Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Малое предпринимательство

Предпринимательство

Малое предпринимательство играет всё более важную роль в экономическом развитии Ростовской области. Оно получило признание в качестве той силы, которая способна мобилизовать средства, производить нужные товары и услуги, обеспечивать занятость и развивать условия для торговли.

В настоящее время это самый молодой и динамично развивающийся сектор экономики. За период с 1995 по 1999 годы количество малых предприятий в области увеличилось с 12 до 27 тысяч.

По данным последних лет среди других субъектов Российской Федерации Ростовская область входит в десятку регионов России, где малое предпринимательство наиболее успешно развивается. Так, по количеству малых предприятий и по сумме прибыли, полученной ими, область находится на 6-м месте в Российской Федерации, по числу занятых на малых предприятиях и по объему произведенной ими продукции - на 4-м месте, по объему выручки от реализации - на 5-м.

В Северо-Кавказском регионе Ростовская область опережает своих соседей как по числу малых предприятий, так и по количеству занятых в этом секторе экономики.

Последние пять лет малое предпринимательство в Ростовской области развивается стабильно, однако неравномерно, судя по информации таблицы 1, 2.

Таблица 1.

Отрасли

Число малых предприятий, единиц

1.01.95

1.01.96

1.01.97

1.01.98

1.01.99

Всего

12030

21401

20177

27239

27327

в том числе

 

 

 

 

 

Промышленность

1957

3315

3406

4456

4923

Строительство

2214

4156

3732

4432

4517

Торговля и общественное питание

5672

10384

9362

13241

12764

Транспорт

198

327

341

533

593

Сельское хозяйство

144

238

314

381

689

Наука и научное обслуживание населения

495

780

860

781

840

Прочие

1350

2201

2162

3415

3001

Таблица 2

Отрасли

Темпы роста числа МП, %

1.01.96 1.01.95

1.01.97 1.01.96

1.01.98 1.01.97

1.01.99 1.01.98

Всего

177,9

94,3

135,0

100,3

в том числе

 

 

 

 

Промышленность

169,4

102,7

130,8

110,5

Строительство

187,7

89,8

118,8

101,9

Торговля и общественное питание

183,1

90,2

141,4

96,4

Транспорт

165,2

104,3

156,3

111,3

Сельское хозяйство

165,3

131,9

121,3

180,8

Наука и научное обслуживание населения

157,6

110,3

90,8

107,6

Прочие

163,0

98,2

158,0

87,9

К примеру, в течение 1995 г. наблюдается значительный рост общего числа МП, темп роста составил  -177%.

В 1996г. отмечается снижение этого показателя.

В 1997 г. снова рост количества МП. В целом по области темп роста составил 135%.

В 1998 г. количество малых предприятий практически не изменилось, темп роста - 100%.

Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой малого предпринимательства как сектора экономики, а во-вторых, мировой тенденцией доминирования нематериальной сферы над производственной. Так, в 1998 г. большая часть малых предприятий работало в сфере торговли и общественного питания - 46% малых предприятий. В строительстве и промышленности функционировало 18% и  17% малых предприятий соответственно, о чём свидетельствует Диаграмма 1, представленная на экране.

В результате структурных сдвигов доля промышленных МП в общем числе малых предприятий выросла с 16,3% на начало 1995г. до 18% на начало 1999 г.. Удельный вес МП, занятых  торговлей и общественным питанием, несколько снизился и составляет 46,7%.

Диаграмма 1.

 

 

Транспорт (2%)

 

Сельское хозяйство (3%)

 

Прочие (11%)

 

Промышленность (18%)

 

Строительство (17%)

 

Наука и научное обслуживание населения (3%)

 

Торговля и общественное питание (46%)

Распределение числа МП по территории области неравномерно. В расчёте на 1000 жителей наибольшее количество малых предприятий работает в ггРостове-на-Дону (14,7), Батайск (6,9), Новочеркасск (6,7), Таганрог (7,7), Волгодонск (6,4), Аксайский район (11,3). Менее 1 предприятия на 1000 жителей приходится в Весёловском, Морозовском, Куйбышевском, Чертковском, Советском, Милютинском, Ремонтненском районах.

По итогам 1998г. на малых предприятиях Ростовской области работали 266,8 тыс. человек.

Диаграмма 2.

 

 

Промышленность (10.1)

 

Строительство (11.7)

 

Торговля и общественное питание (6.1)

 

Транспорт (16.2)

 

Сельское хозяйство (10.4)

 

Наука и научное обслуживание населения (3.1)

 

Прочие (6.0)

Общая численность занятых на одном МП составила 10 человек. Самыми крупными были предприятия транспорта, на каждом из которых в среднем работало 16 человек.  По 10 человек работающих было на МП промышленности, сельского хозяйства. Самые малочисленные - предприятия науки (3 человека) и торговли и общественного питания ( 6 человек). Информация о среднесписочной численности в расчёте на одно малое предприятие приведена в Диаграмме 2.

Численность занятых на малых предприятиях на постоянной основе возросла за период с 1995 г. по 1999 г. более чем в 2,5 раза.

Наибольший прирост занятых за указанный период наблюдался на предприятиях транспорта, сельского хозяйства, промышленности. Прирост постоянно занятых в строительстве, науке и научном обслуживании отмечался несколько меньшими темпами.

Диаграмма 3.

 

 

Торговля и общественное питание (37%)

 

Транспорт (4%)

 

Сельское хозяйство (3%)

 

Наука и научное обслуживание населения (1%)

 

Прочие (8%)

 

Промышленность (23%)

 

Строительство (24%)

В отраслевом разрезе преобладает занятость в трех отраслях народного хозяйства: в промышленности, строительстве и общественном питании, что представлено на Диаграмме 3.

Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России по состоянию на  1 июля 1998 года составила 144 тыс. человек, основными видами деятельности которых является торгово-закупочная и предоставление различных услуг населению.

Уровень развития малого предпринимательства в городах и районах области не одинаков. Так, в семи городах и районах области доля занятых в этом секторе экономики превышает 30% работающих во всех отраслях народного хозяйства., в шестнадцати - от 20 до 30%, в остальных до 20%.

Малыми предприятиями Ростовской области в 1998г. произведено товаров, работ (услуг) на сумму 2553 тыс.руб. Две трети продукции, товаров (услуг) произведено предприятиями промышленности, строительства, торговли и общественного питания.

Диаграмма 4.

 

 

Промышленность (146.8)

 

Строительство (124.2)

 

Торговля и общественное питание (56.2)

 

Транспорт (132.5)

 

Сельское хозяйство (161.5)

 

Наука и научное обслуживание населения (144.3)

 

Прочие (80.5)

Производительность труда (объем производства по всем видам деятельности в расчете на одного работающего) в среднем составила за 1998 г. 11,7 тыс. рублей, при этом наиболее высокая производительность труда отмечалась на предприятиях науки и научного обслуживания 46,6 тыс.руб.. В расчете на 1 малое предприятие в среднем  произведено продукции, товаров (услуг) на сумму 93,5 тыс.руб., что отражено на диаграмме 4.

В расчете на одно предприятие капитальные вложения за 1998 г. составили в среднем 10,6 тыс. рублей. В отраслевом разрезе наиболее активную инвестиционную политику проводили МП транспорта и связи, где данный показатель превысил средний по всем отраслям в 2 раза.

Анализ развития малого предпринимательства свидетельствует о том, что этот сектор экономики переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности.

Всё шире используются преимущества малого бизнеса: лучшая адаптация к изменяющейся конъюнктуре спроса; более низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов; более высокий уровень наукоёмкости продукции, самозанятости, молодёжного состава персонала среди руководителей. Именно в секторе малых предприятий прежде всего можно ожидать позитивных изменений социально-экономического положения в ближайшие годы.

Вместе с тем особенностью малого предпринимательства является высокая степень зависимости от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды.

Многие проблемы в развитии малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства, а именно:

ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, низкая покупательная способность населения;

ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур;

жесткость фискальной и кредитно-денежной политики;

чрезмерный рост затрат субъектов малого предпринимательства на продукцию и услуги естественных монополий.

Существует три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих создание новых предприятий:

1. Организационные проблемы (регистрация, юридическое оформление предприятия, открытие счёта в банке и др.).

2. Материально-финансовые проблемы (формирование капитала для регистрации предприятия, формирование стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками сырья и сбыт продукции).

3. Обеспечивающие проблемы (низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток финансовых средств и нестабильность законодательства).

Серьёзным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Кроме того существует проблема нехватки производственных и служебных помещений, которая тормозит развитие малого предпринимательства.

Стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока ещё не стало основой государственной экономической политики, ориентиром для деятельности всех органов власти. Интересы поддержки малого бизнеса вступают в противоречие с задачами форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов, затратными методами решения социальных проблем.

Полностью устранить или существенного ограничить действие всех этих негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства в рамках специализированных программ. Это является необходимым условием для развития малого бизнеса.

За последнее время произошёл ряд событий, которые могут оказать влияние на организацию поддержки малого предпринимательства в области и в Российской Федерации в целом.

Создание Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (Ходарев) путём объединения Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ с Государственным антимонопольным комитетом РФ и образование в структуре созданного Министерства Департамента по развитию и поддержке предпринимательства, возглавляемого Ушкаловым А.С.

Изменения произошли и в структуре исполнительной власти области. Отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства Администрации области (Кужарова А.И.) вошёл в состав Министерства экономики, международных и внешнеэкономических связей области. В настоящее время вопросы поддержки и развития малого предпринимательства курирует Заместитель Главы Администрации (Губернатора) области - министр экономики, международных и внешнеэкономических связей, член правительства - Аверченко В.А.

7 апреля 1998 года Главой Администрации (Губернатором) области была утверждена Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 1998-1999 годы, принятая Законодательным Собранием Ростовской области в установленном порядке.

Основной целью Программы является создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

Программа включает в себя 46 мероприятий по четырем основным направлениям поддержки  и подпрограммы поддержки малого предпринимательства в сельских районах, жилищно-коммунальной сфере и военнослужащих, уволенных в запас, и их семей.

На реализацию мероприятий программы предусматривалось направить более 35 млн.руб., в том числе из средств областного бюджета 6,7 млн.руб.

Диаграмма 5.

 

 

Средства государственного фонда занятости по Ростовской области (27%)

 

Прочие (2%)

 

Средства областного бюджета (5%)

 

Средства муниципальных бюджетов (16%)

 

Средства федерального бюджета (50%)

В 1998г. на финансирование мероприятий программы из различных источников направлено более 24 млн.руб., в том числе из областного бюджета 1,2 млн.руб.(Диаграмма 5).

Основными разделами Программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Финансово-кредитная и производственная поддержка.

3. Инфраструктура поддержки.

4. Интеграционные мероприятия на региональном и межрегиональном уровнях, международное сотрудничество, в т.ч. в рамках СНГ.

На протяжении последних двух лет малое предпринимательство области стало объектом законодательного и нормативного регулирования. За это время принят ряд правовых актов, затрагивающих различные аспекты деятельности этого сектора экономики, включая вопросы финансового обеспечения, организации его инфраструктурной поддержки и налогового законодательства.

В рамках реализации Региональной программы подготовлена нормативно-правовая база поддержки малого предпринимательства, в том числе:

Областной Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";

Решение Законодательного Собрания области "Об установлении стоимости патентов на 1998 год для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица";

Соглашение между Администрацией Ростовской области и Государственным Комитетом по развитию малого предпринимательства (ГКРП) России " О совместной деятельности по развитию малого предпринимательства в Ростовской области";

Соглашение между Администрацией Ростовской области и Мэрией г.Москвы в сфере развития предпринимательской деятельности;

Постановления Главы Администрации: "О предоставлении финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства", "О создании Регионального центра поддержки малого предпринимательства", "О создании ЗАО "Межрегиональный маркетинговый центр", "О создании регионального фонда поддержки малого предпринимательства Ростовской области"

Внесены изменения в Положение "О порядке проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства".

Одним из наиболее важных законодательных актов прошлого года является Областной Закон "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности", введению которого предшествовала большая работа со стороны Министерства финансов, Министерства экономики, Госналогинспекции и Комитета государственной статистики области, а также депутатов Законодательного Собрания области. В целях успешной его реализации, учитывая интересы плательщиков, подпадающих под действие Закона, распоряжением Главы Администрации области создана областная комиссия по сбору, изучению и проведению анализа обращений предприятий и предпринимателей, связанных с введением данного Закона. Аналогичные комиссии были созданы и работали во всех городах и районах области.

В настоящее время комиссией рассмотрено более 250 предложений и замечаний от предприятий, общественных объединений и инициативных групп предпринимателей, администраций городов и районов области.

Все поступившие предложения условно можно разделить на три группы:

1. Предложения по внесению изменений в Областной Закон, противоречащие действующему законодательству РФ, которые касаются изменений круга плательщиков налога, порядка расчётов, учёта и отчётности. Указанные предложения были отменены.

2. Предложения, которые явились следствием невнимательного прочтения предпринимателями Областного Закона. К ним относятся вопросы в части возможности работы на различных рынках города по одному свидетельству об уплате единого налога, порядка перечисления единого налога. В настоящее время по указанным вопросам найдены компромиссные решения в рабочем порядке.

3. Остальные предложения, основная часть которых сводится к установлению корректирующих коэффициентов в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности и вида реализуемой продукции, снижения базовой доходности по отдельным видам деятельности, направлены членам Комиссии для проведения дополнительных расчётов и заключения.

Результатом 2-х месячной работы комиссии явилось внесение изменений в Областной Закон "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности" в установленном порядке. В настоящее время Администрацией области, государственной налоговой инспекцией по Ростовской области, Департаментом потребительского рынка, товаров и услуг продолжается приём обращений и предложений предпринимателей по внесению изменений в Областной Закон, которые рассматриваются на заседаниях комиссии.

Главной целью финансово-кредитной политики Администрации области реализуемой Региональной программой государственной поддержки малого предпринимательства явилось устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных эффективных программ и  проектов.

Приоритеты Программы в данной сфере нацелены на освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих развитие финансового лизинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования, предоставление государственных льготных инвестиционных кредитов и гарантий по инвестиционным кредитам для быстроокупаемых проектов малых предприятий в сфере развития фермерских хозяйств, поддержки малых предприятий в сельской местнойсти и шахтёрских городах.

В рамках реализации финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства в 1998г. проведено 3 конкурса инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства, кредитование которых осуществляется за счет средств областного бюджета и Департамента Федеральной службы занятости населения по Ростовской области.

По итогам трех конкурсов определены 14 победителей, с которыми в 1998г. заключено кредитных договоров на сумму более 3 млн.руб.

Диаграмма 6.

 

 

Производство промышленной продукции (47%)

 

Производство сельхозпродукции (4%)

 

Общепит (4%)

 

Производство продуктов питания (45%)

45 % кредитных средств направлено на организацию производств по переработке муки, крупы, семян подсолнечника, изготовлению майонеза, горчицы, соевых продуктов и других продуктов питания; 47%  - на производство промышленной продукции, о чём свидетельствует Диаграмма 6. В 1998 году в значительной степени была расширена работа по кредитованию малых предприятий Ростовской области за счёт запуска программы кредитования малого бизнеса КБ "Центр-Инвест", обладающего отлаженным механизмом лизингового кредитования предприятий малого бизнеса и частных лиц на приобретение автотранспортных средств. Снижены сроки рассмотрения кредитов с момента подачи заявки на момент фактического финансирования (1-2 недели, в зависимости от сложности проекта). 68% от общего объёма кредитования было направлено на развитие сферы производства товаров народного потребления и предоставление услуг населению, 32% - на поддержание оптовой и розничной торговли.

В 1998 году на развитие малого бизнеса в шахтёрских городах и районах области было выделено 12460,1 тыс.рублей из средств государственной поддержки реструктуризации угольной отрасли.

Наблюдательными Советами шахтёрских городов и районов области эти средства были направлены на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор и его Донецкий филиал), на микрокредитование проектов малого бизнеса, а также на субсидирование (самозанятость) шахтёров, уволенных с закрывающихся шахт. В гг.Белая Калитва и Шахты проводился эксперимент по выдаче целевых сертификатов, выделяемых высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности на приобретение средств производства для реализации проектов в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

В 1998 году за счёт финансовой поддержки из средств Государственного Фонда Занятости населения в общей сумме 3,2 млн.рублей открыли собственное дело 1119 безработных граждан, стоящих на учёте в службе занятости населения. В основном направления организации предпринимательской деятельности остались традиционными: бытовые услуги населению, торговля, производство и переработка сельхозпродукции. Среди прочих видов самозанятости можно выделить организацию ветеринарного пункта, оказание информационных и консалтинговых услуг, изготовление печатной и рекламной продукции.

Одним из наиболее важных направлений финансово-кредитной явилось формирование регионального гарантийного фонда поддержки малого предпринимательства, положение о котором утверждено постановлением Главы Администрации области, что нашло отражение в Областном Законе "Об областном бюджете на 1999 год", в котором предусмотрено предоставление поручительств по кредитным заимствованиям предприятий Ростовской области, прошедших конкурсный отбор в рамках реализации Региональной программы поддержки малого предпринимательства, в общей сумме не более 2687,0 тыс.рублей.

В целях создания более благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории Ростовской области решением Законодательного Собрания области от 31.03.98 №143 была снижена стоимость патентов и увеличено количество видов деятельности для предпринимателей, применяющих упрощённую систему.

В рамках производственной поддержки в 1998 году субъекты малого предпринимательства участвовали в конкурсах на получение государственного заказа.

По информации областных министерств в 1998 году 42 субъекта малого бизнеса стали победителями конкурсов на размещение областного заказа, объёмы поставок составили 32,7 млн.рублей.

Основными видами выполненных работ (услуг) предприятий малого бизнеса для государственных нужд было осуществление ремонтно-строительных работ и обеспечение продуктами питания, медикаментами и мягким инвентарём.

В 1998 году получила дальнейшее развитие деятельность по созданию объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Зарегистрированы в органах государственной регистрации специализированные объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса: ЗАО "Межрегиональный маркетинговый центр" и Некоммерческое партнёрство "Региональный центр поддержки малого предпринимательства". В Новошахтинске начал успешно функционировать Информационно-консалтинговый центр при Новошахтинском зональном бизнес-инкубаторе.

В области функционирует широко разветвлённая сеть опорных пунктов на базе учебно-образовательных учреждений городов и районов области, в которых ежегодно проходят переподготовку и обучение основам предпринимательской деятельности более 1000 безработных граждан, стоящих на учёте в службе занятости населения.

Необходимо отметить, что, создавая в 1998 году новые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, не удалось добиться должной эффективности работы существующих объектов.

Так, деятельность Ростовского регионального государственного фонда поддержки малого предпринимательства за 1998 год Попечительским Советом трижды признавалась неудовлетворительной. Проверка, проводимая Министерством финансов области, выявила грубые нарушения финансовой дисциплины руководства Фонда, нецелевое использование бюджетных средств, выделенных Фонду на кредитование субъектов малого предпринимательства-победителей конкурса инвестиционных проектов, имеет место задолженность Фонда перед областным бюджетом.

К сожалению, в прошедшем году Фонду так и не удалось приступить к осуществлению своей основной функции - финансовое обеспечение государственной политики Администрации области в части поддержки малого предпринимательства. Деятельность Фонда по сути дела была сосредоточена в таких сферах, как консультирование и участие в проведении различных мероприятий.

В настоящее время решается вопрос о реструктуризации задолженности Фонда перед областным бюджетом, а также о назначении нового руководителя Фонда. Кроме того, Попечительским Советом Фонда в 1999 году ставится задача пересмотреть коренным образом деятельность Фонда и усилить его роль в системе государственной поддержки малого предпринимательства области.

В 1998 году в рамках выполнения мероприятий Региональной Программы Министерством культуры области уделялось большое внимание в развитию народных промыслов и ремёсел на Дону, в том числе вопросам поддержки и стимулирования деятельности мастеров-умельцев, сохраняющих и развивающих народное прикладное искусство.

Во многих территориях идёт процесс создания кружков, студий по прикладным видам творчества, авторских школ, мастерских. Таким образом, осуществляется работа по развитию таких видов ремёсел, как художественная обработка дерева, роспись по дереву, изготовление поделок из керамики, лозы, чакона, шорное мастерство и др.Обеспечивается преемственность в деле сохранения и развития прикладных видов искусства, приобщения детей и подростков к практическому освоению народных ремёсел. Наиболее активно эта работа ведётся в Морозовском, Красносулинском, Семикаракорском, Константиновском, Неклиновском, Тарасовском, Орловском, Сальском, Октябрьском, Бело-Калтвинском, Целинском районах.

В прошедшем году малые предприятия активно участвовали в проводимых в области и за её пределами выставках-ярмарках, смотрах-конкурсах. Только Торгово-выставочным комплексом "Роствертол" проведено более 40 выставок, в которых принимали участие субъекты малого предпринимательство.

Субъектам малого предпринимательства была предоставлена возможность льготного участия в Российско-украинской многоотраслевой выставке-ярмарке "Сотрудничество-98" в г.Донецке, по итогам которой заключён ряд договоров на поставку и реализацию продукции.

В течении 1998 года на Ростовском телевидении в телепередаче "Деловой Дон" регулярно освещались проблемы развития предпринимательской деятельности и вопросы государственной поддержки малого бизнеса. Кроме того, проводились "круглые столы", семинары и встречи предпринимателей с представителями органов государственной власти области, Торгово-промышленной палаты, страховыми компаниями, таможенным комитетом, территориальным управлением антимонопольного комитета.

На территории области реализуются различные международные программы, направленные на развитие предпринимательского потенциала населения, в т.ч. молодёжи, безработных, военнослужащих, уволенных в запас.

Одной из наиболее успешных программ является Программа развития Организации Объединённых Наций - EMPRETEK. Ростовская область стала модельной базой программы EMPRETEK в России по развитию малого и среднего предпринимательства, который в будущем будет тиражироваться в других регионах страны.

В рамках программы "Бизнес для России" Совета по международным исследованиям и научным обменам в 1998 году бесплатную 5-ти недельную стажировку в США прошли около 50 представителей малого бизнеса, владеющие английским языком.

Российско-Британский Консалтинговый центр активно содействует процессам экономической реформы в Ростовской области, в том числе развитию предпринимательства.

Инвестиционный Фонд США - Россия реализует на территории области ряд, программ, в том числе:

Программу кредитования предприятий малого бизнеса - "Банк-партнёр" (в 1998 году кредитный портфель Фонда составил 40 фактически выданных субъектам малого бизнеса кредитов на общую сумму около 2,5 миллионов долларов США);

Программу потребительского кредитования на приобретение автотранспортных средств;

Программу технической помощи, в рамках которой предоставляются гранты непосредственно тем компаниям, в которые Фонд осуществляет инвестиции.

Российско-Американская школа Бизнеса, учреждённая Центром Гражданских инициатив, осуществляет программу эффективного производства, направленную на передачу российским предпринимателям американского опыта по управлению бизнесом. С этой целью формируются группы, состоящие из специалистов отдельных отраслей хозяйства, и направляются на стажировку в США.

Фонд "Евразия" осуществляет на территории области деятельность по предоставлению грантов по 8-ми программным направлениям, в том числе и на развитие предпринимательства.

Необходимо упомянуть о совместной программе микрокредитования Ростовского банка Сбербанка России и Европейским банком реконструкции и развития, реализуемая на территории области.

В рамках соглашения между Администрацией Ростовской области и Мэрией г. Москвы осуществляется информационно-методический обмен по проблеме развития и поддержки малого предпринимательства, регистрации и отработки новых механизмов налогообложения.

Во исполнение Указа Президента РФ от 29 июня 1998 №730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" Администрацией области проведён анализ затрат, связанных с открытием собственного дела. Определены основные направления для администраций городов и районов области в части приведения в соответствие с действующим законодательством и снижения затрат на открытие и ведение деятельности малых предприятий.

Важным итогом 1998 года является изменение отношений к малому предпринимательству со стороны администраций городов и районов области

На основании Областного Закона "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области" и в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными отделом по поддержке и развитию малого предпринимательства, в 39 городах и районах области приняты муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что многие из принятых программ не достаточно ориентированы на специфику города или района, где предусмотрена их реализация, не в полной мере учитывают рекомендации Администрации области, а самое главное - не предусматривают финансирование из местных бюджетов.

На поддержку малого предпринимательства из бюджетов городов и районов области из запланированных 4039,0 тыс.рублей в 1998 году выделено 3886 тыс.руб. Указанные средства предоставлены в виде гарантий и поручительств по кредитам субъектов малого предпринимательства, льгот по местным налогам и платежам, льгот по аренде муниципального имущества и непосредственно в качестве финансирования мероприятий муниципальных программ.

Администрациями муниципальных образований путем мониторинга проводится анализ влияния малого предпринимательства на экономику городов и районов, результаты которого свидетельствуют, что по районам и городам показатели существенно отличаются от среднего в ту и другую сторону.

В 31 муниципальном образовании уровень занятости на малых предприятиях ниже среднего по области, который составляет 20%. Наиболее высокий уровень занятости на малых предприятиях в Шолоховском (54%) и Каменском (44%) районах.

Объём продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства, как правило, выше или равен уровню занятости в малом бизнесе. Наиболее высокий уровень объёма произведённой продукции субъектами малого предпринимательства в Тацинском (94%), Усть-Донецком (76%), районах, г.Миллерово (50,4%), Таганрог (49%).

Объём налоговых поступлений субъектов малого предпринимательства, как правило, существенно ниже уровня занятости и объёма произведённой продукции в малом бизнесе (исключение составляют Дубовский 53,4%, Целинский - 59,2%, Шолоховский - 68%, Егорлыкский - 88% районы).

В целом можно констатировать, что органы местного самоуправления уделяют недостаточно внимания поддержке малого предпринимательства в городах и районах области. Речь идёт не только о недостаточном финансировании из средств местных бюджетов, но и о недостаточной поддержке по другим направлениям. К примеру, о передаче в аренду, в пользование, на других законных основаниях свободных помещений и оборудования; о продвижении продукции местных производителей в другие регионы; участии в конкурсах на получение госзаказа; защите предпринимателей от произвола администраций рынков и т.п.

Несколько дней назад специалисты управления цен и отдела по поддержке и развитию малого предпринимательства выезжали по жалобе предпринимателей, торгующих на рынке г.Азова, возмущённых необоснованно высоким уровнем платы за торговое место, при том что администрация города является одним из держателем пакета акций. Аналогичные жалобы поступают и от предпринимателей г.Ростова-на-Дону, например от торгующих на рынке "Осгон".

Примером осуществления поддержки предпринимательства со стороны органов местного самоуправления может служить помощь администрации г.Каменска-Шахтинского предпринимателю Лунину В.П., которому было передано в аренду пустующее помещение, центром занятости был выделен кредит на организацию новых рабочих мест. В результате совместных усилий в настоящее время ООО "Хлеб Донца", возглавляемое Луниным, из небольшой пекарни переросло в солидную агропромышленную фирму.

В заключение необходимо отметить, что успешное выполнение мероприятий Программы в 1998 году явилось первым этапом в реализации Региональной Программы в целом, рассчитанной на 1998-1999 годы.

На втором этапе реализации программы в 1999 году основное внимание будет уделено организации поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Специалисты Министерства экономики намерены работать с каждой территорий индивидуально. Будет оказана методическая и информационная помощь органам местного самоуправления в подготовке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства значительно возрастёт, если она будет сопровождаться общественной поддержкой, проводимой на радио, телевидении и других средствах массовой информации лозунг "Предприниматель - герой сегодняшнего дня!" будет воспринят и поддержан населением и общественностью области повсеместно.


Описание предмета: «Предпринимательство»

Предпринимательство - наука о правилах организации и ведения предпринимательской деятельности

Литература

  1. Н.Л. Маренков, Н.Н. Маренков. Управление инвестициями российского предпринимательства. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 224 с.
  2. А.И. Косолапов. Новый порядок налогообложения малого бизнеса: Комментарий к главам 26.2 и 26.3 НК РФ (вводный). – М.: Издательство экономико-правовой литературы, Омега-Л, 2002. – 64 с.
  3. Захарьин В.Р. Комментарий к главам 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации. – М.: ТД Элит-2000, 2002. – 336 с.
  4. О.В. Рожнова, С.Н. Гришкина. Учет и налогообложение в субъектах малого предпринимательства. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.
  5. Н.А. Джобава. Государственное регулирование малого предпринимательства. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 112 с.
  6. Малое предпринимательство в России 2006. – М.: Росстат, 2006. – 136 с.
  7. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
  8. А.В. Виленский. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. – М.: Наука, 2007. – 238 с.
  9. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
  10. А.В. Виленский. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. – М.: Наука, 2007. – 240 с.
  11. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее. – М.: Новое издательство, 2004. – 268 с.
  12. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2011. – 352 с.
  13. В.П. Буянов. Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской федерации. – М.: Московская академия экономики и права (МАЭП), 2006. – 188 с.
  14. В.В. Богалдин-Малых. Современный маркетинг в российском бизнесе. Тактика "черного ящика" в рискованной неопределенности. Предпринимательские, функциональные, операционные стратегии. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 960 с.
  15. Рамазан Шахбанов. Малое предпринимательство. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 276 с.
  16. Диана Сахабиева und Руслан Садыртдинов. Поддержка малого предпринимательства в городе Казани. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.
  17. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Малое предпринимательство в России:нужно ли его поддерживать и почему?
Предпринимательство
Курсовая работа
39 стр.
Экономическая деятельность малого предприятия. Проблемы малого бизнеса
Предпринимательство
Курсовая работа
48 стр.
Проблемы малого бизнеса
Предпринимательство
Диплом
100 стр.
Правовые формы государственной поддержки малого предпринимательства
Предпринимательство
Диплом
80 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Виктория
Спасибо большое!