Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Управленческое консультирование: социологические методы и технологии

Социология труда

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Диссертационный совет Д.053.05.93

 

ЮРАСОВА Мария Владимировна

 

Управленческое консультирование: социологические методы и технологии

Специальность 22.00.08 - Социология управления

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

 

Москва - 2000

Диссертация выполнена на кафедре социологии управления Института государственного управления и социальных исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

 

 

Актуальность исследования.

Усложняющиеся условия современного управления требуют постоянного развития теоретических концепций управления и прикладных управленческих технологий. Носителями новых теоретических и прикладных знаний по проблемам управления становятся специалисты по управленческому консультированию, которые играют все более значительную роль в управленческом процессе.

Управленческое консультирование как особое направление профессиональной деятельности представляет собой экспертную помощь со стороны специалистов по управлению и призвано на основе научного анализа конкретных производственных ситуаций выработать наиболее приемлемые пути повышения эффективности работы (доходности) предприятия и способы их внедрения, используя достижения современной управленческой науки.

В сложных российских условиях соединение научных наработок с реальной управленческой деятельностью становится настоятельной необходимостью. Именно потребностью практики управления в профессиональном консультанте, который хорошо знаком как с производством, так и с наукой управления и призван соединить науку и практику посредством управленческого консультирования, и определяется актуальность исследования.

Подключение социологов к подготовке, выработке, принятию и внедрению управленческих решений также является объективной необходимостью. Арсенал социологических методов позволяет существенно повысить эффективность управленческого консультирования на всех этапах: проводить комплексный анализ деятельности предприятий, прогнозировать пути дальнейшего развития, вырабатывать управленческие решения, проектировать последовательность их внедрения.

Теоретико-методологический аппарат социологии, комплекс ее исследовательских техник и процедур позволяет проследить, как в реальной действительности воплощаются стратегические цели социальной и экономической политики, каковы механизмы их достижения. Разработка возможных способов и методов согласования интересов различных социальных групп, разрешения социальных проблем, социального проектирования последствий тех или иных управленческих нововведений составляет основу социальных технологий управленческого консультирования.

Актуальность проведенного диссертационного исследования определяется дальнейшим поиском возможных путей социологизации управления через технологии управленческого консультирования.

 

Степень научной разработанности

В нашей стране развитие технологий управленческого консультирования берет начало с движения за научную организацию труда. В 1920 году в Москве был создан Центральный институт труда, на базе которого велись разработки концепций трудовых установок (Гастев А.К.)\ осуществлялось посредничество с предприятиями по пропаганде и внедрению принципов НОТ, разрабатывались методики обучения, создавались систематизированные концепции в области организации труда и управления (Богданов (Малиновский) А.А., Вызов Л.А., Гефтер М.Х.)^, ставился вопрос о необходимости выделения службы по изучению и совершенствованию процесса производства и управления (Бурдянский И.М., Стрельбицкий С.Д., Бутаков И.Н.)^.

 

Анализ идей западной управленческой мысли 20-х годов содержится в работах Ерманского О.А., Каннегисера И.Г., Добрынина В.В., Струмилина С.ГЛ

Разработкой принципов НОТ занимались Керженцев П.М., Бурдянский И.М., Рудаков М.П., Гастев А.К. и другие.

Наряду с разработкой теоретических принципов управленческой науки велись широкие исследования в области социальных технологий (Добрынин В.В., Бирштейн М.М" Стрельбицкий С.Д. и др.). В 1932 году в России разработана и проведена первая в мире деловая игра (Бирштейн М.М:)'.

В 1930-50-х годах исследования проблематики научного управления в России были практически прекращены.

' Гастев А.К. Трудовые установки II Организация труда. №1, 1924. ^ Богданов А.А. Организационная наука и хозяйственная планомерность // Труды Первой Всероссийской конференции по научной организации труда и производства. Вып. 1. М.,1921; Вызов Л.А. Опытные станции, орга-станции, оргбюро II Научная организация техники управления. М" 1924; Гефтер М.Х. Об органической увязке науки с промышленностью II Вестник Казанского института НОТ №7,1929.

^ Бурдянский И.М. Основы рационализации производства. М.. 1930; Стрельбицкий С.Д. Администратор. Харьков, 1923, Бутаков И.Н. Организация промышленных предприятий как наука и как искусство. Основные типы административной организации в производстве, 2-е изд. Томск, 1926. * Какнегисер И.С. Практическое руководство по административно-хозяйственной организации производственных предприятий, в частности металлообрабатывающих. Ч. 1-3. Пг" 1923-1924; Добрынин В.В. Основы научного управления предприятиями и учреждения.ии. Л.: Сеятель, 1926.

 

В шестидесятые годы начинается новый этап развития научной управленческой мысли в России. Он был стимулирован началом новой экономической реформы и характеризуется интересом к западным теориям управления, маркетинга, социологии и психологии.

Появились исследования американского менеджмента (Гвишиани Д.М., Пригожин А.И., Васильев Ю.П., Крейсберг М.М., Иньков Ю.И., Минервин И.Г., Сорокина В.Ф., Разумнова И.И., Калиновская Т.Н., Быков И.К., Зотов В.В., Конарева Л.А.. Лузин А.Е., Озира В.Ю., и другие/, исследования в области промышленной социологии (Подмарков В.Г" Зворыгин А.А., Гурьянов С.Т., Дуберман Ю.И., Волков Ю.Е., Бокарев Н.Н. и другие)^

Популяризации идей управленческого консультирования посвящены работы эстонских консультантов - Юксвярава Р.К., Хабакук М.Я., Лейманна Я.А. , а также российских ученых - Пригожина А.И., Красовского Ю.Д. и других^.

С конца 80-х - начала 90-х годов проблемы управленческого консультирования становятся важнейшим направлением теоретических исследований и управленческой практики. Формируется институт управленческого консультирования, который выполняет функции внедрения научных разработок в практику работы предприятия. Появляются переводы работ зарубежных специалистов в области эффективного управления и управленческого консультирования (Кубр М., 0'Шоннеси Дж" Мастенбрук В., Майстер Д., Лерер Р. и другие)^.

Анализ социальных технологий управления, опыт и возможности их применения в конкретных управленческих ситуациях нашли свое отражение в работах Пригожина А.И., Посадского А.П" Хайниша С.В" Красовского Ю.Д., , Шанцера А.С., Котляревского Ю.Л., Шкаратана О.И., Кравченко А.И., Щербины В.В., Макаревича В.Н., Дудченко B.C., Масалкова И.К., Долгорукова А.М., Емельянова Е.Н., Куприяновой Т.М.,

' Гвишиани Д.М. Организация и управление. М" 1972; Пригожин А.И. Социология организаций. М.: 1980: Управление развитием производства в промышленных концернах США / п/р Васильева Ю.П.. М.: Мысль, 1977.

' Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М" 1973; Зворыгин А.А., Гурьянов С.Т. Прикладные аспекты социального управления. М" 1983; Дуберман Ю.И. Социология - практике управления; Волков Ю.Е. Производственный коллектив и управление социальным развитием. М" 1972; Бокарев Н.Н. Расширение участия трудящихся в управлении производством. М" 1979.

Юксвярав Р.К" Хабакук М.Я" Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.. 1988.

" Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995: Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М., 1989.

" Управленческое консультирование / п/р М.Кубра 1-2 том М.: Эксперт 1992; 0'Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. М" 1979; Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993; Майстер Д. Как клиент выбирает консультанта. М.: АКЭУ, 1992; Производительность труда "белых воротничков". М" 1989.

Поварнициной С.Е., Резника Ю.М. и других^.

Однако в практике управленческого консультирования использование социологических методов продолжает оставаться фрагментарным, а специалисты - носители социологических технологий остаются удаленными от управления предприятием. Все это снижает роль социолога в комплексном процессе управления, снижает результативность управленческого консультирования в целом.

Таким образом, комплекс социологических технологий управленческого консультирования составляет важный ресурс повышения эффективности современного производства. Это и определило цель диссертационного исследования.

 

Основная цель работы

Раскрыть особенности и перспективы использования социологических методов в консалтинговых технологиях в современной России.

Цель работы определила постановку и последовательность теоретического и эмпирического решения исследовательских задач'.

- раскрыть сущность и функции управленческого консультирования;

- проанализировать эффективность социологических методик в консалтинговых технологиях на основных этапах консультационного процесса;

- выявить основные тенденции развития отечественного -управленческого консультирования;

- рассмотреть потенциал использования социологических методов и технологий в развитии управленческого консультирования;

- провести маркетинговый анализ спроса на технологии управленческого консультирования на современном российском рынке консалтинговых услуг.

'" Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995; Посадский А.П. Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. М" 1995; Котляревский Ю.Л., Шанцер АС. Искусство моделирования и природа игры. М., 1992; Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. М., 1991; Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе упрощения. М., 1993; Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994; Дудченко B.C. Инновационные игры. Практика, методология, теория. Таллин. 1989; Емельянов Е.Н.. Повариицика С.Е. Психология бизнеса. М., 1998; Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М., 1999.

 

 

Объект исследование - процесс управленческого консультирования в современной России.

 

Предмет исследования - социологические методы в консалтинговых технологиях.

 

Теоретика -методологической базой диссертационного исследования

стали основные принципы и положения социологии организаций, социологии труда, экономической социологии, теории управления и социального управления, а также методологические подходы феноменологической социологии.

Кроме того, в исследовании применялись конкретные социологические методы (анкетный опрос с использованием SPSS для обработки и анализа данных, неформализованные интервью, фокусированное групповое интервью, наблюдения, сравнения, активные методы и тренинги), которые освоены и активно применяются автором в исследовательской практике.

 

Эмпирическая основа диссертационного исследования

Публикации отечественных и зарубежных авторов, официальные документы, материалы конференций Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию, материалы заседаний и семинаров Московского клуба консультантов по бизнесу и политике, материалы мастер-классов консультантов по управлению.

В работе используются материалы социологических и маркетинговых исследований, разработанных и проведенных автором в Фонде "Общественное мнение". Московском клубе консультантов по бизнесу и политике, в Московском государственном университете, в Управлении труда и занятости Юго-Восточного административного округа города Москвы, ГОУ Технопарк "Образование", в ЦПК "Никколо М", агентствах "Обратная связь", "РКопаганда".

 

Научная новизна работы:

- обобщен отечественный опыт и выявлены основные тенденции развития управленческого консультирования;

- проанализирована эффективность социологических методов в консалтинговых технологиях на основных этапах консультационного процесса;

- рассмотрен потенциал использования социологических методов и технологий в развитии управленческого консультирования в современной России;

- проведен маркетинговый анализ спроса на технологии управленческого консультирования на современном российском рынке консалтинговых услуг.

 

Практическая значимость

В диссертации дан обзор социологических методов управленческого консультирования и обобщен отечественный опыт их применения, что может быть использовано в практической работе консультантов.

Выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при составлении учебных планов по специальностям "консультант по управлению", "менеджмент и маркетинг". Автором подготовлена и используется в педагогической работе программа курса "Применение социологических методов в управленческой работе".

Непосредственную практическую значимость может иметь проведенный автором маркетинговый анализ современного российского рынка консалтинговых услуг, а также исследование уровня подготовки управленческих кадров.

 

Апробация работы

Описанные в диссертации технологии апробированы в Управлении труда и занятости Юго-Восточного административного округа города Москвы, а также используются автором при чтении курса "Применение социологических методов в управленческой работе", при проведении тренинговых программ в Государственном образовательном учреждении Технопарк "Образование" Московского Комитета общего и профессионального образования, при чтении спецкурса "Основы социологии и управления" в экономико-математической гимназии №1512 города Москвы.

Основные положения диссертации изложены автором на конференциях Центра социологических методов управленческого консультирования: "Управление организационными изменениями" (Москва, 1997) и "Изменения в организациях" (Москва, 1998); в выступлениях на конференциях "Когнитивное моделирование переговорного процесса" - МГУ (Москва, 1997); "Россия перед лицом Европы. XX век" - Университет Российской академии образования и ИППК МГУ (Москва, 1998), а также на научной конференции "Социальное управление в эпоху постмодерна" (Москва, 1998).

 

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии управления Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух разделов и заключения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. В приложении приводятся образцы информационно-методического инструментария, полевые документы, разработанные и используемые автором для эмпирического исследования, результаты исследований, программа спецкурса "Применение социологических методов в управленческой работе", разработанная и апробированная диссертантом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во Введении обосновывается актуальность и степень научной разработанности проблемы, ставятся цели и задачи, определяется объект и предмет исследования, его методологическая основа, научная новизна и практическая значимость работы, приводятся данные об апробации работы.

 

Первая глава "Сущность и содержание управленческого консультирования" содержит определения основных понятий, анализ сущности и этапов управленческого консультирования, а также истории его развития в России.

В первом параграфе рассматриваются этапы становления управленческого консультирования в России. Дается историческая ретроспектива движения за научную организацию труда, анализируются разработки в области социальных технологий управленческого консультирования, подходы к научному управлению.

 

Начало развития технологий управленческого консультирования в России относят к двадцатым годам нынешнего столетия, когда повсеместно набирало силы движение за научную организацию труда, которое и явилось прообразом управленческого консультирования в современном виде, а также развивалась организационная теория, изучался западный опыт совершенствования производства. В этом направлении работали такие организации, как Центральный институт труда, трест "Установка", "Оргстрой", опытная станция ЦИТ, Орга-станция, Оргбюро.

Основными направлениями развития управленческой науки были системный подход, математический анализ и моделирование, деятельность службы по изучению и совершенствованию процесса производства и управления, концепция "механизма служебных отношений", социальная инженерия, учение об организационных графиках, система материального поощрения передовиков, профессионального отбора, центральных осведомительно-исследовательских бюро, создания "баз данных" и другие разработки первой четверти века.

Главным в деятельности российских институтов и лабораторий НОТ было создание систематизированных концепций в области организации труда и управления. Вместе с тем важнейшей закономерностью развития НОТ и управления в 20-е годы стало сочетание методологических и конкретно-прикладных исследований. Академические исследования в этот период тесно переплетались с практической работой. Большинство исследовательских институтов одновременно являлось и рационализирующими центрами. Особый интерес представляют пути внедрения научных знаний в производство, опыт рационализаторской и консультативной работы хозрасчетных консультационных трестов, таких, как "Установка" Центрального института труда, "Оргстрой" Института техники управления и другие.

-В двадцатые годы для подготовки организаторов использовали так называемые "орга-игры", одним из инициаторов которых был Добрынин В.В. А в 1932 году под руководством Бирштейн М.М. была разработана и проведена первая в мире деловая игра по теме "Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде".

Фактически НОТовцы были прообразами внутренних и внешних консультантов на предприятиях.

В тридцатых - пятидесятых годах вся деятельность по совершенствованию управления была свернута.

В шестидесятые годы ситуация изменилась. Экономическая реформа способствовала расширению самостоятельности. Стимулирование личной инициативы подталкивало к изучению не только экономики, но и теории управления, закономерностей развития трудовых

коллективов, методов управления ими. Поэтому вполне закономерным выглядело возрождение интереса к НОТовскому движению, появление переводов работ западных ученых по менеджменту, маркетингу, управленческому консультированию, психологии управления, анализу западных систем управления. Важнейшие из этих работ рассмотрены в первом параграфе.

На современном этапе развития управленческого консультирования происходит формирование и утверждение института внешнего и внутреннего консультирования, формируется рынок профессиональных консалтинговых услуг. Возникают профессиональные сообщества, такие, как "Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР)", "Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)", Московский клуб консультантов по бизнесу и политике, а также пока единственная в России Школа консультантов по управлению,

Во втором параграфе анализируются основные подходы к управленческому консультированию, технологиям управленческого консультирования, а также особенности их развития в России.

Под управленческим_____консультированием понимается профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций, заключающаяся в совместно вырабатываемых решениях на основе анализа существующих проблем функционирования и/или потенциала дальнейшего развития организаций.

Руководству любой компании приходится считаться с изменяющимися условиями ведения бизнеса. Как лидерам делового мира, так и небольшим компаниям требуется ясное понимание масштабов и сути происходящих перемен, а также знание новых концептуальных подходов, необходимых для успешного ведения дел.

В практике промышленно развитых стран вложение средств в покупку интеллектуального капитала в форме услуг консультантов рассматривается как более эффективное, чем даже вложение средств в покупку технологий или оборудования.

Консалтинговая деятельность - это сфера профессиональных услуг. Экспертный характер такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, способствует, развивает, обучает и т.д.. Консультант не принимает решения, он готовит, рассчитывает альтернативы. Вся ответственность за принятие решения ложится на руководителя организации. Преимущества консультирования перед обучением заключаются в конкретно индивидуальном, "штучном" подходе. Консультант разрабатывает и лает только то, что, по его мнению, необходимо данной организации в данной ситуации. Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой управления: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению "привязывает" их к специфике организации - клиента. Это важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышающий профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение.

Преимущество консультантов по управлению перед управленцами состоит в независимости и непредвзятости взглядов, в более широком кругозоре. Они обладают обширной информацией в самых различных областях управления и хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления), ориентируются на широкое изучение проблемы и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).

Управленческое консультирование проводят специалисты разных областей. Консультируют юристы, экономисты, маркетологи, аналитики, психологи и социологи.

Консультант апеллирует к предметной сфере своей науки и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, квалификации тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию.

Спрос на решение управленческих задач в экстремальных условиях постепенно падает. Сегодня важно владеть алгоритмами решения стандартных проблем, а российскими фирмами они пока не выработаны. Перспективы дальнейшего развития рынка консалтинговых услуг в России связаны с необходимостью выработки и овладения российскими фирмами подобными алгоритмами решения проблем.

 

Технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность и, следовательно, может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. Она носит преобразующий характер (в отличие от познавательного). Объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. Таким образом, технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени

мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов -запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

Критериями эффективности разработанной технологии служат простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной), удобство эксплуатации.

Одной из особенностей управления в России является недооценка социальных технологий. Это связано как с историческими условиями развития страны, так и со структурой сформировавшегося управления. Такое отношение обусловлено также оторванностью научных исследований от практики, от конкретных задач конкретных производств, в то время как наука, занимаясь разработкой фундаментальных проблем, способна обеспечивать приоритет в создании новых технологий и продуктов, расширять ресурсную и информационную базу производства, повышать роль творческого участия человека в динамике организационно-технических систем. В частности, консалтинговые технологии могут быть существенно обогащены за счет обращения к социологии, социологическому знанию.

В третьем параграфе рассматривается взаимодействие управленческого консультирования с различными социологическими теориями, его пересечение с предметными сферами таких отраслей социологического знания, как социология управления, организаций, труда, индустриальная, экономическая, профессий, культуры, социальная психология, социальное планирование, проектирование, прогнозирование, управление, социальная инженерия.

Управленческое консультирование объединяет все отношения, возникающие в процессе управления.

Отношения по управлению многообразны, и поле деятельности управленческого консультирования находится в предметной области этих отраслей социологии, вычленяя из них социальные факторы управления.

Именно связка управленческого консультирования и социологии управления обеспечивает взаимодействие между социологическим знанием теории и практикой управления.

 

Во второй главе "Социологические технологии на основных этапах управленческого консультирования" проанализированы социологические методы и технологии, которые используются консультантами на различных этапах консультационного процесса, описаны достоинства и ограничения каждого метода, проведен маркетинговый анализ спроса на технологии управленческого консультирования на современном российском рынке консалтинговых услуг.

В первом параграфе выделены и проанализированы методы и технологии управленческого консультирования, применяемые на одном из первых этапов консалтингового процесса - организационной диагностики.

 

Диагностика - это процесс оценки деятельности организации или отдела, направленный на вскрытие проблем и обозначения областей их возможного улучшения. Она включает в себя сбор необходимой информации об организационном функционировании, анализ этих данных и выводы для потенциальных изменений и улучшений. Эффективная диагностика предполагает выбор системы мероприятий. удовлетворяющих необходимость организации в развитии. Главное правило консультанта - искать не недостатки, а ресурсы. Рассматриваются этапы предварительной, обшей и текущей диагностики. Обосновывается подход к диагностике не как к определенному этапу консалтингового процесса, а как к непрерывной обратной связи на всем протяжении консультирования. Делается вывод о том, что пребывание консультанта в организации имеет терапевтическую направленность.

Цель организационной диагностики - определить факторы, снижающие эффективность работы компании, понять, где сосредоточены основные проблемы, в чем их причина и чем может обернуться невнимание к ним. В ходе проведения диагностики строится модель организационного изменения.

В работе проанализированы с точки зрения перспектив использования технологии диагностики первого лица, диагностики на уровне рабочих групп, технологии индивидуальной диагностики.

Предприятия, как имеющие проблемы, так и работающие успешно, должны иметь возможности для дальнейшего развития. Организация может иметь специфические проблемы, которые отражаются в снижении качества производимой продукции или услуг, появлении стрессов, конфликтов, угроз. Среди основных причин выделяют: кризис ресурсов, потеря контроля, стратегии, цели, нарушение структуры, разрушение ценностей, кризис идеалов, конфликт ролей, дисбаланс прав и обязанностей или дисфункциональный конфликт между отделами.

Люди являются неотъемлемой составной частью всех названных структур и не могут рассматриваться в отрыве от них. Поэтому наиболее перспективным видится развитие социальных технологий управления.

При рассмотрении организационной структуры можно выделить два подхода: сжатый организационный анализ и конкретные постановки личных целей и задач перед исполнителями. Оба подхода направлены на выявление связи между личным вкладом сотрудников и главной задачей организации. Сжатый организационный анализ позволяет подойти к решению этой проблемы как бы "сверху вниз", начиная с "верха" организационной структуры и постепенно переходя к более низким ее уровням. Конкретные постановки личных целей и задач перед исполнителями имеют направленность "снизу". При этом "отправным пунктом" служат исполнители, их цели и задачи. Затем делается переход к более высоким уровням иерархии) который сменяется обратным движением "вниз". Оба подхода взаимодополняемы и могут использоваться как одновременно, так и по отдельности.

Определенный интерес представляет применение технологии организационного анализа "Интроспект". разработанного и используемого компанией "Дженерал электрик", особенности которого проанализированы в работе. Эта технология связана с распределением ресурсов и усилий работника в организации к/или подразделении.

На основе практической деятельности автора проанализированы эффективность и перспективы использования типологии Майерс-Бригге для решения коммуникативных задач внутри организаций. Компания в целом, каждый отдел или подразделение, а также группы людей внутри них представляют собой команду, стремящуюся к какой-то цели. Успех команды непосредственно связан с усилиями отдельных ее членов и с тем, насколько хорошо они взаимодействуют и сотрудничают друг с другом. Типоведение дает возможность анализа основ создания и сохранения эффективных команд.

Наиболее эффективный управленческий стиль состоит в том, чтобы поддерживать в сотрудниках хорошие черты, поощрять успехи, помогать в преодолении неудач и относиться к каждому' человеку в зависимости от его вклада в работу компании. Такое отношение поощряет различия, подчеркивает сильные стороны каждого и не сосредоточивается на выполнении раз и навсегда заведенных правил.

Как показывает опыт, обычно лидер подбирает себе команду в соответствии со своим типом личности. Проведенные исследования поведения небольших групп показывают, что существует зависимость между эффективностью работы группы и сходством типов в ней,

Существуют различные подходы к оценке потенциальных возможностей социологических методов в управленческом консультировании. В диссертации обобщены некоторые подходы к методам социологических исследований, дана их интерпретация на основе собственного опыта применения и отмечены некоторые их особенности в процессе управленческого консультирования. Проанализирована специфика использования таких социологических методов в управленческом консультировании, как анализ документов (анализ объективных источников), наблюдение, анкетирование, специальные отчеты, интервью, фокусированные групповые интервью, оценка.

Использование нескольких методов сбора диагностических социологических данных дает информацию, позволяющую понять организацию. Такая комбинация методов обеспечивает комплексное восприятие организационных изменений, а также возможность практически контролировать действие диагностических данных.

Во втором параграфе анализируются социологические и некоторые социально-психологические аспекты технологий принятия управленческих решений. Определяется роль и задачи консультанта на данном этапе, преимущества и ограничения использования различных технологий управленческого консультирования.

Процесс принятия управленческого решения на основе достоверной и оперативной информации позволяет добиваться существенного снижения факторов риска, то есть тех потерь, которые вызываются неправильными и неточными решениями. Такое снижение достигается главным образом за счет проводимой информационно-аналитической работы, способствующей получению достоверной картины происходящих процессов и позволяющей сопоставлять, агрегировать различные показатели деятельности. В конечном итоге выявляются тенденции и факторы, влияющие на качество управленческих решений и развитие бизнеса в целом.

Одна из основных проблем управления - обоснованность, правильность и своевременность принятия решений менеджерами различных уровней управления при достижении главных целей организаций как в оперативном, так и в стратегическом плане.

Характеризуются правила, методы и процедуры творческого обсуждения проблем. Целью творческого обсуждения проблем становится выявление всех интересных и осуществимых альтернатив, их оценка, предшествующая проектированию и планированию мероприятий по внедрению изменений.

Использование специальных технологий дает возможность социологу разрабатывать программу исследования в тесном и неформальном взаимодействии с заказчиком на основе анализа как неотложных, так и перспективных проблем организации. Понимание глубинных механизмов, порождающих трудности в работе коллектива, и осознание руководством важности решения совместно поставленных задач позволяет принять наиболее адекватные управленческие решения.

Проанализированы ресурсы применения групповой работы на этапе выработки решения. Главным результатом групповой работы оказываются решения, новые идеи, программы деятельности, которых до Э1010 не было ни у одного из участников этой группы и которые не появились бы даже при их взаимодействии, если бы консультант не использовал специальные технологические приемы.

Проанализированы ресурсы технологий применения эвристических методов выработки решений. Когда рациональные методы не позволяют добиться необходимого результата, тогда прибегают к эвристическим методам. Интуиция позволяет человеку находить удачные решения проблем, минуя этап сознательного рационального поиска (озарение). Эвристические методы помогают в тех случаях, когда речь идет о слабо изученной области практики, где применение системных алгоритмов затруднено; когда участники работы имеют склонность к образно-эмоциональным способам переработки информации; для быстрого нахождения вариантов решения профессионалами; когда имеется возможность создать в рабочем коллективе непринужденную обстановку.

Задача консультанта - способствовать руководителю в принятии решения и обеспечении реализации принятого решения. Оценивая полученный результат как произведение качества решения, его приемлемости и внедряемости (формула, выведенная консультантами для определения эффективности технологий), важно, чтобы все компоненты, входящие в формулу, имели высокие показатели, что свидетельствует об успешности применяемых технологий.

В третьем параграфе проводится разносторонний анализ применения технологий планирования нововведений в организациях. Дается определение нововведениям, характеризуются стадии внедрения изменений, а также роль консультанта на завершающей стадии

консультационного процесса. Анализируется эффективность технологий организации проблемных совещаний, рабочих групп, кружков качества. Рассмотрен западный опыт использования технологий внедрения изменений на примере американского и японского центров производительности.

Нововведение есть целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения - организацию - новые относительно стабильные элементы, каждый из которых сам по себе представляет новшество, то есть предмет нововведения. Это переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Современные организации, действующие в сложной динамичной среде с высоким уровнем неопределенности, должны непрерывно изменяться. Умение осуществлять эти изменения, адаптироваться к постоянно меняющейся среде или, что еще более важно, способность изменять саму среду является важной характеристикой сегодняшних организаций, обеспечивающей их конкурентоспособность и выживание в долгосрочной перспективе.

Задача управления организационными изменениями - обеспечить органическое соединение участия работников в процессе изменений с выполнением их повседневных обязанностей. Нововведения есть не только техника и технология. Совершенствование управления осуществляется через введение новшеств. Нововведения есть форма управляемого развития.

Критерием здоровой фирмы принято считать способность последней оперативно и гибко приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и, если это возможно, то воздействовать на него с целью повышения экономической эффективности и развития фирмы, чему в немалой степени способствуют социологические технологии управленческого консультирования.

Современная техника и технология внутрифирменного управления настолько усложнилась и специализировалась, что наличие постоянного штата специалистов в области управления сегодня оказывается недостаточным для построения эффективного управленческого аппарата.

В четвертом параграфе проводится анализ результатов маркетингового исследования рынка консалтинговых услуг в России) перспектив его дальнейшего развития. В основу положены данные исследований, проведенных по программе автора в Московском клубе консультантов по бизнесу и политике, в Московском государственном

университете", а также анализ программ подготовки управленческих кадров в высших учебных заведениях Москвы, анализ научно-практических публикаций по совершенствованию управления.

Исследование включает в себя характеристику рынка консалтинговых услуг в России, компаний, специализирующихся на их предоставлении, а также сравнительный анализ работы западных и отечественных консультантов.

Подготовка квалифицированных управленческих работников, которые смогут своевременно и умело реагировать на происходящие изменения, своевременно и правильно находить способы и пути решения возникающих в процессе управления проблем, - одна из важных задач развития экономики. Поэтому наряду с маркетинговым исследованием рынка консалтинговых услуг было проведено диагностическое исследование рынка образовательных услуг в области управления. Для этого были проанализированы программы подготовки управленческих кадров вузами России, программы МВА (Master of Business Administration). Дополнить картину позволило проективное социологическое исследование старшекурсников на способность выработки и принятия управленческих решений в условиях кризиса и неопределенности: "Пути выхода России из экономического и политического кризиса глазами студентов-старшекурсников МГУ".

Исходя из проведенных исследований, можно предположить, что консультативная работа в управлении в ближайшей перспективе, по-видимому, изменится. Большее значение будет уделяться не просто отчетам консультанта, а его способности помочь клиенту в овладении искусством управления. Произойдет упрочение и узаконение функции консультирования в управлении. Главный упор будет делаться на развитие организационной и социальной стороны управления. Поэтому в работе консультанта будут все более широко использоваться социологические методы и технологии.

 

В Заключении делаются выводы по теме диссертационного исследования.

Проведенный в диссертации анализ позволил выявить возможности, специфику и ограничения применения социологических методов в технологиях управленческого консультирования, а также их роль в общем консалтинговом процессе, показал эффективность и

" Судас Л Г. Юрасова М В. Современный российский кризис глазами студентов-старшекурсников. II Вестник высшей школы Alma mater № 9, 1998 Москва, Юрасова М.В Ценностные ориентации современной молодежи II Россия перед лицом Европы. XX век Тезисы конференции УРАО и ИППК МГУ Москва 1998.

 

 

перспективность комплексного использования социологических методов в процессе управленческого консультирования.

Социологические методы технологий управленческого консультирования являются действенным инструментом подготовки, выработки и принятия управленческих решений и рассматриваются как один из важнейших механизмов повышения эффективности управления.

Сравнительный анализ позволил выявить специфику выработанных западными консультантами алгоритмов решения стандартных проблемных ситуаций и высоко оценить инновационный потенциал отечественных консультантов на этапе разработки и внедрения управленческих решений.

Маркетинговый анализ состояния современного рынка консалтинговых услуг показал, что основными направлениями дальнейшего развития управленческого консультирования в России являются: профессионализация проведения комплексных социологических исследований, способствующих выработке и принятию управленческих решений, повышение спроса на комплексный консалтинговый анализ, дальнейшее расширение (увеличение) специализации работающих консультантов, упрощение работы консультантов по управлению за счет некоторой алгоритмизации консалтингового процесса.

Основные положения, содержащиеся в диссертации, отражены в следующих публикациях:

• Лидеры прошлого в настоящем // Когнитивное моделирование переговорного процесса. Тезисы и материалы конференции. Москва. 1997. МГУ. - 0.4 п.л.

• Современный российский кризис глазами студентов-старшекурсников. // Вестник высшей школы Alma mater. № 9, 1998. Москва. I п.л. - в соавт.

• Ценностные ориентации современной молодежи // Россия перед лицом Европы. XX век. Тезисы конференции УРАО и ИППК МГУ. Москва. 1998. - 0,2 п.л.

• Бюллетени Фонда "Общественное мнение" № 1-24, 1993 год.


Описание предмета: «Социология труда»

Цель курса «Социология труда»: представить возможность студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере, показать те изменения, которые происходят в развитии рынка труда и занятости, в организации и регулировании заработной платы и т.д.

Задачи курса: Дать знания теоретических основ в области социологии труда Научить организовывать эффективную работу трудового коллектива. Дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и коллектива.

Ознакомить с современной практикой отношений работодателей и наемных работников основными нормативными документами по правовым вопросам в социально-трудовых отношениях.

Рассматриваются основные направления социологии труда: индустриальная и промышленная социология, экономическая социология, аграрная социология, социология организаций, социология профессий, социология трудового коллектива.

Литература

  1. С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов. Методы и технологии информационных войн. – М.: Академический Проект, 2007. – 384 с.
  2. А.Р. Урубков, И.В. Федотов. Методы и модели оптимизации управленческих решений. – М.: Дело АНХ, 2011. – 240 с.
  3. С.А. Жданов. Методы и рыночная технология экономического управления. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 272 с.
  4. Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента. – М.: Инфра-М, 2009. – 320 с.
  5. А.М. Адаскин, В.М. Зуев. Материаловедение и технология материалов. – М.: Инфра-М, Форум, 2013. – 336 с.
  6. Е.А. Савина, А.Д. Ишков. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования. – М.: МГСУ, 2011. – 120 с.
  7. А.Н. Щукин. Методы и технологии обучения иностранным языкам. – М.: ИКАР, 2014. – 240 с.
  8. В.В. Девятков. Методология и технология имитационных исследований сложных систем. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2014. – 448 с.
  9. М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина, Л.Ю. Шемятихина. Основы управленческого консультирования. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 400 с.
  10. Альбина Беляева, Райхана Кунакова und Семен Злотский. Методы и технологии интенсификации добычи углеводородов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
  11. Людмила Дергачева. Методы и устройства снижения вредных выбросов дизелей при испытаниях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 180 с.
  12. Валентин Дергачев. Методы и технологии управления передачей аудио-видеоинформации в АСОДУ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 144 с.
  13. B. C. Улащик. Физиотерапия. Новейшие методы и технологии. Справочное пособие. – М.: Книжный Дом, 2013. – 448 с.
  14. Самыгин С.И. , Васьков М.А. , Коргова М.А. , Ильяева Ю.М. Управленческое консультирование субъектов малого бизнеса в туристско-рекреационном комплексе России. Монография. – М.: Русайнс, 2016. – 160 с.
  15. Ю.А. Моргунов, Д.В. Панов, Б.П. Саушкин, С.Б. Саушкин. Наукоемкие технологии машиностроительного производства. Физико-химические методы и технологии. – М.: Форум, 2018. – 928 с.
  16. А.Ю. Нагорнова. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 134 с.
  17. А.Ю. Нагорнова. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 134 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Основы избирательных компаний
PR
Диплом
72 стр.
Политический PR
Связи с общественностью
Диплом
100 стр.
Шпоры, менеджмент
Менеджмент
Диплом
157 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Кристина
Здравствуйте! Сдала диплом после вашего сопровождения. Спасибо большое за помощь и терпение.