Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Юрисдикционный процесс в таможенной сфере

Таможенное право

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях юрисдикционный процесс в таможенной сфере вызывает повышенный интерес как со стороны теоретиков-правоведов, так и практических работников таможенной службы. Это обусловлено влиянием внутренних и внешних факторов, действие которых актуализировало необходимость совершенствования нормативной регламентации правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения законности, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.

 

Во-первых, ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, интенсивная интеграция России в мирохозяйственные связи потребовали реформирования системы таможенного дела как важного рычага в регулировании различных форм экономического сотрудничества. Актуальность подобной регуляции заметно возрастает для российской экономики, осуществляющей структурную перестройку и нуждающейся для этого в инвестициях. Так, заметно возрос внешнеторговый оборот России. В 1997 году он составил 140 млрд 193 млн долларов США, в 1998 году - 116 млрд 615 млн долларов США, при этом экспорт составил 72 млрд 537 млн долларов США.' Обладая достаточным промышленным потенциалом, Россия активно участвует в мировой торговле, проводя экспортно-импортные операции. Значительная емкость российского рынка привлекает иностранные фирмы, которые заинтересованы в поставках своих товаров на этот рынок. Статистика свидетельствует, что ежедневно через таможенную границу Российской Федерации перемещаются тысячи тонн различных товаров. Такой большой грузопоток требует эффективного управления, отлаженной системы, которая должна успешно его регулировать.

' Внешнеторговый оборот России в 1997-1998 гп// Внешняя торговля, 1999, № 3, стр. 45.

 

Во-вторых, либерализация внешнеэкономической деятельности открыла возможность выхода на внешнеторговые контакты для физических и юридических лиц. Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года "О либерализации внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации" предоставил право всем организациям на равных основаниях участвовать во внешнеэкономических связях. Выход на внешние рынки многочисленных хозяйствующих субъектов нуждается в правовой регламентации.

 

В-третьих, процесс создания рыночной экономики, демократизация политической сферы, характеризующейся большей открытостью, сопровождается значительным ростом туризма. По данным Управления статистики Государственного таможенного комитета Российской Федерации, в 1994 году Россию посетило 3,3 млн иностранных граждан', что также вызывает необходимость упорядочивания перемещения туристов через таможенную границу.

 

В-четвертых, новые экономические, социальные и политические реалии требуют совершенствования тех положений Таможенного кодекса, которые касаются квалификации нарушений таможенных правил и административных правонарушений сотрудниками таможенных органов. Это будет способствовать адаптации функций таможенных органов к изменяющимся условиям деятельности через их обновление. Подобный процесс естественен и непрерывен.

 

В-пятых, в современных условиях, наряду с фискальной и контрольной, заметно возросла роль правоохранительной функции таможенных органов. Ее значение обусловлено распадом СССР, в результате которого таможенная граница Российской Федерации оказалась необорудованной и на протяжении многих тысяч километров стала совершенно "прозрачной". Кроме этого включение во внешнеэкономическую деятельность большого числа ее участников имело свою негативную сторону, поскольку в числе их на

' Щербинин Э. Иностранный туризм в России // Внешняя торговля, 1995, № 12, стр. 35.

 

внешний рынок вышли и недобросовестные хозяйствующие субъекты. Общий экономический кризис, поразивший Россию, в значительной мере способствовал резкому росту нарушений таможенных правил; изменились характер и содержание делинквентного поведения, появились новые виды правонарушений. Оптимизация правоохранительной функции таможенных органов должна опираться на современную нормативную базу. Принятие нового Таможенного кодекса Российской Федерации повысило эффективность противодействия таможенным правонарушениям, совершаемым в таможенной сфере, чему в немалой степени способствовало включение в Кодекс положений о нарушениях таможенных правил и ответственности за эти нарушения, о производстве по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении.

Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации в основном выполнил свои задачи на современном этапе экономического развития России. Однако уже в 1996 году учеными и практиками стали высказываться предложения о дальнейшем повышении качества Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку с 1993 года, т.е. со времени принятия Кодекса, наряду с положительным опытом в применении этого нормативного акта накопился и отрицательный, поэтому возникает острая необходимость в его совершенствовании'.

 

В-шестых, совершенствование нормативного регулирования порядка правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации вызвано не только практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, но и известным отставанием федерального законодательства от международных стандартов в сфере квалификации таможенных правонарушений. Одной из мер по обеспечению участия Российской Федерации в Совете Европы является совершенствование законодатель-

' См.: Сабельников Л. Регулирование внешней торговли России и пути его совершенствования // Внешняя торговля, 1996, № 12, стр. 43-44.

 

ства и правоприменительной практики в соответствии со стандартами Совета Европы.' В частности, согласно статье первой Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который подписан Россией при вступлении в Совет Европы, устанавливается, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Все это делает необходимым пересмотр положений Таможенного кодекса, касающихся применения взысканий. Не менее важным является положение статьи 3 Устава Совета Европы, к которому Россия присоединилась в форме Федерального закона от 21.02.96 № 19-ФУ. Оно устанавливает, что каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета. Парламентская Ассамблея Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы отметила, что процесс политических, правовых и экономических реформ в России продолжается, наблюдается рост осознания необходимости в утверждении принципов верховенства права и обеспечения законности. Однако правовая система страны все еще страдает рядом недостатков в реализации этой задачи.

 

Степень разработанности проблемы. Различные стороны регламентации порядка и форм правоохранительной деятельности таможенных органов и должностных лиц в известной мере были предметом анализа в разное время в общей теории права, в науке-административного и уголовного права. Теория юридического процесса активно разрабатывалась Протасовым В.Н., Горшеневым В.М. и его

' Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 16, ст. 1848. ^ Там же: ст.774.

последователями.' Теоретические основы административно-правовой деятельности исследованы в работах Алехина А.П., Бачило И.Л., Бахраха Д.Н., Веремеенко И.И., Габричидзе Б.Н., Додина Е.В., Козлова Ю.М., Коренева А.П., Лазарева Б.М., Масленникова М.Я., Манохина В.М., Малиновской В.М., Мозолина А.П., Сергиенко Л.А" Севрюгина В.Е., Сорокина В.Д., Салищевой Н.Г., Студеникиной М.С., Федосенко А.В., Шеренгина А.П., Якуба М.Л. и др.^

Различные аспекты процессуальной формы правоприменения были предметом анализа в науке уголовного права и процесса^.

' Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / Под ред. П.Е. Недбайло и В.М. Горшенева, М., 1976; Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985; Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая формадеятельности. М., 1987; Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991.

^ Лазарев Б.М. Административная ответственность. М., 1976; Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961; Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях. Воронеж, 1990; Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972; Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М" 1968; Студе-никинаМ.С. Законодательство об административных правонарушениях. М., 1981; ШергинА.П. Администрагивнаяюрисдикция.М., 1979,БахрахД.Н. Составадми-нистративного проступка. Свердловск, 1987; Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и юридический аспекты). Л., 1983.; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976; Бачи-по И.Л., Катрич С.В., Сергиенко Л.А. Обеспечение порядка в управлении производством. М., 1986; Севрюгин В.Е. Теоретические проблемы административного проступка. Дис... докт. юрид. наук. М., 1994; Коренев А.П. Административное право России. Учебник в 3-х частях. М.: МЮИ МВД России, 1996; Халюнее-ва А.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997; Че-чотД.М. Административная юстиция. Л., 1978; Якисов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). М., 1996 и др.

^ Божьев В.М. Уголовно-процессуальные отношения. М., 1975; Корнуков В.Н. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1978; Ольков С.Г. Уголовно-процессуальные правонарушения. Тюмень, 1996; Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском судопроизводстве. М., 1981 и др.

Существующие исследования административно-процессуальной деятельности таможенных органов носят скорее постановочный характер, чем аналитический. Порядок правоприменительной деятельности таможенных органов не стал пока темой самостоятельных исследований. Вне поля зрения ученых-юристов остаются вопросы, касающиеся особенностей процесса при производстве по делам о нарушениях таможенных правил, общих положений ответственности за нарушения таможенных правил, компетенции таможенных органов в применении такого вида взыскания как конфискация, возможность рассмотрении дела о нарушении таможенных правил при неустановлении лица, совершившего правонарушение, принятия решения в отношении товаров, не прошедших таможенного оформления, находящихся у лиц, которые не знали и не могли знать об этом обстоятельстве в момент их приобретения.

Настоящая диссертация, в известной мере, призвана восполнить существующий историко-методологический пробел в исследовании юрисдикционного процесса в таможенной сфере.

 

Объектом диссертационного исследования являются процессуальные правоотношения, возникающие в связи с осуществлением правоприменительной деятельности, таможенными органами.

Предметом анализа являются порядок и процедуры государственно-властной правоприменительной деятельности таможенных органов, связанные с реализацией таможенного дела в Российской Федерации, необходимостью обеспечения защиты экономического суверенитета и безопасности государства.

 

Цель данного диссертационного исследования состоит в определении степени соответствия действующего законодательства и правоприменительной практики таможенных органов нормам международного права в сфере обеспечения прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности. Цель исследования конкретизируется в решении следующих задач: 1) выявление специфики юрисдикционного процесса в таможенной сфере посредством анализа правовых форм и процедур осуществления правоприменительной деятельности таможенными органами; 2) критический анализ практики правоохранительной деятельности таможенных органов при производстве по делам о правонарушениях и определение направлений ее совершенствования; 3) анализ содержания правовой регламентации правоприменительной деятельности таможенных органов на основе исследования действующего законодательства, определения состояния и перспектив развития административно-процессуального законодательства на предмет приведения его в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и нормами международного права; 4) обоснование новых подходов к разрешению вопросов, возникающих в практике деятельности таможенных органов при производстве по делам о правонарушениях, определение путей совершенствования законодательства с тем, чтобы оно отвечало требованиям современного этапа развития таможенной службы, оформляло, закрепляло и гарантировало реализацию принципа верховенства прав и свобод человека; 5) устранение пробелов и противоречий в действующем таможенном законодательстве.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют как общенаучные методы познания, такие как системный, единство логического и исторического, социологический, так и частнонаучные правовые методы исследования: компаративный, технико-юридический, метод правого моделирования, формально-юридический и т.д. Наряду с этим методологической базой для формулирования понятий и признаков служат законы формальной логики и правила лингвистики.

 

Теоретической базой работы являются исследования по общей теории права, конституционного, административного, таможенного, уголовного права, связанные с выявлением содержания процессуальных отношений, отраженных в трудах Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Бернова Е.А., Габричидзе Б.Н., Дмитриева Ю.А., Козлова Ю.М., Козырина А.Н., Козыкина А.Ф" Корельского В.М., Лазарева Б.М., Елисеева Б.П., Глазуновой Н.А" Константинова А.В., Скрипника В.К" Петрова И.В., Попова Л.Л" Севрюгина В.Е., Коренева А.П., Кудрявцева В.Н., Бачило И.Л., Веремеенко И.И" Масленникова М.Я. и др. Нормативную основу исследования составили Конституция

Российской Федерации, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента, Правительства и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

 

Достоверность и верифицированность основных положений исследования. Теоретические положения и выводы диссертации опираются на обобщение значительного массива эмпирических данных, характеризующих правоприменительную практику таможенных органов. Критический анализ действующего законодательства на основе современных достижений юридической науки, соотнесение его с результатами обобщения эмпирических данных, опирающегося на личный опыт службы диссертанта в таможенных органах, позволяют говорить о высокой достоверности и верифицированности основных положений диссертационного исследования.

 

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлена комплексная разработка проблем юрисдикционного процесса в таможенной сфере, основанная на анализе состояния и перспектив развития правоохранительного процесса под углом зрения соответствия его положениям Конституции Российской Федерации, выводам, содержащимся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Научную новизну диссертации автор связывает с междисциплинарным характером исследования, состоящим в том, что правовое регулирование юрисдикционного процесса в таможенном деле впервые становятся предметом специального анализа с позиций, принципов и норм, сформулированных в Налоговом кодексе Российской Федерации.

 

На защиту выносятся следующие теоретически обоснованные положения, содержащие элементы новизны:

1. Юрисдикционный процесс в таможенной сфере представляет собой комплексную систему правовых форм деятельности таможенных органов и должностных лиц, связанных с обеспечением защиты экономического суверенитета и безопасности России, гарантированности законных интересов и прав участников внешнеэкономической деятельности.

2. Необходим системный подход к разработке положений, регулирующих производство по делам о таможенных правонарушениях и их рассмотрение, приведение юрисдикционного процесса в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, конституционными положениями, выводами Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения законодательства в таможенной деятельности.

3. Действующие нормы Таможенного кодекса Конституции Российской Федерации не соответствуют Налоговому кодексу РФ в части, регламентирующей процессуальную деятельность таможенных органов; необходимо внесение изменений и дополнений в статьи 231, 296, 331, 338, 341, 348, 386 Таможенного кодекса Российской Федерации.

4. Необходимо дополнение главы 48 Таможенного кодекса Российской Федерации положениями о порядке передачи дел о нарушении таможенных правил для рассмотрения в судебные органы.

5. В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации необходим пересмотр составов таможенных правонарушений, которые должны формулироваться и содержать соответствующие санкции в зависимости от формы вины.

6. Возможна конфискация товаров, не прошедших таможенного оформления, приобретенных лицами, которые не знали и не могли знать о нарушениях таможенных правил.

7. Допустимо рассмотрение дела о нарушении таможенных правил при неустановлении лица, подлежащего привлечению к ответственности.

 

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие положений об юрисдикционном процессе в таможенной сфере, поскольку восполняет пробелы в теории ответственности юридических лиц, формулирует концептуальный подход к совершенствованию процессуальных норм, регламентирующих порядок правоприменительной деятельности таможенных органов с учетом изменений в законодательстве и судебной практике 90-х годов.

 

Практическая ценность исследования определяется тем, что содержащиеся выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования процесса производства по делам о правонарушениях и их рассмотрения могут быть использованы при доработке нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при внесении изменений в действующий Таможенный кодекс и законодательство. Материалы исследования могут быть использованы: 1. В законотворческой деятельности по совершенствованию таможенного и в целом административного законодательства, учтены при разработке методических рекомендаций Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

2. В правоприменительной практике таможенных органов, осуществляющих производство по делам о таможенных правонарушениях и их рассмотрение.

3. В правоприменительной деятельности судов при рассмотрении жалоб на постановления и другие решения таможенных органов, вынесенные в ходе производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении.

4. В преподавании курсов таможенного и административного права в юридических учебных заведениях, а также при повышении квалификации практических сотрудников таможенных органов.

5. В научно-исследовательской работе при проведении дальнейших разработок проблем юрисдикционного процесса в таможенной сфере.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основные теоретические положения и практические рекомендации прошли апробацию в процессе обсуждения вопросов совершенствования таможенного законодательства на конференции в Российской таможенной академии (г. Москва, 18-19 апреля 1999 года), во время участия автора в научно-практическом семинаре с начальниками юридических подразделений таможенной службы России (г. Москва, 15-16 октября 1998 года), при подготовке публикаций по теме исследования.

Автор исследования принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб государств - участников Таможенного Союза (г. Москва, 5 марта 1999 год), во втором заседании Подкомитета по таможенному и трансграничному сотрудничеству в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами (г. Москва, 30 апреля 1999 год), на которых состоялись его выступления по вопросам совершенствования таможенного законодательства.

По теме диссертации автором опубликованы две работы общим объемом свыше/б печатных листов. Кроме того, подготовлены служебные записки председателю Таможенного комитета России по вопросам применения таможенными органами конфискации, положений Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Структура диссертации. Диссертационная работа выполнена в соответствии с требованиями, установленными ВАК. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, методологическая основа, а также новизна и практическая значимость полученных результатов.

 

В первой главе "Теоретико-методологические проблемы анализа юрисдикционного процесса в таможенной сфере" рассмотрены основные теоретические посылки исследования вопросов правоприменения в таможенной деятельности.

Обоснование специфики юрисдикционного процесса в таможенной сфере осуществляется путем формулирования исходной парадигмы анализа. В этой связи в контекст исследования вводится понятие "юридический процесс", позволяющее выявить специфику правоприменения в таможенной сфере. Рассматривая юридический процесс как комплексную систему правовых форм деятельности уполномоченных органов, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении юридических дел иных субъектов права, в диссертации осуществляется переход от общего понятия к его конкретным правовым формам. Одна из них представляет собой юрисдикционный процесс. Он рассматривается как нормативно установленные формы правоприменительной деятельности таможенных органов, должностных лиц по реализации норм материального права, требования которых в случае нарушения таможенных правил и административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, обеспечиваются соответствующими санкциями. Юрисдикционный процесс как комплексная система правовых форм государственно-властной, правоприменительной деятельности таможенных органов в разрешении различных дел о нарушениях таможенных правил регулируется правовыми нормами (процедурными и процессуальными), а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах. Для юрисдикционного процесса, который осуществляется в правоприменительной форме таможенными органами и должностными лицами, первостепенное значение приобретает форма деятельности. Она представляет собой правовую конструкцию нормативного упорядочивания правоприменительной деятельности таможенных органов и соответствующих актов. Ее содержание выражается в совокупности требований, предъявляемых к действиям участников таможенно-правовых отношений, направленных на достижение конкретного результата. Юридическая форма устанавливает какие действия, в какой последовательности и в какой срок могут и должны совершить таможенные органы и должностные лица в случае нарушения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных правил. Следовательно, правовая форма правоприменительной деятельности таможенных органов служит одной из гарантий обеспечения законности, гаранти-рованности прав и законных интересов участников ВЭД, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.

Не все формы правоприменительной деятельности таможенных органов носят юрисдикционный, т.е. правоохранительный характер. Однако наиболее важной среди юрисдикционных форм является производство по делам о нарушениях таможенных правил.

Юрисдикционый процесс как одна из разновидностей юридического процесса состоит из различных видов процессуального производства. Процессуальное производство - это совокупность правовых форм деятельности таможенных органов, включая совокупность действий для достижения какого-либо результата, решения определенных задач. Этот процесс согласно положениям Таможенного кодекса Российской Федерации может осуществляться соответствующими государственными органами, в данном случае - таможенными органами, должностными лицами таких органов, в связи с выявлением нарушений таможенных правил. Наряду с этим, производство по делам о нарушениях таможенных правил должно осуществляться в порядке, закрепленном в законе. Таким образом, производство по делам о нарушении таможенных правил представляет собой процессуальный порядок деятельности таможенных органов и их должностных лиц по заведению дел о нарушении таможенных правил, исследованию обстоятельств, связанных с совершением правонарушения, рассмотрению таких дел, разрешению жалоб на состоявшиеся постановления по делам о нарушении таможенных правил и исполнению постановлений о наложении взысканий за совершение правонарушений.

Производство по делу о нарушении таможенных правил является управленческой деятельностью таможенных органов, а характер правоотношений, возникающих в ходе осуществления такой деятельности, является административно-правовым. Наглядно это проявляется в активной роли таможенных органов, которые обязаны в каждом случае обнаружения правонарушения завести дело о нарушении таможенных правил, в связи с чем возникают таможенно-правовые отношения между таможенными органами, правонарушителем и другими субъектами. Установление порядка производства по делу о нарушении таможенных правил обусловлено спецификой деятельности таможенных органов, выполняющих одновременно правоохранительные и исполнительные функции, которая выражается в законном вмешательстве в противоправную деятельность физических и юридических лиц. Нередко это вмешательство связано с ограничением прав последних, применением к ним мер государственного принуждения, являющимися в ряде случаев достаточно жесткими, например, конфискация товаров и транспортных средств.

Такое положение предполагает четкую регламентацию полномочий таможенных органов и установление прав и обязанностей лиц, совершивших нарушение таможенных правил, а также свидетелей, экспертов, переводчиков и других лиц, участвующих в производстве по делу о нарушении таможенных правил, что должно обеспечить строгое соблюдение законности при производстве по делу и применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

Задачами, которые должны быть разрешены в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил, являются обеспечение эффективной борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела. Борьба с таможенными правонарушениями предполагает выявление всех совершенных правонарушений и лиц, их совершивших. Причем выявление правонарушений должно проходить достаточно быстро, чтобы имелась возможность эффективно применить законную меру взыскания. Невыполнение этой задачи может воспрепятствовать наложению взыскания ввиду истечения установленных сроков.

Не менее важной задачей, которая должна быть выполнена в ходе производства по делу, является обеспечение гарантий прав лиц, участвующих в производстве по делу, что должно исключить привлечение к ответственности лиц, не совершавших правонарушений.

При производстве по делу о нарушении таможенных правил устанавливаются причины и условия, способствовавшие таким нарушениям, выявление которых даст возможность принять меры

к их устранению, тем самым выполнить профилактическую функцию. Реализация данной функции юрисдикционного процесса в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил имеет важное практическое значение как для разрешения конкретного дела, так и для формирования общественного отношения к деятельности таможенных органов.

Порядок производства по делу о нарушении таможенных правил регулируется положениями, содержащимися в главах 40-51 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающими общие условия производства, круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности, обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу или в его рассмотрении, доказательства, порядок производства конкретных процессуальных действий и т.д. Нормы о порядке производства по делам о нарушении таможенных правил содержатся также в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях, которое применяется в части, не урегулированной Таможенным кодексом Российской Федерации.

В характеристике особенностей юрисдикционного процесса в таможенной сфере, по мнению автора, необходимо учитывать то обстоятельство, что во-первых, отраслей материального права намного больше, чем процессуальных. Поэтому правоохранительная деятельность в случае отсутствия "своего" процессуального права неизбежно осуществляется по процедурам одного из существующих юридических процессов. Во-вторых, в рамках одной отрасли материального права различные нормы обладают особенностями, которые требуют определенных различий в процедуре их обеспечения. В-третьих, нередко возникает необходимость учесть особенности и конкретных дел.

Это приводит к тому, что в рамках одной процессуальной отрасли, одного вида юридического процесса появляются различные виды процессуального производства.

В рамках юрисдикционного процесса в таможенной сфере выделяют два вида процессуального производства: производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил проводится в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, -в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания и порядок действий таможенных органов в процессе привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил устанавливаются практически исключительно Таможенным кодексом. Вместе с тем, в Таможенном кодексе отсутствуют некоторые нормы и понятия, например, понятие совершения административного правонарушения умышленно или по неосторожности (статьи II и 12 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), понятия крайней необходимости и необходимой обороны (статьи 18 и 19 КоАП ).

 

Первое направление анализа правоохранительного процесса путем выделения в нем определенных стадий в диссертации рассматривается как определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. Поэтому правоохранительный процесс в таможенной сфере не может не содержать требований, обеспечивающих ритмичность, плановость и строгий правовой порядок при проведении актов, имеющих правовое значение, а главное - обеспечивающих справедливость, законность, обоснованность как самой деятельности, так и постановляемых юридических актов, т.е. результатов деятельности.

В связи с этим представляется целесообразным подразделение юрисдикционного процесса на этапы, вычленение в нем стадий.

В отличие от порядка, установленного Кодексом об административных правонарушениях, который рассматривает лишь две стадии производства по делу (стадию возбуждения дела об административном правонарушении и стадию его рассмотрения), Таможенный кодекс предусматривает процесс производства по делу о нарушении таможенных правил и регламентирует порядок производства конкретных процессуальных действий. В диссертации последовательно рассматриваются правоприменительные стадии производства по делу о нарушении таможенных правил, выявляется

их специфика и формулируются рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования правоприменительной деятельности таможенных правил.

Второе направление анализа правоохранительного процесса состоит в выявлении его содержательной стороны. Юрисдикционный процесс в таможенной сфере можно рассматривать в контексте выделения в нем юридических комплексов, составляющих его содержание. Во все процессуальные производства включаются такие обязательные элементы, как процессуальные правоотношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты. В диссертации производство дел о нарушениях таможенных правил рассматривается в этом контексте, что обеспечивает целостность и всесторонность анализа.

 

Во второй главе "Основные направления совершенствования правоприменительной деятельности при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил" используется сформулированная ранее теоретическая конструкция анализа применительно к этапу рассмотрения дел.

Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил представляет собой самостоятельную стадию административного процесса, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации. Рассмотрение дел осуществляется соответствующими должностными лицами таможенных органов в порядке, определяемом главой 48 Таможенного кодекса, и заключается в проверке, оценке собранных доказательств и принятии решения.

Процесс обнаружения, закрепления, проверки и оценки доказательств осуществляется при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил, в ходе которого устанавливаются все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного решения по делу. Но эти же обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу о нарушении таможенных правил, должны быть установлены и при рассмотрении таких дел. Несмотря на то, что предмет доказывания в этих стадиях является одним и тем же, процессуальные условия по установлению необходимых обстоятельств различны. Наличие больших процессуальных гарантий для принятия законного решения в стадии рассмотрения дела выделяет данный этап в качестве специфического.

Предшествующая стадия ведения производства по делу является, по существу, подготовительной, хотя без нее рассмотреть дело было бы чрезвычайно затруднительно. Тем не менее, она не предопределяет существа решений, которые принимаются при рассмотрении дел.

Процедура, установленная законом для стадии рассмотрения дел, предоставляет больше возможностей для обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил, т.к. в рассматриваемой стадии максимально полно изложены принципы, которые могут гарантировать достоверность результатов, полученных в ходе ведения производства по делам о нарушении таможенных правил, и соблюдение прав граждан и юридических лиц при вынесении решения по делу.

Анализ статей главы 48 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая посвящена вопросам рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, показывает, что данная стадия состоит из нескольких правоприменительных циклов (этапов), которые имеют между собой логическую связь, в связи с чем каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Первый этап является как бы подготовительным, т.к. в ходе его реализации решаются предварительные вопросы о возможности рассмотрения дела. Сделав вывод о том, что данное дело о нарушении таможенных правил возможно рассмотреть, должностное лицо таможенного органа приступает к следующему этапу: собственно рассмотрению дела, в ходе которого осуществляется непосредственное исследование обстоятельств совершения нарушения таможенных правил. Следующим этапом рассмотрения дела является вынесение постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, который завершает данную стадию. Каждый из приведенных этапов рассмотрения дела о нарушении таможенных правил имеет свою подробную регламентацию, призванную дополнительно гарантировать права лиц, привлекаемых к ответственности. При рассмотрении дела проверяются все доказательства, собранные в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил, и обоснованность выводов о совершении физическим или юридическим лицом правонарушения. Необходимо отметить, что рассмотрение дела не сводится только лишь к проверке уже собранных доказательств. На этой стадии рассматриваются и дополнительные доказательства, которые представляются лицами, привлекаемыми к ответственности, их адвокатами или представителями. В необходимых случаях при рассмотрении дела назначается проведение экспертиз и проводятся другие процессуальные действия.

Установленная законом процедура рассмотрения дела предусматривает исследование доказательств при активном участии лиц, которые привлекаются к ответственности, их адвокатов или представителей, что обеспечивает права перечисленных лиц и позволяет объективно оценить собранные материалы.

При рассмотрении дел в наибольшей степени решаются поставленные перед таможенными органами задачи по борьбе с нарушениями таможенных правил. Прежде всего, должно быть обеспечено своевременное и полное выявление правонарушений и лиц, их совершивших, правильное применение закона как в части квалификации правонарушения, так и в процессуальном плане, справедливое взыскание. Перечисленные задачи имеют большое практическое значение. Своевременность выявления правонарушений обеспечивает не только пресечение его на ранних этапах совершения, но и восстановление нарушенных требований закона и законных интересов как физических, так и юридических лиц. В то же время своевременность выявления нарушений таможенных правил способствует полноте их выявления, что означает выявление всех совершенных правонарушений и изобличения всех лиц, в той или иной степени причастных к их совершению.

Обеспечение правильного применения закона предполагает строгое и неуклонное соответствие всех действий должностных лиц таможенных органов положениям, содержащимся в Таможенном кодексе Российской Федерации, в соответствии с которым никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение осуществляется строго на основании законности. Применение таможенными органами и их должностными лицами мер воздействия за нарушения таможенных правил производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством. Рассмотрение дела происходит в определенном процессуальном порядке, который устанавливается статьей 362 Таможенного кодекса, позволяющим создать необходимые условия для проведения разбирательства. Они представляют собой систему процессуальных гарантий, обеспечивающих соответствие закону всех процессуальных действий, а равно законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений. Среди них следует выделить процессуальную форму, под которой понимается последовательный, установленный нормами процессуального права порядок рассмотрения и разрешения юрисдикционных дел.

Диссертант последовательно рассматривает процессуальную форму всех правоприменительных циклов рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, каждый из которых непосредственно направлен на принятие разнохарактерных по своему назначению правоприменительных актов. Автор подчеркивает, что правоприменительные циклы не просто следуют одни за другим, но каждый последующий при известных условиях определяет правильность предыдущего. Рассматривая различные правоприменительные циклы, в работе обосновывается вывод о известном несоответствии процессуальных форм правоприменительной деятельности таможенных органов и должностных лиц при рассмотрении дел о нарушениях таможенных правил нормам международного права, Конституции Российской Федерации и постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. В этой связи в заключении диссертации формулируются практические рекомендации по совершенствованию процессуального законодательства в таможенной сфере и приведению его в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Среди них следует выделить:

1. Таможенный кодекс не содержит специальной нормы о возможности ведения производства по делу, в том числе составления протокола о нарушении таможенных правил, в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности. Между тем, составление протокола о выявленном нарушении таможенных правил вызывается необходимостью создания правовых оснований для начала производства по делу и закрепления следов правонарушения. С учетом сложившейся практики, в том числе судебной, статью 299 Таможенного кодекса следует дополнить положением, согласно которому отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, не является обстоятельством, препятствующим производству по делу.

2. Положение части 6 статьи 231 Таможенного кодекса Российской Федерации о том, что организации и индивидуальные предприниматели несут ответственность за нарушение таможенных правил за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, требует внесения изменений с учетом норм, содержащихся в Налоговом кодексе Российской Федерации, и выводов, содержащихся в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми вина является необходимым элементом состава правонарушения, совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Соответственно, должны быть внесены изменения в статью 364 Таможенного кодекса, устанавливающую обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил.

3. При прекращении уже заведенного дела выносится постановление о прекращении производства, в то же время Таможенный кодекс не предусматривает порядок оформления решения в том случае, когда обстоятельства, исключающие производство по делу, устанавливаются в ходе проверки сообщений заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении. С учетом важности и наступлением определенных последствий при принятии такого решения необходимо дополнить главу 40 Таможенного кодекса положением, согласно которому должностное лицо таможенного органа, проводившее проверку, выносит постановление об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил.

4. Нормы Таможенного кодекса о времени задержания правонарушителя также необходимо рассматривать с учетом положений Конституции Российской Федерации, согласно которой арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22). Статья 6 раздела 2 Конституции устанавливает, что до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, но это относится к уголовно-процессуальному законодательству. В таможенном законодательстве следует руководствоваться приведенными выше нормами Конституции, поэтому в статью 331 Таможенного кодекса необходимо внести изменения.

5. В соответствии со статьей 348 Таможенного кодекса Российской Федерации после окончания производства по делу о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности, вправе ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы. Представляется, что такое право лица, привлекаемого к ответственности, носит "запоздалый" характер. Анализ правоприменительной практики показывает, что не имеется каких-либо особых обстоятельств, которые препятствовали бы ознакомлению привлекаемого лица с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта в ходе производства по делу, в связи с чем следует внести изменения в статью 348 Кодекса.

6. В соответствии со статьей 35 Конституции право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этой связи в практике деятельности таможенных органов возник вопрос о компетентности рассмотрения дел о нарушении таможенных правил,

ответственность за которые предусматривает конфискацию товаров и транспортных средств. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации признали, что применение конфискации без судебного решения противоречит Конституции. Следовательно, рассмотрение таможенными органами дел о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусматривается в виде конфискации товаров и транспортных средств, признается не соответствующим действующему законодательству. В то же время не разработана процедура направления таких дел в суды и их рассмотрения судами. Очевидно, что при таком положении требуется внесение изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации.

7. В Таможенном кодексе Российской Федерации вопросы о компетенции рассмотрения дела регулируются частью 2 статьи 359, которую следует дополнить положениями, раскрывающими порядок направления дела в суд, в соответствии с которым дело о нарушении таможенных правил направляется для рассмотрения в суд, если в качестве одного из видов взыскания за совершение данного правонарушения предусмотрена конфискация товаров и транспортных средств, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

В случае, если конфискация не подлежит обязательному применению, дело, при отсутствии необходимости ее применения, может быть рассмотрено соответствующим должностным лицом таможенного органа согласно действующим положениям Таможенного кодекса Российской Федерации. Порядок направления дела в суд должен содержать положения о сроках разрешения вопроса о компетентности рассмотрения дела, о вынесении постановления о направлении дела в суд. В постановлении должно быть отражено существо дела, квалификация правонарушения, решение о направлении дела для рассмотрения в суд, перечисление вещественных доказательств за судом, ответственного в дальнейшем за их сохранность и т.д.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает ведение протокола в процессе рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, однако практика выявила такую потребность, в связи с чем представляется необходимым внесение дополнений в главу 48 Таможенного кодекса об обязательном ведении протокола, т.к. в ходе рассмотрения дела принимаются процессуальные решения, имеющие важное значение для соблюдения прав его участников. Указанные решения должны найти свое отражение в протоколе, что будет способствовать в дальнейшем объективному рассмотрению жалоб вышестоящим таможенным органом или судом.

9. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовой ответственности, предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.

10. Необходимо отметить, что рассмотрение дела при неустановлении лица, совершившего правонарушение, требует внесения дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации, поскольку ряд вопросов остается неурегулированным. Например, как следует решать вопрос о применении санкции, например, штрафа. Исполнение постановления в этой части заведомо не реализуемо. При таком положении, очевидно, целесообразно внесение соответствующих дополнений в статью 364 Таможенного кодекса Российской Федерации, перечисляющую обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил. При неустановлении лица, совершившего правонарушение, очень затруднительно установление таких обстоятельств, как виновность физического или должностного лица, подлежит ли оно ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершенное правонарушение.

11. Возможно внесение дополнений в статью 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающую запрет на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. В частности, при установлении фактов пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 131, лица, допустившие нарушение данного требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отсутствии оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности таможенные органы принимают меры по распоряжению такими товарами и транспортными средствами путем их реализации, с раскрытием его механизма.

12. При использовании упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил решение начальника или заместителя начальника таможенного органа по жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежит. Не обжалуются такие решения и в арбитражные суды. Однако данные положения необходимо рассматривать с учетом конституционных гарантий судебной защиты прав и свобод.

13. В Конституции Российской Федерации закреплено право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46). В связи с этим требуется внесение изменений в статью 386 Таможенного кодекса, устанавливающую порядок обжалования акта о наложении взыскания.

 

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. О проекте новой редакции Таможенного кодекса РФ // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование, 1999, №9. С. 81-89.

2. О некоторых вопросах применения положений статьи 131 Таможенного кодекса РФ // Проблемы совершенствования таможенного дела в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции (18-19 марта 1999 г. РТА ГТК РФ). - М.: РИО РТА, 1999. С. 399-402.

3. Таможенное право. В 2-х томах: Курс лекций: Общая часть / Под ред. В.П Драганова; Научн. руков. авт. коллектива М.М. Рассолов. - М.: ОАО "Экономика", 1999. Т 1. С. 136-177; С. 259-287; С. 466-586; Т. 2. С. 85-120; С. 148-174 (в соавторстве).

4. О практике применения положений Федерального закона Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности: Сборник научных трудов: В 2-х частях. Часть 2. - М.: РИО РТА, 1999. С. 267-277.

 


Описание предмета: «Таможенное право»

Таможенное право – это отрасль законодательства РФ; совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения

Литература

  1. В.И. Теличенко, А.А. Лапидус, А.А. Морозенко. Информационное моделирование технологий и бизнес-процессов в строительстве. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2008. – 144 с.
  2. О.И. Шелухин, А.М. Тенякшев, А.В. Осин. Фрактальные процессы в телекоммуникациях. – М.: Радиотехника, 2003. – 480 с.
  3. А.Д. Кирнев, Г.В. Несветаев. Технология процессов в строительстве. Курсовое проектирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 544 с.
  4. К.И. Трифонов, В.А. Девисилов. Физико-химические процессы в техносфере. – М.: Форум, Инфра-М, 2010. – 240 с.
  5. Ю.В. Светлов. Термовлажностные процессы в материалах и изделиях легкой промышленности. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
  6. Н.А. Андреев, В.Б. Коробов. Стратегический анализ в правоохранительной сфере. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 240 с.
  7. Е.Ф. Мищенко, В.А. Садовничий, А.Ю. Колесов, Н.Х. Розов. Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 400 с.
  8. Л.Н. Самойлова, Г.Ю. Юрьева, А.В. Гирн. Технологические процессы в машиностроении. Лабораторный практикум. – СПб.: Лань, 2011. – 160 с.
  9. Л.М. Акулович, В.К. Шелег. Основы автоматизированного проектирования технологических процессов в машиностроении. – М.: Новое знание, Инфра-М, 2012. – 496 с.
  10. Андрей Синявский. Литературный процесс в России. – М.: РГГУ, 2003. – 432 с.
  11. В.Л. Лебедев. Случайные процессы в электрических и механических системах. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1958. – 176 с.
  12. А.А. Тюрина. Функция защиты в административно-юрисдикционном процессе. – М.: Городец, 2009. – 128 с.
  13. Г.Н. Соколова, Н.Н. Сечко, Е.В. Таранова. Трансформационные процессы в Беларуси и России. Социальный аспект. – М.: Беларуская Навука, 2009. – 224 с.
  14. А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. Система управления рисками в таможенном деле. Учебник. – М.: ГИОРД, 2014. – 320 с.
  15. О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2014. – 144 с.
  16. Галина Шкиренко. Инновационные процессы в трудовой сфере. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 124 с.
  17. Т.В. Лузина,С.С. Решетникова. Организация делопроизводства в таможенных органах. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Государственное регулирование инновационных процессов в России
Экономика государств
Курсовая работа
21 стр.
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
Бюджетное право
Диплом
99 стр.
Бюджетный процесс в россии
Экономика
Диплом
84 стр.
Особенности маркетинга в некоммерческой сфере
Маркетинг
Курсовая работа
32 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Denis
Юля, спасибо большое. Преподаватель был впечатлен. Я со своей стороны работу вызубрил до нельзя! Он остался доволен. Спасибо-спасибо и еще раз спасибо! :)