимся странам, в виде погашения основной суммы долга и начисленных процентов далеко не достигла предусмотренных соглашениями сумм.

Необходимо признать, что в силу ряда причин, механизмы возвратности долгов не обеспечивают должной эффективности, а размеры задолженности, подвергаемой урегулированию, остаются крайне малы. В этой связи углубление социально-экономического сотрудничества со странами-должниками могло бы заметно увеличить экономический эффект для страны, превратив задолженность стран "третьего мира" перед Россией в одни из важнейших источников поступления валютных средств.

Для Российской Федерации представляется целесообразным изучение и последующее применение на практике опыта развивающихся стран в вопросе разрешения долговых проблем, прежде всего, в части обращения долговых обязательств на вторичном рынке. Первоочередной задачей для России является проведение переговоров о реструктуризации своей задолженности перед Парижским и Лондонским клубами, поскольку глубокий экономический кризис не дает возможности обслуживать долговые обязательства в полном объеме.

Представляется необходимым пересмотреть механизмы привлечения и использования займов, направив их в реальный сектор экономики, создавая тем самым надежную базу для погашения этих займов в будущем. России следует активизировать переговорный процесс с представителями кредиторов на предмет широкомасштабного использования хорошо зарекомендовавших себя рыночных методов урегулирования задолженности, таких как: выпуск долгосрочных ценных бумаг, выкуп части обязательств со скидкой, погашение долгов в национальной валюте, инвестиции в промышленность и социальную сферу. Следует также по возможности сокращать объемы вновь привлекаемых кредитов и осуществлять более целесообразное их использование.

В отношении стран "третьего мира", имеющих задолженность перед Россией, стоит применять взвешенный, дифференцированный подход, основанный на учете специфических особенностей каждого суверенного должника. Представляется целесообразным активизировать экономическое и политическое сотрудничество с этими странами, несправедливо забытыми после распада СССР, строя отношения с ними на взаимовыгодной основе. Для россш[ более выгодно применение по отношению к должникам рыночных механизмов урегулирования задолженности, нежели списание значительных сумм и реструктуризация оставшегося долга на несколько десятилетий в рамках Парижского клуба. Использование таких механизмов может принести значительные дивиденды уже в ближайшем будущем.

В заключении диссертации содержатся рекомендации по разрешению проблемы внешнего долга.

 

Основные публикации по теме диссертации:

1. К вопросу о членстве России в Парижском клубе. - Бюллетень внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (таможенное, налоговое, валютное регулирование) - М., ВНИКИ, 1998; № 12 (декабрь)

2. Долговая инициатива Всемирного банка и Международного валютного фонда для бедных стран с высокой внешней задолженностью. - Бюллетень внешнеэкономической деятельности Российской Федерации ( таможенное, налоговое, валютное регулирование) - М., 1998, В11ИКИ, № 12 (декабрь)

3. Парижский клуб - механизмы реструктуризации долгов - БИКН - М., 1999, №8 (23.01.1999)


Описание предмета: «Экономика государств»

Современная экономика государств изучает источники рыночной власти государств, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты экономической политики государства.

Литература

  1. Б.А. Хейфец. Внешние долговые активы России. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 208 с.
  2. Россия и Куба в контексте экономической глобализации. – М.: , 2005. – 552 с.
  3. И.Н. Соловьев. Налоговая амнистия. – М.: Проспект, 2009. – 160 с.
  4. Под редакцией Анвара Шаха. Управление на местном уровне в развивающихся странах. – М.: Весь Мир, 2010. – 328 с.
  5. Под редакцией Н.В. Чебышева, С.Г. Пака. Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 496 с.
  6. А.Я. Некрасов. СССР и развивающиеся страны в ООН. – М.: Международные отношения, 1970. – 192 с.
  7. Актуальные проблемы Европы, №3, 2007. Европа и развивающиеся страны. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 204 с.
  8. Капиталистические и развивающиеся страны. Социально-экономический справочник. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – 350 с.
  9. Томас Э.Шерер-мл, Том Вертман, Джозеф Гонсалес. Страны мира. – М.: ОГИЗ, АСТ, Астрель, 2010. – 352 с.
  10. Актуальные проблемы Европы, №3, 2014. "Мягкая" и "жесткая" сила во внешней политике европейских стран. – М.: ИНИОН РАН, 2014. – 196 с.
  11. Н.Г. Рогожина. Экологическая политика развивающихся стран. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 336 с.
  12. Е.Федорова und И.Лукасевич. Финансовые кризисы в развивающихся странах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 184 с.
  13. Александр Николаевич Гриценко. Государственный внешний долг России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 268 с.
  14. Евгения Желуденко. Внешняя задолженность стран БРИКС. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 136 с.
  15. Анна Чепурная. Особенности урбанизации в развивающихся странах. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 92 с.
  16. Ю.В. Никуличев. Инновационные процессы в развитых и развивающихся странах. Факторы глобализации и национальные особенности. – М.: ИНИОН РАН, 2017. – 64 с.
  17. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 372 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Естественное движение населения в латинской америке
География
Диплом
100 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Роман
Получил ваше письмо с советами по курсовой работе. Файл открылся без проблем. Огромное спасибо за качество работы и оперативность.