Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Социальное государство: эволюция теории и практика

Социология

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

МИЛЕЦКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

 

Социальное государство: эволюция теории и практика (ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

 

 

С п е ц и а л ь н о с т ь -22.00.05 - политическая социология

 

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук

 

 

Санкт - Петербург

1998

 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

         Актуальность темы. Социальная проблематика принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства. В конце 80-х годов начались глубокие трансформации в советском социалистическом обществе, приведшие во второй половине 1991 года к открытию современной модернизации России. С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и политический оборот. Ценности социального государства нашли отражение в программных документах ряда политических партий и общественно-политических организаций. Наконец, положение о социальном государстве получило закрепление в статье 7 новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. "Российская Федерация, - записано в Основном Законе страны,-социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Данным обстоятельством обусловливается несомненная научная актуальность и практическая значимость теоретической разработки проблем, связанных с рассмотрением сущности социального государства, практики его зарождения, становления и развития, особенностей, проблем и условий формирования, социального государства в современной России. Признанием значимости и актуальности вышеназванных вопросов является также осуществление в стране "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов"'. Социальные цели придают высокое звучание современной экономической стратегии государства. В пятом Послании главы государства отмечается, что экономический рост не является самоцелью. Он должен приводить "к изменению всех сторон социальной жизни: ощутимому повышению благосостояния людей, улучшению социального самочувствия, расцвету образования, науки, культуры"^

Таким образом, обращение к научному анализу проблем социального государства объясняется необходимостью осмысления феномена социального государства, условий, предпосылок, проблем его зарождения и становления в современной России.

Состояние разработанности проблемы. Научные исследования в области теории социального государства в России пока находятся в начальной стадии. В отечественной социологической и политологической литературе феномен социального государства пока остается малоизученным. Вместе с тем для зарубежной политической социологии данная тема не нова. В научный оборот понятие "социальное государство" ввел в 1850 году Лоренц фон Штайнз В дальнейшем весомый вклад в разработку теории социального государства внесли такие

' См.: Российская газета. 1997. 12 марта. 2 Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 1998.24 февраля.

^ cm.: stein L. von. Geschichte der Sozialen Bewegung in Frankreich vom 1789 bis auf unsere Tage. 3 Bd. Leipzig, 1850, s. 204.

западноевропейские ученые, как Ю.Офнер, А.Абендрот, Х.Байер, Б.Венер, Г.Геллер, С.Козловски, К.Ленк, Т.Маршалл, Ф.Нойманн, Ф.Пильц, Г.Риттер, М.Спикер, Т.Тилтон, Р.Титмус, А.Фукс, Г.Хаберманн, Р.Хайнце, Х.Хартвиг, Е.Хубер, Г. Цахсер, В.Цапф, К.Эспин-Андерсен, Т.Тилтон и другие.*

Параллельно с развитием теории социального государства в зарубежной литературе получили распространение научные исследования проблем социально ориентированной экономики и социального рыночного хозяйства. Последний осуществлялись в контексте формирования в странах Запада национальных моделей социального государства. В разработке названных проблем значительное участие приняли К.Ватрин, Х.В.Вюньше, Г.Вильгеродт, В.Канненгиссер, Х.Ламперт, А.Мюллер-Армак, Н.К.Ректенвальд, В.Репке, Дж.Стиглиц, Э.Тухтвельдт, О.Шлехт, А.Ферпоссон, Л.Эрхард и другие.

В последние годы в обсуждение проблем социальной рыночной

* cm.: Ofner Julius. Studien sozialer Jurisprudenz. Wien. 1894; Heller Hermann. Rechtsstaat oder Diktatlir. Fr.am Main. 1930; Neumann Franz. Sozialer Rechtsstaat. Neumann. 1932; Ritter Gerhard A. Der Sozialstaat: Entstehung und Entwicklung im intemationalen Vergleich. MUnchen. 1991; Wehner Burkhard. Der neue Sozialstaat. Opiaden. 1992; Marschall Thomas H. Burgerrechte und soziale Klassen: zur Soziologie des Wohifahrtsstaates. Frankfurt/New York. 1992; Rotschild Kurt W. Wohifahrtsstaat und Wachstum: der Fall Schweden // Wirtschaft und Gesellschaft/ 1997. №2 и др.

" cm.: Muller-Armak Alfred. Die Winschaftsordnung, sozial gesehen. In: Grundtexte zur Sozialen Marktwirtschaft. Stuttgart // New York. 1981; Erhard LUdwig. Das Programm der Wirtschaftsreform. In: Grundtexte zur

экономики включились отечественные экономисты и социологи: Э.Василевский, Р.Гринберг, М.Дмитриев, Е.Жильцов, Э.Кочетов, Г.Лузин, К.Микульский, В.Радаев, А.Рубинштейн, И.Самсон, Т.Юрьева, ЛЯкобсон и другие.*

Заметаyе влияние на развитие научных исследований в области социального государства оказали разработки проблем политической системы, правового государства и гражданского общества. В отечественной специальной литературе в разработку данной проблематики заметный вклад внесли Г.Артемов, Г.Белов, М.Василик, В.Васильев,

Sozialen Marktwirtschaft. Stuttgart/New York. 1981; Abram de Swaan. Der sorgende Staat. Frankfurt/New York. 1993; Эрхард Людвиг. Благосостояние для всех. М..1991; Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.,1994; Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ. 1997 и др.

^ См.: Василевский Э.И. Социальная ориентированность экономики США // Вопросы экономики. 1993, № 12; Гринберг P., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику .// Российский экономический журнал. 1997, № 1; Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М., 1995; Кочетов Э. Неозкономика - новая цивилизационная модель развития в России // Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 3; Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. 1993, № 12; Социальная рыночная экономика: вопросы теории. Под ред. Г.П.Лузина. Апатиты, 1993; Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Со-цис. 1997. № 6; Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М..1996 и др.

В.Виноградов, К.Гаджиев, З.Голенкова, А.Кара-Мурза, И.Клямкин. А.Клюев, М.Кузьмин, В.Лапкин, А.Мигранян, В.Нерсесянц, В.Пантин, А.Панарин, С.Перегудов, В.Пугачев, А.Соловьев, О.Соловьев, А.Соколов, М.Тихомиров, В.Халипов, В.Л.Цимбурский, А.Цыганков, М.Чешков и другие авторы^.

Существенную методологическую роль в исследовании процессов модернизации и разработке теории модернизации сыграли такие ученые, как К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, П.Сорокин, У.Ростоу, А.Турен, О.Тофлер, Н.Тсирос, И.Срубар и др. Продуктивно разрабатывают различные аспекты истории, теории и практики российской модернизации А.Ахиезер, В.Ильин, Б.Капустин, В.Козловский, Н.Лапин, С.Матвеева, А.Медушевский, Е.Мощелков,

См.: Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997, № 4; Василик М.А. Механизм действия и использования политических закономерностей в развитом социалистическом обществеЛ., 1982; Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Виноградов В.Д. Человек в поле политики. В кн.: Человек в изменяющемся обществе. СПб., 1997; Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997; Клюев А.В. Многовариантность политического поведения личности. В кн.: Политические процессы в России в сравнительном измерениии. СПб., 1997; Соловьев О.М. Типы политических режимов. В кн.: Человек в изменяющемся обществе. СПб.,1997; Рац М. Какое государство мы построили? // Власть. 1997, №12; Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: Предварительные итоги политического развития России, 1991 - 1996// Социально-политический журнал. 1997,№ 1 и др.

Л.Никифоров, Г.Осипов, А.Панарин, В.Рукавишников, В.Согрин, Г.Федотова, И.Яковлев Ю.Яковец и др.^.

Значительное место в теории социального государства занимают социальные проблемы. Вопросам специфики, сущности и содержания социальных отношений и социальной сферы общества большое месго уделяется в трудах таких ученых, как А.Амвросов, А.Белых, Ю.Волков, В.Ельмеев, Г.Ковалев, П.Лопата, Л.Орлова, М.Перфильев, В.Роговин, М.Руткевич, В.Рожин, И.Слепенков, В.Тугаринов, Д.Чесноков. Различные аспекты управления обществом и социальными процессами и проблемы социальной политики разрабатываются В.Афанасьевым, Н.Аитовым, А.Волковым,Б.Кедровым,Н.Михайловым,Д.Мутагировым,Т.Марченко,А.Стребковым,

Г. Осиповым, Ж.Тощенко, Г.Филипповым, О.Шкаратаном и другими.^

^ См.: Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Т.1-111, 1991; Ильин В.В., Панарин А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизации процесса. М., 1996; Козловский В.В.,Уткин А.И" Федотова В.Г. Модернизация: От равенства к свободе. СПб.,1995; Модернизация в России и конфликт ценностей. Отв.ред. С.Я.Матвеева. М., 1994; Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996; Осипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Реформирование России: Мифы и реальность. Рук. Г.В.Осипов.М., 1994; Россия: Новый этап неолиберальных реформ. Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1997 года. Под. ред Г.В.Осипова. М., 1997; Яковлев И.П. Системно-диалектические особенности российского общества // Социально-политический журнал. 1993, № 5-6 и др.

Наконец, теоретическая разработка социального государства в отечественной политической социологии постепенно активизируется. Однако еще не определены аналитические подходы, нечетко зафиксированы предметные границы исследований, предварительный характер имеют выводы. Среди авторов, занимающихся вышеназванной проблематикой, следует назвать Ф.Бородкина, В.Дзодзиева, Е.Лукашеву, ИЛедяха, В.Пугачева, В.Радаева, В.Роика, Б.Ракитского, Б.Топорнина, В.Торлопова. Хотя различные аспекты социального

^ См.: Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.,1981; Белых А.К. Управление и самоуправление. Л.,1972; Волков Ю.Е. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах // Социально-политический журнал. 1997, № 3; Ельмеев В.Я. Метологические основы планирования социального развития, М., 1974; Ковалев Г.Д. Социальная сфера советского общества. Л., 1990; Социальные реформы в странах с переходной экономикой: проблемы и опыт. Под ред. С.В.Кадомцевой. М., 1997; Перфильев М.Н., Орлова Л.В. Социальные отношения. Л., 1974; Рынок труда и социальной политики в Центральной и Восточной Европе. Под ред. Николаса Барра. М., 1997; Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 1997, № 7; Россия: Национальная стратегия и социальные приоритеты. Под ред. Г.В.Осипова. М., 1997; Слепенков И., Аверин А. Основы теории социального управления. М., 1993; Социальная политика в период осуществления экономических реформ, М., 1994; Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и суждения. М., 1996; Экономика труда и социально-трудовые отношения. Рук. Г.Г.Меликьян. М., 1996 и др.

обеспечения, социальной защиты населения, развития социального партнерства, другие конкретные вопросы социального процесса и формирования социальных институтов государства рассматривают в своих работах П.Бурак, Р.Гусейнов, М.Дмитриев, М.Делягин, А.Зубкова, В.Комаровский, П.Кудюкин, Т.Малева, Т.Мамонтова, Е.Репина, Н.Римашевская, Е.Шестакова и др.^

Вышеизложенное обусловливает актуальность разработки широкого круга проблем, связанных с исследованием эволюции теории социального государства, зарубежного опыта, особенностей и проблем его формирования в современной России.

^ См.: Бородкин Ф. Движение российского социума к государству благоденствия // Социс, 1997, № 7; Гусейнов P.M..Репина Е.В. Социальное партнерство или социальная конфронтация // Эко. 1997. № 8; Кутаев P.M., Стребков А.И. Социальная политика: Анализ западноевропейского успеха. Иваново/СПб. 1998; Приоритетные задачи усиления социальной политики // Российский экономический журнал. 1997, № 5-6: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996; Ракитский Б. Стратегия социальной политики в обществе переходного типа // Проблемы теории и практики управления. 1995, № 5; Роик В. Социальное государство и гражданское общество // Проблемы теории и практики управления. 1996, № 1 1; Социальное государство и защита прав человека. Отв.ред. Е.А.Лукашева. М.,1994; Социальное государство, право и НТР. Отв. ред. Б.Н.Топорнин. М., 1975; Торло-пов В.А. Политико-социологические основы становления и развития социального государства. Автореф. канд. дисс. СПб., 1997; Шестакова Е. Социальная поддержка населения // Проблемы теории и практики управления. 1994, № 3; Эволюция теории и практики "государства благосостояния" в 80-е годы. Сб.обзоров М., 1991 и др.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическими предпосылками и основаниями работы выступают фундаментальные положения системно-формационной теории, концепции постиндустриального общества, принципы институционального анализа и теории рационального выбора, метод историко-сравнительного исследования. При этом автор руководствовался требованиями основополагающих гносеологических принципов восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического в познании. Большое внимание уделено методологическим аспектам теории социального государства и концепций либерального, консервативного и социал-демократического типов государства благосостояния, а также научным подходам, связанным с изучением природы и специфики социального государства ( конфликтно-редукционистский, идентитарно-демократический, политико-регулятивный).

Названные методологические основания являются условием политико-социологического анализа феномена социального государства, выделения исторических этапов его эволюции, рассмотрения практики его становления и развития в зарубежных странах, показа особенностей и тенденций его зарождения и становления в процессе современной российской модернизации. Политико-социологический анализ позволяет дать современное представление о формационных основаниях социального государства, его экономических и общественно-политических предпосылках, выявить специфику и градацию закономерностей социальной сферы общества как объекта управляющей системы, раскрыть компоненты содержания последней и на этой основе проанализировать практику становления социального государства в современной России.

Рассмотрение перечисленных вопросов реализуется посредством применения следующей исследовательской схемы: от понятия "социальное государство" к выявлению его сущностных характеристик и раскрытию системно-формационных, экономических и общественно-политических предпосылок его зарождения и становления в зарубежных странах, а затем к исследованию практики вызревания предпосылок и формирования исходных компонентов социального государства в условиях современной модернизации России. В процессе осуществления приведенного исследовательского алгоритма определились контуры концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности темы основная цель диссертации заключается в том, чтобы через выявление логики эволюции идеи социального государства, раскрытие содержания его управляющей системы и анализ практики его формирования в современной России разработать принципиальные положения концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе. Вышеназванная цель реализуется посредством поэтапного решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач. К ним относятся:

- анализ логики эволюции идеи социального государства;

- рассмотрение зарубежной практики становления и развития социального государства;

- разработка на основе синтеза идентитарно-демократического и политико-регулятивного подходов политико-социологического понимания специфики социального государства; - уточнение антропологического истолкования специфики понятия "социальное" и раскрытие содержания социальной сферы общества как объекта управления социального государства;

- классификация элементов управляющей системы социального государства;

- анализ предпосылок и проблем становления социального государства в России в контексте перехода к постиндустриальному общественному строю смешанного полиформического типа;

- исследование процессов социальной ориентации экономического развития и диалектики формирования правового государства и гражданского общества под углом зрения становления социального государства в стране;

- выявление тенденции трансформации "реактивной" социальной политики в активную и адресную социальную политики Российского государства.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации предпринята одна из первых попыток разработки на основе политико-социологического анализа концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе. В процессе реализации названной цели и решения связанных с этим исследовательских задач, были получены следующие имеющие научную новизну результаты и положения, выносимые на защиту.

1. Проанализирована логика эволюции идеи социального государства под углом зрения восхождения от социализации государства к обществу всеобщего благосостояния, выделены основные этапы эволюции теории и практики социального государства.

2. Рассмотрен зарубежный опыт становления и развития либеральной, консервативной и социал-демократической моделей социального государства.

3. На основе принципов идентитарно-демократического и политико-регулятивного подходов сформулировано политико-социологическое понимание специфики социального государства, согласно которому оно представляет собой политический институт, в котором снимается отчуждения личности от власти, происходит "обуздание" властных институтов гражданским обществом и осуществляется развитие государства договорного типа на основе социального права. Последнее становится социально ответственным политическим институтом общества, проводящим активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий населения на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и содидаризма. При этом в силу исторических условий в разных странах в зависимости от решения проблемы соотношения свободы и социальной справедливости сформировались разные типы социального государства. В либеральном социальном государстве предпочтение отдано равенству социальных возможностей (шансов), в консервативном достигается баклане социальных возможностей (шансов) и условий, в социал-демократическом государстве предпочтение отдается социальному равенству перед равенством социальных шансов.

4. Предложено антропологическое понимание "социального", представляющего собой вид общественных отношений, связанных с воспроизводством и развитием сущностных сил человека как субъекта груда, познания и общественной жизнедеятельности. Раскрыта иерархия субстанциональных, человеческих, институциональных, процессуальных и духовных компонентов социальной сферы как самостоятельной подсистемы общества, классифицированы закономерности, выражающие ее динамическое равновесие, устойчивость и поступательное движение.

5. Классифицированы инстуциональные, процессуальные и другие компоненты управляющей системы социального государства, сформулирована институционально-процессуальная модель принятия социально ориентированных управленческих решений, предусматривающая единство властных институтов, "дерева целей", принципов и методов управления.

6. В контексте российской модернизации проведен анализ предпосылок, проблем и противоречий становления социального государства в России, обоснована тенденция перехода к постиндустриальному обществу смешанного полиформического типа в качестве системно-формационной предпосылки становления в современной России социал-демократической модели социального государства.

7. Проанализированы процессы социальной ориентации хозяйственного развития как социально-экономической предпосылки и показана диалектика процессов становления в стране правового государства и гражданского общества в качестве общественно-политических предпосылкок становления социального государства в России.

8. Выявлены особенности и тенденции становления институциональных и процессуальных компонентов социального государства в России и показана их активная роль как факторов социальной ориентации экономики, формирования системы социального права и обеспечения динамического равновесия социальной сферы общества.

9. Проанализированы основные направления управленческой деятельности государства в социальной сфере современного российского общества, раскрыты противоречия и тенденции постепенной трансформации "реактивной" социальной политики в активную и адресную политику государства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основное теоретическое значение проведенного анализа состоит в разработке принципиальных положений концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе. Поученные автором результаты и сформулированные при этом теоретические положения способствуют углублению знаний о феномене социального государства в переходном постсоциалистическом обществе, предпосылках, путях и тенденциях его становления в современной России.

Результаты проведенного исследования и новые теоретические сложения могут быть использованы в дальнейшей разработке концепции современного социального государства России, а также в процессе анализа научных и практических проблем развития социальной })еры и реализации социальной политики в современном российском обществе.

Обоснованные в диссертации научные положения и выводы могут выступить в роли методологических принципов конкретных социологических исследований в сфере социальных процессов и отношений переходного постсоциалистического общества, в мониторинге социальной динамики современнной России. Выводы, обобщения и материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по политологии, политической социологии и общей социологии, а также положены в основу спецкурсов о соответствующей проблематике для студентов и аспирантов высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в монографии "Российская модернизация: Предпосылки и перспективы эволюции социального государства"(1997), в коллективном сборнике "Политические процессы в России в сравнительном измерении" 997), в коллективном учебном пособии "Теория современного цивилизационного процесса"(1997), в ряде теоретических статей и других публикациях общим объемом более 30 печатных листов.

Основные выводы и положения исследования докладывались автором на различных международных, республиканских и региональных научных конференциях и симпозиумах:

- Международный симпозиум "Политическая культура постсоциалистических стран Восточной Европы на переломе", Тюбинген (Германия), 1992;

- Международный симпозиум "Легитимность власти в постсоциалистических странах Восточной Европы", Будапешт (Венгрия), 1993 г.;

- Всероссийская конференция "Философия и вызов XXI века", Санкт-Петербург, 1995 г.;

- Российско-Шведский научный семинар "Испытания демократии", Санкт-Петербург, 1996 г.;

- Первый Российский философский конгресс, Санкт-Петербург, 1997 г.;

- Научно-практическая конференция "Рациональный выбор в политике и управлении", Санкт-Петербург, 1997.

Материалы диссертации использовались в лекциях и на семинарах в процессе преподавания учебных курсов "Политология", "Теория современного общества", "Концепция российской модернизации", "Теория и практика социального государства" в Санкт-Петербургском государственном университете.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социально-политических реформ России философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, шести глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 350 страниц машинописного текста.

I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности и методологические основания, формулируются основные цели и задачи исследования, а также положения, представляющие научную новизну, отмечается теоретическая и практическая значимость проведенной работы и полученных выводов.

 

Первый раздел "Теоретико-методологические аспекты политико-социологического анализа социального государства" посвящен анализу логики идеи социального государства, раскрытию специфики социальной сферы общества как объекта управления и содержания управляющей системы социального государства.

 

В первой главе "Логика идеи социального государства" рассматривается процесс трансформации представлений о государстве, освещаются особенности основных форм государственного устройства, правления и политических режимов под углом зрения приобретения государством социальных функций (социализации), выделяются исторические этапы эволюции идеи социального государства с середины XIX века до настоящего времени, раскрывается специфика социального государства.

В диссертации показано, что государство как основной институт политической системы общества, выступает носителем императивной власти. Последняя как субстанциональный компонент содержания государственной системы обусловливает ее признаки, особые полномочия и функции, которыми не обладает ни одна другая политическая организация. Государство представляет все общество в целом, выступает стержневым консолидирующим элементом политической системы, выражает "политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости"." Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система. Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную^. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство. Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное закрепление ценностей социального государства. Раньше других стран это произошло в Германии в 1949 году. В дальнейшем к этому решению пришли и многие другие страны Запада: Франция - в 1958 году, Швейцария - в 1972 году, Греция - в 1973

 

 

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994, с. 97.

 

См.: Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб.,1996, с. 82-83.

 

 

году, Швеция - в 1975 году, Испания - в 1978 году. В 90-е данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистаческие страны, включая Россию.

Вместе с тем мировая практика позволяет увидеть, что социальное государство прежде всего успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских). Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции. Также продуктивно функционирует социальное государство во всех основных формах территориально-административного устройства: унитарной, федеративной (конфедеративной). При этом характер федерации - территориальная, национальная, национально-территориальная - не имеет существенного значения. Поэтому социальное государство достигло расцвета как в унитарном Датском Королевстве, так и в Федеративной Германии. Вместе с тем существует исторически сложившаяся связь между политическим режимом и социальным государством. Последнее не могло возникнуть в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, которые исключают признание демократических свобод, приоритетного характера социальных прав и интересов индивидов, подчинение производственного процесса и экономики социальным целям, становление развитой системы социального права и формирование многочисленных социальных институтов и служб. Лишь в условиях демократического режима власти на основе правовой государственной системы способно возникнуть настоящее социальное государство. Появление последнего стало логическим итогом сложной эволюции теории и практики социального государства.

Сразу после появления идеи социального государства во второй половине XIX века была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Кайзеровской Германии. Открылся первый этап эволюции теории и практики социального государства. В имперскую конституцию 1871 года вошла запись о заботе государства "о благе немецкого народа". А в 1878 году канцлер Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам в целях смягчения социальных противоречий и ослабления накала социальных движений пролетариата и других наемных работников. В этот период вводятся пособия по болезни (1883), страхование от несчастных случаев на производстве (1884), элементы пенсионного обеспечения (1889) и др. Примеру Германии в начале XX века последовали Великобритания, Швеция, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии.

Вышеназванными причинами обусловливалось внимание к социальной проблематике в рамках опыта создания институтов социальной политики в Веймарской Германии (1919 - 1933). По утверждению религиозного социалиста Эдуарда Хайманна, такое "инородное тело капитализма", как социальная политика государства обязана своим рождением массовым социальным движениям рабочих и других наемных работников, которая способствовала стабилизации капитализма и постепенной трансформации "капиталистического общества в социальное государство".^ Опыт Веймарской Германии и других стран Европы в этот период времени воплотился в определенной социальной политике и стал вторым этапом эволюции теории и практики

 

^ Heimann Eduard. Soziale Theorie des Kapitalismus. Theorie dcr Sotialpolitik. Tubingen, 1929, s. 1 18.

 

 

социального государства. По известным историческим причинам он не удался. Гитлеровский фашизм опрокинул ростки демократии и социальной государственности. Тем не менее на данном этапе были реализованы серьезные социальные реформы. Пенсионное обеспечение было введено в Италии (1919), Канаде (1927) и США (1935). Страхование по безработице ввели в Италии (1919), Швеции (1934), Канаде (1940) и т.д. Названные социальные гарантии вводились не только в силу внутриполитических обстоятельств, но и под влиянием прогресса социализма в СССР.

В послевоенной Федеративной Германии на коституционном уровне (статьи 20, 28) произошло возвращение к идее и ценностям социального государства. Началось становление основных компонентов системы социального государства ( властных учреждений, служб, общественных организаций, законов, нормативных документов и др.). Страна стала своеобразным лидером Запада в политической практике формирования первой подели современного социального государства. Опыту Германии последовали другие страны. Открылся третий этап эволюции теории и практики социального государства. Одновременно активизировались теоретические дискуссии по проблемам сущности, типологии и моделей социального государства. В англоязычной политической социологии в качестве синонима немецкого выражения "Sozialstaat" в научный оборот в 1941 году У.Темпль ввел категорию "Welfare State". Наряду с теорией социального государства получила развитие концепция государства всеобщего благосостояния.*

 

cm.: Marschall Thomas Н. Citisenscip and Social Class. London, 1981; Bruce Maurice.The Coming of the Welfare State. London, 1961; The Development of Welfare State in Europe and America.

 

 

При всех терминологических различиях между названными категориями их содержание в целом не слишком различается. Не случайно, по-видимому, в германоязычной политологии появилось понятие "Wohifartsstaat", которое стало аналогом вышеназванного англоязычного выражения.

Необходимо сказать, что в рамках теорий социального государства и государства всеобщего благосостояния существует различная классификация основных их моделей. По мнению Нормана Ферниса и Тимоти Тилгона, выделяется три основных модели общества всеобщего благосостояния. К первой относится "позитивное государство социальной защиты", ко второй - "государство социальной защиты" (Social Security State), к третьей - "социальное государство всеобщего благосостояния" (Social Welfare State)." В отличии от приведенной классификации в немецкой политической социологии выделяется либеральное, консервативное и социал-демократическое социальное государство, которые отличаются друг от друга по целому ряду индикаторов и признаков.^ Сравнительный анализ приведенных классификаций позволяет увидеть сходство позитивного государства социальной защиты и либерального социального государства, государства социальной защиты и консервативного, социального государства всеобщего благосостояния и социал-демократического социального государства.

 

cm.: Fumiss Normann/Tilton Timothu. The Case for the Welfare State. From Social Securitu To Social Equality. Bloomington/London. 1977, p. 1-21.

cm.: Typen des Soziaistaates in Westlicher Industrielandern. In.: TheoretischeGrundlagen derSozialpolitik. Berlin.1990, s. 158 - 162.

 

 

Поэтому к первой категории стран в обеих теориях относят США и Великобританию, ко второй - Германию, Францию, Италию, к третьей - Швецию, Норвегию, Данию и др. При всех различиях названных моделей у них единая сущность. Данное обстоятельство учитывают представители современных методологических подходов, изучающих феномен социального государства.

Так, конфликтно-редукционистский подход исходит из тезиса о ненужности систематического воздействия государства на социальную сферу, которая в принципе свободна от государственного вмешательства. Последнее ограничивается только участием власти в чрезвычайных социальных обстоятельствах.^ С точки зрения идентитарно-демократического подхода социальное государство рассматривается как закономерный этап развития демократии в области социальных отношений.^ Наконец, с позиций политико-регулятивного подхода социальное государство выступает результатом масштабных структурных реорганизаций власти и общества, приводящих к широкому регулятивному вмешательству государства в социально-экономический процесс. В этом случае государство превращается в высокоответственный политический институт регулирования социальных отношений на основе определенных принципов и критериев.^ Обобщение основных точек зрения позволяет сделать вывод о

 

 

См.; Дзодзиев В. Проблемы становления демократаческого государства в России, с.229.

cm.: Hartwich Н.Н. Sozialstaatspostulat und gesellschaftlicher Status Quo. Wiesbaden, 1978.

cm.: Ritter G.A. Der Soaalslaat. Mlinchen. 1991; Pilz F. Das sozialstaatliche System der Bundesrepublik Deutschland. Paderborn, 1978.

 

 

том, что социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны. Этот процесс идет успешно в условиях глубоких социал-демократических традиций, развитых социальных и профсоюзных движений наемных работников, которые снизу стимулируют социализацию государственной власти и "социальную мутацию" капитализма, начинающего перерастать в посткапитализм в последние десятилетия XX века. В связи с этим формационной предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и "обуздания" политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма. В силу различий культурного и политического поля разных стран, своеобразия менталитата, исторических особенностей и других причин в разных странах по разному решался вопрос о соотношении ценностей социальной справедливости и свободы. В странах с традициями либерализма сложилась либеральная модель государства благосостояния. В государствах с глубокими традициями социал-демократии сформировалась социал-демократическая модель. В условиях консенсуса ценностей свободы и социальной справедливости возникла консервативная модель. При этом в либеральном социальном государстве предпочтение в политике отдается обеспечению равенства социальных шансов (возможностей), в консервативном - достижению равновесного баланса социальных шансов (возможностей) и условий, в социал-демократическом - предпочтение отдается социальному равенству гражданам. Различия между ними не меняют природы социального государства в целом. Оно при всех различиях национальных моделей неизменно гарантирует гражданам достойный уровень жизни, надежные социальную защиту и социальное обеспечение, минимизацию социальных рисков, наконец, условия для самореализации творческого потенциала личности. Поэтому речь идет не просто о выполнении богатым государством многообразных социальных функций, но о преобразовании его природы на основе социального права, в соответствии с которым оно превращается из "государства классового мира и партнерства" в общество всеобщего благосостояния, в котором доминирующим мотивом деятельности общественных акторов становится социальное согласие. Социальное государство становится равноправным и солидарным со своими гражданами партнером, равноответственным за социальное развитие отдельных граждан и всего общества в целом. Вероятно, не случайно поэтому в 1989 году государствами-членами Евросоюза была принята "социальная Хартия" и появился проект "Социальной Европы". Все это становится реальностью благодаря целенаправленному формированию развитой управляющей системы социального государства. В содержании последней приоритетное место занимают институциональные компоненты, представленные совокупностью государственных и негосударственных политических учреждений и организаций, правовых и социальных норм и др. Все эти элементы играют ключевую роль в регулирующем воздействии на социальную сферу общества как объект управления социального государства.

Следует специально сказать, что в условиях третьего этапа эволюции теории и практики социального государства в странах мировой системы социализма были достигнуты весьма значительные социальные рубежи. В ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР, СССР сложилась и осуществлялась целостная социальная политика. На этой основе в отечественной политико-социологической литературе появилась позиция, согласно которой в названных странах было создано автократическое социальное государство. Для такой гипотезы имеются серьезные аргументы. Но вместе с тем необходимы дополнительные доводы. Кроме того, нельзя забывать, что на официальном уровне социальное государство в странах реального социализма не признавалось.

В условиях перестройки в СССР и демократических "бархатных революций" в социалистических странах Восточной Европы в конце 80-х годов открылся современный, четвертый этап эволюции теории и практики социального государства. Идея и ценности последнего получили признание в первой половине 90-х годов сначала в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, других постсоциалистических странах, а затем и в странах СНГ (Россия, Украина и др.). Идеи демократии, социального правового государства, социально ориентированной экономики обусловили основное содержание постсоциалистической модернизации этих стран. Таким образом, на нынешнем этапе эволюции теории и практики социального государства происходит не только расширение его политической географии, но и научную актуальность приобретает разработка концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе. Данная концепция выступает новой областью политико-социологического знания в теории социальной политики и занимает в ней все большее место.

Принципиальные положения данной концепции формулируются автором во втором разделе диссертации.

Вторая глава "Социальная сфера общества как объект управления социального государства" посвящена анализу специфики понятия "социальное", классификации компонентов содержания и закономерностей социальной сферы. В диссертации отмечается, что социальная сфера является подсистемой общества, выступающей объектом управления со стороны социального государства. В ее содержание входят предметно-вещественные, человеческие, институциональные, процессуальные, духовные и иные компоненты. Их взаимодействие придает социальной сфере целостность и вследствии "системного эффекта" порождает интегративные свойства и закономерности, познание которых выступает необходимой предпосылкой научно обоснованной правленческой деятельности социального государства. Для раскрытия сущности социальной сферы в работе рассмотрена специфика понятия "социальное". Проанализированы различные подходы к истолкованию социальных отношений. По мнению автора, более убедительное понимание социального предложено учеными, рассматривающими его как рядоположное экономическому, политическому и др.^ В рамках такой исследовательской традиции представляется уместным антропологическое истолкование специфики социального. В соответствии с ним социальное характеризует качественно определенный вид общественных отношений, связанных с воспроизводством,

 

 

См.: Белых А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. Л..1967, с. 134; Перфильев М.Н..Орлова Л.В. Социальные отношения. Л.,1974, с. 98; Ковалев Г.Д. Социальная сфера советского общества. Л., 1990 и др.

 

 

поддержанием и развитием сущностных сил человека как субъекта и объекта 1руда, познания и общественной жизнедеятельности. В данном качестве оно придает социальной сфере статус самостоятельной подсистемы общества, антропологический характер которой находит отражение на всех компонентах ее содержания.

В диссертации раскрыта суббординированная иерархия компонентов содержания социальной сферы. К них прежде всего относятся объекты социальных отношений - многообразные объективные условия и факторы, непосредственно связанные с воспроизводством и развитием сущностных сил человека. Второй разновидностью элементов содержания социальной сферы являются субъекты (носители) социальных отношений - общественные классы, группы и слои, включая маргинальные категории. Также классифицированы основные институциональные, процессуальные компоненты социальной сферы и ее духовные элементы (ценности, интересы).

Рассмотрение компонентов содержания позволило представить социальную сферу общества в качестве самодостаточной совокупности социальных элементов, функционирующей по поводу воспроизводства, поддержания и развития сущностных сил индивидов как субъектов и объектов труда, познания и общественной жизнедеятельности. В диссертации рассматривается классификация закономерностей функционирования и развития социальной сферы, к которым отнесены специфические и общие социальные закономерности, а также социологические закономерности взаимодействия социальной сферы с другими подсистемами общества. Познание и использование данных закономерностей составляет основу научно обоснованного управленческого воздействия социального государства на социальную сферу для достижения ее динамического равновесия, устойчивости и реализации поставленных целей.

 

Третья глава первого раздела "Социальное государство как управляющая система" посвящена анализу основных элементов управления, выявлению ключевых институциональных и процессуальных компонентов управляющей системы социального государства, выработке институционально-процессуальной модели принятия социально-ориентированных решений.

Управляющая система социального государства относится к категории сверхсложных общественных образований. Такая характеристика вытекает из ее сложного элементного состава, многообразных процессуальных компонентов и функций-задач, решаемых ею. Компоненты управляющей системы имеют объективно-субъективный характер. Основными элементами последней, по мнению А.К.Белыха, являются "объект, субъект, принципы (закономерности) и методы управления". Природа, специфика и закономерности социальной сферы общества как объекта управления социального государства, рассмотренные выше, позволяют выделить дифференцированную градацию институциональных, процессуальных и других компонентов содержания управляющей системы.

Центральным ее элементом, имеющим субстанциональный характер, выступает государственная власть, вокруг которой на околовластных "орбитах" располагаются остальные компоненты управления, расположение которых относительно власти определяет их статус. полномочия и функции в структуре управляющей системы социального государства. В последней полномочиями государственной власти прежде всего располагают многочисленные законодательные,

 

 

Белых А.К. Управление и самоуправление, с. 14.

 

 

представительные, правительственные и иные органы и учреждения, которые на этом основании выступают в качестве исходных институтов управляющей системы социального государства. В диссертации выделяются три основных разновидности последних. Во-первых, государственные учреждения и органы общей компетенции, осуществляющие собственно социальные функции-задачи в общем ряду с другими несоциальными вопросами. Во-вторых, государственные институты, имеющие собственно социальную специализацию и действующие в парламенте (например, комитеты по социальной политике), правительстве ( например, министерство социального развития) и других ветвях власти. В-третьих, негосударственные органы и общественно-политические организации, которые в западных странах называют "третьим сектором". К ним относятся органы местного самоуправления, профсоюзы, политические партии, различные общественные ассоциации и добровольные организации и др. Они не только осуществляют общественный контроль за властью и способствуют повышению ответственности государственных институтов, но и играют заметную роль в социальной защите населения, распространении социальных ценностей, приобщении граждан к деятельности местных институтов госвласти в социальной сфере и т.д.

Значимыми институциональными компонентами управляющей системы социального государства выступают также нормативные элементы, представленные правовыми юридическими нормами международного, общегосударственного и регионального уровня, генеральными и текущими соглашениями и контрактами властей, работодателей и представителей наемных работников, другими нормативными актами. При достижении последними определенной критической массы, которая после конституционного закрепления тезиса о социальном государстве, как правило, выражается в создании "Свода социальных законов", "Социального Кодекса" или "Малой социальной Конституции", происходит оформление нового социального контракта. Равноправными и солидарными сторонами последнего выступают государственные органы власти, граждане и общественно-политические институты, выражающие и отстаивающие их интересы (партии, профсоюзы, органы местного самоуправления и др.). Возникает институционально оформленный феномен социального права, в котором закрепляются основные социально-экономические права граждан и приобретают статус неотъемлемых, приоритетных и гарантированных государством. Высшим выражением такого контракта выступает Конституция (Основной Закон) страны. Государство принимает на себя обязательства обеспечивать исполнение социальных прав граждан в качестве неотъемлемых и приоритетных. Вместе с тем становление социального права является закономерным результатом развития договорной природы государства в условиях демократического режима власти. Оно невозможно при авторитаризме или тоталитаризме, ибо последние исключают демократическое выявление и оформление социальных прав граждан, процедурный демократизм согласования и заключения нового социального контракта между равноправными акторами общественно-политического процесса.

Наряду с институциональными элементами в диссертации раскрыта природа и характер процессуальных компонентов управляющей системы социального государства. Речь идет об элементах, включенных в операционтное содержание полного управленческого цикла, связанного с воздействием на социальную сферу общества. Имеются в виду операции выработки и принятия социально ориентированного управленческого решения (целеполагание) ; организации; регулирования и корригирования; учета и контроля; обобщения результатов управления." В научной литературе названные операции называют функциями управления. В рассматриваемом здесь случае имеют значение результирующие аспекты осуществления вышеназванных операции (функций) управления, выражающиеся в целях ("дерево целей"), принципах и методах деятельности управляющей системы социального государства. Процессуальный характер данных компонентов вытекает из природы полного управленческого цикла. Это обусловливает их значительную роль в осуществлении социальной политики.

В диссертации показано, что "дерево целей" социального государства имеет объективно-субъективную природу и представляет собой ранжированную иерархию основной, главных и текущих социальных целей. В ней цели нижележащего уровня служат реализации вышестоящих целей. В каждой конкретной стране целевая стадия социального государства имеет свою специфику, но при этом имеет место в целом единое понимание основной цели, которая, как правило, связана с обеспечением "достойной жизни и свободного развития человека".

Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др." К специфическим принципам управления социального государства в диссертации отнесены

 

 

См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973,с.207. " См.: Там же, с. 252 - 337.

 

 

принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность. Определенную ценность, например, для социал-демократической модели социального государства имеет также принцип "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех .

 

Следующим процессуальным компонентом управляющей системы социального государства являются методы, представляющие собой способы "организующего и регулирующего воздействия субъекта управления на управляемую систему, определения условий ее оптимального развития и функционирования, приведения системы в соответствие с требованиями присущих ей объективных законов".^ Общие методы используются во всех видах управления, специфические социальные методы применяются преимущественно в регулировании социальных отношений. К первым относят административные, экономические и моральные, которые в определенных случаях называют еще организационно-нормативными (распорядительными) и разъяснительно-воспитательными." К специфическим методам социального управления и политики прежде всего относится программно-целевой метод, выражающийся в комплексных целевых программах социального развития. Они по масштабности

 

 

Василик М.А. Механизм действия и использования политических закономерностей..., с.114.

 

См.: Правдин В.Д. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М.. 1979, с. 53.

 

 

 

подразделяются на общенациональные, многоотраслевые, региональные, местные, а по временным параметрам - на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Их основное достоинство заключается в соединении в целостную цепочку таких элементов, как "цели - мероприятия - показатели - средства - ресурсы". В советский период наибольшую известность приобрела "Продовольственная программа СССР ", принятая в мае 1982 года. В настоящее время в России из государственного бюджета финансируется более 50 социальных программ. Еще большее число аналогичных программ реализуется на региональном и местном уровне. Помимо целевых программ социального развития используются и другие специфические методы управления социального государства. Среди них можно назвать метод адресной социальной помощи конкретным группам населения (например, девиантным группам), метод превентивного предупреждения социальных рисков или антисоциальных рецидивов, а также так называемый ваучерный метод расходования социальных средств и др.

Также заметное место в совокупности элементов содержания управляющей системы социального государства занимают ценности и интересы социальных групп и общества в целом, изученные и отрефлектированные государственными институтами (парламентом, правительством и др.) и посредством артикулирования и агрегирования воплощенные в конкретных социальных целях, программах и мероприятиях власти. В рассматриваемом случае особое значение имеет артикулирование интересов, т.е. их преобразование в ясные программные и целевые требования. Также большое значение в современной социальной политике имеет агрегирование, т.е. согласование частных, групповых и классовых интересов на основе общезначимых.

В современном социальном государстве осуществляется постоянное, репрезентативное и всестороннее изучение, агрегирование и артикулирование интересов всех основных общественных классов, групп и слоев. Свое воплощение это находит в активной, сильной, адресной социальной политике, охватывающей все категории граждан и направленной на реализацию их интересов.

В свете вышеизложенного институционально-процессуальная модель принятия социально ориентированных решений представляет собой единство всех основных государственных органов, политических негосударственных организаций и общественных институтов, нормативно-правовых актов и документов, дополненное научно обоснованной целевой стадией, эффективными принципами и методами управления, воплощенными в активной и адресной социальной политике, адекватно выражающей ценности, интересы и потребности всех основных категорий граждан и всего общества в целом. Управленческие решения, основанные на требованиях данной модели, позволяют добиваться оптимальных результатов не только в социальной сфере, но и в осуществлении социальной ориентации хозяйственного развития, а также в социальном наполнении (социализации) политической деятельности основных ветвей государственной власти и становлении социального права.

Таким образом, раскрытие логики идеи социального государства, освещение периодизации эволюции теории и практики последнего, показ специфики социальной сферы как объекта управления и выделение основных компонентов содержания управляющей системы социального государства позволили составить целостное представление о его специфике. Это, действительно, "заботливое государство всеобщего благосостояния". Оно прошло долгую эволюцию в теории от идеи простой социализации власти к государственной социальной политике и от нее к идее общества всеобщего благосостояния. На практике происходило движение от первых социальных реформ Бисмарка к "Кейнсианской мутации капитализма" после Первой мировой войны, и от нее через утверждение полнокровного социального государства во второй половине XX века в развитых странах мира к современной модели государства всеобщего благосостояния, в котором каждый гражданин имеет эффективные и гарантированные социальное обеспечение и защиту "от колыбели до могилы".

 

Во втором разделе "Предпосылки и противоречия становления социального государства в России" на основе выявления тенденций и особенностей начавшегося в процессе модернизации страны перехода российского социума от советского социализма к собственной модели смешанного полиформического общества, показа соотношения процессов формирования социально ориентированной экономики и правового государства в становлении социального государства, а также раскрытия институционально-управленческих и иных аспектов данного процесса, связанных с трансформацией "реактивной" социальной политики в активную и адресную, сформулированы принципиальные положения концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе.

 

В первой главе "От советского социализма к смешанному полиформическому обществу", посвященной рассмотрению причин, характера и особенностей кризиса советского социализма, процесса подготовки предпосылок современной модернизации России, вместе с тем показаны особенности становления в стране исходных основ российской модели смешанного полиформического общества. Освещению сущности и периодизации зарождения, развития и распада советского социализма предпослан анализ основного содержания "Петербургской" модернизации России, которая в начале XX века давала стране шанс перейти к собственной разновидности современного общества капиталистического типа. Первая мировая война, последовавшие за ней две революции (февральская и октябрьская 1917 года) прервали данный процесс и вместе с тем создали трудности на пути вызревания формационных предпосылок становления основ и компонентов социального государства. В диссертации проанализированы объективные и субъективные причины и обстоятельства, обусловившие реализацию проекта социалистической модернизации, рассмотрены основные этапы становления, укрепления и распада советского социализма, но под утлом зрения административного формирования некоторых государственных институтов и механизмов реализации целостной социальной политики. Показано, что в условиях функционирования планово-социалистического народного хозяйства и авторитарного режима власти была возможна лишь социальная политика. основанная на остаточном принципе финансирования, но не было условий для становления современного социального государства. И хотя при этом за годы советского социализма был осуществлен заметный прогресс в уровне жизни, здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, сложились многочисленные институционально-процессуальные компоненты системы целостной социальной политики, но необходимых предпосылок для становления современного социального государства не появилось. На этапе перестройки обострился и углубился системный кризис советского социализма, начался прогрессирующий распад целостности социума, подготовивший в конце 1991 года открытие нового переходного периода. Его содержанием стали постсоциалистическая модернизация страны, подготовка предпосылок для становления в исторической перспективе российской модели смешанного полиформического общества постиндустриального типа (посткапитализма). В диссертации отмечено, что современная стратегия модернизации России направлена на формирование информационно-технологического способа производства с многоукладной смешанной социально ориентированной экономикой, современного гражданского общества, многочисленного среднего класса, демократической политической системы и правового государства. Знакомство с реальными процессами общественных преобразований в стране позволило обосновать тезис о тенденции движения к российской модели смешанного полиформического общества. Особенностью данного процесса является наличие унаследованной от советского социализма высокоразвитой индустриальной системы с элементами постиндустриализма для становления такого общества в экономике России и социальной сфере, а также опыт и традиции прежней социальной политики. Заметную роль играет здесь также современная программа модернизации, включающая среди других мероприятий осуществление "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов".^ Ключевую роль в этом процессе призваны сыграть становление социально ориентированной экономики и правового государства.

Во второй главе раздела "Соотношение социального рыночного хозяйства и правового государства в процессе становления социального государства" проанализировано диалектическое взаимодействие процессов социальной ориентации рыночной экономики и становления правового государства в современных условиях как предпосылок

 

 

^ См.: Российская газета. 1997. 12 марта.

 

формирования основ и компонентов социального государства в России. В работе рассмотрена эволюция социального рыночного хозяйства (СРХ) в зарубежных странах, показан особый характер складывающихся при этом взаимоотношений экономики и социальной сферы. В СРХ экономический рост становится возможным на основе подчинения производства целям социального развития, задачам подъема благосостояния граждан и др. При этом начинают действовать социальные факторы и резервы экономического роста. Специфика социальной рыночной экономики состоит в подчинении "производства потребителю, удовлетворению в конечном счете массовых потребностей населения". ^ Она исключает чрезмерное увеличение имущественного и социального неравенства в обществе. СРХ создает "обильный пирог" для удовлетворения социальных потребностей населения, который затем перераспределяется на основе "щедрого социального законодательства" посредством активной и адресной социальной политики. При этом рыночный характер экономики гарантирует рентабельность субъектов хозяйствования и как следствие обширную базу налогообложения, средства от которого также используются для реализации многочисленных социальных программ и проектов. Таким образом, без СРХ, производящего социально наполненный валовый внутренний продукт и создающего обширную налогооблагаемую базу, социальное государство остается декларацией о намерениях. В свою очередь, массовое потребление и удовлетворение многообразных потребностей граждан и общественных групп активно стимулирует хозяйственный рост, обеспечивает экономическую динамику и политическую стабильность.

 

 

^ Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика, с.8.

 

В диссертации проанализированы некоторые экономические итоги современной модернизации страны в контексте обеспечения социальной ориентации хозяйственного развития. В известной мере такой ориентации отчасти отвечал бюджет 1997 г. и служит бюджет 1998 года. В последнем также предусмотрено не только увеличение финансирования социальной политики, но и рост статьи расходов на "бюджет развития". Этим же целям служит зафиксированная в пятом послании Главы государства "Общими силами - к подъему России" более радикальная стратегия проведения экономических реформ на современном этапе и усиления роли государства в регулировании рыночных отношений в контексте повышения социальной эффективности его политики и придания государственному вмешательству систематического и социально ориентированного характера.

Если СРХ создает экономические условия для прогресса социальной государственности, то правовое государство обеспечивает ему политические предпосылки. Оно актуализирует социальные права, способствует' формированию системы социального права, в которой данные права приобретают статус неотъемлемых и гарантированных Конституцией и другими юридическими нормами. В России сделаны определенные шаги к собственному правовому государству. В диссертации проанализированы основные особенности данного процесса в период, открывшийся после принятия новой Конституции страны. Среди них названо становление элементов разделения основных ветвей государственной власти в условиях современной переходной демократии, прогресс легитимности основных институтов государственной власти, формирующихся на основе свободных выборов, становление системной оппозиции, институционализация политических компромиссов официальной власти с оппозицией, появление нормативных актов, гарантирующих политические и социально-экономические права граждан и др. Большинство перечисленных особенностей пока представлены .лишь в тенденции. Также характер определенной тенденции имеет процесс формирования нового (неполитизированного) гражданского общества. На основе проведенного анализа формулируется вывод о том, что ныне Россия переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства в стране.

 

В заключительной главе раздела "Противоречивый характер процесса становления социального государства в Российской Федерации" раскрыты многовекторный характер, особенности и противоречия процесса зарождения и формирования институционально-процессуальных компонентов социального государства и тенденции перехода от "реактивной" социальной политики к активной и адресной политике.

Анализ формирования формационных, экономических и политических предпосылок российского социального государства в процессе "Петербургской" модернизации, социалистической и современной модернизации позволил сделать вывод о том, что в России становление современного социального государства началось после принятия новой Конституции страны 12 декабря 1993 года. Оно с самого начала приобрело многовекторный характер. После легитимации ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование институционально-процессуальных компонентов его содержания в органическом единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями. Особенности названного процесса состоят в том, что он протекает в кризисно-реформируемом социуме, в условиях переходного периода при отсутствии превентивного опыта формирования нового общественного строя и современного социального государства, без гарантированной программы осуществления данного масштабного проекта. Все это отразилось прежде всего на становлении управляющей системы социального государства. Но, несмотря на все трудности, здесь за прошедшие годы наметились некоторые сдвиги. В диссертации отмечается, что названная управляющая система представляет собой целостную совокупность человеческих, институциональных, процессуальных, духовных и других компонентов, консолидированных на основе государственной власти посредством активной и адресной социальной политики в интересах всех категорий граждан. В ее содержании одно из основных мест занимают институциональные элементы, к которым относятся государственные органы, негосударственные общественно-политические организации, а также многообразные правовые и социальные нормы, традиции и др. В работе приведена градация государственных органов управляющей системы становящегося в России социального государства, негосударственных организаций (профсоюзы, органы местного самоуправления, партии и др.), освещены их социальные функции-задачи. Особое внимание уделено анализу политической динамики формирования нормативно-правовых компонентов управляющей системы. Ее основу составляют "социальные" статьи Конституции страны (17, 25, 37, 40, 43), ратифицированные парламентом Пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, "Гражданский Кодекс", "Семейный Кодекс", законы "О занятости населения в РФ", "О прожиточном минимуме", правительственное постановление "О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины"^ и многие другие документы. Среди таких нормативных компонентов особое место занимают Генеральные соглашения работодателей, Правительства страны и профсоюзов. После завершения срока предыдущего документа, действовавшего в 1996 -1997 годах, в 1998 году вступило в действие новое Генеральное соглашение.^ Аналогичное соглашение подписано в ряде регионов между местными властями, профсоюзами и работодателями. Например, в декабре 1997 г. такое соглашение подписано в Москве.

Также известную динамику приобрел процесс формирования процессуальных компонентов управленческого цикла социальной политики. С выходом в свет "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов", социальная политика государства получила суббординированное "дерево целей", другие необходимые процессуальные элементы. Приоритеты социальной политики были уточнены и конкретизированы в пятом Послании Главы государства. Эти и другие меры позволяют обеспечить перелом в самом характере социальной политики. Она из "реактивной", реагировавшей лишь на самые острые социальные проблемы посредством таких средств, как, например, карточная система распределения продо-

 

 

^ См.: Российская газета. 1998. 25 февраля.

^ См.: Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы // Российская газета. 1998.26 февраля.

 

вольственных и промышленных товаров, стала трансформироваться в активную и адресную. В диссертации рассматриваются основные направления и меры такой социальной политики. Существенным признаком последней является осуществление за счет средств госбюджета и местных средств многочисленных федеральных и региональных целевых программ социального развития, направленных на "точечное" решение актуальных социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни граждан, обеспечением занятости населения, социальной защиты и др. В диссертации на основе современных статистических, эмпирических и социологических данных освещаются противоречивые процессы функционирования социальной сферы современного российского общества по всем вышеназванным направлениям.

Таким образом, анализ противоречивой практики становления социального государства в условиях современной модернизации показывает, что процесс формирования управляющей системы Российского государства приобретает некоторую динамику. Параллельно возникают элементы системы социального права. В рамках последней при решении вопроса о соотношении социальной справедливости и свободы наблюдается определенный крен в сторону признания приоритетности ценностей социальной справедливости, равенства, стабильности, государственных гарантий социальной защиты населения. Создание такого правового компонента в рамках формирующейся управляющей системы, со своей стороны, выступает существенным фактором обеспечения социальной ориентации хозяйственного прогресса, социального наполнения деятельности и характера государственных органов и негосударственных общественно-политических организаций. В исторической перспективе логическим итогом вышеназванных процесс может быть российская модель общества всеобщего благосостояния социал-демократического типа.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать следующие теоретические выводы, выступающие принципиальными положениями концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе. Россия выступает частным случаем постсоциалистической трансформации. До начала современных преобразований страна прошла постный цикл социалистической модерниза-1хии, закончившейся распадом советского социализма. По этой причине стартовые условия становления постиндустриального общества смешанного полиформического типа здесь имели весьма противоречивый характер. С одной стороны, предшествующим развитием был создан развитый индустриальный потенциал с обширными анклавами постиндустриализма, а также современные производительные силы. С другой стороны, распад целостности советского социума и социалистической политической системы усилили стихийный и неуправляемый характер общественной динамики. Прежние институты власти уже утратили свою силу, а новые еще только формировались. Все эти обстоятельства наложили отпечаток на переходные процессы, связанные с формированием нового общественного строя и его подсистем.

1. Научной предпосылкой концепции становления социального государства в переходном постсоциалистическом обществе являются фундаментальные положения формационной методологии и теории постиндустриального общества, а также современная теория социального государства, аккумулировавшая зарубежный опыт и практические результаты становления и развития государства благосостояния в разных странах. При всех особенностях и своеобразии российского пути к современному социальному государству здесь также действуют общие принципы его зарождения и формирования, следование которым является необходимым условием реализации заявленных целей.

2. Системно-формационной предпосылкой движения постсоциалистического общества к социальному государству является формирование в условиях современного переходного периода собственной модели постиндустриального общества смешанного подиформического типа в каждой постсоциалистической стране.

3. Экономической предпосылкой является социальная ориентация экономики и постепенное формирования социального рыночного хозяйства с развитым общественным сектором. Социал-демократический тип данного хозяйства имеет предпочтительные шансы для утверждения в постсоциалистическом обществе и содействует созданию соответствующей модели социального государства.

4. Общественно-политические предпосылки связаны с формированием гражданского общества, правового государства и социального права, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на экономические и другие общественные процессы, обусловливая их постепенную социализацию.

5. Особая роль принадлежит процессу трансформации прежней "реактивной" социальной политики в активную и адресную, формирующуюся на экономическом основании социального рыночного хозяйства, развитого общественного сектора и предусматривающую сбалансированное политическое перераспределение общественных благ, основанное на консенсусе ценностей социальной справедливости и свободы. Она способствует масштабному преобразованию всей социальной сферы в контексте стабилизации и роста уровня жизни граждан, становления новой равновесной социально-классовой структуры общества, включающей в себя также многочисленный средний класс и другие социальные общности, формирование стабильной и эффективной системы социальной защиты и социального обеспечения, наконец, переход к функционированию и развитию социальной сферы в режиме динамического равновесия и устойчивости.

6. В переходном постсоциалистическом обществе становление социального государства сопряжено с последовательным формированием субстанциональных, институциональных, процессуальных, духовных и других компонентов управляющей системы, посредством функционирования которых возможность активной и сильной социальной политики превращается в реальную действительность.

В современной России наметилась некоторая динамика в движении к социальному государству по многим из названных направлений, определилось тяготение к социал-демократическому типу последнего.

 

В Заключении подводятся основные итоги исследования, резюмируются важнейшие положения диссертации, формулируются некоторые практические рекомендации.

 

 

Основное содержание диссертации отражено в следующих основных публикациях:

1. Особенности социальной политики в обществе развитого социализма // Вестник ЛГУ. 1982. № 5, выпуск 1 ( 0,3 п.л.).

2. О социальной структуре развитого социализма // Вестник ЛГУ. 1982. №23, выпуск 4 ( 0,3 п.л.).

3. К вопросу о специфике объекта социальной политики. В кн.: Актуальные вопросы теории научного коммунизма. М..1982. Депонирована в ИНИОН АН СССР 21.04.1982, № 9846 (0,3 п.л.).

4. XXVI съезд КПСС о единстве экономической и социальной политики. В кн.: XXVI съезд КПСС о развитом социалистическом обществе. Ученые записки. Выпуск XIV. Л..1983 ( 0,3 п.л.).

5. Тенденции совершенствования социальной структуры социализма. В кн.: Проблемы социального познания. Л.,1983. Депонирована в ИНИОН АН СССР 21.1 1.1983, № 14358 ( 0,3 п.л.).

6. Объект и система социальной политики общества развитого социализма // Вестник ЛГУ. 1985. №6, выпуск 1 ( 0,5 п.л.).

7. О политическом подходе к социальной сфере. В кн.: Социально-философские исследования и разработай. Л., 1985. Депонирована в ИНИОН АН СССР 12.02.1985, №19592 ( 0,5 п.л.).

8. Закономерности социалистической социальной политики. В кн.: Единство экономической и социальной политики развитого социалистического общества. Л., 1985 ( 0,5 п.л.).

9. О понятии "механизм реализации социальной политики". В кн.: Актуальные проблемы идеологического процесса. Л., 1985. Депонирована в ИНИОН АН СССР 28. II. 1985, №23146 (0,3 п.л.).

10. XXVII съезд КПСС о социальной политике. В кн.: Актуальные вопросы научного коммунизма. Тбилиси, 1987 ( 2 п.л.).

11. Трудовой коллектив в механизме реализации социальной политики // Вестник ЛГУ. 1988. Выпуск 3, серия 6. ( 0,5 п.л.).

12. К проблеме демократизации политической системы советского общества // Вестник ЛГУ. 1989. Выпуск 2, серия 6. ( 0,5 п.л.).

13. Концепция целостной социальной политики. В кн.: Теория научного коммунизма и актуальные проблемы политики. Л., 1989. (0,9 п.л.)

14. К вопросу о сущностных чертах современного социального государства. В сборнике: Легитимность власти в России: история и современные проблемы. СПб.,1994. (0,5 п.л.) 15. Методологические аспекты изучения современного социального государства (тезисы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. Выпуск 4, серия 6. (0,2 п.л.)

16. Современная социальная система общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. Выпуск 4, серия 6. (0,5 п.л.)

17. Философско-политологические аспекты анализа социального государства. В кн.: Философия и вызов XXI века. СПб.,1996. (0,2 п.л.).

18. Своеобразие современного переходного периода в развитии России и перспективы становления смешанного общества. В кн.: Теория современного цивидизационного процесса. СПб.,1997. (3 п.л.).

19. Проблемы становления социального государства в условиях постсоциалистической модернизации России. В кн.: Социальная философия и философия политика. СПб.,1997. (0,2 п.л.).

20. Социальное государство: Эволюция идеи, сущность, перспективы становления в современной России. В кн.: Политический процесс в России в сравнительном измерении. СПб., 1997. (2 п.л.).

21. Российская модернизация: Предпосылки и перспективы эволюции социального государства (монография). Изд-во СП6ГУ. СПб., 1997. (9 п.л.).


Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Литература

  1. А.И. Амосов. Последствия сверхускорения эволюции экономики и общества в последние столетия. Закономерности социального и экономического развития. – М.: ЛКИ, 2009. – 312 с.
  2. А.Ш. Викторов. Введение в социологию безопасности. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2008. – 568 с.
  3. А.А. Иванов. Индивидуализация исполнения наказания в России. Теория, история и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. – 240 с.
  4. Аналитические тетради ИЛА РАН. Выпуск 14. Теория и практика политической модернизации (Опыт Латинской Америки). – М.: Институт Латинской Америки РАН, 2004. – 176 с.
  5. И.Л. Бачило. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. – М.: Юркомпани, 2012. – 280 с.
  6. А.И. Амосов. Последствия сверхускорения эволюции экономики и общества в последние столетия: Закономерности социального и экономического развития. – М.: ЛКИ, Ленанд, 2015. – 312 с.
  7. И.Л. Бачило. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. – М.: Юркомпани, 2013. – 280 с.
  8. Алексей Мамычев. Государственная власть. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 448 с.
  9. Анна Попова. Либерализм и неолиберализм в России на рубеже XIX-XX вв. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с.
  10. Вардан Багдасарян,М.Вилисов,Маргарита Нетесова,Елена Пономарева,Екатерина Сазонова,Валерия Спиридонова,Степан Сулакшин. Нравственное государство. От теории к проекту. – М.: Наука и политика, 2015. – 424 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Основные направления государственной политики на современном этапе
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
24 стр.
Проблемы госуправления современной России
Государственное и муниципальное управление
Диплом
85 стр.
Рассмотрение природы, сущности, целей создания и применения, роли и функций системы местного самоуправления в РФ, учитывая специфику нашего государства в 1985-2006 годах, на примере управления городом Санкт-петербургом
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
24 стр.
Рассмотрение природы, сущности, целей создания и применения, роли и функций системы местного самоуправления в РФ, учитывая специфику нашего государства в 1985-2006 годах, на примере управления городом Санкт-петербургом
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
43 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Вика, 16.04
Марина Вы просто супер-супер. Такое расписать. Большое Вам человеческое спасибо