Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
НалогиНалоговое право
Происхождение, назначение и сущность налогов.
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписанным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
По мере развития государства возникла «светская «десятина, которая взымалась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы, так, в Древней Греции в 7-6 веках до нашей эры представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов - государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздни-ков, раздачу продуктов и денег беднякам и на другие общественные цели.
В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Проследим за развитием налоговой системы в Древнем Риме. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные ср-едства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога проводилось каждые пять лет избранными чиновниками - цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В 4-3 веке до нашей эры Римское государство разрасталось, происходили и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина за-висила от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случаях победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.
Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионерам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств.
Задачу реорганизации финансового хозяйства Римского государства решил император Август Октавиан. Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью наиболее справедливого распределения налогов и увеличение их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кодастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовыми учреждениями провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.
Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно - денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началась с конца 9 века. Основны-м источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен.
Дань взималась двумя способами: «повозом «, когда она привозилась в Киев, и «полюдьем «, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт «взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз «- за перевоз через реку, «гостиная «пошлина - за право иметь склады, «торговая «пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес «и «мера «устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира «взималась за убийство, а «продажа «- за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
После нашествия татаро - монголов основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями, «Выход «взимался с каждой души мужского пола и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал её великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода «стала зависеть от соглашения великих князей с ханами.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможно. Главным источником внутренних доходов стали пошлины
Уплата «выхода «была прекращена Иваном III В 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван 111 ввел «данные «деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские «, «пищальные «- для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и «полоняночные «деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо «. «Сошное «письмо предусматривало измерение земельных площадей, В том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в ус-
ловные подашные единицы «сохи «и определение на этой основе налогов. «Соха «измерялась в четвертях или четях (около 0, 5 десятины), её размер в различных местах был неодинаков.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине Х\/11 века была установлена единая пошлина для торговых людей - пять копеек с рубля оборота.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV - Х\/11 веке была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 году Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
Эпоха Петра 1 характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из - за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщики, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.
В то же время Петром 1 был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.
При Петре 1 были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер - коллегия, штатс -контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была созда- -на экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. В 1802 году манифестом Александра 1 «Об учреждении министерств «было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: «Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление ка-
зенными и Государственными частями, кои доставляют правительству нужные доходы и генеральное для всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов «.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 ГОДУ.
Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка деференцирова-лась по классам губерний.
Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов 1, 11и111 гильдии вместо подушной подати. Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2, 5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов 1 и II гильдий. Размер капитала записывался «по совести каждого «. Кроме того действовала патантная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки т. е. плата за каждое торговое заведение.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений, временные надбавки на ускорение выплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 года). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов - на уплату долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, должны были платить вдвое больше.
Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.
Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только
фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
В 70 - 80-е годы 20 века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального произв-одства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.
Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45%, а в 1991 году -до 42%; в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37, 5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями:
Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение про- изводства первичных товаров и ограничение вторичных.
Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. Принципы налогообложения:
Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия.
разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблогаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде- ленный законом период;
научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный
подход к их установлению;
дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречищую основам рыночного хозяйствования;
стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные.
В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются ввиде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - толь-ко Физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они мо-?гут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и-^универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход. Налоговая система имеет следующий вид
Налоговая система
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эф-фект.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.
Система подоходного обложения распространятся также на страховые орга- низации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничествтг вызывает необходимость взимания налога не только с получаеых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами об- щественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.
Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования до 1991 года не бала объектом присталь- ного внимания, так как земля была бесплатной для основных её потреби- телей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и админист-ративные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользование землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли - арендная плата).
В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие
воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.
Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализа- ция принципа самоокупаемости произведенных затрат выдвигают задачу \ введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно ввести плату за воду, отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных систем.
Лесной доход имеет цель частично покрыть расходы государства на воспроизводство древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает по-пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древисины, расстояния её вывоза до подъездных путей.
В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены соответствующие санкции за нарушение производственной (технологичес-кой) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессив- ное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.
Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. На- лог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства де- \ нежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражда- \
нам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиква- риата, ювелирные изделия и так далее.
Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства п-ревышало его оценку на день открытия наследства.
Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины. Таможенные пошлины бывают ввозные и вывозные. Ввозные таможенные пошлины выполняют три функции:
1. Протекционистскую - защита национальных производителей от иностранных конкурентов.
2. Фискальная функция. 3. Обеспечить национальных потребителей товарами которые не производятся внутри страны, или производятся в недостаточном количестве. Пошлины бывают следующих видов:
Сезонные - для оперативного регулирования ввоза и вывоза товара. 1 - Специальные - в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях наносящих ущерб оте-
чественному производству или конкурирующим товарам. - Антидемпинговые пошлины:
а) Если ввоз товара осуществляется по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране ввоза.
Ь) Если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям.
с) Если такой ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране ввоза.
Компенсационные пошлины - в случае ввоза товара при производстве или вывозе которых прямо или косвенно используются субсидии.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчисления бюджетных платежей.
Система налогов введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог с оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении цен. 1 Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание стало весьма сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и предложением, вообще исключают необходимость налога с оборота.
В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на прирост средств, направляемых на потребление. Имевшее место серьезное ограничение роста заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развернуть и активизировать предпринимательскую деятельность и просто не целесообразно при либерилизации цен с их неизбежным высоким первоначаль-IHHM повышением. Налоговая система 1990 - 1991 годов совсем не учитывала при пере-
ходе к рыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принималось во внимание, что свобода предпринимательства, появление частной собственности, приватизация государственных и муниципальных предприя-тий, отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать деньги приведут к значительному увеличению недвижимого и иного иму-щества во владении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи, обмена, дарения, наследства.
Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая система Росии призвана смягчать серьезнейшие диспропорции экономического развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так и порожденные современной перестройкой второй половины 80-х годов. С помощью налогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру и объемы производства, осуществлять протекционистскую или ораничивающую экономическую политику по отношению к отдельным отраслям и регионам, проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодейс-твовать монополизму, изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от монопольного роста цен. Одновременно налоговая система выступает регулятором личных доходов граждан.
Принятый в Росии новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации «предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных образовании, и местные налоги.
Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них.
Налоги в России впервые разделены на три вида. Федеральные налоги взимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей равными долями зачисляются в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
1.
Из местных налогов (а их всего 23) общеобязательны только три -налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также регистра- ционные сборы с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Остальные двадцать устанавливаются (или не устанавливаются) по решению местных органов управления. По большинству местных на-
логов предельная ставка ограничена законодательством Российской Федерации.
В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов исключительно важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятельности. Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий и организаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственной производственной и непроизводственной базы при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации).
Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания. В целях стимулирования развития и совершенствования образовательного процесса установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль на другие социально - культурные нужды.
Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципиальные изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объектом налогообложения теперь является не месячный заработок, а совокуп-ный годовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных поступлений в понятие совокупного годового дохода входят доходы, полученные в натуральной форме, оплачиваемые предприятиями услуги работнику, дивиденты по акциям.
Существенно изменена прогрессия шкалы подоходного налога. Новым является то обстоятельство, что от уплаты налога никто не освобождается, хотя многим категориям граждан предоставлены значительные льготы.
Знание налогового законодательства перестало быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.
Список литературы
1) Мировая экономика и международные отношения - N8 1993 год.
2) Налоги - под редакцией Черника Д. Г. 1995 год.
3) Финансы - под редакцией Родионовой В. М. 1993 год.
4) Экономикс - Макконел К. Р., Брю С. Л. 1993 год.
Описание предмета: «Налоговое право»Предметом налогового права являются налоговые отношения как самостоятельный объект. Общая теория налогов,
система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых
отношений - все эти вопросы рассматриваются в рамках налогового права.
Литература - Налог на прибыль организаций. – М.: Ось-89, 2002. – 464 с.
- Налог с продаж в 2002 году. – М.: Информцентр XXI века, 2002. – 236 с.
- С.И. Бакина. Налог с продаж. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 160 с.
- Налог на прибыль. 2000/2001. – М.: КОДЕКС, Проспект, 2000. – 144 с.
- Н.Д. Кочетова. Налог на прибыль в 2002 году. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 144 с.
- Налог на доходы физических лиц в 2012 году. – М.: Омега-Л, 2012. – 144 с.
- Единый социальный налог. Ответы на вопросы. Разъяснения и рекомендации. Нормативные документы. – М.: Учебно-методологический центр при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, 2003. – 208 с.
- Л.Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 254 с.
- В.Б. Гуккаев. Налог с продаж в 2003 году. – М.: Вершина, 2003. – 144 с.
- Ж.А. Морозова. Единый социальный налог: последние изменения. – М.: Бератор, 2003. – 224 с.
- Популярная экономика. Зарплата, пенсия, налоги. – М.: Мир книги, 2003. – 120 с.
- Под редакцией Н.С. Чамкиной. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. – М.: Статус-Кво 97, Налог Инфо, 2007. – 496 с.
- Под редакцией Н.С. Чамкиной. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. – М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008. – 496 с.
- А.И. Бабкин. Библиотека Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Книга 1. Налоги. Применение арбитражными судами налогового законодательства. – М.: Деловой экспресс, 2002. – 720 с.
- Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.
- А.В. Брызгалин. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах. – М.: Налоги и финансовое право, 2012. – 128 с.
- Финансы, налоги и кредит. – М.: РАГС, 2001. – 552 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|