Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощиОсновы туристской деятельности
В рамках одобренной правительством Концепции развития здравоохранения и медицинской науки за последние годы удалось:
- обеспечить стабильное финансирование учреждений здравоохранения;
- повысить эффективность использования ресурсов;
- сократить дефицит Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью;
- осуществить мероприятия по плановому проведению стандартизации медицинских услуг;
- ввести регламент обеспечения больниц и поликлиник лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.
Разработаны, утверждены и реализуются мероприятия федеральных целевых программ по борьбе с туберкулезом, по сахарному диабету, вакцинопрофилактике, Анти-ВИЧ/СПИДу и другим.
В 2001 году планируется утвердить целевые программы по артериальной гипертонии, онкологии, заболеваниям, передающимся половым путем. Разрабатывается программа «Здоровый ребенок» и «Развитие санаторно-курортной сферы».
Продолжается разработка основополагающих федеральных актов, определяющих принципы деятельности здравоохранения. За прошедшее десятилетие принято более 30 законов по вопросам охраны здоровья населения, в том числе только в 2000 году - 7. В настоящее время 21 законопроект находится на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации.
Вместе с тем результаты проведенных реформ остаются минимальными. Продолжается ухудшение показателей общественного здоровья. В стране неоправданно затянулась структурная перестройка объемов и видов медицинской помощи в части перевода больных с госпитального этапа на амбулаторно-поликлинический уровень. По предварительным подсчетам в 2000 году только в 38 субъектах Федерации отмечалось увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи и снижение стационарной. И это при том, что около четверти коечного фонда в прошлом году простаивало.
Во многих территориях с явным нежеланием относятся к работе по внедрению общих врачебных практик. Несмотря на принимаемые меры, во многих субъектах Федерации плохо решаются проблемы с лекарственным обеспечением населения, особенно пользующегося правом льготного приобретения лекарств. Только в 40 субъектах Федерации из 88 при органах управления здравоохранением и в медицинских учреждениях образованы формулярные комитеты и комиссии, сформированы перечни необходимых и жизненно важных лекарственных средств.
Главной проблемой здравоохранения России, требующей неотложного решения, являются высокие показатели смертности и заболеваемости населения.
В 1990-1994 гг. смертность населения увеличилась на 40%, а в трудоспособном возрасте - на 59%. С 1995 года наметилась тенденция к улучшению этих показателей, но позитивные изменения были минимальны, а абсолютные значения уровня смртности и ожидаемой продолжительности жизни оставались намного ниже, чем в предыдущее десятилетие. В 1999-2000 гг. ситуация вновь заметно обострилась.
Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования. Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, болезней органов дыхания.
Сложившаяся в здравоохранении России ситуация требует, чтобы в предстоящем десятилетии стратегическим приоритетом государственной политики стало сокращение заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.
Проведенные за последние три года в стране научные исследования наглядно свидетельствуют о том, что не только нехваткой финансовых средств обусловлены проблемы сегодняшнего здравоохранения, но и нерациональным использованием ресурсов, низким качеством медицинской помощи.
Проблема повышения качества медицинской помощи является актуальной не только для нашей страны, но и для всего мира.
Почти 35 лет назад Аведис Донабедиан впервые высказал мысль о том, что качество медицинской помощи должно рассматриваться с позиций «структуры, процесса и результата». А. Донабедиан призвал обратить внимание на процесс, технологию, а фактически его работы послужили толчком к созданию стандартов медицинской помощи и клинических руководств, являющихся и сегодня приоритетным направлением повышения качества услуг в здравоохранении.
Он предложил оценивать результаты, исходы заболеваний, то есть эффективность помощи. Однако он понимал, что этому будет предшествовать огромная работа по созданию объективных показателей эффективности. Эффективность медицинских вмешательств - это не только выздоровление, выживаемость или восстановление функций органов, но и удовлетворенность ожиданий пациента.
Оценка качества медицинской помощи проводится по совокупности следующих основных критериев:
- эффективность - степень достижения желаемого клинического результата;
- экономическая эффективность (экономичность) - достижение желаемого результата при оптимальном отношении затрат и получаемых результатов;
- приемлемость - соответствие оказанной помощи ожиданиям пациента;
- справедливость - достижение общедоступности медицинской помощи.
Традиции и принципы национальной российской модели оказания медицинской помощи в полной мере отвечают современным требованиям, и необходимо лишь создать эффективные механизмы, инструменты, позволяющие воплотить в жизнь, реализовать близкие нам ценности.
В настоящее время поставлен концептуальный вопрос о непрерывном повышении качества медицинской помощи - всеобщего управления качеством. Основные принципы системы всеобщего управления качеством в здравоохранении заключаются в следующем.
Нужды пациентов формируют систему здравоохранения и ее работу.
Обеспечение качества является приоритетной целью деятельности системы здравоохранения.
Высокое качество медицинской помощи является следствием качественных систем организации помощи, технологических процессов и ресурсов.
Достижение высокого качества невозможно без принципиального изменения системы организации и руководства в здравоохранении, или, иначе говоря, менеджмента.
Известно, что около 5-15% проблем качества обусловлено индивидуальными нарушениями, а 85-95% являются результатом дефектов самой системы. Следовательно, при обеспечении высокого качества на всех этапах лечебно-диагностического процесса, а также лекарственных средств, материалов, инструментов и методов работы можно существенно сократить усилия, затрачиваемые сегодня на увещевания, наказания, угрозы и призывы.
Следовательно, качество медицинской помощи нужно рассматривать с позиций:
- заданного качества материально-технической базы учреждения здравоохранения и медицинского персонала;
- наличия медицинских технологий, эффективность которых доказана;
- наличия утвержденных технологий выполнения медицинских услуг;
- наличия оптимизированных организационных технологий;
- наличия показателей оценки здоровья пациента и их оценка в процессе лечения;
- анализа соответствия полученных клинических результатов и произведенных затрат.
Процесс обеспечения качества носит непрерывный циклический характер. Имея дело с конкретным пациентом, врач, с целью получения наилучшего результата, должен оптимизировать лечебно-диагностический процесс, используя имеющиеся материальные ресурсы и унифицированные подходов к технологическим процессам оказания помощи. Результат должен быть измерим, поэтому необходимо создать критерии, стандарты оценки качества исходов. Анализируя степень отклонения результата от заданного значения, причины этого отклонения, можно сделать выводы о необходимости системных изменений в ресурсной базе или в технологиях оказания медицинской помощи.
Данный системный подход к реализации концепции всеобщего управления качеством требует разработки Государственной программы обеспечения качества медицинской помощи. Качество должно обеспечиваться во всех структурных элементах системы здравоохранения. Государственная программа обеспечения качества должна охватывать четыре уровня:
федеральный, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, медицинское учреждение,
врач и медицинская сестра, непосредственно участвующие в оказании медицинской помощи.
Обеспечение качества предполагает проведение на всех уровнях системы взаимосвязанных мероприятий в области оптимизации использования ресурсов, внедрения современных технологий и оценки получаемых результатов.
Важным элементом ресурсной базы являются профессиональные кадры. На первом, федеральном уровне, формируются требования к знаниям и умениям медицинского персонала, проводится додипломная и последипломная подготовка, аттестация работников. На втором и третьем уровнях проводится текущее повышение квалификации - конференции, симпозиумы, обучение на рабочих местах. Наконец, врач постоянно занимается самообразованием, изучая специальную литературу, а также принимая участие в конференциях. Таким образом, формируется и реализуется система непрерывного образования специалистов.
Требования к знаниям и сооружениям, санитарно-гигиенические требования к рабочим местам в здравоохранении устанавливаются на федеральном уровне, контроль - аккредитация, лицензирование - и обеспечение их соблюдения - задачи второго и третьего уровней системы.
Таким образом, Государственная программа обеспечения качества медицинской помощи включает нормативное обеспечение - стандарты ресурсов, процесса и результата.
Формирующаяся в настоящий момент система стандартизации в здравоохранении России представляет собой уникальный опыт. Несмотря на то что внедрение стандартов в медицину идет во всем мире, только в нашей стране изначально закладывается система, то есть совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, призванных обеспечить качество во всех областях медицины и здравоохранения.
В настоящее время можно констатировать, что создание системы стандартизации в здравоохранении в части формирования структуры и принятия системообразующих документов в основном закончено. В 1997-2000 годах разработана серия основополагающих отраслевых стандартов, гармонизированных с Государственной и международной системами стандартизации, описывающих структуру системы, правила разработки, внедрения нормативных документов и контроля за соблюдением содержащихся в них требований.
Достаточно сказать, что по расчетам, выполненным в рамках клинико-экономического анализа в Институте управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова, на лекарственные средства затрачивается до 10-15%, а при некоторых заболеваниях - до 60-70% средств на стационарном этапе и до 50-70% средств при амбулаторном лечении.
В сфере лекарственного обеспечения уже идет активная работа по стандартизации, в основном пока затрагиваются проблемы качества самих лекарственных средств. В 1998-2000 гг. разработаны и введены в действие «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации (GCP)», «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)», «Стандарт качества лекарственных средств. Основные положения». Требования, заложенные в этих нормативных документах, соответствуют мировым стандартам.
В 2001 году введен в действие «Государственный информационный стандарт лекарственного средства», которым устанавливаются требования к официальной информации о лекарственных средствах. Впервые возникает несколько новых форм официальных документов, в том числе паспорт лекарственного препарата, идентифицирующий его внешний вид. Это нововведение станет важным элементом борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами, наводнившими в настоящее время отечественный рынок.
В 2000 году Минздрав России образовал Формулярный комитет. На него возложена обязанность разработки не только Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, рекомендуемых к применению, но и создание перечней, включающих лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику, на основании которых к предприятиям, производящим и продающим эти товары, будут применяться налоговые льготы, погашаться оплата лекарств и медицинских услуг пациентам из средств бюджета.
Правила включения лекарственных средств в нормативные документы предусматривают в качестве обязательных параметров представление сведений об их эффективности на основе современной системы доказательств.
Термин «медицина, основанная на доказательствах» перестает быть лозунгом, он стал реалией сегодняшнего дня. Задача состоит в том, чтобы это мировоззрение - доказательность - стало нормой для врачей.
В январе 2000 года Министерством здравоохранения введена в действие очередная редакция Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, впервые созданная на основе системы доказательств. В январе 2001 года очередная версия Перечня направлена на согласование в соответствующие ведомства. В нее включено более 400 международных наименований лекарственных средств.
В последнее время в мире приобретает широкое распространение концепция «ответственного самолечения», подразумевающая самостоятельное использование пациентом лекарственных средств без предварительной консультации врачом. Такой подход возлагает огромную ответственность на разработчиков перечня лекарственных препаратов безрецептурного отпуска.
Формулярный комитет Министерства здравоохранения России разрабатывает правила включения лекарственных препаратов в перечень безрецептурного отпуска, обсуждает критерии доказательств их эффективности и безопасности. Предполагается, что для самолечения будут разрешены средства, обладающие определенными клиническими эффектами, а главное - безопасные для пациентов как с точки зрения токсичности, развития побочных эффектов, так и привыкания, потенциальной наркотической зависимости.
Большое значение придается надлежащей информации о лекарственных средствах. Число зарегистрированных препаратов составляет десятки тысяч, но ни пациент, ни даже врач не способны до конца разобраться в этом многообразии и становятся в конечном счете жертвами рекламы.
Неоценимо с этой точки зрения значение вышедших в 2000 году II тома Государственного реестра лекарственных средств, содержащего типовые клинико-фармакологические статьи, и Федерального руководства для врачей по применению лекарственных средств. Однако если Государственный реестр должен содержать всю информацию о зарегистрированных в России лекарственных средствах, то в Федеральном руководстве указаны лишь те препараты, которые рекомендуются для использования врачами первичного звена здравоохранения, то есть жизненно необходимые. Эта избирательность основывается на доказанной эффективности, безопасности и экономической целесообразности.
Клинико-экономический анализ, фармакоэкономика стали в последнее время важным направлением развития медицины. Показателен пример, когда применение современных технологий по уходу за больными с диабетической стопой позволяет, не затрачивая средств, снизить в два раза частоту ампутаций, экономя в рамках страны 25 миллионов долларов в год из бюджета здравоохранения, а применение препарата вазапростан еще в три раза снижает частоту ампутаций, требуя затрат всего в 2-3 миллиона долларов. И это только по одному тяжелому заболеванию. Внедрение новых технологий и действенных лекарств является важнейшим элементом формирования системы обеспечения качества и экономии средств.
С конца 1999 года активно идет работа по созданию важнейших документов системы стандартизации - Протоколов ведения больных. Их в настоящее время в разработке находится 42.
Протоколы должны стать стержнем всей системы стандартизации. Их обязательные требования послужат основой для других стандартов - аккредитации, квалификационных требований к персоналу, оценки стоимости и качества медицинской помощи и т.д. Именно таким образом - через согласование всех стандартов между собой - будет реализовываться важнейший принцип стандартизации - комплексность. Вместе с тем, анализируя направления и процесс разработки протоколов ведения больных, следует сделать ряд выводов.
Не всеми осознается значение и роль протоколов. Не разрабатываются протоколы, ориентированные на первичное звено оказания медицинской помощи: для профилактики, синдромальной дифференциальной диагностики, скорой медицинской помощи. Нет заявок на разработку протоколов ведения больных с такими массовыми заболеваниями, как стенокардия, инфаркт миокарда, ревматические болезни. Крайне мало их по онкологическим заболеваниям. Затягивается разработка протоколов по артериальной гипертонии и сердечной недостаточности.
Многим разработчикам кажется, что речь идет исключительно о форме, а содержание уже есть. Это не так. Протоколы основаны на доказательствах клинической и экономической эффективности, а их еще нужно найти и привести.
Государственный заказ медицинской науке в 2001-2010 гг. должен базироваться на двух принципах: получение новых знаний в области фундаментальных наук и использование этих знаний в широкой медицинской практике. Минздравом России уже принято решение, что стандарты являются одним из основных видов отчетного документа по научным исследованиям.
Только через стандартизацию, через протоколы больных можно внедрять передовые технологии в практику здравоохранения. Под этим углом зрения нужно изменять и деятельность главных специалистов Минздрава.
Очевидно, что выполнить свою функцию протоколы смогут только в том случае, если заложенные в них требования будут научно обоснованными (основанными на доказательствах), экономически целесообразными и выполнимыми. Возможно, это и есть наиболее сложная задача, стоящая перед разработчиками: найти баланс между оптимальной помощью и реальными возможностями по ее оказанию.
Требуется огромная работа по анализу и систематизации имеющихся доказательств, проведению экономического анализа медицинских услуг, созданию механизмов выбора между альтернативными вмешательствами. Это тесно связано с расчетом истинной стоимости медицинской помощи, разработкой механизмов формирования тарифов.
Вторым элементом стандартизации «процесса» являются технологии выполнения медицинских услуг. Соответствующие отраслевые нормативные документы - классификаторы, ОСТы разработаны, и сегодня уже начались работы по их практическому применению.
В определении качества медицинской помощи выделяют два основополагающих момента - «делать правильные вещи», то есть принимать обоснованные решения о необходимости использования тех или иных видов медицинской помощи, и «правильно делать правильные вещи», то есть оказывать необходимые вмешательства так, как должно. Подразумевается, что, приняв правильное решение и реализовав его правильным образом, мы получим оптимальный результат.
Протоколы ведения больных определяют, кому, когда и какие услуги следует предоставить, то есть указывают на «правильные вещи». Технологии же выполнения медицинских услуг - это ответ на вопрос «как правильно делать правильные вещи», который ничуть не потерял своей актуальности.
В настоящее время центр тяжести в развитии системы стандартизации в здравоохранении должен начать смещаться в сторону регионов, врачебных сообществ, привести к повышению значения и роли врачебного самоуправления.
Ведь в конечном счете врачу судья - сам врач. Никто и никогда не сможет до конца проконтролировать его деятельность, заставив делать все правильно. Именно поэтому со времен Гиппократа врачи, медицинские работники - это корпорация, цех, каста. И, как всякая закрытая организация, она должна самоуправляться. Поэтому, учитывая имеющуюся в стране раздробленность общественных организаций, крайне актуальным сегодня является создание единой, самоуправляемой врачебной организации (Всероссийской палаты врачей), которая могла бы стать главной составляющей в работе по обеспечению надлежащего качества медицинской помощи.
Отдельно стоит проблема решения этических вопросов в медицине. Сегодня эти аспекты рассматриваются с точки зрения проведения клинических исследований, но на самом деле нужно смотреть глубже и шире. Во всех медицинских учреждениях уже должны функционировать Этические комитеты, которые призваны стать равноправным элементом системы обеспечения качества.
Никакая система не может существовать без механизма обратной связи. В приложении к Государственной программе обеспечения качества это означает создание эффективных механизмов контроля за соблюдением требований стандартов.
При этом контроль должен изменить свое направление: вместо традиционных поисков и наказания виновных он должен быть направлен на определение причин отклонений от желаемого процесса и мероприятий, которые необходимы для соблюдения обозначенных требований.
Минздравом России уже введен в действие ОСТ «Порядок контроля за соблюдением требований стандартов». Теперь предстоит определить механизмы его реализации.
Итак, создание Государственной программы обеспечения качества медицинской помощи населению подразумевает создание нормативных документов, определяющих желаемый уровень структуры, процесса и результата медицинских технологий и механизмов их внедрения в практику отечественного здравоохранения. Система стандартизации становится, таким образом, основой для создания Программы и условием ее успешной реализации.
Необходимо уже в ближайшее время сформулировать концепцию создания системы обеспечения качества в здравоохранении, основные элементы которой были представлены выше, и разработать соответствующую Государственную программу.
Невозможно добиться успехов без концептуальных, системных решений, не выработав единые принципы управления отраслью в стране, не введя новых организационно-правовых форм учреждений здравоохранения, не сделав врача действительно единым управляющим в медицине, не заинтересовав его экономически и морально в результате своего труда.
Мы должны понимать, что перед нами стоит важнейшая задача создания современной системы российского здравоохранения, способной по своим возможностям к быстрому внедрению эффективных медицинских технологий.
Вялков А. И., Министерство здравоохранения Российской Федерации
Вестник ОМС № 3, c. 3-8
Описание предмета: «Основы туристской деятельности»Туристская деятельность – деятельность, связанная с организацией всех форм выезда людей с мета постоянного
жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых
целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания. Особая роль в осуществлении такой
деятельности принадлежит туристским предприятиям. По сути своей они являются своего рода посредниками между
производителями туристских услуг (гостиницами, ресторанами, транспортными предприятиями и т.д.) и потребителями
(туристами). В свою очередь их деятельность – также услуга.
Туристские предприятия относятся к основным производственным единицам туризма. Потребность в них возникает там,
где участник туризма желает обеспечить себя определенными условиями, которые он не может полностью приобрести
самостоятельно или получает их с большими затратами времени и средств. По функциональному признаку предприятия,
занимающиеся туристской деятельностью, делятся на туроператоров и турагентов.
Туроператор – субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основе лицензии деятельность по
формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
Турагент – субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основе лицензии деятельность по
продвижению и реализации туристского продукта. [Организация туризма. Мн.: Новое знание, 2003.]
Литература - Геннадий Лопатенков. Качественная медицинская помощь. Как ее получить?. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 160 с.
- Д.Ю. Каркавина. Настольная книга пациента, или Как защитить свои права при обращении за медицинской помощью. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 352 с.
- О.П. Щепин, В.И. Стародубов, А.Л. Линденбратен, Г.И. Галанова. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. – М.: Медицина, 2002. – 176 с.
- Е.А. Максимкина, Г.И. Миназова, Н.В. Чукреева. Стандартизация и обеспечение качества лекарственных средств. – М.: Медицина, 2008. – 256 с.
- Игорь Сударев, Виктор Гандель und Лариса Удалова. Методологические основы создания систем менеджмента качества. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 212 с.
- Галинур Ямлиханов. Экспертиза качества медицинской помощи хирургическим больным. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 140 с.
- Валерий Евгеньевич Караваев, Ольга Рудольфовна Варникова und Елена Константиновна Баклушина. Экспертиза качества медицинской помощи: взгляд на проблему изнутри. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 120 с.
- Сергей Куковякин und Марина Александрова. Управление качеством медицинской реабилитации. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 180 с.
- Ольга Посненкова. Оценка качества медицинской помощи больным артериальной гипертонией. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 148 с.
- Электронная библиотека. Выпуск 3. Координация и стандартизация в области создания и использования национальных информационных ресурсов. – М.: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, 2012. – 320 с.
- Ю.М. Погосбекян. Обеспечение качества конструкционных материалов и заготовок в машиностроении. Физико-химические и технологические основы. – М.: Ленанд, 2015. – 248 с.
- И.В. Трифонов. Авторитетный главный врач. Обеспечение качества в медицинской организации. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 80 с.
- Татарников М.А. Управление качеством медицинской помощи. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 304 с.
- Н.Б. Найговзина, В.Б. Филатов, О.А. Бороздина, Н.А. Николаева. Стандартизация в здравоохранении. Преодоление противоречий законодательства, практики, идей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 208 с.
- Повышение качества медицинской помощи и безопасности пациентов в медицинских организациях. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 160 с.
- Г.Царик. Здравоохранение и общественное здоровье. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 912 с.
- Фармакология как основа терапии. – М.: , . – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|