Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Феномен политического лидерства в социальном контексте современностиСоциальное обеспечение
Гундарь Ольга Николаевна
Феномен политического лидерства в социальном контексте современности
09.00.11.- социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Ставрополь-2001
Работа выполнена на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования обусловлена радикальными изменениями в области социальной жизни. Социальная трансформация, коснувшаяся всех без исключения государств мирового сообщества, заставила по-новому взглянуть на место и роль политического лидерства в современном мире. Несомненно, во все времена существования человечества эта тема была наиболее яркой и привлекательной. Но сегодня, в связи с изменившимися реалиями, она приобретает новую окраску и наполняется новым содержанием.
В условиях всеобщего процесса глобализации, модернизации и демократизации общества политика обрела самостоятельную силу, стала ведущей, определяющей и решающей в эволюционном процессе. Она стала более рациональной, гибкой и открытой. Появились новые тенденции во взаимоотношениях между государствами Они приобрели более динамичный и взаимозависимый характер и приблизились к жизненным интересам каждого региона и отдельного жителя планеты.
Радикальные преобразования в сфере международных отношений и необходимость решения глобальных проблем современности потребовали становления нового типа политического лидера, способного ориентироваться в период трансформаций, умеющего адаптироваться к новациям, противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряженные конфликты и способствовать стабильности общества его совершенствованию, и упрочнению.
Проблема политического лидерства - одна из фундаментальных проблем социальной философии. Она тесно связана с вопросом о роли народных масс и личности в истории. Особую значимость осмысление этой проблемы приобретает в новых реалиях.
В конце столетия вектор социального развития все более смещался от социально-классовых отношений, обладавших огромной социально-регулятивной силой к более динамичным микросоциальным общностям.
С этим связано более четкое понимание роли народа в целом и отказ от абстрактного понимания его как некой монолитной массы. Роль народа в политической жизни общества рассматривается сегодня как результат сложения усилий множества относительно самостоятельных групп, общнос-тей и объединений.
По размаху массового движения XX век не имеет себе равных и его называют веком, когда массы стали реальным субъектом политики. Но по-
явление феномена тоталитаризма показало, что «большинство» не всегда принимает правильные решения. И в последние годы мы видим явную апатию и снижение активности участников политического процесса. Этот процесс сопровождается ростом возможностей для усиления роли политического лидерства. Решения, принимаемые политическими лидерами, даже в одной стране, оказывают огромное влияние на миллионы людей. Они могут либо возвысить человечество, либо уничтожить его. Поэтому личность политического лидера и формирование квалифицированной элиты являются важнейшими факторами демократической трансформации любого общества, а при отсутствии ряда важных предпосылок модернизации, такой политический фактор как лидерство, становится единственным эффективным средством социальной мобилизации населения.
Особую роль играет политическое лидерство в современной России, находящейся на стадии перехода к демократии. Здесь очень важна скорость социальных изменений и подвижность социальных институтов. Отсюда-главная задача политических лидеров - поддерживать социальную систему в состоянии динамического равновесия и стабильности, учитывать интересы различных социальных групп, достигать компромисса, добиваться консенсуса в обществе и при этом уметь сохранять и возвышать власть. С этим связана проблема легитимности и эффективности власти, проблема, которая в России приобретает особую остроту.
Политика, политические процессы становятся сегодня предметом изучения многих наук: политологии и социологии, философии и культурологии, антропологии и психологии. Но политическое лидерство - это часть философского знания. Сегодня одна за другой появляются такие новые важные и интересные науки как геополитика, политическая социология, политическая психология, этнополитология, геополитология, консолидо-логия, транзитология. И все они нуждаются в осмыслении, философском обосновании и концептуализации подходов.
Уже давно заявили о себе такие науки как: кратология - наука о власти, партиология - наука о партиях, конфликтология - наука о конфликтах и кризисах, элитология - наука о политических элитах, и только нет науки лидерологии, которая бы отразила потребность в новом прочтении феномена политического лидерства в период мировых трансформаций. Именно эту попытку и предпринял автор диссертации, поставив целью работы сформулировать новую парадигму политического лидерства.
Степень разработанности проблемы. Научная трактовка лидерства менялась с течением времени. В целом современные исследователи пыта-
ются выработать такие концепции лидерства, которые можно применить как к современным общественным системам, так и к общественным системам прошлого. Но для более правильного понимания лидерства в самых разнообразных политических и социальных средах требуется новая философская концепция.
Исторически концепции лидерства возникли из попытки описать лидеров религиозных сект и движений: Будды, Моисея, Иисуса, Мухаммеда, Кальвина и др. Согласно легендам и историческим фактам, они осуществляли, как правило, мессианскую деятельность. Одинокая, драматическая личность, мобилизовывала и воодушевляла массы на познание новых целей и ценностей. Именно она становится прототипом идеального лидера.
Это представление нашло свое подтверждение в исследованиях первых форм правления: старейшины, вожди племен, восточные деспоты, политические лидеры античных городов-государств - все они были облечены абсолютным авторитетом. Данные исследования способствовали возникновению понятий «социального статуса» лидера и «иерархии» в системе лидерства. Огромное влияние на формирование современного знания о политическом лидерстве оказали работы, составившие классику общественно-политической мысли. Это Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиль, Г.Ф. Гегель, Р.Э. Эммерсон, Г. Лебон, Г. Тард и многие другие. В своих представлениях о взаимоотношении политики и гражданского общества, государства и личности, о политико-организационных и конституционно-правовых механизмах политического устройства будущего общества они сумели довольно точно обозначить проблематику изучения деятельности политических лидеров.
События Нового времени вызвали появление иного взгляда на проблему лидерства. Прежде всего, революции XVIII - XIX веков деперсонализи-ровали концепцию авторитета. Власть теперь предписывалась и определялась конституцией и законами, ею облекались не личность, но должность. Сфера действий и должностные обязанности лимитировались законодательными актами, так что произвольное проявление власти должно было быть пресечено. В результате были установлены границы персонального влияния, и твердо насаждалась институционализация власти.
Еще одним важным фактором, изменившим концепцию лидерства, стали открытия, сделанные в психологии на рубеже XIX - XX веков и в начале XX столетия, когда преобладали исследования сферы бессознательного и личностных черт характера лидера. Следующим шагом явилось создание теории о непостоянстве человеческого поведения, которая затем приняла
форму теории социального взаимодействия. Лидерство воспринимается, изучается теперь не как фиксация черт и атрибутов, присущих некоторым индивидам, но как роль, которая удовлетворяет взаимные ожидания лидеров и их последователей.
В XIX веке проблема лидерства рассматривалась в рамках теории «Героя и толпы» Т. Карлейля, субъективной социологической школы Н. Михайловского и П. Лаврова; в рамках марксистской социологии К. Марксом в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», Г.В. Плехановым в работе «Роль личности в истории»; в теории массового общества и человека массы Ф. Ницше, Г. Тардом, Г. Лебоном и другими.
До конца XIX - начала XX столетий целостной теории лидерства как таковой и политического лидерства, в частности, сформировано не было. Потребовались разработки М. Вебера, Р. Михельса, К. Левина, Дж. Шеннона, Л. Селигмена и целого ряда других исследователей, чтобы проблема политического лидерства конституировалась в самостоятельный раздел знания. В немалой степени этому содействовало признание и распространение на американском континенте в начале 30-х годов идей итальянской школы политической социологии (Г. Моска, В. Парето). Ее представителями был однозначно поставлен вопрос о субъектах политической власти -элитах и лидерах.
Заметную роль в теоретической разработке проблемы политического лидерства сыграли работы американских ученых. Среди них - исследования но политическому стилю руководителей Дж. Барбера и П. Стогдилла, характера связи между лидерами и средой Ю. Дженнингса и Г. Джибба, анализу феномена в триаде «массы - элита - лидер» посвящены междисциплинарные изыскания представителей Чикагской школы - Г. Лассуэлла, Ч. Мериама, Б. Скинера и др. Новейшие подходы к исследованию лидерства как внутри, так и во внешнеполитическом ракурсе наиболее ярко, на наш взгляд, проявляются в трудах политологов Маргарет Дж. Херманн, Ф. Грин-стайна.
В советское время считалось, что проблемы политического лидерства, как и проблем власти, многопартийности у нас не существует. Изучали общественно-политическое лидерство, связанное с деятельностью Коммунистической партии. В период перестройки проблема политического лидерства обрела у отечественных авторов известную популярность, это работы: Афанасьева М.Н., ВасилыюваС.Н., Волобуева Д.О., Кулешова С., Сокола С.С., ПищулинаН.П. и Трофимова М.Н.
Сегодня акцент делается больше на социологический и психологический аспекты изучения проблемы. Это работы: Власова В.И., Медведева М.И.,
Казакова М.А., Штукиной Т.А., Фуре Р.Ф.,БогатоваЕ.В., Федоровой М.Ю., Тихенького В.Г., Дилигенского Г.Г., Гозмана А.Я. и Шестопал Е.
Наиболее значимыми для исследования автора стали общесоциологические и философские работы Ашина Г.К., Кудряшовой Е., Шестопал Е., Блонделя Ж., Такера Р.
Важнейшую роль в современных изысканиях политического лидерства сыграли также политологические разработки западных ученых Мельвиля А.Ю., Даймонда Л., Хантингтона С., и российских Мухаева Р.Г., Василика М.А., Ильина В.В.
Цели и задачи исследования Цель данной работы заключается в том, чтобы всесторонне исследовать феномен политического лидерства в меняющемся мире, в условиях глобальных демократических трансформаций на рубеже третьего тысячелетия.
В соответствии с этой целью перед исследователем стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, структуру и сущность лидерства. Его философские, политические и социальные аспекты.
2. Проследить проблему политического лидерства в истории социально-политической мысли.
3. На основе анализа работ отечественных и западноевропейских исследователей выявить методологически эффективные подходы к изучению сущности и особенностей политического лидерства.
4. Показать возрастание роли политического лидерства в социальных трансформациях современности.
5. Выявить особенности российского политического лидерства в связи с радикальными преобразованиями общества.
6. Дать анализ влияния политических элит на институт политического лидерства.
7. Рассмотреть психологические проблемы современного политического лидерства, специфику личности политического лидера.
8. Исследовать процесс десакрализации власти и его влияние на лидерство.
9. Показать роль новых политических технологий в формировании имиджа лидера.
Таким образом, объектом исследования является современное политическое лидерство. Предметом исследования - феномен политического лидерства в период социальной трансформации.
Методологическая основа исследования. В своем исследовании автор опирается на различные направления, использует труды классиков фи-
лософской, исторической, элитологической и психологической мысли. Ведущими в работе выступают системный подход, сравнительный анализ, фил о софе ко-культурологический, политике-психологически и и персонифи-кационный методы.
Использованы феноменологический, герменевтический, конфликтоло-гический, цивилизационный, социокультурный подходы, метод моделирования политических процессов.
Научная новизна. Новизна исследования заключается в самой постановке проблемы политического лидерства в социальном контексте современности. При этом понятие современности наполняется новым содержанием: имеется в виду глобальный переход к демократизации, который сегодня характеризуется более широким и емким понятием социальной трансформации, включающим в себя как процессы модернизации, так и собственно демократизации.
В содержательном плане диссертация характеризуется следующими элементами новизны:
- в диссертации разработана концепция современного политического лидерства и доказано, что наиболее адекватными для объяснения феномена лидерства являются «теория черт», «ситуативная теория» и «теория последователей», рассматриваемые в комплексе. Автором впервые обосновано, что из трех форм легптимности власти - традиционной, харизматической и рационально-легальной в период трансформации - акцент делается на рационально-легальную власть;
- диссертантом впервые разработана «Модель политического лидерства XXI века», в основе которой лежит идея превращения политики в высоконравственную, справедливую, гуманную, одобряемую народом. Предложено четыре основных параметра-модели: субъект воздействия - политический лидер и его современный облик; объект воздействия - народные массы и их новая роль в истории; взаимодействие власти и масс -как легальное и легитимно и период социальной трансформации - как время действия.
Обоснована новая роль политического лидерства в период демократических преобразований. И доказано, что основная задача политического лидера - подготовить общество к переходу в новое качество, способствовать стабильности, консолидации сил, как в самом обществе, так и в структурах власти.
Представлен новый подход к пониманию эффективности политического лидерства в переходный период, когда кардинально трансформируются
основы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценностные ориентации. Доказано, что это должна быть целевая политика, социально ориентированная и тесно переплетенная с другими сферами жизни - экономической, культурной, религиозной, правовой и становящаяся мировым и общепланетарным фактором; это новые формы политического согласования властных структур (консультации, круглые столы); опора на правовые институты защиты прав человека; поддержание легитимности власти; высокая личностная энергетика; полнота и своевременность осуществления функций.
На примере обширного социологического материала проанализирована особенность российского политического лидерства, и показано, что в России становление института политического лидерства делает только первые шаги, и что легитимность лидера приобретает рационально-легальные черты.
Сформулированы концептуальные положения о сущности поведения политического лидера на политическом рынке - основы политического маркетинга. Современная концепция поведения политического лидерства имеет интегративный характер и основана на использовании различных рациональных сторон политологической мысли. Политика объясняется с позиций политического рынка, главный признак рынка - конкуренция.
На защиту выносятся следующие положения. 1. В условиях социальной трансформации и переходного периода эффективное политическое лидерство становится главным фактором успеха социальных преобразований. Решающее значение приобретают такие черты лидера как компетентность, ответственность, требовательное отношение к себе и к окружающим, понимание политических последствий принимаемых решений. Они являются характеристикой сильногодипа лидера, способного повести общество к грядущим переменам и удержать его от сползания в пропасть кризисов и конфликтов. Власть принадлежит той личности, в которой воплощена сила. Но речь идет не о физической силе, а о социальной: силе привычки, традиции или силе закона. Поэтому утверждение сильного лидера сопряжено не с насилием и принуждением, а с авторитетом и ответственностью, способностью предвидения политических последствий принимаемых решений, готовностью держать перед людьми отчет и ответ за свои решения.
2. Современная концепция политического лидерства связывает воедино все существующие теории. Каждая конкретная ситуация требует определенного типа лидера, наличия сильной команды и определенных личностных черт.
Так в стабильных системах Запада востребован мягкий демократический тип с личной харизмой. В переходных системах кризисного общества, наоборот, жесткий авторитарный лидер с явно выраженной силой воли. Но в том и другом случае лидер должен соответствовать требованиям времени. На уровне «большой политики» имеют значение не столько его личностные качества, интеллект, умение ясно выражать мысли, сколько способность улавливать настроение людей и умение формировать общие политические требования.
3. Оправдание власти связано с определенными нравственными идеалами: власть должна существовать во имя Добра, Справедливости и Законности, реализоваться для общего блага, В XX веке, к сожалению, одержала победу макиавеллистская позиция с ее лозунгом «Цель оправдывает средства», являющаяся синонимом безнравственной политики. Средства достижения власти стали фантомом, закрывающим высокие цели. Именно на этом принципе разрабатываются сегодня новые технологии достижения власти, называемые «грязными технологиями», а политика определяется как «грязное дело». Задача политического лидерства XXI века - вернуться к идеалам высокой нравственности и общего Блага. Получая мандат лидера, субъект политики должен управлять политическим процессом, исходя из принципов гуманизма и ответственности за судьбы мира.
4. Искусство тех, кто находится у власти - быстро реагировать на запросы масс. Взаимодействие власти и масс должно быть легальным и легитим-ным, а власть эффективной.
Если раньше на первое место в характеристике господство власти выдвигались традиции или харизма лидера, то сегодня ведущей характеристикой лидерства становится легальность, то есть законность. Она основывается на добровольном признании народом юридических норм, существующих в обществе. При такой власти подчиняются не личности, а закону. Легальное господство появляется в условиях рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Критериями эффективности власти являются: эффективное использование ее ресурсов; рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур; эффективный контроль за выполнением распоряжений властных структур; эффективная система самоконтроля власти.
5. Основным принципом нового подхода к процессам социальной трансформации является принцип «человека активного». Он близок общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как био-социокулътурного существа и на элементах структуры личности как субъекта деятельности. Лич-
10
ность человека рассматривается сегодня как самодостаточная, саморазвивающаяся, самоценная сила, обладающая творческим духовным потенциалом. Человек рассматривается не как объект, а как субъект деятельности, обладающий сознанием и волей, а само общественное развитие следствием его творчества. Поэтому важнейшим фактором политической активности масс в переходный период является политическое участие, понимаемое как вовлеченность индивидов в политический процесс. Это означает; степень участия масс в голосовании на выборах, участие в референдумах, членство в политических партиях и движениях. Это - фактор политической стабильности и общенациональной ценности. Поэтому задача политического лидера - добиваться согласия в обществе и поддержки большинства народа, повышать политическую культуру масс, делая ставку на участие масс; способствовать становлению гражданского общества и правового государства, обеспечивающих переход общества на новую ступень развития.
6. Если на протяжении всей истории человечества власть и политика были тайной наукой, закрытой и недоступной простому человеку, то сегодня с помощью средств массовой информации они стали предметом широкого обсуждения. Произошла десакрализация власти, которая привела к ослаблению личностного влияния лидерства. Кроме того, низкий уровень политической культуры народа объясняет заниженные требования к политическим лидерам. Недаром их сравнивают с «петухами», «индюками», «сусликами», «хорьками», что означает невысокий статус, обозначенный на бессознательном уровне.
Сегодня нет лидеров-героев - «птиц, летающих в облаках и парящих над обществом». На смену лидерам - романтикам пришли лидеры - прагматики, хозяйственники, умеющие решать вопросы, сегодняшнего дня, связанные с выживанием и адаптацией населения к условиям рынка.
7. Лидеры-это золотой фонд любой нации. К сожалению, число истинных лидеров невелико. Это не более 6-8% населения и нехватка лидеров ощущается не только в России, но и на Западе. Поэтому общество должно готовить себе лидеров. Воспитание активных деятельных людей - главная задача государства. Будущий лидер должен уметь принимать решения и извлекать пользу из самых невыгодных ситуаций. Поэтому необходимо обучение различным стилям управления и воспитание ответственности руководителей. Лидер не должен бояться рисковать, а, поскольку политика - цепь неожиданностей, ему предстоит постоянно преодолевать их, и при этом идти вперед.
Наше время и наша страна нуждается в новом поколении лидеров со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверен-
11
ностью в успехе, а для этого необходимы новые подходы в воспитании и образовании.
8. Изменения, происходящие в современном мире, потребовали изменения политического статуса России. Идет поиск нового цивилизацион-ного и геополитического положения страны в мировом сообществе, возрождение нации как полноправного субъекта мирового сообщества. В связи с этим появились определенные требования масс к лидеру национального масштаба. Они включают в себя: умение формулировать новые творческие цели; способность связывать актуальные государственные интересы с историей страны, традициями поколений; умение внушить нации уверенность и оптимизм; вернуть государственной власти доверие народа; разработать программу государственного строительства, и будущего общества, где основой выступят державность, народность, духовность и патриотизм.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Наибольшее теоретическое и практическое значение эта работа имеет для политической науки. Сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы для разработки самостоятельного курса «Политическое лидерство» и специальных курсов «Политическая социология», «Философия политики», «Сравнительная политологии», «Политические элиты и лидерство», «Политическая психология» для подготовки имиджмейкеров и политических психологов, политологов и политических социологов, историков и политических менеджеров. Для успеха избирательных кампаний.
Апробация работы: По теме диссертации опубликованы 29 работ общим объемом 21,4 п.л. Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее научной разработанности, формулируются цели и задачи исследования. Указываются элементы новизны, излагаются основные положения, выносимые на защиту, определяются теоретике-методологические основы исследования, освещается теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.
Первая глава «Концептуальные основания исследования проблем политического лидерства», состоящая из 3 параграфов, содержит анализ проблем политического лидерства в истории социально-философской мыс-
12
ли, методологические основы исследования проблем политического лидерства и междисциплинарный анализ этих проблем.
В первом параграфе данной главы «Проблемы политического лидерства в истории» социально-философской мысли рассматриваются история политических учений, отражающаяся в различных теориях, концепциях, школах. Проблема политического лидерства- это часть истории философии, которая раскрывает вопросы власти и политики, государственного устройства и политического развития.
Каждая эпоха выдвигала свои проблемы и задачи перед государственным деятелем. А так как исторический процесс находится в развитии, то и теоретическая мысль постоянно совершенствуется. На Востоке крупный вклад в развитие теории лидерства внесли Индия и Китай. Здесь господствовала патерналистская концепция власти, основанная на принципах добродетели, нравственных начал и ответственности правителя перед Богом. Впервые говорится о политике как искусстве сохранения и приумножения богатства и власти. Но конечная цель - не личные интересы правителя, а общие Благо народа.
В Древней Греции идеальная модель государства была основана на абсолютном превосходстве класса управляющих, Государственное управление, по Платону, должно было осуществляться только аристократами, получившими специальное образование и воспитание. Его идея элитарного образования широко распространена сегодня на Западе.
В Средние века господствовала идея Божественного управления властью и безропотного повиновения масс своим правителям. Совершенно иной взгляд на политику и политическое лидерство изложил Н. Макиавелли. Будучи секретарем Флорентийской республики, при слабом правителе, он написал знаменитый трактат>«Государь», где изложил секреты управления государством, заключающиеся в сильном лидерстве: политический лидер, стремящийся к успеху, должен быть смелым как «лев» и хитрым как «лиса». Чтобы осуществить свои замыслы он должен обдумывать великие дела и создавать себе славу великого человека. Об уме правителя судят потому, каких людей он к себе приближает, поэтому нужны специалисты и профессионалы. О действиях государя судят по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу, какие бы средства для этого ни употреблять. Эти слова, облеченные в лозунг «Цель оправдывает средства» стали символом безнравственной политики, а макиавеллизм вошел в историю с отрицательным знаком. Положительным моментом стало то, что политика стала рассматриваться как самостоятельная сила.
13
В период Нового времени Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье сделали акцент на правовой теории, развивая идеи сильной власти, общественного договора и разделения властей. В XX веке широкое распространение получили идеи вождизма, изложенные в теории немецкого ученного и философа Ф. Ницше. К избранным относятся не те, кто обладает образованностью и богатством, а те, кто обладает энергией, способностью понять требования «национального духа» и кто готов идти на все ради достижения цели.
Если К. Маркс и Ф. Энгельс считали политику вторичной, зависимой от экономики, то элитистские теории Моски и Парето утверждают, что фундаментом общественном развития служит не экономика, а политика. С переходом от одной исторической эпохи к другой изменяется состав правящего класса, его структура, требования к его членам, а раз так - задача политической науки - в исследовании условий существования политического класса, удержания им власти взаимоотношений с массами.
Немецкий политолог Р. Михельс примыкает к итальянской школе элито-логии. Известность его связана с формулировкой знаменитого «Железного закона олигархии». Выделение элиты - активного меньшинства, которому массе приходится довериться, ввиду невозможности прямого контроля -приводит к олигархии. Олигархия - неизбежная форма жизни всех крупных социальных структур, где происходит закрепление постов и привилегий, отрыв от масс и фактическая несменяемость лидеров.
Ведущими работами по проблемам демократии и лидерства являются произведения М. Вебера, Р. Даля, И. Шумпетера, С. Липсета, Л. Даймонда, С. Хантингтона. Все они отмечают ведущую роль и главенство политического лидерства, наличие бюрократии и необходимость ограничений на сферу принятия политических решений.
Важную роль в истории политического лидерства играет русская социально-философская мысль. В центре ее находятся проблемы возникновения русского государства, родословная князей, взаимоотношения между светской и духовной властями. По этим вопросам сформировались и основные направления: теория «Москва - Третий Рим», деспотическая доктрина Ивана Грозного и тираноборческие идеи А. Курбского. С XVIII века преобладают просветительские тенденции, связанные с эпохой Петра I. Но Россия вплоть до революции 1917г. оставалась самодержавным, авторитарно-бюрократическим государством. Хотя при Екатерине II началось формирование гражданского общества, продолженное реформами Александра II и Столыпина. XIX в.-это расцвет политической мысли в России: этой «русская идея» Н. Бердяева, и русский либерализм М.М. Сперанского, это
14
и «декабристы», и западники, и славянофилы, и революционеры-демократы. Это религиозно - нравственная философия В. Соловьева. Идея пассио-нарности Л. Гумилева, теория «головастиков» П.А. Сорокина и «партийной демократии» М.Я. Острогорского. Таким образом, История социально-философской мысли по проблемам политического лидерства является необходимой базой для выработки современной концепции политического лидерства и политического прогнозирования современного процесса демократических преобразований.
Второй параграф «Теоретико-методологические основы исследования проблемы политического лидерства» посвящены всестороннему анализу методов исследования данной проблема. Разделяются традиционные и новые методы исследования, К традиционным относятся исторический, нормативный, институциональный, системный, структурно-функциональны и.
В качестве новых методов выделяются: бисхевиористский, метод экспертных оценок, метод моделирования и метод деловых игр.
Ведущими в работе выступают сравнительный метод философско-куль-турологический, политико-психологический и социокультурный. Использованы также феноменологический, герменевтический и цивилизационные подходы.
Особое внимание в диссертации былоуделепо созданию модели политического лидерства. Моделирование политических процессов началось еще в начале XX века в США. В 60-е эта новая методика стала одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки. Новые методы применяются не только для проведения фундаментальных теоретических исследований, но и в чисто прикладных целях - для анализа текущих событий, выбора оптимальных решений.
Каждое событие характеризуется, как правило, 4 параметрами, которые и составляют будущую модель: субъект воздействия (инициатор); объект воздействия; тип взаимодействия; время и место события.
Поэтому «Модель политического лидерства XXI века» включает в себя: политического лидера как субъекта деятельности; народные массы как объект воздействия; взаимодействие власти и масс как легальное и леги-тимное; период социальной трансформации как переходный период в любом трансформирующемся обществе.
Политический лидер XXI века - ото мужчина 45-55 лет, политик-профессионал, без ярко выраженной партийной принадлежности, и обладающий имиджем «Сильного лидера». Ему присущи качества, близкие к идеалу: активность, энергичность, воля, целеустремленность, ллчное обаяние.
15
умение защищать интересы людей. При этом морально-психологические качества становятся решающими. Успех лидера связывается с целостностью его образа.
Новым содержанием наполнилась роль народных масс. От социологии систем мы переходим к социологии акторов Центром социальной жизни становится человек действия. Важнейшим видом его деятельности является политическое участие в жизни общества. Политическое участие - это вовлеченность индивидов в процесс функционирования политике-властных отношений. К основным формам политического участия обычно относят голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях. Это напрямую связано с процессом демократизации и трансформации современного общества. Возглавить этот процесс должны политические элиты и лидеры.
Взаимодействие власти и масс в этих условиях должно быть легальным и легитимным. Искусство политики заключается в быстром реагировании на запросы масс, умении предотвращать конфликты и кризисы, сохранять доверие народа и проводить эффективную политику.
Третий параграф «Междисциплинарный анализ проблем политического лидерства» раскрывает взаимосвязи проблем политического лидерства в различных науках.
Влияние социальной философии на политологию, социологию, историю, право обусловлено более высоким уровнем философских обобщений, в силу чего она выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук.
Изучение политической сферы не всегда занимало в ней значительное место. Такие проблемы как массы и власть, партии и движения, элиты и лидеры, политические процессы оказывались вне глубокой теоретической оценки. Роль демократических преобразований, разделения властей, политики в целом была деформирована. Исправление этих деформаций представляет собой сегодня одно из самых важных направлений развития социальной философии. Исходя из вышесказанного нам представляется возможным внести свой вклад в разработку теоретических проблем политического лидерства в условиях социальной трансформации общества.
XX век резко подхлестнул процесс дифференциации и интеграции наук. Новые научные дисциплины все чаще формируются как интегрирующие достижения смежных наук. Ярким примером такой интеграции является элитология. Она находится на стыке политологии, социальной философии, социологии, истории, социальной психологии и культурологии. Определя-
16
ющей силой исторического процесса, субъектом истории она признает политическую элиту. «История человечества-писал В. Парето - это история постоянной смены элит; одни - возвышаются, другие приходят в упадок». И те, кто принимает политические решения, оказывает огромное влияние на жизнь миллионов людей. Воздействие управленческих решений так велико, что от качества, квалификации и социальной характеристики этих людей зависят судьбы планеты.
Политическое лидерство в условиях социальной трансформации - это новая проблема, которая требует дальнейшей разработки и всеобщего внимания исследователей разных направлений.
В связи с новыми ценностями, изменяющегося мира, проблемы лидерства и демократии, политической культуры и политического участия, - требуют философского осмысления. Сегодня узловыми в социальной философии становятся проблемы политической власти и стабильности, политического риска, и эффективности управления, демократии и избирательных систем, российской государственности и политических институтов. Они изучаются целым рядом новых наук: политической философией, политической психологией, политической социологией, политической антропологией и др. Политические проблемы оказались сегодня на перекрестке междисциплинарного учения и требует к себе повышенного внимания со стороны философов и практиков.
Вторая глава «Феноменология политического лидерства» состоящая из трех параграфов включает в себя современную концепцию политического лидерства, эффективность управления обществом и значение политического лидерства в период социальных трансформаций современности.
В первом параграфе «Политическое лидерство как социальный феномен» исследуется феномен политического лидерства в системе социальных отношений. Феномен лидерства - это исторически сложившаяся потребность людей в организации своей деятельности. Он фиксирует нравственно-политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении лидеру всех за ним идущих.
Долгое время лидерство рассматривалось под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности. Западные политологи делали акцент, на изучении личностных черт лидера, объясняя феномен лидерства выдающими качествами личности политика.
Современные исследователи связывают политическое лидерство больше с социальными условиями, в которых приходится действовать лидеру и психологическими факторами воздействия лидера на окружающих.
17
Политический лидер отличается от других тем, что его деятельность сопряжена с политической властью, поэтому определение политического лидерства отличаются рядом особенностей: политическое лидерство - это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество; политическое лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; политическое лидерство - это символ общности и образец политического поведения группы; политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке.
Каждое из них связано со способностью лидера сплачивать людей, мобилизовывать их на борьбу за улучшение условий жизни. Лидерство как социальный феномен связано с интеграцией общества, защитой масс от беззакония, поддержанием порядка в обществе, обеспечением социального и национального согласия, предотвращением отчуждения масс от власти. Невыполнение политическими лидерами своих социальных ролей приводит к их оторванности от народа, потере доверия к власти, превращению политики в политиканство. Безответственность и безнаказанность политических лидеров разлагающе воздействует на общество, деформирует политику. Политический лидер способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
Политическое лидерство - это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.
Факторами, определяющими характер политического лидерства, являются: личностные черты лидеров; инструменты осуществления ими власти; ситуация, с которой сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.
Всю совокупность отличительных черт, характеризующих лидеров, можно объединить в следующие группы: это - природные, нравственные и профессиональные качества. К природным качествам относятся: сила характера, воля, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция, красота, физическое здоровье.
Нравственные качества включают в себя: благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
18
Профессиональные качества: это - аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений.
На что может опираться политический лидер в достижении поставленных им целей? На политические партии, государственные органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами и на свою команду.
Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.
Одни политические лидеры делают правильный выбор, находят верное решение для вывода страны из кризиса и ее развития по пути прогресса (США, Китай, Индия). Другие, неумелыми действиями заводят ее в тупик (Россия). Поэтому политик, пришедший к власти, должен обладать силой и волей. Сильный политик идет впереди событий, утверждали древние мыслители, а слабого они влекут за собой. Крупный политик чувствует ситуацию, владеет политической интуицией. Безвольный лидер только усугубляет ситуацию. Политическая власть может быть слабой. Но, лишенная силы, она превращается в фикцию, ибо не способна претворить властную волю в жизнь.
Власть сильна поддержкой, доверием широких масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли может использовать и силу идеологического воздействия, и обман, и популис-тические обещания, и органы насилия, и принуждения. Но на первом месте стоят авторитет и ответственность политического лидера.
Любая власть стремится создать в обществе представление о себе как об образцово-нравственной. Существуют определенные нравственные идеалы власти: существовать для добра, реализоваться для общего блага, всегда следовать за справедливостью. И, если она расходится с этими нормами, то считается аморальной, безнравственной.
В научной литературе широко представлена типология политических лидеров. Одним из обобщающих критериев для тииологизации политического лидерства является цель, которую ставит лидер и воздействие, оказываемое им на общество. В связи с этим выделяют три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Если XX век был
19
временем революционеров, то в современных условиях глобальной модернизации чаще востребован лидер-реформатор, умеющий сохранять традиции, обычаи и духовную культуру.
В типологии М. Вебера, где выделяются традиционный, рационально-легальный и харизматический типы, на первое место в условиях демократизации выдвигается рационально-легальный тип. При такой власти подчиняются не личности, а закону. Легальное господство появляется в условиях рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Воплощать право в жизнь должны специально обученные компетентные чиновники-бюрократы.
Наиболее популярной сегодня остается и классификация, предложенная М. Херманн: лидер знаменосец; лидер - служитель; лидер - торговец; лидер пожарный и Ж. Блонделем.
Актуальным становится исследование стилей политических лидеров. Политический стиль отражает не только индивидуальность, но и методы поддержания курса, характер взаимодействия с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы. Американский политолог Дж. Барбер сформулировал четыре стиля, основанием выделения которых служит выполнение президентами своих ролей: активно-позитивный, направленный на общее благо, на эффективную созидательную деятельность (Ф. Рузвельт, Р. Рейган). Преобладание личного самолюбия формирует активно-негативны и стиль (Г. Трумен). Зависимость от групповых предпочтений обусловливает пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение функций характеризует пассивно-негативный стиль (Дж. Буш).
Возрастание роли психологических факторов привело к появлению стилей, отражающих поведение лидеров. Сюда относятся: параноидальный стиль - «Хозяин»; демонстративный стиль - «Артист»; компульсивный стиль - «Отличник»; депрессивный стиль - «Соратник»; шизоидальный стиль - «Одиночка».
Современными тенденциями в развитии политического лидерства являются:
- резкое возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют;
- возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров;
- концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах;
20
- уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев;
- профессионализация и институционализация власти;
- сокращение границ власти политического лидера.
Во втором параграфе «Эффективность политического лидерства» рассматривается один из важнейших вопросов политического лидерства -искусство управления государством. Термин «искусство» используется здесь для обозначения гармонии, слаженности, согласованности действий, высокого уровня ведения государственных дел и его эффективности.
Еще Демокрит считал, что политика не просто искусство, а наивысшее из всех искусств. Занятие политикой - дело высокоодаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Мудрая политика - залог процветания государства, благосостояния общества и личности. А умение лидеров действовать рассудительно и целенаправленно - показатель эффективности власти.
Политика рассматривается сегодня как рациональное использование объективных законов, как искусство «возможного», и при этом подчеркивается ее реалистичность, гибкость, эффективность и динамизм.
Под эффективностью политического лидерства в современном обществе понимают соответствие достигнутых за определенный промежуток времени результатов заранее запланированных и выраженных в целях и задачах деятельности политических лидеров. Эффективность политического лидерства характеризует степень своевременной реализации стоящих перед лидером целей.
Введение в понятие эффективности временного параметра позволяет учитывать те лимиты, которые диктуются как законодательно ограниченными сроками пребывания лидера на избираемой должности, так и высокой динамикой политического процесса в целом.
Эффективность политического лидерства тесно связана с процессом десакрализации власти. На ранних этапах развития государства власть господина объявлялась священной. При этом личность государя отделялась от должности. Важны были не индивидуальные качества личности, а должность, занимаемое место, поклонение власти.
Буржуазные революции и возможность физической казни короля, расстрел царя и появление харизматических лидеров привели к развенчанию идеальной власти ее десакрализации. Теперь каждый может заглянуть в личную жизнь президента, увидеть ее во всех деталях и недостатках. Открытость и обнаженность власти и привели к скептицизму и дискредитации политического лидерства, снижению политической активности и политического участия масс, а также к падению легитимности власти.
21
Легитивность тесно связана с эффективностью власти для поддержания легитимности используются многие средства: изменение законодательства, использование традиций, поддержание должного уровня эффективности власти. Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения данной политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства; сила проявления гражданского неповиновения и т.д.
Легитимность может сопровождаться и противоположным процессом: дедегитимизацией - утратой доверия к власти в результате бюрократизации, коррупции, эгоистических устремлений элиты и лидеров, решения проблем демократических преобразований силовым путем.
Эффективность политического лидерства зависит так же от целого ряда факторов, которые находятся в тесной взаимосвязи: эффективного использования ресурсов власти; рациональности «вертикали» и «горизонтали» власти; контроля за выполнением распоряжений; наличия действенной системы санкций.
Эффективности способствуют и определенные качества лидеров, среди которых важное место занимает высокая личностная энергетика. И тогда все лидеры делятся на: великих лидеров, хороших лидеров, развивающихся лидеров, потенциальных лидеров и нуждающихся в личном росте.
Важное место в комплексе факторов, влияющих на эффективность лидерства, занимает механизм взаимодействия лидера и его последователей, наличие команды. Сильная сплоченная команда во многом определяет успех лидера.
В качестве критерия эффективности рассматриваются также полнота осуществления функций политического лидерства, методы принятия решений, цели, преследуемые лидером, уровни решения задач, экстремальность ситуации, рациональность организации власти.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой
(экономической и политической), в которых им приходится действовать. Выделяют следующие функции, выполняемые политическими лидерами: аналитическая функция, или функция постановки диагноза; функция разработки программы действий; функция мобилизации страны на выполнение принятой программы (интегративную, ориентационную, инструмен-талистскую, мобилизационную, социального арбитража и легитимации власти).
В третьем параграфе «Политическое лидерство в социальных трансформациях современности» рассматривается роль лидера в выборе пути
22
общественного развития, а так как весь мир в конце XX столетия выбирает путь демократизации и свободного развития, то и роль политического лидера значительно возрастает. Он должен подготовить общество к переходу в новое качество, способствовать стабильности и консолидации главных политических сил как во властных структурах, так в самом обществе, не допустить кризиса и упадка, конфронтации и столкновения противоположных интересов. Поэтому феномену лидерства отдается главенствующая роль.
Ранее проблемы перехода от традиционных политических систем к современным описывались теориями модернизации. Сегодня требуются новые подходы для разработки типологии, структуры и динамики социальных преобразований. Наиболее адекватным в современных условиях становится понятие социальной трансформации. Оно включает в себя два направления: демократизацию и либерализацию преобразований и выражает комплексное, эволюционное преобразование общества как социокультурной системы.
Процессы преобразований при таком подходе не сводятся только к реформам «сверху», а ход и исход их зависит в решающей степени от действий массовых социокультурных групп.
Это обусловливает принципиальную неоднозначность окончательного исхода процесса. Так переход к демократии не всегда заканчивается установлением демократических режимов, что позволило ввести новые политические режимы и открыть новое направление, изучающее проблемы демократического транзита-транзитологию.
Разнообразие режимов сегодня очень велико: популистские, бюрократические, тирания, охлократия, демократия, олигархия, авторитаризм развития, гибридные режимы (диктократия, демократура) и т.д..
Дискуссия о «третьей волне демократии», начавшаяся с выхода книги С. Хантингтона «Третья волна развития: Демократизация в конце XX столетия», обобщила демократические процессы в современном мире и привела к пересмотру отношения к роли народных масс, к авторитарным режимам, к проблемам политического лидерства.
При всех режимах (народу) электорату отводится роль делегирования полномочий исполнительной власти. А лидеру, добившемуся победы на выборах, вручается власть, ограниченная лишь сроком конституционных полномочий. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов страны и играет ведущую роль в политическом процессе. Все современные теории (и либерально-демократические, и радикально-демократические концепции, и модель конкурентной эли-
23
тистской демократии) уделяют значительное внимание проблеме политического лидерства, включая в нее политическую конкуренцию в виде борьбы за лидерство. Демократия и лидерство выступают в этой связи как некий признанный метод ведения конкурентной борьбы, а система выборов -практически единственно-возможным способом борьбы за лидерство в любом обществе, В процессе перехода необходимо формирование сильной исполнительной власти, зависящей от демократических институтов. Только жесткий режим сильной власти, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальному единству. Главными условиями перехода являются: компетентность политического лидера; выделение различных этапов реформ, каждый из которых имеет свои цели; точный выбор времени и места проведения.
В XX веке слово «демократия» стало господствующим в мире и наполнилось новым содержанием. В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении власти, различают коллективистскую, групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) демократию. Если раньше господствовали коллективистские теории (марксизм-ленинизм), то сегодня одержали победу элитистские теории демократии. Суть этих теорий такова: во-первых, технически невозможно осуществление народовластия, особенно в крупной стране; во-вторых, народ не компетентен в политике, не информирован, дезинформирован и поэтому управлять государством может только узкая группа компетентных людей - мудрая и подготовленная элита.
Современные политические системы не способствуют действительному участию большинства населения в принятии жизненно важных решений, часто выступая как механизм отчуждения народа от политической власти. Если в соответствии с классической теорией демократии активное участие народа в политике не только гарантия учета интересов широких народных масс, но и средство реализации их творческих потенций, способностей личности, то с точки зрения элитаристов, участие масс в политике сводится лишь к участию в выборах, когда массы лишь избирают конкретных лиц, но не формируют политику. Массы лишь легитимизируют власть конкретной элиты. Но демократия хороша уже тем, что в меньшей степени, чем другие системы, зависит от недостатков правителей.
Таким образом, философское осмысление проблем демократии является ключевым моментом в формировании новой концепции политического лидерства.
24
Третья глава «Перспективы развития политического лидерства в России» анализирует особенности переходного периода в современной России, показывает новую роль политических технологий в формировании имиджа политика и раскрывает проблемы становления личности политического лидера.
В первом параграфе «Российское политическое лидерство» через специфику политического режима, сложившегося в современной России, раскрывается необходимость сильной власти и соответствующего типа политического лидера. Достаточно распространенным в современной России оказалось определение ее режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. Это означает, что Россия ушла от своего прошлого, но значительно отличается от западных моделей демократии. Это проявляется: в отсутствии развитого среднего класса, отсутствии консенсуса между различными социальными группами по базовым ценностям, в неразвитости рыночных отношений в гипертрофированной роли государства и бюрократии, коррупции во всех эшелонах власти, в неподконтрольное(tm) органов власти, в ограничении роли представительных органов. Довольно часто режим, существующий в России, называют также олигархическим, жестко авторитарным или делегативной демократией.
Во все времена в России существовал такой тип политической системы, который опирался на эффективность власти, а не другие компоненты. До революции - монарх-самодержец - традиционный тип лидера. В советский и постсоветский период власть олицетворяли «вожди». Это феномен подданнической культуры и тотальной зависимости населения от власти, когда общество отождествляется с государством, политика с идеологией, а воля «вождя» с волей народа. Его наделяют необыкновенными способностями, мудростью и прозорливостью.
В современной РосСии признаки персонифицированной власти трансформировались в политическое лидерство. Но становление института политического лидерства делает только первые шаги. Легитимность президента страны приобретает рационально-легальные черты. Институт президентства формируется на всеобщих выборах, результаты свободного волеизъявления народа признаются всем обществом, деятельность лидера опирается на Конституцию, существует разделение властей. Однако это чисто внешние проявления власти, а в действительности концентрация власти в руках Президента превышает объем полномочий прежних правителей. Отсутствие правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют «абсолютную» власть. При этом основными тенденциями в развитии политического лидерства в России являлись:
25
- слабое исполнение функциональных обязанностей - выработка стратегии, интеграция масс, взаимодействие власти и общества, защита общества от беззакония, мобилизация масс на проведение реформ;
- ориентация власти на личность лидера - концентрация политического господства и укрепление верховной власти;
- отсутствие профессионализма;
- неумение идти до конца в отстаивании своих взглядов;
отсутствие единой и сплоченной команды единомышленников.
Приход к власти нового Президента постепенно меняет ситуацию. Молодой, энергичный лидер, укрепляя центральную власть, остается приверженцем демократических ценностей и намерен повести страну по этому пути. Его необыкновенно высокий рейтинг является показателем доверия народа к власти.
Интересна концепция, связывающая политическое лидерство в России с чередованием реформ и контрреформ. Начиная с эпохи Петра Великого, выделяется 6 циклов реформ, и выделяются соответствующие лидеры: / цикл -реформы Александра I; // цикл -реформы Александра 11; III цикл -реформы Витте - Столыпина; IV цикл - реформы Ленина - Сталина; Уцикл -реформы Хрущева - Косыгина; VI цикл -реформы «Перестройка» Горбачева и все они сопровождались откатом назад и контрреформами последующих лидеров.
В литературе, посвященной проблемам политического лидерства выделяются следующие символы лидера, отмеченные в массовом сознании: родовой (Сталин - отец родной), религиозный (Марксизм - ленинизм), политический (учение на века), национальный (Ленин - друг всех народов), классовый (Ленин и партия- близнецы-братья) и др.
Политическое лидерство в России имеет свою типологию: лидер -романтик - 60-е годы; лидер - идеолог - 70-е годы; лидер - оппозиционер - 80-е годы; лидер - популист - 90-е годы; лидер - прагматик - 2000 г.
Второй параграф «Имидж политического лидера и новые политические технологии» раскрывает секреты эффективности политического управления и регулирования политических процессов.
Политические технологии - это искусство, мастерство, позволяющие политическим деятелям добиваться намеченных целей. Мир политики в XX веке продемонстрировал отчетливую тенденцию к профессионализации. Для всех политических лидеров их помощников, аналитиков, консультантов занятия политической деятельностью давно превратились в профессию, являющуюся основным источником доходов и требующих специфических навыков и умений.
26
Профессиональный политик должен уметь: анализировать массу разнообразной информации; добиваться поддержки избирателей; организовывать взаимодействие политических персон, групп, фракций; проводить нужные решения через стенку сопротивления чиновников.
Все эти направления деятельности достаточно технологичны. Совокупность таких правил, способов и приемов достижения конкретных целей называются политическими технологиями. К наиболее разработанным относятся: избирательные; информационно-аналитические; рекламно-имид-живые; политический маркетинг; лоббирование; политическое консультирование.
В условиях демократизации общества наиболее актуальными являются избирательные технологии. Практически непрерывный процесс выборов в органы власти того или иного уровня подготовка к ним или осмысление результатов прошедших выборов создали устойчивый рынок запросов на соответствующие услуги - политический маркетинг т.е. (рынок). Политика объясняется с позиций политического рынка. Главный родовой признак рынка - конкуренция, а товаром выступают сами лидеры, их идеи и программы.
Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает в себя: формирование имиджа лидера; сегментирование рынка; позиционирование; воздействие на избранную группу.
Имидж политического лидера - это результат сознательного и целенаправленного конструирования облика политика. Считается, что избиратели делают выбор не столько на национальном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Иначе говоря, оценивается не программа кандидата или его идейная платформа, а его внешний облик, манеры, черты, вроде силы воли, мужественности, властности. Учитывая эти особенности избирателей, возникла новая отрасль научного знания - имиджелогия, которая помогает овладеть механизмом внешнего воздействия на людей, раскрывая «искусство нравиться».
Разработана типология политического имиджа лидера, включающая в себя следующие типы политиков: «спаситель Отечества», «Отец нации», «обаятельный лидер», «свойский мужик», «борец за правду».
Возможные роли, которые играет кандидат - «мученик», «святой», «герой», «вождь», «отец», «семьянин», «профессионал», «реформатор», «консерватор» и т.д.
Рассматривая технологию политических выборов, выделяют следующие мероприятия: формирование команды; выделение источников финансиро-
27
вания; обращение к аналитикам и программистам; сегментация рынка (выделение групп, избирателей); разработка способов воздействия на избранные группы (молодежь, пенсионеров, инженеров, работников сферы образования) и т.д.
Анализируются издержки роста. Как в любом новом деле в новых технологиях присутствуют изъяны. Недостаточная законодательная база способствует появлению приемов, которые нельзя отнести к честным и чистым правилам игры: это непрозрачность источников финансирования партий и отдельных политиков; предвыборные фокусы (выдвижение множества кандидатов или однофамильцев известных лиц); досрочное голосование; подкуп избирателей: организация действия «своих людей» внутри органов власти; утечка информации; порча бюллетеней; вброс лишних «левых» бюллетеней; компромат на противника; «Давление с мест».
Но при всех недостатках главное достижение российского избирательного процесса - конкурентность, состязательность, реальность политического выбора - состоялось. И главная проблема, которая теперь вышла как определяющая, - это проблема участия масс в политическом процессе.
В зависимости от мотивации различают автономное (сознательное) участие и мобилизационное (вынужденное). Первый тип участия преобладает в западных либеральных демократических обществах, второй - в авторитарных и тоталитарных обществах.
Но отношению к законодательству, действующему в государствах, различают конвенционное (т.е. легальное, законное) и неконвенционное участие (забастовки, протесты, голодовки, террористические акты и другие формы поведения).
По степени участия масс в политике выделяют следующие типы: совершенно пассивные - 20%; принимающие участие только в голосовании - 21%; вовлеченные в решение местных проблем - 20%; активные участники предвыборных компаний - 15%; политические активисты -18%; занимающиеся политической деятельностью для решения личных проблем 4%.
Степень вовлеченности в политику тем больше, чем выше уровень образования и материальный достаток населения. Лица с низкими доходами и низким образованием, как правило, пассивны. Мужчины более активны, чем женщины. Наиболее активный возраст 35-55 лет. В протестном движении участвуют те, кто потерял прежний статус, достаток и надеется улучшить его.
Третий иаршраф «Проблемы личности политического лидера» раскрывает тайны политической психологии.
Будучи субъектом деятельности, политический лидер воздействует на общество, изменяет его, создает новый мир.
Лидер ставит перед собой цели, создает проекты, выбирает приоритеты и находит средства их достижения, добивается результатов, осмысливает творчество, имя чего достигнуты результаты. Он делает выбор варианта поведения и на основе этого выбора принимает решения. Это означает, что он не только детерминирует поведение массы, но и оказывает воздействие на каждого человека. Поэтому личность политического лидера является важнейшим фактором, определяющим политическое развитие общества.
В ходе развития философского мышления дифференцировались отдельные проблемы исследования личности выделялись: биологические или социальные детерминанты, психологические или экономические. В последнее десятилетие складывается понимание того, что изучение человека по частям исчерпало себя. Личность - это целый уникальный мир, в котором общественные отношения играют хотя и важную, но далеко не единственную роль. Большую роль в жизнедеятельности личности играют биологически стабильные черты, например, мужчины на протяжении жизни сохраняют такие черты как высокий уровень притязаний, интеллектуальные интересы, волю к власти, а женщины - эстетическую направленность, жизнерадостность, настойчивость. Поэтому все чаще стремление мужчины заниматься политикой объясняют их природным стремлением к лидерству, к победе, к власти.
На жизнедеятельность личности оказывают существенное влияние индивидуальные стабильные черты, выраженные достаточно ярко. Это умственные задатки и психологические особенности. Американские психологи на основе специальных методик показали зависимость интеллекта политического лидера и уровня его влияния. Оказалось, что близость интеллекта лидера к среднестатистическому уровню сторонников является наиболее оптимальной. Наиболее низкие уровни влияния лидеров наблюдались у тех, чей интеллект был выше или ниже на 30%.
Решая постоянно проблему, морального выбора, личность формирует себя и воздействует на окружающих. Умение в любых самых сложных обстоятельствах проявить свои личностные убеждения, сознательно осуществить свой нравственный выбор - ото умение, возвышающее политического лидера.
29
Личность политического лидера является сложнейшим многомерным образованием и состоит из различных взаимосвязанных структурных элементов. Ведущими являются представления политического лидера о себе самом «я-концепция».Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строза-ер рассматривают образ Я политика, который соответствует сумме восприятий человека о самом себе, выделяя при этом шесть Я: физическое Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я.
Осознание своего Я концентрируется в самооценке лидера. Самооценка стимулирует поведение человека. Чем выше самооценка у политиков, тем хуже они реагируют на ситуацию. Заниженная самооценка часто является движущей силой для завоевания новых рубежей. Такими считаются Ленин, Сталин, Никсон, Саддам Хусейн, Рейган, Картер.
В психологии личности выделяются также: потребности и мотивы достижения целей лидером, системы его политических убеждений, стиль принятия решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу, поведение лидера, биографический анализ.
Политическая психология, изучающая проблемы политического лидерства, задается вопросом, каким образом личность может оказаться способной захватить власть над миллионами людей, как это сделали Гитлер, Сталин, Наполеон. Оказывается, эти лидеры обладали удивительной способностью так выразить дух, страхи и надежды людей своей эпохи, что превратились в выразителей образа мыслей Германии, Советского Союза и Франции. Назначение величия лидеров заключается в их необыкновенной воле, поднимающейся над индивидуальностью, энергии и контроле над теми силами, которые они вызывают к жизни.
С темой Великого лидера связаны проблемы Гения и Злодейства в истории. Большую популярность сегодня приобрела идея Креативной личности - обладающей необычайным запасом энергии и работоспособности. Успех политического лидера зачастую зависит именно от этих качеств. (М.Тэчер работала 25 часов в сутки). Надо обладать духом Прометея - символом творческой активности и новаторства, чтобы вести за собой людей и быть Великим лидером. К сожалению сегодня таких лидеров нет. Занятие политикой становится все чаще профессиональным делом.
Что касается России, то политические психологи сравнивают современных лидеров с «индюками», «петухами» - (Жириновский), с «Быками» (Ельцин, Черномырдин), с «хрюшками» (Гайдар), а депутатов Госдумы с «сус-
30
ликами», «хорьками», «мышами», что означает невысокий авторитет этих лидеров на бессознательном уровне.
Если лидера сравнивают с крупным животным, то к нему относятся по-доброму, если со средними - то недолюбливают, а если с мелкими грызунами - это показатель негативного отношения. Нет сравнения современных лидеров с птицами, что означает полет, признание, возвышенность. Это объясняется низкой политической культурой россиян с одной стороны и отсутствием опыта и искусства управления у политических лидеров - с другой,
В «Заключении» подводятся некоторые итоги исследования, предлагаются перспективные направления дальнейшей разработки обозначенной в диссертации проблематики.
ПО ТЕ ME ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИ КОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Гундарь О.Н. Политическое лидерство (Социально-философские проблемы). Монография. - Ставрополь, 2001. - 10 п.л. (тираж - 500 экз.).
2. Гундарь О.Н. Личность политического лидера //' Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. - Вып. 3. - Москва, 1999. - 0,2 п.л.
3. Гундарь О.Н. Человек и политика // Тезисы доклада на Всероссийской конференции. - М. - Выи. № 2. - Ч. 2. - 0,1 п.л.
4. Гундарь О.Н. Коллизии становления 1ражданского общества // Социальные конфликты. Экспертиза прогнозирования технологии разрешения. - М., 2000 (в соавторстве - Медведев Н.П., Лобанов В.П.). - 1 п.л.
5. Гундарь О.Н. Имидж политического лидера и новые политические технологии // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. - М., Прометей. - Вып. IX. 2001. - 0,4 п.л.
6. Гундарь О.Н. Изменение властных структур на пути перехода к рынку // Тезисы Ставропольской научно-практической конференции 28-29 января 1993.-0,2 п.л.
7. Гундарь О.Н. Идеология и политика// Сборник «Политическая жизнь: Некоторые проблемы». Депонировано в ИНИОН №48471 от9.09.93. -0,5 п.л.
8. Гундарь О.Н. Политический менеджмент II Сборник «Проблемы формирования Российской модели современной рыночной экономики» № 490089 от 30.05.94. -0,5 п.л.
9. Гундарь О.Н. Женщина и политика II Материалы краевой научно-практической конференции «Пути социально-политического развития России». -Ставрополь: СГУ, 1995.-0,2 п.л.
31
10. Гундарь О.Н. Политическая власть // Учебное пособие «Основы политологии». - Ставрополь, 1996. - 0,9 п.л.
11. Гундарь О.Н. Политическая идеология // Учебное пособие «Основы политологии». - Ставрополь, 1996. - Ч. II. - 0,7 п.л.
12. Гундарь О.Н. Политика и личность // Учебное пособие «Основы политологии». - Ставрополь, 1996. -1,6 п.л.
13. Гундарь О.Н. Политические элиты и политическое лидерство // Учебное пособие «Основы политологии». - Ставрополь, 1996.- 1,3 п.л.
14. Гундарь О.Н. Авторитаризм и демократия // Вестник СГУ, № 4. -Ставрополь, 1996.-№4. -0,4п.л.
15. Гундарь О.Н. Личность в постмодернистском обществе // Истоки российской духовной культуры. - Ставрополь, 1999. - 0,1 п.л.,
16. Гундарь О.Н. Реформы и элиты //Вестник СГУ- Вып. № 2,1997.-0,4 п.л..
17. Гундарь О.Н. Динамика политического сознания россиян // Мат. науч. конференция СГУ «Октябрь 1917 г. в истории России и мира». - Ставрополь, 1997.-0,1 п.л.
18. Гундарь О.Н. Кризис власти в современном мире // Сборник «Социально-философские и психологические проблемы». -Ставрополь, СтГТУ, 1998.-0,1п.л.
19. Гундарь О.Н. Институт президентства в США и России // Этнические проблемы современности: Материалы XLIII научно-методической конференции СГУ. - Ставрополь: СГУ, 1998. - 0,1 п.л.
20. Гундарь О.Н. Роль этнической элиты в формировании национального самосознания // Вестник СГУ. - Вып. № 15,1998.-0,5 п.л..
21. Гундарь О.Н. Социологическая характеристика модернизации общественно-политического строя России // Сборник «Социально-политические и этнические проблемы современности. - Ставрополь: СГУ, 1998. -0,2 п.л.
22. Гундарь О.Н. Новая роль лидеров в современной геополитической ситуации // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. - Ставрополь: СГУ, 2000. - 0,1 п.л.
23. Гундарь О.Н. Россия в поисках героя // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. - Ставрополь: СГУ, 2000.-0,1 п.л.
24. Гундарь О.Н. Феномен политического лидерства // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы.-Вып. 12.-Ставрополь: СтГТУ, 1999. -0,5 п.л.
25. Гундарь О.Н. Проблемы эффективности политического лидерства // Социально-экономическая и политическая сбалансированность ре-
32
гиона в условиях развития местного самоуправления. - Ставрополь: СГ'У, 1999.-0,2 п.л.
26. Гундарь О.Н. Региональные особенности политической власти на Ставрополье II Политические процессы в условиях современной России. -Краснодар, 1999.-0,1 п.л.
27. Гундарь О.Н. Проблемы лидерства в демократических теориях XX в. // Региональные элиты в структуре общественных отношений. - Ставрополь: СГУ, 2000. - 0,2 п.л.
28. Гундарь О.Н. Политическая элита России // Региональные элиты в структуре общественных отношений. - Ставрополь: СГУ, 2000. - 0,2 п.л..
29. Гундарь О.Н. Модель поведения региональных элит в условиях политического пространства- II. Ставрополь: СГУ, 2000-0,2 п.л.
Описание предмета: «Социальное обеспечение»Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:
- материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в
семье;
- обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми
доходами и др. Социальная защита
Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных
задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и
социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.
Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового
и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Литература - Дункан Крамер. Математическая обработка данных в социальных науках. Современные методы. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
- Д.Е. Слизовский, Н.В. Шуленина. Политическое лидерство в России. История, опыт, проблемы. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006. – 648 с.
- Р.А. Будагов. Развитие французской политической терминологии в XVIII веке. – М.: Добросвет-2000, 2002. – 176 с.
- М.Ф. Видясова, В.В. Орлов. Политический ислам в странах Северной Африки. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 512 с.
- А.В. Павроз. Группы интересов и трансформация политического режима в России. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 360 с.
- В.Д. Плахов. Норма и отклонение в обществе. Философско-теоретическое введение в социальную этологию. – М.: Издательство Юридического института, 2011. – 778 с.
- В.Г. Васильевский. Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период ее упадка. – М.: Либроком, 2012. – 336 с.
- Л.А. Андреева. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. – М.: Ладомир, 2001. – 254 с.
- В.А. Шнирельман. Хазарский миф. Идеология политического радикализма в России и ее истоки. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2012. – 312 с.
- Светлана Петрова. Проблема политического лидерства:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
- Диляра Мурзина. Роль политических мифов в массовом сознании. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
- Ботагоз Куппаева. Концептуальный опыт осмысления феномена политического лидерства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 592 с.
- Антон Гнетнев. Феномен "политического рейдерства" в современной России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
- Екатерина Шпуга. Политическое лидерство как механизм интеграции социальной общности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 116 с.
- Наталия Шанаева. Феномен христианского символа в культурной парадигме современности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 104 с.
- Н.Я. Грот. О душе в связи с современными учениями о силе. Опыт философского построения. Понятия души и психической энергии в психологии. – М.: Ленанд, 2016. – 176 с.
- Тенденции и проблемы развития российской политической науки в мировом контексте. Традиция, рецепция и новация. – М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 478 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|