Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Социально-психологические особенности взаимодействия оперативных работников с лицами молодежного возраста, оказывающими гомиденциальное содействие на контрактной основе

Социальная психология

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

РОДИОНОВ Вячеслав Анатольевич

 

Социально-психологические особенности взаимодействия оперативных работников с лицами молодежного возраста, оказывающими гомиденциальное содействие на контрактной основе (НА МАТЕРИАЛАХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ СТРОГОГО ВИДА РЕЖИМА)

 

Специальность 19.00.06 - юридическая психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации

на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Рязань 2001

Диссертация выполнена на кафедре юридической психологии и педагогики Академии права и управления Министерства юстиции Российской Федерации

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране привели к структурным изменениям в обществе и прежде всего в его экономической и социальной сфере.

В этих условиях резко активизировалась преступность, которая стала принимать ранее неизвестные формы, такие как коррупция, организованные преступные группировки и пр., что приводит к замедлению проведения реформ, оказывает крайне отрицательное влияние на социально-экономическую систему общества в целом. Дальнейшее продвижение к демократическому обществу невозможно без активизации деятельности всех правоохранительных органов, в том числе и исправительных учреждений (ИУ) Министерства юстиции Российской Федерации.

Находясь в стадии реформирования, уголовно-исполнительная система (УЙС) испытывает ряд трудностей в совершенствовании своей деятельности по исправлению осужденных, которые обусловлены следующими обстоятельствами:

- недостаточное бюджетное финансирование системы и связанные с этим ограничения по обеспечению осужденных продуктами питания, вещевым довольствием и т.д.;

- снижение объемов промышленного производства, сокращение количества осужденных, выводимых на оплачиваемые работы, что приводит к концентрации значительной части осужденных в жилой зоне колонии;

- наличие в среде спецконтингента неформальных норм поведения, которые не соответствуют общепринятым элементам морали и этики;

- усиление роли отрицательно направленных групп осужденных и их активное противодействие воспитательной работе, проводимой сотрудниками ИК.

Перечисленные трудности не позволяют сформировать положительный психологический климат в социальной среде осужденных и сотрудников ИК, способствуют развитию правового нигилизма и усилению роли отрицательно характеризующейся части спецконтингента.

Учитывая изложенное, для повышения эффективности деятельности ИК необходимы меры, направленные на устранение указанных недостатков, при этом существенная роль отводится оперативным под-

3

разделениям мест лишения свободы.

По данным последней переписи спецконтингента, проведенной в 1989 году, в исправительных колониях строгого режима преобладают лица молодежного возраста1.

В связи с этим успешное решение служебных задач оперативными работниками исправительных колоний во многом зависит от их умения эффективно взаимодействовать с лицами из числа осужденных молодежного возраста, оказывающими конфиденциальное содействие на контрактной основе (конфидентами). Отсутствие у сотрудников оперативных аппаратов умения организовать оптимальное взаимодействие с конфидентами (особенно с лицами молодежного возраста) сдерживает эффективность выполнения профессиональных функций, отличающихся большим разнообразием и сложностью решаемых задач. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания формированию и совершенствованию умений оперативных работников организовывать взаимодействие с конфидентами ни в период обучения в высших и специальных средних образовательных учреждениях пенитенциарного профиля, ни в рамках служебной подготовки непосредственно по месту службы.

Первоочередное значение в этом плане имеет освоение приемов и методов познания психологии личности конфидента, приобретение психологических знаний, умений и навыков общения с ним. По мнению ряда ученых (В.А.Черепанова, В.А.Макарова, Е.Г.Самовичева, А.М.Столяренко и др.), более половины оперативных работников не владеют в полной мере социально-психологическим механизмом управления деятельностью конфидента.

В результате этого начинающие оперативные работники взаимодействуют с конфидентом на основе эмпирического, житейского опыта, далеко не всегда соответствующего психологическим закономерностям, что нередко приводит к возникновению различных негативных тенденций, выражающихся в неправильном подборе конфидентов, их обучении и воспитании.

Как показывает анализ целого ряда научных публикаций, в настоящее время недостаточно внимания уделяется теоретическим разработкам процесса общения с-учетом мотивации поведения конфидента, что затрудняет возможности прогнозирования его дальнейшего пове-

1 См.: Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. Специальная перепись 1989 г. М., 1991.

4

дения в различных ситуациях. Это приводит к тому, что конфидент нередко принимает участие в массовых неповиновениях, совершает новое преступление вместо оказания помощи оперативному аппарату в предупреждении перечисленных эксцессов. Недопущение подобных фактов возможно только в ходе целенаправленного обучения и воспитания конфидента, которые должны базироваться на данных психологии с учетом индивидуального уровня развития и деятельности личности.

Несмотря на важность затронутых проблем, они не нашли достаточно широкого освещения в специальной литературе. В работах В.А.Черепанова, Д.В.Гребельского, В.А.Богданова, В.А.Макарова и других ученых в основном затрагивались правовые аспекты взаимодействия оперуполномоченных с конфидентом, а психологические закономерности их деятельности до сих пор остаются малоисследованными. Актуальность избранной темы определяется потребностями практики по совершенствованию взаимодействия оперативных работников с конфидентами, основанного на психологических аспектах.

Таким образом, актуальность проблемы предопределила выбор темы диссертационного исследования, объектом которого являются оперативные работники и конфиденты из числа осужденных молодежного возраста, содержащихся в исправительных колониях строгого вида режима.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста на различных этапах общения с ними, а также психологически обоснованные пути его совершенствования.

Цель исследования - на основе изучения научных трудов, нормативных документов и практической деятельности оперативных аппаратов исправительных колоний строгого режима выявить особенности взаимодействия оперативных работников данных подразделений с конфидентами молодежного возраста, определить и обосновать с позиций психологической науки систему мер по повышению эффективности их взаимодействия в специальной работе.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние проблемы психологического взаимодействия в психологии и оперативно-розыскной практике.

5

2. Разработать методику изучения психологического взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста.

3. Определить типологические характеристики личности конфидентов молодежного возраста и классифицировать конфидентов по критериям мотивации их деятельности.

4. Исследовать социально-психологические особенности взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста на различных этапах общения.

5. Изучить факторы, оказывающие влияние на процесс психологического взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста, разработать меры по их стимулированию и нейтрализации.

6. Разработать психологически обоснованные рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста в ИК строгого режима.

Гипотеза исследования: недостаточно сформированное умение оперативных работников организовать эффективное взаимодействие с конфидентами молодежного возраста может негативно сказаться на успешности их профессиональной деятельности. Предполагаем, что изучение социально-психологических особенностей взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста, которые детерминированы спецификой социальной среды мест лишения свободы, а также личностных характеристик конфидентов, содержания процесса взаимодействия на различных этапах общения сотрудника оперативного аппарата ИК с конфидентом позволяет обосновать и предложить психологически целесообразную систему мер по совершенствованию взаимодействия между ними, которая позитивно скажется на успешности специальной деятельности.

Методологической основой исследования явились диалектике-материалистические идеи о развитии личности как субъекта деятельности и общения, принцип системного подхода, требования нормативных документов по реформированию уголовно-исполнительной системы, ее гуманизации и демократизации.

Методы исследования. Ввиду сложности процесса взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста для его изучения применялся комплекс методов, а также конк-

6

ретные методики, базирующиеся на методах наблюдения, опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), тестирования, экспертных оценок, анализа документов и результатов деятельности, обобщения независимых характеристик. Исследование проводилось в два этапа (пилотажный и основной) и охватило 106 конфидентов из исправительных колоний строгого режима 10 регионов России, а также 100 оперативных работников.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- в ходе анализа научных источников, нормативных актов, передовой практики рассмотрено современное состояние проблемы, выделены основные пути совершенствования специальной работы с осужденными молодежного возраста;

- выявлены типологические -характеристики категорий и групп конфидентов молодежного возраста, определено их содержание;

- сформулированы основные правила взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста, относящимися к различным категориям в зависимости от мотивации их деятельности;

- изучены факторы, оказывающие влияние на процесс взаимодействия оперативного работника и конфидента молодежного возраста, определены способы их стимулирования или нейтрализации. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие оперативных работников с конфидентами молодежного возраста является сложным интегральным процессом, который включает обмен информацией, организацию совместных действий и личностный контакт. От умения оперативного работника профессионально грамотно организовать это взаимодействие зависит успешность специальной работы.

2. Выделенные категории конфидентов молодежного возраста по критерию мотивации деятельности и их социально-психологическая характеристика обусловливают выбор наиболее оптимальных приемов и способов взаимодействия с ними. Среди выделенных категорий конфидентов - это конфиденты, имеющие: положительную убежденческую позицию, отрицательную убежденческую позицию, неопределенную убежденческую позицию. Наибольшая эффективность в решении профессиональных задач присуща конфидентам с положительной убежденческой позицией.

7

3. Разделение взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста на стадии дает возможность детально учесть имеющиеся психологические закономерности на каждом этапе развития этого процесса.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в расширении теоретических представлений о сущности, содержании, особенностях процесса взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста, в выявлении и психологическом обосновании системы мер по его совершенствованию. Полученные результаты могут быть использованы в процессе дальнейших исследований проблем взаимодействия, например, при изучении эффективности взаимодействия оперативных уполномоченных с конфидентами других возрастных категорий или другого вида режима исправительной колонии, в работе профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы при разработке материалов по дисциплинам "Оперативно-розыскная психология", "Оперативно-розыскная деятельность".

Практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста. Реализация предложенных в диссертации направлений способствует совершенствованию процесса взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста путем нейтрализации или стимулирования факторов, оказывающих влияние на этот процесс, служит повышению качества подготовки оперработников для исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Апробация результатов диссертационного исследования. На базе исследования разработаны практические рекомендации по повышению эффективности взаимодействия оперативного работника с конфидентами, которые внедрены в практику деятельности оперативных отделов ИК Тамбовской, Воронежской, Рязанской областей. По результатам исследования опубликовано 5 научных работ:

Структура и объем диссертации. Общий объем работы составляет 194 страницы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

8

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования, излагаются гипотеза и методики, характеризуется новизна, теоретическая и практическая значимость работы, рассматриваются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава "Теоретические и методические проблемы исследования взаимодействия работников оперативных аппаратов исправительных колоний с лицами молодежного возраста, оказывающими конфиденциальное содействие на контрактной основе" посвящена решению следующих проблем: а) выяснению понимания сущности взаимодействия как психологической категории; б) психологическому анализу содержания взаимодействия в специальной работе; в) обоснованию авторского подхода к повышению эффективности взаимодействия оперативного работника с конфидентами указанной возрастной категории и методам исследования.

В ходе исследования проведен историке-отраслевой обзор научных источников, посвященных проблеме взаимодействия. В разное время этой проблемой занимались К.А.Абульханова-Славская, В.Г.Агеев, Г.М.Андреева, И.И.Басецкий, А.А.Бодалев, Д.В.Гребель-ский, А.Я.Коломенский, Н.Л.Макаров, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.В.Ольшанский, А.И.Панкин, А.В.Петровский, А.М.Столяренко и др.

Анализ различных подходов, моделей, взглядов на проблему взаимодействия в общей, социальной и юридической психологии позволяет констатировать, что в настоящее время еще нет единой и целостной теории взаимодействия. Под взаимодействием оперативного работника с конфидентами молодежного возраста автор понимает процесс, который включает в себя три стороны: коммуникативную (обмен информацией), непосредственное взаимодействие (организация совместных действий, направленных на выполнение задач специальной работы), общение (как личностный контакт).

В контексте темы диссертационного исследования автором обосновывается предположение, что содержание взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста должно изучаться через следующие составляющие: психологические особенности субъектов конфиденциального сотрудничества (оперативного работника и конфидента) и ситуационно-средовые характеристики, которые оказывают влияние на процесс их взаимодействия.

9

Таким образом, содержание взаимодействия между оперативным работником и конфидентом молодежного возраста включает в себя три стадии:

1. Подбор и изучение кандидата на сотрудничество, планирование и подготовка взаимодействия с ним (осуществляется познание партнерами друг друга, изучается мотивационно-волевая сфера, характерологические свойства и качества и т.п.).

2. Непосредственный контакт с кандидатом на специальное сотрудничество, принятие решения о привлечении (проверка полученных сведений, выработка направлений по корреляции их взаимоотношений).

3. Поддержание устойчивого взаимодействия, прекращение взаимодействия (распределение ролей, объединение усилий на достижение нужного результата).

Так как в настоящее время в арсенале юридической психологии, и особенно оперативно-розыскной, практически отсутствуют методики по изучению взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста, автором адаптированы применительно к теме диссертации методики, используемые в основном в социальной психологии, с учетом специфики оперативно-розыскной деятельности в ИК строгого режима.

Изучение особенностей взаимодействия указанных субъектов оперативно-розыскной деятельности из-за сложности рассматриваемого феномена, а также по причине необходимости обеспечения должной валидности и репрезентативности получаемых результатов предполагает применение целого комплекса различных методов исследования.

Для расчета репрезентативности выборки обследуемых использовались формулы математической статистики, традиционно применяемые в психологических исследованиях, в частности, теорема Вернули 1:

Согласно результатам, полученным с помощью данной теоремы, наиболее приемлемая выборка для изучения особенностей взаимодействия между оперативным работником и конфидентами молодежного возраста составляет 104 человека, нами же подверглись обследованию 106 конфидентов указанной категории и 100 оперативных работников. Это дает основание для вывода о том, что проведенное исследование

1 См.: Рабочая книга социолога. М., 1974. С.274

10

можно отнести к числу достоверных, а выборку признать репрезентативной.

С учетом результатов теоретического анализа, а также на основе эмпирических данных автором определены стадии процесса взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста ИК строгого режима, выявлены факторы, оказывающие влияние на этот процесс, а также разработана программа комплексного исследования .

Во второй главе - "Социально-психологическая характеристика лиц молодежного возраста, оказывающих конфиденциальное содействие на контрактной основе" - на основе анализа научных источников и эмпирических данных выявлены категории конфидентов из числа осужденных молодежного возраста по критерию мотивации их деятельности, а также дана подробная психологическая характеристика указанных категорий конфидентов.

Результаты проведенного исследования особенностей взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста дают основание условно дифференцировать их на три категории, отличающиеся профессиональной мотивацией, которая оказывает существенное влияние на организацию взаимодействия с ними оперативных работников.

В результате пилотажного исследования были выявлены структурные компоненты мотивации личности конфидентов молодежного возраста: влечение, склонности, интересы (59,91), убеждения (86,6%), жизненные планы (57,7%), отношения (23,8%).

Анализ результатов экспертной оценки позволил констатировать, что доминирующими компонентами мотивации личности конфидентов оперативные работники считают интересы, убеждения и жизненные планы. Данные компоненты личности конфидентов были подробно изучены на основном этапе исследования по следующей схеме:

Интерес:

- социально ценный: к художественной литературе, воспитательным мероприятиям, получению профессии, творческой деятельности, общественно-политической жизни в стране и за рубежом;

- асоциальный: к соблюдению неформальных норм поведения, к лидерам преступных группировок, к участию в их деятельности,

11

употреблению наркотических, сильнодействующих веществ, алкогольных напитков, обобщению преступного опыта; - неопределенный.

Убеждение: положительное, отрицательное, неопределенное. Жизненные планы: положительные, отрицательные, неопределенные.

Анализ психологической характеристики структурных компонентов мотивации личности конфидента (в %)

N пп

 

Структурные компоненты мотивации личности конфидентов

 

Возраст конфидентов

 

18-22

 

23-25

 

26-30

 

1.

 

Интересы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) положительные

 

0,8

 

2,4

 

3,8

 

 

 

б) отрицательные

 

50,5

 

29,3

 

8,7

 

 

 

в) неопределенные

 

48,7

 

68,3

 

87,5

 

2.

 

Убеждения :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) положительные

 

35

 

38,2

 

38,1

 

 

 

б) отрицательные

 

23,2

 

18,1

 

20,3

 

 

 

в) неопределенные

 

41,6

 

43,7

 

41,6

 

3.

 

Жизненные планы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) положительные

 

30,8

 

31,1

 

29,2

 

 

 

б) отрицательные

 

19,6

 

20,6

 

18,8

 

 

 

в) неопределенные

 

39,6

 

48,3

 

52

 

Таким образом, проведенное исследование показало, что конфидентов можно подразделить на следующие категории по критериям наличия или отсутствия убеждения: конфиденты, оказывающие специальную помощь по убеждению; конфиденты, у которых элемент убеждения отсутствует; конфиденты с неопределенной убевденческой позицией.

Следовательно, анализ социально-психологической характеристики структуры мотивации личности конфидента молодежного возраста с неопределенной убежденческой позицией дает основание констатировать, что эта категория является довольно сложной по своим социально-психологическим проявлениям, в их поведении и деятельности преобладают элементы лавирования между положительными и отрицательными мотивами, маскировка истинных интересов, убеждений, жизненных планов. В связи с этим взаимодействие с данной категорией конфидентов требует от оперативных работников пси-

12

хологических знаний, приемов и методов переориентации их мотивов, способов корреляции поведения конфидентов.

Конфиденты с отрицательной убежденческой позицией.

У этой категории конфидентов, в отличие от других, в структуре мотивации их личности имеется отрицательная убеаденческая позиция на оказание специальной помощи оперативным отделам ИК.

Необходимость установления взаимодействия с этой категорией конфидентов обусловлена тем, что они, как правило, являются носителями наиболее ценной информации о негативных процессах в социальной среде осужденных. Без этих сведений оперативные аппараты не в состоянии контролировать поведение значительной и наиболее криминогенной части граждан, отбывающих наказание в ИК, а значит обеспечить стабильность режима содержания, воспитательного процесса в местах лишения свободы.

Добровольное согласие об оказании специальной помощи на стадии привлечения от этих конфидентов получить невозможно, поэтому они привлекаются, как правило, на основе определенных материалов, в качестве которых служат сведения или документы, разглашение или реализация которых оперативным работником может привести к потере социального статуса этого осужденного или изменить в худшую сторону условия отбывания им уголовного наказания (получение дисциплинарного взыскания, перевод в помещение камерного типа, водворение в штрафной изолятор).

Учитывая изложенное, взаимодействие с названной категорией конфидентов является как бы своеобразным договором: оперативный работник не использует свои возможности по реализации определенных материалов, конфидент сообщает сведения об антисоциальных действиях отдельных граждан или группировок осужденных в ИК.

Поэтому взаимодействие с рассматриваемой группой конфидентов является конфликтным по своему содержанию, так как в основном поддерживается за счет психологического воздействия и принуждения оперативным работником личности конфидента, которая оказывает всяческое противодействие этому процессу в той или иной ее форме (дезинформация, двурушничество и т.д.).

Таким образом, проведенное исследование дает право сделать вывод, что основным направлением решения задачи по нейтрализации негативных элементов мотивации личности конфидентов с отрица-

13

тельной убежденческой позицией является переориентация мотивов их специальной деятельности.

Конфиденты с четкой положительной убежденческой позицией.

Эта категория конфидентов малочисленна по своему составу (2,3% от общего числа конфидентов молодежного возраста). Она в основном представлена осужденными в возрасте 26-30 лет, которые, как правило, имеют солидный "тюремный стаж", хорошо знают "воровские обычаи и традиции", нормы и ценности среды спецконтингента. До сотрудничества они занимали активную жизненную позицию в среде отрицательно настроенных осужденных, нередко являлись и лидерами асоциальных группировок. В результате целенаправленного воздействия администрации ИК произошли структурные изменения в направленности их личности, в ходе которой асоциальные интересы, убеждения, жизненные планы приобрели положительное содержание. В связи с этим видоизменились их отношения к неофициальным нормам поведения, деятельности "воровских авторитетов". Осознав их отрицательное влияние на осужденных молодежного возраста, они избирают форму противодействия этому в виде оказания специальной помощи оперативным отделам ИК. Поэтому их взаимодействие с оперативными отделами осуществляется на основе положительной убежденческой позиции, основанной на твердой уверенности в том, что именно оперативные формы и методы борьбы с преступностью являются наиболее эффективными способами нейтрализации негативных тенденций, имеющих место в ИК.

Наличие убеждения об оказании специальной помощи в структуре мотивации личности конфидента совпадает с убеждением оперативного работника о необходимости предупреждения, пресечения антисоциальных действий отдельных осужденных. • В связи с этим отношения оперативного работника с этой категорией конфидентов осуществляется на демократических, партнерских началах, что не требует от первого постоянного контроля за деятельностью конфидента, дополнительной стимуляции его поведения в виде поощрений и различных социальных и материальных льгот. В свою очередь конфидент добросовестно относится к выполнению своих обязанностей, не допускает элементов двурушничества и дезинформации, сообщаемые им сведения правдивы и не требуют дополнительной проверки по их реализации.

Таким образом, результаты проведенного исследования свиде-

14

тельствуют о том, что мотивация личности конфидентов молодежного возраста играет ведущую роль в становлении и развитии их взаимодействия с оперативным работником. Предложенная дифференциация конфидентов по критерию убежденческой позиции позволяет получить достаточно полное представление об их стремлении к эффективному взаимодействию с оперативными работниками в борьбе с преступностью. Это дает возможность не только более четко охарактеризовать специальный аппарат ИК строгого вида режима из числа осужденных молодежного возраста, но и использовать приведенную автором дифференциацию при определении профессиональной пригодности к деятельности в оперативном аппарате как конфидентов, так и самих оперативных работников.

В третьей главе - "Психологические исследования особенностей взаимодействия оперативных работников с лицами молодежного возраста, оказывающими конфиденциальное содействие на контрактной основе" - рассматриваются такие проблемы, как: 1) содержание и основные стадии взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов ИК с конфидентами молодежного возраста; 2) факторы, оказывающие влияние на процесс взаимодействия оперуполномоченных с конфидентами указанный возрастной категории, и отдельные направления по их нейтрализации.

На стадии подбора, изучения кандидата на сотрудничество, при планировании и подготовке взаимодействия с ним установлено, что, подбирая осужденных для привлечения к специальному сотрудничеству, оперативные работники учитывают социально-психологические особенности различных возрастных категорий граждан. Причем в каждой группе предпочтение отдается различным компонентам, составляющим мотивацию их деятельности: в возрасте от 26 до 30 лет - преимущественно свойствам и качествам личности конфидента, в возрасте от 23 до 26 лет - их коммуникативным способностям. Выбор той или иной возрастной категории осужденных зависит от конкретных задач, стоящих перед оперативным работником, обусловлен уровнем его профессиональной подготовленности.

Анализ данных позволил определить группу факторов, получивших наибольший рейтинг среди оперативного состава (от большего к меньшему):

- наличие навыка общения с осужденными;

- наличие большого профессионального, преступного, тюремного

15

опыта;

- высокий уровень умений внедряться в социальную среду осужденных;

- большой круг общения среди осужденных;

- наличие житейского опыта.

К числу факторов, получивших наименьший рейтинг, относятся:

- знание основ уголовно-исполнительного законодательства;

- склонность осужденного получать дополнительные льготы;

- умение общаться с сотрудниками ИК.

Таким образом, рассматриваемые факторы оказывают влияние на мотивацию специального сотрудничества в 60% случаев.

Результаты исследования позволяют констатировать, что в процессе подбора кандидатов на сотрудничество для оперативных работников важны такие специфические свойства и качества, как:

- склонность осужденного получать дополнительные льготы;

- умение общаться с сотрудниками ИК;

Таким образом, определение доминирующих мотивов сотрудничества оперативными работниками разных возрастных категорий непосредственно связано с наличием в структуре их личности опыта практической работы и умением использовать его в своей деятельности.

Таким образом, выявление четкой положительной убевденческой позиции у кандидата на сотрудничество зависит в большей степени от наличия опыта работы сотрудника оперативного аппарата, который имеется далеко не всегда (свыше 60% имеют стаж работы до 3 лет). В связи с этим одним из направлений повышения качества подбора и изучения кандидата на сотрудничество, на наш взгляд, является организация специальных занятий для молодых сотрудников, основанных на передаче опыта профессионалами, организации профессионального отбора и наставничества, самостоятельном совершенствовании психологических знаний.

Следовательно, проблема подбора и изучения кандидата на сотрудничество с ярко выраженной отрицательной убевденческой позицией требует от оперативного работника знаний доминирующих мотивов их деятельности. Эти знания формируются в процессе непосредственного взаимодействия с ними и связаны с наличием в структуре лич-

16

ности оперативных работников опыта профессиональной деятельности. Отсутствие этого элемента у молодых специалистов затрудняет контакт с рассматриваемой группой конфидентов, в связи с чем в их спецаппарате преобладают конфиденты других категорий и групп. Недостаток необходимой информации об оперативной обстановке по курируемым объектам и направлениям деятельности ИК снижает эффективность специальной работы, направленной на предотвращение, предупреждение, пресечение правонарушений в ИК, что, в свою очередь, резко снижает результативность воспитательного воздействия администрации мест лишения свободы на осужденных. Для нейтрализации указанного недостатка, на наш взгляд, необходимо в дальнейшем провести комплексные исследования мотивационной сферы личности кандидатов на сотрудничество, разработать необходимые методики изучения личности и создать на этой основе психологические рекомендации способов и методов индивидуального привлечения к специальному сотрудничеству.

Подбор и изучение кандидатов на сотрудничество из числа осужденных с неопределенной убежденческой позицией требует от оперативного работника изучения неудовлетворенных мотивов их деятельности. Эти знания необходимы для определения оптимальных способов привлечения, выработки индивидуальных методов обучения и воспитания конфидента, приемов коррекции его поведения в процессе осуществления взаимодействия с ним. В этой связи хотелось бы обратить внимание на ряд существенных недостатков, заключающихся в том, что мотивационная сфера личности кандидата на привлечение, как правило, определяется оперативными работниками только на основе профессиональных навыков. Это нередко приводит к получению ошибочных результатов, которые не позволяют осуществить в процессе практической деятельности принципы индивидуального воздействия оперативного работника на конфидента. В результате этого при установлении взаимодействия отношения между его участниками приобретают искаженное содержание, которое выражается в деформации личности конфидента (двурушничество, дезинформация и т.д.). Для нейтрализации этого недостатка необходимо постепенное внедрение в практику деятельности оперативных аппаратов ИК психологических методик изучения личности осужденных, основанных на использовании практического опыта профессионалов, достижений оперативно-розыскной психологии.

17

После подбора и изучения личности кандидата оперативные работники определяют наиболее оптимальные способы привлечения, которые позволяют осуществить этот процесс, после чего начинается следующая стадия непосредственного взаимодействия оперативного работника с конфидентом.

На второй стадии оперативные работники осуществляют руководство деятельностью конфидента по предупреждению, пресечению правонарушений в ИК. Ее эффективность в немалой степени зависит от стиля руководства, который избирает оперуполномоченный в ходе взаимодействия с конфидентом.

Основные затруднения, возникающие во взаимодействии с конфидентами этой категории, заключаются в "невозможности прогнозирования поведения конфидента в экстремальных ситуациях" - 48%, а также в том, что "деятельность конфидента протекает в рамках постоянного контроля со стороны его ближайшего окружения" - на это указали 42% респондентов.

Мотивы деятельности конфидентов с неопределенной убежденчес-кой позицией предполагают ситуативность их поведения в процессе взаимодействия с оперативным работником. Это, как правило, выражается в том, что при нормальной, стабильной обстановке в ИК они добросовестно выполняют задания оперативного работника, так как от их осуществления зависит удовлетворение мотивов их взаимоотношений с ним. Совершенно другая картина возникает при массовых неповиновениях спецконтингента. В этой ситуации продолжение деятельности со стороны конфидента возможно только при наличии у него стойкого положительного убеждения об оказании специальной помощи. В структуре личности конфидентов данной категории этот элемент мотивации отсутствует. В связи ,с этим они довольно часто изменяют содержание своей деятельности и становятся на путь активной поддержки отрицательной части осужденных в ИК. Оперативные работники хорошо знают эту особенность, поэтому мало доверяют этой категории конфидентов, что и послужило причиной выделения рассмотренных затруднений.

Содержание стадии непосредственного контакта определяется стилем руководства, избираемым оперативным работником для взаимодействия с конфидентом. Выбор авторитарного или демократического стиля зависит от мотивации личности конфидента, ее мотивационной сферы.

18

На отношение оперативного работника с конфидентом оказывают негативное влияние социально-психологические затруднения, которые резко снижают результативность их взаимодействия, причем их содержание и направление определяются в соответствии с выделенными ' нами категориями конфидентов. Поэтому для повышения эффективности специальной работы в ИУ, на наш взгляд, необходимо создание на курсах повышения квалификации факультатива по оперативно-розыскной психологии, где оперативные работники получали бы знания о психологии личности конфидентов, способах и методах воздействия на нее.

На третьей стадии взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста следует отметить, что проведенный анализ причин прекращения взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста различных категорий показал, что их возникновение, как правило, связано с недоработками оперативных работников, основанными на их слабых знаниях психологии личности конфидентов, способов и методов воздействия на них. Следовательно, жизненно необходимы психологические рекомендации, разработанные на основе достижений оперативно-розыскной психологии и опыта профессионалов-оперативных работников.

Исследования показали, что, во-первых, эффективность взаимодействия оперативного работника с конфидентом непосредственно зависит от его знаний мотивов деятельности последнего, что позволяет оперативному работнику выбрать наиболее оптимальные варианты индивидуального воздействия на него, способы и методы обучения и воспитания, стиль руководства конфидентами различных категорий; во-вторых, оперативный состав мест лишения свободы слабо использует знания по психологии, причины чего заключаются в недостаточной научной разработанности проблем взаимодействия в специальной работе. В связи с этим, на наш взгляд, необходимы дальнейшие исследования в области оперативно-розыскной психологии и прежде всего мотивационной сферы личности конфидента, а полученные результаты внедрять в практику ИК, что обеспечит повышение эффективности деятельности оперативных аппаратов.

Анализ факторов, оказывающих влияние на процесс взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста, позволил выявить следующее:

19

- во первых, рассмотренные факторы непосредственно вытекают из специфики деятельности мест лишения свободы, в рамках которой они формируются и развиваются. Поэтому включение в этот список других факторов (дефицит времени, наличие стрессовых ситуаций и т.д.), на наш взгляд, нецелесообразно, так как они в той или иной мере являются составной частью указанного;

- во-вторых, содержание факторов оказывает существенное влияние на формирование переориентации мотивов сотрудничества конфидентов. Наблюдая процесс развития профессиональных контактов оперативного работника с конфидентами от стадии его возникновения до стадии прекращения, мы имеем возможность выработать мероприятия по нейтрализации негативных последствий, на основе которых предложить рекомендации по повышению эффективности специальной работы в ИК;

- в-третьих, перечисленные факторы тесно взаимосвязаны между собой и в условиях мест лишения свободы образуют комплекс социально-психологических трудностей, которые могут проявляться только в ИК, в других сферах отношений они или теряют свою актуальность, или вообще не существуют;

- в-четвертых, предмет диссертационного исследования позволяет нам не включать в предложенный перечень факторы, затрагивающие личность конфидента, так как изучение взаимодействия с позиции мотивации деятельности конфидента отражает эти условия и их отдельные аспекты были рассмотрены нами в предыдущих главах.

На основании изложенного можно сделать вывод, что на взаимодействие оперативного работника с конфидентом оказывает негативное влияние совокупность социально-психологических факторов, которые существенно снижают его эффективность. Степень их воздействия зависит от доминирующего мотива деятельности конфидента, его возрастной категории. Наиболее подвержены влиянию конфиденты в возрасте от 18 до 22 лет, затем - от 23 до 25 и менее всего - от 26 до 30 лет. В связи с этим для успешной нейтрализации этих факторов оперативному работнику необходимо знать и уметь выявлять, во-первых, мотивы деятельности конфидента, во-вторых, психологические особенности, связанные с его возрастом, что обеспечит возможность выработать индивидуальные способы воздействия на него в процессе взаимодействия.

Таким образом, проблема изучения взаимодействия оперативного

20

работника с конфидентом и разработка на этой основе психологических рекомендаций являются основными направлениями повышения эффективности специальной работы в ИК.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы:

1. Проблема взаимодействия оперативного работника с конфидентами молодежного возраста исправительных колоний строгого вида режима является актуальной для теории и практики оперативно-розыскной деятельности и вместе с тем недостаточно разработанной.

Важная роль, которую играют оперативные аппараты ИК в борьбе с преступностью и воспитательной работе с осужденными, определяет необходимость совершенствования их умения организовать взаимодействие с конфидентами молодежного возраста.

2. Результаты анализа научных источников и эмпирических исследований позволили сформулировать понятие и выявить стадии осуществления взаимодействия оперативного работника с конфидентами. Взаимодействие между субъектами специальной работы представляет собой коммуникацию, непосредственный контакт и личностное общение, которые тесно взаимосвязаны между собой и рассматриваются автором исследования как интегральный процесс. Таким образом, содержание этого процесса должно изучаться через следующие составляющие: психологические особенности субъектов взаимодействия (оперативного работника и конфидента) и ситуационно-средовые характеристики.

Избранный подход позволяет выделить три стадии осуществления взаимодействия между оперативным работником и конфидентом:

- подбор, изучение кандидата на сотрудничество, планирование и подготовка к взаимодействию с ним (осуществляется познание субъектами друг друга, изучается мотивационно-волевая сфера, характерологические качества и свойства, способности к специальной деятельности);

- непосредственный контакт с кандидатом на сотрудничество (проверка сведений друг о друге, принятие решения о профессио-

21

нальном сотрудничестве и т.п.);

- поддержание устойчивого взаимодействия и прекращение сотрудничества (распределение ролей, выработка общих правил, объединение усилий на достижение результата и т.п.).

На каждом из указанных этапов взаимодействия между оперативным работником и конфидентом определенной категории возникают свои психологические особенности и закономерности, знание которых позволяет оперуполномоченному осуществлять эффективное взаимодействие, обучение и воспитание конфидента.

3. Результаты исследования особенностей взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста позволяют условно дифференцировать последних на три категории, отличающиеся убежденческой позицией:

- конфиденты с четкой положительной убежденческой позицией;

- конфиденты с отрицательной убежденческой позицией;

- конфиденты с неопределенной убежденческой позицией.

Изучение категорий конфидентов с различной убежденческой позицией необходимо оперативному работнику для того, чтобы успешно осуществлять профессиональное взаимодействие с ними, определять методы и способы руководства их деятельностью.

4. В ходе исследования выявлены условия и факторы, оказывающие негативное влияние на взаимодействие оперативного работника с конфидентом, рассмотрена их характеристика. Было установлено, что степень их влияния зависит от мотива деятельности спецаппарата, его возраста. Наиболее подвержены негативному воздействию отрицательной части осужденных конфиденты от 18 до 22 лет, менее всего - от 26 до 30 лет. В связи с этим 'для их нейтрализации необходимы меры, основанные на психологических особенностях рассматриваемой возрастной категории, мотивационной сферы их личности.

Таким образом, взаимодействие оперативного работника с конфидентом осуществляется наиболее эффективно в том случае, если учитываются мотивы деятельности последнего, что позволяет определить наиболее результативные методы и способы руководства его деятельностью, обучением и воспитанием.

На основании выводов, полученных в ходе изучения социально-психологических особенностей взаимодействия оперативных работ-

22

ников с конфидентами молодежного возраста, представляется целесообразным сформулировать следующие предложения:

1. Проблему взаимодействия оперативных работников с конфидентами рассматривать в качестве одного из основных звеньев повышения эффективности профессиональной деятельности отдельного сотрудника и в целом всего оперативного отдела исправительной колонии.

2. Психологически обосновывать пути совершенствования взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста, включающие в себя такие направления, как:

- специально организованная психологическая подготовка;

- профессиональное самообразование и самовоспитание.

3. Для повышения эффективности специальной психологической подготовки по совершенствованию процесса взаимодействия между субъектами специальной работы необходимо:

- организовывать сборы (конференции) молодых сотрудников оперативных аппаратов ИУ;

- совершенствовать институт наставничества над начинающими оперативными работниками;

- стимулировать творческую активность практических сотрудников оперативных аппаратов ИУ;

- обобщать и распространять передовой опыт специальной работы, современных научных разработок по проблемам взаимодействия оперативных работников с конфидентами, адаптировать методики, имеющиеся в различных отраслях психологических знаний к условиям оперативно-розыскной деятельности в ИУ.

4. Создавать специальные сборники экспресс-заданий по данной проблеме; привлекать штатных психологов к решению оперативно-служебных задач; формировать библиотечный фонд по данной тематике; проводить индивидуальное консультирование с психологом и т.п.

5. В связи с тем, что проблема совершенствования взаимодействия оперативных работников с конфидентами молодежного возраста исправительного учреждения строгого вида режима является многоаспектной, представляется целесообразным дальнейшее изучение и развитие этой проблемы осуществлять по следующим направлениям:

- исследование особенностей взаимодействия оперативных работников с конфидентами других возрастных категорий или колоний

23

других видов режима (общего, особого и т.п.);

- изучение и адаптация опыта образовательных учреждений по организации взаимодействия между людьми (например, образовательных учреждений пенитенциарного профиля, педагогических и театральных вузов и др.) и внедрение в практику деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Практикум по исправительно-трудовой психологии (в соавторстве). Рязань, 1990 (4,5 п.л.).

2. Некоторые аспекты изучения направленности личности хронического алкоголика, отбывающего наказание в ИТУ //Концепция социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов: Сб. науч. тр. Рязань: РВШ МВД СССР, 1990 (0,25 п.л.).

3. Неформальные нормы поведения и их влияние на воспитательный процесс в ИТУ //Концепция перестройки исправительно-трудовой деятельности в СССР на современном этапе. Рязань: РВШ МВД СССР, 1990 (объем 0,3 п.л.).

4. Социально-психологическая классификация агентов на категории и группы по критериям мотивации их деятельности и их характеристика //Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности: Материалы научно-практической конференции. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992 (0,3 п.л.).

5. Методика социально-психологической классификации осужденных молодежного возраста по типологическим признакам //Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности: Материалы научно-практической конференции. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992 ( 0,3 п.л.).


Описание предмета: «Социальная психология»

Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

Литература

  1. Н.Т. Оганесян. Методы активного социально-психологического обучения. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.
  2. О.С. Павлова. Ингушский этнос на современном этапе. Черты социально-психологического портрета. – М.: Форум, 2012. – 384 с.
  3. Межотраслевые правила по охране труда при работе с эпоксидными смолами и материалами на их основе. ПОТ Р М-024-2002. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 24 с.
  4. Л.С. Ватова. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. – М.: Народное образование, МПСИ, 2007. – 298 с.
  5. С.В. Петрушин. Большая контактная группа. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
  6. М.Г. Томилин. Взаимодействие жидких кристаллов с поверхностью. – М.: Политехника, 2001. – 326 с.
  7. С.П. Миронов, А.Т. Арутюнов, П.С. Турзин. Государственный служащий. Профессиональное здоровье и долголетие. – М.: Принт-Ателье, 2006. – 352 с.
  8. Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами. Учебник. – М.: Academia, 2014. – 320 с.
  9. Г.Безродная und С.Колпаков. Управление развитием социальных объектов на примере медицинского вуза. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 344 с.
  10. Ольга Александровна Овсяник. Социально-психологическая адаптация взрослых женщин. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 296 с.
  11. Евгения Барышева. Изучение социально-психологических особенностей студентов- психологов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 196 с.
  12. Elena Cherkasova. Социально-психологические особенности объективизации лжи. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 256 с.
  13. Юлия Пежемская. Социально-психологические аспекты реабилитации подростков группы риска. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 164 с.
  14. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 424 с.
  15. С.И. Семенака. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2015. – 72 с.
  16. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.
  17. Игорь Вачков,Наталья Мякишева,Наталья Ткаченко,Анна Федосеева,Майя Швецова,Алексей Обухов. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 424 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Психологические особенности самосознания и поведения лиц с алкогольной зависимостью
Психология
Диплом
100 стр.
Проблемы социально-психологической адаптпции к условиям профессиональной деятельности
Психология
Диплом
90 стр.
Регулирование социально-психологических факторов деятельности фирмы
Психология
Диплом
116 стр.
Социально-психологический образ современного предпринимателя
Психология
Диплом
84 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Майкл
спасибо Вам большое )очень хороший сервис - буду рекомендовать знакомым. Все четко и оперативно.