Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Муниципальные предприятия и их роль в региональной экономике фармацииЭкономика отраслей
Институт социально-экономических проблем Российской Академии Наук
Афанасьев Александр Михайлович
Муниципальные предприятия и их роль в региональной экономике фармации
Специальность 08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Санкт-Петербург 1997
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Гражданский кодекс РФ включия в число организационно-правовых форм коммерческих организаций муниципальные унитарные предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой они играют видную роль в государственном регулировании развития региональной инфраструктуры и отраслей экономики, непосредственно определяющих качество жизни населения региона (энергоснабжение, пассажирский транспорт, коммунальное хозяйство, водоснабжение, экология, здравоохранение, культура, социальное обслуживание и т.д.). К числу отраслей, играющих особую роль в экономике и социальном развитии региона относится фармация.
Фармация - весьма специфическая сфера хозяйственной деятельности, включающая производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения, оптовую и розничную торговлю, специализированное хранение и распределение (дистрибьюцию). Эта отрасль в развитых странах относится к числу наиболее динамических и рентабельных, но в то же время выступает как особый сегмент рынка, регулируемый государственными и муниципальными органами власти, а также контролируемый страховой медициной. В последние годы фармация начинает интегрироваться со сферой медицинских услуг.
В России экономика фармации в условиях перехода к рыночным условиям оказалась одной из наименее изученных отраслей науки. Соответствующая отрасль понесла большой ущерб в связи с распадом СССР и СЭВ, поспешной приватизацией, резким сокращением государственной поддержки. Все это обусловило актуальность темы.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - обоснование роли муниципальных предприятий в развитии фармации и ее адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Указанную цель конкретизируют следующие задачи:
- определить особенности муниципального предприятия как организационно-правовой формы фирмы в условиях переходной экономики;
- развить концепцию фармации как комплексной отрасли народного хозяйства, нуждающейся в особом государственном и муниципальном регулировании в качестве специфического сегмента рынка;
- обосновать предложения по адаптации муниципальных предприятий фармации к рыночным условиям хозяйствования на основе развития их организационной структуры и правового статуса, совершенствования методов ценообразования, инвестиционной политики и финансового анализа.
Для решения этих задач были проведены исследования по следующим основным направлениям:
- анализ природы фирмы как института рыночной экономики, муниципальной собственности как основы местного самоуправления и муниципальных предприятий как особого вида фирм, имеющих особое значение для условий жизни населения данного населенного пункта и региона;
- анализ зарубежного опыта развития фармации как одной из наиболее рентабельных сфер экономики, причин кризиса отечественной фармации в 90-х гг. и путей ее стабилизации;
- анализ основных направлений адаптации муниципальных предприятий фармации к новым условиям хозяйствования.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования являются муниципальные предприятия фармации, играющие важную роль в обеспечении безопасности путем снабжения населения необходимым ассортиментом эффективных лекарственных средств и изделий медицинского назначения при максимальной экономии затрат.
Предмет исследования - методы адаптации фирм России к условиям хозяйствования в переходной экономике.
МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явилась теория социально ориентированной, регулируемой государством и местными органами власти региональной экономики, разработанная в трудах Л.Абалкина, Н.Некрасова, Д.Львова, С.Глазьева, А.Когута, В.Воротилова, И.Сигова, В.Ивановой и других экономистов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы состоит в следующем:
- уточнена природа фирмы как института переходной экономики и особенности муниципального унитарного предприятия как одного из видов фирм, обоснованы пути развития организационно-правового статуса муниципальных предприятий;
- определена роль муниципальной собственности в развитии местного самоуправления в условиях переходной экономики федерального государства;
- обоснована роль фармации как комплексной отрасли народного хозяйства и особого сегмента рынка, формы и методы ее государственного и муниципального регулирования пути реструктуризации в современных условиях;
разработаны методические основы адаптации муниципальных предприятий фармации к новым условиям хозяйствования на основе упорядочения их регулирования со стороны местных органов власти, улучшения ценообразования, инвестиционной политики, конкурсных методов распределения муниципального заказа и т.д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы связана с использованием обоснованных в ней методических положений при разработке новой схемы государственного регулирования и реструктуризации фармации, имеющей целью сохранение и развитие конкурентоспособности отечественных предприятий, защиту национального рынка и улучшение обеспечения лекарственными средствами всех слоев населения. На муниципальном уровне могут быть использованы предложения о совершенствовании ценообразования, методики оценки и мониторинга эффективности производства и конкурсного (тендерного) порядка распределения инвестиций и муниципального заказа на основе анализа финансового состояния предприятий.
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ проводилась в ходе планирования экономического и социального развития муниципального предприятия "Центральная фармацевтическая база г. Санкт-Петербурга". Результаты исследования докладывались на конференциях в ИСЭП РАН. По теме диссертации опубликовано 4 работы объемом 2 п.л.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются предмет, объект и методологическая база исследования, его научная и практическая значимость.
В первой главе рассмотрена природа фирмы как института рыночной экономики, классификация коммерческих организаций и особенности организационно-правового статуса муниципальных предприятий.
В специальном разделе рассматривается роль муниципальных предприятий в развитии местного самоуправления в федеральном государстве.
Во второй главе развита концепция фармации как комплексной отрасли, включающей производство, распределение, закупку, хранение и реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Анализируются причины кризиса в этой сфере в России 90-х гг., пути стабилизации и дальнейшего развития отрасли с учетом зарубежного опыта. Обоснованы основные направления реструктуризации отрасли.
Третья глава посвящена путям адаптации муниципальных предприятий фармации к новым условиям хозяйствования. Особое внимание уделяется совершенствованию их организационной структуры, системы ценообразования, инвестирования, оценки эффективности производства, финансовой устойчивости и платежеспособности, конкурсному распределению заказов.
В приложении приведен Устав муниципального предприятия фармации, разработанный с участием диссертанта.
В работе использованы предложения по совершенствованию обеспечения населения лекарственными средствами, высказанные специалистами Минздрава РФ, вице-губернаторами СПб В.Щербаковым, Ленинградской обл. - А.Воронцовым и другими авторами.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Важным с теоретической и практической точки зрения нововведением, закрепленным в Гражданском кодексе РФ, является разграничение понятий "предприятие" и "хозяйственный субъект" (фирма). Предприятие рассматривается как имущественный комплекс - объект управления, включающий недвижимость, движимое имущество, долги, обязательства и права (право на наименование, использование недвижимости и природных ресурсов (промышленные права), исключительные права на интеллектуальную собственность).
Фирма как хозяйственный субъект представляет собой юридическое лицо, имеющее в собственности или титульном владении обособленное имущество, способное отвечать по своим обязательствам всем или частью этого имущества, приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные ответственные права, предъявлять иски и гражданско-правовые договоры.
Развитие теории фирмы в мировой экономической литературе началось в 60-х годах благодаря работам институционалистов. Однако, следует отметить, что еще К.Маркс и В.И. Ленин различали предприятие как производственную единицу -систему средств производства и работников, приводящих их в движение (для этих целей использовались термины "завод", "фабрика", "заведение") и предприятие как экономическую ячейку
общества (в этом качестве речь идет о хозяйственном товариществе или обществе, корпорации и т.д.). В 1921-1928 гг. в России в качестве предприятия в этом смысле выступали тресты и синдикаты. В современной литературе подчеркивается возрастание крупных, особенно транснациональных корпораций (ТНК) как системообразующего звена рыночной экономики, через которые осуществляется государственное макроэкономическое регулирование среднего и малого бизнеса*.
Возрастает роль публичных корпораций, созданных с участием государства и общественных организаций под контролем местных органов власти*.
Применительно к фармацевтическим компаниям особое значение приобретает мировой опыт привлечения иностранных инвестиций для повышения конкурентоспособности и научно-технического уровня отечественных предприятий, а не для передачи внутреннего рынка и национальной промышленности в подчинение интересам зарубежных корпораций**.
С учетом опыта ФРГ и других стран в диссертации анализируется классификация хозяйственных организаций при которой государственные и муниципальные предприятия (в отличие
' Tongeren. F.W. van Mitcrosimolation modeling of the corporation: exploring, mikro-makro economic relations. Berlin-New York, 1995, Multinational corporations: expandi influence in the 1990-s: an analysis Washington, 1995.
" Performance contracting for Public enterprises, New Vorli., 1995, schneidor M., Teske P.Public entrepreneurs: agents for change in American government. Princeton (N.j).,1995,
"' Foreign direct investment in a changing globas political economy. Ed. S. chan. Hound mills, 1995.
от обычных фирм) выступают и как субъект и как объект хозяйственной деятельности.
Особую роль в современной экономике играет среднее звено управления, представленное объединениями юридических лиц, действующих на правах ассоциации (000, созданное на основе вкладов участников для оказания им информационно-маркетинговых и других услуг, а также представления их интересов в органах власти и общественном мнении), союза (неформальное объединение интересов без создания общих органов управления) либо финансово-промышленной или производственной (торговой, финансовой) группы.
Опыт реформирования экономики ряда стран Европы и Азии в 90-х гг. доказывает преимущества институционального подхода, при котором особое внимание обращается на взаимосвязь экономических, социологических, социально-психологических, нравственно-этических, экологических и других гуманитарных аспектов общественного развития. Рынок при этом распространяется не как самоцель или "невидимая рука", определяющая развитие экономики, а как один из ее институтов наряду с государством, фирмами, законодательством, культурными традициями и другими формами организации совместной деятельности людей.
2. В диссертации обоснована роль муниципальных предприятий в местном самоуправлении и региональной экономике, обобщен опыт функционирования муниципальной собственности в странах ЕС.
Важный вклад в разработку теории местного самоуправления в муниципальных образованиях как органической составной части теории преобразования региональных социально-экономических систем внесли ученые ИСЭП РАН*.
Для исследуемой темы особое значение имеет создание экономической основы местного самоуправления, роль муниципальных предприятий в разработке и реализации региональной социально-экономической политики, формировании подсистем управления социальным, экологическим, экономическим и научно-инновационным развитием региона, совершенствованием регионального инвестиционного климата.
В диссертации особый раздел посвящен анализу функций местных органов управления по регулированию здравоохранения и фармации.
Муниципальные предприятия во всех промышленно-развитых странах представляют собой собственность средних (земля, провинция, штат и т.д.) и первичных региональных звеньев управления (город, поселение). Они создаются в отраслях, непосредственно обслуживающих жителей данного административного образования (газо-, водо- и энергоснабжение, канализация, порты, аэропорты, ж/д станции и вокзалы, местный пассажирский транспорт, дорожное и транспортное хозяйство, почта, телекоммуникации, жилищное и коммунальное хозяйство, строительство, ремонт и обслуживание муниципальных зданий и сооружений; экология (уборка и переработка мусора, мониторинг окружающей среды, уход за общественными парками и зелеными
* Местное самоуправление; системный подход. Под ред. А.Е. Котута, Спб, 1997г.; Научно-инновационная сфера в регионе. Под ред. АА. Румянцева, Спб, 199бг.; Литовка О.П., Федоров М.М., Павлов Х.В. Методические аспекты экологизации экономики природопользования в условиях формирования рыночных отношений. Спб, 199бг.; Потемкин В.К. Инвестиционная политика: теоретический анализ и проблема управления. Спб, 1996 г.; Муниципальное планирование. Под. ред. В.Е. Рохчина, B.C. Чекалина, Спб, 19961.
насаждениями, пожарная и аварийная служба); культура, спорт, образование, социальные услуги, торговля (рынки, ярмарки и т.д.) и зрелищные услуги, здравоохранение, фармация. В 80-х - 90-х гг. отмечаются две преобладающие тенденции. 1. Приватизация объектов муниципальной собственности, не относящихся к естественным монополиям и способных приносить доход путем конкурсной продажи инвесторам, доказавшим свою профессиональную компетенцию и опыт в данной сфере, финансовую устойчивость и т.д. при сохранении муниципального контроля за качеством товаров и услуг.
2. Переход от прямого управления, при котором валовый доход предприятия включается в доход местного бюджета, а расходы на текущую деятельность - в бюджетные расходы к доверительному управлению (трасту), в этих случаях муниципальное предприятие получает право юридического лица, переводится на самоокупаемость и конкурирует на равноправной основе с частными фирмами в той же сфере.
В диссертации анализируется организационно-правовой статус муниципальных предприятий в различных странах.
3. Фармацевтическая промышленность представляет собой важный сегмент мирового рынка. Российский рынок лекарственных средств оценивается в 3 млрд. доп., что примерно соответствует уровню Швеции, однако к началу XXI в. по прогнозам он составит 8-10 млрд. дол. В диссертации доказывается невозможность и нецелесообразность развития этого сегмента на чисто рыночных основах. Здесь необходим государственный контроль качества продукции, фармакопейные статьи (полный производственный регламент), стандарты по составу лекарств, примесям, балластным веществам и т.д. Они утверждаются и контролируются не только институтом-разработчиком лекарств, но и государственным контрольным органом. Отрасль во многом определяет национальную и оборонную безопасность страны, отличается большой наукоемкостью и развитым кооперированием, особыми условиями хранения и сбыта продукции. В странах с развитой рыночной экономикой до 3/4 цены лекарств оплачивает не покупатель, а бюджет и страховые компании. При рыночной трансформации эти особенности, как показано в диссертации, не были учтены, приватизация в отрасли проводилась по общим давилам, механизм ценообразования должным образом не регламентирован.
В результате объем производства в 90-х гг. сократился более, чем вдвое, разрушено отечественное производство субстанций, неоправданно увеличилось число оптовиков на лекарственном рынке (на гораздо более обширном рынке США действует всего 14 крупных и 50 средних оптовых фирм). Во многих случаях успех импортных лекарств при сопоставимом качестве ив 3-10 раз более высокой цене обеспечивается агрессивной рекламой, лучшей упаковкой, консигнацией (поставка в кредит, без предоплаты), неоправданными пошлинами на импорт субстанций.
В диссертации проанализировано положение отрасли на фондовом рынке. Покупка контрольного пакета акций, которую часто ведут оффшорные брокерские фирмы позволяет затем выкупить остальные акции за счет оборотных средств самого АО и захватить товаропроводяшую сеть, оставив за заводом лишь расфасовку и наклеивание этикеток. В условиях избытка мощностей на мировом рынке это дает ТНК большую прибыль. В этой связи анализируются итоги работы ряда заводов отрасли.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов показали, что в конце XX века как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается постоянный рост спроса на лекарственные средства. В бывшем СССР в 1976-1990 гг. потребление лекарственных средств увеличилось более чем в 2 раза при среднегодовом темпе прироста 5,5%. Прогноз показывает тенденцию к дальнейшему росту потребления лекарственных препаратов. Это связано, во-первых, с ростом среднего возраста жителей Европы и Америки, во-вторых, с повышением уровня информированности и культуры населения, и, в-третьих, с усилением вредного воздействия техногенных изменений в окружающей среде и стрессов.
Развитие рыночных отношений требует организации фармацевтического производства на принципиально новой базе. На наш взгляд, неприемлемы ни государственная монополия на организацию научных исследований и производство лекарственных препаратов, ни переход на практически полное самофинансирование отрасли.
Фармация как особый сегмент рынка не сводятся к фармацевтической отрасли промышленности, а включает четыре взаимосвязанных, хотя и разнородных среды: - промышленное производство (фармацевтическая промышленность, производство медицинской техники, химического и биологического сырья дня производства препаратов и т.д.), относящееся по современной классификации к различным отраслям (медицинская, химическая, мясная, приборостроительная и т.д.);
- дистрибюторы - новая для России отрасль рыночной инфраструктуры, выполняющая маркетинговые и посреднические услуги, тесно связанная с рынком транспортных, таможенных, юридических услуг;
- оптовая торговля (централизованные аптечные и мелкооптовые склады), оказывающая также маркетинговые (прогнозирование спроса), консигнационные, логистические (выбор наиболее рационального варианта грузопотоков), финансовые (организация предоплаты, внесение налоговых платежей и т.д.) и другие услуги;
- розничная торговля (аптеки, аптечные пункты и т.д.)
В зарубежных странах началась интеграция фармации с собственно медицинским (больничным) обслуживанием. В качестве заказчиков для фармации выступает государство, местные органы власти (обеспечение больных, льготные категории населения), ассоциация аптек и медицинские (врачебные, больничные и т.д.) ассоциации.
Регулирование и контроль за фармацией осуществляет Министерство здравоохранения (лицензии на производство и импорт лекарств, перспективное и программно-целевое планирование), Комитеты по здравоохранению и фармации местных администраций (распределение бюджетных ассигнований, регистрация и выдача лицензий предприятиям), общества медицинского страхования (контроль за ценами).
Важнейшей средой деятельности муниципальных органов власти является Управление здравоохранения. Это связано с четырьмя главными обстоятельствами. Во-первых, в России в конце XX века наблюдается острый демографический кризис. По расчетам Госкомстата РФ и Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ (наиболее вероятный вариант прогноза), к 2005 г. число россиян уменьшится на 9,3 млн. чел., или на 6,3% по сравнению с 1994 г. Суммарный коэффициент приблизится к 1,2, в то время как для простого замещения поколений при нынешнем уровне смертности он должен быть не ниже 2,1. С 1992 г. в России происходит естественная убыль населения, причем коэффициент депопуляции растет (1992 г. - 1,14; 1993 г. - 1,54; 1994- 1996 г. - 1,6).
Реальные возможности воздействия на эти процессы связаны с воздействием на коэффициент смертности, который в 90-х гг. вырос у младенцев в 1,3 раза, в возрасте 20-29 лет - в 1,5, 30 - 44 года - в 1,8, старше 44 лет -в 1,6 раза. Вследствие возросшей смертности Россия теряет за год примерно 3 млн. чеповеколет трудовой деятельности. При этом в 1,8 раза выросла смертность от алкогольных отравлений (у мужчин в трудоспособном возрасте это причина каждой второй, у женщин - каждой третьей смерти), в 1,3 раза - от инфекционных и паразитарных заболеваний. Современные лекарственные средства способны резко сократить смертность по этим причинам.
Во - вторых, существенно увеличилась доля пожилых людей, в том числе обладающих льготами при приобретении лекарств. Их число превысило 45 млн. чел. 1/3 населения. Это резко увеличивает спрос на лекарства.
В-третьих, все большая часть расходов на лекарственное обеспечение приходится не на федеральный, а на местные бюджеты, прежде всего городские и сельские. Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Щербаков в городе, где насчитывается 1,222 тыс. пенсионеров, в том числе 300 тыс. инвалидов, на лекарственное обеспечение прямо или косвенно расходуется до 0,5 трлн. руб.* Их эффективное использование весьма важная и сложная задача.
' Спб, Ведомости, 1996 г., 16 августа.
17 В-четвертых, местные органы власти с 1994 г. сотрудничают с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, который, контролирует расходование страховых взносов, качество и стоимость медицинской помощи. Экспертные службы страховых медицинских компаний Спб провели в 1994 г. 35,4, а в 1996 г. - 54,6 тыс. экспертиз работы лечебных учреждений (соответственно 6,9 и 11,3 экспертиз на тысячу застрахованных), удержав с этих учреждений по результатам медико-экономических экспертиз в 1994 г. - 3,7, а в 1996 г. - 9,4 млрд. руб. В результате в 1994 - 1996 гг. существенно сократилась доля таких дефектов работы стационаров как необоснованная госпитализация (с 7,2 до 0,5% общего числа выявленных дефектов), неполное обследование (с 9,1 до 1,5%), неадекватное лечение (с 14,3 до 0,8%), повторная госпитализация (с 22,9 до 2,3%).
Основные функции местных органов управления по регулированию фармации в современных условиях заключается в следующем:
- Определение перечня лекарств и т.д., необходимых для обеспечения медицинских учреждений и льготных категорий населения, а так же объема закупок.
- Организация тендеров по закупке необходимых средств фармации по минимальной стоимости при соблюдении требований к качеству.
- Выдача лицензий фармацевтическим организациям.
- Учреждение муниципальных фармацевтических предприятий.
- Контроль за эффективностью расходования средств, включая цены, торговые и другие надбавки, сроки и качество поставок, соблюдение ассортиментной политики. В диссертации отмечается, что льготы
населению не носят адресного характера, т.е. предоставляются всем ветеранам и т.д. без учета их материальной нуждаемости. В результате старения населения число льготников растет и бюджет не в состоянии выделить требуемые средства. Так в 1996 г. было предусмотрено выделение 140 млрд. руб. для закупки 274 препаратов, фактически было выделено 54 млрд. руб., т.е. 38,5%.
Число фирм, торгующих лекарствами, чрезмерно (в Спб -более 400), причем лишь некоторые (в Спб - 15) работают с производителями, а большинство занимается перепродажей, что при высоких торговых наценках, и 100% предоплате, отсутствии гласной конкурентной системы привело к удорожанию лекарств.
4. Специальный раздел диссертации посвящен анализу основных направлений реструктуризации отрасли. Помимо создания деятельной правовой базы она требует:
- государственной поддержки фармакологической науки, которая в области синтеза новых лекарств отстала на 15-20 лет;
- развития среднего звена управления в виде национальных и региональных ФПГ (в этой связи анализируется опыт РАО "Биопрепарат", включающего 24 АО и II государственных предприятий, в т.ч. два научных центра и 8 НИИ;
- введения повышенных пошлин на импорт аналогов 126 отечественных препаратов и их снижение на субстанции и уникальные лекарства;
- развития кооперации со странами СНГ (экспорт в эти страны сократился в 90-х гг. с 25 до 2% объема производства);
- организации современного производства упаковочных материалов (картон, пластик, фольга, краски и т.д.) и запрет открытой рекламы рецептурных средств;
инвестиций лишь при условии поддержки иностранных организации в России производственного комплекса;
- развития производства дженериков - лекарственных средств высокой эффективности, разработанных ведущими ТНП, срок действия патента на некоторые закончился (в этой связи анализируется опыт Индии, Венгрии, Словении и других стран);
- введение государственного заказа на производство ряда видов продукции химико-фармацевтической промышленности.
5. Особый раздел работы посвящен проблеме совершенствования механизма финансирования и ценообразования государственного регулирования производства лекарственных средств.
В середине 90 х гг. подход к выбору оценки деятельности предприятий в условиях переходной экономики существенно изменился, получила развитие концепции о необходимости согласования интересов и целей развития предприятий, региона и общества в целом, с учетом опыта таких стран как Китай, Вьетнам и
Сторонники либерально-монетарной концепции, уповающие на "невидимую руку" рынка, обходят вопрос о согласовании рентабельности как критерия оценки деятельности предприятия с макроэкономическими индикаторами. На наш взгляд, практика реформ в России в 1992 - 1997 гг. доказала правомерность иного, институциального подхода.
' Теория и практика экономических реформ. Международный опыт. Под ред. А.Е.Когута. СПб. 1994. (A.E.Koryr, Л.А.Аносова, Ф.Барри, О.П.Литовк:а,А.А.Румянцев и др.); Экономические реформы: проблемы и перспективы (A.B.Koryi, О.П.Литовка, А.А.Румянцев, В.Б.Костяновская, Л.А.Аносова и др.) СПб, 1993; Ю.ВЯковец. Экономика России: перемены и перспективы. М. 1996 г. и др.
Особо актуальной проблемой дня муниципальных предприятий является организация финансового, управленческого и налогового учета, обеспечивающего сопоставимость показателей эффективности на локальном и региональном уровне, а также возможность использования полученной информации для принятия управленческих решений.
Для адаптации муниципальных предприятий к новым условиям хозяйствования, особое значение, как показано в диссертации, имеет:
- сокращение роли "псевдонормальных" методов адаптации, связанных с использованием бартера, денежных суррогатов (необеспеченных финансовых векселей, налоговых освобождений и т.д.), "квазиэффективного" экспорта и т.д.**
- упорядочение налогообложения, контрактных отношений и антимонопольного регулирования с целью сокращения неплатежей, расчетов за наличные, практики занижения реального оборота, картельных соглашений с цепью установления монопольных цен на внутреннем рынке и т.д.;
- организация учета полных затрат (включая трансакционные издержки), причем не только в масштабах предприятия в целом, но и по отдельным стратегическим зонам хозяйствования (сегментам рынка) и центрам финансовой ответственности (структурным единицам фирмы);
** Кувалдин Д.Б. Адаптация предприятий к трансформационным процессам в России. М. 1996 г. с. 24-29.
- организация финансового анализа в реальном масштабе времени, позволяющего учитывать процесс формирования финансовых результатов и реальные денежные потоки (cash dlow).*
Унитарное предприятие, как показано в диссертации, имеет определенные особенности в организации управления. Его имущество находится в муниципальной собственности и предоставляется в хозяйственное ведение или траст. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Цели, условия и порядок деятельности унитарных предприятий определяют органы местного самоуправления. Они утверждают уставы, назначают и увольняют руководителей, осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги. Инвестиционная политика иностранных фармацевтических фирм в РФ направлена в основном на расширение сбыта собственной продукции через торговые представительства, путем создания консигнационных складов в основных регионах РФ, приобретение в собственность сбытовой сети и т.д. Лишь в последнее время некоторые ТНК приступили к организации СП по расфасовке и упаковке собственных лекарственных препаратов или приобретению площадей дня организации производства готовых лекарственных форм на основе поставляемых субстанций. Активность отечественного инвестора до сих пор была направлена преимущественно на спекулятивные вложения в недвижимость
' В диссертации анализируется деятельность предприятий отрасли в 1992-1997 гг. по широкому кругу показателей (объем реализации по видам продукции, экспорт, его ассортиментная и профилирующая структура, использования производственных мощностей, рентабельность, ликвидность активов, объем и источники инвестиций и т.д.)
фармацевтических предприятий с целью перепродажи иностранцам, кредитование торгового оборота, присоединение к долгосрочным программам западных фармацевтических фирм на территории РФ, либо организацию изготовления готовых лекарств из импортного сырья (субстанций), т.е. фасовочного производства.
Все эти направления инвестиций не обеспечивают реструктуризации отрасли, преодоления дисбаланса между производством субстанций и производством готовых лекарств.
Лучшая бизнес-перспектива у предприятий, работающих по схеме импортные субстанции - отечественные готовые лекарственные формы с последующим освоением выпуска новых продуктов. Такие предприятия не требуют крупных вложений, оперативно реагируют на запросы рынка. В этой связи анализируется опыт АО "Октябрь" (Санкт-Петербург), фирм Курска, Москвы и других городов. 6. В заключительном разделе диссертации обоснованы предложения по совершенствованию ценообразования на фармацевтические продукты и использованию комплексного показателя для всесторонней оценки эффективности хозяйственной деятельности и управления производством с учетом принципов объективности, комплексности, сквозной оценки эффективности, повторяемости, (неоднократное воспроизведение оценки применительно к различным видам и уровням хозяйственной деятельности) и т.д.
Совместно с О.А.Киниченко разработана методика оценки эффективности деятельности внутриструктурных образований фармацевтической фирмы, предложен алгоритм определения дифференцированных коэффициентов оценки эффективности использования производственных ресурсов, весомости (значимости) каждого из коэффициентов, а в итоге - интегрального коэффициента эффективности работы центра финансовой ответственности (издержек и прибыли) в составе фирмы.
На этой основе проводится факторный анализ с целью выявления резервов повышения эффективности производства по основным направлениям. При переходе к международным стандартам учета и уточнении данных по расходу материальных и трудовых ресурсов по отдельным стратегическим зонам хозяйствования и центрам финансовой ответственности (издержек и прибыли) этот анализ будет способствовать освоению современных методов регулярного менеджмента.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Формирование и использование системы финансовых ресурсов местного самоуправления.//Местное самоуправление. Основы системного подхода. Под ред. А.Е. Когута, В.А.Гневина. ИСЭП РАН, Санкт-Петербург, 1997г" 0,5 п.л. (в соавторстве)
2. Совершенствование управления муниципальным предприятием на основе системного подхода.//Сборник научных статей № 4. Под ред. Л.Б. Сульповара. ГАСБУ, Москва, 1996г., 0,5 п.л. (в соавторстве)
3. Актуальные проблемы местного самоуправления.//Сборник тезисов докладов на конференции отделения управления социально-экономическими системами ПАНИ на тему: "Социально-экономические проблемы местного самоуправления" 25 октября 1996г. ИСЭП РАН, Санкт-Петербург, 1996г., 0,5 п.л. (в соавторстве)
4. Формирование системы управления муниципальным унитарным предприятием в условиях местного самоуправления.// Сборник тезисов докладов на конференции отделения управления социально-экономическими системами ПАНИ на тему: "Социально-экономические проблемы местного самоуправления" 25 октября 1996г. ИСЭП РАН, Санкт-Петербург, 1996г., 0,5 п.л. (в соавторстве).
Описание предмета: «Экономика отраслей»Современная экономика отраслевых рынков (теория организации промышленности) изучает источники рыночной власти,
фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Таким
образом, теория организации промышленности выступает в качестве теории антимонопольной политики.
Можно также привести определение предмета Экономики отраслевых рынков, данное Коузом: Организация
промышленности - «это описание того, как хозяйственная деятельность разделена между фирмами. Как известно,
многие фирмы осуществляют много разных видов деятельности у других круг деятельности сильно ограничен .
Некоторые фирмы большие , другие малые. Некоторые фирмы интегрированы вертикально, другие нет. Это и есть
организация промышленности или как ее обычно называют, структура промышленности. Но из исследований
промышленной организации хотелось бы узнать, как промышленность организована сейчас и чем это отличается от
того, что было прежде; какие силы изменялись со временем; как повлияют предложения изменить ( через различные
изменения законов ( формы промышленной организации».
Литература - Б.И. Башкатов, Д.В. Дианов, Л.И. Нестеров, Е.А. Радугина. Прикладная статистика. – М.: ЭЛИТ, 2006. – 768 с.
- Кузьмин Е.И. ; Плыс Е.В. Представление Языков Народов России И Стран Снг В Российском Сегменте Интернета. Семинар Российского Комитета Программы Юнеско «Информация Для Всех» И Межрегионального Центра Библиотечного Сотрудничества В Рамках Международной Конференции «Eva 2007 Москва. – М.: , 2008. – 105 с.
- И.Э. Апельцин, В.А. Клячко, Ю.Ю. Лурье, А.С. Смирнов. Иониты и их применение. – М.: Государственное издательство стандартов, 1949. – 256 с.
- А.Г. Багдоев, В.И. Ерофеев, А.В. Шекоян. Линейные и нелинейные волны в диспергирующих сплошных средах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. – 320 с.
- Э.И. Асиновский, А.В. Кириллин, В.Л. Низовский. Стабилизированные электрические дуги и их применение в теплофизическом эксперименте. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 264 с.
- М.Р. Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. Практикум по общей теории статистики. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с.
- В.В. Крылов, С.А. Буров, И.Е. Галанкина, В.Г. Дашьян. Пункционная аспирация и локальный фибринолиз в хирургии внутричерепных кровоизлияний. – М.: Авторская академия, 2009. – 160 с.
- И.А. Самылина, В.А. Белогурова. Лекарственные растения и пищевые продукты в медицине. Учебное пособие по фармакогнозии. – М.: Ленанд, 2014. – 200 с.
- В.И. Воронецкий, С.В. Кузьменко. Определитель птичьих погадок и их содержимого. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство МГУ, 2013. – 96 с.
- Н.И. Корда, Л.В. Брянцева, А.Э. Ахмедов. Иностранные инвестиции. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 120 с.
- Д.И. Луковская, А.В. Поляков. Правовые и политические учения в Древней Греции. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство СПбГУ, 2014. – 72 с.
- М.И. Клопов, А.В. Гончаров, В.И. Максимов. Гормоны, регуляторы роста и их использование в селекции и технологии выращивания сельскохозяйственных растений и животных. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2016. – 376 с.
- М.И. Шиляев, А.В. Толстых. Гидродинамика и тепломассообмен пленочных течений в полях массовых сил и их приложения. – М.: Инфра-М, 2016. – 200 с.
- В.И. Тихий, О.В. Корева. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: РИОР,Инфра-М, 2017. – 260 с.
- Логанина В.И. , Карпова О.В. Метрология, стандартизация, сертификация и контроль качества в строительстве. – М.: КноРус, 2018. – 312 с.
- Д.И. Воскресенский, Е.В. Овчинникова, П.А. Шмачилин. Бортовые цифровые антенные решетки и их элементы. – М.: Радиотехника, 2013. – 208 с.
- Э.С. Спиридонов, М.С. Клыков, М.Д. Рукин, Н.П. Григорьев, Т.И. Балалаева, А.В. Смуров. Операционные системы. Учебник. – М.: Либроком, 2017. – 350 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|